Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Правовые вопросы воспитания

В последнее время произошедшие изменения в обществе привели к разрушениям нравственно- этических норм, традиций, основ семейного и школьного воспитания. Неблагополучие в семьях, чрезмерная занятость родителей, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявление жестокости и насилия по отношению к ним. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким отклонением в поведении, ухудшается состояние их здоровья, учащаются стрессы, проявляется агрессивность. Увеличивается количество учащихся совершающих правонарушения. Анализ уровня воспитанности учащихся нашей школы, показывает, что количество учащихся имеющий высокий уровень воспитанности снижается от начального звена к старшему. В начальном звене высокий уровень воспитанности имеют- 42% учеников, в среднем звене -27%, а в старшем звене – 18 %. Низкий уровень воспитанности в начальном звене имеют- 2% учеников, в среднем -4%, а в старшем -5%.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие цинизм, индивидуализм, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к социальным и государственным институтам.

Проявляется устойчивая тенденция снижения престижа военной и государственной службы. Так мною был проведен опрос по теме « Кто защитит Отечество», из которого следовало, что 77 % опрошенных, не хотели бы служить в армии, а 78% считают, что время, проведенное в армии - это потерянное время (данные опроса прилагаются). В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне проблем воспитания подрастающего поколения.

Проблема:

Каждый день мы видим и слышим шокирующие факты о том, что подростки стали все больше совершать преступлении, они сквернословят, не прислушиваются к требованиям взрослых, молодежь отказывается служить в армии. Почему это происходит? Я считаю, что главная причина – это отсутствие в нашем обществе единой правовой базы по вопросам воспитания. Только создание единого закона о воспитании, который закреплял бы законодательно процесс формирования и воспитания Гражданина Российской Федерации, позволит нам изменить сложившеюся ситуацию.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы для создания законодательной базы по вопросам воспитания на муниципальном уровне.

Новизна работы состоит в том, что на уровне муниципального района правовые вопросы теории воспитания не рассматривались.

Объект исследования: региональная и муниципальная правовая система управления качеством и эффективностью воспитания.

Предмет исследования: комплекс социально – правовых фактов и условий обеспечения эффективности воспитательной деятельности на региональном и муниципальном уровне.

Цель исследования: выработать рекомендации по совершенствованию региональной и муниципальной системы воспитания школьников.

Задачи:

1. Рассмотреть какие вопросы рассматривает законодательство в области воспитания.

2. Изучить районные целевые программы касающиеся вопросов воспитания.

3. Определить, как осуществляется в нашем государстве контроль за системой воспитания.

4. Изучить от чего зависит успешность воспитательного процесса.

5. Выяснить, кто в соответствии с существующим законодательством несет ответственность за воспитание личности и гражданина РФ.

Гипотеза исследования: эффективность процессов функционирования и развития региональной и муниципальной воспитательной системы может быть повышена, если в её рамках будут реализованы принципы системного управления качеством воспитания, учтено общественное мнение, организованы контроль и оценка качества образования на всех уровнях и по всем направлениям с использованием законодательной базы на региональном и муниципальном уровне.

Я провела социологическое исследование на тему: « Нужен ли в Российской Федерации Закон о воспитании» Мною было опрошено 35 учителей и 96 учащихся старших классов.

Вопросы, которые предлагались респондентам:

1. Как Вы считаете, нужен ли в Российской Федерации Закон о воспитании?

2. Как Вы думаете, кто должен нести ответственность за воспитание детей, государство, семья или школа?

3. Если бы Вы были разработчиком подобного закона, то какие бы Вы в него внесли разделы?

Анализ опроса показал, что большинство учащихся и учителей считают, что создание такого закона в государстве просто необходимо.

Ниже приводятся данные опроса в диаграммах.

1. Как вы считаете, нужен ли в Российской Федерации Закон о воспитании?

Таким образом, видно, что 28 учителей из 35 опрошенных и 81 ученик из 96 опрошенных считают, что Закон о воспитании необходим в нашем государстве.

2. Как Вы думаете, кто должен нести ответственность за воспитание детей государство, семья или школа?

Из данной диаграммы следует, что родители на первое место ответственным за воспитание детей ставят семью, на второе государство, а на третье школу.

Ученики так же на первое место ставят семью, на второе школу и на третье государство.

3. Если бы Вы были разработчиком подобного закона, то какие бы Вы в него внесли разделы?

Отвечая на этот вопрос и ученики, и учителя определили важным раздел об ответственности семьи за воспитание детей.

