Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Две страны, два народа, две культуры: семья в культуре народов Саха и Кореи

В жизни каждого человека большую роль играет его семья.

По определению в толковом словаре русского языка Ожегова С. И. «Семья - это группа живущих вместе близких родственников».

Именно в семье мы произносим свои первые слова, делаем первые шаги, семья радуется нашим первым успехам и делит с нами наши переживания. Семья, семейные устои, традиции определяют наше настоящее и будущее.

От духовного наследия и материального благополучия каждой семьи зависит и благосостояние всего общества.

В статье 38 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Год семьи должен ознаменоваться важными переменами в жизни каждой российской семьи, заявлял ранее президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам, в России надо возродить культ большой семьи, "потому что благополучной является такая семья, которая связывает всех родственников и именно она дает силы для развития".

Одним из знаменательных событий 2004 года явилось 10-летие Международного года семьи, объявленного ООН. На Международном конгрессе «Российская семья» был рассмотрен опыт Республики Саха (Якутия) по реализации семейной и демографической политики. Был создан Национальный общественный комитет «Российская семья», филиал которого организован и в г. Якутске.

Якутия – один из регионов Российской Федерации, где оказывается особое внимание поддержке семьи и детства. На Северном Форуме была одобрена и принята Программа «Здоровый образ жизни на Севере», разработанная якутянами. Традиционным стал республиканский фестиваль «Семья года».

Б. Н. Попов доктор философских наук, профессор в своей работе «Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее» пишет, что «Представления любого народа о семье, ее воспитательных возможностях, о роли родителей и месте детей сложились на основе многовекового житейского опыта. Любой народ на собственном опыте убеждается, что именно семья является тем фундаментом, который определяет обычаи и традиции, методы воспитания личности».

Традиционная якутская семья

О семье в дореволюционной Якутии известны труды В. Л. Серошевского «Якуты» и Б. Н. Попова «Изменение семьи народов Якутии». Как пишет Б. Н. Попов « именно благодаря семье и через нее во многом сохранилось до настоящего времени национально - специфическое в духовной культуре, психологии, этике и эстетике, да и во всем мировоззрении» нашего народа.

Накануне Октябрьской революции якуты находились на патриархально-феодальном этапе общественно-экономического развития. Якуты вели оседлый образ жизни и занимались скотоводством, земледелием и охотой. Исповедовали тотемно - шаманистическую религию.

Семья у якутов была патриархальная. У всех народов севера было распространено мнение, что жизнь в многочисленных семьях более благополучна, обеспечена и надежна. Совместное ведение хозяйства и частнособственнические отношения объединяли в одном доме родителей, взрослых детей и внуков, независимо от их желания.

При этом: а) От старших к молодым переходило хозяйство, накопленное трудом не только старших и живших до них, но и самих молодых; б) Хозяйство, нажитое богатство обеспечивали молодым определенное положение, благосостояние, престиж; в) Единоличное хозяйство сильно зависимое от климатических и погодных условий требовало объединения усилий; г) При фактическом равенстве всех жизненный опыт людей старшего поколения ценился весьма высоко.

Социологическая обработка данных метрических книг 1894 – 1917 г. г. в Центральной Якутии показывает что количество браков в возрасте невесты до 16 лет составляет 32, 3 %, до 17 лет – 22,3%, до 18 лет – 6,8%. Иными словами из общего числа женщин, вступивших в брак 62% составляли женщины 16-18 лет. Почти половина вступающих в брак мужчин была моложе 24 лет. В дореволюционное время существовала форма ранних и сверхранних браков, когда родители по сговору женили совсем малолетних детей, заботясь об их будущей семейной жизни. Ранними браками считались браки между женихом и невестой в возрасте 12-13 и 10-11 лет. Оптимальным же брачным возрастом считался для девушки возраст 14-15 лет, для юноши – 15-16 лет.

Внутрисемейные отношения строились по принципу строгой субординации: младшие подчинялись старшим, а непререкаемым авторитетом был глава семейства – отец, владелец средств производства, от воли которого часто зависела судьба детей и жены. Деятельность главы семьи можно подразделить на три взаимосвязанные ступени. Во-первых, глава семьи осуществляет функцию оценки. От него ждут авторитетной, мудрой и своевременной оценки различных ситуаций. Во-вторых, глава семьи должен выработать линию поведения, т. е. определить от имени интересов семьи направления действий человека для решения проблемы. В-третьих, глава семьи выполняет мобилизующую функцию. Он добивается поддержки всех членов семьи или ее подавляющей части в оценке ситуации и намеченного плана действий. Таким образом, можно сказать, что глава семьи оценивает ситуацию, формирует семейную политику и проводит ее в практическую жизнь.

