Производство  ->  Энергетика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Нефтепровод

У совместной истории природы и людей – свои закономерности. Начиналось, например, повторяющееся из века в век цикличное изменение климата – и человек либо видоизменял свое хозяйство, экономику, либо уходил в другие более привычные места – мигрировал. Экономика сначала вступала в противоречие с меняющейся природной средой, а затем, когда климат стабилизировался, постепенно к нему приноравливалась – изменялся весь хозяйственный уклад, а за ним и быт и даже мировоззрение людей. Если этого не происходило, то человеческое общество сталкивалось с очередным экологическим и экономическим кризисом, а порой исчезало с исторической арены. Я считаю, что для нормального существования человеческого общества необходимы воздух, вода, горные породы и ископаемые, солнечное тепло, почвы, леса, растительность и животный мир. Именно совокупность природных явлений есть необходимое условие материальной жизни общества; они нужны вместе, в комплексе.

Обратимся немного к историческому развитию Амурской области и влиянию деятельности человека на экологию. На первом этапе развития хозяйственная деятельность человека проявлялась, главным образом, в постоянном освоении новых территорий и количественном изменении некоторых видов растительного и животного мира. Отношения человека с природной средой в Приамурье вплоть до границы ХIХ – ХХ в. в. принципиально не менялись. Следующий период нарастания экономического потенциала области и возникновения новых экологических проблем можно связать с бурным развитием золотодобывающей отрасли, развитием промышленной добычи угля и его использованием, и строительством Транссиба. Пожалуй, в качестве наиболее яркой и тревожной детали, связанной с фактором влияния человеческой деятельности на природу, в то время являлись лесные пожары и загрязнение водостоков области ( мутность сточных вод в настоящее время превышает естественные значения в 20 – 5000 раз). Кроме того, развитие агропромышленного комплекса привело к сокращению площадей лесов, ухудшению почвенного слоя, загрязнению почвы химикатами, отходами животноводческих комплексов. Наконец строительство величайшей стройки века БАМа и ряда гидротехнических сооружений на реках Амурской области привело к тому, что мерзлотно-таежные почвы постепенно начинают меняться на тундровые, от теплового воздействия вновь введенных водохранилищ значительно изменился климат области. Туманы и осадки вдоль трассы БАМа приводят к таянию вечной мерзлоты, а это в свою очередь ведет к значительным деформациям железнодорожного полотна, фундаментов построек. Теперь еще один грандиозный проект по прокладке нефтепровода Восточная Сибирь – бухта Перевозная грозит экологии нашей области.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. «Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж. - И. Кусто, - а сейчас человек угрожает природе». Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом.

Основная цель моей работы – изучение материалов по проблеме прокладки трубопровода Восточная Сибирь – бухта Перевозная с оценкой последствий этого проекта. Источниками информации являются публикации в средствах массовой информации.

В наши дни нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан – горячая тема не только для амурчан. Сегодняшнее состоянЏников – они не получают ничего. В силу относительно небольшого числа создаваемых рабочих мест, доля «налогов на труд» будет незначительной, налог на прибыль будет, по-видимому, учитываться в том регионе, где будет зарегистрирована управляющая компания, как правило, этим регионом становится Москва. Поэтому основными платежами в бюджеты регионов будут скудные природно-ресурсные платежи – как налогового, так и компенсационного характера, увы, такова практика.

2. Работу безработным (говорят о 2000 рабочих мест, и каждый получит от 6 до 10 тысяч рублей). Но на безработице можно играть в своих интересах. Пообещайте безработному хорошие деньги – и он проголосует, за что угодно. Поэтому местные безработные, жители двух сел заповедного Хасанского района Приморья – Безверхово и Перевозной, где их 70 %, промышляющих огородом и браконьерством, не только не возражают, но и очень радуются этому проекту, не вникая ни в какие экологические последствия! О чем записали в протоколы общих собраний посланники «Транснефти». Между прочим, этот район заповедный, единственный в России, где еще сохранились леопарды – дальневосточная популяция, район редких птиц и тигра, район чистого, богатейшего по биоресурсам моря – с его уникальными морепродуктами – трепангами, гребешками. Район, куда едут туристы, куда готовы приезжать иностранцы, чтобы видеть чистую природу. Здесь – единственный в стране Морской биосферный заповедник, который так недавно демонстрировали нашему Президенту. и здесь чистейшие (пока!) воды залива Петра Великого Японского моря. Здесь заповедники и заказники. Но пойдут по синему морю огромные танкеры с нефтью. Шум, неизбежные сбросы, нефтезагрязнения, которые не спасут никакие заграждения, потому что нефть оседает вниз – ведь именно 80 % нефтяных загрязнений находятся на глубинах и на дне. Но об этом «Танснефть» сообщать явно не хочет. Компания говорит, как хорошо она будет строить, ничего не нарушая, какая высокая цена трубы и т. д.

