Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проследим этапы развития земледелия и ооявление на столе хлеба

Есть в мире ценности, значение которых трудно оценить. Это воздух, вода, солнце, жизнь. В этот же ряд можно поставить и хлеб - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Хлеб никогда не приедается и хорошо усваивается. Он сопровождает нас от первых шагов до последних дней - добрый наш друг, имя которого люди произносят на всех языках с любовью и уважением. Хлеб не только один из ценнейших продуктов питания. Это вечный символ жизни здоровья, благополучия и богатства.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Вот такое коротенькое и емкое слово - «хлеб». Ну а все же, откуда к нам на стол пришел хлеб? Этот вопрос очень заинтересовал меня, и я решил исследовать, как на нашем столе появился этот чудо - продукт.

Что такое «хлеб»?

В детской энциклопедии я прочитал, что означает слово «хлеб».

Хлеб - это пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли, жиров пряностей (анис, тмин). На уроках «Мир вокруг нас» я узнал, что такое углеводы, белки, минеральные вещества. Так, хлеб содержит до 56 % углеводов (в основном крахмал), 5-8 % белков, минеральные вещества, витамины. Энергетическая ценность хлеба на 100 г до 347 ккал. Египтяне изобрели хлеб приблизительно за четыре тысячи лет до новой эры. Хлеб египтян отличался от того, что пекли в других странах того времени. Египтяне первыми применили дрожжи для хлебопечения. В Древней Греции пекли пресный бездрожжевой хлеб. В Древнем Египте хлеб считался величайшей ценностью. Его обожествляли, ему поклонялись. Египтяне не делали секрета из своих открытий и охотно одаривали всех, с кем приходилось встречаться в странствиях по океану, не только пористым хлебом, но и рецептом его изготовления. Хлеб является основной едой во многих регионах Европы, Северной Америки и Ближнего Востока. Его выпекают из пшеничной или ржаной муки, смешанной с водой. Обычно в тесто добавляют дрожжи. От дрожжей хлеб поднимается, приобретает пористую структуру. Хлеб - это первый искусственный продукт.

Доисторический человек и его роль в развитии человечества

Раньше первобытные люди не умели выращивать растения и, в основном, занимались собирательством и охотой. Все, что собирали, добывали на охоте, тут же съедали. Про запас ничего не оставалось. Если же не удавалось добыть и собрать нужное количество пищи, наступал голод. Первыми его жертвами становились дети и старики. Сильно изменилась жизнь человека, когда он научился одомашнивать животных и начал заниматься земледелием. Голод не исчез, но отступил. Доисторический человек был очень наблюдателен и трудолюбив. Он много знал, много умел. Это он научился добывать огонь, изобрел лук и стрелы, научился лепить глиняную посуду, придумал колесо. 99% всех культурных растений и домашних животных приручены им - доисторическим человеком! Он научился печь лепешки из диких злаков, а чтобы научиться печь хлеб - потребовались тысячелетия. Первый хлеб появился восемь - шесть тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда. Медленно от столетия к столетию, совершенствовались способы обработки земли, росли урожаи.

История о возникновении земледелия

В книге «Все обо всем» я прочитал интересную историю, в которой говорится, как одна девочка много-много тысяч лет назад пошла добывать себе пищу. Тогда люди уже догадались, что зернышки, которые они собирали в лесу, были очень сытные. Первобытные люди умели дробить их камнями, смачивали водой, и эту кашицу ели. Этой девочке очень повезло - она собрала целый кузовок, и когда шла домой, из кустов выползла змея, девочка испугалась, выронила кузовок и, зерно рассыпалось. Через год она оказалась вновь на этом же месте и там, где она рассыпала зернышки, ей удалось собрать чуть ли не во сто раз больше. Каждое потерянное зернышко проросло в земле, обернулось стебельком в колосьях, в которых налилось много-много зернышек. Никто не знает, была ли такая история, но точно известно, что благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные зерна не пропадают. Из них вырастают колосья. Подтверждение этой истории я нашел в книге Б. Алмазова «Наш хлеб». Земледелием, как считают ученые, первыми стали заниматься женщины. Какая - то из них заметила, что из упавшего на землю зерна вырастает новое растение, и рассыпала горсть семян по участку. Через несколько месяцев был собран первый в истории урожай.

