Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Эффективность правового образования в современной школе

Подростковый возраст – это время, когда влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера, а серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Хорошо, если рядом окажутся мудрые, заинтересованные взрослые, которые помогут, подскажут, поддержат в трудный период. Но, к сожалению, чаще всего общество ищет виновных – и находит. Школа во всем обвиняет семью, а семья – школу. Но в проигрыше, прежде всего, оказывается сам подросток! Потому что в современном мире не возможно стать успешным, добиться поставленной цели, не обладая правовой культурой, системой правовых ценностей.

Под правовым воспитанием я понимаю деятельность, направленную на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно. Неоднократно с высоких трибун говорилось о том, что правосознание молодежи на сегодняшний момент находится на очень низком уровне. В дополнение к этому, можно сослаться на резолюцию всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях», проводившейся в апреле 2000 г. В ней указывается, что по данным ряда исследований «доля подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, в среднем она составляет не более 15-20 %». На основании этих данных, которые подтверждаются и проведенным школьным опросом, можно с уверенностью утверждать, что имеющийся средний уровень правосознания у несовершеннолетнего населения свидетельствует о потенциально высокой криминогенности многих его носителей. Но может быть, вместо того, чтобы сетовать на правовой нигилизм молодых, стоит задуматься – где, в какой момент происходит сбой в формировании этого самого правосознания?

Эффективность правового образования в современной школе

Изучая общественное мнение по проблеме через анкетирование учащихся старших классов, родителей, педагогов, становится очевидно, что школьный курс обществознания, спецкурс по праву вполне обеспечивают правовой минимум знаний учащихся, но при этом не дают опыта практической деятельности в этом направлении. Вопросы активной жизненной позиции, самостоятельного изучения собственных прав и использование механизмов их реализации – ключевые вопросы данного исследования.

Рассматривая сложность проблемы правомерного поведения подростка в обществе, я пришла к выводу о необходимости создания такого методического комплекса в изучении общественных дисциплин, которое бы позволило учащимся самостоятельно разобраться в вопросе содержания и реализации прав человека в обществе. Интерес моих сверстников к правовой информации возрастает, все так же остаются престижными юридические специальности, повышается спрос на юридическую литературу. Вместе с тем мир, к которому мы хотим приобщиться, кажется нам непонятным и надуманным, законы – формальными и не всегда справедливыми, умозаключения – громоздкими и абстрактными. Возможно, из-за того, что мы не представляем, как выглядят наши проблемы в глазах взрослых, а взрослые люди забыли, как выглядит мир глазами детей. Своей работой я хочу сказать: «Учителя! Помогите мне учиться самой!».

Основная задача моей работы – рассмотреть возможность преодоления барьера между правовым обучением в школе и «живым» правом, правом на каждый день. Ведь именно оно составляет правовую культуру граждан нашей страны, готовит нас ко взрослой жизни, дает возможность самореализоваться, воспитывает в нас чувство собственного достоинства, осознания своих прав, умения их реализовать и защитить, признавая при этом права других людей.

В связи с этим представляется, что правовое воспитание в школе должно обязательно состоять из двух компонентов. Во-первых, это формирование правового пространства школы (или правового уклада), который бы мог с первых же классов давать учащемуся опыт реального действия локальных норм права, опыт создания этих норм, опыт по исполнению и применению этих норм. Во-вторых, это собственно правовое образование, состоящее из выделенного из обществознания в отдельный предмет курса основ государства и права. Правовое образование должно органично вписываться в происходящие в школе правовые процессы – обеспечивать его теоретически, практически, предлагать информацию к размышлению – то есть, прежде всего, формировать интерес к праву как к живой системе норм, регулирующих жизнь. И поэтому целесообразно, чтобы усиленное внимание на уроках основ государства и права уделялось изучению, прежде всего, тех социально-правовых институтов, которые окружают школьника: семьи и школы.

Вот теперь можно говорить о целях и задачах моего исследования:

1. Преодолеть неподдельную скуку при изучении формального права, что делает невозможным восприятие многих тем курса из-за небольшого жизненной опыта и недостаточного объема знаний учащихся. По итогам опроса 160 старшеклассников школ города удалось установить, что на уроках права у них возникают следующие проблемы:

• Преодоление трудностей, связанных с пониманием и запоминанием основных норм права; работа с документами и источниками информации - 42%

• Неумение применять теоретические познания в жизненных ситуациях – 28%

• Неумение формулировать и отстаивать собственную точку зрения - 16%

• Проблема правового иммунитета, отрицание ценности права. – 14%.

