Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь и творчество Д. Н. Апросимова

Любой человек должен стремиться узнавать как можно больше об истории и культуре своего родного края. Когда-то в Усть-Майский район из разных мест нашей большой страны приехали мои бабушки и дедушки. Мои папа и мама родились уже в Эльдикане, здесь же появились на свет и мы с братом, значит, Усть-Майский район – это моя родина, история и судьба которой мне не безразлична. Читая немалое количество литературы о происхождении родного края, мы обратили внимание на то, что наш район нельзя назвать богатым на интересные творческие судьбы. Именно поэтому считаем, что невозможно пройти мимо такой самобытной личности, как наш земляк – эвенкийский поэт Д. Н. Апросимов, вписавший яркую страницу в историю якутской литературы.

Биография поэта

Детские годы. Истоки

Дмитрий Нестерович Апросимов родился 10 марта 1929 года в наслеге Кюпцы Усть-Майского района Якутии, в бедной семье охотника-эвенка. Указанную в хрестоматии для учащихся 5-9 классов «Литература народов Крайнего Севера» дату рождения поэта – 1930 год – следует считать ошибочной, что подтверждает проживающий ныне в наслеге Кюпцы сын Дмитрия Нестеровича Андрей Дмитриевич.

Отец будущего поэта, Нестор Ильич, с молодых лет работал в колхозе «Коммуна соула» («Путь к коммунизму») и был одним из лучших колхозников. Общительный и трудолюбивый, он снискал уважение сельчан. Мать Дмитрия, Мария Андреевна Кардашевская, родом из Чурапчи, была больной женщиной, рожала часто, как все в то время, но в живых осталось только трое детей: Егор, Дмитрий и Екатерина. Дмитрию было 12 лет, когда матери не стало: она умерла поздней осенью первого года войны. Дима хоть и недолго, но знал любовь матери и тепло материнских рук, об этом он пишет в своих лучших стихотворениях «Детские годы», «За доброту заплачу».

Начальное образование Дмитрий Апросимов получил в четырехклассной школе наслега Кюпцы. Его бывшая одноклассница М. Прокопьева-Атласова вспоминала, как в доме её тетушки впервые встретилась с Дмитрием: «Я заметила одного худого, плохо одетого мальчика, который, не разгибая спины, работал в хотоне. Не скажу, что наша семья была богатой, нет, конечно, но я была единственной дочерью, и, может, поэтому меня не брали в хотон, и показалось мне странным пребывание мальчика там. Еще больше удивилась, когда увидела его в своем классе. Так мы и стали учиться вместе. Ребята звали его Платон. Ходил он всегда в простой застиранной одежде, был на вид худым, бледным. Узнала у ребят, что у него нет матери, что его отец подолгу находится в тайге, что есть у него маленькая сестренка, а живет он, пока учится, у моих родственников».

Дмитрию, много работавшему по хозяйству, некогда было подолгу заниматься учебой, тем не менее, учился он отлично, раньше всех научился читать, хорошо рисовал. Особенно удачно у него получались портреты Чапаева, Буденного, а какие бои происходили у него на бумаге! Так рисовал – всем нравилось.

«Мальчик со способностями, с добрым характером, чистыми помыслами, твердой волей, – таким он и запомнился мне на всю жизнь», – говорила о Дмитрии Апросимове-школьнике одноклассница.

Дети в то трудное время рано становились самостоятельными. Дмитрий с малых лет умел все делать сам, вырезал из дерева игрушки, свистульки. Его руки не знали ни минуты покоя. В своих воспоминаниях М. Прокопьева-Атласова рассказывает: «Во втором классе я тоже жила у тетушки, ее дом находился в 3 километрах от Кюпцев. А он (Дмитрий) жил у других, часто приходил к нам в гости. Нас собиралось несколько детей, и шли мы по лесу домой из школы, я удивлялась его умению подражать голосам птиц. А он, подвижный, шумный, создавал такой крик в лесу, баловался, бегал, приносил пригоршню ягод, гонялся за бурундуками! Его рубаха мелькала то там, то тут. Иногда такая дорога длилась довольно долго, и нам попадало от взрослых. Чтобы сгладить вину, мы усердно работали: таскали воду, кололи и заносили дрова, одним словом, в то время домашние хозяйственные дела ложились полностью на детей, и мы справлялись».

