Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Благословенный уголок» (из истории села и усадьбы Введенское под Звенигородом)

«Благословенный уголок» (из истории села и усадьбы Введенское под Звенигородом)

Оглавление

Введение. 2

«Благословенный уголок»

(из истории села и усадьбы Введенское). 4

Заключение. 16

Список литературы. 18

Ветви кедра - вышивки зеленым темным плюшем, свежим и густым, а за плюшем кедра, за балконом - сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки, изумрудно-яркая трава, на березах - серые сережки и ветвей плакучих кружева.

И. А. Бунин

Русская усадебная культура – явление многомерное. В нем соединился широкий круг проблем – художественных, философско-культурологических, экономических. Это самобытное и многогранное явление представляет собой неотъемлемую часть культурного фонда нашей страны.

С усадьбой была связана огромная часть жизни русского дворянина, а то и вся его жизнь. «Дворянские гнезда» воспеты многими писателями, поэтами, художниками.

Расцвет усадебной культуры приходится на вторую половину XVIII – первую половину XIX вв. Именно в этот период под Звенигородом был построен один из лучших усадебных комплексов Подмосковья – Введенское. О нем и пойдет речь в данной работе.

Чем привлекла эта тема? Прежде всего, тем, что Введенское связано с историей и культурой моего родного города – Звенигорода. Необыкновенная красота этой усадьбы и окружающей ее местности также привлекает внимание и вызывает огромный интерес. Кроме того, история любого места – это судьбы многих людей, порой славные, порой трагические. Когда знакомишься с ними, то и само место воспринимается совсем по-другому; оно словно становится роднее и ближе. И одной из целей данной работы, наряду с изучением истории Введенского, является попытка прикоснуться к судьбам людей, с ним связанных.

Для написания статьи были изучены различные издания.

Прежде всего, следует сказать о книге «Венок усадьбам». Ее автор – Алексей Николаевич Греч, председатель Общества изучения русской усадьбы. Арестованный в 1930 г. , он смог на Соловках написать эту замечательную книгу и каким-то образом передать рукопись; она впоследствии была обнаружена в архивах Исторического музея. В 1938 г. А. Н. Греч был расстрелян. Но он успел совершить этот труд, в котором выступил не только как кропотливый исследователь, но и как проникновенный описатель русского быта. Цитаты из книги А. Н. Греча приводятся в данной работе.

Кроме того, для изучения истории села и усадьбы Введенское были использованы следующие издания и статьи:

Статья К. Аверьянова и Н. Митронова «Введенское» в книге «Одинцовская земля» (Москва, 1994 г. ), в которой собраны исторические описания многих селений, находящихся в окрестностях Звенигорода.

Издание Института археологии РАН «Археологическая карта России» (Москва, 1994) - первая часть, в которой приводятся сведения о более чем 700 археологических памятниках Московской области.

Книга С. Н. Боровковой «Заповедная звенигородская земля» (Москва, 1989), посвященная истории Звенигородского края с древнейших времен, его достопримечательностям и памятным местам.

Книга-путеводитель «Звенигород и окрестности» (2007 г. ), которая не только включает в себя многие сведения об истории и памятниках Звенигородского края, но и содержит большое количество иллюстративного материала.

С целью изучения биографических данных упоминаемых здесь исторических лиц и деятелей искусства использованы следующие издания:

Книга А. Н. Глумова «Львов» (1980), в которой рассказывается о жизни и творческой деятельности выдающегося представителя русской культуры XVIII в. Н. А. Львове.

Книга М. Киселева «Мария Якунчикова» (2005), посвященная жизни и творчеству яркой и талантливой художницы к. XIX-н. ХХ вв. М. В. Якунчиковой.

Монография А. А. Русаковой «В. Э. Борисов-Мусатов» (1996), посвященная творчеству этого замечательного русского художника.

Также использованы ряд справочников и словарей; полный список литературы приводится в конце данной работы.

Проведена значительная работа по выявлению и подбору иллюстративного материала в различных изданиях и средствах электронных СМИ.

Итак, предлагаемая работа состоит из трех частей - Введения, Заключения и Основной части, в которой рассказывается об истории села и усадьбы Введенское, о некоторых его владельцах и гостях, а также о создателе усадебного комплекса во Введенском – Н. А. Львове.

Текст дополнен иллюстрациями, в конце приводится список использованной литературы.

