Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Становление российской многопартийности в период перестройки

Региональный масштаб (Челябинская область)

2009 год – Год молодежи в России. По этому случаю, я хотел бы привести слова Председателя областной избирательной комиссии Ирины Старостиной:

«Современной молодежи необходимо понять, что власть рядом и совершенно реальна для всех. И участвовать в управлении городом, областью или страной и в формировании государственной системы можно не только через представителей, но и непосредственно самому, став кандидатом. По закону о выборах, молодой человек, достигший 18 лет, вправе выдвигать свою кандидатуру в органы местного самоуправления. А в 21 год – претендовать на место главы муниципалитета. Главное быть активным, помнить, что и от тебя зависит, в какой стране ты будешь жить. Станешь ли ты потребителем или созидателем».

В этих словах Ирины Старостиной я вижу главное для себя – надо быть созидателем. И поэтому мне было интересно узнать историю политического процесса перестройки, под названием «становление российской многопартийности в период перестройки». Этот вопрос был исследован на примере моей родной Челябинской области.

Роль многопартийности в процессе трансформации системы политических отношений на местах

Развитие региональной многопартийности началось в 1987 году. В это время начали появляться первые неформальные организации общественно-политического толка. Их появление вызвано обострением ряда проблем действующей общественно-политической системы.

Исследователи, которые занимаются этим вопросом, выделяют следующие причины появления неформальных организаций:

1) нерешенность в ходе осуществления политики государства многих социальных, экономических, политических, культурных проблем;

2) демократизация общественно-политической жизни;

3) недоверие части населения к государственным институтам, призванным отвечать за ход социальных преобразований в стране;

4) разочарование части граждан в идеалах социалистического и коммунистического строительства.

Данные причины можно объяснить тем, что некоторые части общества стали высказывать недоверие единой политике партии. А нерешенные общественные проблемы могут пониматься, как результат снижения способности системы (коммунистической) обеспечивать достижение поставленных целей и задач. Демократизация жизни и политика «гласности» создавала саму возможность безнаказанного проявления вполне свободных от коммунистической пропаганды мыслей.

Вполне очевидно, что вышеперечисленные условия определяли состояние партийно-государственной политической системы не только «на верху», но и на местах – в регионах.

Существует несколько этапов становления многопартийности на региональном уровне.

Предварительный этап (1987-1988 года).

Первый этап (период с середины 1988 года по лето 1989 год).

Второй этап (с середины 1989 г. до марта 1990 г).

Третий этап (март 1990 – август1991 года).

Четвертый этап (1992-1993 года)

1) институт региональной многопартийности становился все более «системным» политическим явлением

2) усилия демократических сил в регионах после августа 1991 года были сосредоточены на вхождение в новую систему властных отношений.

3) коммунисты и националисты становились зависимы от власти.

Функциональные возможности политических партий в регионах

Ещё в самом начале своего пути неформальные общественно-политические структуры, появившиеся в период перестройки на региональном уровне, имели довольно небольшой потенциал. Почти всю первую часть перестройки – до второй половины 1989 года – подобные формирования заявляли о себе только в «столице» и некоторых крупных городах регионов.

Основная социальная база неформальных общественно-политических объединений в регионах: учащиеся, студенты, творческая и научная интеллигенция, наиболее политизированная часть рабочих.

Деятельность неформальных политизированных организаций, безусловно, вызывала определенное внимание среди городского населения, особенно в крупнейших городах той или иной области. Свидетельством этого можно считать массовость первых публичный акций, которые были организованны местными самодеятельными структурами.

Таким образом, следует признать, что до середины 1989 года, несмотря на ограниченные функциональные возможности, неформальные объединения в регионах смогли выразить интересы определенной части населения, своими акциями «надавить» на местную власть.

«Расцвет» активности неформальных организаций пришелся на период со второй половины 1989 года по март 1990 года – предвыборная кампания на Съезд Народных депутатов РСФСР и местные Советы.

Неформальные группы стремились объединиться в один предвыборный «демократический фронт».

В Челябинской области это стремление началось превращаться в жизнь с осени 1989 года.

Говоря о численности публичных акций неформальных объединений, можно сказать, что она была довольно высока. В Челябинске и Магнитогорске, где данные митинги проводились с завидной регулярностью, их численность составляла в среднем 200-300 человек.

Следует упомянуть ещё об одном немаловажном факте. Неформальные общественно-политические объединения, участвуя в предвыборной кампании в местные органы советской власти, изначально имели весьма ограниченные возможности по выдвижению своих кандидатов и, следовательно, чисто физически не могли претендовать на господство над Советами. Главная причина – относительная малочисленность. Наиболее образцовыми с точки зрения влияния неформалов на население регионов были результаты выборов в областные Советы. Показатели были крайне низкими.

Данный факт приобретает наибольший вес, если учесть, что именно в Челябинске неформальное политизированное движение было наиболее многочисленным, организованным и активным.