Третий и четвертый классы Дмитрий закончил, живя еще дальше от школы. Жить стало еще труднее, сказывалась война. У людей одно было на уме: где найти еду. Работали взрослые с утра до вечера, без отдыха, и дети не знали, были ли тогда какие-то праздники.

О старшем брате Егоре Нестеровиче в исследованных нами источниках имеются противоречивые сведения. Так, учитель Кюпской средней школы Е. Лугинов в статье, напечатанной в газете «Знамя коммунизма» за 9 марта 1989 года, сообщает, что Егор, закончив в 1942 году Якутский горный техникум, добровольцем ушел на фронт, и в 1943 в битве за Сталинград командир стрелковой роты старший лейтенант Егор Апросимов пал смертью храбрых на поле брани.

Из воспоминаний земляка Д. Апрсимова, жителя с. Тумул Р. Дьячковского, опубликованных в газете «Усть-Майский вестник» за 11 марта 1994 года, следует, что Егор Апросимов закончил Алданский горный техникум, работал геологом и в 1942 году был призван на войну. По словам, Р. Дьячковского, Егор воевал танкистом, был старшим лейтенантом и погиб в1943 году.

Однако по данным материалов музея в нас. Кюпцы, Егор Нестерович после окончания Алданского горного политехникума в 1941 году ушёл в Армию. На станции Мальта его назначают командиром отделения, там он обучает людей военному делу. В середине мая 1941 года Егора направляют в Башкирию в город Стерлитамак командиром роты в звании старшего лейтенанта. 15 июля 1942 года со своей ротой он едет на фронт. Погиб Егор Нестерович в 1943 году в Белоруссии.

Эти противоречия в биографии старшего брата Д. Н. Апросимова требовали уточнения, и мы обратились к сыну Дмитрия Нестеровича Андрею Дмитриевичу, который в телефонном разговоре сообщил нам, что его дядя старший лейтенант, командир стрелковой роты, Егор Нестерович в1943 году погиб в Белоруссии в деревне Копылок Жиздринского района. Старшему брату поэт посвятил стихотворение «Братьям, погибшим на западе».

Маленькую сестренку Катю в трудные годы войны взяла на воспитание хорошая семья русских медиков, проездом ночевавшая у Апросимовых, – отец не мог не уступить их просьбе, так как годы были тяжёлые, не хватало еды, и девочка просто могла умереть от истощения. Вскоре врачи уехали, по одним источникам, в центральную Россию, по другим – на Кавказ, и воспитали из девочки хорошего, отзывчивого человека. После окончания десятилетки девушка поступила в Вологодский институт. По окончании вуза, став инженером, Степанова Екатерина Александровна приехала опять в Якутию и работала по специальности в Хандыге. Её отец, Нестер Апросимов, жил у дочери и там умер.

Вернёмся к детским годам самого поэта. В годы войны Дмитрий Нестерович вступил в колхоз. Работая, он мечтал об учебе. Сведения о дальнейшей учёбе также противоречивы. Стенд в музее наслега Кюпцы сообщает о том, что семилетку Дмитрий закончил в родном селе. Об этом же говорит и В. Попов, автор статьи «Улица имени поэта», напечатанной в газете «Усть-Майский вестник» за 11 марта 1994 года.

Но из других источников мы знаем, что продолжить обучение мальчик смог в школе-семилетке наслега Эжанцы, где жить ему пришлось в интернате. Так, Татьяна Андреевна Андреева, учительница Дмитрия Нестеровича, с 1945-го года после окончания института работавшая в Эжанской семилетней школе преподавательницей якутского языка и литературы, рассказывала, что в седьмом классе она сразу приметила подвижного черноволосого худощавого мальчугана. Это был Дмитрий Апросимов.

Татьяна Андреевна вспоминала, как с интересом, живо проходили уроки, даже по теории литературы, как активно участвовали ребята в конкурсе стихотворцев, как придумывали стихи о природе, каком-либо дне, об изменениях в природе. Дмитрий в этих конкурсах участвовал азартно. Написал в своем первом стихотворении о друзьях, подметив их смешные черты характера. Обиделись они на него вначале, услышав про себя, но ненадолго.