«Благословенный уголок»

(Из истории села и усадьбы Введенское)

Село Введенское находится в трех километрах к юго-востоку от Звенигорода, недалеко от железнодорожной станции «Звенигород».

Известно, что с давних времен здесь находился погост – место сбора дани звенигородскими князьями. Еще раньше славяне вятичи оставили в этих местах курганный могильник. Это были 13 насыпей высотой от 30 до 85 см, диаметром от 5 до 16 метров. Археологами обнаружены в этих захоронениях семилопастные височные кольца и другие украшении, характерные для подмосковных курганов 11-13 веков.

Позже в этих местах возникает небольшой монастырь с церковью Введения Пресвятой Богородицы. Наиболее раннее упоминание о нем в документах – 1504 г. Но, скорее всего, он возник на рубеже XIV-XV вв. – во времена княжения Юрия Звенигородского.

О ранней истории села известно крайне мало. В Писцовой книге 1558 г. сказано: «На царя и великого князя земле волостной – погост, в нем церковь Введения».

После разорения в Смутные времена монастырь уже не возобновлялся. В 1624 г. по описанию здесь значится пустошь. А по соседству упоминается пустошь Першина. В XVII в. она передается от владельца к владельцу. При одном из них – А. П. Елизарове – Першино заселяется крестьянами и становится сельцом. При Михаиле Петровиче Головине - в 1694 г. - было завершено строительство Введенской церкви, и Першино стало селом, которое теперь именуется Введенское, Першино тож. М. П. Головин и его жена разделили свои владения между детьми, и Введенское в 1695 году досталось их сыну Автамону.

Автамон Михайлович

Головин

Андреевский кавалер граф Автамон Михайлович Головин родился в 1667 г. Службу свою он начинал комнатным стольником при Петре I во времена малолетства будущего императора.

Позднее А. М. Головин содействовал царю в преобразовании войск и был в благодарность за это награжден званием полковника лейб-гвардии Преображенского полка.

А. М. Головин участвовал в обоих Азовских походах. За мужество и отвагу был возведен государем в генералы от инфантерии.

В 1700 г. А. М. Головин сформировал восемь пехотных и один драгунский полк, которые составили дивизию. Однако в битве под Нарвой дивизия Головина, состоявшая из одних рекрутов, обратилась в бегство, а сам Головин вероломным образом был взят в плен вместе с другими генералами и отвезен в Стокгольм. Он томился в тяжком заключении целых 18 лет! И только в 1718 г. Головина обменяли на пленных шведов. После освобождения Головин получил из рук государя за верность Царю и Отечеству орден Святого Апостола Андрея Первозванного. В 1719 и 1720 гг. он принимал самое активное участие в устройстве русской армии.

Скончался Автамон Михайлович в 1720 году.

После смерти А. М. Головина Введенское перешло к его сыну Сергею Автаномовичу, который в 1744 г. продал село С. В. Поздееву, а в 1769 г. его купил князь Николай Михайлович Голицын.

В к. XVIII-н. XIX вв. Введенским-Першиным владели Лопухины. Фактически это был подарок императора Павла I своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной, но официальными владельцами были ее отец – светлейший князь Петр Васильевич Лопухин и мачеха – Екатерина Николаевна Лопухина.

Анна Петровна Лопухина (1877-1805) была дочерью от первого брака сенатора, а впоследствии Светлейшего князя и председателя Государственного Совета Петра Васильевича Лопухина. Она рано лишилась матери, ее воспитывала мачеха – Екатерина Николаевна, женщина малообразованная и не отличавшаяся высокой нравственностью.

