Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Детский фольклорс

Детский фольклорас

Дразнилка существует с древнейших времен, мы думаем, дразниться дети будут до тех пор, пока существует детское сообщество и его традиции.

Что же представляет собой дразнилка с точки зрения художественной литературы, педагогики и психологии?

На уроке литературы нам было предложено подготовить сообщение о таком жанре детского фольклора, как дразнилка. Нас буквально «захватила» эта тема. Чем больше мы искали материал, тем больше находили интересных фактов, рассуждений.

Русское народное творчество, русская литература - это настоящая сокровищница, кладезь мудрости, красоты и богатства русского языка.

Дразнилка - это малый жанр детского фольклора, но как много включает в себя: это и огромный воспитательный потенциал, и психологические принципы и обогащение духовной культуры человека, и обучение методам саморегуляции и раскрытие удивительного мира УНТ.

2007 год объявлен в нашей стране Годом русского языка. И мы считаем, что как никогда актуально стремление страны, народа к бережному отношению к родному языку, к изучению и сохранению его богатства.

За последние 3-4 года наблюдается рост рождаемости в нашем родном селе Ярославка. На сегодняшний день в селе насчитывается 51 ребенок до 1 года, до 18 лет - 532человека. Статистические данные нас радуют, но настораживает тот факт, что в детском общении наблюдается нередко использование ненормативной лексики, обилие грубых, бранных выражений, а традиционные фольклорные начала забываются. Так, по результатам проведенного анкетирования, 42% опрошенных (из числа учащихся 4-7 классов) не знают дразнилки. В этом и заключается актуальность темы.

Практическая значимость работы - привитие интереса, любви к русскому языку и литературе, а также обучение детей некоторым правилам -«секретам» общения. Материал исследования будет использоваться на уроках литературы, в тренинговых курсах по развитию коммуникативных способностей, для бесед с учащимися и для пополнения фонда школьного музея.

Работа по теме была начата в сентябре 2006 года. Мы собрали 112 текстов дразнилок у жителей села. В основном, фольклор хорошо знают

Жанры фольклора

Детский фольклор имеет свои жанры и виды. Это песенки, приговорки, считалки, потеплей и дразнилки. Современные дети знают их и не только из книг, телепередач, а естественно воспринятых, из устной традиций.

Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже спать под уютную песенку:

Баю- бай, баю - бай,

Поскорее засыпай! Не знали наши прабабушки слова «физкультура», массаж, но прекрасно умели делать «потягушечки», «порастушечки»:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходюнюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок. Какие хорошие, ласковые слова. Они учат малыша и речи, и координации движений.

Кто-нибудь из взрослых сажает ребенка на ногу, качает и тоже не молчит, знает, что нужно сказать тут:

Поехали, поехали,

С орехами, с орехами. Затем темп убыстряется:

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку.

По кочкам, по кочкам -

Бух в ямку! И делает вид, что роняет ребенка с ноги. И сердце замирает, боязно и весело, что не упал. Эта игра-песенка полезна для укрепления нервной системы. Или игра в «Сороку»:

Сорока - ворона

Кашку варила. В разных местах «сороку» приговаривают по-разному, но везде одинакова игра: перебирают пальцы, везде одинаковый урок: тот палец, который не работал, дров не колол, воды не носил, - тот ничего и не получает. Эта игра и зарядка, и массаж, и урок родной речи, и упражнение на чувство ритма.

Колыбельные песенки - это творчество взрослых. На протяжении сотен лет собирались лучшие песенки, такие, под которые дети быстрее засыпали, которые имели особенно подходящее содержание, особое звучание. И мелодии непрерывно шлифовались, улучшались, а все неудачное -отсеивалось.

Потешки, с помощью которых забавляют малышей, укрепляют их тело и ум, тоже творятся взрослыми.

