Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Национальная политика России в отношении коренных малочисленных народов Севера

ИСТОРИЯ ВХОЖДЕНИЯ АБОРИГЕННЫХ НАРОДОВ ТАЙМЫРА В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Осмысление специфических путей прогресса и развития аборигенных народов Таймыра необходимо связывать с определенными ступенями хозяйственного и культурного прогресса, - их общественный строй и социальная структура вполне соответствовали уровню их хозяйственной деятельности.

К приходу русских и даже в конце Х1Х в. - начале ХХ в. аборигены Таймыра находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, когда родовые отношения почти всюду сменились первобытной соседской общиной, экономической основой существования которой была общинная собственность на земли (пастбища и угодья).

Однако постепенное развитие производства, проникновение рыночных отношений вели к социально-имущественному расслоению, в ходе которого возникала частная собственность, в т. ч. на землю и оленьи стада, приведшая к обособлению и становлению отдельных семейных хозяйств. С этого времени семья становится элементом социальной структуры и угрожающе противостоит роду. Небольшая часть семей сосредоточила в своем владении значительные пастбища, угодья, оленей, орудия охоты и лова. При этом "сильные" семьи использовали в качестве рабочей силы бедных родственников ("воспитание родственника", "прокорма иждивенца"), что, по своей внешней форме было продолжением общинно родовых традиций, а по сути уже являлось скрытой формой эксплуатации. Появилась прослойка аборигенных торговцев-посредников, которые составляли конкуренцию русским купцам.

Особенности натурального семейного хозяйства, территориальная разобщенность были причиной того, что ко времени освоения Севера отдельные аборигенные сообщества еще не сложились в целостные этнические общности, и поэтому интересы, общественные связи и руководство ограничивались рамками семей, родовых или племенных общин.

Архаичные формы экономических и общественных отношений коренных народов Таймыра определяли и соответствующие формы духовной жизни, культуры, норм поведения и обычного права. По религиозным верованиям все народы Севера до начала христианизации являлись анимистами (верили в то, что все живые существа и неживые объекты окружающего мира имеют души). Такое представление позволяло объяснять многие явления природы и окружающего мира, из этого следовало убеждение в необходимости общения с духами, на этой почве возникла и развилась особая форма религиозного мировоззрения - шаманизм (при страхе перед непознанной природой и невозможности реально влиять на нее, действия шамана питали надежду и вселяли веру в собственные силы, - в этом заключалась роль шамана и суть его влияния на соплеменников).

Особенности развития коренных малочисленных народов Таймыра во многом определились характером среды обитания и природно-климатическими условиями:

- географическая удаленность населенных ими территорий от центров иных цивилизаций обусловила длительную изоляцию от других народов и культур;

- экстремальный климат предъявлял тяжелые испытания и жесткие требования к человеческим сообществам: требовал предельного напряжения физических и моральных сил для воспроизводства и выживания; в то же время суровая природа и постоянная зависимость от нее формировали характер и цикличность хозяйственной деятельности, ритм жизни, особое мировосприятие;

- природно-климатические условия, скудные наземные ресурсы, невозможность земледелия и реализации других интеллектуальных решений, стали причиной длительности этапа присваивающего типа хозяйствования (собирательство, рыболовство, первобытная охота, примитивное кочевое оленеводство, морской зверобойный промысел).

Очаговый характер расселения и кочевничество были обусловлены типом и формами хозяйственной деятельности, скудностью наземных ресурсов и необходимостью их сохранения. Природная среда также регулировала численность населения - кажущаяся малая численность северных аборигенных народов на самом деле была оптимальной для конкретной географической среды и типа хозяйственной деятельности и сама по себе не являлась признаком недоразвития или вымирания.

Определяющей тенденцией отношений Российского государства к присоединяемым народам было не вытеснение или истребление их, а приведение в подданство, но и этот процесс не был простым и бескровным.

Уже при первых контактах с "сибирскими инородцами" встал вопрос о способе оформления подданства покоренных народов и о собственности на обретенные земли.

Одна из сложностей заключалась в том, что на этом этапе в сообществах северных аборигенных народов еще не сложилась система организации управления, не было общепризнанных руководителей (вождей), с которыми можно было бы оформить договоры и документы, подтверждающие согласие на подданство и вхождение в состав России, что придало бы внешнюю законность произошедшей колонизации.

Ключевым методом решения был избран "ясак", законодательно превращенный в особую форму подати - дань, взимаемую с аборигенов в знак их покорности России и принятия ими русского подданства.

С присоединением к России в северные земли стали поступать различные товары, которые существенно облегчили труд и быт аборигенов, обогатили их рацион питания, сделали их менее зависимыми от природной нестабильности, стала активно развиваться торговля и обмен промысловой продукцией, остававшейся после уплаты ясака.

Но колонизация имела и отрицательные стороны:

- сборщики ясака и купцы, исходя из своих интересов, вынуждали аборигенов к увеличению объемов промысла, что вело к переориентации их традиционных занятий в товарный промысел, изменению их психологии в отношении своего "кормящего ландшафта" и истощению угодий;

- торговля сопровождалась спаиванием народов Севера (несмотря на формальные запреты властей);

- пришлое население являлось источником новых для аборигенов болезней.

