Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Животные - помощники в русских народных волшебных сказках

Предисловие

Согласно представлениям древних славян, животные занимают срединную, центральную сферу мироздания, так же, как люди. Они максимально близки людям, более того, являются тотемными предками, поэтому чаще всего выступают в качестве помощников. Однако, в отличие от людей, многие волшебные животные обладают свойствами птиц, а другие способны спускаться в подземное царство. При необходимости попасть в высшую или низшую сферу мироздания герой прибегает к помощи животных.

Чаще всего выступает в роли помощника. Он обладает умением говорить, необычайной силой и волшебными свойствами, может передвигаться с необыкновенной скоростью даже по воздуху, помогает герою победить змея. Он мудрый, вещий, он верный друг и советчик героя.

Конь - детище и Белбога (стихии света) и Чернобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней.

Позже белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.

Среди других коней выделяется Сивка-Бурка. Его масть не случайна: у богатырей былинный конь тоже бурого цвета (родственно словам <<буря>>, <<буран>>). Это полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим голосом и выступает всегда на стороне добра.

Самые распространённые волшебные помощники - конь, медведь, волк, корова, ворон, орёл, волшебные птицы, а также щука.

Эти животные обладают сходными функциями:

1) могут разговаривать;

2) очень быстро передвигаются по земле и по небу, переносят героя в высший или низший мир;

3) могут превращаться в людей и превращать героя в животное;

4) помогают герою достичь цели, наделяя волшебными предметами или выполняя часть работы.

Несомненна связь практически всех этих образов с культом почитания тотемных предков. Многие связаны с представлениями о том, что после смерти душа человека превращается в птицу или другим способом должна достигнуть потустороннего мира.

Животные-помощники служат главным богам славянского пантеона: Перуну, Велесу, Стрибогу, Даждьбогу, Макоши. Большинство животных - помощников связаны как с богами солнечного цикла, так и с богами подземного мира и олицетворяют мысль о том, что всё в природе взаимосвязано.

В русских волшебных сказках рак также помогает герою.

Есть замечание о том, что рак связан с образом Рады, дочери Владычицы Моря, к которой сватается Морской Змей (Тритон). Кроме того, раки упоминаются как слуги Морского Царя.

Лягушка

Лягушка встретилась нам лишь однажды.

Её развитие до взрослой особи и лапки, подобные человеческим рукам, дают возможность сопоставить этих животных с первой ступенью скитания души. Поэтому в сказке <<Царевна - лягушка>> лягушка превращается в царевну, как презренное существо в именитое.

Известно также, что лягушка могла быть тотемным животным у мордовских племен, поселения которых граничили со славянскими.

Образ львицы в мифологии и фольклоре обладает особой романтикой. Она - символ материнства.

Интересно замечание Афанасьева: <<По свидетельству славянской сказки, победители страшного змея - богатыри Валигора и Вырвидуб (прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов) были вскормлены зверями: один - львицею, а другой - волчихою>>.

Есть сведения о том, что Даждьбог оборачивался львом в схватке с отцом - Перуном. А также сам Перун превращался в льва в схватке с дочерью Деваной, богиней-охотницей, которая сама могла оборачиваться в любого зверя или птицу, в том числе в львицу.

Медведь

Медведь также достаточно часто выступает в роли животного-помощника. Он не только разговаривает, но и оказывает покровительство герою, может наградить его богатством.

А. Н. Афанасьев, А. Л. Баркова и другие пишут о связи сказочного медведя со славянским богом Велесом: <<Имя Велеса восходит к древнейшему корню "vel" со значением "мертвый"; Велес - владыка мира мертвых. Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень встречается в словах "власть", "владеть", "велеть", "великий". Нисхождение в иной мир приносит герою мифа всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими способностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван "внуком Велеса").

Хозяин иного мира - божество - прародитель - в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества: бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым. Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства.

В качестве волшебного помощника сказочного героя встречается змей. Он разговаривает, помогает герою в достижении цели, оборачивается в человека и наделяет даром понимать язык животных.

Змей, змея - символ, представленный почти во всех мифологиях, связанный с плодородием, землей, водой, дождем, домашним очагом, огнем (особенно небесным). Тогда можно предполагать связь этого образа с богом-громовником.

