Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дискуссионные вопросы концепции избирательного права и проблемы электорального поведения граждан

Избирательное право – один из важнейших институтов осуществления власти и политической жизни. Оно включает в себя множество составных частей: начиная с гражданского общества, заканчивая обнародованием итогов голосования.

Рассматривая эту область права, можно написать не одну книгу, однако я в своей работе попыталась проанализировать и порассуждать на самые интересные и проблемные вопросы.

Эта тема, несомненно, актуальна в наши дни. Ведь избирательное право является не только составным компонентом такой отрасли как конституционное право, но и важнейшей науки политологии. А политика, как известно, всегда была и будет самым обсуждаемым и дискуссионным вопросом во все времена.

Таким образом, цель моей научной работы можно обозначит как достижение наиболее конкретного и полного понимания актуальных проблемных вопросов в области избирательного права.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: разобраться в классификации избирательных систем, проанализировать наиболее сложные вопросы демократии, порассуждать на темы идеального политического лидера, а также образцового избирателя, затронуть проблемы в отношении прав человек и их конституционной защиты.

Таким образом, если хорошо знать основы избирательного права и уметь разбираться в его тонкостях, то мало вероятно, что ты сможешь стать «игрушкой» в руках политических манипуляторов.

В своем реферате я использовала монографии Т. Т. Сидельниковой, Д. А. Темникова, И. А. Шарагина, А. И. Кравченко, В. Н. Пронькина, А. Б. Гутникова, Е. А. Певцовой и других авторов, которые детально рассмотрели аспекты избирательного права, и помогли мне подробно изучить эту область.

Избирательное право и выборы

Как различные виды избирательных систем влияют на выбор политических партий и политических лидеров?

Избирательная система – это организм формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов.

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания этих способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

Мажоритарная (от фр. majorite – большинство) избирательная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается кандидат, получивший большинство голосов в данном округе.

Существует две разновидности этой системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1% голосов. Во втором – побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.

Положительная сторона мажоритарной системы в том, что обычно возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих округах. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти.

Недостаток мажоритарной системы в том, что голоса избирателей, отданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей.

Пропорциональная избирательная система распространена более широко. Ее суть состоит в следующем. Территория страны объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. После подсчета голосов партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу отданных за них голосов.

Пропорциональная система обеспечивает более справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С ее помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Однако и этой системе присущи недостатки. В странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Поэтому во многих странах устанавливается заградительный барьер. Другой недостаток в том, что избиратель выбирает абстрактных лиц, подавляющее большинство кандидатов ему просто неизвестно.

Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Госдуму. В соответствии с такой системой половина депутатов избираются по одномандатным округам. Другая – по единому общенациональному округу.

Таким образом, избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают воздействие на становление партийных систем.

При каких условиях выборы не будут являться демократическими?

Выборы – это система прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на нее.

Существуют определенные принципы, под которыми понимаются определенные условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны демократическими, легитимными.

Принципы российского избирательного права закреплены на конституционном уровне. Согласно ст. 32 и 81 Конституции РФ выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. А Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право – право на участие в выборах всех граждан, достигших 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других факторов. Всеобщее избирательное право может быть активным и пассивным. Активное избирательное право – право избирать, т. е. участвовать в выборах. Пассивное избирательное право – право быть избранным. Существует два исключения. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы (Конституция РФ ст. 32 п. 3).

Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях. Каждый избранный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.

Тайное голосование обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-либо контроля над волеизъявлением.

Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль над проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная возможность выбора из нескольких кандидатов).

Все эти условия избирательных прав граждан, я думаю, должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

Какими основными характеристиками должны обладать демократические лидеры?

«Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким».

Николо Макиавелли

Политический лидер в демократическом обществе – это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов, защищать интересы своего народа.

Существуют факторы, определяющие характер политического лидерства. Три его аспекта являются определяющими.

- личностные черты лидера;

- инструменты осуществления им власти;

- ситуация, с которой сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом определяют становление демократического лидера, эффективность и результативность его деятельности.

Всю совокупность отличительных черт, характеризующих лидера демократического общества можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, тонкая интуиция.

Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному долгу забота о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и тонко ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений.

Демократический лидер – это руководитель, направляющий свою деятельность прежде всего на благо народа, который и привел его к власти в надежде на улучшение жизненных условий.

Немаловажным является и то, что лидер должен быть личностью, способной генерировать новые идеи, умеющей вовремя уступить свое место другим. Во имя единства общества и его благосостояния, сохранив при этом свое лицо и независимость. Такой пример показала всему миру Маргарет Тэтчер.

В специальных исследованиях личностных качеств, необходимых для становления демократического лидера, насчитываются сотни разновидностей разнообразных черт. Всем им трудно соответствовать, однако критерии выбора должны быть.

Следует ли устанавливать обязательное участие граждан в выборах и определять наказание за отказ от волеизъявления?

«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании».

Жак Примо (1902-1974), болгарский историк, экономист, общественный деятель.