Царское правительство не могло в должной мере осуществить контроль над процессами, происходящими на далеких окраинах государства, не могло организовать регулярный завоз товаров для проживающих там народов. Проведение непродуманной колониальной политики подрывало традиционные культуры аборигенов и приводило их к нищете, голоду, болезням.

Относительно миролюбивый характер колонизации нашел свое отражение и в правовых документах. Первым правовым документом, определившим отношения государства с народами Севера, было Соборное Уложение 1649 г. В нем признавалось право на соблюдение обычаев, верований, допускалось применение обычного права народов. В тот период крещение аборигенов запрещалось, т. к. по закону крещение предполагало автоматический выход из числа ясакоплательщиков. Однако уже в 1700 г. царским правительством было принято решение о возможности совмещения сбора ясака и крещения инородцев.

До Х1Х века центральная власть практически не вмешивалась в самоуправление коренных народов Севера. Подчинение присоединенных северных этносов унифицированным нормам права, управления и сбора податей постепенно привело к возникновению многих неудобств, которые заставили органы власти приостановить процесс подчинения коренных народов Севера единым общероссийским правилам, и поставили перед необходимостью адаптации законодательства к специфике северных аборигенных сообществ.

Для осуществления этого замысла в 1819-1822 г. г. был разработан и принят "Устав об управлении инородцев", который стал наиболее значительным поворотным пунктом в положении народов Севера (его автором считается известный политический мыслитель М. М. Сперанский, занимавший в то время пост генерал-губернатора Сибири).

Целью Устава являлось установление порядков, наиболее соответствующих особенностям разных аборигенных сообществ. С этой целью вводился дифференцированный подход к инородцам (при определении их статуса ключевыми являлись территория проживания и образ жизни) - делил их на разряды: оседлые, кочевые, бродячие принадлежность к которым определялась "по качеству главного промысла, составляющего главный способ их пропитания. ". Оседлые инородцы были уравнены в правах с остальными российскими подданными, принадлежавшими к одному с ними сословию. По отношении к кочевым и бродячим инородцам, с одной стороны, устанавливались определенные ограничения в свободе передвижения и выборе рода деятельности, с другой - государство законодательно закрепляло положения, способствовавшие сохранению традиционного образа жизни инородцев на территориях их традиционного проживания (русские не могли самовольно селиться на землях, отведенных во владение инородцам, а аренда определенных территорий была возможна только по согласованию с сообществами инородцев).

Устав предусматривал формирование органов самоуправления кочевых и бродячих инородцев, действовавших в соответствии с обычаями и подчинявшихся инородной управе. Формирование и деятельность органов самоуправления у кочевых и бродячих инородцев находились под контролем органов управления губерний, а за губернатором закреплялась ответственность за положение инородческого населения на подведомственной ему территории.

С течением времени Устав изменялся, дополнялся, вводились новые законоположения, последний его вариант 1892 г. назывался "Положение об инородцах" и действовал до 1917 г.

В результате соприкосновения с новыми формами хозяйствования и иной этнической культурой среди инородческого населения России к началу ХХ века наметилась тенденция к сокращению их численности, обусловленная в первую очередь неприспособленностью к новым условиям и ассимиляционными процессами.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СЕВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

После революции 1917 г. инородцы, несмотря на сохранение в течение длительного после революционного времени этого названия, были уравнены в своем статусе с другими народами России. Основные принципы национальной политики Советского государства провозгласила «Декларация прав народов России», принятая вслед за декретом о мире, земле и власти. В этом документе, который не имел аналогов в истории, было заложено основополагающее начало новой национальной политики – равенство всех народов – больших и малых.

В декларации подчеркивалась необходимость свободного развития национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Конституция 1918 г. , гарантировала "равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности".

По инициативе В. И. Ленина народности Севера выделялись в особую группу. При Народном комиссариате по национальным делам в 1922 году был создан «Полярный отдел по охране и управлению северными племенами». В его обязанности вменялось: детально изучать все стороны жизни и быта народностей Севера, охранять от любых посягательств на их экономику и человеческие права, при постоянном оказании помощи в снабжении средствами производства, продовольствием, одеждой, медикаментами. В 1924 году этот отдел был упразднен, но создан «Комитет содействия народностям северных окраин».

В 1920-е годы в советской России ВЦИК и СНК РСФСР были приняты важные декреты и постановления, направленные на защиту народов Севера, и имевшие большое значение в организации новой жизни северных окраин России: "О предварительной охране туземных племен" 1923 г. , "О снабжении населения Севера продовольствием и предметами первой необходимости" 1924 г. , "О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации" 1924 г. , "О мероприятиях, направленных к организации правильной торговли в северных окраинах РСФСР и защите туземного населения от торговой эксплуатации со стороны частного капитала" 1925 г. , "Об утверждении Положения о хлебозапасных магазинах для туземного населения Севера" 1926 г. , "О запрещении ввоза и продажи спиртных напитков в некоторых северных местностях РСФСР" 1927 г.

