Производство  ->  Машиностроение  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Каронимика в истории Российского флота на примере названий кораблей

Мы исследовали 37 анкет респондентов, данные справочника Широкорада А. Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг. » и газеты «Комерсантъ ВЛАСТЬ» за 25 февраля 2008 г. «Военно-патриотические страницы. Весь Российский флот».

Ведущими методами исследования были: культурологические (количественный анализ, классификация), социологические опросный (анкетирование), неопросные (анализ документов, наблюдение).

Выдвинутая гипотеза нашего исследования «если название корабля отражает историю, политику, нравы и вкусы определенной эпохи, то, скорее всего, существуют традиции и суеверия, связанные с выбором названия для корабля» подтвердилась лишь частично. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время на флоте существует очень мало традиций и суеверий, связанных с названиями кораблей. Большинство военнослужащих не интересуются историей имени собственного корабля, но дорожат символикой с названием их корабля. По итогам нашего исследования проведена классификация названий кораблей Северного военно - морского флота времен Великой Отечественной войны и современного периода.

Данная работа является данью уважения ветеранам и тем, кто отдал жизнь во имя Великой Победы. Результаты исследования могут использоваться при выборе названий для новых кораблей, при проведении воспитательных мероприятий и социальных акций для детей, молодежи, военнослужащих.

Вопрос, подлежащий исследованию: Используя знания каронимики, установить, как связаны между собой названия военных кораблей и период истории, во время которого они стояли на защите Родины?

«Корабль начинается с имени»

(Русская пословица)

2009 год знаменателен для Мурманской области. В этом году отмечается 65-летие освобождения Кольского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Вклад в избавление от оккупации внесли все военные силы нашей области, в том числе и Северный военно-морской флот. Попав однажды на сайт «Морская библиотека Каланова», я узнала о том, что «с древних времен корабль - единственное творение рук человека, которое при рождении получает собственное имя» [10]. Прочитав это, я задумалась о названиях кораблей. Мне стало интересно, а можно ли по названию кораблей узнать историю флота, государства, лучше понять эпоху, во время которой существовали эти корабли? Отличаются ли названия современных кораблей и тех, которые служили во времена Великой Отечественной войны? Существуют ли особые традиции, связанные с выбором названия для судна?

Материалом для наблюдения послужили:

1. Теоретические источники по данной теме (работы Каланова Н. А. , Дыгало В. А. , Крючкова Ю. С, Черкашина Н. А. , Черемисина А. В. ).

2. Статья газеты «Комерсантъ ВЛАСТЬ» за 25 февраля 2008 г. «Военно-патриотические страницы. Весь Российский флот».

3. Справочник А. Б. Широкорада «Корабли и катера ВМФ СССР 1939 – 1945 гг. ».

4. Анкеты, заполненные военнослужащими.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

1). Изучить названия кораблей военно-морского флота времен Великой Отечественной войны и современного периода. 2). Классифицировать названия кораблей. 3). Выявить традиции, суеверия, связанные с выбором имени корабля.

Объектом настоящего исследования стало название корабля в историческом аспекте каронимики, а предметом – классификация названий кораблей и традиции, связанные с выбором имени корабля.

В древних поверьях имя человека определяло его судьбу, а у моряков с незапамятных времен существует устойчивое поверье, что имя корабля может приносить удачу или неудачу тем, кто на нем служит. Благодаря своему имени, даже если оно не является предметно-образным, а выражается всего лишь литерами и бортовыми номерами (Д-3, М-171, С-56, К-22) - корабль становится самостоятельным субъектом истории и массового сознания, живет отдельной "социальной" жизнью, приобретая, таким образом, психологические характеристики и "персональную" судьбу. В наше время на стыке двух наук - истории и языкознания - родилась новая историческая дисциплина - КАРОНИМИКА (от греческого "КАРАБОС" - корабль, "ОНОМА" - имя). Она изучает историю и происхождение корабельных названий, расшифровывает многие загадочные имена, показывает истоки наименования судов, традиции и системы наименований на отечественном и зарубежных флотах.

