Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Правовое регулирование отношений по законам Хаммурапи

Закон – общеобязательное и непреложное правило; порядок – правила, по которым совершается что-нибудь, существующее устройство, режим (С. И. Ожегов «Словарь русского языка», М. , «Русский язык», 1991. )

Право – это установленная и гарантированная законом возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству. Таким образом, получается, что правопорядок – конечный результат реализации законности. Осмысление сути и назначения права началось вместе с зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств.

Истоки права коренятся в догосударственных временах. Древнейшее право зародилось в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, сформировавшихся в результате накопления людьми жизненного опыта. Эти нормы передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до самого страшного наказания – отлучение от воды и огня, то есть изгнания из общины, рода. Изгою выжить было практически невозможно. Такое право – неформализованное, неписанное – получило название обычного. Но свою подлинную силу, свою внешнюю форму право обретает в эпоху становления государства. Конечно, обычаи ещё продолжали существовать, но их было уже явно недостаточно для того, чтобы регулировать жизнь в государствах, где развивалось социальное неравенство, где общество расслоилось на множество групп и у каждой из них были свои интересы, не всегда совпадающие с интересами других или прямо им противоположные.

Целью данной работы является выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы судопроизводства.

Задачи: проанализировать цель составления законов, какие положения закреплялись в древнейших памятниках права, насколько гуманным было государство в древности.

Методы исследования:

●Анализ документов

●Историко-логический анализ

●Структурный анализ

Основные формы исследования: эмпирическое исследование – работа с конкретными фактами

Знакомство с древними правовыми нормами не только интересно. Оно помогает в решении конкретных проблем, стоящих перед современным российским обществом.

Помимо самого источника (Практикум по истории древнего мира под редакцией И. С. Свенцицкой) существенную помощь в написании работы мне оказали труды по истории и источниковедению древнего Востока, а также по истории государства и права этого периода.

В. И. Авдиев даёт описание археологических открытий, рассказывает о дешифровке клинообразных надписей, историографии и хронологии, характеризует Древний Вавилон, начиная с географического положения и заканчивая завоеванием Вавилона касситами. В. В. Струве исследует рабовладельческий характер древневосточного общества, рассматривает социально-экономические отношения Древней Месопотамии, Пособие под редакцией В. И. Кузищина охватывает материал от зарождения древних цивилизаций до начала средневековья. Даётся обзор источниковедческой базы, научные школы, подробно характеризует Переднюю Азию; социально-экономический и политический строй Вавилонии в частности. Историческую справку о законах Хаммурапи я почерпнул из методического пособия по обществознанию. Что касается пособий по истории государства и праву, то они содержат рекомендации по изучению юридических документов и содержат глоссарий юридических понятий и терминов по курсу «История государства и права зарубежных стран».

Историческая справка

«Законы Хаммурапи» относятся к памятникам законодательства старовавилонского царства. Они датируются концом XIX – серединой XVIII века до н. э. , составлены по казуистическому принципу (казус – случай). Имя самого знаменитого из законодателей древности было прочитано на глиняной табличке в 1853году. Шестой царь первой из вавилонских династий правил в течение 43лет. Удачливый воин и дипломат, Хаммурапи сумел объединить под своей властью всё Междуречье. Он провел административную реформу, создал централизованный аппарат управления страной, подчинил себе храмы, усовершенствовал военное дело, запретил частное предпринимательство и превратил торговцев в царских чиновников.

Самым главным его деянием стало издание свода законов, которые переписывались в течение полутора тысяч последующих лет. Законы дошли до нас хорошо сохранившимися.

Текст законов был найден французской археологической экспедицией в 1901г. в городе Сузы (столица Элама), и сейчас он хранится в Лувре, в Париже.

Законы высечены на черном базальтовом столбе высотой 213см, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии. Сборник законов содержит 282статьи на 3600 строках, вместе с изображением Хаммурапи и Бога солнца и справедливости для богов и людей Шамаша, в руке которого символы власти – жезл и кольцо.

Возможно, не все законы были созданы самим Хаммурапи – многие из них могли быть и до него. Но именно он первым создал их в письменной форме.

Текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Поскольку правовые нормы касались различных случаев из жизни людей, то из законов мы можем узнать о повседневной жизни вавилонян.

* А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова «Методическое пособие по обществознанию», М. , «Новый учебник», 2004, с. 196.

Клинописный текст законов состоит из трех частей, которые записаны на базальтовом двухметровом камне. Вверху изображен царь Хаммурапи перед богом солнца Шамашем, т. о. он получает верховную власть как бы непосредственно из рук бога. В древности люди полагали, что в праве воплотилась воля богов. «Стезя Шамаша» - это путь справедливости, правды и права. Тот, кто преступил «стезю», считался преступником. Дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Во вступлении Хаммурапи указывает на то, что издание кодекса имеет своей целью установление справедливости в стране, что боги призвали его управлять Вавилоном: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

В основной части судебника содержится перечень статей, которые касаются уголовного права, судопроизводства, права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, о залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. Хотя деления законов по отраслям ещё нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали.

Свод законов Хаммурапи позволяет восстановить в общих чертах картину жизни страны.

Оросительные сооружения

Развитие земледельческого хозяйства определялось искусственным орошением. Государственная власть в лице царя не только заботится о расширении оросительной сети, но и о содержании её в порядке. Содержание в порядке каждого отдельного её участка было делом общины (ст. №№ 53 – 56). Эти статьи устанавливают ответственность каждого общинника за сохранение в порядке данного участка ирригации, причем если по чьей-либо вине произошёл в плотине прорыв и был затоплен соседний участок, то виновный должен возместить уничтоженный им хлеб. Если он не в состоянии возместить хлеб, то его самого и его имущество следует продать, обратив вырученные деньги на возмещение понесённых убытков.

Рабство

Из статей №№16, 231, 282 видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили. Им наносили физическое увечье – отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. А вот убийство раба нанесло бы материальный ущерб его господину. Рабы убегали, но их ловили, а тех, кто укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

Известно, что стоимость раба была невысокой. Она равнялась наёмной плате за вола, т. е. 160граммов серебра. На рабов смотрели, как на предметы, их продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. В случае нанесения физического ущерба рабу и его убийства виновный должен был компенсировать владельца раба.

Долговая кабала

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получила долговая кабала (ст. №№ 115 – 118). В неё попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Человек, не погасивший в срок ссуду, становился должником своего кредитора или отдавал ему в кабалу члена своей семьи. Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счёт погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трёх лет на четвертый год отпускать заложников на свободу; 3) в течение трёх лет с заложником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти заложника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену): кровь за кровь.

Закон эквивалентного возмездия или самосуд (принцип талиона)

Мы также можем видеть в ст. №21, где за кражу со взломом виновного следовало убить и зарыть перед этим проломом (в стене), совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить (№22), а за воровство при тушении пожара человека следовало бросить в огонь этого пожара (№25). Таким же пережитком древнего права являются и статьи №№ 196, 197, 200, где речь идет о том, что человеку, повредившему другому глаз, «следовало повредить глаз ему самому». Если один ломал кость другому, то ему самому следовало сломать кость.

Если же преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся денежным вознаграждением за причинённый ущерб.

* Талион – принцип равновозмездности, равного воздаяния за содеянное, применявшийся в отношении лиц равного социального положения.

Н. А. Крашенинникова «История государства и права зарубежных стран», М. , «Норма», 2007, с. 304.

Законы допускали применение наказания к заведомо невиновным лицам. Например, сын строителя дома приговаривался к смерти, если дом оказывался непрочным, обваливался и при этом погибал сын домовладельца (№230).

Трудовое право

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строителя домов, кораблей, столяра, плотника, камнереза, портного, ткача, кузнеца, кожевника (№274). К ремесленным профессиям в то время причислялись также врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики. Для оплаты труда ремесленников законы Хаммурапи устанавливали твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен» (№229). Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась. За неудачную операцию, сделанную свободному человеку, врачу отрубали кисть руки (№218).