В городских и районных Советах 1990 года избрания представительство членов неформальных объединений также было довольно незначительным. В большинстве случаев самодеятельным объединениям удавалось получить самое большее 8-12% мандатов в местных органах советской власти. Исключения составляли лишь несколько более многочисленные группы депутатов – членов неформальных объединений в городских Советах областных центров.

Подводя итог, можно сказать, что даже в условиях политической заинтересованности населения регионов в период избирательной кампании 1989-1990 годов неформальным объединениям не удалось набрать большого веса.

После предвыборной кампании 1989-1990 гг. на региональном уровне начался процесс строительства новых политических партий.

Объединение большинства демократических структур на местах в единый антикоммунистический фронт под эгидой движения «Демократическая Россия»

(осень 1990 – весна 1991 гг. ) способствовало существенному увеличению исходных возможностей партийно-политических сил. В Челябинской области 28 апреля 1991 года в Учредительной конференции регионального отделения «ДемРоссии», приняли участие 69 делегатов из 33 организаций и 9 населенных пунктов области, которые представили 2200 членов.

Стоит отметить, что демократические силы доминировали в региональном партийно-политическом процессе в период с 1990 года по август 1991 года. Судить об этом можно по таким основным показателям, как активность новых общественно-политических объединений в рамках местного информационного пространства, степень поддержки их политических лозунгов населением, а также влияние демократов на региональные органы власти.

В Челябинской области в указанный выше период представители общественно-политических объединений получили неограниченный доступ к СМИ. Политические силы в регионах наладили выпуск собственных печатных изданий.

Более же точную информацию о влиянии демократов области на местное население можно было получить из результатов прошедших в 1991 году референдума и выборов Президента РСФСР.

Наконец, о влиянии новых политических партий и движения «Демократическая Россия» на властные структуры Челябинской области можно судить, прежде всего, по деятельности представителей этих политических сил в органах советской власти. Отметим, что в ряде городов области, в том числе – Челябинске, Магнитогорске, Златоусте и Троицке, избранными в Советы членами демократического движения были сформированы объединенные депутатские группы, насчитывающие в среднем по 30-50 человек. Где-то они проявляли активность, но в большинстве случаев их численность не позволяла влиять на ход событий и на характер принимаемых решений.

Период с середины 1990 по август 1991 год стал успешным временем для демократических партий и движений на региональном уровне. Особого успеха они достигли в публичных акциях и митингах.

Основная деятельность демократов до августа 1991 года была ориентирована на окончательное разрушение партийно-политической системы, и ввиду этого факта их функциональная роль может быть охарактеризована преимущественно в терминах «негативной» (протестной) агрегации интересов наиболее политизированной части местного городского населения. О властном же влиянии представителями новых политических партий и движений интересов граждан (в том числе и протестных) можно говорить лишь на уровне общих деклараций, поскольку реальных рычагов воздействия на процесс принятия политических решений участники демократического движения в регионах практически не имели.

Абсолютно ясно, что в период перестройки партийные и движенческие структуры общедемократической ориентации составляли ключевой элемент формирующейся региональной многопартийности, функциональные возможности которого постоянно увеличивались по мере разрушения на местах партийно-государственной политической системы, т. е. уменьшение влияния КПСС. Теряли свой рейтинг объединения радикально-демократической ориентации (например, «Демократический Союз» В. И. Новодворской). С 1988 по 1991 год они утрачивали свой потенциал связи с последовательным усилием радикализма общедемократического направления партийной активности. Разберем на конкретном примере.

Если касаться организаций леворадикальной и националистической ориентации, то они либо действовали на крае партийно-политического процесса, либо отсутствовали вообще.

Активность политических структур националистической ориентации на территории Челябинской области свелась в период перестройки к единичным акциям представителей Миасского славянского культурного центра (МСКЦ) (образован в марте 1990 г. ), а также членов Республиканской народной партии России (РНПР) в Челябинске и Златоусте. В июле 1990 г. на озере Тургояк МСКЦ была организована неделя славянской культуры и единства. В свою очередь, представители РНПР в течение 1990 – августа 1991 гг. занимались преимущественно распространением литературы «патриотического» содержания.

Во время августовского «путча» (19-21 августа 1991 года) представителями демократических сил, которые естественно были на стороне Б. Ельцина, развернули активную деятельность против организаторов «путча». В Челябинске в дни «путча» представители демократических сил распространили десятки тысяч листовок с Указами Б. Ельцина, проведено 7 митингов.

Наступила осень 1991 года. В Челябинской области произошло знаковое событие - организационный раскол областного движения «Демократическая Россия».

Поводом для особой активности демократических сил Челябинской области стало обсуждение кандидатов на пост главы администрации на VIII сессии областного Совета.

