Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ воина в руссой народной игрушке

Ожегов дал такое определение воина – это человек, который служит в армии, воюет, тот, кто сражается с врагом. Есть воины-освободители, воины –защитники и т. д.

Среди игрушечных воинов наиболее часто встречаются солдатики, всадники, но есть и сказочные персонажи богатырей и героев.

Первые солдатики существовали 40 веков назад. Археологические находки подтверждают, что уже в Древнем Египте дети играли глиняными фигурками пехотинцев. А в саркофагах, где были захоронены так и не повзрослевшие египтяне, найдены деревянные раскрашенные фигурки - солдатики. Игрушечная армия следовала за своим полководцем в царство мертвых.

Самый древний всадник был сделан из глины в 8 в д. н. э. и найден на Кипре.

Древний Рим и Древняя Греция

Древние греки и римляне тоже делали солдатиков и колесницы для своих детей. Археологами был найден даже троянский конь, начиненный солдатами.

Средние века

В средние века, когда Европу заполонили христианские паломники, солдатикам и всадникам нашлось другое применение, и их как игрушку забыли. Они стали талисманами, охраняющими пилигримов во время их долгих путешествий. В XIV в. в Сене была найдена полуобъемная фигурка рыцаря из свинца высотой 60 мм. Такие фигурки нашивались на одежду в качестве оберегов для защиты их владельцев во время длинных и опасных путешествий. Для аристократии талисманы изготавливались из благородных металлов, для простых людей – из дешевых оловянных сплавов, а по мере выхода из употребления они отдавались для игры детям.

Дворянские дети играли деревянными солдатиками, а позже солдатиков изготавливали из серебра и даже золота для обучения царских детей искусству баталий. В XII веке, например, принц Людовик XIII обладал коллекцией из 300 серебряных солдатиков. Впоследствии эта коллекция перешла к Людовику XIV, который пополнил армию конницей и собрал самое крупное игрушечное войско, состоящее 20 эскадронов и 10 батальонов. А для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Он заказал для него 120 фигур!

Солдатики в Древней Руси

У наших предков — древних славян — игрушки появились примерно тысячу лет назад. В те далекие времена русские народные игрушки были участниками детских игр и языческих обрядов. Поэтому первыми игрушками-воинами были деревянные идолы. Они, как правило, либо лепились из глины, либо вырезались из дерева.

Позже появились изображения конкретных мужских фигурок в виде языческих богов, фигурки всадников. Все эти игрушки были обрядовыми, олицетворяли воинов-защитников и часто использовались как подвески, оберегающие хозяина от невзгод.

Всадник-воин олицетворял в древности бога Солнца – Ярилу. Он освобождал Весну от зимних оков холода и мрака: на Масленицу всадник на коне разрушал снежную крепость, отпирал Солнце и весенние воды, после чего наступала Весна. Отсюда всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья.

Самым интересным было то, что большинство солдатиков и Всадников, вылепленных из глины, были свистульками. В X-XVIII веках только русские мастера лепили свистульки в виде всадников и солдатиков, которые можно было использовать и для игры, и для защиты только что посеянных семян.

ГЛИНЯНЫЕ ВОИНЫ

Филимоновские

Филимоновская игрушка из тульской области является одной из самых древних в России. Глина, из которой лепились игрушки, была белой и пластичной. Поэтому фигурки получались вытянутыми и гладкими.

Мастера деревни Филимоново делали яркие глиняные свистульки, которые изображают популярных героев лубка – всадников, а чуть позже – солдат. Люди изображались с улыбкой на лице. Филимоновские солдаты одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на штаны нанесен орнамент. Поначалу игрушки раскрашивали натуральными красителями, например, цветными камушками. Их растирали, разводили и наносили на игрушку. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый, желтый и синий.

Дымковский

Дымковская игрушка появилась в Дымковской слободе города Вятки. Всадники и солдатики всегда являлись традиционными и постоянно повторяющимися на протяжении нескольких столетий. Среди фигурок встречаются и витязи, и воины стрелецких войск, и гусары.

Это очень яркие фигурки, которые разукрашивались по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. У этих воинов есть свой товарный знак, особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, которые присущи только им.