3. Данный проект имеет высокую эффективность и особую привлекательность для ОАО «Российские железные дороги». Строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Находка связано с привлечением много миллиардных инвестиций и не может быть завершено ранее, чем через 5-6 лет, в связи с чем проект транспортировки нефти железнодорожным транспортом приобретает для России стратегическое значение: планируется осуществить перевозку сырой нефти к 2009 году в объеме до 10 млн. тонн, а к 2012 году достичь 24 млн. тонн в год.

4. В городе Тында предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода, значит в нашем городе появятся новые рабочие места.

Я как ни старался, очевидных «плюсов» в пользу строительства нефтепровода больше выявить мне не удалось.

Возвращаясь к обещаниям, нужно реально оценивать действительность. О каких налогах и отчислениях в бюджеты идет речь, если на практике, к примеру, Украина и Белоруссия имеют от транзита российской нефти и газа возможность удерживать на плаву свою экономику, то безмолвные российские регионы только наблюдают со стороны за процессом раздела горсткой олигархов и дружественной им номенклатуры когда-то общегосударственного имущества. Это очевидно. Свои не вправе требовать, они могут просить и покорно смириться. Не стоит питать иллюзий относительно подъема дальневосточной экономики. Доходы регионов за транзит нефти не покроют всех убытков, которые мы понесем в процессе ликвидации последствий неминуемых аварий. Не оставляет сомнений, что государственная компания, осуществляющая строительство трубопроводной системы «Транснефть» постарается минимизировать затраты на гигантскую стройку – большая часть нефтепровода будет просто закопана в землю.

Кто ответит на вопрос, сколько леса будет уничтожено при прокладке трубы? Насколько опасны станут просеки, перекрывающие пути миграций редких животных? Об этом нефтяники тоже предпочитают умалчивать.

Часть нефтепровода пройдет по заказнику «Имангра», т. е уже на стадии проектирования возник прецедент, при котором необходимо либо менять границы заказника, либо переносить строительство нефтепровода в обход заказника по территории Якутии. За эвенками закреплено право заниматься в заказнике оленеводством и охотой – это последняя надежда сохранить этнос и возможность ведения традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера. Несмотря на то, что проект еще не прошел всех этапов экологической экспертизы и еще далек от окончательного утверждения, на территории заказника уже идет лесосводка под коридор трассы.

Обязательное строительство нефтехранилищ – сколько займет территорий, каковы гарантии безопасности? В одном из заключений предполагается строительство нефтехранилища прямо на территории Барсового заказника. Насосные станции предполагается строить через каждые 20 км, при этом потребуется строительство линий электропередач на протяжении всего нефтепровода.

Кто даст гарантию, что нефть после сдачи нефтепровода в эксплуатацию не будет попадать в воды Амура и Байкала, в подземные воды, дающие питьевую воду жителям всего региона примыкания к зоне строительства. Нефть, попадая в воду, распределяется следующим образом: 20% в виде пленки на поверхности воды, 40% - в виде эмульсии в толще воды, 40% оседает на дно. 100 тонн нефти могут загрязнить до уровня ПКД (предельно допустимых значений) 2 кв. км воды. Для покрытия водной поверхности сплошным слоем достаточно 2,4 грамма нефти на 1 кв. м поверхности. Эти загрязнения прямая угроза заповедным землям и водоемам. Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тысяч литров воды. Тонна нефти загрязняет 12 кв. км поверхности водоемов. Икринки многих видов рыб развиваются в поверхностных слоях воды, где опасность встречи с нефтью весьма велика. При концентрации ее в воде 0. 01 – 0. 1 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га водной поверхности может погибнуть более 100 млн. икринок рыб, если имеется нефтяная пленка.