Положение женщины-якутки в семье и обществе обусловливалось ее местом в системе экономических отношений, которые объективно лишали ее самостоятельности при создании семьи и независимости в семейно-брачных отношениях.

Круг домашних обязанностей был весьма обширен. Безустанная домашняя работа поглощала все ее время, ей было некогда «заботиться о самой себе, о своем здоровье, и она не знала минуты для отдыха». Получать у нее согласия на брак считалось необязательным, в браке ее поведение строго регламентировалось.

У большинства народов Севера женщина с самого рождения оказывалась в неравном по сравнению с мужчиной положении. Отец, у которого родился сын, становился почитаемым человеком, а женщина, родившая дочку, считалась виновной в том, что не произвела на свет продолжателя рода. Якутские пословицы и поговорки посвящались главным образом мальчикам. Например, «Черный лес с богатством, а юноша со счастьем», «Мальчику счастье во всех четырех сторонах света», «У доброго молодца левая рука – черный соболь, правая рука – чистые деньги». Девушек-якуток с детства приучали не трогать игрушек мальчиков или мужские орудия труда. Женщины не имели права отлучаться далеко от жилища. Вместе с тем, при женитьбе сына или замужестве дочери в семьях якутов согласие матери имело больше веса, чем согласие отца. У трудящихся якутов родители считались с выбором юношей девушки, хотя и устраивали браки сами. В тойонских же семьях браки обычно совершали против воли детей. У якутов брак был моногамным.

На уровне семьи родственные связи и отношение сына к отцу, детей к родителям можно было обозначить емким понятием «сыновняя почтительность». Содержание этого понятия сводится к тому, что мало просто хорошо кормить и содержать старших, мало даже выполнять за них трудную работу. Главное – почитать их и соблюдать по отношению к ним определенный пиетет (глубокое уважение, благоговение. ). Служить родителям при их жизни, захоронить их после смерти и приносить им даже жертвы - все это слагаемые неписаных правил сыновней почтительности. Почтительный сын всегда помнит о возрасте родителей, дабы радоваться, что они еще не слишком стары, или опасаться, если они больны и стары. Особое место принадлежит старшему сыну. Он с детства воспитывается в убеждении, что он надежда, кормилец, опора семьи. На него рано ложилась тяжелая домашняя работа. Если в доме не хватало мужчин, он оставался работать дома. Он должен растить братьев, сестер. Притом помощь старшего сына принимается как нечто само собой разумеющееся.

Все это опиралось на вековые традиции, неписаные правила повсеместного проживания членов семьи и ближайших родственников, на нормы обычного права.

Как отмечал известный историк-этнограф М. Косвен, «семейная жизнь якутов и взаимоотношения их между собой, в общем, отличаются мирным и дружественным характером. Семья живет дружно, отношения между супругами и между родителями и детьми нежные».

Таким образом, внутрисемейные отношения отражали уникальную национальную культуру. Традиционная или старинная семья – это и умелая организация, и разумная экономика, и распространение необходимых навыков жить и воспитание ее членов, включая соблюдение норм и ритуалов. Но важнее всего – этика, строгая мораль. Все это, вместе взятое, провозглашено народом основой социального порядка не только членов семьи, но и общества в целом, важнейшим условием достижения гармонии в семье и обществе.

Семья в старой Корее

Для традиционной Кореи были характерны большие семьи, где вместе жило несколько поколений. Люди стремились иметь много детей, чтобы обеспечить стабильность жизненного уклада и уверенность в будущем. Семья из двенадцати и более человек отнюдь не считалась редкостью в Корее. Традиционная верховная власть в корейском доме принадлежала главе семьи. Он отдавал строгие распоряжения, а остальные члены семьи беспрекословно повиновались. Послушание старшим было нормой морали и поведения и считалось одной из главных добродетелей человека. При этом подразумевалось, что глава семьи будет справедлив по отношению ко всем остальным ее членам.

С незапамятных времен и до начала XX века Корея была страной конфуцианской, а эта идеология отводила семье совершенно особое место. Важнейшим и лучшим из всех человеческих качеств в конфуцианстве считалось "хё" (или, в китайском произношении, "сяо") – термин, который на русский язык переводится как "сыновняя почтительность". О человеке судили во многом по тому, как он относился к своим родителям. В отличие от стран Европы, беспрекословное повиновение родительской воле требовалось даже от давно уже ставших взрослыми сыновей (замужние дочери должны были подчиняться в первую очередь мужу и свекру со свекровью). Долг человека перед его родителями был выше его долга перед государством, что признавало и само государство.