Чернышевские

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Живописная деревенька издавна славилась своими свистульками, Глина в этих местах необычная, вязкая. Брали ее ранней весной, хранили в погребе или в других холодных местах. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, для каждого обжига готовился новый горн.

Раскрашивали игрушки пером из хвоста петуха. Сама роспись игрушек напоминает оперение живой кукушки. Так же расписывали и конька— свистунька, и всадников. Все они также украшены чередующимися полосками. По форме чернышенские всадники имеют приземистый, неуклюжий, вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров.

Плешковские

В орловской области есть и другая деревня, где лепили свистульки – всадников и солдатиков.

На форму этих игрушек влияет особенности материала – глины. В Плешково очень красивая глина - теплого цвета, с поблескивающими вкраплениями слюды. Такой глине не нужно дополнительное украшение, поэтому украшались игрушки мало, небольшими пятнышками и полосками.

Раскрашивались такие игрушки тертым кирпичом и соком лопуха. На всадниках - знаки колоса и травы, символического обозначения месяца мая — “травня” (древнерусское название в славянских календарях).

Хлудневские

Деревня Хлуднево Калужской области тоже знаменита своими глиняными игрушками-свистульками. Фигурки всадников слеплены и раскрашены как-то неаккуратно, как будто мастер очень торопился. Хлудневские всадники ездят на фантастических животных с тремя головами.

Готовые (слепленные) игрушки сначала сохнут на воздухе, досушивают их на печке, затем обжигают в горнах. В процессе обжига происходит удивительное превращение: игрушка меняет свой цвет, глина становится бело-розовой.

Главным орудием труда в раскраске раньше были соломинки.

Для росписи игрушек чаще применялись краски, добытые из цветов и растений: чёрная - из отвара ольховых веток; оранжевая - из молочая, зверобоя; светло-жёлтая - из цветов ромашки; тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков; зелёная - из чёрной ржи; жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.

Абашевские

Абашевские свистульки-всадники появились в начале XX века в деревне Абашево Пензенской области.

Абашевский всадник часто изображается без ног, как будто вырастает из спины лошади.

В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой эмалевой краской: синей, зеленой, красной, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, гривы, шапки, сбруя могут быть расписаны серебром или золотом. Сами свистульки остаются нераскрашенными.

Среди абашевских фигурок много свистулек, изображающих сказочных животных. Одним из таких является Полкан - Мифический герой, фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий, образ тихой несокрушимой силы народной.

Каргопольские

Каргопольская игрушка родилась за дремучими лесами и неприступными болотами, в Архангельской области. Каргопольские мастера лепили сказочные игрушки: зверей-полулюдей, двухголовых чудо-тварей, Поэтому и всадники либо на двухголовых лошадях, либо – на полканах – полуконях-полулюдях.

На каргопольских фигурках имеются изображения круга.

Красили лишь ее часть "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Орнамент действительно постой, напоминающий северную вышивку.

Лепился и Полкан – интересный персонаж в местной игрушке. Он на половину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище, как у коня, и вместо ног – копыта. Полкан – родственник древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. А потому на груди Полкана часто изображался красный круг – солнце, а сам Полкан награждался большим крестообразным рисунком на груди. Он всегда был статным и сильным добрым богатырем, защитником людей от сил зла.

ДЕРЕВЯННЫЕ ВОИНЫ

Городецкие солдатики

В начале века в России сформировалось два основных игрушечных центра - в Сергиев Посаде и Нижегородской губернии.

В ХIX веке cолдатики, гренадеры, гусары были любимыми персонажами мастеров – резчиков про дереву из деревень вокруг Городца Нижегородской губернии. Вырезались игрушки с помощью простых инструментов - ножа и топора, а затем ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи. Использовалась в основном красная и черная краски, а затем по фону наносились узоры в виде точек, черточек и цветов, передающих детали военной формы и отличительные знаки родов войск. Но, несмотря на внимание мастеров к деталям военной формы, фигурки солдатиков были статичные, практически плоские, просты в обработке и больше похожи на обереговые куклы.