Четверть мировых запасов пресной воды (23,6 тысячи квадратных километров) и 4/5 таковых России сосредоточены в крупнейшем на планете резервуаре кристально чистой питьевой воды - озере Байкал, священном сибирском море, уникальном творении Природы, самом древнем из пресных водоемов Земли (его возраст - около 30 миллионов лет), самом глубоком (1637метров при средней глубине 730 метров). Байкал - поистине артезианский кладезь планеты. Ученые постоянно будут ломать головы над удивительной загадкой - минимальной минерализацией его воды, ее абсолютной прозрачностью (белый диск виден на глубине более сорока метров), его уникальной способностью к самоочищению. По прогнозам ученых, при современных темпах развития промышленности Восточной Сибири Байкал в ближайшем будущем станет чуть ли не единственным источником чистой воды для Ангарско-Енисейского территориально-производственного комплекса и соседних с ним регионов. Кардинальное решение задачи предотвращения загрязнения Байкала состоит не в том, чтобы сбрасывать в него даже хорошо очищенные, но все же губительные для водяных организмов промышленные стоки и пылегазовые выбросы, а в том, чтобы полностью исключить их попадание не только в озеро и в атмосферу над ним, а и в его бассейн. Это диктуется и заботой об охране уникальной экосистемы Байкала, и экономической целесообразностью. Защитная зона вокруг Байкала определена в 70 - 100 километров, лесозаготовители переместились уже к истокам Ины, Гарги, Баргузина. Места эти предгольцовые - поверх почвы мох, а под ней - вечная мерзлота, которая при массированной вырубке леса оголится, начнет таять, почва опустится, превратившись в рукотворное болото. Заповедное урочище Ари-Алтан уже вырублено, захламлено. Благодаря голосу общественности удалось перенести проектируемую трассу нефтепровода на 80 км (вместо предполагаемых ранее 20 км) от уникального озера, однако, по моему мнению, это не очень повлияет на сохранность вод озера в будущем.

20 июля 1995 года в результате аварии на Ново-Иркутской ТЭЦ произошло загрязнение нефтепродуктами реки Кая, притока реки Иркут в черте Иркутска. На протяжении до двух километров по реке гибла рыба, концентрация нефтепродуктов в воде составила до 94 ПДК. Процесс самоочищения сибирских рек в десять раз ниже, чем европейских. Это связано с климатическими особенностями огромного ареала. Байкалу после прокладки нефтепровода по-моему грозит участь сточной канавы.

Основная доля загрязнений приходится на транспортирование нефти. Это и неудивительно, так как основные нефтедобывающие районы расположены на значительном расстоянии от многочисленных районов потребления и переработки нефти и, следовательно, нефть необходимо транспортировать в океанских танкерах. В настоящее время по морю ежегодно транспортируется более 1 млрд. тонн нефти. Часть этой нефти (от 0,1 до 0,5 %) выбрасывается в океан более или менее легально: речь идет не о непредвиденном, а в некотором смысле сознательном загрязнении в результате практики сброса промывочных, и балластных вод в открытое море. После разгрузки пустые танки танкера заполняют морской водой, которая служит стабилизирующим балластом на обратном пути. Морская вода образует эмульсию с нефтепродуктами, оставшимися в танках. Содержащий нефтепродукты балласт сливается в море на небольшом расстоянии от порта назначения.

Эта вода, загрязненная нефтью впоследствии сбрасывается в зонах открытого моря специально оговоренных международными соглашениями, но часто эти операции совершаются недалеко от побережья в нарушение всех законов. Так, например, в 1970 г. в Средиземное море было легально сброшено около 300000 тонн груза нефтеналивных судов в двух разрешенных зонах, одна из которых расположена на юго-западе от Кипра, а другая между Италией и Ливией. Но и другие районы Средиземноморья, а также Ла-Манша и Северного моря, систематически загрязняются из-за незаконного сброса балластных вод танкерами. Как правило, это проделывается ночью или же сброс производится в кильватерную струю судна, что позволяет ввести в заблуждение патрульные самолеты. Таким образом, сотни тонн нефти сбрасываются в море в течение каждого рейса. Можно представить какие последствия ожидают экологическую систему Дальнего Востока. Собрать или уничтожить нефть, разлитую по поверхности воды, весьма трудно, и инженерная мысль пока безуспешно ищет радикальные средства борьбы с этим бедствием.

Нефтепровод имеет свойство давать утечку, и в условиях, когда трубопровод будет находиться под землей, эти утечки не обнаружат даже сверхчувствительные приборы. Как не обнаруживают они нефтепотери на незаконных врезках при воровстве нефти. И уже довольно скоро после ввода нефтепровода в эксплуатацию жители районов, где он будет проложен, испытают вкус нефтяного коктейля из водопроводного крана своей квартиры. Во многих городах и поселках просто нет очистных сооружений, и нефть неминуемо будет попадать в систему водозабора. Можно, конечно, не верить и надеяться на чудо, которое спасет от экологической катастрофы.

