Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Социальная природа преступлений, совершаемых несовершеннолетними

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.

Ведь за решётку никто не стремится. Однако тысячи подростков ежегодно становятся клиентами воспитательно-трудовых колоний, приёмников-распределителей.

К сожалению, детская преступность становится неотъемлемой частью нашей действительности. Стала привычной криминальная хроника, значительное место в которой занимают преступления несовершеннолетних.

Учителя и учёные, милиция и суды, власть, общественность – все озабочены серьёзной и острой проблемой.

Детская преступность обсуждается на собраниях, педсоветах, комиссиях по делам несовершеннолетних. Составляются планы воспитательной работы в школах, детских колониях, спецучреждениях, вырабатываются меры профилактики, создаются совместные советы школы, семьи, общественности, органов правопорядка.

А подростки продолжают грабить, красть, избивать В последние годы наблюдается рост и ужесточение детской преступности.

Я встречалась с работниками правоохранительных органов, педагогами, родителями, непосредственно с подростками, беседовала с начальником УВД ПДН города Долбилиным Н. Я. , обсуждала эту проблему с председателем Всероссийского детского фонда Лихановым А. А. , много времени провела в библиотеке для того, чтобы ответить на вопрос: «В чём корень зла?».

Преступность несовершеннолетних, как разновидность правонарушающего поведения граждан, не достигших 18-летнего возраста, всегда считалась и считается актуальным объектом криминологических исследований.

По мнению ряда исследователей, за последние 10 лет в России преступность несовершеннолетних растёт в 6 раз быстрее, чем изменяется общее число этой возрастной группы. В российских мегаполисах подростками ежегодно совершается свыше 300 тыс. преступных деяний, из них до 30% социально опасных деяний совершается детьми моложе 14 лет. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений, причём групповая преступность несовершеннолетних становится устойчивой чертой, всё более приобретает признаки организованности. Криминальная деятельность приобретает профессиональный характер, становится в глазах подростков социально престижным занятием.

Специалисты в области прогнозирования преступности и планирования борьбы с ней неоднократно отмечали тесную взаимосвязь между тенденциями развития преступности несовершеннолетних и характеристиками взрослой, особенно рецидивной преступности. Сегодня несовершеннолетние – самая криминогенно поражённая и социально незащищённая группа населения. Преступность среди несовершеннолетних создаёт предпосылки для роста в арифметической прогрессии общей преступности.

С периода 1999 года подростковая преступность увеличилась в 74 из 89 субъектов РФ. Наибольший рост произошёл на территориях Чувашской республики (43,7%), Камчатской области (41,5%), республики Татарстан (34,5%). Причём данная тенденция наблюдается как в городах Набережные Челны, Казань, так и по республике Татарстан в целом, что подтверждает актуальность проблемы детской преступности для нашего региона и города.

Рост детской преступности в России соответствует общей мировой тенденции. За последнюю пятилетку в европейских странах и США детская преступность возросла от 40 до 70%. Это позволяет отнести проблему преступности несовершеннолетних к общемировой.

В уголовно-правовой и криминологической литературе, средствах массовой информации неоднократно отмечалось, что преступность несовершеннолетних – следствие целого ряда социальных, культурно-нравственных, экономических и политических изменений в жизни российского общества. Причём любые отрицательные факторы оказывают влияние на личность несовершеннолетнего и его поведение не как таковые, а лишь через социальное окружение, определяющим недостаток воспитания подростка. Поэтому и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации.

Остаются нерешёнными основные вопросы: кто они, дети, преступившие закон – преступники или жертвы? И каково истинное назначение исправительных учреждений – карающее или воспитывающее? Насколько совершенно ювенальное законодательство? А самое основное, – каким образом изменить социальное окружение подростков, чтобы остановить и предупредить детскую преступность?

Проблемой исследования стало социальное противоречие: несмотря на значительную совместную работу властных и правоохранительных органов, родителей, общественных, образовательных и научных структур, уровень преступности среди несовершеннолетних не только не снижается, но и растёт.

Объект исследования: несовершеннолетние преступники города Набережные Челны и несовершеннолетние, состоящие на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) города Набережные Челны.

Предмет исследования – преступная деятельность несовершеннолетних.

Цель исследования: выявить социальные причины преступности несовершеннолетних.

Задачи исследования:

1. Классифицировать социальные причины преступности несовершеннолетних. Определить их место в ряду факторов, определяющих преступное поведение подростков.

