Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Семейные традиции живут в доме родном

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный устойчивый дом.

Проходя по улицам своего родного села, как-то не задумываешься над прошлым тех небольших саманных домиков, что приветливо «улыбаются» своими белыми фасадами под красной черепичной крышей. Многие из них стеснительно прячутся за густой зеленью уличных палисадников, скрывая свои «старческие морщинки», другие же, те, что повыше и поаккуратнее, наоборот, так и пытаются обратить на себя наше внимание, как бы говоря: «Мы хоть и годами старики, зато молоды душой»! Да, у каждого дома есть своя душа, особенная и совсем непохожая на другие дома, пусть даже соседские. Ведь именно люди, обитающие в этих домах, наполняют их живой атмосферой, а их жизнь, мысли, чувства – и есть та самая душа.

Старые дома нам постоянно о чем-то напоминают Глядя на них, можно научиться уважению к предкам и смотреть в будущее с надеждой. И тогда прошлое и будущее станут неразрывными. Сегодня это особенно актуально, потому что мы сталкиваемся «со стихией забвения. Забывается все – от государственной идеологии и образа жизни до облика улиц и кухонной утвари. Неосведомленность новых поколений о прошлой жизни грозит обернуться полным взаимонепониманием» (С. Гандлевский)

Я хочу рассказать историю нескольких домов, но цель моей работы не просто поведать историю их создания, а показать, как каждое поколение становится связующим звеном во времени, звеном в цепи жизни. Мой рассказ – это будет история одной семьи – семьи Тенищевых, к которой отношусь

Меня зовут Максим Тенищев. Живу я в Ставропольском крае, в селе Гражданском. Образованно наше село в 1873 году. Оно имеет очень богатую историю. Это достаточно большое село, расположенное на берегу реки Кумы. В этом году исполнилось 40 лет, как наша семья поселилась здесь и построила свой первый дом. И теперь в селе Гражданском живет три поколения семьи Тенищевых. Эту историю я начну рассказывать с момента появления на свет моего дедушки – Тенищева Анатолия Ивановича. Его судьба очень интересная, потому что в ней отразились многие страницы истории нашей страны. А сам он научился ценить жизнь, уважать труд и беречь свою родину, которую он понимает не только как страну, но, прежде всего, как родной дом, построенный своими руками.

Родился мой дедушка в 1940 году в Александровском районе Ставропольского края, хуторе «Красный Маяк», в семье крестьянина Тенищева Ивана Даниловича. Семья была многодетная, добротная. Как тогда было принято младший сын, Иван Данилович, обзаведясь семьей, остался жить в отчем доме, помогая по хозяйству. Этот дом своими руками построил его отец – Тенищев Данила Михайлович, но к этому времени в живых осталась лишь мама – Варвара Ивановна – моя прапрабабушка. У неё кроме Ивана Даниловича были еще три дочери и три сына. Все сыновья Данилы Михайловича были обучены им строительному ремеслу, а старшие сыновья успели построить себе дома.

Спустя год после рождения моего дедушки началась Великая Отечественная война. Отца, Ивана Даниловича и всех его братьев забрали на фронт. Живым с войны никто из них не вернулся. Бабушка, Варвара Ивановна, в 1944 году умерла, после того как пришло четвертое извещение о смерти её младшего сына – Ивана. Его жена, мама моего дедушки, оставшись одна с маленькими детьми на руках, переехала к своей матери в село Круглолеское Апанасенковского района. Военное и послевоенное время было голодным, а самыми тяжелыми, по словам дедушки, были 1946 - 1947 годы.

В 1945 году случилась засуха, охватившая северо-восточные и восточные районы края. Особенно бедственным было положение в Апанасенковском, Арзгирском, Бурлацком, Благодарненском и Ипатовском районах. Дедушкина семья оказалась в самом эпицентре голода. Ему было всего семь лет, но он очень хорошо все запомнил. Вот что он мне рассказал: «Нас было пять душ. Жили в старом покосившемся доме бабушки. Она от голода уже не встает. Мама, истощенная, бледная, ходит на работу, на очистку зерна, чтобы принести горсть и сварить нам похлебку. Она сильно рисковала, воруя зерно. За хищение колхозного зерна очень жестоко наказывали. Я хожу опухший от голода. В голове одна мысль: о еде. Ни брат, ни сестра в школу не ходят Крайняя бедность, продавать нечего, скота нет. На свои трудодни мать ничего не получает. В старину говорили: человеку, чтобы не заболеть от скудной пищи, нужно 3 фунта хлеба в день (1200грамм). В голодные послевоенные годы столько хлеба не получал никто. Чтобы заработать лишний трудодень, в десять лет пошел работать. До сих пор осталась привычка есть впрок. Душа кровью обливается, когда вижу, как нынешнее поколение не дорожит хлебом. Скоту скармливают или еще хуже, как мусор его выбрасывают. Своих сыновей учил и вас учу: хлеб – главное богатство и его надо беречь. Об одном прошу Бога, чтобы не допустил войны и голода».