С удивлением и одновременно с возмущением я узнал, что Россия – единственная страна, в которой существуют «нормативные утечки нефти». Есть нормативы потерь нефти и нефтепродуктов при их перекачке по трубопроводам. Например, при перекачке бензина по трубопроводу длиной 1000 км допускается потеря 1900 тонн. Однако согласно «общим положениям» в нормы естественной убыли не включаются потери, связанные с ремонтом, аварийные потери и потери, вызванные последствиями стихийных бедствий. Норма естественной убыли при погрузке с нефтебазы на танкер составляет 14 % или 1400 кг на 1000 тонн. По данным департамента экологии Минэнерго РФ, количество утечек из нефтепроводов составляет ежегодно около 30 тысяч тонн, количество аварий на нефтепроводах за последние несколько лет увеличилось на 20 %. Ежегодное увеличение аварийности на трубопроводах составляет 5 – 9 %. Региональные комитеты часто дают при этом заниженные цифры о количестве аварий и объеме утечек, как правило, в прессу попадают наиболее вопиющие случаи, которые невозможно скрыть от общественности. При авариях объем утечек составляет не менее 1 % добычи, т. е. около 3 млн. тонн в год. Схема возможного направления движения нефтяного пятна при разливе в районе бухты.

Как всегда в случае с крупными техногенными проектами, местные власти заявляют об экономических перспективах для населения, а компания-строитель о высоком уровне надежности и экологичности проекта. Но на практике это невозможно осуществить в первом случае без развития собственных производственных мощностей, а во втором – при условии, когда строитель и владелец трубопровода – государство, а нефть принадлежит частным компаниям. В данном проекте не стыкуются понятия «надежность» и «экологичность» с понятиями «подземная прокладка» и «сложные сейсмические условия». Трасса будет проходить в высшей по интенсивности землетрясений зоне и будет иметь жесткую, соответственно непрочную на разрыв конструкцию.

Большой вклад в угрозу загрязнения вносят наши национальные особенности: несоблюдение правил техники безопасности, нарушение технологии проведения работ при строительстве, эксплуатация нефтепроводов при проведении аварийных работ. Косвенное воздействие: фактически уничтожается в десятки раз большие территории, чем официально отведено на строительство в постоянное и временное пользование. Уничтожение природы начинается уже на стадии геологоразведочных работ: при вырубке лесов под сейсмопрофили, использовании взрывчатых веществ, несанкциониѸе и перспективы проекта, а также экологические проблемы, возникающие на этом фоне, активно обсуждаются как в местной прессе так и в центральных средствах массовой информации (СМИ). Однако информация настолько противоречива, что порой в ней сложно разобраться без детального изучения.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕФТЕПРОВОДА

Изучив публикации в средствах массовой информации за последний год, я следующим образом представляю себе проект прокладки нефтепровода.

Трасса проектируемой нефтепроводной системы Восточная Сибирь _ Тихий океан имеет общую протяженность 4188 км и проходит по семи регионам России: Иркутской области (814. 4 км), Республике Бурятия (554,8 км), Читинской области (301,9 км), Амурской области (1405,8 км), Еврейской автономной области (319,1 км), Хабаровскому краю (245,9 км) и Приморскому краю (546,1 км).

Поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планируют провести по маршруту Ангарск – Казачинское – Тында ( севернее Байкала по БАМу) – Хабаровск (вдоль трассы Транссиба) – бухта Перевозная ( Приморский край), далее нефть планируется доставлять танкерами морским путем.

Объем экспорта российской нефти 50 млн. тонн в год. Ориентировочная стоимость строительства – 5 млрд. долларов США. Проект предполагает строительство нефтепровода от Тайшета до Тихого океана. Нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан проектируется для транспортировки нефти Сибирских месторождений на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Проектируемый трубопровод Тайшет – Казачинское – Сковородино – Перевозная начинается в районе существующей НПС Тайшет и технологично соединен с существующими магистральными нефтепроводами ОАО «АК «Транснефть», что позволит создать единую нефтепроводную систему, обеспечивающую оперативное перераспределение экспортных потоков нефти в западном и восточном направлениях по территории России, а также для обеспечения ее поставок на внутренний рынок страны.