Поскольку имя кораблю дают люди, то тот или иной выбор имени корабля, с которым он, как правило, и входит в историю, обусловливается направленностью их психики: духовными ценностями, особенностями мировоззрения, преследуемыми целями, особенностями деятельности, надеждами и ожиданиями, священной памятью, доминирующими потребностями и многим другим, что может определять активность человека. Благодаря своему имени корабли продолжают "жить" в человеческой памяти, в морских традициях, а иногда их имена передаются от старшего поколения к новому поколению кораблей.

Наименование корабля играет в его судьбе особую роль. Со своим именем он входит в историю флота и государства. Однако в российской истории было немало кораблей, которые не раз переименовывались в зависимости от политической конъюнктуры, изменения военной классификации или общественных настроений и пристрастий (Например, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» закладывался как "Тбилиси", переименовывался в "Рига", "Леонид Брежнев").

Представляет определенный интерес краткая классификация психологических оснований для наименования военных кораблей в истории российского флота. Анализ показывает, что к ним чаще всего относились наряду с духовными, историко-культурными и общественно-политическими мотивами ментальные факторы, религиозные образы, зоопсихологические аналогии, идеологические символы сознания, моральные ценности и другие социально-психологические феномены. Кроме того, еще во времена Петра I появилась традиция давать имена кораблям, сообразуясь с их рангом и предназначением, - чем выше ранг и класс, тем строже и престижней название.

Часто в качестве имен выступали имена прилагательные: фрегат "Поспешный", эсминцы "Страшный", "Стойкий", канонерская лодка "Верный", миноносец "Решительный", линкор "Смелый" и т. д. В названиях этих кораблей явно и целенаправленно выражаются основные ресурсные качества, необходимые для победы в морском бою, идентификация смысла и содержания наименований кораблей с боевыми качествами членов их экипажей. Среди психологических факторов также можно выделить ассоциации боевых качеств кораблей с природно-климатическими факторами («Гром», «Молния», «Туман, «Шквал», «Вихрь», т. н. «дивизион плохой погоды» Северного флота).

В истории российского флота были времена, когда мистификация сознания, корнями уходящая в языческие традиции, вызывала к жизни такие фантастические названия кораблей, как "Русалка" (управляла морской стихией), "Домовой", "Ведьма" (противоречие морским суевериям использовалось как устрашение врагу), "Вещун" (дар предвиденья), "Перун", "Чародейка" и др. Первые русские боевые корабли часто получали имена по названию хищных или защищенных животных ("Лев", "Еж", "Единорог", "Черепаха"), птиц ("Коршун", "Чайка") или насекомых ("Скорпион", "Шмель", "Оса", "Пчела", "Комар") и др. В данном историческом факте мы наблюдаем разнообразное проявление зоопсихологических аналогий, отождествление корабля с агрессивными представителями фауны, а его имени с "бойцовскими" свойствами тех или иных хищных животных, пернатых и жалящих насекомых.

Как известно, первым русским кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот «Орел», построенный в 1669 г. на Оке, в селе Дединово и предназначавшийся для конвоирования купеческих судов их стран Востока по Каспийскому морю и Волге. Орел – геральдический символ царской власти на Руси, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах; не случайно имя "Орел" долгое время сохранялось в русском и Советском ВМФ.

Документы свидетельствуют, что наименованиям кораблей и судов придавалось большое значение из-за их большой политической важности. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота. Петру Великому принадлежит приоритет в формировании многих традиций в определении названий различных типов кораблей и судов, а эти традиции стали впоследствии фундаментом при выработке системы наименований в отечественном флоте.

Следует отметить, что корабельная "именная" символика отражала мировоззрение людей той далекой эпохи, их общественное сознание. Символико-аллегорическая номинация, раскрытие символа через девиз было элементом, заимствованным из западноевропейских стран (Например, "Бомба" - девиз "Горе тому, кому достанусь"). Очень часто девизы и названия писались вместе на кормовых украшениях, поэтому нередко корабли наименовались девизами наравне с названиями.