Еще в первой половине 20-х годов была найдена очень удачная форма местного самоуправления – родовые Советы. После обобщения опыта их работы в 1926 году был принят первый общероссийский законодательный документ, по вопросам управления коренных малочисленных народов Севера - «Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР». Положение выполняло функции закона и распространялось на народы ведшие бродячий, кочевой, полукочевой образ жизни и занимавшиеся рыболовством, охотой и оленеводством. Этот документ был призван решить противоречивые задачи: определить границы обширных территорий обитания аборигенных народов Севера и ввести систему административно-территориального деления, защитить интересы этносов и начать промышленное освоение Севера, показать всему миру процветание самобытных этносов и внедрить систему централизованного командного управления в рамках социалистического развития.

"Положением" была предусмотрена система органов самоуправления коренных народов: родовые собрания, родовые Советы, районные туземные съезды, районные туземные исполкомы. При регламентации деятельности органов туземного управления учитывалась специфика образа жизни данных народов. Компетенция туземных органов управления была достаточно широка, к ним отнесли даже судебные функции (Постановления ВЦИК и СНК РСФСР 1927 г. "О выполнении судебных функций органами туземного управления") - процесс рассмотрения дел учитывал специфику правосознания и бытовые особенности коренного населения, а в качестве источников права использовались местные обычаи, не противоречащие основным положениям советского законодательства. В результате на Советском Крайнем Севере от Мурманска до Камчатки (в местах обитания народностей Севера и этнографических групп) было создано 47 районных, 38 родовых и территориальных Советов.

Под руководством и при ощутимой помощи центральных органов власти малочисленные народы Севера быстро добились успехов в своем социально-экономическом развитии. В 1925 году они были освобождены от государственных и местных налогов и сборов. Все охотничьи, рыболовные угодья и оленьи пастбища находились в безвозмездном пользовании этих народностей в местах их расселения. На них не распространялись правила запретительного и ограничительного характера при добычи зверя.

Новым этапом в оказании содействия в развитии народов Севера становятся культурные базы Комитета Севера (культбазы строились в местах сосредоточения аборигенного населения, удаленного от крупных поселений, состояли из школы, санчасти, магазина), которые были призваны решать медицинские, продовольственно-кооперативные, культурные и другие проблемы аборигенного населения в комплексе.

Национальная политика на этом этапе разрабатывалась на основе идей В. И. Ленина, который считал, что после аграрного вопроса в общегосударственной жизни России особенно большое значение имеет национальный вопрос.

Поиск форм административного устройства и самоуправления с учетом особенностей жизни и быта коренных народов Севера и способов их приобщения к новой жизни стал предметом научных обсуждений ведущих ученых того времени. Которые осознавали, что каждая народность по экономическому, социальному и культурному уровню своего развития представляет собой нечто своеобразное и индивидуальное, что искомая гармония может быть достигнута, в идеале, при полной осведомленности государства в индивидуальном, этнологическом облике каждой народности, в согласовании своих экономических, административных и культурных мероприятий в каждом данном случае с этими индивидуальными этнографическими условиями.

Одни ученые ("консерваторы") настаивали на недопустимости быстрого вовлечения народов Севера в преобразования, предлагали меры защиты от радикальных перемен и излишних контактов с русскими (создание "заказных" территорий по типу резерваций).

Другие ученые ("радикалы") считали, что народы Севера, как и все население страны, должны идти по одному пути преодоления социальных различий, а сказочно богатые территории их обитания должны быть без всякого ограничения вовлечены в процесс интенсивного освоения. Туземцы рассматривались сторонниками радикальных мер лишь как средство освоения пространств и богатств Севера, - только из этих соображений "радикалы" признавали необходимость их снабжения продовольствием, - иначе аборигены вымрут и не смогут помогать в колонизации края.

При этом многие "радикалы" не признавали у аборигенов каких-либо культурных и социальных отличий и считали, что они могут быть вовлечены в преобразования без всяких оговорок. Однако часть "радикалов" и все "консерваторы" считали, что туземцы Севера имеют специфические отличия от остального населения России. Но если "консерваторы" не видели в этих особенностях проявления недоразвитости или ущербности, то многие "радикалы" воспринимали аборигенов как безнадежных дикарей.

К началу 1930-х годов произошел перелом в сторону радикальных методов интеграции народов Севера. На Таймыре ликвидация кулачества и сплошная коллективизация началась в 1933г.

Некоторые исследователи считали, что элементы первобытнообщинного строя, сохранявшиеся у народов Севера, могут служить в качестве социалистических начал хозяйствования, являясь почти готовыми колхозными формами. Другие критически относились к подобной абсолютизации патриархальных пережитков, которые по их мнению лишь тормозили процесс коллективизации.

10 декабря 1930 г. ВЦИК РСФСР принял Постановление "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера", согласно которому были созданы восемь национальных округов и национальных районов, в том числе и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, которые образовывались на территории расселения малых народностей Севера и входили в состав краев, областей, автономных республик, и подразделялись в административно-хозяйственном отношении на районы, - учет особенностей быта и состава населения прослеживался не отчетливо.

В 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР утверждают "Положение об окружных съездах Советов и окружных исполнительных комитетов национальных округов северных окраин РСФСР", согласно которому, в районах проживания кочевого и полукочевого коренного населения создаются кочевые Советы, осуществляющие деятельность по развитию традиционных промыслов и форм хозяйствования, ведущие учет населения и хозяйства в пределах своей территории, регистрируют гражданские акты (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1933 г. "Положение о кочевых Советах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР" ). В этот период судебные функции были изъяты из ведения органов Советской власти в национальных округах и районах. Теперь кочевой Совет мог лишь организовывать общественный суд.