2. Изучить особенности социальной среды, отрицательно влияющие на подростков и определяющие их преступное поведение.

3. Выявить наиболее значимые социальные причины преступности несовершеннолетних в городе Набережные Челны.

4. Определить группы несовершеннолетних правонарушителей, социально-демографические характеристики объекта исследования (социальный портрет несовершеннолетних преступников).

5. Изучить динамику и характер преступности несовершеннолетних.

6. Определить пути выхода из сложившейся ситуации (как нужно изменить социальную среду, чтобы снизить уровень подростковой преступности).

Гипотезы

1. Социальная среда влияет на жизнедеятельность подростков, поэтому в корнях преступности несовершеннолетних имеют место социальные причины.

2. Переоценка ценностей в современном обществе, повышение роли денег по сравнению с моральными ценностями, преобладание материальных потребностей является более значимой причиной преступности среди детей и подростков, чем роль телевидения и других СМИ в воспитании подростка.

3. Преобладание преступлений против собственности и против общественной безопасности и здоровья населения в составе преступных деяний несовершеннолетних отражает, с одной стороны, возросшее финансовое и имущественное расслоение общества, с другой стороны, рост социальной нетерпимости и агрессивности.

4. Возможно, психологические переживания подростков вследствие вышеназванных социальных процессов ведут к антисоциальным криминальным формам поведения подростков, конфликту с законом.

5. В неполных семьях, неблагополучных семьях дети чаще преступают закон.

6. Так как рост детской преступности в России соответствует общемировой тенденции, то социально-экономические проблемы (материальное расслоение общества, безработица и т. д. ) не доминируют среди факторов, обуславливающих рост детской преступности.

7. Экономическое положение играет роль социального катализатора, который может усиливать, или замедлять рост преступности среди несовершеннолетних.

8. Поскольку в современном мире криминальная активность подростков нарастает вне зависимости от материального благосостояния общества, то и после преодоления экономического кризиса в России проблема роста подростковой преступности не потеряет своей актуальности.

9. Возрастающая преступность среди несовершеннолетних является следствием кризиса общественной системы.

10. Для решения проблемы снижения подростковой преступности работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур должна быть направлена не только на повышение уровня жизни подростков, но и подкреплена духовно-идеологическими социальными программами.

11. Преодоление тенденций роста преступности среди несовершеннолетних в российском обществе возможно только в случае воссоздания на региональном уровне системы социального контроля за состоянием подростков.

Методы исследования.

1. Анализ литературы по проблеме.

2. Анализ статистических данных о характере и динамике преступности несовершеннолетних.

3. Экспертный опрос начальника УВД ПДН Долбилина Н. Я.

4. Конкурс рисунков по темам среди детей и подростков: «Что тебе мешает быть счастливым?», «Что тебе необходимо, чтобы быть счастливым?»

Главная часть:

Исследуя поставленные задачи, мне представляется следующая классификация причин преступления несовершеннолетних.

На основании результатов, полученных при исследовании проблемы преступности несовершеннолетних в городе Набережные Челны, представляется возможным дать следующую классификацию социальных причин преступности среди несовершеннолетних, проранжировав их по значимости.

Изучив динамику и характер преступности несовершеннолетних за исследуемый период, можно вывести следующие закономерности:

В последние годы количество преступлений, совершённых несовершеннолетними, возрастает. Причём данная тенденция наблюдается как в городах Набережные Челны, Казань, так и по республике Татарстан в целом.

Увеличивается и доля детской преступности в составе общего числа преступлений. Преступность среди детей до 14 лет растёт быстрее, чем в других возрастных категориях. А, как известно, чем раньше человек становится на преступный путь, тем меньше у него шансов исправиться, а сам путь будет длиннее и опаснее.

Изучая социально-демографические характеристики несовершеннолетних преступников города, следует отметить, что в основном у детской преступности мальчишечье лицо. Ими совершается основная масса преступлений среди несовершеннолетних. Но при наблюдающемся разрушении нравственных и семейных устоев отмечается расширение вовлечения в преступность девочек.

В возрастной категории 16 – 17 лет подростками совершается больше преступлений, чем в возрастной категории 14 – 15 лет.

Ежегодно увеличивается число несовершеннолетних преступников из числа состоящих на учёте несовершеннолетних и число рецидивов преступлений.