Большинство приглашавшихся из-за границы кораблестроителей и офицеров-моряков не знали русского языка, поэтому для большего взаимопонимания многие корабли носили по два и более названий, чаще всего русское и его перевод на голландский, английский, немецкий, французский языки, например, "Соединение" - "Уния" - "Ейнихкейт".

Нельзя забывать и о тесной взаимосвязи названий с декоративными названиями кораблей; в соответствии с морской традицией (начало XVII в. ) роскоши, пышности отделки придавалось огромное значение. В зависимости от названия кораблей композиции кормовых и носовых украшений несли определенную смысловую нагрузку, а их выразительность как бы одушевляла сами названия. Декор отражал принадлежность к русскому флоту, подчеркивал мощь и богатство морской державы, т. е. , по выражению Петра I, должен был иметь вид, который "зело первейшим монархам приличествует". Название построенного в 1700 году 58-пушечного корабля "Гото Предистинация" на русском языке означало "Божье сему есть предвиденье", но на корме писалось по-голландски, чтоб смысл имени был более понятен европейским послам и специалистам; такое звучное и многообещающее, оно имело глубоко символическое и политическое значение. Дело в том, что из соображений национального престижа постройка шла без помощи иностранных мастеров по чертежам самого Петра; этот первый "государев" корабль такого ранга создавался исключительно руками русских.

В названиях кораблей также отмечались исторически значимые события. Например, в 1703 г. взятие крепости Нотебург было отмечено постройкой первого фрегата Балтийского флота 28-пушечного "Штандарта".

Во время создания Балтийского флота все больше появлялись черты национальных традиций, реже встречались эмблематические имена, на смену которым приходили более конкретные, обладавшие определенным духовным смыслом. В начале XVIII века родилась традиция номинации, в которой отмечалось возвращение России на берега Балтики, освобождение исконно русских земель, возведение городов; в 1703 г. на Олонецкой верфи начали строиться фрегаты "Петербург", "Кроншлот", "Дерпт", "Нарва". Еще более широко использовались названия-топонимы при строительстве судов Каспийской флотилии в 1724 г. , начало другой традиции положили первые традиции армии и флота; памятью о славных петровских баталиях стали корабли "Азов", "Полтава" "Лесное", "Гангут".

Петр I сам утверждал и придумывал названия кораблям и судам, выбирал дни закладки и спуска на воду, что уже само по себе не могло не сказаться на использовании корабельных имен в идеологической политике; главная ее цель заключалась в поддержании господствовавшего тогда мировоззрения, пропаганде существовавшего общественно-политического строя. Здесь тесно переплетались две тенденции - "крещение" кораблей религиозными названиями и теми, которые давались в честь царствующих особ. Суда, названные в честь представителей дома Романовых, отличались особо богатым убранством - это "Принцесса Анна", "Принцесса Елизавета", "Наталья" (в честь матери Петра I), "Лизет" (в честь дочери Петра I - Елизаветы), крупнейший 100-пушечный корабль носил имя "Петр I и II".

К религиозным названиям в честь святых относились прежде всего те, в дни которых происходили или становились известными какие-либо примечательные события; так, корабль "Исаак-Виктория" получил название в честь святого Исаакия, когда пришло известие о победе русской эскадры над шведами в 1717 г.

В период царствования Петра Балтийская эскадра пополнялась кораблями, купленными за границей: "Страфорт", "Оксфорд", "Лансдоу" и др. Несмотря на боевые заслуги некоторых из них, эти имена в дальнейшем не передавались другим кораблям. Правда, есть судно, оставившее о себе память на карте Финского залива - в честь погибшего в ненастную погоду (1719) фрегата "Лондон" одна из котлинских мелей называется Лондонской.