Гораздо чаще, чем в роли помощника, змей встречается в сказках в роли противника героя, воплощения подземного мира, враждебного жизни.

Змей Горыныч всегда был порождением нежити, нечисти, не заслужившей никакого почитания и относился к змеям-драконам. Под этим существом подразумевались прежде всего грозные темные тучи, закрывающие солнце и лишающие весь мир источника жизни. С течением времени дракон-змей является уже не в виде самой тучи, а в виде вылетающих из этой <<небесной горы>> молний.

Согласно Афанасьеву, <<народные сказки нередко изображают змея в тяжелых оковах: в запертой комнате дворца висит он на железных крюках и цепях и только тогда срывается с них, когда вдоволь напьется воды или вина, т. е. весною, когда туча, оцепененная до того времени зимним холодом, наполняется дождевой влагою. Вода, испивши которой змею нипочем разорвать железные (ледяные) оковы, в одной сказке прямо названа живою водою>>.

Таким образом можно соотносить этот образ с богами нижнего мира, противопоставляя его Перуну и Сварогу.

Щука как помощник героя встретилась встречается в волшебных сказках. Она обладает даром речи, может предсказать будущее, выполняет желания в обмен на возвращение в воду.

Щука - олицетворение чуда морского, подводного чудовища, Водяного. Древнему человеку туча казалась щукой - великаном, проглотившим прекрасное светило дня.

Кроме того, с щукой в сказке связана идея рождения. С богом-творцом всего сущего Родом и соотносят эту рыбу.

Функции волшебного помощника в сказках может выполнять корова. Она может разговаривать, кормит героя или героиню, после смерти превращается в яблоню или ракитов куст и выполняет желания. От коровы в двух сказках рождается человек.

Эти факты позволяют утверждать связь сказочного образа коровы с представлениями славян о животных-предках.

Корова - зверь Велесов (есть даже сведения о том, что Велес был сыном Рода и коровы Земун, поэтому изображался с бычьей головой). Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова "деньги" и "скот" звучат одинаково.

Корова - питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса - молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная - ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц.

В прочитанных сказках в качестве героя-помощника выступал кот.

Кот - Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, как напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти.

Афанасьев считает, что эти громкие песни и вещания - метафоры завывающих вихрей и громовых раскатов, а напускной сон - оцепенение, производимое холодным дыханием ветров.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Лебединые девы - существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Первоначально они были олицетворением весенних, дождевых облаков, но потом стали дочерьми Океан - моря и обитательницами земных вод. Эти девы могли превращаться в голубиц или уточек, набрасывая на себя крылышки или перья. В других сказках эти мифические девы прилетают белыми лебедушками. Но одно неизменно, во всех сказках им приписываются необычайная мудрость, вещее значение; они исполняют трудные, выше человеческих сил, задачи и заставляют себе подчиняться саму природу. Таким образом, они связаны с богами воздушной и водной стихии.

Волшебная птица

В русских сказках существует несколько видов волшебных птиц: жар-птицы и лебединые девы.

Каждое перо жар-птицы <<так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч>>. Золотая окраска Жар - птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого (<<тридесятого царства>>), откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет. Жар - птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки <<за тридевять земель>>. Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар - птицы и словацкой <<птицы - огневика>> с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конем - птицей.

Жар-птица - воплощение лучезарного бога солнца и в то же время бога грозы. Она создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние её так же слепит глаза, как солнце или молния.

Можно также отметить связь этого образа с птицей Феникс. В ней воплотились представления об умирающей каждую зиму и возрождающейся весной природе.

Волк и собака

В сказках часто действует волк. Он не только разговаривает с героем, но и помогает ему, а также способен передвигаться с невероятной скоростью и оборачиваться в человека или в коня. В этом можно отметить общие истоки волка с образом коня и птицы.

По народным сказаниям, волк является олицетворением темной тучи, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты, поэтому волк иногда выступает в роли помощника героя. В то же время волк - туча, заслоняющая солнце, и вообще воплощение темноты. Также образ волка связан с почитанием Даждьбога.