Конституция СССР 1936г. и Конституция РСФСР 1937 г. закрепили статус национальных округов как единственной формы национальной автономии, компетенция которой определялась общими положениями, устанавливаемыми Верховным Советом РСФСР. Национальные округа были представлены и на союзном уровне: они имели по одному депутату от округа в составе Совета Национальностей СССР.

В результате национально-территориального районирования в местах расселения народов Севера была создана новая система государственных органов управления, идентичная общегосударственной.

На довоенном этапе наиболее значительными вехами в жизни коренных народов Таймыра были обобществление оленей и других средств производства, создание различных форм коллективного хозяйствования.

С целью ликвидации кочевания как образа жизни и перехода к оседлости начали создаваться центральные усадьбы колхозов. Сначала это были миниатюрные базы оседлости, затем они были превращены в большие поселки, в которых сосредотачивался административно-хозяйственный и обслуживающий персонал (в села из удаленных оленеводческих кочевий, охотничьих и рыбацких стоянок перемещались дети аборигенов, старики, часть женщин). Постепенно на смену колхозам на Таймыре начали создаваться совхозы, и собственность аборигенов подверглась практически полному огосударствлению. На это же время пришлись репрессивные меры по искоренению богачей, кулаков, шаманов.

Очень скоро были достигнуты успехи по всем направлениям социалистического переустройства жизни народов Севера, однако этот процесс был прерван Великой Отечественной войной, в которой аборигены Севера принимали участие наравне с другими народами СССР.

Во время Отечественной войны 1941-45 г. г. и после нее, процесс ассимиляции и интеграции коренных народов Севера в политическую, социальную и экономическую жизнь страны ускорился.

История развития цивилизации показывает, что формирование государств связано с доминированием одной, (в крайнем случае двух-трех) нации, находящейся у власти. При этом, в истории человечества гуманистические идеи мирного сосуществования, соразвития разных этносов в рамках одного государства, проблемы обеспечения доминирующей нацией условий для благоприятного этнического самочувствия разных народов не всегда были приоритетными в политике, как России, так и в мировом сообществе в целом.

Особой темой разговора о нарушении важнейших человеческих прав аборигенов Таймыра, является начавшаяся в 1950-е г. и продолжающаяся в той или иной степени до настоящего времени практика отрыва детей от родителей, - самая разрушительная мера, осуществленная советской властью в отношении народов Таймыра.

Исследователями отрыв детей от родителей представляется как следствие перемен, происходивших при переустройстве хозяйственной деятельности аборигенов (создание колхозов и меры по повышению их рентабельности, создание укрупненных сел для улучшения жилищных, бытовых и санитарных условий жизни, приобщение к грамотности, др. ), - якобы в силу этих благих причин, дети аборигенов и стали уезжать от кочующих семей в детсады и школы. И только в последствии стали очевидны непредвиденные результаты.

Такое изложение сути произошедшего не совсем соответствует действительности, - независимо от хозяйственно-экономических, социально-культурных и иных мероприятий советской власти дети аборигенов были оторваны от семей в силу политических причин, - дети, по замыслу идеологов преобразования Севера, должны были стать едва ли не главными агентами изменения культуры и агитаторами социалистических ценностей, которые им предстояло усвоить в школе от советских учителей, - под необходимость таких мер подводилась соответствующая "научная" база, - именно на детей была сделана основная ставка в разрушении уклада жизни и мировоззрения аборигенов, "чуждого социалистическому образу жизни".

Этим и объясняются быстрые темпы строительства сел и школ-интернатов, твердость и жестокость, проявленные при выполнении плана по вывозу детей аборигенов из тундры (родители воровали детей и прятали в тундре, за что их репрессировали как саботажников, дети сами убегали из интернатов и терялись или замерзали, т. к. у них заранее отбирали теплую одежду).

Отрыв детей аборигенов от родителей был не следствием, а первопричиной, способом разрушения архаичного существования "туземцев" и скорейшего их превращения в часть советского народа. С этой целью дети туземцев и были изъяты у родителей и переданы на воспитание и обучение учителям из числа пришлого населения. Даже без злого умысла эта акция была жестокой по своей сути в конкретных проявлениях и последствиях.

"Декларация прав ребенка" 1959 г. - "Ребенок для полного и гармоничного развития его личности, нуждается в любви и понимании. Он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей; малолетний ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью".

"Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него" 1948г. - ". насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо этническую группу является актом, который должен расцениваться как проявление геноцида".

Несомненно, что в СССР передача детей народов Севера другой группе населения (приезжему персоналу детских учреждений-интернатов) была задумана и осуществлялась не с целью уничтожения аборигенов Севера, а с целью их подъема на более высокую ступень развития цивилизации путем ликвидации некоторых "вредных" архаичных особенностей. Но "добрые намерения" не означают отсутствие элементов геноцида, а лишь говорят о его непреднамеренности, неосознанности или о некомпетентности организаторов этой акции.

Массовый и принудительный характер этого мероприятия, быстрота его проведения оказали наиболее разрушительное воздействие на аборигенные народы Таймыра, - по своей сути это была репрессия, насильственная депортация, примененная к детской части населения. Искренние гуманные намерения организаторов и исполнителей этой акции не умаляют, а лишь маскируют ее разрушительность, которая фактически и является одной из главных причин современного кризиса коренных малочисленных народов Таймыра.