Другой путь пополнения флота - боевые трофеи: всего за годы Северной войны русские захватили около 50 различных кораблей и судов, среди них "Вахмейстер", "Астрильд", "Элифант", "Гедан", "Есперанс" и т. д. Большинство из них вошло в состав российского флота без изменения названий; более того, впоследствии некоторым новым судам передавались имена трофейных. Традиции оставлять трофейные корабли под прежними именами продержались в военном флоте довольно долго.

Одна из главных традиций каронимики, заложенной Петром - преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. На Балтике повторялись имена периода Азовской флотилии - "Лизет", "Мункер", "Дегас" и др. В этой традиции проявилась замечательная черта Петра Великого - думать о будущем России и флота, о тех, кто унаследует славу кораблестроителей и моряков. Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии "одноименцев". Многие из этих названий живы и поныне, их с гордостью носят корабли Российского ВМФ, что как нельзя лучше способствует утверждению и передаче потомкам лучших флотских традиций. [1]

Традиции наименования кораблей продолжила и Екатерина II. Во время ее царствования предпочтение по-прежнему отдавалось именам православных святых, библейских пророков, а также императоров и императриц России, членов царской семьи, названиям религиозных праздников.

Спуск корабля и его «крещение» оформлялись официальными государственными актами и записывались в журнал Адмиралтейств-коллегий. Поэтому у нас появляется возможность проследить за тем, кто, когда и как давал имена кораблям.

Названия крупным военным кораблям высокого ранга давались главой государства — императором или царствующей императрицей устно, запиской, приказом или, в особо важных случаях, указом. Иногда названия кораблям (с разрешения императрицы) давал наследник престола — генерал-адмирал Павел Петрович. В редких случаях право давать название кораблям предоставлялось Адмиралтейств-коллегии. Также право давать названия кораблям получил князь Г. А. Потемкин. Во время военных действий при удаленных морских экспедициях право давать имена судам получал 1 командующий эскадрой.

К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая, может быть, не очень стройная система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Нельзя сказать, чтобы Февральская революция и Октябрьский переворот до основания изменили, как это кажется на первый взгляд, сложившуюся в Российской империи систему названий кораблей военно-морского флота. Суть системы названий осталась прежней, только одни кумиры были заменены другими. В системе названий кораблей сохранился и принцип преемственности, но с его реализацией возникли некоторые трудности из-за того, что политическая жизнь “пролетарских вождей” зачастую была недолговечной, и, когда их имена только-только появлялись на бортах кораблей, они сбрасывались с партийных пьедесталов. Названия кораблей стали изменять чуть ли не на второй день после Февральской революции. Павшая династия Романовых в первую очередь была стерта с бортов самых больших кораблей.

После Октябрьского переворота были переименованы все остальные корабли бывшего царского флота, за исключением крейсера “Аврора”, но и в это название стали вкладывать другой смысл - оно теперь олицетворяло зарю коммунизма.

Под красным флагом - символом революции - сражались военные моряки на фронтах гражданской войны. Слово "красный" стало ассоциироваться в народе со всем революционным, передовым. Вот почему матросы писали на бортах и рубках кораблей и судов "Красное знамя", "Красный флот", "Красноармеец" и т. д. Пафос классовой борьбы соединился с героизмом, энтузиазмом масс, с романтикой трудных, но незабываемых лет, и родились новые корабельные имена: "Власть Советов", "25 октября", "Советская Россия". Эти имена способствовали росту влияния ленинских идей, политической сознательности.

Военно-морской флот нашей страны состоял не только из надводных кораблей, но и из подводных лодок. Систематическое строительство подводных кораблей началось в России после постройки в 1902 году инженером И. Г. Бубновым лодки "Дельфин". По классификации Морского Министерства подводные лодки "как новый вид оружия" должны были носить "наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные". Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок: скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли: "Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог".

