Hi-Tech  ->  Программы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Создание обучающего диска по теме «Графический редактор Paint»

Возможности информационных и телекоммуникационных технологий резко возросли и расширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования. Использование электронных средств обучения, относимых к ним образовательных электронных ресурсов, в том числе и размещенных в сети Интернет, начинает заметно влиять на современное российское образование и культуру, создает условия для развития инновационных методов обучения. Быстрыми темпами происходит внедрение электронных средств в учебный процесс в общеобразовательной школе. В настоящее время невозможно назвать дисциплину, в обучении которой, так или иначе, не применялись бы электронные издания или ресурсы.

Практика показывает, что современный учитель, активно используя информационные и телекоммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, как правило, не остается в стороне от разработки отдельных электронных средств обучения, например обучающих дисков или электронных учебников. Таким образом, несмотря на то, что основная масса таких средств, очевидно, должна создаваться профессиональными коллективами разработчиков, авторами части таких ресурсов все равно будут оставаться школьные учителя, преподаватели и студенты педагогических учебных заведений, привносящие собственные средства в обучение отдельным дисциплинам.

Теоретические основы применения обучающего диска на уроках информатики

Понятие обучающего диска в педагогической и методической литературе

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих средства информатизации. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить. В рамках настоящей работы для именования средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, использован термин электронное средство обучения. Обучающий диск также входит в определение электронных средств обучения. Таким образом, определение понятия обучающего диска можно сформулировать через понятие электронного средства обучения. В этом случае обучающим диском является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством техничного исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Благодаря специфике своего определения, обучающие диски существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Кроме того, при использовании электронных средств в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудио информации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

Требования к содержанию обучающих дисков

Содержание обучающего диска должно удовлетворять следующим требованиям:

– иметь конкретное дидактическое назначение, соответствовать определенному этапу процесса обучения;

– соответствовать научному уровню материала учебных пособий и их логическому построению;

– обеспечивать научные и методические связи между структурными элементами пособий;

– учитывать преемственность знаний, применять и использовать ранее полученные знания;

– создавать условия для решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

– учитывать уровень подготовленности учащихся

Любой обучающий диск характеризуется рядом следующих признаков:

– информационная насыщенность диска заключается в том, что по средством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения;

– эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях содержания диска;

– управление процессом восприятия информации с диска определяется логикой изложения;

– целостность и законченность обучающего диска состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи.

Дидактические, методические и психологические требования, предъявляемые к обучающим дискам

Обучающие диски, создаваемые учителями или студентами учебных заведений, должны отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены стандартные дидактические требования к обучающим дискам.

Требование научности обучения с использованием обучающего диска означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала. Процесс усвоения учебного материала с помощью обучающего диска должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

Требование доступности обучения, осуществляемого с использованием диска, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью обучающего диска может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае обучающего диска реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение учебным материалом самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе обучения с помощью диска должен лежать деятельностный подход. Поэтому в соответствующих информационных ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности учащегося. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала.

Требование систематичности и последовательности обучения при использовании обучающего диска означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке. Для этого необходимо:

– предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

– учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

– тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к ученику;

– строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

– обеспечивать связь информации, предъявляемому обучающему диску, с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения при использовании обучающего диска.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к обучающим дискам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к дискам предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании компонента обучающего диска.

Требование адаптивности подразумевает приспособляемость диска к индивидуальным возможностям обучаемого. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого.

Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с обучающим диском. Компоненты и подсистемы диска должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция компонент обучающего средства на действие пользователя. Обратная связь осуществляет контроль и корректирует действия учащегося, дает рекомендации по дальнейшей работе, осуществляет постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации.

Требование развития интеллектуального потенциала ученика при работе с обучающим диском предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации.

Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в компонентах диска.

Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в обучающем диске означает, что он должен предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой.

С дидактическими требованиями к обучающим дискам тесно связаны методические требования. Методические требования к учебным материалам предполагают учет своеобразия и особенности конкретной предметной области, на которую рассчитаны диски, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации и методологии реализации образовательной деятельности.

