Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Идилвей

изучение охотничьих обрядов народов Севера

Очень ярко и красочно описан обряд камлания шамана. Помощники шамана готовят бубен, нагревая на огне кожу, расстелили медвежью шкуру, все ремешки на одежде затянули, чтобы шамана не притянули духи. Встали вокруг и запели песню, чтобы шамана ею взбодрить. Шаман в своем камлании возносится на небеса, подражая пенью орла, затем стал двигаться как медведь в поисках духов, затем стал самим собой, призывая духов далеких предков.

В переводе Д. Л. Михаловского в легенде о Гайавате подобным же образом описывается обряд камлания шамана, где шаман путешествует в образе дятла по среднему миру, в образе орла – в верхнем, в образе щуки проникает подводный мир.

В «Песнь о Гайавате» в переводе И. Бунина в Священном Вигваме Гайавату поили заколдованным зельем из корней и трав целебных и пели заклинанья

«Вот я сам, я сам с тобою,

Я, Седой Орел могучий!

Собирайтесь и внимайте,

Белоперые вороны!

Исцелись, о Гайавата!»

Во многих легендах, рассказах информаторов, собранных учеными Г. В. Ксенофонтовым, В. Л. Серошевским и других мы узнаем о преображении шамана медведем, когда он в своих камланиях издает рев медведя, имитирует его походку и движения. Шаман перед обрядом камлания съедал кусочки медвежьего сердца и печени для придания силы и мужества этого зверя, так как медведь очень сильный и умный хищник. Поэтому перевоплощаясь в него, шаман станет неуязвимым для злых духов.

Культ поклонения медведю.

Медведь – самое умное и сильное животное-хищник, поэтому культ поклонения медведю развит повсеместно у всех народов, где распространен ареал обитания этого зверя.

С охотничьих ритуальных действий возникла религия, вера в сверхестественное. Культ поклонения медведю возник еще в эпоху палеолита – древнего каменного века. До охоты древние люди начинали петь песни – 7 песен в день, посвящая одной из звезд семизвездья Большой Медведицы. Делали рисунки вокруг ранее убитого медведя (головы и лапы), становились вокруг и просят прощение: «Прости меня, мой предок!». Этот обычай сохранился у народов Севера и северо-американских индейцев.

Охотники носили когти (как оберег) на шее, причем только удачливые охотники. После удачной охоты ритуал хоровода повторяется, просят прощения, украшая голову медведя колокольчиками, ленточками. Череп медведя относят в святое место (амбарчик на сваях) или высоко в дупло дерева. Так до 20 века хоронили медведя якуты и народы Севера.

Такие медвежьи захоронения распространены на территории Крайнего Севера, Дальнем Востоке, Западной и Восточной Сибири, в Альпах до 90% захоронений, Карпатах 100 тысяч лет тому назад, Кавказе от 800-900 особей.

В рассказах эвенкийского шамана Ивана Андреевича Лазарева описан обряд «надевание серег на медведя. Добыв медведя, его голову варили целиком, если все мясо на голове, за исключением участка рядом с носом. Объеденную таким образом голову ставили к огню печи. На следующий день ее украшали новыми красивыми лоскутками, клали на лабаз – перед частью к восходу солнца, на жердь нацепляли челюсть. Совершался обряд украшения головы добытого медведя серьгами для того, чтобы, радуясь, душа его сказала: «Хорошо схоронили, по всем традициям».

Во многих сказках отражается вера в медведя как предка человека. В сказках, где от брака женщины и медведя родится сын, обладающий сверхъестественной силой. Когда приходит пора вернуться в свой род, он ритуально убивает своего прародителя (яма, камень). Возвратившись к людям, часто совершает подвиги и берет себе в жены женщину (принцессу). Отсюда вера, что медведь не трогает женщину, если она оголит грудь, так как разделанная туша медведя напоминает женщину.

Так в юкагирской сказке «Женщина и медведь» одна женщина, заблудившись в тайге, перезимовала в берлоге медведя и родила медвежонка. Медвежонок, когда подрос, убежал в лес. Охотник, убивший 99 медведей, встретил этого медведя, но не смог убить его. Так как медведь стал кланяться ему. С тех пор юкагиры считают медведя родственником человека.