А вот следующий вид детского фольклора — игровые пёсёнкй и приговоры, их уже по большей части сочиняют дети. И, наверное. Не появились бы они без колыбельных песенок да потешек в младенчестве и раннем детстве.

Это и игры-молчанки. Время спать пришло, а расшалившиеся малыши не хотят спать. Тогда кто-нибудь из старших и выговаривает: Кошка сдохла Хвост облез. Кто слово скажет, Тот ее и съест. Лежат, надувают щеки, чтобы не засмеяться, молчат, А потом кто-нибудь забудется, что-нибудь скажет. А другой кричит в восторге: - Ага, кошкин хвост съел! Идёт веселый дождик. Босоногие мальчишки и девчонки носятся по теплым лужам брызжутся визжат; И кто-то обязательно покричит: Дождик, дождик, пуще! Наварю я гущи! И детям, и взрослым хорошо знакомы потешки, небылицы, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Дразнилки

Детские дразнилки тесно связаны с игровым детским фольклором -потешками, считалками, небылицами. Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии Детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные. Веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны такие же сильные чувства и переживания, как и у взрослых. Это могут быть чувства огорчения, обиды, неприязни, даже ненависти, злости, агрессии.

Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове. В звуковых и ритмических сочетаниях слов. В сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах - дразнилках. Например, дразнилка:

Прислали по почте

Турецкий барабан.

Кто на нем играет?

Сашка -таракан. Она не высмеивает какие-то определенные человеческие недостатки. Здесь даже имя человека, которого дразнят, и определяющее слово «таракан» стоят на последней строчке. Эта дразнилка - своеобразный выплеск определенной порции раздражения, неприязни к какому-то Сашке. Причем, данная дразнилка может сопровождаться и определенными жестами и мимикой.

Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое мнение, отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилок игра и жизнь ребенка неполноценны.

Обычно содержание традиционной народной дразнилки - нелепица, чепуха, перевертыш. В потешках и небылицах игра слов, смыслов и образов как-то касается тех сторон жизни ребёнка, которые ему прйятнь!, доставляют удовольствие, а в дразнилках все искажения образные. Смысловые, звуковые, касаются неприятной стороны жизни. Ребенку, которого дразнят. Приписываются все эти нелепицы, - и в этом содержится великая эмоциональная сила дразнилки, ее «обидность». Обычно дразнилки являются маленьким спектаклем. Дразнящему приятно чувствовать себя актером. Вокруг него зрители. Он входит в свою роль. И ему становится еще радостнее от того, как более эмоционально будет высмеян его противник. И поэтому он старается вовсю.

Небольшой объем дразнилки содержит в себе 2 волны чувств. Это и смех, и веселье, и дурачество зрителей, с одной стороны. А с другой - это обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Иногда в дразнилках присутствует некоторое обещание, прогноз: что будет с тобой, которое имеет негативные последствия; («Как веревка оборвется* так Борис перевернется»)

Основной закон построения дразнилки, придающий ей одновременно смешной и обидный характер, - это нарушение обычного порядка вещей, признанной нормы в поведении, внешности, приписываемое конкретному ребенку.

На этих свойствах дразнилки основана нравственная норма игры. Дети, использующие готовую дразнилку или сочиняющие свою, предупреждают товарища о совершенном им промахе в игре, о плохом поступке. Так как осмеянию с помощью дразнилки может подвергнуться каждый, она позволяет видеть ту черту, за которой оканчивается предупреждение и насмешка и начинается издевательство. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое.

Фольклорные и литературные дразнилки

Все дразнилки можно разделить на народные и литературные. Народные (или фольклорные) дразнилки пришли к нам из устного народного творчества. Они передаются нам как народная мудрость нашими родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, сверстниками. У этих произведений невозможно найти конкретного автора.