Таким образом, в данном параграфе отражены следующие моменты: дано понятие обучающего диска, сформулированы, структурированы и подробно рассмотрены общие, дидактические, методические и психологические требования, предъявляемые к обучающим дискам.

Особенности применения обучающих дисков на уроках информатики

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Они позволяют не только предоставить обучающимся большое количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Возможность применения компьютера, а в частности обучающего диска на различных этапах урока следует из учебных задач. Его можно использовать для анализа подготовки учащихся к уроку, повторения изученного материала, объяснения нового материала, формирования знаний, умений, навыков. Например, если диск планируется использовать для закрепления изученного материала, то в качестве учебной задачи может выступать задача формирования знаний, умений, навыков по конкретному учебному материалу. В случае применения компьютера с обучающим диском на этапе анализа подготовки учащихся к уроку, его использование позволяет проверить знания по изученной теме, их подготовку к уроку. На этих этапах урока используемые обучающие диски обычно представляют собой теоретическую часть, комплекс упражнений по изучаемой теме и выступают в роли тренажеров.

Таким образом, из выше сказанного можно сказать, что обучающий диск можно использовать на любых этапах урока. Структура урока обуславливается его типом, ниже мы рассмотрим структуру комбинированного урока. Он включает в себя следующие этапы:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний и практических и умственных.

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

7. Подведение итога урока.

8. Задание на дом.

9. Рефлексия.

Рассмотрим особенности применения обучающего диска на каждом из этапов урока:

1. На этапе организации деятельности учащихся основная задача учителя организовать диалог, который помогает понять учащимся о целях, способах работы на уроке, в этом случае обучающий диск можно использовать как средство для поднятия интереса к изучаемой теме. Например, учитель, объявляя тему и цель урока, сообщает об использовании обучающего диска по новой теме для самостоятельного изучения, в этом случае ученики могут просмотреть диск повторно, если материал не усвоен.

2. На этапе проверки домашнего задания учитель проверяет качество его выполнения так же с помощью диска, но это происходит только в том случае, если задание было задано с диска. Например, сделать рисунок аналогично данному на диске и проверить качество выполненной работы.

3. Этап подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала включает в себя вводный материал, наводящие вопросы по теме, готовит к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. В этом случае обучающий диск можно применить в качестве.

4. На этапе изучения нового материала, учителю необходимо доступно объяснить учащимся новую тему и при этом использовать различные формы и методы её изложения: например в качестве эвристической беседы, с помощью вопросов выявляющих опорные знания и умения учащихся по теме урока, в современных школах активно используют проекторы мультимедиа, различные технические средства обучения, что не облегчает жизнь учителя, поэтому обучающий диск значительно упростит его работу и поднимет интерес учащихся к изучаемой теме и приучает к самостоятельности. Например, при изучении графического редактора можно использовать данный обучающий диск. Учащиеся самостоятельно, просматривая диск, изучают материалы по данной теме.

5. Этап закрепления изученного на данном уроке материала, а также ранее пройденного, связанного с новым, включает в себя выполнение практических задач, решение примеров, выполнения мыслительных операций анализа обобщения, анализа выполненной работы и закрепление умений и навыков. В этом случае обучающий диск можно использовать как тренировочный материал по закреплению пройденного материала. Например, в данном диске даны иллюстрации, по которым задается задание.

6. Обобщение и систематизация знаний и умений включает в себя подведение итогов по пройденной теме, обобщение и выявление качества усвоения знаний и умений учащимися.

7. Этап поведения итога урока в целом отображает качество выполненной работы на уроке, достижения целей и задач урока.

Использование компьютерных технологий, а в частности обучающего диска, создает принципиально новые возможности в получении человеком новых знаний. Одним из достоинств применения диска в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Обучающие диски следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала на уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Изучаемая тема будет представлена на диске в виде видеофильма, который в свою очередь разделен на блоки. Видеофильм помогает учащимся лучше понять сложный, трудно представляемый материал. Обучающий диск позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации учения на успех, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Основной показатель высокого качества обучающего диска – эффективность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающий диск полезным. Эффективность диска целиком и полностью определяется тем, насколько он обеспечивает предусмотренные цели обучения, как ближайшие, так и отдаленные. При решении любого вопроса, начиная с использованием графики и кончая индивидуализацией обучения, во главе угла должны быть с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешним эффектом, красивой и легкой подаче информации, обучающий диск должен быть не эффектным, а эффективным и результативным.