Согласно принципам избирательного права в российском законодательстве, никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Устанавливая обязательное участие граждан в выборах, а также определяя наказание за отказ от волеизъявления, будет нарушен не только принцип добровольного участия в выборах, но и право человека на свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ). Никто не может быть принужден к выражению своих мыслей или отказу от них.

Хотя в других странах к этому вопросу подходят с другой стороны. К примеру, в Декрете Президента Итальянской Республики №361 от 30 марта 1957г. в пункте 4 указано, что «участие в голосовании – обязанность, от которой никто не может уклониться, не нарушив своего долга по отношению к стране».

Однако, на мой взгляд, установление ответственности за неявку на выборы это не выход для повышения политической активности граждан. Начинать необходимо, прежде всего, с политического воспитания, которое должно закладываться с самого детства.

Ведь степень участия в выборах зависит и от его социального статуса и от образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что это может способствовать социальным изменениям в обществе.

Как показывают исследования, на политические предпочтения почти никак не влияет школа, но зато очень сильно воздействует семья. В Англии 80% опрошенных выбрали ту политическую партию, какую выбрали их родители.

В разных странах активность избирателей неодинакова. Когда ученые сравнили 20 разных промышленных стран по этому критерию, то оказалось, что США (52,6% пришедших голосовать от общего числа имеющих на это право) стоят на предпоследнем месте. Вслед за ними идет Ирландия (62,3%), а впереди – Швейцария (89,4%). Лидером активности оказалась Италия – 94%. Причиной считается не только пассивность граждан, но и особенности избирательных систем. Естественно, что в странах, где голосование является обязательным (и за уклонение от него взимается штраф), отмечается большее число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора.

Но все же, будет лучше, если люди пойдут на выборы, не из-за страха, применения к ним различных взысканий, а по собственной воле, ради желания высказать своё мнение, поучаствовать в жизни своей страны.

Что влияет на мнение избирателей во время выборов?

«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою».

И. А. Ильин, русский философ.

Существует ограниченный набор аргументов, почему люди выбирают какую-то политическую силу.

Прежде всего, это программа партии. Правда, российские граждане зачастую не читают программы, но говорят о них, как правило, в первую очередь. Во-вторых, лидеры. Для каких-то партий – это ключевой фактор, например для ЛДПР и «Яблоко». Для таких, как «Единая Россия» - не ключевой, но важный. Потому что в условиях, когда население не доверят партиям, как институту, нужно доверие хотя бы к лидеру. Следующий аргумент избирателя «потому что я всегда голосовал за эту партию». Он особенно актуален для КПРФ. Есть еще вариант – «не за кого было голосовать, и я отдал предпочтение этой партии». Логика здесь следующая – например, человеку нравится какая-то социал-демократическая сила европейского типа, но у нас в стране её нет. Тогда он начинает подбирать аналоги в надежде, что выбранный вариант будет соответствовать идеальному образу западной партии. В результате он проголосует за Справедливую Россию или Аграрную партию и наверняка разочаруются, потому что идеалы далеки от реальной жизни.

Рассмотрим один из социальных опросов на тему «За какого политика вы охотней проголосовали бы на будущих выборах?» Ответы распределились следующим образом (данные в процентах от числа опрошенных):

- за того, кто быстро обещает вывести страну из кризиса 29%

- за того, кто обещает боле медленные перемены к лучшему 44%

- за того, кто называет конкретные сроки выполнения своих предвыборных обещаний 30%

- за того, кто считает, что в условиях кризиса конкретные сроки назвать невозможно 47%

- затрудняюсь ответить 27%

Как мы видим, люди не только разуверились в политиках, не сумевших выполнить свои обещания, но и все более настороженно относится к обещаниям вообще.

И вес же почва для популизма, судя по данным, тоже сохраняется. Треть населения готова обмануться еще раз. Их, конечно, ждут разочарования, но вопрос не в этом, а в том, не переведут ли эти люди к власти самых беззастенчивых политических демагогов.

К неприятным последствиям можно привести желание значительной части избирателей отдать голоса кандидатам, не успевшим побывать на руководящих должностях (на оборот, на мнение 37% влияет наличие у кандидата опята управленческой работы).

В этом ряду и данные о том, что 34% населения – собираются голосовать за кандидата, который близок им не своей политической позицией, а просто «симпатичен им как человек». К примеру, по мнению западных политологов, лишь 7% успеха кандидата зависит от того, что он говорит, а 55% - от того, какое он производит впечатление. Наверное, здесь сказывается общее разочарование и недоверие к политическим программам.

Но не стоит забывать, что «симпатичные люди», попадая в большую политику способны сделать много ошибок. Однако сегодня в России все же больше граждан (43%), на мнение которых влияют взгляды и убеждения их возможных избранников, а не одно только личное обаяние.

Вопрос лишь в том, придут ли эти люди на выборы. Равно как и в том, что какие политические убеждения окажутся привлекательными для человека с бюллетенем. Эти вопросы пока остаются открытыми.

Конституция и государство

Какие из основ конституционного устройства России вы считаете наиболее важным и почему?