В 1950-60-х годах в политике Российского государства при регулировании вопросов, связанных с особенностями жизни и быта коренных народов Севера четко прослеживается стремление преобразовать уклад жизни этих народов без учета их мнения. Для коренных народов Таймыра наступило время радикальных переустройств всей жизни и значительных изменений окружающей их среды.

При этом практически ежегодно Правительство России принимало новые Постановления о мерах по развитию культуры и хозяйства народов Севера: Постановление СМ СССР 1956 г. "О мерах помощи в развитии хозяйства и культуры районов Крайнего Севера", Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 1957г. "О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера", Постановление СМ РСФСР 1960 г. "Об оказании дополнительной помощи в развитии хозяйства и культуры народностей Севера". Характерные задачи сформулированные в этих документах: вовлечение коренного населения в промышленное и современное сельскохозяйственное производство, ускорение перехода на оседлость и концентрация в укрупненных населенных пунктах, выравнивание уровня жизни народов Севера с уровнем жизни других народов, поднимались проблемы дальнейшего строительства социализма, сохранения и развития национальных культур, образования, подготовки национальных кадров, здравоохранения, др.

В это время на Таймыре был завершен процесс ликвидации национальных колхозов и промысловых артелей, общинных поселений и стойбищ, и объединения их в совхозы. В следствии чего, традиционная жизнедеятельность народов Севера, за счет изъятия бытового компонента, превращалась в производственную отрасль. Это было целесообразным решением с точки зрения центральной власти в интересах удобства обслуживания, организации снабжения, образования, здравоохранения, но не всегда соответствовало интересам самих аборигенов, - в результате волюнтаристских действий советских властей, среди аборигенов уменьшилась доля лиц, живущих на территориях традиционного природопользования и занимающихся привычным трудом, и увеличилась доля живущих в городе и крупных поселках. Происходила интенсивная смена исторически сложившегося, традиционного образа жизни на современный тип организации общества. Эти перемены соответствовали одному из принципов построения социализма - ликвидации различий между городом и деревней.

Перемены происходили и в остальных сферах материальной, бытовой, духовной культуры, - росла грамотность, уровень образования, знания русского языка. Вместе с этим утрачивались навыки в традиционных занятиях, знания обычаев и родного языка и т. п. Радикально изменился характер питания - большую часть пищи составляли привозные продукты питания, нетрадиционные для аборигенов. Начала уменьшаться продолжительность жизни, снижаться рождаемость, расти смертность. Поспешные акции тяжело отразились на социальном положении и психоэмоциональном состоянии коренных народов Севера, - в знак протеса многие пожилые люди кончали жизнь самоубийством.

Промышленное освоение северных земель было встречено северянами, как шаг к добру, шаг к улучшению их социальных и материальных благ. К сожалению, этого не произошло. С первых же шагов эти процессы вступили в резкое противоречие с традиционным укладом жизни коренного населения. Политика государства поставила под угрозу гибели уникальную и ранимую природу северных регионах.

Экологическая ситуация на Крайнем Севере особенно обострилась во второй половине ХХ в. в связи с его интенсивным промышленным освоением, т. к. добыча полезных ископаемых на Севере осложнена экстремальными природными условиями - промышленное освоение Севера стоит дорого и требует притока трудовых ресурсов (при огромных масштабах территории Севера России вахтовый метод себя не оправдывает). Эти особенности обусловили экстенсивный, хищнический способ промышленного освоения Севера, проводившееся в последние 30-35 лет на основе устарелых технологий, экологически не проработанных технико-экономических обоснований и проектов, к тому же в очень сжатые сроки и быстрыми темпами, минимальными затратами, не предусматривающими природоохранных мероприятий.

В 1975-90 г. г. домашнее оленеводство сократилось почти на 20 тыс. оленей, в связи со строительством магистрального трубопровода Мессояха - Норильск и установлением круглогодичной навигации по р. Енисей (деятельность СМП), из-за которой хозяйства, имеющие летние и зимние пастбища на обоих берегах реки, были вынуждены отказаться от ежегодных сезонных перекочевок стад оленей и сократить домашнее оленеводство (вывоз мяса добытого оленя в города и поселки также оказался затруднен из-за круглогодичной навигации, т. к. был нарушен зимний ледовый путь). Строительство в 1975 г. гидроэлектростанции на р. Енисей негативно повлияло на возможности сезонных передвижений стад дикого северного оленя. Круглогодичная навигация на р. Енисей отрицательно стала влиять на рыбные ресурсы - отмечены физиологические аномалии в развитии рыб ценных пород (они развиваются также и в связи с гниением растительности в бассейне р. Хантайка и др. , под влиянием Хантайской ГЭС).

Все это нанесло огромный вред природе Севера России, некоторые процессы - необратимы. В связи с этим особенно пострадали аборигенные народы Севера, лишившиеся основ своего традиционного хозяйства.

Для коренного населения Таймыра экологические права так же, как и сохранение природной среды обитания, являются актуальными по причинам:

- повсеместное промышленное разрушение и загрязнение природной среды выводят из строя пастбища, водные и лесные угодья;

- природная среда Севера более чувствительна к результатам деятельности человека. При этом северные экосистемы очень зависимы как от непосредственных и явных человеческих воздействий, так и от скрытых влияний удаленных факторов.