Петр Анна Екатерина

Васильевич Петровна Николаевна

Лопухин Лопухина Лопухина

В 1798 г. Павел I, посетив Москву, встретил Анну Петровну на придворном балу. Она произвела на него весьма сильное впечатление. Этим поспешила воспользоваться придворная группировка во главе с графом Кутайсовым, желавшая ослабить влияние на государя со стороны императрицы Марии Федоровны и Е. И. Нелидовой – тогдашней фаворитки Павла. Анна Петровна была представлена императору. Осенью 1798 г. был устроен переезд Лопухиных в Петербург. Петр Васильевич был назначен генерал-прокурором и возведен в княжеское достоинство с титулом светлости, Екатерина Николаевна была пожалована в статс-дамы, а Анна Петровна – в камер-фрейлины. Анна Петровна отличалась тактичностью и скромностью, стремилась держаться подальше от придворных интриг; свое влияние на императора она использовала лишь тогда, когда нужно было похлопотать за кого-нибудь. Павел испытывал глубокое чувство к Анне и открыто высказывал его. Так, например, ее именем был назван корабль («Благодать» - русский перевод еврейского имени Анна), ее имя красовалось на знаменах гвардии. Павел по отношению к Анне вел себя по-рыцарски: узнав о ее любви к князю Гагарину, он вызвал того из армии в Петербург, осыпал наградами и устроил его брак с Лопухиной. Чувства государя к Анне Петровне не изменились после ее замужества, и она сохраняла свое высокое положение до самой кончины своего царственного поклонника.

После смерти Павла I Гагарин был назначен посланником при Сардинском дворе, и Анна Петровна с мужем 2 года прожили в Италии. Там она и скончалась 25 апреля 1805 года от чахотки в возрасте 28 лет.

При Лопухиных во Введенском возникает усадебный комплекс, который впоследствии называли «зеркалом души века, быта русского». Усадьба создавалась по проекту Н. А. Львова.

Николай Александрович Львов (1751-1803/04) во многом опережал свое время. Это был превосходный архитектор, рисовальщик и гравер, поэт, прозаик и драматург, музыкант, исследователь и собиратель народных песен, переводчик, ботаник и геолог, изобретатель, инженер и механик. Словом, современники не зря называли Н. А. Львова «русским Леонардо» и «гением вкуса». «По части архитектурной он известен многими зданиями Где надобен был сад, загородный роскошный домик, где надобен был великолепный праздник, знатный дом, иногда театральный балет, иногда значительная какая-либо декорация, там гений его обращал все в чудесную прелесть», - писал о Н. А. Львове Г. Р. Державин.

Родом Н. А. Львов был из Тверской губернии, из семьи отставного прапорщика. Около 1769 г. он приехал в Петербург и вступил в Бомбардирскую роту Измайловского полка. Однако вскоре Львов переходит на гражданскую службу.

О масштабе его личности свидетельствует и такой факт: не получив, кроме домашнего воспитания, практически никакого систематического и специального образования, Н. А. Львов прошел путь от чиновника VIII класса до действительного тайного советника, действительного члена Российской Академии Наук, почетного члена Петербургской Академии художеств, члена Вольного экономического общества, главного директора угольных приисков и работ Российской Империи, основателя и директора Училища битного строения. Своими трудами и талантами Н. А. Львов заслужил одобрение императрицы Екатерины II и высокое признание со стороны современников.

Разносторонность Н. А. Львова поистине удивительна

Он первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом.

Он одним из первых в России начал переводить и пропагандировать творения Петрарки.

Львов разыскал две древние летописи – «Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича» (1792), «Подробная летопись России до Полтавской баталии» (1798) - и издал их; одна из этих летописей в его честь названа «Львовской летописью».

Н. А. Львов написал и перевел несколько научных трудов.

Велик вклад Н. А. Львова в песенную и музыкальную культуру, в развитие музыкальной фольклористики. В 1790 г. вместе с чешским композитором И. Прачем Н. А. Львов издал «Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем». Это издание имело большое значение для фольклористики. Мелодии этого сборника впоследствии использовали в своем творчестве разные композиторы, в том числе Л. В. Бетховен и Н. А. Римский-Корсаков.

Николай Александрович явился автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Он написал несколько комических опер, принимал участие в их постановке, стал одним из инициаторов создания первой в России хоровой оперы, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения.

Н. А. Львов был прекрасным гравером, часто гравировал свои же рисунки; писал стихи (свои первые стихи он поместил в 1771 г. в рукописном журнале «Труды четырех общинников». На протяжении ряда лет Н. А. Львов входил в поэтический кружок, членами которого были также Г. Р. Державин, В. В, Капнист, И. И. Хемницер, И. И, Дмитриев и другие. Н. А. Львов – автор эпиграмм, басен, кантат, од, элегий, сатир и поэм.

Н. А. Львов изобрел способ строительства зданий из утрамбованной земли - дешевого и огнестойкого материала, - укрепленной известковым раствором, и учредил школу землебитного строительства. Примером такого здания явилась резиденция приора Мальтийского ордена (Приорат) в Гатчине.

