Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Конфликт «отцов» и «детей» в произведениях Стругацких

Данная исследовательская работа посвящена раскрытию понятия конфликта «отцов» и «детей» в творчестве Аркадия и Бориса Стругацких (на примере сопоставительного анализа произведений «Отягощенные злом, или сорок лет спустя» и «Гадкие лебеди»). Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений стара, как мир. В художественной литературе этот конфликт изображается в таких произведения, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Станционный смотритель» Пушкина, «Дума» Лермонтова, «Красное и черное» Стендаля, «Отцы и дети» Тургенева. Несмотря на то что в отечественном литературоведении достаточно исследований на эту тему, нам представляется ,что данная работа претендует на оригинальность. Целью данного исследования является анализ текстов вышеназванных произведений братьев Стругацких, раскрытие понятия конфликта поколений, что предопределяет постановку и решение следующих задач: сопоставление изображения «отцов» в романе «Отягощенные злом» и повести «Гадкие лебеди»; образ Учителя; изображение «детей» в вышеназванных произведениях; суть конфликта поколений;

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показывает, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели. Автор романа запечатлел картины острой, непримиримой борьбы враждебных друг другу общественных лагерей «отцов» и «детей» (либералами и демократами). В лице Базарова Тургенев изобразил новую социальную силу – разночинную интеллигенцию, идущую на смену дворянству во всех сферах русской жизни. В этом – социальный и политический конфликт романа. Однако для автора не менее важна и философская подоснова этого конфликта: попытка Базарова в соответствие со своими вульгарно-материалистическими убеждениями выстроить модель жизненного поведения.

Одна из важнейших проблем романа – единство всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым, уважение к принципам предков дает ему будущее. Евгений Базаров с уважением и любовью относится к своим родителям, к их семейному согласию, но при этом делает все, чтобы спрятать от себя и других сыновние чувства. Когда Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов не могут понять друг друга, мы знаем причину: они оба не желают прислушаться к собеседнику. Но вот Василий Иванович слушает сына, думает о нем, пытается видеть мир его глазами. Но Евгений никогда не говорит с отцом о своих убеждениях, о жизненных целях. Так, возведя стену непонимания, герой романа теряет связь со своими истоками, обедняет себя душевно и нравственно. Николай Кирсанов также готов «угодить», его поведение характеризуется желанием понять сына и его товарища; признает его превосходство, пытается преодолеть расстояние, их разделяющее. Отвечают ли взаимностью дети? По мнению М. А. Антоновича, «отцы» - люди почтенные, умные, снисходительные, проникнутые самою нежною любовью к детям; это не деспоты, самовластно распоряжающиеся детьми; они предоставляют детям полную свободу в действиях, сами учились и детей стараются научить и даже от них научиться». На примере семьи Базаровых Тургенев показывает конфликт поколений на сломе эпох, конфликт между «добрыми и честными» родителями и «сыновьями – отрицателями», которые идут по своей дороге.

Всем содержанием романа, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и изначальную порочность нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве отрицания не может вырасти ничего позитивного, и, приводя героя к общечеловеческим ценностям, утверждает абсолютное главенство гуманистических идей в жизни любого человека, в существовании любого человеческого сообщества.

Тема взаимоотношений поколений отцов и детей продолжается в творчестве известных фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Их произведения принято относить к научной фантастике. Современное литературоведение предлагает обозначить метод научной фантастики как «опережающий реализм» (А. Ф. Братиков). Анализируя жанр научной фантастики, исследователь С. В. Синцова приходит к выводу, что «научное и художественное оказываются помещенными в единое пространство взаимодействия – в человеческое воображение».