Об этом же времени говорит в своих воспоминаниях и Р. Дьячковский, учитель начальных классов Эжанской школы, в 1945-1946 учебном году заменявший в 7 классе заболевшего учителя физики. Дмитрий запомнился ему очень способным мальчиком, по всем предметам он учился на «хорошо» и «отлично», особенно любил рисование.

Однако самым важным, на наш взгляд, подтверждением того, что школу Дмитрий Нестерович окончил в наслеге Эжанцы, является его стихотворение «Моей школе», написанное к 50-летию Эжанской школы, построенной специально для эвенков. В этом стихотворении есть строки, описывающие детство поэта:

Я помню неуютный год, когда

Нагрянула беда в разгар июня,

И потянулись трудные года,

И шли на фронт шахтеры Аллах-Юня,

Добытчики пушнины, рыбаки

Все шли и шли. Вставали клубы пыли.

Вчерашние твои ученики

На фронт, на фронт далекий уходили.

А мы, мальчишки, из последних сил

Трудились, не страшась жары и стужи,

Из нас немало вытянула жил

Война. Но закалила наши души.

Охотились в тайге мы, как отцы,

И с матерями молодняк растили

На фермах. Желторотые птенцы,

Мы были тоже силою России!

(Перевод Б. Сиротина)

Юность и молодость Д. Апросимова. Жизненные искания

Несовершеннолетний Дмитрий, из-за материальных проблем с трудом окончив 7 классов, не имея ни рубля в кармане, остался работать в колхозе и был всегда в числе передовых колхозников. Однако его не покидала мысль о дальнейшей учебе, наоборот – желание получить знания росло еще больше и больше. В 1950 году, заработав деньги на дорогу, он с двоюродным братом спустился на лодке в Джебарики-Хая, посёлок в соседнем Томпонском районе, где добывали каменный уголь. Когда Дмитрий приехал туда, то сразу же нашел работу шахтера. Жил он в семье Егоровых, о которых, по словам его жены, позднее говорил: «Я склоняю голову перед ними, они много сделали, чтобы я стал человеком». После смерти доброй семьи он поставил им памятник, чем почтил их память. И это, как отмечают его близкие, было у него в крови – платить добром за добро.

В течение года Дмитрий работает в шахте. С одной стороны, его восхищает ум человека, создавшего такую технику. Это своё чувство позже он передаёт в стихотворении «Незаходящее солнце шахты». С другой стороны, мальчишке не под силу был тяжкий шахтерский труд, потому что условия были ужасные, среда и нравы и того хуже: работали большей частью лагерники. Друзья-шахтеры видели его художественные способности. И тут, как говорится, «не без добрых душ на свете» - старый русский рабочий смышленого, прямодушного парня взял под свое покровительство, дал распуститься природному дарованию: по его совету Дима делал «приукрашенные» портреты удалых горняков. Вскоре его покровитель сказал: «Ты тут ни за что пропадешь, учись, развивай свой талант!» И как сумел, снарядил, обеспечил продуктами, деньгами на проезд и отправил в Якутск.

И вот в 1951 году исполнилась мечта Дмитрия: он «нашел берега могучей Лены». Так юноша-эвенк стал учащимся Якутского музыкально-художественного училища.

В студенческие годы В мастерской

В эти годы Дмитрий активно посещал занятия и участвовал в работе литературного кружка, которым руководил преподаватель Семен Данилов – народный поэт Якутии, с которым Дмитрий позднее вел переписку. Он же рецензировал первые стихи Апросимова, одобрял их, но говорил, что работать над ними нужно еще много, надо оттачивать язык и совершенствовать стиль. Также С. Данилов давал талантливому ученику советы, рассказывал о литературе. Ему, своему учителю, Дмитрий Апросимов посвятил стихотворение «Учителю».

Дмитрий не имел привычки попусту тратить свободное время. Как появлялась возможность, Дима уходил в лес и с увлечением рисовал, писал пока еще несовершенные стихи. С тех пор в нем открылась душа поэта. Хотелось писать и писать о прекрасной природе Якутии, ее интересных людях. Р. Дьячковский говорил, что, ещё будучи школьником, Дмитрий природу и все вокруг себя видел зоркими, изучающими глазами поэта и художника.