В 1786 г. Н. А. Львовым были открыты залежи каменного угля в районе Валдайской возвышенности и города Боровичи. Он активно способствовал разработкам угля, исследуя при этом новые возможности его отопительного промышленного применения (для получения корабельной смолы, серы, кокса и «каменного картона» (толя)). В 1795 г. Н. А. Львов опубликовал трактат «Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов» с собственноручно награвированными чертежами новых отопительно-вентиляционных устройств. Это была первая работа такого рода в России. В 1799 г. им было опубликовано сочинение «О пользе и употреблении русского земляного угля».

Н. А. Львов совершал краеведческие экспедиции. Так, в 1803 г. он предпринял такое путешествие в южнорусские губернии, в Крым и на Кавказ. На Кавказе он обследовал минеральные источники и проектировал водные лечебницы, которые могли бы конкурировать с иностранными.

Можно смело сказать, что масштаб личности Н. А. Львова до сих пор не получил должной оценки; а ведь многие его идеи не потеряли актуальность и в наше время.

На протяжении многих лет Н. А. Львова связывали близкие дружеские отношения с выдающимися людьми того времени: Г. Л. Боровиковским, Д. Г. Левицким, В. В. Капнистом, графом С. Р. Воронцовым, Г. Р. Державиным Вот что писал о Львове Г. Р. Державин: «Сей человек принадлежал к отличным и немногим людям, потому что одарен был решительною чувствительностью к той изящности, которая, с быстротою молнии наполняя сладостно сердце, объясняется часто слезою, похищая слово. С сим редким и для многих непонятным чувством он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным вкусом, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться не могло».

Николай

Александрович

Алексеевна

Дьякова

Говоря о Н. А. Львове, нельзя не вспомнить об удивительной истории любви Николая Александровича и Марии Алексеевны Дьяковой. Они познакомились в конце 70-х гг. XVIII в. в доме П. В. Бакунина. Здесь музицировали, пели, устраивали домашние спектакли. Н. А. Львов также играл небольшие роли. А в оперных постановках блистали сестры Дьяковы – родственницы Бакунина, дочери обер-прокурора Сената А. А. Дьякова. В одну из них – Машеньку – был влюблен поэт, друг Львова И. И. Хемницер. Так случилось, что и Львов влюбился в нее, а она ответила ему взаимностью.

Н. А. Львов посватался и получил отказ от родителей Марии. Потом – снова сватовство и вновь отказ. И они решились на отчаянный шаг. Однажды, по пути на бал, Мария Дьякова и ее сестра с женихом – В. В. Капнистом – свернули с дороги и направились в маленькую Троицкую церковь, которая находилась у Галерной гавани. Здесь их ждали священник и взволнованный Львов

Обвенчавшись, молодые разъехались: Мария – на бал, Львов – к себе домой. Им пришлось скрывать свою любовь еще три с половиной года!

Только в 1783 г. Дьяковы дали согласие на брак дочери с Львовым, увидев, что его положение в обществе заметно улучшилось.

За минуту до церемонии венчания молодые признались, что они уже четвертый год как обвенчаны

При всех своих талантах Н. А. Львов прежде всего великолепный архитектор. Будучи по сути дела самоучкой, он внес огромный вклад в архитектуру русского классицизма. Большое влияние на него еще со времени визитов в Италию оказало творчество А. Палладио; в 1798 г. Н. А. Львов издал первый том «Четырех книг об архитектуре» в собственном переводе и со своими предисловием и примечаниями. Он стремился в своих постройках передать первозданный «вкус Палладиев» с его гармоническим сочетанием красоты и практической пользы. Часто выделяясь оригинальной выразительностью композиции и силуэта, архитектурные идеи Львова имели в то же время большое типообразующее значение, прежде всего в усадебной архитектуре. Кроме того, он постоянно сочетал свои сооружения с новаторскими инженерными разработками. Неоднократно Львов выступал и как создатель парков.