Предания говорят, что Конфуций, в бытность свою чиновником в княжестве Лу, не раз прощал виновных, если те совершили преступления из любви к родителям. Никого в те времена не удивляло, если, скажем, знаменитый генерал, узнав о смерти одного из своих родителей, посреди важной кампании неожиданно уходил со службы, бросал войска и, спешно передав дела преемнику, возвращался домой на несколько лет. Его не осуждали даже в том случае, если подобный отъезд кончался, скажем, падением важной крепости или чем похуже (конечно, при условии, если отставка была оформлена надлежащим образом). Традиция требовала, чтобы после смерти родителей человек соблюдал трехлетний траур, в течение которого он должен был носить простую одежду, избегать увеселений, и жить поближе к родительской могиле. Чиновник или офицер в случае смерти отца или матери должен был на некоторое время уйти со службы и провести этот отпуск в родных местах. Смерть родителей ни в коем случае не освобождала человека от обязанностей перед ними – менялся только характер этих обязанностей. Теперь главными задачами "почтительного сына" было регулярное проведение жертвоприношений на могилах предков. Без этих жертвоприношений души родителей и более далеких предков были бы обречены на голод и страдания в загробном мире. Однако жертвы на могиле мог приносить только прямой потомок по мужской линии. Это означало, что если род вдруг прерывался, то души предков больше не получали необходимого для безбедной загробной жизни довольствия. Это было, разумеется, катастрофой, поэтому другой важнейшей обязанностью конфуцианца было продолжение рода, точнее – его прямой мужской линии (дочери, сколько бы их не было, в счет не шли, ведь приносить жертвы предкам они не могли).

Идеалом конфуцианства была большая патриархальная семья, в которой под одной крышей жили представители нескольких поколений: родители, их женатые сыновья с невестками, их внуки и даже правнуки. На практике этот идеал удавалось реализовать не так уж часто. Тем не менее, к этому идеалу стремились, а государство в меру сил этому способствовало, предоставляя, например, всякие льготы большим неразделившимся семьям. Если семья разделялась, то родители оставались жить со старшим сыном, который (вместе со своей женой) должен был обеспечивать их старость.

Для подавляющего большинства вступление в брак было обязательным и воспринималось как нечто, само собой разумеющееся. Подходящую пару подбирали родители и иные родственники (иногда с помощью свах), а мнением жениха и невесты, если они вообще имели какое-либо мнение, никто не интересовался. В семьях побогаче и познатнее в большинстве случаев жених и невеста впервые встречались на своей собственной свадьбе. "Молодые" были действительно очень молоды. По законам династии Ли, в брак можно было вступать по достижении 14 лет – для мужчин и 13 – для женщин, но с разрешения властей можно было заключать и более ранние браки. Разрешения такие давались легко, так что 12-летние супруги в те времена ни у кого особого удивления не вызывали. Только в начале XX столетия средний возраст вступления в брак поднялся до 18-19 лет.

Вообще корейская семья держалась на всепроникающей иерархии. Не случайно в корейском, равно как и в языках иных конфуцианских стран, просто нет слова "брат вообще" или "сестра вообще": брат или сестра могут быть либо "старшим", либо "младшим". Для жены теоретически высшим начальством был ее муж, но мужчины редко вникали во внутрисемейные и хозяйственные дела, так что на практике в первые годы семейной жизни молодой жене приходилось подчиняться свекрови.

В случае смерти мужа вдова, как правило, не могла опять выйти замуж. Формальных ограничений на сей счет не было, но повторные браки вдов категорически осуждались общественным мнением, а к детям от таких браков все относились с презрением. Считалось, что женщина должна быть верна памяти своего мужа, и порою выйти замуж не могли даже те молодые кореянки, у которых будущий муж умер еще до формальной свадьбы.

Главная задача женщины в браке заключалась в рождении сыновей, которые потом совершали бы жертвоприношения душам предков и продолжали линию семьи. Рождение дочери на положение женщины особо не влияло. Главной обязанностью конфуцианца являлось продолжение мужской линии рода.