В разработанном проекте рассматриваются два варианта строительства нефтепроводной системы :

Вариант 1. Строительство магистрального нефтепровода Тайшет – Перевозная производительностью 80 млн. т /год. Предполагается одновременный ввод в эксплуатацию всех сооружений нефтепроводной системы для обеспечения экспорта нефти через нефтеналивной терминал.

Вариант 2. Строительство магистрального нефтепровода по этапам его развития:

1 этап - участок 0 км – 1178 км производительностью 10 млн. т /год.

2 этап – участок 1178 км – 2269 км производительностью 24 млн. т/год.

3 этап – участок 2269 км – 4188 км производительностью 50 млн. т /год.

4 этап – строительство дополнительных НПС для производительности 80 млн. т/ год.

На 1 и 2 этапах в конце участков (1178 км и 22 69 км) предусмотрено строительство наливных эстакад для дальнейшей транспортировки нефти по железной дороге до проектируемого нефтеналивного комплекса Перевозная, где будет построена сливная эстакада для последующего заполнения резервуаров нефтебазы.

Проектируемый нефтепровод берет начало от сооружений, находящихся в эксплуатации нефтепроводов Красноярск – Иркутск и Омск – Иркутск, предусмотрена подача нефти в район Ангарского НПЗ. При разработке ОИ использованы материалы « Обоснования инвестиций» в строительство нефтепровода для поставок российской нефти в страны АТР.

После укладки первой тысячи километров трубы планируется заполнить ее нефтью и установить нефтяную эстакаду, где будут заполняться цистерны. Они будут перевозить нефть по железной дороге до морского порта. После сдачи второй тысячи километров нефтепровода этот участок объединят с первым, а нефтяная эстакада будет перенесена на отметку трубы «2 тысячи километров», откуда продолжится перевозка нефти железнодорожным транспортом, и так далее до окончания строительства магистрали в целом. Проектно-изыскательские работы начались в июле 2004 года. Декларация о намерениях строительства новой нефтепроводной системы была одобрена по итогам встречи рабочей группы областных администраций и представителей «Транснефти». В ней рассмотрена ресурсная база Западносибирского и Восточносибирского регионов, трасса нефтепровода и основные технические решения, объемы строительства объектов нефтепроводного транспорта, возможное влияние нефтепровода на окружающую среду.

Основными районами, обеспечивающими ресурсную базу новой нефтепроводной системы, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ в Западной Сибири, а также нефтегазоносные провинции Восточной Сибири, из которых самыми крупными являются Лено-Тунгусская и Хатанго-Вилюйская. В пределах Томской области к настоящему времени открыто 92 месторождения, в разработке находятся еще 19. в Ханты-Мансийском округе имеется 26 открытых месторождений. Основная часть разведанных запасов нефти Восточной Сибири сосредоточена в Иркутской области, а также в Эвенкии, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).

Нефти рассматриваемых регионов отличаются достаточно высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. В основном это легкие и малосернистые нефти.

Поступление нефти в систему с учетом расходов на нужды регионов могут составить 56 млн. тонн в год. Для строительства нефтепровода принимаются трубы диаметром 1220 мм. Трасса характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматривается подземная прокладка трубопровода. С точки зрения экономии денег подземный вариант представляется более выгодным: это позволит платить меньше за аренду земли. Однако, учитывая высокую сейсмичность районов строительства, подземный выбор смотрится чистым безумием.

Предстоит преодолеть 435 км болот, более 1 тыс. км скальных и полускальных грунтов, зоны вечной мерзлоты, разломы, карстовые породы, селевые и оползневые участки, косогоры со значительными уклонами. На пути имеется около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железных дорог. Переходы через реки предусмотрено выполнять как традиционным траншейным способом, так и методом бестраншейной прокладки. Проектируются 32 нефтеперекачивающие станции, в том числе 13 с резервуарным парком с суммарным объемом 2670 тыс. куб. м. в состав производственных объектов морского комплекса входят грузовые причалы, в том числе один для танкеров дедвейтом 300 тыс. тонн, причалы портофлота, объекты вспомогательного назначения.

Внешнее обследование состояния трубопровода предполагается осуществлять вертолетным транспортом, а на доступных участках трассы путем объезда автомобильным транспортом. Вертолетные площадки будут располагаться у линейных задвижек: у обоих задвижек на переходах крупных рек, на одной из задвижек, устанавливаемых на переходах через активные разломы, на остальных линейных задвижках, а также возле НПС. На переходах крупных рек предусматривается сооружение пунктов наблюдения за состоянием трубопровода.