Прошло немало лет, прежде чем люди поняли, что зернышки любят землю рыхлую.

Начало всех начал - каменная мотыга!

Первые борозды, даже не борозды, а ямки, проделал человек корявой палкой там, где позволяла провести такие борозды почва. Первые пахари появились в долинах рек с широкими поймами, там, где реки несут плодородный ил и после разлива оставляют его на пологих берегах. Это реки: Нил, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Хуанхэ. Вот там то и прошли первые борозды, там и бросил человек в землю первые семена. Пришло время задуматься об орудиях земледелия. Самое первое изобретение - мотыга. Ученые считают, что мотыга и мотыжное земледелие возникли почти одновременно в нескольких местах: Египте, Древней Индии и Древнем Китае. Много веков спустя жители Древнего Шумера догадались привязать мотыгу к паре волов или ослов. Поэтому бык и корова обожествлялись многими народами в древности - они не только первое богатство скотовода, они - первое орудие земледелия. Вол считался самым лучшим пахарем всегда, даже в 20 веке во время великой Отечественной войны.

Основное орудие пахаря - соха

На смену мотыге пришла соха, которая до 20 века была основным орудием пахаря. Сохой удобно было выворачивать пни, коренья. Можно было пахать целину, да не простую, а лесную гарь. Такая культура земледелия называлась подсечная. Вначале выжигали большую лесную площадь, вырубив до этого лес. На второй год убирали громадные головни, корчевали обгоревшие пни. Расчистить поле торопились на второй год после выжига - упустишь время, и затянет гарь новым лесом да новыми кустами. Вот так, ворочая валуны, корчуя пни, шли наши предки в новые земли. Но так как человек еще не знал, что такое удобрение, почва быстро истощалась, и приходилось разрабатывать все новые и новые земли. В. И. Даль предположил, что соха возникла из цельного ствола с корневищем, который и рыхлил землю. К началу 20 века разновидностей сохи было много: огнищевая соха, для расчистки пашни; соха «без колодки»; «с прорехою»; «с ножом». Соха требовала умения и навыка в обращении. Не каждый крестьянин мог «установить соху». Соха была легкой, пахала мелко и, ее называли «ковырялкой».

Появление плуга

Прошло не одно тысячелетие, прежде чем на смену сохе пришел плуг. Это слово немецкое. В Древнем Китае плуг был известен уже ранее первого тысячелетия до нашей эры. Он является древнейшим почвообрабатывающим орудием на упряжной тяге. Его древние формы известны по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции, также относящимся ко второму тысячелетию до нашей эры. Археологи нашли древние плуги в торфяниках на территории Польши. Плуги изготовляли из дерева, уже имели дышло для запряжки животных и рукоятки для управления. Рабочий орган плуга — лемех, закрепляли горизонтально или наклонно. Сначала плуг полюбился жителям черноземного юга, а Север и Сибирь еще долго продолжали обходиться деревянной сохой. Главное отличие сохи от плуга в том, что соха разрывает, бороздит землю, а плуг поднимает и оборачивает пласты. Соха - изделие деревенское, плуг - промышленное. Появились плуги разных видов и очень облегчили труд землепашца. С появлением трактора отпала необходимость в волах, и плуг победил соху. Вскоре на помощь плугу пришел культиватор, бороны (зубовые и дисковые). Так люди научились обрабатывать землю. Так с началом земледелия, человек начал выходить из-под полного господства над ним сил природы. Земледелие привело к оседлости. Орудия труда совершенствовались.