Рассмотрим, как изображается конфликт поколений в двух произведениях Стругацких: «Отягощенные злом» и «Гадкие лебеди». Борис Стругацкий в одном из интервью сообщил, что основной замысел повести «Гадкие лебеди» заключается в следующем: «люди будущего, исковерканные нашим настоящим, вторгаются в свое прошлое, чтобы это прошлое изменить Будущее запускает свои щупальца в настоящее». Главным сюжетным стержнем своего последнего романа «Отягощенные злом» Стругацкие считали «историю борьбы и гибели Настоящего Учителя». Кто же они, «отцы»?

Сопоставление изображения «отцов» в романе «Отягощенные злом» и повести «Гадкие лебеди»

В повести «Гадкие лебеди» (создана в 1967 г. , попала в «самиздат», нелегально опубликована в ФРГ, в 1987 г. опубликована в СССР под названием «Время дождя», вошла в роман «Хромая судьба» в 1984 г. ) отцы – представители разлагающегося и гибнущего города. Во главе неназванной страны – Президент. Во главе города – Бургомистр, покровительствующий фашиствующим молодчикам. Имена многих персонажей повести заимствованы из древнеримской, еврейской и других мифологий и отражают сущность своих носителей. Павор Сумман – санитарный инспектор, он же сотрудник контрразведки (Павор – древнеримское божество страха, спутник бога войны Марса; Сумман – древнеримское божество ночных молний). Фламин Ювента – племянник полицмейстера, «золоторубашник», член легиона Свободы, «здоровенный губастый дылда с румяными щеками», «юный голиаф в спортивной куртке, сверкающей многочисленными эмблемами, наш простейший отечественный штумфюрер, верная опора нации с резиновой дубинкой в заднем кармане, гроза левых, правых и умеренных»(фламины – жрецы в Древнем Риме; Ювента – древнеримская богиня юности). Представители власти спят на заседаниях и берут взятки. Они озабочены вбиванием в «верноподданические головы» понятий «патриотизма» и «национального самосознания». Однако эти понятия специфичны: «Надо же кого-то ненавидеть в одних местах ненавидят евреев, где-то еще – негров, а у нас – мокрецов». Все, что не укладывается в вышеназванные понятия, автоматически становится чужим – культура, язык, творчество, детство и учительство, в итоге – человеческая жизнь. Приведем эпизод разговора между Виктором Баневым (прототипом является бард Владимир Высоцкий) и мокрецом, философом Зурзмансором, показавшимся нам знаменательным. Зурзмансор узнает, что писателю бургомистр заказывает проправительственную статью, носящую ксенофобский характер. «Берется последняя речь президента и переписывается целиком, причем слова «враги свободы» заменяются словами «так называются мокрецы», или «пациенты кровавого доктора», «или вурдалаки из лепрозория»Так что мой психический аппарат участвовать в этом деле не будет», - насаркастически объясняет Банев. Философ же ему возражает: «Это вам только кажетсяВы прочтете эту речь и прежде всего обнаружите, что она безобразна Вы начнете исправлять стиль, приметесь искать более точные выражения, заработает фантазия, захочется сделать слова живыми, заменить казенное вранье животрепещущими фактами, и вы сами не заметите, как начнете писать правду».

Мокрецы(«очкарики» - странные прокаженные люди, зараженные некой генетической болезнью, которая проявляется в виде желтых кругов вокруг глаз) живут на окраине города, в лепрозории. Это некие мутанты-интеллектуалы, имеющие возвышенные помыслы, воспитатели детей. Если их отлучить от чтения, они умирают. Они на дух не переносят алкоголь, в отличие в «отцов»-пьяниц. Именно их боятся, их ненавидит местное население. Именно к ним, таинственным людям, олицетворяющим будущее, уходят дети — ученики, олицетворение Будущего.