После окончания Гражданской войны началось восстановление военного флота. На бортах боевых кораблей появились имена, прямо указывающие, чьи интересы и какие идеалы защищают красные моряки. На защиту балтийских границ вышли лодки: "Рабочий", "Батрак", "Пролетарий", "Коммунар", "Товарищ", "Краснофлотец", "Красноармеец", "Комиссар", "Большевик" и т. д. В военно-морском флоте было принято правило, по которому именами руководителей партии и государства называли эскадренные миноносцы, а подводные лодки должны были носить революционные имена-символы. Так появились корабли "Сталин", "Троцкий", "Зиновьев", "Рыков" и др.

В 1925 году Реввоенсоветом республики была принята новая программа военного кораблестроения, в которой ведущее место уделялось строительству подводных лодок. Поэтому первым боевым кораблем, спроектированным советскими инженерами стало подводное судно. Этот проект воплотился в серию подводных лодок: "Декабрист" (Д-1), "Народоволец" (Д-2), "Красногвардеец" (Д-3), "Революционер" (Д-4), "Спартаковец" (Д-5), "Якобинец" (Д-6). Эти символические имена непосредственно связаны с российским и международным революционно-демократическим движением.

Но при наименовании последующих подводных лодок произошли некоторые нарушения сложившейся традиции. Так, при строительстве минных заградителей планировалось, что первый из них будет называться "Ленинец" /Л-1/, а далее пойдут "Марксист" /Л-2/, "Большевик" /Л-3/, Гарибальдиец" /л-4/, "Чартист" /Л-5/, "Карбонарий" /Л-6/. Однако в процессе постройки лодки Л-2 и Л-3 были переименованы соответственно в "Сталинец" и "Фрунзенец". Таким образом, было нарушено старое морской правило, по которому в составе морского флота не должно было быть двух кораблей, названных в честь одного человека, даже если их названия не схожи. С такого прецедента родилась новая традиция наименования советских подводных лодок. Следующими "именными" лодками стали: "Ворошиловец" /Л-7/, "Дзержинец" /Л-8/, "Кировец" /Л-9/, "Менжинец" /Л-10/.

Однако такая практика наименования кораблей часто давала сбои. Каждая волна репрессий, проносившаяся по высшим эшелонам власти, заставляла переименовывать корабли, названные, как выяснялось, именами "врагов народа". Чтобы прекратить частые на флоте переименования кораблей, в середине 1938 года Главный совет ВМФ принял решение, чтобы впредь не присваивать собственные имена подводным лодкам и эскадренным миноносцам, а давать им только литерно-цифровые наименования. Поэтому лодкам из серии "ленинцев", начиная с Л-11, названия не присвоили, и они остались на флоте под номерами.

В годы войны более широкое распространение получила традиция строить лодок на средства комсомольцев. Не все подводные корабли имели персональные имена, большинство служили под бортовыми номерами. Они, как тогда говорили, были "номерными". Моряки ласково называли их просто: "Малютками" (лодки типа "М"), "Катюшами" ("К"), "эсками" или "сталинцами" ("С"), "ленинцами" ("Л").

Во время войны флотскому командованию пришлось изменить свое решение о запрещении наименования подводных лодок от 1938 года. Этому предшествовали следующие события.

В конце 1942 года вдова флотского политработника Л. М. Лободенко обратилась к правительству с просьбой обратиться с призывом к женам моряков собрать средства на строительство подводной лодки "Месть". 18 июня 1943 года лодка под таким именем вступила в строй. Патриотическое движение североморцев нашло широкий отклик среди советских людей. Вскоре флот пополнился новыми лодками, построенными на сбережения трудящихся: "Рыбник Донбасса" (М-202), "Героический Севастополь" (С-14), "Иркутский рыбак" (М-203), "Колхозница" (С-15), "Советская Сванетия" (С-17), "Герой Советского Союза Нурсеитов" (С-16). Кстати, эта последняя подводная лодка, собранная на средства комсомольцев Казахстана, была названа в честь живого человека.