Став уже зрелым художником, мастером кисти, Дмитрий Нестерович в своих живописных полотнах передавал восхищение родной землёй, красотой и богатством её природы. Его картины поражают зрителя тонкостью рисунка, чистотой и многообразием красок. Эти же качества характерны и для его пейзажной лирики:

Вот белые блики меж тёмных стволов –

В сумраке ищут берёзы друг друга,

Находят, ветвями склоняясь упруго,

Берутся за руки, бормочут без слов.

(Перевод Б. Романова)

После окончания художественного училища Дмитрий Апросимов поехал работать в Верхневилюйск. Здесь в 1957 году он женился на Екатерине Филипповне. В своих воспоминаниях Екатерина Филипповна рассказывает о том, что в Верхневилюйске Дмитрий Нестерович сначала работал учителем в школе, преподавал уроки рисования, черчения, географии и родного языка. Летом он неделями пропадал на сенокосных лугах, зимой помогал в заготовке дополнительных кормов. Затем он стал работать в клубе, полностью обновил наглядное оформление клуба, в этом же помещении организовал литературный кружок, постоянно выпускал сатирическую газету «Шило», в которой печатал свои сатирические стихи на местные темы. Его старания не пропали даром, в своё время пришло к нему и уважение, его часто награждали грамотами, ценными подарками. По словам жены, Дмитрий радовался этому, как ребёнок.

К этому времени относится и первая публикация Дмитрия Апросимова: в 1958 году в журнале «Хотугу Сулус» было опубликовано его стихотворение.

Зрелость. И вновь на родной земле

На свою родину, в село Кюпцы Усть-Майского района Д. Н. Апросимов со своей семьёй вернулся только в 1959 году. Как вспоминала жена поэта Екатерина Филипповна, это были годы скитаний, так как семья в Кюпцах, а позже в Эжанцах поменяла около десяти домов, но в течение этих долгих лет так и не смогла подыскать теплую просторную квартиру. Купленный в долг дом тоже недолго радовал спокойствием, потому что вскоре он начал гнить, завёлся грибок, и семья снова стала бедствовать.

Несмотря на бытовые трудности, Дмитрий Нестерович в это время много работал как художник и как поэт, часто публиковался в районной и республиканской печати. В 1965 году подборка его стихотворений появилась в сборнике якутских поэтов «Кюроха кюнога», а в 1968 году в Якутске была издана первая книга стихотворений на якутском языке «Суран».

С 1969 года Д. Н. Апросимов работал заведующим сельским клубом, библиотекарем в селе Эжанцы Усть-Майского района. Он активно пропагандировал якутскую литературу, которую хорошо знал. Часто выступал с беседами, лекциями о творчестве якутских писателей в школе, в сельском клубе.

Как рассказал нам Андрей Дмитриевич, в Эжанской школе Дмитрий Нестерович вёл уроки рисования и занятия в художественном кружке. Ребята, посещавшие кружок, вместе со своим руководителем изготовили из глины композицию «Схватка с тигром». Эта работа стала известна не только в районе, но и в республике: о ней писали в газете «Билэн бул».

Обремененный большой семьей, больной туберкулезом легких, Дмитрий Нестерович и в эти трудные для него годы не прерывал творческой работы: писал стихи, очерки, сказки. В 1978 году в якутском издательстве вышел второй сборник стихотворений на якутском языке «Yс yрэх», а в 1981 году в московском издательстве «Современник» эта книга появилась в переводе на русский язык – «Три родника». В 1983 году в якутском издательстве «Кудук» публикована эвенкийская легенда «Кюндели-Куо».

Умер Дмитрий Нестерович Апросимов 29 января 1983 года, в самом расцвете таланта. Перед смертью он написал несколько строк своим друзьям, назвав письмо «завещанием»: «Будущим летом погостите у моих домашних, подымите их дух, посетив мою могилу, возложите на неё цветы»

Хронологическая таблица жизни и творчества Д. Н. Апросимова

10 марта 1929 г. Родился Дмитрий Нестерович Апросимов в селе Кюпцы Усть- Майского района Якутии в семье бедного охотника-эвенка.

? - ? Учится в начальной четырёхклассной школе с. Кюпцы.

Осень 1941 г. Умерла мать, Мария Андреевна.

1943 г. На фронте в Белоруссии погиб старший брат Егор.

1946 г. Д. Апросимов закончил семилетку в с. Эжанцы.