Параллельно с деятельностью демократических сил в регионах, с сентября по декабрь 1991 год довольно активно развернулась работа и в стане прокоммунистических и националистических организаций

Таким образом, в сентябре-декабре 1991 года попытки наиболее активных представителей партийных демократических сил «войти» в сформировывающийся механизм принятия каких-то политических решений, завершился успехом лишь в единичных случаях. Самыми результативными средствами получения активистами демократического движения должностей в основывающейся властной иерархии оказались не партийные механизмы массовой политической мобилизации, а методы ведения непубличных переговоров с лицами, ответственными за процесс формирования новой власти на местах. Последнее обстоятельство свидетельствует о крайней узости способностей демократических организаций осуществлять в новых условиях агрегирование интересов местного населения. Эффективному выполнению демократическими партийными структурами функции политического агрегирования не способствовало и имевшее место в ряде случаев организационное разграничение регионального демократического движения, произошедшее в силу как идеологических, так и прагматических воззрений местных партийных лидеров. Одновременно с появлением первых симптомов кризиса объединений демократической ориентации в указанный период на местах началось организационное становление партийных формирований коммунистического и националистического толка.

В 1992 году наибольших успехов в расширении функционального потенциала добились местные оппозиционные структуры прокоммунистической направленности.

Всё менее эффективной и активной становилась деятельность местных демократических сил в течение 1992 года. Демократические силы пытались организовать параллельный митинг с «Трудовым Челябинском». Но эта попытка закончилась неудачно. После этого митинговое и демонстрационное пространство было уступлено оппозиции.

С целью повысить популярность демократических сил в регионах, были созданы Общественные комитеты российских реформ (ОКРР). Данная акция была поддержана властями – Президентом и Правительством. В Челябинской области создание структур Общественных комитетов российских реформ началось в феврале 1992 года. В этом же месяце был создан областной ОКРР (учредители: движение «Свободный Урал», челябинский «Союз рабочих», усть-катавское отделение движения «ДР» и ряд профсоюзных организаций области).

Одной из главных причин снижения в 1992 году политического потенциала демократических сил в регионах стало разочарование активных сторонников демократизации в общественно-политической деятельности.

Стоит обратить внимание на взаимодействие в 1992 году региональных партийно-политических сил с местной властью. Ведь именно 1992 год можно назвать ключевым с точки зрения определения региональными партиями и движениями своего места в новой системе властеотношений.

В Челябинской области нарастал конфликт между областной администрацией и областным советом:

1) Демократические силы – за администрацию во главе с В. Соловьевым;

2) Прокоммунистические организации – за облсовет во главе с П. Суминым.

В период с конца декабря 1992 года до сентября 1993 года произошло очень важное событие партийно-политического толка на местах – воссоздание структур Коммунистической партии Российской Федерации.

Итак, влияние партийных и движенческих структур на местный политический процесс в декабре 1992 – сентябре 1993 гг. продолжало оставаться на очень низком уровне. В отношениях партийно-политических сил и органов местной власти в декабре 1992 – сентябре 1993 гг. также не было заметно каких-либо принципиальных сдвигов.

Подводя итог можно сказать, что к 1993 году стало несомненным отсутствие у партийных и движенческих структур продемократической ориентации значимых возможностей по агрегированию политических интересов местного населения. Оппозиционные же политические структуры смогли с помощью протестных лозунгов завоевать симпатии определенной части местных жителей. Среди этой «части» - люди пенсионного возраста и те, которые пострадали от «шоковой терапии» Правительства. Но о массовой поддержке оппозиционных политических сил говорить не приходится. Данные структуры не могли существенно влиять на политический процесс в регионах.

В целом, следует признать, что с осени 1991 до осени 1993 гг. на местах происходила эрозия функциональных возможностей партийно-политических сил.

Результатами научно-исследовательской статьи могут быть следующие выводы.

1. В данном исследовании мы рассмотрели проблемы и признаки формирования многопартийности на региональном уровне.

2. Изучили различную литературу, посвященную как конкретно данному вопросу, так и, в общем, рассматриваемому периоду в истории. Также нами были задействованы: периодические издания (газеты, журналы), документы и материалы органов государственной власти, документы и материалы региональных органов представительной и исполнительной власти, документы политических партий и движений и т. д.

3. В Челябинской области эскалация политического противостояния привела к складыванию двух противоборствующих властно-политических группировок, которые четко идентифицировались с именами своих лидеров (В. Соловьева и П. Сумина) и боролись за право приоритетного влияния на региональный политический процесс на административном, правовом и информационном «фронтах».

4. Первые протопартийные объединения появились на региональном уровне осенью 1987 г. Причинами их возникновения стали проблемы в функционировании партийно-государственной политической системы на местах (неспособность официальных политических институтов обеспечивать достижение коллективных целей населения), а также искажение принципов взаимодействия данной системы со средой (демократизация общественной жизни регионов).

5. В период перестройки с 1987 по 1991 год имеет смысл говорить об умеренном развитии региональной многопартийности, происходившем в связи с разрушением на местах партийно-государственной системы политических отношений. А в период с осени 1991 по 1993 год на региональном уровне имели место функциональная деградация данного института, вытеснение его на обочину регионального политического процесса.

6. Развитие патогенеза 1987 – 1993 гг. в Челябинской области дает повод считать, что в исследуемый период основные внутрирегиональные особенности партогенеза состояли в масштабах и уровня активности новых местных общественно-политических организаций, а также в некоторых характеристиках формирующегося партийно-политического спектра. Сильных различий в формировании наблюдать не приходилось.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)