Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Династия ильменских мельников

Появление рода Зинченко в селе Ильмень.

В селе Ильмень, по архивным данным, было три ветряных мельницы. Но пожилые люди села вспоминают из рассказов своих отцов и дедов, что уже в середине девятнадцатого века осталась лишь одна действующая мельница[1]. Её построил прадед Марии Васильевны, Зинченко Иван. Он был зажиточным человеком. Род Зинченко старинный, их предки были одними из основателей села Ильмень, в числе первых пятидесяти семей переселившихся в эти края в 50-е годы семнадцатого века из Полтавской губернии.

Создание мельницы Иваном Зинченко, наследование её зятем Семёном и дочерью Верой.

Мельницу Иван построил добротную, внутри был огромный жернов с множеством металлических заклёпок для лучшего перемалывания зерна. Сам выковал для неё все металлические части. Лопасти мельницы легко начинали крутиться даже от малого ветерка. Мука, полученная на этой мельнице, славилась по всей округе. Односельчане даже в шутку прозвище Ивану дали: «Ильменский Борель» по фамилии известного владельца крупной мельницы в окрестностях Рудни, немца по происхождению. В селе утверждали, что мука Ивана не уступает по качеству муке Бореля. Приезжали на мельницу с заказами на муку не только односельчане, но и люди из соседних сёл, так что работы на мельнице у семьи Зинченко хватало.

В семье Ивана сыновей не было. Старшие дочери вышли замуж, осталась дома одна младшая дочь Вера. Тяжело с годами стало Ивану одному работать на мельнице, и решил он нанять молодого работника. Им оказался статный, красивый парень из соседнего села Разливка. Звали его Семён. Очень умелым, работящим оказался этот парень, и не мог он не приглянуться дочери хозяина. Однако был Семён из бедной семьи, поэтому не соглашались родители Веры на этот брак. Приходилось Семёну и Вере скрывать от всех свои чувства и встречаться тайно. Рано или поздно пришлось родителям сдаться, и Семён стал жить в семье в качестве зятя.

Официально они так и не поженились, а дети Веры записывались на фамилию Зинченко.

Прошли годы, и стал Семён хозяином мельницы. Было у них с Верой пятеро детей: дочь Варя (умерла в молодости), дочь Мария, сын Василий (отец Марии Васильевны), сыновья Михаил и Никифор. Мельница продолжала работать, и мука по-прежнему славилась по всей округе. Дети выросли, Михаил и Никифор уехали на юг страны искать лучшей жизни (в Батуми и Ташкент), дочь вышла замуж. А Василий с детства полюбил родительский «ветряк», всегда помогал отцу молоть зерно. Он то и стал продолжателем династии ильменских мельников.

Биография Василия Зинченко

вступление в колхоз

После революции 1917 года Василий принял Советскую власть, он даже был активистом при создании колхоза. А ведь семья Зинченко жила в относительном достатке. « В то время всё сельское население поделили на пять групп:

«Первый колхоз, организованный на территории села, назывался «Пролетарий», его председателем стал тридцатитысячник из Петрограда Канцемалов Иван»[3] (приложение 3). Семья Зинченко считалась зажиточной и подлежала раскулачиванию. Однако Василий сразу добровольно отдал в колхоз две пары быков, две лошади, коров, птицу и другое добро. Очень жалко было отдавать нажитое, но иного выхода тогда у него не было.

Для вступления в колхоз надо было написать заявление, подтвердить, что одобряешь колхозный Устав. По мере накоплений таких заявлений колхозное собрание потом быстро решало вопрос о вступлении в колхоз новых его семей. В 1933 году закончился процесс коллективизации Ильменя, но три семьи так в колхоз и не вступили. К сожалению, к этим людям прививалось у селян негативное отношение, даже неприязнь. На них налагались и непомерно большие налоги. Но они так и не вступили в колхоз до конца своих дней.

Забрали у Василия и мельницу. Но знающего мельничное дело человека в селе не было, и Василия назначили уже главным колхозным мельником.

Женой Василия стала Яицкая Анна Ивановна, рано оставшаяся сиротой (её воспитывала тётка). В семье было одиннадцать детей. В голодные после жестоких засух 30-е годы дети питались плохо, часто голодали и болели. Лекарств же тогда никаких не было, лечились только народными средствами. Из одиннадцати детей шестеро умерло, осталось пятеро: Николай, Василий, Надежда, Фёдор и Мария, родившаяся в 1934 году.

работа и служба во время Великой Отечественной войны, послевоенные годы.

В первый год Великой Отечественной войны Василия на фронт не взяли, так как он хромал на одну ногу ещё с детства. В 1942 году его всё-таки забрали в армию, но солдатская служба снова была связана с хлебом. Василий молол муку для фронта на мельнице в Саратовской области.

После войны вернулся Василий в родное село. Мельница ждала его всю войну заколоченная. Всё в ней сохранилось, осталось нетронутым. В те годы люди были сознательнее, воровства в селе почти не было, а беспричинно разрушать чужое или колхозное добро никому бы и в голову не пришло. Жалко, что эти жизненные правила не всегда соблюдаются в наши дни.

В голодные послевоенные годы каждый килограмм муки на мельнице был на счету. И всё-таки при работе мельницы на пол, на все предметы оседала мучная пыль. Вот её вместе с обычной пылью сметал веничком Василий и тайком приносил домой. Осоловская Татьяна Васильевна (односельчанка) вспоминала, как тайком приносил он им и другим многодетным, самым бедным семьям эту муку. Люди смешивали её с травой и пекли чёрные лепёшки, спасая своих детей от голодной смерти. Многие семьи в селе крёстным для своих детей брали Василия: и из благодарности и чтобы помог выжить в те суровые годы.