1946-1959 гг. Работает в колхозе в родном селе.

1950-1951 гг. Работает на угольной шахте в п. Джебарики-Хая.

1951-1956 гг. Учится в Якутском музыкально-художественном училище, посещает литературный кружок Семёна Данилова.

1956-1959 гг. Работает в Верхневилюйском районе (в школе учителем черчения, рисования, географии, затем в клубе).

1957 г Д. Н. Апросимов женился на Екатерине Филипповне.

1958 г. Первая публикация в журнале «Хотугу Сулус».

1959 г. Д. Н. Апросимов с семьёй вернулся на родину – в с. Кюпцы Усть-Майского района.

1965 г. Подборка стихотворений появилась в сборнике якутских поэтов «Кюроха кюнога».

1969-1983 гг. Живёт в с. Эжанцы, работает заведующим сельским клубом, библиотекарем.

1977 г. Д. Н. Апросимов стал участником семинара молодых писателей Крайнего Севера и Дальнего Востока в Малеевке –

подмосковном Доме творчества писателей.

1978 г. В Якутском книжном издательстве вышла книга стихотворений на якутском языке «Yс yрэх».

1981 г. В Москве в издательстве «Современник» книга стихов «Три родника» вышла в переводе на русский язык.

29 января 1983 г. Д. Н. Апросимов умер.

Семья Д. Н. Апросимова. Потомки

В 1955 году в Верхнее-Вилюйске Дмитрий Нестерович, учась в художественном училище, встретил свою спутницу жизни Екатерину Филипповну, учившуюся в сельскохозяйственном техникуме на ветеринарном отделении. В 1957 году они поженились.

Кто же мог проговориться,

Не додумаюсь никак:

Нас с тобою даже птицы

Не видали в тальниках.

Может быть, вот эти струи,

Бьющие из-под земли,

Весть о нашем поцелуе

По округе разнесли?

(Перевод Б. Сиротина)

У Дмитрия Нестеровича и Екатерины Филипповны было шестеро детей.

Старший сын Александр родился в 1958 году. Ему Дмитрий Нестерович посвятил стихотворение «Сыну Саше»:

Я помню тот счастливый год –

Беззубый, в распашонке,

Ты улыбался во весь рот

И задирал ножонки.

Чтоб накормить и обласкать,

На дню не раз, бывало,

Твоя молоденькая мать

С работы прибегала.

Мир познавал за шагом шаг,

То тих, а то запальчив.

И не заметили мы, как

Надел ты ранец, мальчик.

Но где бы ни скитался я –

В степях, в глуши таёжной –

Не забывай, ты ветвь моя,

А я твой ствол надёжный!

(Перевод Б. Сиротина)

Сын Андрей, родившийся в 1959 году, трагически погиб в пятилетнем возрасте.

Филипп Апросимов с детства любил рисовать и вырезать из дерева различные поделки. Любовь к прекрасному привела его в суздальское художественно-реставрационное училище. За время обучения будущему ремеслу Филипп освоил профессии столяра, резчика, мастера по дереву. Стажировку он проходил в музеях Москвы, трудился на восстановлении памятников истории и культуры в Суздале, Владимире, Иванове.

Спустя несколько лет Филипп вернулся в Якутск и сразу стал специалистом нового проекта «Якутск». Апросимов Ф. Д. реставрировал мебель Марины Цветаевой, а теперь он восстанавливает старый Якутск.

Андрей Дмитриевич Апросимов был женат дважды, сейчас он проживает в наслеге Кюпцы. У него есть жена Любовь Федоровна Степанова, двое сыновей от первой жены (трагически погибла в 1999г. ) – Николай и Дмитрий (Дархан), тезка дедушки, и дочь Ангелина от второй жены. Андрей имеет собственную мастерскую, где он учит детей рисовать картины и лепить из глины игрушки. Андрей Дмитриевич, как и отец, пишет стихи на якутском языке. Среди его произведений есть только одно написанное на русском языке. Автограф этого стихотворения со своей подписью Андрей Дмитриевич подарил нам при нашей встрече в мастерской художника в наслеге Кюпцы.

Еще вчера

Еще вчера

Казалось солнце на закате золотым.

Еще вчера

Я видел небо чистым, голубым.

Еще вчера

Грело сердце молодое добрый свет.