Я считаю, что из основ конституционного строя Росси, не маловажным является то, что РФ – светское государство.

Светское государство - это такое государство, в котором религиозное объединения отделены от государства, органы государства не вмешиваются во внутреннюю организацию и деятельность религиозных объединений. В светском государстве признается равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности, отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности. В демократическом светском государстве не допускается идеологическая деятельность, возбуждающая религиозную вражду и ненависть. Каждому гражданину гарантируется свобода совести и вероисповедания. Граждане обладают правом исповедовать индивидуально или совместно с другими лицами религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения, убеждать и действовать в соответствии с религиозной верой.

Как закреплено в Конституции РФ – «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). Светский характер государства выражается в организации системы государственного образования всех ступеней на светских началах. Светское государство учитывает религиозные верования населения, большинства или его части.

В России среди большей части населения исторически утвердилось православие. Православная церковь является исконной защитницей христианских духовно-нравственных ценностей, являющихся органической частью русского народного самосознания.

В РФ к основным конфессиям относятся ислам, буддизм, иудаизм, имеются объединения баптистов. Государство опирается на закон в регулировании отношений с религиозными объединениями, принимает меры против посягательств на установленный правопорядок со стороны незарегистрированных религиозных сект.

Русская православная церковь не препятствует верующим свой гражданский долг – участвовать в политической, государственной жизни, служить в Вооруженных Силах.

В настоящее время в РФ православная церковь преодолевает трудности. Она осуществляет очень важную роль в жизни общества, в духовно – нравственном воспитании народа, развивается на основе закона сотрудничества государства и церкви в решении актуальных проблем общества.

Почему идея разделения властей считается важным элементом Конституции РФ?

«Законодательная власть – сердце государства, власть исполнительная – его мозг».

Жан-Жак Руссо

В отечественно и зарубежной литературе принцип разделения властей зачастую называют теорией и рассматривают как систему научных знаний, идей и взглядов, касающихся распределения властных полномочий между «уравновешивающими» друг друга государственными органами.

Идея разделения властей в том виде, как она воспринимается ныне применительно к современному государству, появилась больше трехсот лет назад. Основателями её считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма Джон Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

В Росси теория разделения властей, так же как и в других странах, привлекла к себе определенное внимание. Особенно заметно это проявилось в дореволюционный (1917г. ) период, а позднее - в конце советского периода (с начала «перестройки») и в постсоветский «демократический» период.

С принятием Конституции РФ 1993 г. принцип разделения властей нашел свое конституционное выражение.

Конституция не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящийся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Разделения властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия. Чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной её ветвью, с точки зрения обеспечения демократии, целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности государственных органов.

Согласно Конституции РФ законодательным и представительным органам РФ является Федеральное собрание (ст. 94). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского. административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118).

Важно то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов» или, систему баланса ветвей власти. Смысл её состоит в том, чтобы все три ветви власти были уравновешенны взаимными полномочиями. Таким образом, ни одна из ветвей власти не смогла бы присвоить всю государственную власть целиком.

Этот механизм выражается в том, что президент как глава исполнительной власти имеет право не подписать закон, принятый парламентом, а отправить его на доработку. А депутаты могут в свою очередь отправить президента и правительство в отставку. Особо важен судебный контроль над деятельностью чиновников.

Таким образом, разделение властей неотъемлемый признак правового государства, предоставляющий определенные гарантии от произвола, беззакония и авторитаризма.

Какое государство можно назвать справедливым?

«Общее благо – вот формула, в котором кратко выражаются цели и задачи государства».

Б. Кистяковский

(русский философ и правовед).

На протяжении всех веков люди пытались создать справедливое государство. Но что же в нашем понимании справедливое государство?

Для начала стоит выяснить, что обозначает термин справедливость?

«Справедливость» - это нормативное понятие морали, играющее большую роль в социально-политическом сознании масс, в котором существующее положение вещей характеризуется как должное, соответствующее сущности, правам и потребностям человека.

Из выше сказанного можно предположить, что справедливым государством является государство, основанное на верховенстве гуманного, справедливого закона, действующее в строго определенных законом границах, обеспечивающее социальную и правовую защищенность своих граждан.

К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение справедливое государство, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и его составляющих.

Самое главное в характеристике справедливого государства – это обеспечение достойной жизни человека, благосостояние народа.

В справедливом государстве, должны быть обеспечены все социальные права. В таком государстве все подчинено установленным законам, исполнять которые обязаны все граждане, невзирая, на социальный статус, материальное и должностное положение.

Право, свобода, закон, равенство, уважение и защита – вот основные составляющие по-настоящему справедливого государства.

Как определить легитимность существующей власти? Каковы основные признаки легитимности?

Легитимность (лат. kgitt-mus-законный) – обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене.

Легитимность как понятие вкладывается в период английской и французской буржуазных революций 17-18вв. , однако в активное употребление входит только в начале 19в. , когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие легитимация приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти к территории границ государства всем международным сообществом.

Легитимная власть – это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической. Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться непризнанной народом, т. е. не быть легитимной.