2. Рассмотреть возможность реализации усвоенных на уроках права основных правовых ценностей в повседневной жизни учащихся, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя соучастником правового процесса класса школы, а в дальнейшем - полноправным гражданином РФ.

3. Осознать свои права и свободы, научиться их реализовывать и защищать. Уважая себя как личность, научиться уважать и права других людей, что поможет строить правовые отношения, разрешать конфликты и спорь правовыми средствами.

Мои идеи перекликаются с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании»:

1. Содержание образования. должно быть ориентировано:

- на обеспечение самоопределение личности;

- создание условий для ее самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства

2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но при этом правовое образование складывается не как свободная, не как творческая самодеятельность учащихся, а как деятельность, которая осуществляется нами под прямым принуждением взрослых.

Во-первых, цели и содержание обучения всегда задаются как бы «сверху» взрослыми, а мы должны принимать эти цели и задачи. Но чем мы моложе, тем больше жизненных задач решаем впервые. Наступает время почти ежедневного выбора, при котором невозможно игнорировать традиции, моральные принципы и законы общества. Получается, что мы говорим о познавательной самостоятельно-творческой модели правового образования, даже в чем-то самообразования, когда ученик превращается в автора т. е. в создателя собственно вырабатываемых и усваиваемых знаний.

ФЗ «Об образовании»

Давайте с этой точки зрения поработаем с основными понятиями права, так как очевидно, что запоминание и понимание основных норм права является самым сложным для наших респондентов. Курс права сложен так же, как и любой другой курс, у него есть свой язык, своя логика, своя система понятий. Мы гораздо легче усваиваем новый материал, когда на каждое новое понятие придумываем иллюстрацию, символ. Символы, относящиеся к одному разделу, можно потом объединить в схемы Конечно, на уроках права нас знакомят с различными схемами и таблицами, но они уже придуманы кем-то и приходится их просто механически заучивать. А по «своим» схемам гораздо легче учить и повторить пройденный материал. Я думаю, что эти разработки можно будет предложить как дополнительные пособия на уроках права, которые помогут учащимся, прежде всего, выявить свои способности и силы, творчески подойти к проблеме (что значительно облегчит ее разрешение), а также анализировать собственную познавательную деятельность. Ведь схема, рисунок могут нести в себе информацию, раскрывающую полностью объем понятия.

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся на уроках права

В десятом классе мы знакомимся с ролью права в условиях рыночной экономики. Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. Граждане активно вовлекаются в рыночные отношения, становятся собственниками недвижимости, акционерами. Поэтому нам так необходимо правовые сведения о наиболее распространенных сделках, о базовых законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заёмщиком и кредитором, арендатором и арендодателем и т. д.

Давайте проанализируем результаты опроса общественного мнения, который я проводила во время написания данной работы. И если учащиеся 7 — 9 классов считают наиболее важной для курса права тему: «Права человека и их защита», то старшеклассники хотели бы в первую очередь получить правовое образование. Многие из наших респондентов связывают наивысший уровень и качество жизни со специализации в экономической сфере деятельности, с умением ориентироваться в подвижной и постоянно изменяющейся экономической ситуации в стране. Экономика постоянно вокруг нас, жить вне экономики просто невозможно. Курс «Право и экономика» (10 - 11 класс) для нас интересный, нужный и. очень сложный. Мы сталкиваемся с теми же проблемами при работе с основными понятиями и темами, что и в курсе «Право». Давайте применим уже отработанный самостоятельно - творческий метод составления «визуальных конспектов» для изучения права в условиях рыночной экономики.