Всем давно известно, что жизнь малочисленных народов Таймыра очень тесно связана с природными ресурсами и находится в полной зависимости от продуктов дикой природы, которые составляют основу их экономики, общественных отношений и культуры. Из числа опрошенных в 2001 г. 1200 представителей коренного населения Таймыра, 60% высказались против дальнейшего интенсивного промышленного развития Севера, 80% - отметили неудовлетворительное состояние пастбищ, 76% - загрязнение рек, озер, 52% - загрязнение атмосферы, 70% - плохое качество питьевой воды, 42% - неудовлетворительное состояние мест сбора грибов и ягод, 84% - потери в численности животных и птиц. Особенно отрицательные оценки характерны для аборигенов занятых в традиционных отраслях хозяйства.

В Конституции РСФСР 1978 г. национальные округа были переименованы в автономные округа, а в 1980 г. был принят Закон "Об автономных округах". В этих документах вопрос о формировании органов самоуправления народов Севера уже не рассматривался, интересы коренного населения ни при формировании состава Советов народных депутатов, ни при регламентации его деятельности специально не рассматривались, - возможности коренных народов Севера влиять на законодательную и исполнительную власть еще более уменьшились.

Таким образом, введенное в начале 20-х годов национальное районирование, учитывающее специфику аборигенного населения, начиная с 30-х годов постепенно было сведено на нет. Национально-территориальное районирование по существу превратилось в административно-территориальное, что соответствовало господствовавшей в то время ассимиляторской политике Советского государства.

В течение всего советского периода вопросы, связанные с народами Севера курировал ЦК КПСС, совместно с Советом Министров разрабатывая и утверждая все программные документы. Большую роль в исполнении этих решений для Таймырского АО играли на определенных этапах такие суперорганизации как ГУЛАГ, Минсельхоз, "Главсевморпуть".

Последним союзным документом по народам Севера явилось совместное Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 1980 г. №115 "О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера" (не народов Севера, а "районов проживания. " - т. е. территорий, где народы Севера уже в то время составляли подавляющее меньшинство). В нем, в частности, отмечалось, что, несмотря на определенные успехи в осуществлении ленинской национальной политики, народности Севера не достигли возможного уровня своего развития в связи с недостаточным вниманием министерств и ведомств к непроизводственным отраслям народного хозяйства. Обращалось внимание на необходимость использовать преимущества оседлого образа жизни и поручалось завершить к 1990 г. перевод кочевых семей на оседлый образ жизни. Очевидно, авторы закона исходили из того, что переселение в поселки, где должны быть решены вопросы занятости и социально-бытового обустройства, приведет к окончательному преодолению имеющихся проблем во всех сферах жизни аборигенных народов Севера.

Таким образом, это Постановление явилось продолжением прежнего курса в отношении всех сфер жизни народов Севера. Как и прежде, основная роль в исполнении этого Постановления возлагалась на Министерство сельского хозяйства.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Изменение приоритетов государственной политики в отношении аборигенных народов, связанное с признанием их специфических интересов и права на самоуправление в тех или иных формах начинает прослеживаться на уровне нормативных документов уже с 1990 г. по основным направлениям:

1. Восстановление признания родовых общин в качестве субъектов права - создание благоприятных условий для деятельности общин на общефедеральном уровне и попытки более детального урегулирования их статуса с учетом местных особенностей на региональном уровне, - Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР 1992 г. на родовые общины, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, было распространено действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г. Им были предоставлены определенные льготы в сфере налогообложения, возможность бесплатно приобретать в пожизненное наследуемое владение или аренду олень пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, а также преимущественное право на заключение договоров и получение лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов.

2. Учет мнения коренных народов через их представительные органы (ассоциации) при принятии решений на общегосударственном и региональном уровнях - правовое обеспечение участия коренного населения в принятии управленческих решений на разных уровнях инициировано принятием Закона 1990г. "Об общественных объединениях". Следствие - в ряде нормативных документов ведомственного характера появились нормы, обязывающие согласование тех или иных решений, затрагивающих интересы аборигенных народов, с их общественными представителями.

3. Воссоздание национально-территориальных образований на уровне местного самоуправления - воссоздание национальных районов, поселков, сельсоветов - практически было санкционировано принятием Закона 1990г. "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР". При этом в местах традиционного расселения малочисленных народов они могли образовываться и в тех случаях, когда национальные группы не составляли большинства населения.

На постсоветском этапе в РФ явно определилась тенденция создания законодательства, учитывающего российскую действительность и международное право. К настоящему времени разработано и принято несколько правовых актов в отношении народов Севера, также их права и интересы учтены в федеральных законах о земле, недрах, особо охраняемых природных территориях, о животном мире, лесной кодекс, др. Наиболее важными в отношении коренных малочисленных народов Севера являются:

- Указ Президента РФ 1992 г. "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера", узаконил определение территорий традиционного природопользования и их закрепление за общинами, семьями и отдельными представителями из числа малочисленных народов Севера в целях обеспечения законных прав и интересов народов Севера в условиях перехода к рынку и обеспечение экологической безопасности в районах промышленного освоения.