Макс Вебер предложил различать три «идеальных типа» легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

Традиционная легитимность опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается определение легитимной монархии. Так, до 1879г. во Франции для основания легитимной королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент.

Харизматическая легитимность определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личных качеств лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции, который первым, с момента учреждения в стране в 1976г. 3-ей Республики, начал использовать понятие легитимность по отношению к политической власти.

Рациональная легитимность подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (выборы, референдум).

Для поддержки легитимности используются разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления; отделение политических институтов от армии; осуществление экономических и социальных программ; поддержка законности и правопорядка; популяризация личных качеств руководителя государства и правительства.

5. Какую роль играет Организация Объединенных Наций в современном мире? Влияют ли её решения на политику государства?

Издавна люди мечтали об объединении всего человечества в единое мировое государство, и думали, что с этим окончатся все войны и бедствия.

Развитие цивилизаций так сблизило народы, что многие вопросы стало необходимо решать всем государствам вместе.

24 октября 1945 года на волне антивоенного демократического движения была создана Организация Объединенных Наций. В 1999 году в ООН входили уже 185 государств мира.

Устав ООН налагает на её членов определенные обязанности. Государства должны разрешать свои споры с другими государствами мирными средствами, должны воздерживаться от угрозы силой и применения силы. Когда ООН принимает какие-либо действия против какого-либо государства, все члены ООН должны ей помогать и воздерживаться от помощи государству, против которого действует ООН.

Яркий пример тому – экономические санкции против Югославии, которые были введены ООН во время сербскохорватского конфликта. Россия в свое время их не заблокировала. Но через некоторое время основания для сохранения санкций, по мнению России, отпали, и их следовало отменить. Но ООН сохраняла санкции, и Россия подчинилась этому решению. Однако во внутренние дела того или иного государства ООН не имеет права вмешиваться.

За все годы существования ООН было принято огромное кол-во резолюций и деклараций о мире, мирном разрешении споров и международном сотрудничестве. К примеру: резолюция 1957 года о мирных и добросовестных отношениях между государствами, декларация 1965 года о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства, декларация 1970 года об укреплении международной безопасности, декларация 1981 года о предотвращении ядерной катастрофы, Манильская декларация 1982 года о мирном разрешении международных споров и т. д.

Конечно, не всегда и не во всем деятельность ООН была успешной. Часто в адрес ООН звучат не только хвалебные слова, но критика за неспособность решить серьезные проблемы. Некоторые призывают свои национальные правительства быть более осторожными при взаимодействии с международными организациями, чтобы не потерять независимость и возможность реально заботится о благе своего народа.

И тем не менее, я считаю, что нельзя отрицать большую роль которую играет ООН в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: в обеспечении мира и безопасности, в сфере экологии и в области использования недр и ресурсов земли. Велик её вклад в дело разоружения, защиты прав человека, женщин, детей в борьбу против расовой дискриминации, голода, наркотиков, рабства.

Все эти проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

Права человека

Как должны соотноситься права человека и его обязанности?

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой»

Ф. Ламенне (1782-1854),

Французский писатель, философ.

Законодательно установленные и взятые в единстве права и обязанности личности составляют ее правовой статус.

Права личности – это официальная мера возможного поведения человека в государственно–организованном обществе.

Обязанности личности – установленные и гарантированные государством требования к поведению человека.

Права и обязанности объективно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь удачно иллюстрирует следующая схема:

Взаимосвязь прав и обязанностей человека

Обязанности свидетельствуют о том, что носитель данного статуса должен делать по отношению к другим носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе и допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками. Одно без другого существовать не может. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется.

Так, в тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны. Напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Значит, от того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.

Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать с других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний.

Какие права человека представляются вам наиболее важными в современном мире и почему?

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие групп: гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные.

Несомненно, наиболее важными среди них являются гражданские права.

Эти права присущи самой природе человека, без них он не может существовать как биосоциодуховное существо. Согласно Конституции РФ к ним относятся: право на жизнь (ст. 20); на охрану достоинства государством (ст. 21); на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); свободного определения своей национальности (ст. 26); свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27); свободы совести, вероисповедания (ст. 28); свободы мысли и слова (ст. 29); на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). Личные, или гражданские, права охватывают права и свободы, необходимые для защиты основополагающих ценностей человека.

По своей природе они:

1) принадлежат каждому, не связаны с принадлежностью к гражданству;

2) являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемый характер прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Отсюда все эти права и свободы именуются «естественными». В то же время человек обладает не только этими естественными правами, но своими действиями может приобретать права, которые по отношению к нему и его естественной природе носят внешний, характер. В течение жизни такие права могут приобретаться, изменяться и прекращать свое действие. Все такие приобретенные (не «естественные») права обязаны своим возникновением не природе человека, а организации жизни людей. В отличие от таких прав «естественные» права неотчуждаемы. Даже если фактически они по каким-либо причинам (к примеру, из-за действий не правового характера,) отчуждаются от их носителя, то юридически они не могут быть признаны утраченными. С формально-юридической точки зрения неотчуждаемые права носят абсолютный характер. Свойство не отчуждаемости означает, что и человек как обладатель таких прав не может неправомерно освободиться от обладания таким правом. Иное входило бы в противоречие с природой человека, нарушало бы его естественное состояние;

3) являются абсолютными, т. е. не подлежат ограничению. С этим связаны повышенные гарантии их охраны, закрепленные в нормах Конституции (ст. 20-29);

4) отличаются особым характером реализации. Реализация личных прав требует не столько индивидуальных усилий их обладателей, сколько соответствующих природе этих прав охранительных и иных действий государственных органов, должностных лиц и граждан;

Отвечая на вопросы о ценностях и правах, важных лично для него, человек всегда будет ставить на первое место права, актуальные для него на протяжении всей жизни.