Труд сеятеля

Была еще одна «профессия» - сеятель. Особое умение нужно было иметь сеятелю. Зерна надо было разбрасывать веером - рассевом. Сеятель привязывал самодельное лукошко, наполненное семенами, и шел по полю, раскидывая их. Доверялось это делать человеку в возрасте (старикам). Сеять - не пахать. Тут ни сила, ни даже ум не помогут. Тут рука нужна! Если человек не в возрасте и при силе - все зерна колом вгонит в землю, в одно место. Вроде бы и не сложно, а без привычки не суметь! Сеятель всегда что-то бормотал-напевал про себя, все равно что, - важно, чтобы жил человек в особом ритме, который поможет рассыпать семена ровно, без проплешин.

Первую «механическую» сеялку придумали еще в Шумере. Между рукоятками сохи они примостили ящик для семян, оттуда через отверстие семена сыпались в борозду.

Орудия уборки урожая

Рожь жали серпами с насечками, то есть с крошечными зубцами по лезвию, пшеницу на юге косили косами с грабельками. Косили только мужчины, жали все - и мужчины, и женщины, и дети. И что интересно, хлеб убирали так чисто, как пока еще не может убираться никем и нигде в мире, при самой лучшей механической жатве.

Сжатый хлеб увязывали в снопы. Девять снопов, прислоненных друг к другу, накрытые десятым, ставились в суслон. Каждый суслон кормил три - четыре недели семью средней величины, из него получалось до пуда, а то и более зерна. Рожь дозревала несколько дней в суслонах, затем ее развозили по гумнам. Сложить снопы на повозку мог не каждый. Надо знать, как «стоять на возу», ведь сухие снопы скользят, и стоит выползти одному - двум, как расползался весь увязанный воз.

Помещения для хранения зерна

Для хранения и переработки зерна были такие строения как рига, овин.

«Рига - объясняет В. И. Даль,- молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; рига более овина». Овин в России по областям назывался - клуня, пуня, стодола, осеть. Овин - строение для сушки хлеба в снопах топкою. В риге обычно идет молотьба. Главные части овина: яма или ямник, где разводится огонь, над ямой - сушило, где на решетинах насаживаются снопы. В сушило входили через сенцы. После того, как зерно высушат, приступали к обмолоту. Аборигены Австралии собирали колоски в яму и топтали их ногами, пока не высыпалось зерно. В древней Греции и Риме гоняли по расстеленным снопам быков и ослов. В России изобрели молотильные доски. Для ручного обмолота был изобретен цеп. Устроен цеп просто: длинная палка, а к ней на цепочке подвешена палка покороче, но удар этой короткой палкой можно нанести сильнейший. Снопы выносили на улицу, раскладывали их на току, и били по ним цепами. Зерно высыпалось (обмолачивалось). Время жатвы всегда было очень напряженным. Мужчины, женщины и дети трудились всегда вместе на уборке урожая. Каждый знал, что его жизнь зависит от того, насколько добросовестно он будет работать, и от погоды. Если не убрать урожай вовремя, до дождей, то в следующем году нечего будет есть.

Появление сельскохозяйственной техники

В начале 20 века у зажиточных крестьян уже работали молотилки механические с конным, а иногда даже паровым приводом. Каких только не было попыток механизировать этот труд. Много лет назад были изобретены косилка, жатка, конные грабли, наконец, механическая сноповязалка, но они облегчали только одну какую-нибудь операцию. Пахарь мечтал о мощной тягловой силе, не случайно железного вола изобрел русский механик - самоучка Блинов Ф. А. Неповоротлива была его «самодвижущаяся тележка», которую он не только сконструировал, но и сам построил в 1888 году. Этот железный вол с двумя паровыми машинами, уже тогда, мог тянуть плуг и борону одновременно. Это было революцией в сельской технике. С приходом техники на поля стало возможно создание сельского хозяйства, при котором страна может вырваться из тисков голода. Были и другие изобретения, но все они не получили распространения, так как были неудобны, тяжелы, да и плохо убирали хлеб. Первый комбайн появился еще в 1828 году в США. Но широкого применения эта машина не получила. То было чудовищное сооружение, которое волокли по полю сорок шесть лошадей. Даже когда с 1890 года для их перевозки приспособили первые паровые колесные тракторы, - все равно толк от первых комбайнов был невелик. Зерна они оставляли в поле много. Первым среди создателей сельскохозяйственной техники был Горячкин Василий Прохорович.