Таким образом, используя обучающий диск в работе, учитель сможет более эффективно вести процесс обучения, полнее раскрыть свой творческий потенциал. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать аншлаги, настраивать видеомагнитофон во время урока и т. д. , поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. В целом первая глава отражает вопросы, связанные с теоретическими основами применения обучающих дисков в учебном процессе. Представлено определение обучающего диска, подобранное из педагогической литературы, перечислены основные задачи применения обучающих дисков. Также даны примеры использования обучающего диска на различных этапах урока.

Создание обучающего диска по теме «Графический редактор Paint»

Этапы создания обучающего диска

Создание обучающего диска осуществлялось с учетом следующих исходных требований:

1) Задание “начальных условий” – анализ объективной ситуации, вызвавшей необходимость создания обучающего диска (среды предметной деятельности, ее компонентов, их потребностей и притязаний, способов и характера их взаимодействия между собой и с предметной средой и т. п. ).

2) Формулировка целей создания обучающего диска по данной теме и постановка конкретных задач.

3) Отбор содержания курса с учетом объективных требований и конкретных пожеланий адресата курса.

Обучающий диск создавался с помощью следующих программ: Camtasia-Studio-6. 0. 0, Nero. Обучающий диск состоит из теоретической и практической части.

Теоретическая часть курса посвящена общим вопросам по теме «Графический редактор Paint», а именно:

– виды компьютерной графики;

– рабочее окно программы «Paint», графические примитивы;

– набор инструментов для рисования, палитра цветов;

– создание растрового изображения;

– оформление праздничной открытки.

Практическая часть состоит из набора разнообразных заданий, развивающих воображение и мышление учащихся, представлены рисунки для самостоятельного рисования.

Диск предназначен для использования учителями школ в обучающем процессе и для самостоятельного изучения данной темы.

Последовательность создания диска:

1. Постановка цели и задач создаваемого диска.

При работе над обучающим диском была поставлена следующая цель: создание обучающего диска для того, чтобы у учащихся, пропустивших по какой-либо причине учебные занятия, была возможность изучить пропущенный материал самостоятельно, без помощи учителя. Также диск предназначен для того, чтобы в ходе изучения темы была возможность пользоваться ресурсами диска, а не только материалом учебника.

2. Изучение школьных программ по информатике и нормативных документов.

Проанализировав школьные программы различных авторов по информатике, за основу был взят учебник Л. Л. Босовой за 5 класс. На изучение данной темы, согласно рабочей программы, отводится 5 часов, поэтому содержание обучающего диска рассчитано в соответствии с выбранной программы.

3. Подбор имеющегося теоретического и практического материала.

Отбор материала для обучающего диска соответствует базовому уровню. Дополнительный материал позволяет учащимся расширять свой кругозор по изучаемой теме, а, следовательно, является обязательной составной частью обучающего диска.

Первые пункты обучающего диска посвящены теоретическим вопросам по программе Paint, изучаемые в 5 классе, так же видам компьютерной графики. Данная часть диска не просто содержит теоретические сведения, но и наглядно подкреплена иллюстрационным материалом.

Далее содержатся практические приемы, советы по работе с графическим редактором. В заключении представлен ряд иллюстраций, который может быть создан средствами графического редактора Paint.

В качестве дополнительных источников литературы были использованы учебники других авторов, а также интернет-сайты.

Учащиеся 5 класса в ходе изучения темы «Графический редактор Paint» должны знать: основные понятия по теме, виды инструментов рисования.

Уметь: выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта, создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру, создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию.

Иметь представление: о компьютерной графике, графическом изображении, рисунке.

Таким образом, в данном параграфе были описаны этапы создания обучающего диска, которые включали в себя: выбор темы, по которой будет создан диск, выбор из учебника необходимого материала (теоретического или практического) для включения его в диск, определение содержания диска, подбор дополнительного материала, структурирование имеющегося материала по содержанию учебника Л. Л. Босовой, дополнение обучающего диска иллюстрациями, картинками, подбор практических заданий с учетом имеющихся знаний по данной теме.