Как должны учитываться права меньшинства?

Дискриминация, ущемляющая политические, социальные, культурные или экономические права меньшинств, по-прежнему существует и является основным источником напряженности во многих районах мира. Выражение «дискриминация» следует понимать «как означающее любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения или иного обстоятельства, которое имеет целью умаление использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод».

Дискриминация запрещается целым рядом международных договоров, охватывающих большинство ситуаций, в которых группам меньшинств и их отдельным членам может быть отказано в праве на равное обращение. Запрещение дискриминации охватывает, в частности, дискриминацию по признаку расы, языка, религии, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства. В дополнение к таким важным правам, как право на свободу религии, выражение мнений и ассоциации существует ряд других важных гарантий, распространяющихся на представителей меньшинств, к числу которых относится право на признание правосубъектности, равенство в судах, равенство перед законом и равную защиту закона. Положения о недискриминации содержатся в Уставе ООН 1945г. (статьи 1 и 55), во Всеобщей декларации прав человека 1948г. (статья 2) и в Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966г. (статья 2 обоих пактов). Кроме того, аналогичные положения предусмотрены и в ряде специальных международных документов, в число которых входят: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г. (статья 1); Конвенция ЮНЕСКО 1960г. о борьбе с дискриминацией в области образования (статья 1); Декларация 1981г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (статья 2).

Единственным договором ООН, полностью посвященным особым правам меньшинств, является Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Согласно Декларации Государства обязаны охранять и поощрять права лиц, принадлежащих к меньшинствам, принимая меры, позволяющие:

• создавать благоприятные условия для того, чтобы они могли выражать свои особенности и развивать свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи (статья 4. 2);

• создать для них надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке (статья 4. 3);

• стимулировать изучение истории, традиций, языка и культуры меньшинств, проживающих на их территории, и обеспечить, чтобы члены таких меньшинств имели надлежащие возможности для получения знаний, необходимых для жизни в обществе в целом (статья 4. 4);

• обеспечить их участие в экономическом прогрессе и развитии своей страны (статья 4. 5);

• учитывать законные интересы меньшинств, при разработке национальной политики и программ, а также при разработке и осуществлении программ сотрудничества и помощи (статья 5);

• налаживать сотрудничество с другими государствами в вопросах, касающихся меньшинств, в том числе в обмене информацией и опытом, с целью развития взаимопонимания и доверия (статья 6);

• содействовать уважению прав, изложенных в Декларации;

• обеспечить выполнение государствами обязанностей и обязательств, которые они приняли на себя в соответствии с международными договорами и соглашениями, участниками которых они являются.

И, наконец, специализированные учреждения, и другие организации системы Организации Объединенных Наций должны содействовать осуществлению закрепленных в Декларации прав (статья 9).

По случаю принятия Декларации Генеральная Ассамблея призвала международное сообщество сосредоточить внимание на деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление стандартов через международные и национальные механизмы.

Почему возникают межнациональные конфликты и как с ними бороться? Какие права человека нарушаются в межнациональном конфликте?

«Понимание – начало согласия»

Б. Спиноза

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей, отношения межу ними были нередко напряженными и даже трагическими.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисных явлениях в экономике и связанных с ним спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, но и резком ухудшение экологической обстановки, антидемократических законов, сепаратистских устремлениях присущих многим народам.

Особенно тяжелые последствия вызывает национальное населения – подавление и принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследовании его религии, культуры, языка, традиций и т. д.

Между тем национальные чувства очень уязвимы. Национальные насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Истинные и глубинные причины этого часто остаются скрытыми от массового сознания, но главными виновниками чаще всего становятся люди другой национальностями. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление, порождающее идеологию национализма, шовинизма и расизма. Подобные рецидивы в процессах дифференциации нередко способствуют появлению реакционной идеологии фашизма, с его человеконенавистнической идеи полноценных и неполноценных народов и практикой геноцида.

Прогрессивные силы мира ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознанно и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни обществ, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода решения национальных проблем.

Каковы основные права участников образовательного процесса? Что необходимо делать для их защиты?

В современно мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных основных прав человека. Такое понимание прав на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Основными участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагогические работники, родители обучающихся.

Жизнь современных учебных заведений подчинена определенным правилам. Например, школа живет по Уставу, которым определены права и обязанности учеников, учителей, структуры управления, система контроля знаний и многое другое.