Семейное право

Большое количество статей посвящено отношениям в семье: муж – жена, родители – дети (ст. №№128 – 195). Вавилонская семья была патриархальной. Хозяином в патриархальной семье всегда считался отец и муж, и ему были обязаны неограниченно повиноваться все члены семьи. Существовал обычай многожёнства. Согласно кодексу Хаммурапи за нарушение супружеской верности жена и муж несли различные наказания. В случае неверности мужа жена могла взять своё приданое и вернуться к отцу, но в случае неверности жены её следовало бросить в воду (№№142, 143). В брачных контрактах указывается, что если жена откажется от своего мужа, то муж имеет право наложить на неё клеймо рабства и продать её. Женщина имела ограниченное право собственности. В случае смерти жены ее приданное становилось собственностью ее детей, а при отсутствии детей, приданное возвращалось в дом отца (№162 – 163). Вдова не могла в полной мере свободно располагать своим имуществом. В законодательстве прослеживается линия на сохранение собственности в руках одной семьи. Целый ряд статей кодекса указывает на то, что вдова не имела права отчуждать своё имущество после смерти мужа, т. к. это имущество считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на получение преимущественной доли наследства. Ребенок считался собственностью отца. Кража малолетнего сына свободного человека каралась смертной казнью(№14).

Сохранялись пережитки древнего родового строя. Так, за кровосмешение полагалось особое наказание – изгнание из родной местности или родного дома (№№ 154 – 158). Насильственный отрыв людей от той среды, в которой они жили и от которой зависели экономически, считался в те времена жестоким наказанием.

Основные статьи Значение

Ст. 128 «Если человек возьмёт жену и не заключит письменного договора, В XVIII-XVII вв. до н. э. появляется, так называемый брачный договор, то эта женщина- не жена. то есть вступление в брак становится узаконенным актом.

Ст. 143 «Если жена не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом, Этот факт свидетельствует о нравах того времени, когда убийство позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду» человека и членовредительство были такими же обычными вещами как и

Ст. 153 «Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого рабовладение. Сейчас мы считаем это негуманно и дико. Цицерон сказал:

мужчины, то эту женщину должно посадить на кол» «О времена, о нравы»!

Ст. 136. «Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его Во времена Хаммурапи был общинный строй и из этой статьи мы можем ясно жена войдёт в дом другого, то, если этот человек вернётся и захочет увидеть это. Главным для человека того времени была община и если его взять свою жену,- так как он возненавидел свою общину и убежал, жена выгоняли из неё, то он не мог вернуться в неё обратно, а это означало беглеца не должна возвращаться к своему мужу». верную смерть.

Ст. 174 «Если жена не родит детей своему второму мужу, то её приданное Этот факт показывает нам о появление правил наследования имущества, то должны получить только дети её первого супруга» есть теперь есть определённые рамки, по которым наследники получают наследство и всё это записано в судебнике Хаммурапи.

Ст. 195 «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы» От части это статья связана с нравами того времени, поскольку сын не мог поднять руку на отца. Отец- главный добытчик. От части с устройством семьи, так как семьи были патриархальными и отец был главой семьи.

Вывод: таким образом, подводя итог, мы можем сказать, что во времена Хаммурапи появляется первый узаконенный брачный договор и правила наследования. Но в тоже время в Вавилоне было разрешено убийство и членовредительство, сохранялся общинный строй. Мы можем сделать вывод о том, что новаторство и устои, сложившиеся за много лет, переплетались.

Принципы правосудия

Сформировалось судебное ведомство (ст. №№ 3 – 5, 9 – 13,103, 118, 122,123, 127, 168, 172, 177 – 179, 186 – 188). Статьи данного кодекса требуют составления юридических документов, фиксирующих те или иные сделки, судебного разбора самых различных казусов и даже устанавливают формы судебной процедуры. Появляются первые нормы процессуального права, согласно которым судьям вменяется в обязанность не просто принимать показания свидетелей (№№3, 4, 9 – 13), скрепленные клятвой (№1), а лично исследовать дело. Клятва часто имела решающее значение для освобождения от ответственности (№103), ее нарушение каралось смертью. Специальные статьи закона (№№11, 13), карают виновного в лжесвидетельстве. Статья №5 строго карает судью за изменение судебного приговора, налагая на него штраф в 12-кратном размере иска и запрещая ему впредь выполнять судебные обязанности.

Четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством не проводилось (№ 9, 10). Обвинения без доказательств суд не принимал. Добывать доказательства обязаны были не только обвинитель и обвиняемый, но и община в случае совершения преступления на ее территории (№26).

Судебный процесс носил состязательный характер, причём доказательство целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях (№№ 1 - 3, 9, 127). «покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают» (№9) Института представителей или защитников интересов сторон (адвокатов) не было. Хотя иногда судьи не могли вынести решения, так как не было достаточно улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду и, если он выплывал, его оправдывали (№2).

Кроме того, в законах Хаммурапи мы находим свидетельства коллегиального состава суда (№№ 9, 13). Решение суда обязательно документировалось и скреплялось печатью (№ 5).

Что же касается места проведения судебных заседаний, то они, вероятно, проводились как во дворце царя (№109), так и на территории храмов. Судебник содержал множество статей, где упоминаются клятвы, приносимые богам на судебных разбирательствах в храмах (№№ 1, 9, 23, 106, 107, 120, 126, 131 и др. )

Обнаруженный на территории нынешнего Ирана черный базальтовый столб позволил распознать некоторые особенности права Древнего Вавилона. В сборнике законов царя Хаммурапи были урегулированы значительные сферы жизни общества, которые остались актуальны и по сей день.

Во вступлении к законам подчеркивается легитимность царской власти. В законах просматривается относительно высокий уровень развития правовой мысли, нашедшей отражение в таких понятиях, как важность правопорядка, следования закону против «губительной смуты», «притеснения слабых». Понятия «закон» и «справедливость» отождествлялись. Что касается гуманности, то. В законах сохранялись черты неписаного права – обычаев. Дети несли ответственность за преступления родителей. В качестве наказания преступника изгоняли из места своего жительства, а родственники погибшего должны были мстить за своего человека.

Процесс носил состязательный характер, причём участники сами выступали от своего имени - никаких представителей или защитников не существовало; кроме того, все «следственно-розыскные» мероприятия

(собирание доказательств по делу, поиск и доставка в суд свидетелей) должны были производить сами судящиеся стороны.

Существовала разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же (принцип талиона – равное за равное). Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение. Закон строго карает человека, виновного в оскорблении свободного, в особенности «человека высшего положения».

Неравноправие, царившее в обществе, распространялось и на семью. Закон поддерживал патриархальное устройство семьи. Это означало, что всё имущество находилось в распоряжении главы семьи. Женщина, как правило, занимала униженное положение.

Но даже при таком неравноправии, которое в те времена считалось естественным, государство все же защищало низшие слои общества.

Закон оберегал частную собственность и сурово наказывал за кражу или порчу чужого имущества. Охрана собственности поставлена во главу угла. Это видно из тех статей кодекса, которые устанавливают особенно подробный разбор дел о краже и карают смертной казнью уличенного вора и в равной мере продавца и покупателя краденого имущества.

Защищались также и права личности. Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим отцом – свободным, тоже становились свободными и могли наследовать имущество. Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели.

Интересно, что уже в древние времена закон стоял на страже интересов потребителя. Должны были отвечать за качество своей работы корабельщики, домостроители, врачи.

При всём при этом законы не содержат религиозного и морализующего элемента.

Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями. Без этого невозможна была бы жизнь общества. Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, внушали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать.

Жестокость вавилонских законов ученые объясняют по-разному: одни считают, что в древние времена действовал принцип устрашения, другие полагают, что в этих законах, как в зеркале, отразились суровые нравы эпохи. *

Законы Хаммурапи – тема довольно-таки обширная, поэтому, думаю, что в дальнейшем, возможно, рассмотреть такие вопросы, как статус воина, имущество и земля, выдававшаяся правителем за службу (№№ 25-41), торговля (№№ 89-126).

*Т. П. Андреевская «Древний Восток», «История» 1996 №5.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)