Знание детьми народных дразнилок, умение пользоваться ими в любой ситуации - это хорошая подготовка к восприятию авторской сатирической Поэзии. «Литературные, авторские Дразнилки - это сатира, откровенное осмеяние и разоблачение порока. » ( )

Литературные дразнилки имеют объективный характер, поскольку поэт обращается к этому жанру не для посрамления конкретного Пети, Васи, а для изображения недостатков, свойственных в той или степени всем детям. Автор высмеивает лень, жадность, обжорство, трусость, бахвальство и прочие дурные привычки детей.

-Гриша Гриша, дай мне нож;

-Ты обратно не вернешь.

-Дай-ка, Гриша, карандаш.

-Ты обратно не отдашь.

-Гриша, Гриша, дай резинку.

-Ты откусишь половинку.

-Гриша, Гриша, дай чернил.

-Ты бы сбегал и купил.

Самуил Маршак Жадина

Литературная дразнилка использует все средства словесной выразительности - и звукопись и ритмический рисунок стиха и гиперболу, и перечисления, и перевертыши. В чистом виде дразнилки встречаются довольно редко. Чаще всего дразнилки являются средством изображения героя в стихотворениях. Например, «Фома» С. Михалкова, «Девочка-ревушка», «Мальчик-наоборот» А. Барто, « Мастер-ломастер»С. Маршака, «Мойдодыр» К. Чуковского. Многие строчки из этих стихотворений сами стали дразнилкой. Часто можно услышать: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной», или «Нет, там не коровушка - Это Галя -ревушка плачет, заливается, платьем утирается. »

Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, очень нравятся детям. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам-то он совсем не похож на этих героев. Но не менее увлекательной представляется игра, которую всякий раз затевает талантливый поэт с маленьким читателем, делая его как бы участником осмеяния, отдавая ему роль пересмешника, того, кто дразнит. «Ну как, посмеемся мы над лентяем, трусом или жадиной на этот раз?» - как бы спрашивает автор, приглашая ребенка насладиться очередной дразнилкой.

В названии некоторых стихотворений уже дается руководство к действию. Например, У стихотворения «Барабек» (из английского фольклора), в переводе С. Маршака есть подзаголовок «Как нужно дразнить обжору».

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!» Несмотря на то, что дразнилки подразделяются на литературные и фольклорные, между ними нет четких границ. Фольклорные произведения используются в авторских произведениях, а конкретными литературными дразнилками «дразнятся »дети, причем авторский текст претерпевает различные изменения от поколения к поколению.

Дразнилки в селе Ярославка

Все жанры детского фольклора наблюдаем и слышим мы в нашем родном селе. Наше село достаточно большое. Оно расположено в северной части Дуванского района Республики Башкортостан. Расстояние до столицы РБ г. Уфы - 375 километров, до райцентра с. Месягутово - 51 километр. Преобладающая национальность - русские.

В 2007 году исполняется 205 лет. В настоящее время в селе проживает 2545 человек (данные на 30 декабря 2006г. ). На территории села расположен колхоз «Знамя Октября». В селе имеется ПУ- 156 с количеством студентов 297 человек, средняя общеобразовательная школа с количеством учащихся 320 чел. 2 детских сада на 120 детей, Дом Культуры, Успенская церковь, 4 государственных и 4 частных магазинов.

В последние 3-4 года в селе наблюдается рост рождаемости. В настоящее время детей до 18 лет насчитывается 532, детей до 1 года -51.

Есть дети, значит и присутствуют все жанры и виды детского фольклора. В период нашей работы над исследованием мы расспрашивали знакомых, родственников, старших товарищей, соседей о том, знают ли они дразнилки. И общими усилиями мы собрали 210 дразнилок. В школе с учащимися 4- 7 классов мы провели анкетирование. (См. Приложение) И надо сказать, что большую часть дразнилок мы собрали у людей старшего возраста, а не у наших сверстников. Наши родители, бабушки и дедушки больше знают, помнят дразнилок, чем мы, современные дети. Это было для нас большой новостью. Много дразнилок записали мы у старшеклассников. Но надо отметить, что большинство этих дразнилок односложно, состоит из 2-3 слов:

Соня -засоня.