У современного учителя есть право свободного выбора методики обучения и воспитания. Учитель может заниматься частной практикой, давать уроки после школьных занятий.

Однако правом закреплены и обязанности преподавателя. Закон предписывает ему уважить личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя применять психическое или физическое насилие над детьми. Учитель применяет меры предосторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права появляться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные нормы, наступает юридическая ответственность. За жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание.

Закон об образовании устанавливает так же права учащихся, которые должны быть отражены в уставе каждого учебного заведения. Это:

- право на выбор учебного заведения и формы получения образования;

- право на уважение человеческого достоинства;

- права на свободу совести. Не допускается никакой дискриминации учащихся из-за религиозности или принадлежности к той или иной религии;

- право на свободу информации;

- право на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

В случае нарушения прав участников образовательного процесса, последние могут обращаться к Уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса (если такая должность введена в учреждении). А в случае систематического нарушения прав и унижения человеческих достоинств участников образовательного процесса, к нарушителю применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом об образовании.

Демократия

В чем преимущество демократии перед другими режимами?

«Демократия – это самоуправление народа»

П. И. Новгородцев(1866-1924), русский философ и правовед

В современной политической науке под демократией (от греч. Demos – народ kratos-сила) понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Рассмотрев основные принципы, на которых реализуется демократия можно увидеть огромное преимущество этого режима перед другими политическими режимами.

Народовластие осуществляется, прежде всего, через принцип большинства. Существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них – выборы и референдумы. Однако политический режим не является демократическим, если на ряде с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это право в демократическом государстве закреплено законом. В государствах с авторитарным режимом политическая оппозиция запрещена.

Одной из ценностей демократии является политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально политических партий и движений, которые находятся в состоянии свободной конкуренции. В противовес этому принципу в обществе с тоталитарным режимом существует только одно правящая партия, фактически сросшаяся с государственным аппаратом, во главе харизматическим лидером – диктатором.

Необходимым условием демократии является гласность действием государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля над ними со стороны общества. Этому способствуют открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, существование свободных от цензуры и не зависимых от власти неправительственных СМИ. Как нам известно, в тоталитарных обществах существует монополия власти на информацию, её полный контроль над СМИ.

Демократия является следствием реального разделения властей, при котором различные ветви власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры. Тогда как в антидемократических государствах разделение властей отсутствует, усилена роль исполнительной ветви власти, формирование же государственных органов проходит невыборным путем, или путем псевдовыборов. Демократия потому и означает власть народа, т. к. осуществляется выборность органов власти, их ответственность перед избирателями.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан, их признания и защиты со стороны государства. Наоборот, антидемократический режим основан на отсутствии реальных прав и свобод человека. Они могут быть декларированы, но в действительности не исполняться.

Люди с давних времен вели борьбу за свои права, за право влиять на политику страны, участвовать в её управлении. Таким образом, демократия - это важнейшее завоевание человечества.

Как соотносится индивидуализм и коллективизм в демократическом обществе?

Индивидуализм неставит перед собой задачу решительной перестройки общества ради достижения универсальной, обязательной длявсех цели идопускает вшироких пределах независимость индивидов. Коллективизм представляет собой социальную систему, стремящуюся спомощью любых средств, включая инасилие, радикально преобразовать общество воимя достижения некой единой, всеподавляющей цели иотрицающую воимя этой цели автономию индивидов.

Однако может быть и иная трактовка этих терминов.

Слово «коллективизм» вобычном, илиповседневном, егосмысле означает нечто позитивное, общественно ценное, поскольку безмногообразных коллективов итех илииных коллективных действий общественная жизнь невозможна. Слово «индивидуализм» обычно означает что-то негативное: уход отобщих, коллективных забот всферу частных, индивидуальных, быть может, даже эгоистических интересов. Скрытый оценочный характер «коллективизма» и«индивидуализма» неможет быть, однако, доводом против ихиспользования вновых значениях.

Индивидуализм и коллективизм можно рассматривать какдва универсальных, сохраняющихся вовсе эпохи полюса человеческого общества. Формы индивидуализма иколлективизма со временем меняются.

Индивидуалистическое иликоллективистическое устройство общества определяет все существенные характеристики социальной жизни, начиная сгосударства, прав личности иее автономии.

Индивидуализм иколлективизм противостоят друг другу какспособы общественного устройства, ноиз этого неследует, чтоони непременно ведут открытую илитайную войну друг сдругом. Индивидуализм и коллективизмвполне могут мирно сосуществовать, особенно в демократическом обществе.

Индивидуализм иколлективизм нетолько универсальны ихорошо различимы, нои вопределенном смысле измеримы, потому могут служить необходимой единицей дляизучения демократии.

Какие условия необходимы для установления демократической формой правления?

«Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй».

Аристотель

Если бы поэты писали оды о демократии, то они, наверное, сравнили бы её с легендарной птицей Феникс, которую стократ сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла и каждый раз все более прекрасной.