Как для студента, который пишет диплом, важно получение навыков поиска, организации, анализа материала, так и школьнику важно получить не какие-то знания слишком отвлеченного характера, а, например, детально изучить законодательство об образовании: от Конституции РФ до последнего приказа Минобразования РФ, чтобы полученные навыки поиска, анализа, а самое главное — применения права использовать при решении других вопросов. Создание правового пространства школы как первого, самого важного компонента правового воспитания является крайне необходимым для получения не отвлеченного, не оторванного от реальности, непосредственного опыта права учащимся. «Преподавание права в школе должно обязательно приносить опыт правового поведения, без которого преподавание права неполезно и даже вредно, потому что всегда возникает раздвоение и расхождение между тем, что говорится о правовом поведении и, что реально существует в семье, в реальной жизни школы. И где, как не в школе учащемуся лучше всего получать опыт правового поведения?» 1.

Право на каждый день

Как бы ни был важен период накопления теоретического материала, знания законов, определений, наступает момент, когда надо все свои знания применить на практике, без этого они будут лишь ненужным багажом. В какие правоотношения чаще всего вступает подросток? В какой сфере жизни он уязвим больше всего – в силу возраста, неопытности, не знания законов?

На практике правовой опыт представляется целесообразным получать следующим образом. Школа уподобляется существующей микромодели государства, общества. Школьная община продуцирует собственные нормы права, и самым активным образом в этом участвуют учащиеся. Так, я обучаюсь в гимназии, в которой существует своя Конституция, 9 законов, различные школьные положения.

Причем, это не «игрушечные» нормы права, а реально действующие, регулирующие школьную жизнь. Есть своя судебная власть — органы, регулирующие споры, избирательный процесс — учащиеся избираются в Совет школы. Основной задачей организации такого правового уклада школы является то, что учащиеся получают не теоретические, а практические навыки самоопределения. Тубельский А. Н. говорил, что «самоопределение – это опыт самоопределивания», — то есть опыт самому себе ставить пределы».

А этот навык (самому себе ставить пределы, а также исполнять их), крайне важен для формирования здорового правосознания.

Как бы мы ни пытались обозначить свою позицию в окружающем мире, все мы в первую очередь потребители: выходя каждое утро из дома, неизбежно ступаем на тернистый путь потребления разнообразнейших товаров и услуг. Случаются на этом пути и заминки: купленный фонарик вдруг отказывается служить верой и правдой, в приобретенном пакете молока неожиданно обнаруживается непонятная по составу жидкость, а новая обувь расклеивается после первого выхода на улицу. Неприятности? Вот именно сплошь из устранения таких неприятностей и состоит работа заведующей отделом по защите прав потребителей администрации города Буденновска. Именно к ней меня привел следующий этап исследования. Ведь знания, полученный и «отработанные» в школьной жизни необходимо использовать в жизни реальной!

Основная функция отдела по защите прав потребителей – связующее звено между покупателями и продавцами товаров и всех видов платных услуг. Ведь многие горожане даже не знают о том, что существует Закон “О правах потребителя”, о том, что их права в этой области можно и нужно защищать. Но и среди обращающихся за помощью, подростков от 14 до 18 лет всего лишь 12%! В то же время, за последние 5 лет стало больше молодежи, которые обращаются не только с просьбой о разрешении конфликта, но и для правовых консультаций. В вопросе Защиты прав потребителей нет разграничения по степени важности иска. Так, в Буденновском центре вспоминают о подростке 15 лет, который рассказал, что в одном из городских магазинов он купил электрическую лампочку, которая по приходе домой оказалась негодной к употреблению. В магазине, куда он вернулся, продавцы лишь рассмеялись и менять некачественный товар отказались. А мальчишка, оказывается, изучал в школе Закон “О правах потребителя” и не поленился, пришел в отдел с жалобой, причем даже сохранил кассовый чек! С ним оформили официальную претензию, и магазин был вынужден заменить лампочку. Я уверена, что даже в такой ситуации главное – не обидеть человека, не посмеяться над ним, а поддержать в желании отстаивать собственные права. Если гражданин свое страны увидит, что законодательство его реально защищает, дает ему механизм защиты своих прав, то и уважение к такому государству, желание строить свою жизнь в правовом пространстве только возрастет. А для подростков такое знание защиты своих прав просто необходимо!