Н. А. Львов являлся автором более 90 проектов архитектурных сооружений в Могилеве, Петербурге, Тверской губернии Среди его творений – собор Святого Иосифа в Могилеве, дача Кушелева-Безбородко, Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта в Петербурге, землебитный Приоратский дворец в Гатчине, надвратная церковь Борисоглебского монастыря в Торжке и многие другие

Получив заказ на строительство усадьбы в Подмосковье, Н. А. Львов побывал во Введенском и потом писал его владельцу П. В. Лопухину: «Введенское ваше таково, что я замерз было на возвышении, где вы дом строить назначаете, от удовольствия, смотря на окрестность, и 24 градуса мороза насилу победили мое любопытство. Каково же должно быть летом? Приложа, как говорят, руки к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее из Подмосковных. Натура в нем все сделала, но оставила еще и для художества урок изрядный. Все это поверял я на месте, нанес план и теперь делаю расположение всей усадьбы вообще»

Построенная Н. А. Львовым усадьба по праву считалась одной из красивейших в Подмосковье. Ее называли «зеркалом души века, быта русского».

Н. А. Львов недаром восхищался местом, предназначенным для строительства. Возвышенное плато над долиной Москвы-реки постепенно понижается к запруженной речке Нахабне. Однако зодчий заметил, что здесь нет «хорошей воды»: ключи не бьют, Москва-река лежит слишком низко. Большой знаток пейзажного стиля в садоводстве, Львов обогатил природу Введенского рукотворными водными сооружениями. Насадил парк и рощу, создал фонтаны и цветники. По крутому откосу вниз, к запруженной речке, устроил просеку. Через нее с высоты открывается восхитительный панорамный вид на заречные окрестности: живописно раскинувшийся город, Успенский собор на Городке, Савино-Сторожевский монастырь, утопающие в море лесов.

В этом природном окружении и расположился усадебный комплекс. Ось его симметрии начинается подъездной аллеей, переходящей в прямоугольный парадный двор; двор этот образован главным домом с Г-образными крыльями и двумя флигелями; и дальше ось симметрии продолжается до русла реки широкой просекой. Главный дом усадьбы необычайно элегантен, с благородными простыми формами и мягкими безупречными пропорциями. Со стороны двора он украшен полукругом колонн, а с противоположной стороны - портиком с шестью колоннами коринфского ордера.

В 1812 г. в юго-западной части усадебного парка по проекту Н. А. Львова была возведена церковь Преображения Господня. Церковь выстроена в стиле русского классицизма, в плане представляет собой квадрат с двумя полукружиями; с западной стороны к церкви примыкает круглая в плане колокольня, оформленная полукруглой колоннадой и увенчанная высоким шпилем.

Введенское. Церковь Преображения.

В 1812 г. село заняли французы. Русские партизаны под командованием майора Фиглева и есаула Гордеева близ Введенского разбили неприятеля и взяли много пленных.

После Лопухиных селом владели Зарецкие, затем Головины, после них – барон Штакельберг.

С середины 1860-х гг. до 1884 г. усадьбой владел В. И. Якунчиков.

Василий Иванович Якунчиков (1827-1907) – московский меценат, предприниматель, выборный московского купечества и Московского биржевого общества, учредитель Воскресенской бумагопрядильной мануфактуры в селе Наро-Фоминском. Ему принадлежали магазины основанного им Товарищества Петровских торговых линий, два кирпичных завода (один из них находился в Одинцове Звенигородского уезда). Якунчиков был соучредителем Московского Торгового банка.

В. И. Якунчиков был одним из устроителей Московской консерватории, по его инициативе в Москве была проложена улица Петровские линии.

Одна из дочерей В. И. Якунчикова – Мария – была известной художницей.

М. В. Якунчикова (1870-1902) училась в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, позже продолжила свое образование во Франции. Она жила во Франции до конца своей жизни, изредка приезжая в Россию.

Имя М. В, Якунчиковой называли среди имен лучших русских художников того времени. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике, а также в прикладном искусстве.

М. В. Якунчикова очень любила Введенское, проводила здесь летние месяцы. Проведенные здесь годы оказали решающее влияние на всю дальнейшую деятельность Марии Васильевны. Во Введенском она получила первые уроки красоты и гармонии, начала заниматься живописью В 1897 г. ею были созданы картины, изображающие Введенское: «Чехлы» и «Из окна старого дома».

«Из окна второго этажа обратный вид - зеленые кроны деревьев, блеснувшая отраженным световым облаком заводь старого русла реки, лес в туманной сизой дымке, горящие золоченые купола и белеющие башни Савина монастыря, а в небе уходящие дождевые тучи. Этот вид в обрамлении капителей коринфских колонн – не что иное, как «Окно» М. В. Якунчиковой».