Практика показала, что для осуществления демократии необходимо создать в обществе определенные условия. Обратимся к статьям русского правоведа, философа и политолога Ивана Александровича Ильина (1882-1954), в которых достаточно точно определены необходимые «предпосылки для установления демократического строя:

1) Народ должен разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить её, уметь пользоваться ею и бороться за неё

2) достаточно высокий уровень правосознания;

3) хозяйственная самостоятельность гражданина;

4) Минимальный уровень образования и осведомленности

5) Политический опыт;

6) участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность, и гражданское мужество

Страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой демократии, не должна вводить у себя этого режима до тех пор, пока эти основные предпосылки не будут созданы. До тех же пор введение демократического строя может быть гибельным для страны».

Обобщая слова И. А. Ильина, можно сказать, что для установления демократии необходимы: высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности базовых демократических принципов; высокая степень развития общей политической культуры общества, значительная активность индивидов их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии; многообразия форм собственности; истинно свободный и равный выбор в парламент; гарантированность на деле прав меньшинства и прав граждан, в том числе права на инакомыслие; свободная пресса.

Эти условия непосредственно связанны с функционированием правового государства, развитием политического плюрализма, формирование политической культуры личности в совокупности образуют демократический режим. Следовательно, демократия – это способ организации не только политической систем, но и всей жизни общества.

Каковы успехи и основные трудности в формировании гражданского общества в современной России?

«В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы».

Б. Н. Чичерин (1828-1904), русский философ и правовед.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок:

- экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

- социальные (большой удельный вес в обществе средних классов);

- политико-правовые (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм);

- культурные (право человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести);

В российской истории зачатки формирования гражданского общества постоянно наталкивались на более сильные тенденции огосударствления, устойчивые стереотипы, системы ценностей, сформированные тоталитарным режимом. Российское государство практически всегда рано или поздно поглощало и подчиняло себе любые общественные инициативы или структуры. Еще одним ограничением в формировании гражданского общества в России является форсированный характер процесса модернизации, осуществление слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Формирование рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали по времени с процессом национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности.

Аморфность и анемичность гражданского общества не проходит бесследно. Для российской истории Новейшего времени – это социальный тупик большевизма-коммунизма. Оптимальная модель развития гражданского общества должна включать в себя механизм постоянно корректируемого динамического равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития. Это всегда процесс, а не состояние. Опыт стран говорит о том, что при слабом государстве невидимая рука рынка помогает по преимуществу достаточно немногочисленным, легко адаптируемым к рыночным условиям членам общества. Как следствие – гражданское общество резко поляризуется, превращаясь в поле серьезнейших социально-политических конфликтов.

Решение этой проблемы – в эффективном воздействии «видимой» (и поэтому общественно контролируемой) руки государства, компенсирующей временные социальные последствия рыночных преобразований.

Являются ли средства массовой информации, как утверждают некоторые, четвертой властью?

Негосударственные средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, оказывают на политическую жизнь сильное воздействие. Поэтому их нередко называют четвертой ветвью власти. И это действительно так.

Длительное время для широкой публики главным источником информации были газеты и журналы. С 1960-х годов все больший вес в политическом процессе стало приобретать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ:

1) наблюдение за миром (сбор и распространение информации);

2) редактирование (отбор и комментарий событий);

3) формирование общественного мнения;

4) распространение культуры;

5) политическое просвещение широких слоев населения.

Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя такие традиционные институты связи, как школа, политические партии и организации, церковь и т. д. Эта особенность СМИ используется и рекламными агентствами, пытающимися убедить публику купить тот или иной товар; и политическими партиями для мобилизации массовой поддержки своих программ.

В публикациях, репортажах и комментария СМИ нередко проливают свет на скрытые пружины политики, власть имущих, обращает внимание общественности на самые вызывающие стороны их деятельности. Тем самым они играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти. Следовательно, СМИ – важнейший атрибут политической жизни.

К сожалению, не всегда они трактуют политические события и явления объективно и всесторонне, представляют полную информацию и проверенные факты. Поэтому при всей значимости средств массовой информации необходимо критическое отношение к поступающим от них сведениям.

Какой избиратель нужен России?

Судя по всему, отвечая на этот вопрос, мы должны составить образ идеального гражданина своей страны. В первую очередь поразмышлять, какими способностями и навыками он должен обладать. Ведь политическое участие граждан, а особенно процедура выборов, формирования государственных органов, дело достаточно важное. Все мы живем в одной стране, и деятельность властей непосредственно оказывает влияние на нашу жизнь.

В России люди все время боролись за право голоса, но когда они впервые его завоевали, то лишь очень немногие воспользовались им.

Ведь степень участия в голосовании зависит, прежде всего, от образования человека. Следовательно, Российский избиратель должен быть политически грамотным. Более образованные люди намного охотнее идут на выборы, ведь они понимают, что действительно может способствовать социальным изменениям в обществе.

Грамотность избирателя проявляется в его умении правильно оценить политическую или предвыборную программу кандидата. По-настоящему сильная программа содержит существенные аргументы для избирателей в его защиту. Другими словами, она должна давать ответы на вопросы о том, какие демократические, экономические, социальные и духовные блага приобретут избиратели и их семьи, если программа будет поддержана большинством.