В Городце впервые стали делать игрушки, изображающие военных в строю. Это были так называемые "Солдатики на подвижных планках". Легким движением планки на шарнирах растягивались либо сжимались, перестраивая солдат-гренадеров в один - четыре ряда. В этой игрушке была сделана попытка передать красоту военной строевой подготовки, но играть в войну или изучать военное дело с этими игрушками было невозможно, несмотря на то, что это уже были не одиночные солдатики.

Богородские солдатики

В окрестностях Сергиевого Посада возник ряд мест, жители которых занялись игрушечным промыслом. Самым значительным местом производства деревянной игрушки была деревня Богородское. Богородцы стали изготовлять игрушки „в белье", т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу.

Если в Сергиевом Посаде игрушки обязательно раскрашивали, то в селе Богородское мастера стремились к наилучшему выявлению природного существа дерева и при изготовлении игрушки использовали естественные его формы, обыгрывали рисунок древесины, сучок или развилок веток.

Богородские мастера делали и подвижные игрушки, это всем известные "богородские кузнецы", плоские фигурки, нежестко скрепленные с планкой и между собой и снабженные балансом. Динамичность, выразительность и юмор, легкость исполнения - вот что обусловило и распространенность этой игрушки в прошлые века и популярность как сувенира в наше время.

Сергиево-Посадские солдатики

С XVII века подмосковный Сергиев- Посад был крупнейшим в России центром кустарного производства деревянных игрушек. Существует предание, что первые игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. Среди этих игрушек важное место занимали солдатики, («Целые города солдат»), которые покупались детям Петра I для обучения их военному делу.

Мастера Сергиева Посада имели свой почерк в изготовлении резных игрушек. Все Сергиево-Посадские солдатики делились на токарного производства или"токарщина" и вырезные -"топорщина". Для «вырезных» в качестве заготовки использовалось трехгранное полено, верхняя часть его вырезалась более тщательно, нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными срезами. Независимо от типа обработки эти игрушки по-прежнему были похожи на языческих идолов.

Армии солдатиков

Создание регулярных войск повлияло и на промысел производства воинской игрушки. Изготавливая таких солдатиков, мастера уже меньше придавали значение настроению игрушки, ее способности эмоционально воздействовать на ребенка. Важно было то, во что солдатик был одет, какие знаки отличия рода войск были на нем.

Игрушки уже не были одиночными. Их производили целыми полками, и дети могли разыгрывать с такими игрушками воинские сражения, овладевать воинским искусством.

C XIX века в Россию пришел немецкий оловянный солдатик. Началась новая эра воинской игрушки в России, но это уже другая история.

Проведенное нами исследование позволило сделать несколько важных выводов:

1. Русской игрушке чужды жестокость и воинственность, ведь солдатики и всадники были достаточно редкими персонажами по сравнению с животными, кормилицами, куклами. Военная тема в отечественной игрушке была почти совсем не развита и оставалась на заднем плане вплоть до XIX века.

2. Русская игрушка, добрая, человечная игрушка, где даже воины были добрыми персонажами, часто изображались с улыбкой, в паре с барышнями, верхом на удивительных животных-чудовищах.

3. Русские воины, как и большинство персонажей, очень нарядные и лирические игрушки. Они передают настроение карнавального веселья, масленичной тройки, шум ярмарочной толпы. В этой праздничности воинских персонажей передается русское жизнелюбие.

4. Русских солдатиков и всадников отличает близость к природе, ведь только в России встречаются свистульки-солдатики-птички, всадники на трехголовых чудовищах.

5. Солдатики, всадники, несмотря на похожесть, в каждой местности приобрели свои местные особенности. На это повлияли местные поверья, обряды, природные особенности, а также то, что Россию населяли разные роды и племена. Говорят, что Хлудневские всадники и солдатики очень похожи на таджикские игрушки.

6. Русские солдатики и всадники развивались, менялись под влиянием городской культуры и исторических перемен, но они сумели сохранить эхо языческих времен. Даже сейчас мастера – игрушечники используют древние сюжеты (лепят Полканов), приемы обработки материалов и раскраски игрушек. И это указывает на крепкую связь с прошлым России, учит детей доброте, красоте, помогает сохранить связь с природой и одновременно с этим помогает понять историю нашей страны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)