Еще вчера

Не ведал, что покоя в жизни нет.

Еще вчера

Дышалось легче, чем теперь.

Еще вчера

Сильнее духом был, поверь!

Еще вчера

Судьба моя была не так жестока.

Еще вчера

Не томилось сердце одиноко.

В 1969 году в семье родились близнецы Айталина и Платон. Это событие описано поэтом в стихотворении «Близнецы», а дочери Дмитрий посвятил стихотворение, которое так и называется «Дочь».

Грудь мою она превращала

В уютное гнездо для себя.

Обхвативши руками ноги,

Она вся сжималась в комок.

И так долго любила лежать иль сидеть

Под моею большой ладонью.

Но сегодня никак у нее не могло получиться,

Ноги и руки не помещались никак на груди.

Это дочка моя превращается в птицу,

У нее неуклюжие крылья начинают расти.

И расплакалась девочка, почуяв что-то чужое

В собственном теле, гримаской губы свело.

Будто я причинил ей большое,

Непоправимое зло

(Перевод Б. Сиротина)

К сожалению, и Айталина, и Платон рано трагически погибли: Айталина в 1990 году, её брат – в 1992 году.

Среди материалов школьного музея наслега Кюпцы представлена родословная поэта:

Обзор творчества Д. Апросимова

При анализе стихотворений Дмитрия Нестеровича Апросимова мы опирались на статьи кандидата филологических наук Г. Н. Курилова-Улуро Адо «Свет, оставленный потомкам» и поэта, прозаика и переводчика С. Т. Руфова «Всей душой был предан литературе».

Г. Н. Курилов-Улуро Адо отмечает, что Дмитрия Апросимова можно считать якутским писателем, так как, будучи эвенком по рождению, он размышлял и думал на якутском языке, обретенном им еще с детства. Поэтом Апросимов был особенным и неординарным, он внес в якутскую литературу совершенно новую струю, насквозь пропитанную и пронизанную эвенкийским духом. Однако, по мнению автора статьи, Д. Апросимов был и остается эвенкийским поэтом по своему прирожденному духу и натуре, по кровному долгу перед своими предками, перед матерью и отцом.

«Д. Апросимову посчастливилось впитать в себя увиденное и услышанное в их эвенкийской окраске и аромате: и загадочную синеву бездонного неба, и притягательный шепот родной тайги, и сладкий для слуха всплеск родной речушки, и манящий зов далеких горных вершин. Посчастливилось впитать все это в их первозданном естестве, непосредственности и пронзительности, благодаря родной эвенкийской речи, эвенкийскому языку», - пишет Г. Н. Курилов-Улуро Адо.

С. Т. Руфов, близкий друг поэта, редактировавший его сборник стихов на якутском языке «Три родника», отмечает, что для произведений Д. Апросимова были характерны некоторые шероховатости и угловатости стиха, однако эти кажущиеся шероховатости стиля и формы были достоинствами его поэзии – они естественно отражали движения его души. Они, по мнению автора статьи, напоминали причудливое сочетание каменных фигур, которые создает природа за тысячелетия из горных пород, и если их выточить и привести в какой-нибудь порядок, то очарование природной первозданности и оригинальной естественности сразу пропадает. Апросимов, как считает С. Т Руфов, хотя и писал на якутском языке, оставался истинным национальным эвенкийским писателем по выражению чувств и своему образному мышлению.

В связи с языковым барьером в своей работе мы изучали только те стихи Дмитрия Нестеровича Апросимова, которые переведены на русский язык. Стихи поэта на русский язык переводили:

• Б. Сиротин

• В. Никонов

• Б. Романов

• В. Александров

• А. Васильева

• В. Козлов

Всего нами было исследовано 51 стихотворение, вошедшее в сборники. Целью этой работы стало выявление ведущих тем и мотивов творчества поэта.