Также избирателю необходимо обращать внимание на то, каким языком написана предвыборная программа. Он должен быть официальным, грамотным, понятным, точным и четким.

Немаловажно учитывать, и насколько реальны и гуманистичны представленные в программе положения, отвечают ли они общечеловеческим ценностям.

Другими словами, грамотная оценка избирателем предвыборной программы – важное условие безошибочного выбора кандидата в политические деятели.

Но как уже отмечалось выше, политическая активность зависит от политического образования. Только тот избиратель, который хотя бы в общих чертах может оценить политическую ситуацию и расстановку политических сил в стране, сможет сделать правильный выбор.

Однако не одно только образование является определяющим фактором, но и весь процесс политической социализации в целом. Под политической социализацией понимается вся совокупность процессов становления политического сознания и поведения человека, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире даже понятия политическое воспитание, так как включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политики, но и стихийное влияние, собственную политическую активность индивида.

Процесс политического созревания происходит в современном обществе поэтапно. Он начинается уже в возрасте 3-4 лет, когда через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение ребенок приобретает первые сведения о политике. Позже, когда он идет в школу, начинается следующий этап. Под влиянием специально организованных институтов политической социализации и стихийных факторов происходит не только накопление знаний о политике, но и выработка отношения к ней, которое включает все оттенки эмоционального спектра: от полного принятия и одобрения целей политической системы до пассивности и негативизма.

Юношеский этап характеризуется включением иных механизмов передачи политических ценностей от одного поколения – другому, усилением влияния неформальных молодежных групп, молодежной культуры в целом.

Политическая социализация продолжается в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы и приобретения опыта в реальном потоке политических событий.

Таким образом, мы доказали, что отношение избирателя к политике, выборам и ко всем другим политическим процессам, складывается с самого детства.

Ответственность – незаменимый критерий в характеристике российского избирателя. Только по-настоящему разумный и серьезный человек понимает, насколько велика значимость каждого голоса.

Однако на сегодняшний момент главная характеристика нашего избирателя – это человек, отделенный от всех остальных избирателей и делающий выбор строго индивидуально, не советуясь даже со своей семьей. С одной стороны это, конечно, выбор каждого. Но ведь нередко коллективные обсуждения, даже дискуссии, могут повлиять на принятие верного решения. Поэтому, я считаю, что у российского избирателя, несомненно, должна присутствовать личная точка зрения на выбор того или иного кандидата, однако избирателю не стоит забывать и об общественном мнении.

Говоря об особенностях нашего электората, не следует думать, будто он обладает такими чертами, каких нет, скажем, у бразильского или американского электората. Дело обстоит так: наряду с общими чертами, а их примерно 60-70%, российский электорат обладает еще и отличительными характеристиками (оставшиеся 40-30%).

К примеру, средний класс во всем мире голосует примерно за одни и те же политические принципы, программы, идеалы. Женщины во всех странах голосуют не совсем так, как мужчины. Молодежь демонстрирует совсем иные политические приоритеты, чем пожилые люди. У нее даже иная модель электорального поведения. Как в России, так и в западных странах среди молодежи высок уровень абсентеизма (отсутствие на выборах): для Франции в возрастной группе от 18 до 24 лет он составляет 40%, в группе от 25 до 34 лет – 43%; в Санкт-Петербурге показатели еще ниже – в декабре 1998 года от 60 до 70%.

Одна из политических черт российского электората, как считают многие, если не все, политологи, заключается в том, что можно было бы назвать персонификацией электората. Принимая решение, наш избиратель чаще всего ориентируется не столько на политические программы, которые сегодня почти у всех одинаковые и к тому же для простых граждан непонятные, сколько на личные качества кандидата. Иными словами, чтобы претендовать на победу, политик должен демонстрировать качества, соответствующие – в глазах массового избирателя – его политическим притязаниям.

Критериев для характеристики российского избирателя можно подобрать очень много, всем им все равно очень трудно соответствовать. Но все же определенный минимум должен присутствовать.

Итак, я думаю, мне удалось доказать, что избирательное право и система организации выборов, безусловно, являются необходимыми элементами осуществления народовластия – исходного принципа российской государственности.

Знание хотя бы основных аспектов этой области поможет с уверенностью осуществлять и защищать свои права, как во время непосредственного волеизъявления, так и в целом в политической сфере общественной жизни.

Думаю, в своей работе я привела достаточное количество аргументов в доказательство того, что каждый гражданин – субъект политической организации общества, и каждый голос очень важен для государства.

Выборы – это основной инструмент демократии. Через выборы реализуется важнейшие из политических прав человека.

Таким образом, реальное участие граждан в управлении своей страной, в-первую очередь, связано с их сознательным отношением к будущему своего государства.

ВИДЫ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Уважать права других людей

Не нарушать чужие права

Не препятствовать осуществлению прав других

Не злоупотреблять своими правами

Соблюдать Конституцию и законы

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)