Изучив материалы газет, журналов и Интернет я пришла к выводу, что проблемы воспитания – это одна из самых востребованных тем. В газетах « Комсомольская правда», « Самарские известия», « Шенталинские вести» неоднократно печатались статьи, в которых освящались проблемы воспитания, но нигде не ставилась проблема отсутствия единого подхода к воспитанию и проблема отсутствия закона о воспитании. К сожалению, многие авторы подходят к воспитанию как процессу, состоящему из обязанностей родителей и школы к подрастающему поколению. Лишь на сайте РИА Новости я нашла информацию, о том, что закон, о воспитании существует, но, к сожалению, не у нас, а в Японии, где в мае 2007 года был принят закон о воспитании патриотизма в младших классах. Таким образом из всего выше сказанного нужно сделать вывод о том, что в обществе просто необходимо изменить существующее отношение к системе воспитания подрастающего поколения. Дальнейший анализ правовых документом лишь доказывает это.

Данная работа выполнялась в течение двух лет. Начало моей работы положил конкурс социальных проектов «Гражданин», где нашей школой был представлен проект «Создание закона о воспитании». Мне стало интересно, а каким образом вопросы воспитания подрастающего поколения решаются у нас в государстве на разных уровнях.

Для анализа использовалась информация, находящаяся в открытых источниках, а именно:

А) в сети Интернет, в том числе:

- сайте министерства образования РФ;

- на сайте министерства образования Самарской области

- на официальном сайте администрации муниципального района Шенталинский;

Б) в правовой системе «Консультант».

Методы и приемы исследования

Методы исследования определялись целями и задачами работы. В работе использован анализ педагогической, социологической литературы, законодательных актов, федеральных и региональных программ касающихся воспитания, использованы методы анкетирования, интервью, проектирования и моделирования, экспертного оценивания.

Методы анкетирования и интервьюирования были использованы для определения актуальности избранной темы исследования. Результатом исследования данными методами стали анкеты, из которых следует, что вопрос о формировании системы воспитания в нашем районе является одним из самых важных. Методы проектирования и моделирования были использованы для создания образности и целостности муниципальной системы воспитания, так как в реальной жизни эта система в её целостном представлении фактически отсутствует.

Метод экспертного оценивания применялся с целью анализа правовых документов. Вследствие чего мною были сделаны выводы о том, как тот или иной документ отражает вопросы, связанные с воспитанием.

Литературно-правовой обзор

а) Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Статья 14

1. Государства-участники уважают, право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники: а) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

Статья 18

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

2. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

3. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 19

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Комментарий :

Проанализировав Конвенцию, я пришла к выводу: в этом документе много внимания уделяется воспитанию человека, но, к сожалению не все положения конвенции вошли в наше российское законодательство. Например, в ст. 17 говорится о влияние СМИ на ребенка. Ребенок должен иметь доступ к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. я считаю, что нужно развить данное положение в нашем законодательстве и расширить его в области запрета доступа детей к СМИ, которые пропагандируют насилие и другие негативные явления общества.

б) Конституция Российской Федерации

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

. Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Комментарий :

Мы видим, что основной закон нашего государства определяет, кто и как должен заботится о детях, но нет статьи, где говорилось бы о том, какая личность должна формироваться в государстве.

То же самое мы видим в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Выдержки, из которых я далее привожу в) Семейный кодекс РФ

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

2. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

г) Гражданский кодекс РФ

Статья 28. Дееспособность малолетних

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1. мелкие бытовые сделки;

2. сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3. сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Комментарий:

Во всех перечисленных законах отмечается, кто и как должен воспитывать, но не говорится о том кого должны воспитывать. Лишь в «Конвенции о правах ребенка» в ст. 29 говорится о том, каким должно быть воспитание и кого должно воспитывать государство. Единственный документ, в котором говорится о воспитании гражданина в Российской Федерации – это государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006- 2010 годы», целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации, но к сожалению она не имеет статус закона.

Если вопрос о совершенствовании системы воспитания является актуальным для нашего государства.

Содержание исследования

Правовые вопросы воспитания на региональном и муниципальном уровне.

Основополагающими документами, регламентирующими область воспитания в Самарской области являются:

- Устав Самарской области;

- постановление Правительства Самарской области «О концепции патриотического воспитания граждан Самарской области»;

- закон Самарской области «Об уполномоченным по правам ребенка в Самарской области».

Основополагающими документами, регламентирующими область воспитания в муниципальном районе Шенталинский являются:

- Устав муниципального района Шенталинский;

- районная комплексная программа «Семья и дети муниципального района Шенталинский на 2008-2010 г. г. »;

- Целевая программа «Развития физической культуры и спорта в муниципальном районе Шенталинский на 2008 – 2010 г. г. »

- программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2008-2010 г. г. ».

Единственным документом, где наиболее полно раскрывается понятие воспитания и основные направления воспитания это постановление Правительства Самарской области «О концепции патриотического воспитания граждан Самарской области». Здесь можно найти следующие понятия, цитирую: «Воспитание - процесс целенаправленного систематического формирования личности, ее сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых качеств личности (намерений, установок, мотиваций, решений) и ориентированного поведения (действий и поступков, навыков и привычек).

Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания.

Военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.

Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.

Духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. »

Конечно, здесь раскрыты далеко не все направления воспитания подрастающего поколения, т. к. концепция направлена на патриотическое воспитание, но как мне кажется большим упущением данного документа является отсутствие ссылки на физическое воспитание. Ведь разве можно вырастить Защитника Отечества из хилого, бессильного молодого человека?

Основой муниципальной правовой системы являются целевые программы: «Семья и дети муниципального района Шенталинский на 2008-2010 г. г. »; «Развития физической культуры и спорта в муниципальном районе Шенталинский на 2008 – 2010 г. г. »; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2008-2010 г. г. ».

Проанализировав программы я пришла к выводу, что в нашем районе в области воспитании основное внимание уделяется финансированию программ, а не результативность работы. Например, то что касается занятости молодежи , детей из социально незащищенных семей, неполных семей, детей- сирот, то для них вполне можно организовать досуг на базе РДК, школы, ДМО. На базе нашей школы вполе реально создать театральный кружок, в котором ученики могли бы ставить на сцене классику русской и зарубежной литературы, повышая тем самым свой культурный уровень. Это также поможет решить проблему безнадзорности среди несовершеннолетних. Зимой можно привлечь молодежь к уходу за катком, организовывать семейные спортивные праздники, что позволит родителям и детям больше времени проводить вместе, что также немаловажно. В летнее время в целях профилактики беспризорности можно проводить летние пикники и походы, это не стоит больших материальных затрат и в тоже время очень полезно с воспитательной точки зрения.

Таким образом, я считаю, что районные целевые программы должны быть дополнены реальными делами и естественно необходима система общественного контроля за их исполнением.

- разработки региональной и муниципальной нормативно – правовой базы, регламентирующей вопросы воспитания, в основном сконцентрированы на решении финансовых вопросов, но не вопросах воспитания личности;

- из этого следует, что система воспитания построена по законам теории управления, без учета мнения общественности, а значит полностью бесконтрольна;

- в районных целевых программа уделяется внимание патриотическому, физическому воспитанию, нравственному воспитанию, но совершенно отсутствуют такие направления воспитания как: трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое воспитание;

- в прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные " свойства " молодых людей;

- ответственность за воспитание должны нести: семья, школа и государство.

В соответствии с уже существующим законодательством основная ответственность за воспитание и обучение ребенка должна нести семья.

Уровень и степень ответственности за воспитание ребенка должны определяться законодательными актами, к сожалению, на сегодняшний день большинство родителей считают, что воспитанием их ребенка должна заниматься школа; (основание данные социологического опроса);

- но, к сожалению, уровень воспитанности самих родителей сегодня оставляет желать лучшего, поэтому государство должно возлагать ответственность за воспитание детей на школу и систему дополнительного образования.

IV Заключение

Поэтому я считаю, что Закон о воспитании должен быть разработан на основе уже существующего законодательства, но главной стержневой мыслью этого закона должна сталь идея воспитания всесторонне развитого гражданина Российской Федерации.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи: 1) Выявление сущности личности, 2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности

3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам.

Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

В статье " Всех начал начало» народный учитель Галина Данилова пишет: " В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд".

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. »

Я предлагаю взять за основу Закона о воспитании следующие положения

1. Под воспитанием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс формирования гармонически развитой личности, имеющей представление о гражданственности и патриотизме, способной решать задачи, поставленные перед ней государством.

Воспитание в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Российская Федерация провозглашает область воспитания приоритетной.

Основой государственной политики Российской Федерации в области воспитания является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы»

3. Государственная политика в области воспитания основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой воспитания национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) светский характер воспитания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) свобода и плюрализм воспитания.

4. Государство устанавливает следующие воспитательные стандарты:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- физическое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- нравственное воспитание

- экономическое воспитание

- экологическое воспитание.

- трудовое воспитание.

5. Общие требования к содержанию воспитания

1) Содержание воспитания является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; развитие общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

2) Содержание воспитания должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3) Содержание воспитания должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений.

4) Содержание воспитания в конкретном образовательном учреждении определяется воспитательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

6. Ответственность за воспитание должны нести: семья, школа и государство.

В соответствии с уже существующим законодательством основная ответственность за воспитание и обучение ребенка должна нести семья.

Уровень и степень ответственности за воспитание ребенка должны определяться Законом.

7. Родители, не занимающиеся воспитанием своих детей должны нести самую строгую ответственность вплоть до уголовной.

8. Закон должен контролировать деятельность средств массовой информации, которые во многом способствуют формированию личности ребенка.

Затягивания решения вопроса о воспитании подрастающего поколения может привести к снижению воспитанности не только на уровне муниципалитета, но и на государственном уровне, а это уже может привести к крушению национального самосознания, повышению социальной напряженности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)