Прежде всего, мы обратили внимание на названия сборников: «Три родника» и «Зов предков». Сборник «Три родника» вышел в московском издательстве «Современник» в 1981 году, то есть при жизни автора и, скорее всего, был составлен самим поэтом. Известно, что свои названия сборники чаще всего получают по ключевому стихотворению, содержащему в себе основные темы и мотивы, раскрытые в сборнике. О чем же заглавное стихотворение сборника? Открывается оно мотивом природы:

Когда над миром полночь звездно сеется,

А тишина мягка и высока

(Перевод Б. Сиротина)

Во второй и третьей строфах звучит философский мотив течения времени:

Себя на лыжах, что подшиты кожей;

Неспешно по хребтам веков скольжу,

И слух мой, проникая на мгновенье

В земные недра, ловит предков зов

Следующие две строфы посвящены темам дружбы и любви, которые освещают судьбу поэта. Тема любви естественным образом связывается в сознании поэта с семейным счастьем, отцовством.

Ращу детей. ( А что сложней и проще,

Чем быть отцом?) И я уберегу

Твоей любви березовую рощу,

Что так бела на дальнем берегу

В седьмой строфе поэт затрагивает тему, которая автору данной исследовательской работы как читателю оказалась очень близка – это тема любви к Родине. Это чувство, на наш взгляд, является главным в душе поэта.

В конце стихотворения автор обращается к традиционной в мировой литературе теме – теме творчества, связи поэта с читателем:

В сердца людей, в их жаркое биенье

Из сердца моего, наверняка,

Пускай впадают все стихотворенья,

Как три живых и ясных родника!

По этому стихотворению уже можно понять, какие темы и мотивы волнуют поэта:

▪ тема природы

▪ философские мотивы

▪ тема дружбы и любви

▪ тема отцовства, семейного счастья

▪ тема любви к Родине

▪ тема творчества.

Тема природы у Дмитрия Нестеровича Апросимова развивается в таких стихотворениях, как «Приглашение на сенокос», «Ручей», «Горы», «Камни», «Лена», «Восход солнца», «Безымянное озеро», «Где стерхи проводят лето» и так далее.

Философские мотивы характерны для многих произведений, связанных также и с другими темами. Можно назвать стихотворения «Моей школе», «Последний звонок», «Приглашение на сенокос», «Люди сюда вернутся», «Завещание предков» и многие другие.

Теме любви посвящены многие произведения: «Ночью в окне», «Тайна», «Миг», «Костер», «Ягода любви», «Я найду тебя», «Ручей любви» и так далее.

Среди поэтического наследия Апросимова есть стихи поэта, имеющие автобиографическую основу и посвященные семье автора: «Сыну Саше», «Дочь», «Близнецы», «Дома вечером» и некоторые другие.

Определив основные темы и мотивы стихотворений поэта, мы попытались выявить среди них ведущие, то есть такие, которые раскрыты в большем количестве произведений. При этом мы учитывали, что в одном и том же стихотворении может быть затронут несколько тем и мотивов. Результаты этой работы показаны в следующей диаграмме:

Таким образом, творчество Дмитрия Нестеровича Апросимова представляется нам ярким, интересным и многогранным. Его стихи передают красоту родного края, благоухание каждой травинки, каждого дерева, глубину и синеву рек и озер, ясность и бездонность неба над головой. В них каждое слово дышит, живет, наполнено чувствами и переживаниями. Стихи поэта способны затронуть душу каждого читателя, независимо от того, к какой культуре он принадлежит.

Мы пришли к следующим выводам:

1. Максимальное использование доступных нам источников информации о биографии поэта, изучение его поэтического наследия с учётом выявленных биографических сведений, попытка как можно глубже понять мировосприятие эвенкийского поэта, писавшего стихи на якутском языке, сделали изучение биографии и анализ стихотворных произведений Д. Н. Апросимова более эффективным.

2. Приобщение к жизни и художественному миру поэта, общение с его родственниками расширили наш кругозор, увеличили запас наших знаний о культуре родного края, доставили нам огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

3. Поэтический мир эвенкийского поэта Д. Апросимова оказался автору работы, представительнице русской культуры, понятным и близким, так как поэт затрагивает волнующие и нас темы: любовь к родному краю, его природе, землякам, уважение к предкам, философские размышления о смысле жизни.

4. Мы убеждены, что жизнь и творчество Д. Апросимова достойны того, чтобы его имя было включено в следующую редакцию биобиблиографического справочника «Писатели земли Олонхо».

Перспективу своего дальнейшего исследования видим, во-первых, в расширении и углублении сведений о жизни поэта, особенно о периоде его проживания и работы в наслеге Эжанцы, во-вторых, в более глубоком анализе выявленных нами тематических групп стихотворения поэта.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)