Традиция требовала, чтобы любые контакты между женской половиной дома и окружающим миром были сведены к минимуму. С семилетнего возраста мальчики и девочки воспитывались отдельно друг от друга. В дворянских семьях женщины действительно почти никогда не выходили за пределы усадьбы, а если они все-таки изредка отправлялись в гости к родным или в буддистский храм, их всегда сопровождали слуги. В богатых усадьбах женские и мужские покои были часто отделены друг от друга высокой каменной стеной с воротами, причем даже мужчинам – членам семьи запрещалось без особой надобности заходить на женскую половину. В таких семьях не могло быть и речи о самостоятельном передвижении женщин по городу. Как правило, женщинам дворянского рода разрешалось выходить за пределы усадьбы лишь в вечернее время, закутавшись с головы до ног в специальное покрывало чанъот – отдаленный корейский аналог мусульманской паранджи. Крестьяне или, скажем, мелкие торговцы не могли соблюдать эти запреты со всей строгостью, ведь женщина в таких семьях должна была и в поле поработать, и за водой сходить, и в лавке за товаром присмотреть. Однако и в семьях простонародья считалось, что муж не должен без крайней надобности обсуждать с женой свои дела и заботы. Женщинам тоже не следовало втягивать мужчин во всяческие домашние проблемы, с которыми они должны были разбираться сами. Отсюда, между прочим, и распространенный в корейском языке термин для жены – "человек нашего дома". Традиция требовала, чтобы "жена почитала мужа как само Небо". Как с почитанием обстояло дело в действительности - за давностью лет сказать сложно, но ко многим корейским семьям была применима мудрая поговорка: "муж – голова, а жена – шея: куда захочет, туда и повернет"

Мальчиков по возможности старались учить, хотя для большинства крестьянских детей вся эта учеба ограничивалась парой лет в местной школе, где ребята в свободное от хозяйственных работ зимнее время выучивали несколько сотен иероглифов и основы древнекитайского языка. Порою учились они и корейской грамоте, но особого проку в ней не было: ведь до конца XIX века все официальные документы и большинство книг в Корее выходили на древнекитайском (ханмуне). В полной мере владели этим языком только дворяне, дети которых проводили в школе не один год. Для девочек - даже дворянок – образование ограничивалось корейской грамотой, ведь иероглифы и древнекитайский язык были им ни к чему. Зато их учили готовить, прясть, ткать, шить и делать множество иных домашних дел. Впрочем, время от времени попадались в Корее и хорошо образованные женщины, хотя всю книжную премудрость им приходилось усваивать дома, ведь девочек в школу не отправляли никогда.

Такова была жизнь патриархальных семей в Корее времен династии Ли (XIV-XIX века), и только в колониальный период стала она постепенно меняться.

Современная семья у народов Саха и Кореи

К. Д. Уткин в своей работе «Ветви одного корня» пишет о том, что семья, женщина, демографические проблемы, по существу, неразделимо переплетенные вопросы. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы. Фактически – это корни одного дерева. Оно восьмиветвистое Аал-Луук Мас, олицетворяющее вечно живое растение, питающее людей и животных. Так же, как и якутское священное дерево, данная проблема имеет восемь ветвей, восемь направлений.

1. Семья – продолжение рода;

2. Мать – душа семьи;

3. Отец – мощь семьи;

4. Дитя – вестник предков;

5. Семья под оком государства;

6. Судьба семьи – в самой семье;

7. Жизнь семьи – по законам семьи;

8. Семейное счастье – богатство народа.

Семья – продолжение рода. В народной среде во все века рождению новой семьи придавали важное значение. Семья всегда считалась началом рода, продолжением рода. Такая традиция берет свое начало с мифотворческих времен. Семья многодетная всегда считалась образцовой, счастливой. В музее народной педагогики с. Оросу Верхне-Вилюйского улуса специальный стенд посвящен 105-летней Матрене Михайловне Семеновой, бабушке 28 внуков, прабабушке 28 правнуков, прапрабабушке 12 праправнуков из Сунтара. Она родила 15 детей. На 01 января 1990 года в Республике было 1711 матерей-героинь, имели орден материнской славы I степени 2729 человек. Как утверждает этнограф, кандидат исторических наук П. А. Слепцов: «в далеком прошлом якуты строго придерживались четырнадцати степеней родства, в пределах которого не могли вступить в брак».

Как пишет Татьяна Мостахова в статье «Папа, мама, один ребенок. » о проблемах семьи и демографическом развитии в Республике Саха (Якутия) «семей становится меньше. Если в 1989 в республике количество семей составляло 276 тыс. , то по данным последней переписи 2002 года, число супружеских пар снизилось до 200 тысяч.

По мнению экспертов ООН, неуверенность в будущем является одним из важнейших факторов, искусственно сдерживающих желание иметь семью и детей. Эта проблема является злободневной и для нашей республики.