С детских лет познал он тяжелый крестьянский труд. С третьего класса стал трудиться в колхозной бригаде на уборке урожая: от комбайнов на быках вывозили зерно на ток. Потом его сортировали, вручную ссыпали в мешки и грузили в телеги, чтобы отвезти в районный центр и сдать.

Окончив десятилетку, по комсомольской путевке уехал в Невинномысск на строительство химкомбината, но через год вернулся в родное село. Городская жизнь была не для него: «Всякому мила своя сторона».

В 1959 году дедушку призвали в армию. Попал он в военную часть в городе Переславль – Залесский и получил направление в школу младших специалистов, в которой отучился 10 месяцев по специальности «Механик по эксплуатации заправочного оборудования ракетных установок». По окончании «учебки» его перевели в боевую часть города Плунге Литовской АССР. В 1962 году, в июле, часть, в которой он служил, получила приказ о срочной мобилизации. На поезде их привезли в Севастополь. И сразу же начали срочную погрузку на корабль–сухогруз. В трюмы поместили стратегическое оружие – ракеты «Земля-земля», дальность полета более 2000км, и другие зенитные установки, а на палубу – сельскохозяйственную технику для маскировки. Вот как дедушка об этом рассказывает: «Нас переодели в гражданскую одежду сельхозрабочих и сказали, что мы едем на боевые учения.

Во время плавания на палубу выходить нам не разрешалось, особенно в дневное время. Когда проплыли Гибралтарский пролив и вышли в Атлантический океан, мы стали догадываться, что нас везут на Кубу. Понаслышке мы знали о военном конфликте Кубы с Америкой. К тому же, во время всего пути следования, за нами пристально наблюдали американские самолёты – разведчики. Несколько раз нас пытались остановить военные крейсеры, чтобы выяснить, что за груз мы везём, но всё было очень хорошо замаскировано. Позже мы узнали, что наш корабль сопровождали подводные лодки. Одна из них неожиданно всплыла, когда мы почти прибыли на место. Так мы благополучно доплыли до Кубы».

Прибыли они в кубинский порт Касильда и стали разгружать корабль. После разгрузки их отправили в город Колобасар. Передвигались только в ночное время, а днем размещались в домах местных жителей. На это ушло две ночи.

По прибытии на военную базу быстро расположили технику и заняли боевые позиции. Началась настоящая боевая служба. Остров был блокирован со всех сторон американским военным флотом, а боевые самолеты патрулировали весь остров. Была постоянная угроза военного столкновения. Вот как дедушка вспоминает те дни: «Мы тогда были молодыми и не осознавали всей опасности. Очень уж мы гордились тем, что у нас есть такое грозное оружие и если его применить, то от хваленой Америки ничего не останется. Какие же мы были глупые! Ничего не останется не только от Америки, но и от нашей страны, и от других стран Лишь через много лет я понял, что тогда мы были на волосок от третьей мировой войны. И эта война была бы последней на нашей Земле. Нет, войну допустить нельзя. На войне погиб мой отец и все его братья, и еще двадцать семь миллионов советских людей. Сейчас я мыслю так: надо не разрушать, а созидать, строить. Строить дома. Строить свою жизнь. Этому я учил своих сыновей и сейчас учу вас – внуков».

Пятого декабря 1962 года, после снятия блокады, дедушкина часть вернулась на родину. И дедушку демобилизовали.

Всей семьей построим дом, чтобы счастливо жить в нем

После демобилизации дедушка приехал в село Дивное. Стал работать шофером и заочно учиться в Георгиевском сельскохозяйственном техникуме на механика. Здесь же познакомился со своей будущей женой – моей бабушкой – Марией Даниловной.

В 1963 году дедушка и бабушка поженились, через год родился первенец – сын Иван. С женой и маленьким сыном какое-то время жили по квартирам. Было сложно. В 1968 году семья переехала в село Гражданское. Им предложили квартиру, но при условии, что бабушка будет работать продавцом в местном магазине, а дедушка механиком в совхозе имени Карла Маркса. В 1969 году переехали на эту квартиру, начали обустраиваться, жизнь стала налаживаться, и через год родился еще один сын – мой папа – Виталий Анатольевич.