Пашка - замарашка. Нет ярких образных ассоциаций. Часто эти дразнилки строятся на основе известных песен, мультфильмов!

Ксюша - юбочка из плюша.

Стюардесса по имени Жанна. Из данных результатов анкетирования мы узнали, что 58% опрошенных знают дразнилки. На наш взгляд, это мало. Есть учащиеся, которые не видят пользы в дразнилках - 9%, не замечают смеха в них - 6%. Для 34% учащихся нет отличий дразнилок от ругательств. И наша работа должна раскрыть и показать педагогические и психологические особенности дразнилок в селе Ярославка.

Виды дразнилок

По электронной версии « дразнилка есть вид выражения отторжения ребенком восприятия чудовищности социума, сконцентрированное и адресуемое конкретному человеку в словесной форме. »( )

На что направлены дразнилки? Именно по направленности мы разделили все дразнилки на несколько видов. Первая (и самая многочисленная) не имеет особой смысловой направленности. Имя и яркое образное определение в рифму и не имеющее никакого смысла, т. е. какая-нибудь нелепица:

Юля - кастрюля

Витька - Витька -колбаса

Жарена капуста

Съел мышонка без хвоста и сказал: Как вкусно!

Борис барбарис

Председатель дохлых крыс

А жена его Лариса - Замечательная крыса.

Яркое выразительное слово- определение может вырасти и до сюжетной истории с чудовищной нелепицей и предостережением.

Алка - копалка

Сзади скакалка.

Поскакала на парад

Растрепала весь наряд

Так и надо, так и надо

Не ход, куда не надо! Иногда дразнилка имеет дополнительную концовку.

Андрей-воробей

Не гоняй голубей

Голуби боятся

На крышу не садятся.

Крыша ломается Хозяин ругается.

Вторая группа дразнилок направлена на высмеивание человеческих недостатков, физических качеств, иногда недостатков внешнего вида: толстый, лысый, рыжий, худой и др.

Рыжий, Рыжий конопатый,

Убил дедушку лопатой.

Жирная бочка Родила сыночка

А сынок кричит: «Ура! Меня бочка родила».

Жирный -

Поезд пассажирный.

Третья группа дразнилок направлена на высмеивание отрицательных поступков, действий детей таких, как ябедничество, плач, трусость. Жуля =-Жуля —воображуля Укатила на курорт, А с курорта приезжает Еще больше воображает. Сумочку на ручку Жениха под ручку.

Трус- трус - карапуз Проглотил большой арбуз А в арбузе муха Хвать его за ухо!

Дразнилка как жанр народного творчества несёт в себе педагогические задачи: она воспитывает детей. Дразнилка учит их не быть такими, как «высмеиваемые» образы в этих миниатюрах, причем делает это ярко, образно.

Художественные особенности дразнилок

Детский фольклор - Скороговорки, загадки, заклички, приговорки, дразнилки, считалки - отличается удивительной поэтичностью. Здесь присутствуют и внутренние рифмы-созвучия, ассонанс, метафоры, гиперболы, удивительная образность. Самая обыкновенная детская дразнилка является поэтической миниатюрой.

Хотел Федя

Убить медведя

А ему медведь:

- Федь, не сметь!

С помощью звукоряда передается в дразнилках колокольный звон (Тили- бом, тили -бом, загорелся кошкин дом) или грохот проезжающей телеги (

Трах, трах, тарарах! Едет баба на волах. )

Но поэтическая направленность в детском фольклоре не самоцель.

«Фольклор, как народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в нем нерасторжимы. »( )

Фольклор - это еще и постижение языковьж богатств живой народной речи.

Мы не должны забывать что дразнилка это устная литература а не письменная.

В фольклоре, как и в природе, все развивается от простого к сложному. Так и дразнилка. Это может быть дразнилка в 1-2 строчки, в 4 строчки, в 6, в 8 и т. д. Юля -кастрюля,

Федот худ.