В местах миграции животных (оленей) предусматривается укладка трубопровода в кожухе, уложенном в насыпи длиной 100 м, с Z - образными компенсаторами. Подъем трубопровода в местах миграций, как показал опыт газопровода Массаях – Норильск неоправдан, так как животные пугаются вибрирующей трубы. В местах пересечения с водными преградами, оврагами и балками до 100 м может предусматриваться укладка трубопровода в несущем кожух - балке с уклоном кожуха до 10 % во избежание сползания трубопровода. При переходах автодорог должна предусматриваться укладка трубопровода в кожухе в насыпи автодороги.

ОАО «АК «Транснефть» принят директивный срок строительства каждого этапа, который составляет 18 месяцев (1,5 года). Общий срок строительства нефтепровода по 2 варианту принимается директивный и составляет по линейной части 54 месяца, НПС и морской нефтеперегрузочный комплекс – 72 месяца.

Суммарная численность обслуживающего персонала нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан составит по 1 варианту 9406 чел. , по 2 варианту 9774 чел.

Сводные технико-экономические показатели по вариантам строительства нефтепроводной системы приведены в Приложении 2.

Более 1400 километров нефтепровода протянется через Амурскую область. Согласно проекту, нитка пройдет по территориям Архаринского, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Магдагачинского, Мазановского, Октябрьского, Ромненского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского, Тындинского, Шимановского районов нашей области. Губернатор Амурской области Л. Коротков подписал распоряжение, разрешающее государственной компании «АК «Транснефть» проводить проектно-изыскательские работы по трассе нефтепровода. Пресс-служба областной администрации сообщила, что строительство нефтепроводной системы отвечает стратегическим и экономическим интересам, как Амурской области, так и Российской Федерации в целом. В 2004 году планировалось провести общественные слушания в регионах, экологическую экспертизу. Когда принято соответствующее решение?

Я согласен с мнением академика Г. И. Марчука, что « в центре внимания при обсуждении любого проекта должно быть не технико-экономическое обоснование, а экологическое. «вторжение в природу должно быть минимально необходимым. Нужно проводить принцип «дополнительности» - не только компенсировать урон, который понесла природа, ну, скажем, вместо вырубленного леса насадить новый или построить рыбоводный завод, но и дополнительно увеличить ее богатства. экологические и экономические критерии должны стыковаться».

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ В ЗОНЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА

Как же в свете этих высказываний выглядит вопрос о строительстве нефтепровода через половину территорий нашей страны? Рекламная презентация корпорации «Транснефть» о строительстве гигантского нефтепровода от Забайкальского Ангарска до бухты Перевозной через всю Уссурийскую тайгу – под видом общественных слушаний, обязательных при обосновании крупных, экологически опасных проектов, состоялась 30 июля во Владивостокском Белом Доме в почти закрытом режиме – во всяком случае о ней не были широко оповещены ни экологи, ни журналисты, ни общественность – небольшое объявление мелким шрифтом в газете «Владивосток» увидели далеко не все заинтересованные в этих слушаниях, даже пресс-центр краевой администрации оказывается ничего не знал об этих, так называемых «общественных слушаниях». Организаторы слушаний рассказали об абсолютной надежности и дороговизне проекта строительства через Уссурийскую тайгу к Амурскому заливу, и сделали самое главное для себя – попросили участников проголосовать, как и положено при проведении общественных слушаний. Так что очередной казенной бумажкой (а по сути фикцией) в поддержку выгодного для себя проекта они обзавелись и пополнили необходимое досье для утверждения проекта. Об этих общественных слушаниях сообщила приморская газета «Арсеньевские вести». А двумя неделями раньше 11-12 июля в том же Владивостоке прошел обучающий семинар на тему «Оценка эффективности инвестиционных проектов на примере строительства нефтепровода Россия – Китай» (аналогичного нашему). На семинаре пришли к выводу, что коммерческий эффект при строительстве и пользовании трубопроводом подсчитывается сравнительно легко. Намного сложнее учесть и оценить, что потеряет население территорий, по которым протянется труба. Ведь чистый воздух, вода, нетронутые пейзажи, исчезающие виды животных, занесенных в Красную книгу, представляют собой настоящую ценность, которую невозможно выразить не только качественно, но и количественно – в денежных единицах.

В эти же дни по схожему сценарию нефтяники провели «общественные слушания» 3 августа в Хабаровске, 5 августа в Благовещенске. Намечаемое строительство нефтепровода, так необходимое, по словам экономистов, для России, началось с осознанного нарушения законов и фальсификации важнейшего компонента в принятии решения и проведении экспертизы.