Конечно, прошедшие после войны события в нашей стране нашли свое отражение в наименовании кораблей. Не все их названия можно назвать удачными. Были среди них и "парадные", "юбилейные" типа "50 лет СССР", "60 лет Великого Октября". В "ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и в целях воспитания военных моряков на славных революционных и боевых традициях" современной атомной ракетной подводной лодке присвоено наименование "Ленинец". Имена заслуженных североморских лодок-героев приняли современные атомоходы: "Ярославский комсомолец", "Челябинский комсомолец", "Красногвардеец".

Такие не "морские" имена, всегда не нравившиеся морякам, еще к тому же и неудобны. Да и традиция "комсомольских" имен продолжалась исключительно давлением "сверху". А целесообразно ли продолжать эту традицию, ведь комсомольская организация практически перестала существовать.

И все же необходимо сохранять боевые традиции советских подводников. Пусть продолжает жить прекрасная традиция преемственности, по которой новые атомные корабли получают имена кораблей-героев. И эти имена всегда будут воспитывать новые поколения, защитников нашей Родины.

А как связаны между собой названия военных кораблей и период истории, во время которого они стояли на защите Родины?

В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу: если название корабля отражает историю, политику, нравы и вкусы определенной эпохи, то, скорее всего, существуют традиции и суеверия, связанные с выбором названия для корабля.

Цель нашего исследования - выявление взаимосвязи традиций, суеверий и исторических особенностей времени, отразившихся в названиях кораблей; классификация и сравнение названий кораблей времен Великой Отечественной войны и современного периода

Указанной цели мы достигли путем решения следующих задач:

• Изучить названия кораблей времен Великой Отечественной войны и современности ;

• Классифицировать названия кораблей;

• Выявить традиции, связанные с выбором имени корабля.

Организация исследования

Исследование было организованно в форме анкетирования военнослужащих с 26 сентября по 5 октября (37 человек). Также было проведено собеседование с писателем Н. А. Черкашиным, заведующим Музеем боевой славы Черемисиным А. В.. Обобщенные результаты обработки ответов респондентов сведены в диаграммы. Для классификации названий кораблей были использованы справочные данные справочника Широкорада А. Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг. » и газеты «Комерсантъ ВЛАСТЬ» за 25 февраля 2008 г.

Основные методы исследования:

• Социологические: опросный (анкетирование), неопросные (анализ документов, наблюдение).

• культурологические: количественный анализ, классификация.

Анализ результатов исследования показал, что 51% респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что название корабля определяет его судьбу?» - дали положительный ответ.

Среди примеров, подтверждающих положительный ответ респондента, назывались различные истории кораблей и их имен, например, корабли, носившие название «Адмирал Нахимов», гибли при различных обстоятельствах. В качестве примеров, подтверждающих отсутствие взаимосвязи имени и судьбы корабля, назывались факт существования технического и заводского номера и уровень подготовки экипажа корабля.

В ответе на вопрос об истории названия корабля, 35% респондентов ответили, что знают ее. Чаще всего названия кораблей являются названиями городов, оказывающих помощь этим кораблям. Также корабли называют в честь каких-либо других кораблей или известных личностей.

Почти треть всех опрошенных считает, что есть счастливые и несчастливые названия кораблей. Эти респонденты приводят в пример истории кораблей, например, история двух катеров с именем «Паллада», поврежденных вражескими кораблями в 1904 и 1916 годах.

На вопрос «Известны ли Вам суеверия, связанные с названиями кораблей? Приведите примеры» 95% респондентов ответили отрицательно. Те же, кто знают суеверия, приводили в пример отсутствие подводных лодок с цифрой 9 в названии (связано с авариями на лодках К-19, К-129 и К-219); также указывалось, что смена названия корабля считается несчастливой приметой.

Среди респондентов нашей анкеты 8% имели звание капитана 1 ранга, 21% - капитана 2 ранга, 11% - капитана 3 ранга, 3% - капитан-лейтенанта, 4% - лейтенанта, 5% - старшего мичмана, 8% - старшина 2 статьи, 21% - старшего матроса, 19% - матроса.