Дети росли, места было маловато, и дедушка решил воплотить в жизнь свою мечту – построить свой собственный дом. В 1974 году дедушка уже работал на другой работе – трактористом, а потом каменщиком в строительной бригаде, которая строила микрорайон в селе Гражданском, потом больницу в близлежащем селе Побегайловка. Так дедушка приобрел навыки строителя. Утерянное вместе с гибелью на войне моего прадеда – Ивана Даниловича мастерство строителя, которому он не успел обучить своего сына, опять вернулось в семью Тенищевых, благодаря упорству дедушки.

В 1976 году дедушка, Анатолий Иванович, взялся за строительство дома для всей своей семьи. Дом спланировали небольшой, но как говорит дедушка: «Хоть дом не велик, да лежать не велит». Фундамент делали основательный, на 70 сантиметров в глубину. Наш регион сейсмически активный, поэтому дом должен быть безопасным, устойчивым и иметь хороший сейсмический пояс. Дедушка почти всю траншею под фундамент выкопал вручную. Фундамент делал бутобетонный. Он состоит из раствора и наполнителя, в качестве которого используют средние и мелкие бутовые камни, крупный щебень или гравий, а для связки дедушка применил цементный раствор. По словам дедушки, технология кладки такого фундамента довольно проста. Вначале на дно траншеи он насыпал слой наполнителя – бутового мелкого камня – и хорошо его утрамбовал, затем проливал раствором, насыпал следующий слой наполнителя, и так далее. Над поверхностью земли раствор и наполнитель укладывал в опалубку, а верх фундамента вывел на 45 сантиметров. от уровня земли и устроил гидроизоляцию из двух слоев рубероида. Это особенно важно, так как у нас повышенная влажность и без гидроизоляции стены начнут тянуть влагу, тем более, если стены саманные. И еще одна важная деталь, о которой говорит дедушка, - это отмостка, которая является необходимым условием хорошей сохранности фундамента и его долгой службы. Она имеет небольшой уклон от стен дома и отводит от него дождевую воду.

Стены дома дедушка сложил из самана, не только потому, что это дешево, а потому, что такой дом «дышит». На дедушкиной родине саман замешивали на яичном белке. Саманные кирпичи от этого становились влагоустойчивыми и крепкими, а стены, сложенные из этого кирпича, были ровными и гладкими. В современных условиях такой саман, конечно, уже никто не делает. Но дедушка об этом мне рассказал, вдруг это когда-нибудь пригодится. Саманные кирпичи дедушка делал сам с помощью деревянных форм. Главными помощниками при этом были сыновья. Этот труд укрепил не только семейные связи, но и заложил основные традиции нашей семьи: ответственное отношение к делу, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, творческий подход ко всему и любовь к родному дому, которая приходит через руки, его строящие.

Стены дома снаружи обложили белым кирпичом, как «шубой». Это не только сделало дом красивым, но и теплым, потому что между саманной и кирпичной стенами осталась воздушная прослойка. Дедушка вспоминает, что несколько раз начинал кладку стен заново, так как хотелось, чтобы было красиво. Решено было использовать многорядную систему кладки. Во-первых, это простой способ кладки и доступен начинающему каменщику, каким был дедушка, а во-вторых, рисунок швов кладки стены выглядит, как дополнительный элемент украшения. Для тычковых рядов (эти ряды служат для связки стены) дедушка использовал красный кирпич, и поверхность стен получилась расчлененной узкими горизонтальными полосами красного цвета. Это стало еще одним декоративным элементом дома. Из белого и красного кирпича дедушка оформил углы дома в виде колон. От этого дом стал солиднее. Крышу сделали традиционной двухскатной, потому что назначение крыши не только защищать дом от дождя и снега, но и подчеркнуть внешний облик дома. Двухскатная крыша и декоративные угловые колонны придали дому высоту и легкость на вид.

В завершение всего было сделано крыльцо. Крыльцо – это визитная карточка дома, можно сказать, его лицо. Оно может быть приветливым или хмурым, веселым или мрачным – все зависит от того, как оно сделано, но и, конечно, кем сделано. Крыльцо нашего дома делал сам дедушка, а он по характеру человек очень веселый, любит русскую песню и крепкое словцо, поэтому и крыльцо получилось нарядным и уютным. Такое крылечко в старину называли «красное». Но, по словам дедушки: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

Конечно, дом так быстро не строился, как я это описываю. На строительство дома ушло около трёх лет. Самыми сложными и длительными были внутренние отделки дома. Все стены дедушка штукатурил сам. За время строительства дома дедушка овладел многими знаниями и навыками, например, маляра, плотника, электрика. Он любит повторять: «Настоящий мужик должен все уметь делать. Мужские мозолистые руки не знают скуки».

