Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ключи

Ключ как основа

Ключ как предметно-символическая деталь в произведениях русской литературы ХIХ века связан чаще всего с проблемой выбора, который делают персонажи, – в сторону добра или зла. Открытия, которые он помогает сделать читателю, не только позволяют глубже осмыслить прочитанное, понять авторскую позицию, но и заставляют задуматься о смысле жизни.

Деталь может стать ключом к открытию, а в нашей работе такой деталью стал ключ.

Ключ держат в руках многие известные нам персонажи. Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе; ключи от комода и укладок («на одной связке, в стальном кольце») всегда «в правом кармане» Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Ключом запирает двери Свидригайлов; в пустом доме, за запертой кем-то дверью остается Фирс. Ключи, вытащенные из кармана старухи-процентщицы, нужны Раскольникову, чтобы отпереть комод или укладку. Ключом «быстро» отомкнула двери и «вырвалась из комнаты» Дуня.

С ключом тесно связан мотив души. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин, Раскольников, Свидригайлов, в какой-то мере Лопахин и Варя из пьесы Чехова «Вишневый сад». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью.

Ключ как символ обладания хозяйством принадлежит Плюшкину, старухе-процентщице, Кабанихе. Ключи постоянно в руках Вари – приемной дочери Раневской. Когда имение будет продано с торгов, эти ключи перейдут его новому владельцу – Лопахину.

Ключ может служить средством к достижению определенного социального положения. Обладателем ключа в этом смысле слова является внесценический персонаж в комедии Грибоедова – Кузьма Петрович («с ключом, и сыну ключ умел доставить»), придворный камергер. Это ключ к известности, ключ к успеху. Для Фамусова это образец для подражания, своего рода эталон, но в то же время и предмет скрытой зависти. Обладание ключами от сундуков отца, барона Филиппа, даст возможность его сыну занять достойное положение при дворе Герцога. Лопахин «поднимает» ключи от имения Раневской – теперь он не просто богатый купец, а землевладелец. Неявно, скрыто мечтает о таких «ключах» и Чичиков, иначе для чего бы он покупал мертвые души на вывоз, в Херсонскую губернию?

Утрата души, утрата человечности связана с мотивом скупости. Запертые богатства требуют того, чтобы их охраняли от чужого глаза. Ключ как символ скупости его владельца особенно полно проявляет свои свойства в руках Скупого рыцаря, старухи-процентщицы и Плюшкина. Варя тоже вынуждена экономить, поэтому мотив скупости просматривается и здесь.

Наиболее страшное значение обретает ключ как символ власти. Золото, которое хранится в запертых сундуках Барона, дает ему ощущение абсолютной власти над миром: «мне всё послушно». Властью над судьбами людей обладает и Алена Ивановна, дающая под процент. Плюшкин не просто богатый человек, он владелец тысячи крепостных душ, и именно эта власть развратила его, привела к полному духовному оскудению, а его крестьян – к разорению или гибели. Ключ в руках Свидригайлова дает ему возможность ощущать абсолютную власть над Дуней Раскольниковой, которую он заманил в ловушку. О том, что «нет никаких преград» для того, кто стоит над «тварями дрожащими», думает и Раскольников. И не столько ключи старухи-процентщицы нужны были ему, сколько право «переступать кровь по совести». Символом власти и её растлевающей силы станут ключи, поднятые Лопахиным («Звенит ключами»).

Ключ чаще всего присутствует в наиболее драматичных сценах и эпизодах, когда герою необходимо сделать выбор, определяющий его дальнейшую судьбу. Барон без колебаний выбирает золото, хранящееся в его подвале, отказываясь от отцовской любви к единственному сыну. Такой же выбор предпочитает Плюшкин, лишь бы ключи от хозяйства остались при нем. В ситуацию выбора поставлены герои романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и его сестра Дуня (убивать или не убивать), Свидригайлов (между злом и добром, между страстью и искренним восхищением Авдотьей Романовной). Обращает на себя внимание тот факт, что в этих сценах присутствует мотив своеволия, который связан с мотивом жертвы, а также мотив убийства и смерти. Так, своеволие проявляют Раскольников и Свидригайлов. В случае с Дуней на 1-й план выступает мотив жертвы; жертвой Раскольникова является Алена Ивановна. Но жертвой своих страстей (идей) станут и сами Барон, Раскольников, Свидригайлов В пользу вишневого сада, то есть сада, приносящего доход, делает выбор Лопахин, и в конце пьесы мы услышим стук топора: это начали вырубать вишнёвый сад. И в этом случае есть орудие убийства – топор, – обрушившийся на живое. Только выбор Катерины Кабановой определяется порывом к любви, к свободе.

Мотив свободы позволяет выявить еще одно значение слова «ключ» – это ключ к свободе, символ освобождения. Этот мотив настойчиво звучит в связи с женскими судьбами. Можно отметить только, что на какой-то короткий миг освобождается от желания распоряжаться чужой судьбой Свидригайлов. В остальных случаях ключ служит средством к освобождению: Дуня становится свободной от оскорбления, Варя – от хозяйства и неопределенности своего положения. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви. Особое метафорическое значение обретает ключ в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Здесь «ключи от счастья женского» – это и ключи к освобождению от многовекового угнетения.

«Счастливой» признала людская молва Матрену Тимофеевну Корчагину, но сама она не верит в счастливую женскую долю: «Не дело – между бабами // Счастливую искать!. » Лишь на короткое время обретает ключ к счастью Катерина, но счастье это, понимает она, греховное. Утрачивает этот символический ключ от будущего Лопахин: « Скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Метод мотивного анализа помог нам через пристальное рассмотрение роли этой детали подойти к важным обобщениям.

Можно отметить, что наиболее часто ключ связан с проблемой выбора –в сторону добра или зла. Выбор в сторону зла делает героя жертвой собственных страстей, что ведет его к саморазрушению, к утрате нравственного начала, к гибели духовной или физической. Выбор в сторону добра (любви) освобождает, позволяет человеку проявить свои лучшие качества. Таким образом, проблема выбора как одна из вечных выводит нас к осмыслению вечных вопросов: вопросов жизни и смерти, проблемы счастья, любви.

Ключ как предметно-символическая деталь обретает важное значение для читателя. Открытия, которые он помог нам сделать, заставляют задуматься о том, что каждый из нас держит в своих руках ключи от собственной жизни, в какой-то степени – ключи судьбы. И ключи эти предназначены для того, чтобы запирать на большой замок всё темное, что иногда таится в нас, делать шаг к себе – лучшему. Может, тогда это и будет ключ от счастья?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)