У народов Севера существует множество обрядов, связанных с медведем. Это оберегающие, отвлекающие, обманывающие обряды, так как якуты и другие народы Севера считают медведя очень хитрым, умным, мстительным хищником. Отсюда такие обряды как испрошение прощения у духа убитого медведя, издание крика ворона перед поеданием его мяса, запрет есть мясо медведя беременным женщинам, запрет рубить кости медведя, похороны медведя. Нельзя убивать медведя без необходимости, так как охотнику отомстит медвежий шаман и другие поверья.

В рассказах эвенкийского шамана описываются и другие поверья, связанные с медведем. Один из них повествует о том, что медведь может предсказывать будущее. Если медведь, застигнутый1 охотниками в берлоге, шумно отряхивает шерсть или сильно трясет головой, издавая при этом клацающие и хлопающие звуки, значит он предсказывает недоброе (смерть человека). Также у эвенков плохой приметой считается, если шкура недавно освежеванного медведя теряет свой блеск и становится будто опаленной. Недобрым знаком считается, если с давно снятой с медведя шкуры капает вода. В таких случаях говорят: «Шкура сама писает». Вовсе нехорошо, если медведь сам поворачивается к человеку задом, когда охотники стреляют в берлогу. Табу запрещает спать на шкуре медведя девушкам и молодоженам.

У многих северных народов ярко выражается культ медведя. Верхнеленские и енисейские эвенки, корки и чукчи, юкагиры имеют представления о медведе-предке, в честь которого проводился праздник. Северные народы – нивхи, ульчи, нанайцы – готовились к проведению праздничных торжеств заранее – охотились на медведицу и забирали ее детенышей. Медвежат растили три года в амбаре или клетке к празднику и забивали.

У славянских народов также развит культ поклонения медведю, о чем свидетельствуют сказки, переодевание в медвежью шкуру. В веровании славян также отражается вера в возрождение медведя, запрет рубить кости. В сказке «Медведь – липовая нога» медведь возвращается за своей отрубленной ногой в деревню. В Белоруссии сохранился народный праздник комоедицы, посвященный медведю.

Интересна общая особенность медвежьего праздника у северных народов: женщины устраивают плач по медведю.

У северо-американских индейцев культ медведя также высоко развит. У них тоже существуют обряды похорон медведя, оберегающие, обманывающие обряды, связанные с культом медведя, о которых мы узнаем из сказок и легенд. Медведя они называют Великий Медведь – Мишу Мокве.

Многие животные и птицы у индейцев являются тотемами, о чем свидетельствуют индейские письмена, придуманные Гайаватой, культурным предком индейцев.

Все тогда нарисовали

Каждый – свой фамильный тотем,

Каждый – свой домашний символ:

Журавля, Бобра, Медведя,

Черепаху иль Оленя.

Это было указаньем,

Что под столбиком могильным

Погребен начальник рода.

В сказках северных индейцев также прослеживается культ медведя как предка человека. Но в легенде о Гайавате отношение к медведю уже звучит по-другому, так как это произведение отражает переход индейцев от язычества к христианству. Отношение к духам, божествам, вера в потусторонние силы, в загробный мир противоестественно единой религии. Поэтому сцена расправы Мэджекивиса над Великим Медведем, грозу и ужаса всех народов из Царства Кролика Вабассо, царства Севера указывает на верование индейцев о тотеме животных по четырем частям света. Так, Кролик и Медведь олицетворяют Север, царство Великого Холода и Стужи, Смерти. И гибель Великого Медведя – торжество над Смертью.

Проанализировав в двух главах охотничьи обряды северо-американских индейцев и народов Севера, мы выявили сходства и различия в них и обнаружили много схожего в культе поклонения медведю и пришли к следующим выводам:

Медведь, как сильный и умный хищник, самое почитаемое животное у северных индейцев и народов Севера.

У этих народов существует множество поверий, примет, связанных с культом поклонения медведю.

Медведя считают своим предком многие народы мира, где водится этот зверь, в частности северные индейцы и народы Севера.

Много сходства и в обряде захоронения медведя у этих народов.

Эти сходства указывают на совместное проживание предков эвенов, эвенков. Юкагиров и северо-американских индейцев.

Отличительной чертой в культе поклонения медведю у северо-американских индейцев является представление о частях света через облики тех или иных тотемических животных. Так, Кролик и Великий Медведь (Мише Моква) олицетворяют Север, Царство Стужи, Холода и Смерти.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)