В Якутии до конца 70-х годов традиционны были семьи, состоящие из трех и более поколений. Многопоколенность семьи способствовала сохранению и передаче национальных традиций, культуры, воспитания, стандартов демографического поведения и т. д.

Сейчас более распространенными становятся небольшие семьи. Если по переписи 1989г. в среднем на 1 семью приходилось 3,6 человека, то по микропереписи населения, проведенной в 1994г. , в среднем каждая семья состояла уже только из 3,3 человека. По данным же последней переписи населения 2002 года — из 3,1 человека. А для того, чтобы поколения детей не были малочисленнее поколений родителей, необходимо, чтобы в семье было не менее 3 детей. Иными словами, распространяется малодетность.

Критерии19892002
Количество семей276 тыс.200 тыс.
Состав семьи3,6 человека3,1 человек

Если по переписи 1989г. в нашей Республике в среднем на 1 семью приходилось 3,6 человека, то по микропереписи населения, проведенной в 1994г. , в среднем каждая семья состояла уже только из 3,3 человека. По данным же последней переписи населения 2002 года — из 3,1 человека. А для того, чтобы поколения детей не были малочисленнее поколений родителей, необходимо, чтобы в семье было не менее 3 детей.

Ниже приводятся демографические показатели Республики Саха (Якутия), свидетельствующие об уменьшении за последние годы в численности населения, рождаемости, количества браков и разводов.

I. Численность населения

Годы Население на нач. года, В том числе Доля городского Доля сельского тыс. чел населения, % населения,

городское сельское

ГодыНаселение на нач. годаВ том числе% населения,
Доля городскогоДоля сельского тыс. чел населения,городскоесельское
1979*851,8521,9329,961,338,7
989*094,1732,0362,166,933,1
991119,0747,3371,766,833,2
002*949,3610,0339,964,335,7
003948,6611,1337,564,435,6
004949,0613,3335,764,635,4
005950,7610,8339,964,335,7
006949,9610,0339,964,235,8
007950,0613,1336,964,535,5

* по данным переписей населения

II. Рождаемость, смертность и естественный прирост

Годы Всего, человек (все население РС (Я)

родившихся умерших из них умерших естественный в возрасте до 1 года прирост

2002 13. 887 9. 700 210 4. 187

2003 14. 224 9. 660 188 4. 564

2004 14. 716 9. 692 197 5. 024

2005 13. 591 9. 696 146 3. 895

2006 13. 713 9. 245 145 4. 468

III. Браки и разводы (всего по Республике Саха (Якутия))

Годы 1990

полные семьи 32

неполные семьи 10

Семей с 1 ребенком 14

семей с 2 детьми 21

семей с 3 детьми 2

более 3-х детей имеют 5

Главой семьи является отец 13

главой семьи является мать 15

оба родителя 9

затруднились ответить 4

Основным средством общения в семье считают русский язык 27

-//-// якутский язык 10

владеют двуязычием 2

затруднились ответить 3

Родословную знают 20

-//-//-// не знают 21

затруднились ответить 1

Изучить свою родословную желают 28

-//-//-// не желают 11

затруднились ответить 3

Знают 3 поколения своей семьи 16

-//-//-// 4 и более 12

не знают свою родословную 8

Знают семейные традиции своего народа 19

не знают -//-//-// 21

затруднились ответить 2

Таким образом, изучив литературу по проблеме семьи в культуре двух народов, мы пришли к следующим выводам:

1. Традиционная семья у народов Саха и Кореи была патриархальной.

2. Внутрисемейные отношения строились по принципу строгой субординации: младшие подчинялись старшим, а непререкаемым авторитетом был глава семейства – отец.

3. Понятие сыновней почтительности присутствует у обоих народов.

4. Огромное значение у двух народов придавалось рождению сына – продолжателя рода.

5. В настоящее время существуют определенные демографические проблемы у обоих народов. Например, проблема малодетности у народа Саха и преобладание количества мужчин над количеством женщин, количества мальчиков над количеством девочек в Корее.

6. Отношения между супругами в современных семьях строятся на равноправии и взаимном уважении, что отражено и в законодательных актах.

7. Большинство учащихся Саха – Корейской школы г. Якутска, принявших участие в нашем анкетировании, воспитываются в полных семьях и желают изучить свою родословную. Вместе с тем, они слабо знают традиции своей семьи и семейные традиции своего народа.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что, несмотря на различия в культуре, религии, экономике и традициях у наших народов много общего, что вызывает интерес при проведении исследования.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)