Характер несовершеннолетней преступности, в основном, определяют преступления против собственности (хищение чужого имущества, грабеж, разбой, вымогательство) и против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, нанесение тяжких телесных повреждений). Это отражает, с одной стороны, возросшее финансовое и имущественное расслоение общества, с другой стороны, рост социальной нетерпимости и агрессивности. Имеет место отрицательное влияние СМИ, проповедывающее культ насилия, воздействующий на неокрепшую психику подростка.

Растет групповая преступность несовершеннолетних и всё более приобретает признаки организованности. В группах совершается около половины всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Около 30% преступлений совершается подростками при соучастии взрослых. Сложившееся положение реально способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению.

На рост групповой преступности и подростковой преступности в целом, оказывают влияние антиобщественные группировки молодёжи, наличие которых характерная черта города Набережные Челны.

Особенности юного возраста таковы, что именно семья даёт возможность подросткам правильно усвоить социальный опыт и нормы поведения. Поэтому при анализе проблемы следует обратить особое внимание на изучение проблем семьи и семейного воспитания.

Основная часть несовершеннолетних преступников воспитывается в проблемных семьях. Ранняя алкоголизация, наркотизация, берущая своё начало в семье, значительно обостряет криминогенную обстановку среди несовершеннолетних, т. к. у подростков в силу возрастных психофизиологических особенностей возникает быстрое привыкание и устойчивая зависимость от спиртного или наркотиков, что приводит к нравственной деградации, и они легко встают на преступный путь.

За последние годы всё больше детей находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию ребёнка. Ряды несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН, пополняют дети, оставшиеся без родителей, беспризорные и безнадзорные дети. Причины этого: низкое финансовое положение семьи, жестокое обращение с детьми в семье, конфликтная атмосфера в семье, снижение родительского внимания к ребёнку, снижение ценности детей для родителей.

У большинства несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН, родители работают в бюджетной сфере, либо безработные, чьи ряды пополняют попавшие под сокращение рабочие КамАЗа, бюджетники, и разорившиеся частные предприниматели.

Затруднительное материальное положение определяет сложную психологическую обстановку в семье и неуверенность в завтрашнем дне. Желание подростков помочь взрослым не реализуется в силу юного возраста, отсутствия образования и необходимых профессиональных навыков. А взрослые начинают относиться к детям как к обузе. Подростку сложно примириться с отсутствием у него материальных благ, доступных его обеспеченным сверстникам. В результате несовершеннолетние могут избрать преступный способ добывания денег, восстанавливая социальную справедливость.

В ПДН часто попадают на учёт несовершеннолетние, чьи родители, в основном, люди с не сложившимися судьбами, живут в малосемейках и общежитиях. Это приводит к скоплению на сравнительно небольшой площади большого количества детей и подростков. Из них формируются неформальные подростковые и молодёжные группы по месту жительства, которым нечем заняться в свободное время. Они распивают алкогольные напитки, принимают наркотики, и занимаются другими аморальными действиями, что приводит к противоправному поведению. Печально, что родители многих подростков в связи с низким материальным положением и существующей социальной политикой никогда не смогут решить жилищную проблему.

Растет число родителей, лишённых родительских прав, занимающихся попрошайничеством, отрицательно влияющих на своих детей. У трети из них по статистике на учёте в ПДН состоят и дети.

Кризис системы образования и воспитания, отсутствие государственной молодёжной и детской политики, несоблюдение учителями педагогической этики, слабый контроль педагогов за учёбой и поведением школьников, неправильный выбор мер педагогического воздействия на недисциплинированных учеников ведёт к тому, что образовательные учреждения теряют своё значение, а альтернативы им, кроме «института улицы и подворотни», нет.

Среди несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН, ежегодно увеличивается число не учащихся детей и подростков. Обращает на себя внимание печальный факт, что большинство несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН, имеют неполное среднее образование, и цифра детей, бросающих школу, неуклонно растёт. За первое полугодие 2002 г. резко возросло число детей, не имеющих никакого образования. Учащимися школ ежегодно совершается самое большое число преступлений. Это больше, чем учащимися ПТУ, рабочей молодежью и незанятыми подростками. Ухудшило общую ситуацию массовое, порой принудительное перемещение подростков, большей частью «трудных», из сферы общеобразовательной школы в школу профессиональную в наиболее «критическом» возрасте. В результате процесс социализации подростков приобретает всё более негативный характер, что ведёт к росту преступности.

Подводя итог проведённого исследования, я прихожу к выводу, что, несмотря на созданную в России тотальную систему правовой защиты детства, значительную совместную работу властных и правоохранительных органов, родителей, общественных, образовательных и научных структур, в нашем городе, как в республике и стране в целом, остаётся актуальной проблема роста подростковой преступности.