Мельницы

Первое устройство, на котором делали муку, - зернотерка. Два камня - один большой, плоский, как плита, а другой поменьше, его держали в руках и растирали им рассыпанное на большом камне зерно. Второе древнейшее устройство - ручная мельница: «ручница», «рухловка». Два круглых, плоских камня - жернова, особым образом подогнанные друг к другу. В верхнем жернове отверстие, в него-то и сыплют зерно, и оно проваливается между жерновами. Верхний жернов с ручкой, за нее жернов вращают, а готовая мука высыпается из зазора между жерновами. Толкли зерно в ступе - большой деревянной колоде тяжелым пестиком. Рушница - это уже почти настоящая мельница. Появилась сила, которая вращала жернова. Такой силой были и безотказные волы, ослы и кони. Но вскоре человек нашел совсем дармовых работников - воду и ветер, построил ветряные и водяные мельницы. В России на мельницах мололи муку и толкли толокно. Мельницы были выше деревенских домов. Их ставили на возвышениях и поэтому они были видны далеко окрест.

Земледелие в Канском районе

Несмотря на кризисное время посевные площади зерновых культур в районе увеличились с 49191 га в 2006 году до 55820 га в 2010 году. Наш район занимает четвертое место в Красноярском крае по сбору зерна. Он увеличился на 57,5 тыс. тонн. В 2009 году получена рекордная урожайность 28,8 ц\га.

Хлеборобы нашего села

Какого только хлеба нет: ржаной, пшеничный, буханки, батоны, булочки, баранки, сушки, крендели, ватрушки. Всего и не перечтешь! Не дорог у нас хлеб, но как дорого он нам достается!

Изменилась хлебная нива, изменились орудия пахаря, но, как и прежде, чтобы были сыты люди на полях, трудится множество людей. Среди них хлеборобы нашего села: Тюрин Олег, Морозов Сергей, Лобзин Вадим, Бражкин Сергей. За их плечами не одна страда. Рядом с ними набираются опыта молодые хлеборобы: Крестовский Степан, Мохов Владимир, мой дядя - Зиновьев Юрий. На ниве работают династии. Рядом с сыном Юрием на машине «ЗИЛ» вывозит зерно с полей его отец (мой дед) Сергей Зиновьев и дядя Вячеслав. На помощь комбайнерам всегда готова прийти машина технической помощи, за рулем которой - Иванов Анатолий. Есть в нашем хозяйстве современный многофункциональный комбайн «Полесье» на котором трудится (тоже мой дядя) Иванов Сергей. Я горжусь тем, что мои родственники заняты таким важным делом – ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ.

Большинство продуктов, которые мы употребляем, имеют очень давнюю историю. Пшеница, например, выращивается на протяжении 10 000 лет. В прошлом земледелие являлось основным занятием. До 1750 года крестьяне трудились вручную или обрабатывали землю при помощи животных (лошадей, волов, например). Затем этот процесс был механизирован: появились машины, действующие быстрее и эффективнее. Сегодня во многих странах земледелие представляет собой крупное производство.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди. О хлебе народ сложил много пословиц:

-Хлеб - всему голова,

-Есть хлеб - будет и песня;

- Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке и другие.

Для того чтобы на нашем столе появился такой важный и необходимый продукт необходим труд многих людей: колхозников, рабочих, нефтяников, строителей, и многих - многих других. Конечно, когда мы едим хлеб, то не считаем его чудом. И это хорошо, что не считаем, хорошо, что чудо стало таким обыкновенным. Значит, мы живем богато.

Я посчитал: если каждый ученик нашей школы за один день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, это составит по нашей школе, где обучается 140 человек 7 с половиной килограммов. А в районе? А в стране?

Недаром говорят «Хлеб - драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!»

Надо запомнить: в хлебе - душа народа, нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Для того чтобы хлеб был у нас и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!».

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)