И я считаю, что необходимым компонентом школьного правового образования должна быть связь с современной жизнью. Законотворчество не стоит на месте, поэтому учебники права, как никакие другие, должны постоянно дополняться, чтобы не отстать от реальности. Так, Президент России

Владимиром Путин подписал федеральный закона "О рекламе". Этот закон был принят Госдумой 22 февраля и одобрен Советом Федерации 3 марта 2006

года. Подписанным законом предусматривается новая редакция федерального закона "О рекламе". Федеральный закон в новой редакции содержит нововведения в отношении наружной рекламы и установки рекламных конструкций, рекламы финансовых услуг, игр и пари, а равно в отношении рекламы на транспортных средствах и с использованием этих средств. Усиливается защита прав несовершеннолетних при распространении рекламной информации, на защиту от воздействия рекламы. Ужесточаются требования к рекламе в телепрограммах и телепередачах. Не допускается реклама в учебниках и школьных тетрадях.

Законом устанавливается ряд ограничений на рекламу в телевещании. В 2006-2007 годах в течение часа рекламное время должно составлять не более

20%, а рекламный блок не должен превышать 4 минут. Рекламное время в сутки ограничивается 15% эфирного времени. С 2008 года рекламное время в течение часа должно составлять не более 15%, а суточный объем рекламы не должен превышать 15% от объема эфира. Кроме того, регламентируется размещение рекламы в детских и образовательных телепередачах.

Ужесточаются требования к рекламе табака, алкоголя и пива. Реклама алкогольных напитков не должна размещаться, в частности, в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий.

Закон вводит ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Суммы штрафов зачисляются в следующем соотношении: 40% в федеральный бюджет, 60% - в субъект РФ.

Мне кажется, что обсуждение этого закона на уроках права даст нам возможность понять необходимость этого предмета – ведь так важно знать, что происходит в реальной жизни. Тогда и курс права не будет казаться скучным и формальным. А практические занятия по этому вопросу представляет богатейший простор для творчества: найти нарушение закона в рекламе, деятельности рекламных компаний своего города, обратиться для обсуждения в СМИ. Например, вам не кажется, мягко говоря, нелепым словосочетание "Золотая бочка" - официальный спонсор Олимпийских игр"? Спорт и спиртное, даже в качестве спонсора. Согласитесь, есть в этом нечто такое, что противоречит общепринятым представлениям. Между тем нам уже столько времени внушают, что без "Золотой бочки" игры немыслимы, а, чтобы было больше позитива, необходимо пить "Ярпиво". А на классном часе нам расскажут о том, что растет в стране пивной алкоголизм, что нация спивается, что пиво, ничуть не оттесняя водку, усугубляет катастрофическую алкогольную ситуацию в стране, что алкоголизм молодеет. Если общество хочет уберечь молодое поколение, то распространяемая любыми способами реклама пива, напитков, изготавливаемых на его основе, не должна содержать сведений о том, что их употребление важно для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического здоровья. И замечательно, что депутаты согласились с тем, что в радио- и телепередачах, в кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних любая реклама пива неуместна. Хорошо бы теперь школьные учителя согласились бы нам об этом рассказать!

В настоящее время регулирование права на информацию ограничивается нормами международно-правовых актов, Конституции РФ (ст. 29), Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20. 08. 95 г. , Указа Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31. 12. 93 г. 3. Так, например, Всеобщая декларация прав человека (ст. 19) и Международный пакт о гражданских и политических правах

(ст. 19) провозглашают право каждого человека на свободу убеждений и свободное их распространение. Только не всегда в современной школе мы можем найти учителя - единомышленника, который не просто донесет до тебя эту информацию, поможет разобраться в премудрости законотворчества, но и сделает полноправным участником ее обсуждения, не побоится отступить от школьной программы, для обсуждения новых законов, не отмахнется от наших экспериментов в школьной жизни. О правовом воспитании хотелось бы сказать словами Макаренко А. С. , который писал: «Я считаю главным недостатком нашей школы вовсе не плохую дисциплину и не плохую успеваемость, а отсутствие определенного тона и стиля, отсутствие традиций и неясность вопроса о нормах. (Плохая) дисциплина и успеваемость являются только результатом этих недостатков Все школьное общество должно быть мобилизовано на выработку норм поведения и наблюдение за выполнением этих норм». Но не менее важно и наше отношение – легче всего обличать и обвинять. Но если сам человек не приложит усилий к становлению своего характера, формирования себя как личности, гражданина своей страны, то никакие реформы школьного образования, и в частности, правового, не будут успешными!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)