Она будет существовать до тех пор, пока не будут устранены ее основные социальные причины: негативные условия жизни и воспитания несовершеннолетних; кризисные явления в системе образования; имущественное расслоение общества и рост социальной нетерпимости и агрессивности, культ наживы; проблема досуга детей; антиобщественные группировки; безработица; жилищная проблема; недостатки в деятельности организаций, непосредственно ответственных за воспитание, исправление и перевоспитание несовершеннолетних; осуществлена переоценка ценностей в современном обществе.

Возрастающая преступность среди несовершеннолетних, я считаю, является следствием глобального «социального аутсайдерства», когда молодёжь и дети оказываются вне существующего общества.

Это происходит в результате дефектности социализации, которая приобрела стихийный, неуправляемый характер. Нынешнее общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодёжные организации, теряют своё значение, а на смену им, кроме «института улицы и подворотни», ничего не пришло.

Поэтому реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних невозможно без должного понимания и оценки проблем семьи в обществе, а также без помощи государства семьям, имеющим несовершеннолетних детей.

Федеральное правительство и местные власти, правоохранительные органы, общественность стараются принять меры, способные повлиять на решение проблемы борьбы с подростковой преступностью, много сил и средств тратят на развитие системы социальной защиты семьи, материнства и детства.

Накормить, одеть, обеспечить защиту жизни и здоровья, создать условия для развития умственных и физических способностей подростка, работать над совершенствованием системы социальной защиты семьи, материнства и детства – на этом и впредь нужно сосредоточить усилия.

Далеко не совершенной остается в нашей стране система правосудия в отношении несовершеннолетних.

Во время беседы с писателем А. А. Лихановым, я узнала, что у всероссийского детского фонда, который он возглавляет, есть такая программа «За решеткой детские глаза». Печальная программа. Они часто бывают в СИЗО страны, в детских колониях, и есть немало фактов, когда нарушаются права ребёнка, закреплённые международной Конвенцией о правах ребёнка, а именно: право на учёбу, право содержаться отдельно от взрослых заключённых. Сидят там по полгода ребята, на которых не хватает следователей, чтоб разобраться с их проблемами, там нет школ для продолжения образования детей, какими бы эти дети ни были.

Поэтому, я считаю, назрела необходимость создать ювенальную юстицию – ту особенную статью в юриспруденции, которая посвящена разбору детских преступлений. Во многих странах мира такая статья существует.

Поэтому, я считаю, правовому организму нужны новые люди, которые бы создали ювенальную юстицию и реализовали её.

Исправительные учреждения выполняют в большей степени карающую функцию, потому что перевоспитывать – это очень сложная задача, требующая знаний, времени и материальных средств. Именно поэтому необходимо дальнейшее финансирование правоохранительных органов, городской комиссии по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты и социального обеспечения, городского управления образования, городского управления по делам молодёжи, городского комитета по физкультуре и спорту.

Нужно вернуть детям бесплатные кружки и спортивные секции, чтобы они были общедоступными, во дворах, чтобы там были грамотные педагоги-тренеры, которые могли бы заинтересовать, ориентировать подростка на достижение спортивных результатов. Тогда среди подростков укрепится мнение, что престижно заниматься спортом, а не преступной деятельностью.

Недавно вернувшийся из ВТК подросток-рецидивист сказал мне: чтобы вызвать отвращение к тюрьме, панический страх перед неволей, чтобы проучить ребёнка-преступника, достаточно посадить его в тюрьму на несколько часов. «Если бы меня в первый раз бросили туда на два часа, я бы туда больше никогда не вернулся. А через несколько недель привыкаешь, понимаешь, что и в тюрьме жить можно».

Проводя работу в этом направлении, я считаю уместным педагогам и комиссии по делам несовершеннолетних организовывать посещения подростками ВТК и СИЗО.

России нужен закон о предотвращении насилия в семье как единый социально-правовой документ по защите безопасности ребёнка, зависимого члена семьи, матери и отца. Нужно наказывать вместе с детьми их родителей, вплоть до совместного тюремного заключения. Усиление же наказания подростка снимет с родителей остатки ответственности за его воспитание.

Я считаю, жестокость всегда порождает жестокость. Суровое наказание за небольшую провинность вызовет последующие серьёзные правонарушения, затем преступления. Нужно направить силы и средства на предупреждение преступности. Бороться с преступлением, когда оно уже совершено, поздно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)