СМИ  ->  Радио  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Речевой этикет на якутском радио

Одним из наиболее существенных признаков современного развитого общества является наличие широкофункционирующих средств массовой информации (прессы, радио, телевидения).

В связи с этим встает проблема, связанная с воздействием языка средств массовой информации на речевую культуру, в частности на речевую культуру школьников, у которых культура речи, как и культура общения, только еще формируется.

Известно, что средства массовой информации оказывают значительное влияние на литературную норму. С одной стороны это влияние благотворно, так как нормированная в целом литературная речь радио и телевидения дает образцы словоупотребления и произношения. С другой стороны, речь средств массовой информации отличается определенной стандартностью.

В докладе мы обратимся к средствам речевого этикета на радио, так как именно радио, охватывая большую аудиторию, является наиболее доступным средством получения информации.

Материалом для наблюдений послужили передачи якутского радио: «Голоса Якутии», «Театр у микрофона», общественно- политическая передача «45 минут в пятницу», популярные у молодежи и потому наиболее показательные в отношении аудиовосприятия.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет- из важных элементов культуры, неотъемлемая часть общей системы этикетного поведения человека. По определению лингвиста Н. И. Формоновского, речевой этикет- это «микросистема национально- специфичных вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общества и желательной тональности соответственно правилам речевого повеления, иначе говоря, единиц при помощи которых осуществляется обращение и привлечение внимания, приветствия, прощания, знакомства, извещение, благодарность, пожелание, поздравление, просьба, приглашение, сочувствие, соболезнование, комплименты и т. д. »

Культура речи как наука рассматривает речевой этикет более широко. К нему относится на только устойчивые формулы общения, но и другие высказывания, реплики, включающие выражение отношения к собеседнику, а также интонацию и паралингвистические средства, используемые в тех же целях. Кроме того в рамках речевого этикета актуально рассмотрение не только норм, обеспечивающих «поддержание желательной тональности», но и случаев нарушения этих норм, а также причин этих нарушений («антиэтикета»).

Внутри системы средств речевого этикета наблюдается функционально- систематическое расслоение синонимов. Н. И. Формоновский отмечает, что речевой этикет «минимально проявляется в научном, более в публицистическом, еще более в официально- деловом стилях и максимально проявляется в разговорном, художественной речи, при этом в разговорной речи именно проявляется, а в художественном тексте отражается».

Речевые формулы этикета образуют особую группу устойчивых формул общения, которые не возникают заново в каждом акте речи, а воспроизводится как единицы, хранящиеся в нашем языковом сознании в виде своеобразного фонда готовых типизированных фраз. Знаки речевого этикета нельзя считать произвольными, нельзя менять по своему желанию: они традиционны, имеют свою этимологию, связаны с другими этикетными знаками (вербальными и невербальными) и обладают определенной условностью. Именно последним объясняется возможность многовариантных способов передачи одного содержания.

Этикетная информация проявляется в речи на всем протяжении сообщения, но особую важность она имеет в начале, когда устанавливается психологический контакт с собеседником. Верно выбранная ведущим тональность общения «обеспечивает всем эмоциональный комфорт, помогает наладить общение необходимого типа». Выбор наиболее уместных речеэтикетных знаков здесь будет определяться социальным статусом и социальной ролью говорящего и его партнера (партнеров), применением соответствующего официальному или неофициальному общению реестра языковых единиц и многими другими факторами.

Следует отметить, что этикетная информация необходима и в последующем общении, при поддержании необходима и в последующем общении, при поддержании установленного ранее контакта. Однако человеческое общение не сводится только к этому. Этикетные ситуации составляют лишь некоторую часть общения. Неэтикетное общение не менее важно.

Средства речевого этикета в ситуациях начала процесса и окончания передачи

И так рассмотрим использование средств речевого этикета в ситуациях начала и процесса общения со слушателями и окончания передач.

Обращение, привлечение внимания

В речевой практике обыденного общения не существует так называемого «кодекса» обращения, который бы строго дифференцировал соотношение той или иной формулы обращения в тексте.