Голова с пуд.

Нос крючком,

Хохол клочком,

Федя- редя!

Съел медведя

Утром рано

Съел барана,

На закуску

Съел лягушку

Хотел волка,

Да неловко.

Хотел гуся

Да боюся!

В приложении к данной работе имеется своеобразный «репетитор» по составлению дразнилок. Представлена технология составления самых простых 2-строчных дразнилок с использованием имени и одной рифмы.

Но это, пожалуй, больше относится к миру взрослых.

Психологические особенности дразнилок

Дразнилки будут существовать в мире до тех пор, пока существует детское сообщество и его традиции.

«Дразнение» - это проявление агрессивности. По-латински «а§» -приставка, «§ге83» - корень, все вместе по-русски означает «приступ» или «наступление», т. е. это нападение на личность или на ее поведение. Иногда это нападение справедливое, например, кричат вам:

«Ябеда - корябеда, соленый огурец, На полу валяется, никто его не ест!» Таким образом, вас открыто предупредили, что если вы будете ябедничать, то с вами не будут общаться. Или: «Рева — корова! Дай молока! Сколько стоит? Три пятака». Здесь ведь вроде бы надо пожалеть плачущего? Может, у него какие-то проблемы. Но с точки зрения детского общинного сознания плакса -существо опасное для игрового сотрудничества. Бывает так, что громкий детский плач - это всегда мощный сигнал, привлекающий внимание взрослых. Поэтому плачущий ребенок легко может сыграть роль ябеды, призывающей сильного помощника со стороны. Взрослый может прибежать и, не разобравшись, наказать невиновного. (Чаще так и бывает. Особенно, если плачет кто-то из младших).

Младший школьный и предподростковый возраст - это самый благоприятный период для обучения коммуникативным навыкам. И поэтому в данном возрасте у детей проявляется желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга: где начинается «самость» другого человека, докуда я могу дойти в своем воздействии на него, прежде чем он крикнет: что ты делаешь, сейчас я тебе как дам. Можно сказать, что «дразнение» помогает детям опытным путем получить много информации о психологической дистанции, которую надо учитывать в разных ситуациях общения.

В психологии «дразнилка - это и форма вступления в контакт, и демонстрация себя, и диагностика другого человека: посмотрим - как ты будешь реагировать!» ( )

Дразнение это подразумевается еще как испытание на социально-психологическую прочность, по результатам которого определяется место ребенка в группе. Ведь неслучайно особенно сильно дразнят новичков и особенно часто дразнятся в период выяснения отношений, когда детская группа или класс постепенно складывается как структурированная общность разных людей. Наверное, это так. А главный вопрос в другом -что же делать дразнимому? Как достойно выйти из этой ситуации?

Во-первых, иметь правильную установку, т. е. воспринимать «дразнение» как ситуацию испытания. Уже осознание этого простого факта может помочь детям справиться с чувствами удивления и обиды, которые захлестывают их сначала и мешают им соображать.

Во-вторых, вести себя внешне как можно спокойнее. Желательно не позволять себе поддаться чувствам страха. Обиды или злости и уж тем более не показывать их. Есть даже такая известная отговорка (более характерная для детей постарше, которые владеют собой лучше младших,) - лениво ответить на обзывание: « Ну, что ты все про себя да про себя, а про меня ни слова?!» Или резко провести ребром ладони вертикальную черту между собой и противником, громко и твердо сказав: «Чики - траки -стеночка», и отвернуться, как будто действительно, уже находишься за непроницаемой стеной.