Повторяющиеся на Руси сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя-хищника крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую. Говорит этот сказочный волк человеческим голосом и одарен необычайной мудростью. Именно он способен раздобыть даже живую и мертвую воду, воскресить мертвого героя. В этом нашло отражение почитание волка, как тотема, священного предка, хранителя племени. Собака в некоторых волшебных сказках тоже является помощником героя. Она также разговаривает, обладает даром предвиденья, помогает герою.

В роли волшебного помощника в сказках встречается и мышь. Она, как и другие животные, обладает даром речи. Кроме того, может предвидеть будущее и даёт советы.

Мышь в традиционных народных поверьях играет довольно значительную роль, вопреки её маленькому размеру. Во многих случаях она считается зверьком, олицетворяющим душу человека, который быстро и незаметно ускользает, как душа в момент смерти. Поскольку мыши являются пугливыми зверьками и живут в темных помещениях, им приписывались демонические и пророческие свойства.

Считается также, что в отличие от прочих грызунов, мышь связывалась не с Перуном-громовиком, а с Макошью, богиней-пряхой, богиней судьбы и домашнего очага, покровительницей женщин.

Пчелиная матка

В волшебных сказках в качестве помощника героя встретилась пчелиная матка.

Связь людей с насекомыми, подтверждаемая мотивом превращения, объясняет использование образов некоторых насекомых (пчела, оса, муха, комар, паук, муравей и т. п. ) в качестве тотемных предков.

С пчелой связан один из важных вариантов мотива плодородия - <<открытие>> весны. Но пчела иногда выступает как орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия. В таком случае можно предполагать связь образа с богами весны и солнца: Ярилой и Лелем.

По русскому поверью, пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки закинули невода в болото и вытащили оттуда пчелиный рой; от этого роя и расплодились пчелы по всему свету. Водяной дед - дождящий громовник; конь и бык - зооморфические олицетворения тучи, кровь - метафора дождя, пчелы - молнии. Легкокрылая пчела, наделенная от природы острым жалом, напоминала летучую и разящую молнию.

Соловей

Соловей в сказке помогает герою, предсказывая его судьбу.

Афанасьев приводит интересные сведения о соловье: <<В народных преданиях соловьиный щекот - символ весенних глаголов бога-громовника, вещающего в грохоте грома и свисте бури; как соловей, прилетая с весною, начинает свою громозвучную песню, свой далеко раздающийся свист по ночам, так точно и бог грозы с началом весны заводит свою торжественную песню, звучащую из мрака ночеподобных туч>>.

Отсюда становится ясным прозвище известного былинного персонажа Соловья - разбойника.

Издревле славяне боролись с нечистой силой оберегами, связанными с ежом, с помощью этих маленьких созданий лечили серьезные болезни.

Существует очень много легенд об этом существе, к примеру, древние славяне приписывали ежу умение прогонять нечисть, благодаря его колючкам. Ещё еж - яростный противник змей, и дорогу он им никогда не уступит. В таком случае можно предполагать его связь со змееборцем-Перуном.

В качестве помощника соболь выступает 1 раз в прочитанных нами сказках. В литературе мы нашли единственное упоминание о соболе как жертве, которую приносили Золотой Бабе - воплощению плодородия, которую почитали на Оби.

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Журавль

Журавль дважды помогает героям прочитанных нами сказок. Вероятна связь этого образа с представлениями славян о том, что после смерти душа человека превращается в птицу. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

Воробей

Воробей - птица, которой в народных представлениях присуща брачная символика, символика ловкости и проворства и мотив воровства.

В сказках известен мотив обращения мужа в воробья. В весенних и особенно в святочных хороводах воробей предстает в виде удалого гуляки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожена. В свадебных песнях жених уподобляется воробью.

Можно предположить связь воробья с богом любви Лелем и богиней Ладой.

Горлица

Горлица помогает герою, превратившись в девушку.

Кайсаров, Глинка и Рыбаков предполагают связь этого образа с сыном богини Лады по имени Дид (или правильнее Дит, Дито, Дитя, Дет): <<Он одет в полную славянскую одежду; венок на нем из васильков; он ласкает держа в руках двух горлиц. Сей бог имел свой в Киеве храм, и ему молилися замужние и женатые о благополучном супружестве и деторождении>>

Обладает даром речи, может превращаться в человека и облечен властью.