Более того, ни мощное монопольное нефтяное ведомство – «Транснефть», ни местные губернаторы не ответили – опять же в нарушение закона - на запросы общественных организаций по поводу строительства нефтепровода.

Губернатору Приморья Сергею Дарькину сделала запрос общественная организация – фонд «Феникс» еще в июне: «Мы опасаемся проявления негативных последствий для окружающей среды вследствие строительства нефтепровода и при дальнейшей его эксплуатации. Утечка нефти при переливе в танкера и транспортировки в трубопроводах может привести к полному или частичному уничтожению популяций дальневосточного леопарда и амурского тигра. Что будет трагедией не только для России, но и для всего международного сообщества

Просим Вас на основании статьи 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставить нам возможность ознакомиться с проектной документацией по строительству нефтепровода, а также результатами экологической экспертизы по данному проекту». Догадываетесь какой ответ получили общественные экологи? Правильно - никакого!

Иркутская региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна» обращалась к президенту ОАО «АК «Транснефть» С. Вайнштоку еще 28 января 2002 года с просьбой предоставить проект технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду предполагаемого строительства нефтепровода и материалы, имеющиеся на тот момент. Экологи собирались основательно подготовиться к общественным слушаниям – компетентно участвовать в подготовке и обсуждении материалов в соответствии с «Положением об ОВОС (оценке воздействия на окружающую среду). На повторный запрос общественные экологи ответа также не получили. А «общественные слушания» в Ангарске были устроены также как и во Владивостоке – без оповещения широких общественных масс, без указания места и времени их проведения, с крошечным объявлением в областной газете, выходящей в Иркутске. Байкальцы заявили: «Мы считаем, что ошибки, связанные с недоучетом различных факторов на стадии обоснования инвестиций при реализации этого проекта, могут привести к катастрофическим последствиям в экологической, экономической и социальной сфере». Ведь трасса нефтепровода будет проходить в опасной близости к озеру Байкал. Строительство нефтепровода вызывает большую тревогу у жителей – ведь будет разбужена вековая тайга, труба пройдет по лесам, кедрачам, ягодникам.

Наконец, со специальным обращением к президенту ОАО «Транснефть» и губернаторам Приморского и Хабаровского краев обратились в начале августа участники международной конференции экологических неправительственных организаций.

Участники состоявшихся слушаний отметили следующее:

- заказчик нарушил основные требования Положения об ОВОС, а именно: информация о подготовке не была опубликована в прессе, как того требует Положение; соответственно, общественность не смогла внести свои предложения на первой стадии подготовки ОВОС; информация о выставленных материалах и проведении общественных слушаний была опубликована только в местной прессе;

- заказчик преднамеренно выставляет для обсуждения с общественностью некомпетентные материалы, а именно: в каждом регионе представляются только разделы по данному региону (да и то не полностью);

- на слушаниях очень активно выступили представители науки, государственных природоохранных структур и общественных организаций против планируемых решений.

Общественность предложила:

1. Рекомендовать ОАО «Транснефть», ОАО «Гипротрубопровод», ОАО «ВНИИСТ», обеспечить доступ общественности к материалам проекта. При доработке материалов ОВОС максимально учесть предложения и замечания участников общественных слушаний по безусловному обеспечению экологической безопасности данного проекта.

2. Учесть высокую опасность экологической катастрофы.

3. Провести этнологическую экспертизу материалов в каждом субъекте федерации по трассе нефтепровода, где она затрагивает места проживания и хозяйственного использования земель коренными малочисленными народами.

4. На территории Амурской области изменить трассу нефтепровода в обход территории заказника «Имангра», без изменения его границ.

5. Перенести место пресечения нефтепроводом реки Амур ниже водозабора г. Хабаровка.

6. Разработать план ЛАРН для бассейна озера Байкал.

Требования общественности сформулированы в виде конкретных предложений и переданы представителям компании «Транснефть» и проектировщикам.

ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА

Я попробовал разобраться, что дает нам строительство нефтепровода?

Фактором, структурно сдерживающим развитие нефтяной промышленности в Восточно-Сибирском регионе, является отсутствие эффективной системы поставок нефти из районов добычи к основным потребителям. Транспортировка нефти из экономически слабо освоенных внутренних районов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) требует создания сети нефтепроводов, соединяющих месторождения углеводородов с внутренними и внешними центрами переработки, хранения и потребления. Таким образом, строительство нефтепровода дает прежде всего:

– прямую продажу сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через очередное сырьевое окно России. Нефтяное окно открывается в АТР, который является вторым после Северной Америки по уровню потребления нефти: на АТР приходится 27% мировых потребностей.