В-третьих, надо обязательно отвечать. На языке детей это называется «отговариваться», а традиционные тексты, используемые для самозащиты. В детском фольклоре зовутся отговорками. Категорически нельзя допускать. Чтобы обзывания и дразнения «впитались» в личность. Такое впитывание и проникновение в тебя злой силы проявляется в том, что ты внутренне расстраиваешься, а внешне - не защищаешь себя. И надо немедленно действовать. Считается хорошим тоном защищаться тем же оружием которое использовано при нападении; На слова отвечать словами. Ответное слово должно магически уничтожить слова нападающего еще на пути к тебе. Отговорки, как и дразнилки, жанр детского фольклора, и тоже передаются от поколения к поколению. Важно в данный момент, вспомнив нужный текст из памяти и громко, напористо его прокричать так, чтобы он попал в агрессора, т. е. нападающего. Например, самое простое: « Кто обзывается, тот сам так называется!» И от того, как остроумно и ловко прозвучит эта отговорка, будет зависеть, как примут ребенка в группе. Это испытание на социальный, коммуникативный опыт.

Таким образом, дразнение -это нормальное явление с точки зрения психологии. Это своеобразное испытание на коммуникативную компетентность, ценный опыт принятия жизненных ценностей.

Нами были составлены « Правила поведения, или как себя вести, когда тебя дразнят», (см. Приложение)

Заключение

Дразнилка как жанр детского фольклора существует с древнейших времен. Наряду с другими малыми жанрами, как игра, детская песенка, считалка, кричалка, дразнилка создается для детей и самими детьми. Существуют фольклорные и литературные дразнилки. Фольклорные дразнилки передаются из поколения в поколение, это часть устного народного творчества. У них нет конкретного автора. Одна и та же дразнилка может быть в нескольких вариантах. Литературную дразнилку сочиняет автор, поэт. Нет четких границ между фольклорными и литературными дразнилками. Это две формы, они легко могут переходить друг в друга. Примером Могут служить стихи «Фома» С. Михалкова, «Рыжий, рыжий, конопатый. » Э. Успенского и др.

В последние 3-4 года в селе Ярое лавка наблюдается рост рождаемости. На сегодняшний день детей до 1 года насчитывается 51. В нашем селе есть средняя школа, 2 детских сада. Актуальность выбранной темы исследования содержится в том, что дети (42% опрошенных) не знают дразнилки. А ведь дразнилки - это обязательный компонент детского общения.

В ходе работы нам удалось собрать достаточно много текстов дразнилок ( в основном, хорошо знают в селе дразнилки люди старшего возраста). Из книг мы взяли еще тексты дразнилок. Мы составили классификацию дразнилок, проанализировали художественные особенности, педагогические основы и подробно затронули тему психологических особенностей дразнилок и дразнения.

Мы считаем, что к дразнилкам сложилось неадекватное отношение. Якобы это обидная, агрессивная форма общения. Это неправильное суждение. Дразнилка учит, воспитывает детей, прививает им интерес к родному языку( ведь это еще и стихотворная образная, яркая речь). В общении детей «дразнение» выступает как одно из обязательных условий развития личности ребенка. Мы составили «Правила поведения, или Как себя вести, когда тебя дразнят». С результатами данной работы мы непременно ознакомим учащихся. Рекомендуем воспитателям, педагогам изучать с детьми детский фольклор.

Мы считаем, что цель исследовательской работы вполне достигнута, т. к. решены ее задачи: раскрыты и выявлены художественные, педагогические и психологические особенности дразнилок. Работу по изучению детского фольклор

Мы люди. Мы все хотим, чтобы нас любили, ценили, уважали. А каких людей любят? За что? А за что не любят? Есть так называемый «моральный кодекс». Он содержится в наших детских дразнилках. Не жадничай! Отдай! Поделись! Это главный вывод из дразнилок о жадине. Не плачь по пустякам! Будь крепким! Умей вытерпеть и боль, и обиду! -это из дразнилок о плаксах.

Это все так называемая народная мудрость, или фольклор, детский фольклор. Умей быть человеком! Умей жить с людьми! Цени богатства, переданные тебе от предков, люби наш язык.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)