Ворон обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем). Умение подражать человеческому голосу, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне как о мудрой вещей птице.

Ворон в старинных славянских представлениях является прообразом ветра, и, по словам древних сказаний, не только приносит бурю на своих черных крыльях, но и воду - живую и мертвую. В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.

В древности ворон считался связанным с миром мертвых.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.

Заяц был посвящен Яриле - весеннему богу солнца и продолжения рода. Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Плывущий в бурю никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу - громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Орёл выполняет функции помощника в таких сказках как <<Елена Премудрая>>, <<Морской царь и Василиса Премудрая>>, <<Марья Моревна>>. Он говорит, может превращаться в человека, обладает необычайной силой.

Орел для всех славянских народов - царь-птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Простонародные русские сказания приписывают орлу способность пожирать сразу по целому быку и по три печи хлеба, выпивать за единый дух по целому ушату меда. Но эти же сказания рисуют его богатырь - птицею, разбивающею в мелкие щепки вековые дубы своей могучей грудью. Может царь-птица в своем гневе испускать из острого клюва огонь. По старинному поверью, у каждого орла в гнезде спрятан орлов камень, охраняющий от всех болезней.

Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над властью тьмы, он наделяется всегда только положительными качествами: силой, обновлением, зоркостью, созерцательностью.

А. Н. Афанасьев утверждает, что любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовника Перуна были орел и сокол.

Утка также встречается в сказках в образе волшебного помощника. Кроме дара речи, можно отметить вероятную связь этого образа с богами солярного цикла (Даждьбогом, Ярилой), о чём говорит золотая и серебряная окраска перьев.

По сказкам, в мировом яйце находится смерть Кощея Бессмертного; точнее, она находится на море на окияне, на острове на Буяне (мифологический центр мира), где растет зеленый дуб (мифологическое мировое древо); на ветвях висит (вариант: под корнями зарыт) сундук; в том сундуке заяц, а в зайце - утка (мифологические слуги Кощея). Вот в этой утке и находится смерть Кощея.

В связи с идеей сотворения мира из яйца утку соотносят с богом- творцом Родом.

Таким образом, утка связана и с богами подземного мира.

В русских волшебных сказках в качестве помощника выступает и сокол. Он обладает даром речи, может превращаться в человека и наградить героя такими же свойствами. Можно предположить связь этого образа со Стрибогом и другими богами воздушной стихии.

Сокол пользовался в русских песнях и сказках большим почетом. Его называли <<млад - ясен сокол>>, величая этим же именем красавцев добрых молодцев. Соколиные очи - зоркие очи. Сказочные герои обращаются в соколов, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить врага, незаметно появиться перед красной девицей.

Сокол считался воплощением небесных стихий. Он боевит, победоносен, неотразим в сражениях. Эта птица быстра, как свет или молния.

Петух в древнейшие времена считался воплощением огня. Петухи бывают напрямую связаны с высшими силами - добрыми и недобрыми.

Как представитель дневного рассвета, огня и молний, петух в мифических сказаниях изображается блестящею, красною птицею. В русских сказках известен тот же петушок-золотой гребешок.

В большинстве традиций петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня. Петух возвещает о начале дня и является проводником солнца. Он так же бдителен и всевидящ, как и солнце.

Также с ним связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни.

Светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём, а чёрный петух - с водой, подземным царством и символизирует смерть, божий суд, зло. Таким образом, прослеживается связь образа с богами солярного цикла, в частности Даждьбогом и Ярилой, и в то же время с богами подземного мира и водяным.

Ястреб и коршун в представлении русских объединяются в единый образ опасной птицы - хищника, воплощающей собой воинственную агрессивность, беспощадность и отсутствие благородства. Образ ястреба в первую очередь связывается со стремительностью атаки на противника.

Очень вероятна связь этого образа, как и других хищных птиц, с громовержцем Перуном, а также Стрибогом.

Сорока - это опасная птица-оборотень, ведьма-птица. Вещица, птица-людоедка - воплощенная судьба и смерть одновременно (представления о смерти как о похищении, поедании - одни из древнейших).

В представлениях древних славян существует связь сороки с божествами подземного мира.

В русских волшебных сказках выступать в роли помощника может также голубь. Он выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)