М. В. Якунчикова.

Из окна старого дома.

Введенское. 1897 г.

В. И. Якунчиков М. В. Якунчикова

Продажу имения в 1884 г. М. В, Якунчикова восприняла тяжело. Уехав во Францию, она каждое лето стремилась в Россию – во Введенское, куда она уже приезжала как гостья.

При Якунчиковых гостями усадьбы были В. Э. Борисов-Мусатов, И. И. Левитан, А. П. Чехов, П. И. Чайковский и другие известные деятели русской культуры.

В начале ХХ в. Введенское было запечатлено в работах замечательного русского художника В. Э. Борисова-Мусатова.

В. Э. Борисов-Мусатов

В. Э. Борисов-Мусатов (1870-1905) получил художественное образование в студии Саратовского общества изящных искусств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств.

Главным мотивом творчества Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда» - мир старинных усадеб, который художник преображал в поле видений и грез с помощью присущих ему музыкальной ритмике линий и композиций и зыбкому мареву колорита. Стремясь к созданию на своих полотнах эффекта «иного мира», художник, как правило, работал в технике акварели, темперы или пастели.

Летом 1904 г. В. Э. Борисов-Мусатов, его жена и сестра получили приглашение посетить Введенское. Итогом этой поездки стали необычные по замыслу и тонкие по исполнению произведения: «Отблеск заката», «Сон божества», «Парк погружается в тень», «Дом во Введенском», неоконченный этюд «Танцующие фигуры» и другие.

«На высоком пригорке дом. По крутому откосу, обрамленному деревьями парка, спадает затененная просека. Стены и колонны дома, полускрытые пригорком - в прозрачных розовых отсветах последних догорающих солнечных лучей. Ярко пламенеют в еще светлом небе облака. Огнями блещут стекла в окнах, точно в доме праздник или, может быть, пожар? И, стоя внизу перед этой картиной, вдруг вспоминаются холсты Борисова-Мусатова. Ведь именно этот дом в Введенском излюбленным мотивом проходит в его живописных образах. Именно Введенское - декорация для мусатовских девушек, нереальных, призрачных, как марево».

Введенское в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова

Отблеск Сон божества Парк Танцующие заката погружается фигуры в тень

В усадьбах В. Э. Борисов-Мусатов делал и фотоэтюды, которые являются не только прекрасным дополнением к его живописи, реконструируют атмосферу творческого процесса художника, но и представляют собой самостоятельные произведения мастера в жанре художественной фотографии.

Во Введенском.

С 1884 г. владельцем имения был С. Д. Шереметев (1844-1918) - граф, государственный деятель, историк, писатель, коллекционер, почетный член Петербургской Академии наук, член Государственного Совета.

С. Д. Шереметев

Унаследовав 200 тысяч десятин земли и имения в 11 губерниях России, С. Д. Шереметев стал владельцем таких подмосковных усадеб, как Кусково, Михайловское, Останкино, Остафьево. В Остафьеве им был основан музей, в котором особое место занимали предметы, связанные с Н. М, Карамзиным и А. С, Пушкиным.

С. Д. Шереметев – покровитель науки, искусства и просвещения – был инициатором создания Общества любителей древней письменности, председателем Археографической комиссии, Общества ревнителей русского исторического просвещения, Комитета попечительства о русской иконописи; он был бессменным редактором исторического сборника «Старина и новизна», основателем Общества возрождения русской одежды, автором свыше 250 публикаций по истории, генеалогии и культуре России.

В 1900 г. С. Д. Шереметев отдал Введенское в приданое за своей младшей дочерью Марией, которая вышла замуж за графа А. В. Гудовича. Проведя лето 1900 г. во Введенском, Мария Сергеевна писала отцу: «Я так полюбила Введенское, так сроднилась с ним, что мне очень грустно, что не придется больше быть там до будущей весны. Недавно были мы в Саввине Так хорошо думать, что дети наши вырастут в такой близи от монастыря. Я думала об этом, уезжая оттуда, и при мысли этой становилось так хорошо и радостно».

Гудовичи очень любили Введенское и проводили в нем много времени, занимались благоустройством сада: выписывали растения для сада и цветника, привозили саженцы из питомника, находившегося в Михайловском – усадьбе С. Д. Шереметева.