Специфика радио программ, независимо от жанра, предусматривает более строгие рамки в определении списка обращений. Ни в дикторской речи обращений к незнакомому адресату (молодой человек, девушка), просторечных обращений (сестричка! Дядечка!), фамильярно грубоватых форм типа Сашка, форм обращений по отчеству Ивановна, Петрович. Радио ориентировано на большую аудиторию, не ограниченную социально и демографически. Поэтому при опосредованном воздействии говорящего на слушателей возникают коллективные формы общений. Самыми распространенными являются формулы типа: Уважаемые радиослушатели!, Дорогие радиослушатели!, Дорогие слушатели! (нейтральные в стилистическом отношении). Обращение к известному адресату (из числа радиослушателей) обычно включают слово уважаемый(ая) и имя или имя и отчество. Значительно большее количество вариантов отмечается в ситуации обращения к знакомому адресату (из числа участников передач).

Итак, наиболее частотным необходимо признать такие формулы обращения: по имени и отчеству Иван Петрович! Александра Васильевна! По имени (Иван!, Татьяна!, Аня!). Полные и сокращенные формы имени отражают как правило, тот факт, что гость программы молод, ровесник ведущего или хорошо знакомый ему человек с которым можно обращаться на равных.

В «живом эфире» («Молодежный канал») при непринужденном характере в молодежных радиопередачах общения , подростки задавая друг другу те или иные вопросы, пользуются усеченными формами имени: Лен. , Саш Тем самым выражается некоторая доверительная разговорная непосредственность, которая максимально приближает их речь на радио к уровню повседневного общения.

В тексте радиопередачи может быть не одно обращение, а несколько. Этим достигается привлечение слушателей к наиболее важным моментам речи, чаще всего при выражении просьбы, пожеланий предложений при вопросе. Так на протяжении одного из выпусков программы «45 минут в пятницу» от 11 марта 2008 года ведущий задавал своему собеседнику, политическому деятелю, ряд вопросов, неоднократно благодарил его,

6 обращался с просьбами. При этом в большинстве случаев каждое речевое действие журналиста предполагало обязательное наличие соответствующей формы обращения: Эрнст Борисович, первый вопрос к Вам будет такой; Эрнст Борисович, могли ли бы Вы объяснить. Спасибо, Эрнст Борисович.

Как видно из приведенных примеров, ведущий программы использовал однотипные обращения, которые и определили социально – ролевые отношения между говорящим и его партнером (отношения официальные, деловые, не допускающие и тени фамильярности). Отличительной чертой такого типа радио бесед является практическое отсутствие формул обращения к ведущему со стороны приглашенных для участия в программе. Связь между участниками радиобеседы здесь имеет некоторую напряженность: ведущий программы – приглашенный для выступления. За счет этого усиливается информационная сторона общения.

Ситуации, в которых средством привлечения внимания собеседников служат различные виды обращения, нельзя рассматривать в отрыве от тех, когда нет необходимости непосредственно называть адресата. При контактном общении на радио адресат определен с самого начала, поэтому, использование обращений к одному лицу будет отвлекать слушателя и затруднять процесс восприятия необходимой информации. При обращении на дистанции, когда адресат неизвестен, но обязательно подразумевается, сигналом привлечения внимания служат типизированные фразы: послушайте нашу информацию, наш репортаж, предлагаем вашему вниманию беседу с врачом. Для таких фраз характерно использование глагольных форм повелительного наклонения множественного числа.

Мы подробно остановились на характере использования различных форм обращений в радиоречи, считая их наиболее важным, определяющим средством речевого этикета.

Формулы приветствия

Этикетные формулы обращения часто употребляются вместе с приветствием, которые также представляют собой один из важных знаков речевого этикета. Приветствие является связующим звеном между говорящим и слушающим. Назовем традиционные формулы приветствия, звучащие в различных радиопрограммах, независимо от жанра: Здравствуй- те! Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброе утро, (день, вечер) дорогие радиослушатели! Все эти формулы стилистически нейтральны. Многие из них включают и обращения.