Мы живем в селе, ведем хозяйство, дедушка держит корову, двух поросят и несколько десятков кур, и для всей своей живности он соорудил хозяйственные постройки. Это помещения для скота и хранения кормов, а также рабочая комната с плитой для приготовления кормовых запарок. Все они располагаются компактно вокруг хоздвора, а для экономии стройматериалов дедушка сблокировал их друг с другом. Получилась настоящая усадьба с крытым хозяйственным двором, какие в старые времена были широко распространены в крестьянском быту.

Особой гордостью деда является погреб – это холодное помещение для хранения продуктов, устроенное под кухней. Здесь бабушка хранит свои соленья, варенья, а также запасенные впрок овощи (картофель, морковь, свеклу, капусту) и яблоки, которые дед вырастил в любимом саду. Банки здесь стоят, как солдаты на плацу, по росту и размеру. Каждая банка подписана, чтобы долго не искать нужное варенье. По этому случаю у дедушки припасена пословица: «Дом вести – не головой трясти: всё надо припасти». И бабушка всегда делает большие запасы, потому что в родном доме частыми гостями являемся мы – внуки и дети Тенищева Анатолия Ивановича.

Творческое следование традициям

Продолжателем семейных традиций стал мой отец – Тенищев Виталий Анатольевич. В 1995 году он взял план для строительства собственного дома. Дедушка и бабушка одобрили его решение, хотя, конечно, хотели, чтобы мы жили с ними, как это велось в старину – младший сын живет с родителями. Но «всякая птица свое гнездо любит», и дедушка поддержал желание сына построить «свое гнездо». В наши дни построить дом очень трудно, поэтому строительство продолжается до сих пор. В 2001 году мы все-таки переехали в свой дом, потому что все необходимое для жизни было уже построено. Остаётся достроить хозяйственные постройки, доделать двор, установить ворота. Народная мудрость гласит: «По воротам и хозяина видно». Но пока нет ворот, украшением нашего двора служат цветы, с любовью выращенные моей мамой – Татьяной Ивановной. Она создает уют и особенный климат в доме. И каждый из нас спешит домой, чтобы поскорее окунуться в эту атмосферу любви и надежности. Недаром народ говорит: «Хозяин в дому – что медведь в бору, а с хозяюшкой в дому – все как оладышки в меду».

Про наш дом не скажешь, что он «построен на песке». Он стоит на «твердом фундаменте» семейных традиций. Дедушка, Анатолий Иванович, является для нас главным помощником и советчиком, потому что он старший в семье, мудрый и опытный. Это еще одна традиция нашей семьи – уважение к старшему поколению, почетное отношение к родителям. Этому дедушка научил своего сына – моего отца, а он меня. Я в свою очередь обязательно передам это своим детям. Именно так происходит преемственность поколений и течение всей жизни. Но жизнь привносит и что-то новое, заставляет обратиться к новым технологиям, к новаторству. Наша задача суметь органично соединить традиции и новаторство, чтобы все выглядело современно и в тоже время достойно.

У Дмитрия Сергеевича Лихачева в заметке «Экология культуры» есть такие слова: «Градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости». Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Также точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему».

Эти слова полностью подтверждаются и жизнью моего дедушки, и жизнью моего отца, и моей жизнью. Поэтому наши дома

Я знаю историю своей семьи. Все мужчины были строителями по призванию души. Они не просто строили дом: закладывали фундамент, возводили стены, накрывали крышей – они создавали будущее. А его основой, или фундаментом, были семейные традиции. Это есть основное богатство нашей семьи.

Участвуя вместе с папой и дедушкой в планировании новых построек и в самом строительстве, я уже определился со своей будущей профессией – буду строителем. Ближайшее учебное заведение, где можно получить эту профессию, находится в городе Ставрополе – это Ставропольский строительный техникум. В соседних с нашим краем регионах есть высшие учебные заведения – Карачаево-Черкесский строительный институт и такой же институт в Волгограде. Я только не определился, в какое из этих учебных заведений буду поступать после окончания школы. Одно знаю точно – у меня будет дом, построенный своими руками, потому что это одна из главных традиций нашей большой, трудолюбивой, дружной семьи – семьи Тенищевых.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)