«Отцы» романа «Отягощенные злом» немногим отличаются от лицемерных, безответственных, морально уродливых представителей власти вышеназванной повести. Это Первый , мэр, прокурор, завгороно Ревекка Самойловна, инструктор гороно Андрей Максимович Лютиков, начальник гормилиции майор Кроманов Михайла Тарасович, «широкий, рыхлый, вяловатый в движениях», заведующий отделом культуры горисполкома Тютюкин, оказавшийся «главным мафиозником города», заведующий отделом трудовых ресурсов В. Кривошапкин, главный начальник телецентра, «волосатый, несимпатичный». Это про них :«Очень громко, оглушительно кричат те,кто больше всех виноват в происходящем, те, кто не сумел увлечь, привязать к себе – и в первую очередь те, кто ОБЯЗАН все это делать Они заходятся в крике, чтобы заглушить собственную совесть, оглушить тех, кто рядом с ними пытается разобраться, где же виноватые» Причина недовольства ответственных и «полуответственных» вполне понятна. Флора, «источник нравственной проказы», либо угрожает их привилегиям, либо является поводом эти привилегии раздобыть. Какова же позиция остальных? Страх перед новым придал «молчаливым» смелость, породил необычайную политическую активность. Разворачиваются пикеты, различного рода демонстрации, присылаются гневные письма в редакцию газеты. Объединились силы «обезумевших от беспокойства» родителей против Учителя, пытающегося спокойно разобраться в причинах появления Флоры, вставшего на ее защиту. Дело даже не в самой Флоре, а в отношении к ней как показателю развития самого общества.

Образ Учителя

Рассмотрим значение образа вышеупомянутого Учителя. Это Георгий Николаевич Носов(имя есть аллюзия на «ГА-Ноцри»- арамейская форма библейского прозвища Христа «Назаретянин») , заслуженный учитель, лауреат, депутат, член горсовета, уважаемый до недавнего времени всеми горожанами. Описание внешности этого литературного героя дается в самом конце произведения: «небольшого роста, ладный человек лет пятидесяти». Как видим, внешность самая заурядная. Отмечается немного «растерянная улыбка» заинтригованного героя. Он появляется под восклицание «Esse homo!” - «Вот человек!» Именно его, настоящего Человека, «терапевта» человеческих душ, способного вылечить мир от Зла, ищет и находит наконец Демиург, прибывший из прошлого, чтобы узнать, чего достигло человечество за прошедшие две тысячи лет. Георгий Николаевич (Г. А. ) возглавляет Лицей — школу-интернат для будущих учителей. Лицеисты его любят, уважают, верят в него безоговорочно, боготворят, считают гением, даже святым : «Должен пребывать вовеки». Он добр, милосерден, деликатен, справедлив. Он осуждает чинопочитание и слепое выполнение приказов. Понимание — вот рычаг, орудие, прибор, которым пользуется учитель в своей работе. Там, где милосердие, там воспитание, - считает Носов. В отличие от «верхушки» власти, Г. А. не воспринимает Флору как «разновидность преступного мира» :«Флора — это боль наша, наше страдание». Кто же это, фловеры?