- ФЗ 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", устанавливает право организации форм местного самоуправления с учетом исторических и местных традиций.

- ФЗ 1996 г. "О национально-культурной автономии", определяющий правовые основы создания условий взаимодействия государства и общества по защите национальных интересов граждан РФ в выборе ими направлений и форм своего развития.

- ФЗ 1996 г. в ред. 2000 г. "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ", обязывает органы государственной власти взаимодействовать с народами Севера при реализации социально-экономических программ, выделении и отчуждении территорий традиционного природопользования, использования ресурсов и решении других вопросов, затрагивающих их интересы.

- ФЗ 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", устанавливает право субъектов РФ образовывать избирательные округа на территориях проживания малочисленных народов с отклонениями от средней нормы представительства избирателей, что повышает вероятность прохождения представителей этих народов в федеральные и региональные органы государственной власти и местного самоуправления.

- ФЗ 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ", устанавливает правовые основы осуществления самобытного социально-экономического и культурного развития этих народов, а также защиты их исконной среды обитания. Принятие этого закона свидетельствует о реальном признании государством своей обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Однако, данный закон совершенно отчетливо является рамочным, создающим лишь исходный правовой фундамент для дальнейшей законотворческой работы.

- ФЗ 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", регламентирует правовое положение общин малочисленных народов, как особой формы некоммерческих организаций, - особенность общин коренных малочисленных народов состоит в специфике целей, ради которых они могут быть организованы - защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и в специфике их образования - по кровнородственному или территориально-соседскому признакам.

- ФЗ 2001 г. "О правовом статусе малочисленных народов Севера" разработан группой этнографов и юристов, основан на новом подходе к проблеме дальнейшего развития народов Севера - исходя из стремления дать народам Севера право самостоятельного выбора своего развития, устранения излишней опеки государства и патернализма, повышения ответственности народов Севера за свое будущее, обеспечение их необходимыми правами, структурами, землей и в то же время - помощью государства в трудных условиях перехода к рыночным отношениям.

- ФЗ 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" закрепил комплексное правовое регулирование жизненно важных проблем народов Севера, направлен на защиту прав народов Севера на социально-экономическое и культурное развитие, защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, на создание органов национального территориального и общественного самоуправления, общин; разграничивает право РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов; вводится право для малочисленных народов участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

- Концепция государственной национальной политики РФ среди узловых проблем, требующих решения, выделяет необходимость обеспечения политической и правовой защищенности малочисленных народов.

Конституция РФ 1993 г. определила процесс выборов в высший законодательный и представительный орган власти страны - Государственную Думу Федерального Собрания, при котором по объективным обстоятельствам формируется власть большинства.

Но, несмотря на то, что по всем национально-территориальным образованиям народов Севера - автономным округам образованы отдельные избирательные округа в ГД, отсутствие в Конституции России нормы квотного представительства коренных малочисленных народов Севера предопределило ничтожно малое количество их представителей в составе депутатов ГД РФ. Причина заключается в том, что в большинстве автономных округов аборигенное население составляет абсолютное меньшинство и естественно, это создает определенные трудности в формировании законодательной базы по коренным малочисленным народам.

Вместе с тем, ст. 69 Конституции России гарантированы права коренных малочисленных народов согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Защита же их прав и интересов отнесена к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Таким образом, Конституция РФ позволяет заинтересованным субъектам Федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы, активно формировать свое правовое поле, в т. ч. по закреплению их квотного представительства в государственных органах власти и местном самоуправлении.

Согласно ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» эти народы имеют официальную возможность быть представленными в законодательных органах власти разных уровней и представительных органах местного самоуправления. В ст. 13 этого закона предусмотрено, что для реализации этого права законами субъектов РФ могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в представительных органах субъекта РФ.

В ТАО такой закон не принят, а квоты представительства коренных малочисленных народов в органах государственной власти и местного самоуправления предоставляются неофициально и реализуются не на основании закона, а за счет так называемого административного ресурса, что ставит эти народы в зависимое положение от политической конъюнктуры, кадровых интриг, субъективных мнений и т. п.

Однако нельзя считать, представительство в законодательных органах власти коренных малочисленных народов панацеей от всех проблем, постигших аборигенные народы в настоящее время. Это только один из путей и механизмов обеспечения участия коренных народов в решении собственных проблем развития.

Существенным недостатком современного российского законодательства является неясное разграничение полномочий между федеральными и региональными властями в вопросе отношений с народами Севера, что привело к отсутствию ответственных за реализацию провозглашенных политических и государственно-правовых норм.

Аборигенным малочисленным народам РФ формально предоставлены большие права. Ст. 69 Конституции РФ гарантирует им право жить в соответствии с признанными международными нормами.

В ст. 72 Конституции РФ говорится, что в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации находится (помимо прочего): "защита прав национальных меньшинств"; "охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры"; "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта"; "защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей"; "установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления".

Существуют федеральные законы и законы субъектов РФ, развивающие эти положения. Однако механизмы реализации этих прав далеки от совершенства, а принятые правительственные программы поддержки коренных малочисленных народов Севера ежегодно не получают достаточного финансирования.