– он дает деньги государству. «Перекачка сибирского черного золота по дальневосточному нефтепроводу принесет средства, крайне необходимые нашей стране. Хотим мы того или не хотим, но торговля природными ресурсами пока остается главной статьей доходов России. В этой связи Приморье может упрочить свою экономическую значимость для государства и стать одной из опорных точек его благосостояния.

Что может реально получить Приморье?

1. Налоги, как обещают, отчисляемые в бюджеты разных уровней. Но иркутяне ,по чьей территории нефтепровод уже пролегает, предостерегают от веры в эти обещания нефтрованная охота. Нефтяная промышленность практически не владеет средствами прогнозирования и диагностики прорывов нефтепроводов. Отсутствие надежного технического диагностирования мешает своевременно выявлять сквозные повреждения и предотвращать утечки нефти.

Нефть и газ являются не только топливом, это еще и ценное сырье для химической промышленности. Это тысячи наименований разного рода продукции, ширпотреб изготовленный из наших дешевых нефти и газа, в конечном итоге широким потоком хлынет на наш потребительский рынок из-за границы. Попросту говоря, через какие-то 100 лет мы поменялись ролями с когда-то технологически отсталой Азией. Как мне кажется, что теперь уже мы будем выглядеть дикарями, которых разводят на блестящие бусы.

Известный ученый, академик Б. Е. Патон предупреждал: «нужно быть заранее готовым к тому, что проработка проекта будет стоить столько же, а то и дороже, чем его осуществление. Знание стоит дорого, но незнание обходится гораздо дороже! Это новая черта современного проектирования, и на нее надо смотреть открытыми глазами».

Даже если не затрагивать вопрос о качестве проведенных проектировщиками расчетов, я считаю, что никакие компенсации в принципе не смогут возместить урон от радикального изменения среды.

В соответствии с распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2004 года о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет – Сковородино – бухта Перевозная генеральный проектировщик ОАО «Гипротрубопровод» (г. Москва) приступает к производству проектно-изыскательских работ по строительству перегрузочного комплекса нефти в бухте Перевозная, значит, несмотря на все протесты общественности процесс уже не остановить.

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Опасными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировках нефтепродуктов по трубопроводам, промышленные и бытовые стоки.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти происходят и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение охватывает все области жизнедеятельности человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую среду, но и на наше здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насытится тяжелыми металлами, растительность будет погибать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

Таким образом, мое мнение по рассматриваемому вопросу полностью совпадает с мнением экологической общественности: в представленном виде осуществлять проект нельзя. Если проложить «трубу», как предполагается по тектоническому разлому, то загрязнение Байкала неизбежно, для этого вполне хватит «плановых утечек». Выбор окончания трубопровода в бухте Перевозной профессор Б. Преображенский, заслуженный эколог России, оценил так : «Если бы я, будучи зловредным человеком, искал место, где бы побольней ударить экономику и социальную индустрию Приморского края, то лучшего места, чем Перевозная, не нашел бы». И я согласен с подобной точкой зрения, ведь бухта Перевозная находится в 30 километрах от границ Морского заповедника; 12 км трассы трубопровода должны быть проложены по охранной зоне заповедника «Кедровая падь», 32 км – по территории госзаказника «Барсового», созданного для сохранения леопарда.

Опыт развитых стран и наш отечественный показывает, что если мы хотим сберечь свое здоровье и здоровье будущих поколений, сохранить чистыми воду и землю, то немедленно необходимо перейти на экологически чистое строительство, с последующей эксплуатацией трубопровода, не экономить на природоохранных мероприятиях. Срочно нужно провести независимую экологическую экспертизу с привлечением широких общественных масс.

Итак, можно сказать, что нефть - это друг, с которым надо держать ухо востро. Небрежное обращение с «черным золотом» может обернуться большой бедой. Я думаю, что использование нефти и нефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себе внимательного отношения. Это необходимо помнить не только каждому нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии.

Оправдываются слова французского поэта Ф. Р. де Шатобриана: «Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним». Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, «Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обитателей». Под «лучшими обитателями» американский ученый подразумевал людей. Не хочется думать, что в конечном итоге в экономических расчетах не будет учтен ЧЕЛОВЕК.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)