Крестьяне в послевоенные годы облагались огромным налогом, должны были отдавать от своих личных хозяйств всё самое лучшее: молоко, картофель, яйца, масло и т. д. Семье на пропитание почти ничего не оставалось. Мария Васильевна вспоминает в связи с этим один курьёзный случай: «Жил в селе одинокий дед Иван. Был он остроумным человеком, на всё находил в ответ прибаутки да частушки. Хозяйства у деда не было вовсе. Однако его так же, как и остальных селян, вызвала очередная комиссия по уплате недоимок по налогам. Вышел дед Иван из конторы, а люди из очереди его и спрашивают с волнением: «Ну, как? Что присудили?» А дед и отвечает:

«Мэна вызвали на суд,

Я иду, трясуся,

Присудили сто яиц,

А я нэ нэсуся!»

Очередь так и взорвалась от хохота, разрядил дед нервную обстановку среди односельчан»[4].

В те голодные годы волков развелось огромное количество. Стали они и в село заходить, охотились за овцами, другим скотом. Мария Васильевна на всю жизнь запомнила неожиданную встречу с волками, произошедшую летом 1946 года. Ей тогда было 12 лет. Поехала Мария с отцом за сеном на луга. Телега, запряжённая двумя лошадьми, была колхозная. Только отъехали от села, как окружили телегу три волка. Собака, сопровождавшая телегу, сначала лаяла, а потом залезла на колени Марии и жалобно скулила. Василий взял вилы и пошёл пешком рядом с телегой. Страшно ему было и за себя, и за дочь, и за колхозных лошадей. В то время, если бы волки задрали лошадь, Василия могли посадить в тюрьму. Сено сложили, также медленно, пешком, с вилами в руках, пошли в село. Волки сопровождали людей до самого села, но напасть так и не решились.

Василий Зинченко – мастер на все руки.

Василий не только муку умел молоть, он был мастером на все руки. Зимними вечерами валял валенки и снабжал ими многих жителей села, на станке делал из дерева различные деревянные изделия, мастерил мебель. До сих пор хранится у Марии Васильевны резная деревянная этажерка, сделанная его руками (приложение 5). Умел Василий и вкусно готовить, помнят его родственники вкуснейшую домашнюю колбасу и копчёные окорока. Был у Василия прекрасный сад (приложение 6), за которым он с огромным удовольствием ухаживал. Жену свою, Анну, он очень любил и жалел, во всём по хозяйству старался ей помогать.

Ветряная мельница просуществовала до 50-х годов двадцатого века. Затем была построена современная, электрическая. На ней Василий работал до самой старости. Здесь не только муку мололи, но и гречку очищали от шелухи, и масло подсолнечное били.

За многолетний добросовестный труд 31 октября 1977 года Василий Семёнович был награждён медалью «Ветеран труда» . Также ещё в 50-е годы были подарены ему колхозом настенные часы, которые Мария Васильевна в 2009 году подарила музею МОУ Ильменской СОШ

Умер Василий Семёнович 14 декабря 1994 года, всего на 24 дня пережив свою жену Анну.

Дети Василия ещё в 40-50-е годы разъехались по всему Советскому Союзу, трудились в разных местах, имели разные профессии. К сожалению, мельников в семье не стало. Перестала работать и Ильменская мельница.

Трудовая биография Марии Васильевны Зинченко

Мария Васильевна после школы окончила сельскохозяйственный техникум и уехала в «хлебный город» Ташкент к своему дяде. Там она работала сначала на птицефабрике заведующей инкубатором, а затем на заводе реле- автоматики, пройдя путь от работницы до мастера (приложение 9). За многолетний и добросовестный труд Мария Васильевна неоднократно награждалась почётными грамотами (приложение 10), в 1984 году – медалью «Ветеран труда», а в 2000 году ей также было присвоено звание ветерана труда.

В 1991 году распался Советский Союз, и жизнь Марии Васильевны резко изменилась. В Узбекистане тяжёлыми стали не только материальные условия. Отношение к русским и украинцам среди местного населения стало неприязненным. Мария Васильевна не раз слышала в транспорте, на улице грубо брошенные в её сторону слова: «Понаехали сюда! Уезжайте в свою Россию». Очень обидно ей было слышать это в стране, где она честно проработала всю свою сознательную жизнь. Так и вернулась в 2001 году Мария Васильевна в родное село, живёт сейчас с дочерью и внучкой и с удовольствием рассказывает родственникам и знакомым историю своего рода – рода ильменских мельников.

Изучив историю семьи Зинченко, биографию представителей династии мельников села Ильмень, я пришла к следующим выводам:

- семья моих родственников - это маленькое зеркало большого общества, в истории этой семьи отразились многие исторические события, произошедшие в России;

- я узнала много интересных подробностей из личной жизни близких мне людей, что позволило по другому их воспринимать. Я горжусь своими родными.

Среди моих предков были разные люди, и судьбы у них тоже были разные, но неизменным оставалось одно: все они были честными, трудолюбивыми, любящими свою малую родину. Разные люди и разные судьбы. И каждая из них – это целая история. А все вместе они и составляют историю родного края, страны.

Я всё чаще думаю: самое трудное и достойное на Земле – прожить обыкновенным, хорошим человеком, не обязательно знаменитым или выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Верю, что не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)