Методические рекомендации по созданию обучающих дисков

С описанными ранее требованиям к создаваемым средствам обучения тесно связаны рекомендации, которым следует придерживаться при создании обучающего диска. Для организации и ведения уроков с помощью обучающих дисков представление рабочих информационных материалов и программ должно удовлетворять ряду требований. Среди них:

– полнота покрытия предметной области;

– единство применяемой терминологии;

– дидактическая системность в подборе примеров и заданий;

– методическая последовательность предъявления примеров и заданий;

– интерактивность в работе с учебными заданиями;

– свобода выбора учебной траектории.

Отметим, что таким требованиям должен удовлетворять учебный материал, составляющий основу содержательного наполнения любого обучающего диска. Добавим сюда также такие требования, связанные с технологиями создания дисков, как:

– единство программного обеспечения, стиля управления и дизайна;

– открытость для расширения и модификации учебных материалов на основе результатов педагогического применения.

На основе изучения и сопоставления этих требований сформулируем основные принципы создания обучающего диска:

– системность представления информации;

– изоморфность внутренней структуры изучаемой предметной области;

– соответствие дидактическим и методическим требованиям, интерактивности представления информации и организации учебной деятельности.

Из этих принципов вытекают основные подходы к их практической реализации:

– содержание обучающего диска должно быть замкнуто в том смысле, что в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения уроков по избранному предмету или тематическому разделу;

– в основу содержания средства обучения должен быть положен специально структурированный учебно-методический материал, удовлетворяющий дидактическим требованиям;

– все компоненты диска выполняются в едином стиле и дизайне;

– в состав обучающего диска в качестве основных компонентов входят: блок специально адаптированного учебно-справочного материала, блок практических работ;

Отметим, что дополнительной особенностью созданного таким образом средства обучения будет также его независимость от типа и характеристик учебного компьютера (IBM, Macintosh) и операционной системы (Windows, Unix). Создателям обучающего диска следует учитывать, что существует проблема, связанная с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в образовании, и как следствие этой проблемы - практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества информационных технологий в профессиональной деятельности. Нередки ситуации, когда участникам образовательного процесса приходится неоправданно овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с техническим оборудованием, программным обеспечением и содержательным наполнением для каждого отдельного диска.

Жизнеспособность и эффективность педагогического применения средств информатизации определяется не только их высокими психолого-педагогическими, технологическими и эргономическими показателями, но и степенью единообразия (унификации) содержательных, методических и технологических подходов к реализации и эксплуатации дисков. Согласно толковому словарю унификация (от лат. unus - один и facio - делаю) - это приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимают приведение различных видов продукции и средств её производства к наименьшему числу типоразмеров, марок, форм, свойств и т. п. Основная цель унификации - устранение неоправданного многообразия изделий одинакового назначения, но различных по совокупности параметров. Очевидно, что достижение подобной цели актуально и для современной системы обеспечения сферы образования обучающими дисками. Решением данной проблемы может стать применение специально разработанной системы спецификаций и метаописания для унификации разрабатываемых дисков.

По своей сути, подобные спецификации являются жестко фиксированной системой требований, которым наряду с другими общепринятыми требованиями, должны удовлетворять обучающие диски для полноценного применения в современной системе образования. Говоря более детально, можно отметить, что разработка средств обучения должна производиться с учетом принятых соглашений о единой терминологии и критериях структуризации информации, общих элементах дизайна, единообразной методике использования в образовательном процессе, едином подходе в пользовательском документировании технических и методических приемов работы, обязательном наборе единообразных сервисов, формате и принципах межресурсного обмена информацией, формате и принципах использования общих информационных ресурсов, единообразной системе навигации по информации и других соглашений.

Существенным фактором унификации разрозненных дисков может стать предъявление к ним единого комплекса требований качества и реализация единой максимально универсальной системы апробации и экспертизы. В этом случае такие ресурсы, применяемые в различных областях образовательной деятельности, в идеале будут единообразны и в смысле их соответствия единым психолого-педагогическим, технологическим и дизайн-эргономическим требованиям, овладение которыми должно войти в систему подготовки педагогов в области информатизации образования.

В настоящий момент потребность во все большем использовании обучающих дисков в образовательном процессе концентрирует большое внимание на качестве создаваемых средств, вызывая необходимость вырабатывать критерии оценки качества.