Между тем, большинство из этих проблем по международным правилам включаются в категорию "прав человека", защита которых является прерогативой центральных (федеральных) государственных организаций. Это, по существу, провозглашается и ст. 15 Конституции РФ, в которой утверждается примат международного права над национальным.

Решение этого вопроса является важным и определяющим в судьбе народов Севера, т. к. история показала, что центральный орган власти - более надежный и компетентный законодатель, защитник прав и гарант исполнения договоров. В России всегда существовал приоритет государственных законов и политических решений над решениями местных властей вплоть до распада СССР.

В настоящее время, коренные малочисленные народы Севера составляют беднейший и наиболее уязвимый слой населения Таймыра, не имеющий возможности самостоятельного политического и экономического решения своих социальных проблем. Испытывая большие трудности, обусловленные специфическими особенностями их жизнедеятельности, они продолжают традиционные хозяйственные занятия, часто носящие кочевой или полукочевой характер в экстремальных условиях.

Самобытная культура, низкое этническое самосознание в сочетании с малой численностью и сложностью межэтнических контактов определяют проблемы их сохранения и развития в современном мире - встреча традиционных аборигенных культур с современными техногенными культурами неизбежно ведет к болезненным трансформациям или их разрушению.

Вмешательство лишь в одну из сфер жизнедеятельности коренных народов Севера неизбежно ведет к разрушению всей их общественной системы, что является одной из особенностей их культур.

В силу этого коренные народы Таймыра нуждаются в особой социальной, политико-правовой защите.

С этой целью на Красноярском Севере в начале 1990 года создана Ассоциация малочисленных народностей Таймыра, Ассоциация народностей Эвенкии «Арун» («Возрождение»), а осенью того же года в Туруханском районе образована Ассоциация кетов. Эти добровольные общественные организации призваны выражать и защищать интересы коренных северян, содействовать сохранению их культурной самобытности, духовному возрождению и росту национального самосознания.

Сегодня коренное население Таймыра испытывает на себе очередной политический, экономический, административный эксперимент.

В апреле 2005 года состоялся референдум, на котором всем нам, жителям Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, предстояло ответить на вопрос, хотим ли мы, чтобы три самостоятельных ныне региона объединились в один. Мы сказали «Да».

К чему это все приведет, покажет время. Но хватит ли сил малочисленным народам выйти победителями в этом эксперименте?

Укрепление Российского государства, отличающегося этнокультурным и религиозным многообразием, немыслимо без создания необходимых условий для полноценного развития всех его территорий и народов, без проведения единой по содержанию национально-региональной политики, направленной на решение проблем всех регионов и народов РФ, на их всестороннее возрождение и развитие.

Национальный вопрос является наиважнейшим для внутренней и внешней политики, как в целом РФ, так и каждого ее субъекта, - свободное развитие наций на основе: справедливого и равноправного доступа к ресурсам; свободного развития этнических культур, языков, образа жизни; права контроля над средой обитания; выбора систем хозяйствования и общественного управления; предоставления всем народам равных прав на участие в политическом и экономическом протесах; обеспечения правовой защиты национальной чести и достоинства, усиления ответственности за разжигание межнациональной розни; обеспечения правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов.

Коренным малочисленным народам Таймыра, как субъектам права, как государственно-образующим нациям, должны быть предоставлены возможности принимать самое непосредственное и деятельное участие в выработке и реализации решений по всем вопросам национальной политики Российского государства:

1) В политической и государственно-правовой сфере:

- объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними, разрешения возможных споров и конфликтов между субъектами РФ путем согласительных процедур на основе Конституции РФ;

- формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту Российского государства, путем развития и углубления федеративных отношений, создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов Российских народов, предоставление всем народам РФ реальных равных прав на участие в политическом и экономическом процессах, развитие собственной национальной культуры;

- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни, выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков, решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;

2) В духовной сфере:

- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма, распространение достоверных знаний об истории, культуре, традициях и обычаях народов, населяющих Российскую Федерацию;

- сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия аборигенных народов Таймыра в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков аборигенных народов Таймыра, создания национальных культурных центров и образовательных институтов, органов печати, радио и телевидения на родных языках народов Таймыра, использования русского языка как общегосударственного;

- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа Таймыра наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

- развитие института национально-культурной автономии как одной из форм общественного объединения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, созданным в целях решения вопросов развития и сохранения самобытности, языка, образования и национальной культуры, осуществления представительства аборигенных народов Таймыра в различных государственных и общественных структурах и в органах власти;

3) В социально-экономической сфере:

- реализация экономических интересов аборигенных народов Таймыра на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

- расширение прав национальных общин и ассоциаций в области владения и распоряжения собственностью, хозяйственно-предпринимательской деятельности, различных форм общественного самоуправления, организации собственных информационно-издательских и культурных учреждений, общественных фондов, развитии связей с родственными этническими группами в России и за рубежом;

- рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей Таймыра, его природных ресурсов, накопленного кадрового потенциала (опыт, знания, интеллектуальная собственность), преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие ТАО;

- развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства ТАО, региона Сибири, РФ;

- содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия между субъектами РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем регионов;

Государственность России, строящаяся на общегражданской основе должна учитывать этническую специфику регионов и культурный облик населения, но и не предоставлять возможностей отдельным этническим группам на абсолютный контроль институтов власти и территорий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)