Изображение «детей» в вышеназванных произведениях

Представители «детей» - фловеры, обитают за городом, в излучине («райском уголке»), в лесу. Говорят на жаргоне — смеси исковерканных русских, английских и других языков. Неопрятны, ленивы, безразличны,безвольны. Флора, по словам Нуси (как выясняется позже, этот предводитель, своеобразный учитель фловеров, - сын Г. А. ), - это мир, где никто никому не мешает, это мир «покоя и дружбы». Здесь нет принуждения,​ никто никому ничем не обязан, а потому — счастлив, счастлив счастьем покоя. У Флоры один закон: «Не мешай. Не желай многого». То, что по-настоящему нужно, мир сам захочет дать. Единственная цель человека — духовное слияние со Вселенной и покой. Низкие материальный запросы, отождествление с природой (кустом, деревом), употребление наркотиков, свободные сексуальные отношения — это, «как магнит», притягивает детей, которые бегут от родителей, от общества в лес. Но. «Они не бегут во Флору, они образуют Флору. Вообще они бегут не «куда», а «откуда» От нас они бегут, от нашего мира. Может быть, на наших глазах как бы стихийно возникает совершенно новая компонента человеческой цивилизации, новый образ жизни, новая самодовлеющая культура?» - так считает Учитель. В «Ташлинской правде» публикуется его статья: «. Стыд и горе мучают меня, ибо вину за происходящее я полностью принимаю и на себя лично. » Носов призывает замолчать и задуматься, не «истреблять» «каленым железом», а проявить милосердие. «Ты хорошо представила себе, как это будет?. Этих мальчишек и девчонок будут волочить за ноги и за что попало и швырять в грузовики, их будут избивать, они будут в крови. Потом их перешвыряют, как дрова, и куда-то повезут» - это Георгий Анатольевич говорит завгороно Ревекке Самойловне. Он считает неприемлемым силовой вариант, приходит к чиновникам, «отцам» города: мэру, начальнику милиции, начальнику телецентра — и просит, пытается убедить в том, что «человечность едина». Но они все предают его, «замарав свою совесть на всю оставшуюся жизнь», привлекая все-таки полицейскую силу. С мотивом милосердия слит образ педагога: «Через милосердие происходит воспитание Человека». Г. А. , верный Присяге Корчака, не бросает несчастных фловеров, проклинающих его. Он «подошел к самому большому костру и сел у огня. Рядом со своим сыном».

Итак, очевидны совпадения в декларациях ташлинских «отцов города» и городской верхушки из «Гадких лебедей». Статья Г. А. С изложением его позицией очень похожа на речь, которую услышали съехавшие к лепрозорию родители. Отличие только в том, что прежде дети несли обновление миру, торжество, а теперь этот протест несет философия Флоры.

Флора, лицей, мокрецы, дети-вундеркинды не уживутся с «отягощенным злом». Злом неумения или нежелания самостоятельно мыслить. Злом непонимания. Итак, «дети» покидают своих родителей, «отцов». Но правы ли они в своем «отрицании», если вспомнить вышеупомянутого нигилиста Базарова? Вспомним также роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» с его знаменитой легендой о манкуртах, рабах, забывших свое имя, своих родителях

Продолжая традиции русской классической литературы, братья Стругацкие поднимают в своих произведениях проблему взаимоотношений «отцов» и «детей» не только в социально-политическом плане, но и на самом обычном, бытовом, семейном уровне. К «отцам» в романе «Отягощенные злом. » относятся и воспитатели-«неедяки», посвящающие всю свою жизнь и все свое время воспитанию своих детей и «совершенствованию своей семьи вообще» (по классификации «неедяк» автора записок). Кстати, Г. А. неоднозначно относится к таким родителям. И среди фловеров немалая часть из семьи «воспитателей». С. Б. Переслыгин, известный исследователь творчества Стругацких, воспринимает «Отягощенные злом. » как «педагогическую феерию». Он считает, что авторами исследуется и «в какой-то степени развенчивается один из очевидных способов построения идеального общества». Конфликт детей и взрослых критик называет конфликтом настоящего и будущего. А будущее — это опасность, поэтому и «хочется обрубать его щупальца». Поэтому можно понять тех, кто боролся с флорой и «ставил капканы на мокрецов». Вспомним слова Учителя о том, что если заставить задуматься хотя бы десять человек, это уже результат. Писатели поднимают множество проблем в своих произведениях: о добре и зле, воспитании, милосердии, правде и предательстве, свободе и выборе - и не дают прямых ответов, предлагая нам, читателям, задуматься.

Итак, в результате исследования мы пришли к следующим выводам: во-первых, «отцы» произведений братьев Стругацких – это лицемерные, безответственные, морально уродливые, в основном, чинуши, погрязшие в чинопочитании, озабоченные преумножением привилегий; во-вторых, образ Учителя связан с мотивом милосердия ( в повести «Гадкие лебеди» учителя – это мокрецы-интеллектуалы); в-третьих, «дети» связаны с темой Будущего.

Также мы обратили внимание на продолжение писателей традиций русской классической литературы и неоднозначность поднимаемых проблем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)