В ходе исследования было обнаружено, что каждому кораблю в течение его жизни дается по крайней мере 5 имен: первое дает конструкторское бюро, второе – завод-изготовитель, третье имя – это тактический номер, данный военно-морским флотом, четвертое – бортовой номер, присвоенный, например, Северным флотом, а пятое – это собственно название корабля, которое мы привыкли слышать. В данной работе изучались только последние, пятые имена кораблей.

По итогам нашего исследования была проведена классификация названий кораблей времен Великой Отечественной войны и современного периода. Принципы нашей классификации опираются на материалы статьи «Психологические тайны происхождения имен кораблей ВМФ России» из «Морского сборника» №9 за 2002 г. и книги Крючкова Ю. С. «Имя на борту», где авторами выделены группы названий кораблей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что названия кораблей напрямую связаны с эпохой, во время которой они служат. В основном, смена происходит в именах кораблей, названных в честь выдающихся людей, героев эпохи. Также в составе современного флота увеличилось количество названий-топонимов, но уменьшилось количество литерных названий кораблей. Это связано с тем, что довольно часто корабль носит имя города, который является портом приписки или с которым установлены тесные шефские связи.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза «Если название корабля отражает историю, политику, нравы и вкусы определенной эпохи, то, скорее всего, существуют традиции и суеверия, связанные с выбором названия для корабля» подтвердилась лишь частично. Флотские суеверия действительно существуют, но современные военнослужащие часто не принимают их всерьез (или не признаются в этом).

Но полученные результаты имеют практическую направленность. Созданная классификация может быть использована как обучающимися школьного возраста, так и военнослужащими, проходящими службу на кораблях военно-морского флота, для изучения традиций флота Кольского Заполярья в области имянаречения кораблей. На основе классификации создана брошюра «Каронимика – это интересно!» для школьников, матросов и старшин. Также данное исследование побудило военнослужащих задуматься не только над названием корабля, на котором они проходят службу, но и над историей экипажа, неразрывно связанного с данным кораблем. Все экипажи бережно относятся к названию и истории своего корабля, что подтверждается фактом существования памятных знаков с символикой и названиями кораблей.

Хочется верить, что данное исследование в области каронимики будет полезно при выборе названий для новых кораблей, при проведении воспитательных мероприятий и социальных акций для детей , молодежи , военнослужащих.

Проведя данное исследование и проанализировав более 30 анкет, мы можем сделать следующие выводы:

• Большинство респондентов нашей анкеты не придают названию корабля большого значения, считая более значительным уровень подготовки и опыт экипажа.

• Большинство военнослужащих не интересуются историей имени собственного корабля, но дорожат символикой с названием их корабля.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась частично. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время на флоте существует очень мало традиций и суеверий, связанных с названиями кораблей, так как современные военнослужащие часто не воспринимают их всерьез (или не признаются в этом).

По итогам нашего исследования проведена классификация названий кораблей Северного военно-морского флота времен Великой Отечественной войны и современного периода. Также в ходе исследования было обнаружено, что каждому кораблю в течение его жизни дается по крайней мере 5 имен: первое дает конструкторское бюро, второе – завод-изготовитель, третье имя – это тактический номер, данный военно-морским флотом, четвертое – бортовой номер, присвоенный, например, Северным флотом, а пятое – это собственно название корабля, которое мы привыкли слышать. В данной работе изучались только последние, пятые имена кораблей.

Данная работа является данью уважения ветеранам и тем, кто отдал жизнь во имя Великой Победы. Ведь сейчас, по словам писателя Н. А. Черкашина «война не закончилась. Сегодня идет настоящая информационная война за место в истории К сожалению, в силу закрытости информации и соблюдения режима секретности, очень мало документальных подтверждений фактов, поступков, историй конкретных людей и целых экипажей».

Перспективу данной работы мы видим в популяризации каронимики через отделы воспитательной работы Северного флота. Также в ходе исследования стало ясно, что на флоте существуют не только официальные названия кораблей, но и неофициальные (как прозвища у людей). Планируем изучить и этот аспект каронимики.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)