При Гудовичах в усадьбе происходят значительные изменения. В 1912-1913 гг. обветшавший деревянный главный дом был разобран и заменен новым – кирпичным; при этом старые формы дома были сохранены, но появилась крытая галерея (над ней в 1928 г. был надстроен второй этаж).

Александр Мария

Васильевич Сергеевна

Гудович Гудович

Во время Первой мировой войны они устроили в усадьбе госпиталь. М. С. Гудович писала в 1914 г. : «Мы здесь много времени проводим с ранеными. Я им читаю вслух газеты, дети почти тоже целый день с ними. Водят их гулять, беседуют с ними»

Гудовичи были последними владельцами Введенского. Граф А. В. Гудович был расстрелян в первые годы революции. Мария Сергеевна умерла в 1945 г. , так и не поверив до конца в смерть своего мужа. Трагическими оказались и судьбы их детей

1937 год. Шереметевы и Оболенские. Во втором ряду третья слева – Мария

Сергеевна Гудович, урожденная Шереметева. Во втором ряду первая слева – ее дочь Варвара Александровна Оболенская, урожденная Гудович.

В 1920 г. во Введенском открывается историко-художественный музей – первый в Звенигородском уезде. Заведующим был назначен молодой учитель В. З. Метельский. Коллекции музея составляли предметы искусства и старины, собранные из окрестных усадеб.

«Музей находился в бельэтаже дома; сюда попали мебель, фарфор, картины, бронза из многочисленных усадеб Звенигородского уезда.

Здесь было немного вещей, представлявших в отдельности выдающийся художественный интерес. Но взятые вместе в своем ансамбле гостиной карельской березы или кабинета красного дерева, эти вещи давали стильное наполнение комнатам, превосходно уживаясь в своих новых, музейных, уже не бытовых интерьерах. В своем месте рассказано об этом музее, но не рассказано то ощущение старинной, традиционной, неспешной культурности, о которой свидетельствовали все эти вещи, еще раз, правда ненадолго, собранные вместе. Давно умершие люди, запечатленные на старых портретах, еще раз сошлись в залах и гостиных дома в Введенском».

По поводу открытия музея были проведены митинг и концерт, а во второй половине дня состоялись показательные раскопки одного из курганов славян вятичей. Руководил раскопками В. А. Городцов – профессор, известный ученый-археолог, заведующий археологическим отделом Государственного Исторического музея. Звенигородская газета «Красный луч» тогда писала: «Раскопанное погребение было решено сохранить в неприкосновенности, соорудив над ним шатер, чтобы дать возможность провести ряд экскурсий на место раскопок».

Впоследствии музей переместился в здания Савино-Сторожевского монастыря.

В 1920-е гг. в усадьбе располагалась Звенигородская художественно-ремесленная школа-колония. Здесь были оборудованы различные мастерские – деревообделочная, граверная, живописная. Имелась типография, выпускавшая газету «Юный строитель». Также в школе были созданы театр и оркестр.

Позже в усадьбе разместилась совпартшкола, а с 1933 г. - санаторий.

В 1922 г. от Голицына до Звенигорода была проложена железнодорожная ветка, а рядом с усадьбой разместилась железнодорожная станция.

В настоящее время на территории усадьбы расположен один из лучших санаториев Подмосковья. Со стороны парка от главного дома открывается великолепный вид на Звенигород. Сохранились флигели, церковь, конюшня, парк и несколько берез подъездной аллеи, которая идет от села Введенского к большому парадному двору усадьбы.

Итак, в ходе работы над данным сообщением нам удалось проследить историю села и усадьбы Введенское от первых упоминаний в исторических источниках до 20-х годов прошлого столетия; получить представление о художественных и природных особенностях усадьбы; узнать о том, как Введенское отразилось в творчестве замечательных художников; получить сведения о людях, жизнь которых так или иначе была связана с Введенским.

Хочется выразить удовлетворение тем, что этот прекрасный уголок сохранился до наших дней и в заключение вспомнить слова графа С. Д. Шереметева из его очерка о Введенском: «Чем больше сохранится уголков на Руси, в которых не будет гаснуть светоч, светивший прежним поколениям, тем лучше для страны, тем счастливее для обитателей таких благословенных уголков».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)