Существует много подходов к оценке качества и эффективности дисков. Разработчики обучающих дисков должны ориентироваться на то, что впоследствии разработанные ими средства обучения могут быть подвергнуты подобной экспертной проверке.

Примерные критерии, по которым производится оценка качества обучающих дисков

– структура и навигационные функции;

– визуальное оформление;

– функциональность;

– интерактивность;

– общее впечатление.

Раскроем смысл каждого критерия.

Содержание. Содержание - это вся информация, представленная в обучающем диске. Информационное наполнение должно привлекать внимание обучаемого. Форма информационного наполнения должна соответствовать аудитории - материалы должны быть ясны, кратки и действенны.

Структура и навигационные функции. Структура и навигационные функции характеризуют организацию информации в диске и возможности перемещения между его разделами. Правильно сформированная структура и навигация позволяют обучаемому сформировать мысленную модель представленной информации, определить, где находятся необходимые сведения и чего можно еще ожидать. Грамотно разработанная навигация дает возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание ресурса как вглубь, так и вширь.

Дизайн. Дизайн - это характеристика внешнего вида обучающего диска. Графическое оформление должно производить благоприятное впечатление на ученика - дизайн должен быть разработан с учетом пихолого-физиологических и возрастных критериев. Критерии оценки визуального оформления - высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентировано содержание диска.

Интерактивность. Интерактивность характеризует возможности, которые диск предоставляет учащемуся. Однако интерактивность не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню - средство должно предоставлять ученику возможности диалога. Интерактивность - это возможность двустороннего обмена информацией. Благодаря интерактивным элементам обучаемый должен постоянно ощущать отличие обучающих дисков от традиционных печатных изданий, используемых в обучении.

Функциональность. Этот критерий характеризует технологическую сторону диска. Средство обучения должно быть независимым от платформы и типа браузера.

Общее впечатление. Обучающий диск - это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей. Помимо информационного наполнения, структуры и навигационных возможностей, визуального оформления, функциональности и интерактивности общее впечатление учитывает и те неуловимые тонкости, которые заставляют учителей и учеников использовать или не использовать данное средство обучения.

Исследования различных систем, построенных на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий, показали, что для свободного перемещения в рамках диска обучаемым нужно, чтобы время ответа при перемещении с одной страницы на другую было меньше секунды. Традиционные исследования человеческого фактора показывают такие же результаты. При создании обучающих дисков следует добиться того, чтобы обучаемым не приходилось ждать его загрузки больше 10-15 секунд, так как это предел возможности человека фокусировать внимание на чем-либо во время ожидания.

Таким образом, вторая глава посвящена решению следующих вопросов: описание этапов создания обучающего диска и составление методических рекомендаций по его созданию. В пункте 2. 1. отражены исходные требования касающихся создания обучающего диска, указаны учебные программы с помощью которых велась работа с диском. Далее имеется содержание теоретической и практической частей диска по теме «Графический редактор Paint». Представленная последовательность создания диска позволяет проследить этапы работы над диском. В этом же пункте имеются требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса после изучения темы. В пункте 2. 2. находятся методические рекомендации по созданию обучающих дисков.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудио визуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств.

В первой главе отражаются вопросы, связанные с теоретическими основами применения обучающих дисков в учебном процессе. Дано определение обучающего диска, подобранное из педагогической литературы, перечислены основные задачи применения обучающих дисков. Также даны примеры использования обучающего диска на различных этапах урока. Вторая глава содержит описание этапов создания обучающего диска и составление методических рекомендаций по его созданию. В пункте 2. 1. перечислены исходные требования касающихся создания обучающего диска, указаны учебные программы с помощью которых велась работа с диском, имеется содержание теоретической и практической частей диска по теме «Графический редактор Paint». Описанная последовательность создания диска позволяет проследить этапы работы над диском. В этом же пункте имеются требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса после изучения темы. В пункте 2. 2. находятся методические рекомендации по созданию обучающих дисков.

Исходя из вышесказанного, следует, что цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены.

Практическое значение работы: данная работа может использоваться учителями школ, студентами – практикантами, а также автором в дальнейшей педагогической деятельности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)