В передаче «Молодежный канал» иногда встречаются не совсем привычные для языка молодежи стилистические повышенные формулы типа: Рад вас приветствовать в нашей программе «Молодежный канал»; Вместе со мной вас приветствует

Формулы приветствия, используемые в радиопередачах, существенно отличаются от обиходных формул. В радиопередаче отсутствуют такие выражения: Как дела? Что расскажете? Как ваше здоровье? и т. д. В условиях дистантного общения этот круг вопросов обычный в нормальном общении, оказывается неоправданным: общение по радио предусматривает ответных реплик радиослушателей. Сама этика радиообщения не позволяет звучать в эфире такого рода фразам, подчас ставящим в неловкое положение приглашенных в студию собеседников.

Коротко остановимся еще на одной характеристике – ее звуковой окраске, имеющей непосредственное отношение к приветствию. В радиоречи интонация ведущего является средством воздействия на слушателей, так как в восприятии радиослушателей, содержание передачи неизбежно преломляется через «призму» звучания, а тем самым через образ ведущего. По речи ведущего можно судить о его темпераменте, настроенности, даже, о его искренности.

Заключительная часть передачи. Формулы прощания

Правила речевого этикета обязывают завершать речевое общение одной из уместных формул прощания. Любой текст в нашем общении (в том числе и на радио) необходимо строить «в этикетной рамке», только тогда в речевом этикете проявится благожелательная тональность любого общения. Уместно выбранная формула прощания является послед- ним важным звеном в создании этикетного обращения речи. Эта формула будет свиде-тельствовать о характере установленного контакта между ведущим радиопрограммы и радиослушателями; определить социальный статус и социальную речь говорящих и их партнеров, личностные отношения собеседников при контактном общении, следовательно, безупречное владение определенным набором формул прощания обязательно для тех, кто ведет передачу.

Наиболее употребительны следующие нейтральные в стилистическом отношении выражения: До свидания! До новых встреч! До встречи в эфире! (с указанием даты, например, до следующего четверга!), Всего доброго, до свидания! На этом я прощаюсь с вами и желаю вам всего хорошего! Как видим, формулы прощания в основном опираются на словесную этикетную модель – штамп, сложившуюся в практике радиовещания.

Как уже было отмечено выше, почти никогда не бывает так, чтобы формула прощания прозвучала вдруг совершенно неожиданно для собеседника. Правила речевого этикета предусматривают обычно какие-то указания на завершение общения. Хотя они не столь стандартны как формулы, но тоже достаточно устойчивы. Перед тем как проститься, ведущий благодарит за общение, выражает удовлетворение встречей после завершения беседы в студии (Спасибо Вам за интересный рассказ), благодарит радиослушателей за внимание (Дорогие радиослушатели, благодарим вас за внимание!. Ну а мне остается поблагодарить всех радиослушателей и всех тех, кто работал в нашей студии).

Это еще раз свидетельствует о том, что средства речевого этикета представляют собой своеобразную систему, в которой каждое слово значимо и в то же время получает свое наполнение только в результате взаимодействия с другими средствами речевого этикета.

В нашем докладе мы рассмотрели некоторые особенности использования средств речевого этикета в условиях массовой коммуникации на радио. Подводя итоги вышесказанному, необходимо сделать следующие выводы:

Нормы речевого этикета невозможно перенести в чистом виде в радиовещание в силу специфики радио как средства общения социально ориентированного на массового слушателя;

Любой текст, звучащий в радиоэфире, как показали наблюдения, строится в «этикетной рамке», которая организует благожелательную тональность контактного общения (ведущий программы – собеседник в студии) и дистантного общения (ведущий программы – радиослушатели);

В речи на радио интонация должна стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия, так как восприятие радиослушателя содержания радиопередачи неизбежно преломляется через «призму» звучания; образ ведущего создается на основании одних только слуховых впечатлений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)