Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История парламентаризма в России

История описывает развитие государств и народностей, обобщает и обрабатывает человеческий опыт. Нельзя понять настоящее развитие, не зная прошлого. Исторический опыт прошлого помогает решать проблемы современности. «История — наставница науки», - говорили древние.

В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.

Прошло уже более 100 лет с появления первых органов управления: 1, II, III и IV Государственных дум, принятия конституции.

Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т. д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития парламентаризма в России. На мой взгляд, эта тема очень актуальна и злободневна.

В этом году в апреле исполнилось 100 лет со дня создания I Госдумы.

Но эта тема важна еще и потому, что на сегодняшний день я замечаю, что у людей снижается заинтересованность в делах государства, наблюдается снижение активности людей на выборах различных уровнях. Необычность нашего парламента состоит в том, что по сравнению с другими государствами, он прошел очень короткий путь развития. Ведь парламент Англии появился в 1265 г. , а наш в 1906 г. Разница составляет 741 год. Это огромный исторический срок.

При выполнении своей работы я ставила перед собой определенные задачи:

- Что явилось прообразом нашего парламента.

Какова роль Земских Соборов в становлении парламентаризма в нашей стране.

- Исследовать состав, основные вопросы, деятелей первых четырех Госдум, существовавших до революции.

- Современный парламент.

Целью дальнейшей статьи является изучить путь развития парламентаризма в России. Я бы хотела привести интересные факты, события, которые способствовали развитию парламента в нашей стране. Понять, какие трудности преодолела Россия, чтобы создать органы правления государства такими, какие они сейчас.

Я думаю, что каждому было бы интересно узнать, как создавались первые органы власти, когда это произошло, и что за этим последовало.

Земские соборы, их место и роль в системе верховных органов управления в России

Ситуация в этот период на Руси:

1. В 16-17 веках Русь присоединяет к себе Казанское и Астраханское ханство, Башкирские земли, Западную, а затем и Восточную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск, происходит воссоединение с Украиной. Таким образом, с середины 16 до середины 17 века Россия сильно расширяет свои территории и резко возрастает её население.

2. Россия ведет борьбу за выход к Черному и Балтийскому морям.

З. В обществе происходит дальнейшее юридическое оформление сословий. Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию, которая представлена боярами, и служилое сословие - дворян. Экономической основой для бояр послужило вотчинное землевладение, а для дворян - поместное. Возникло городское население, которое составило в слой посадских людей, среди которых возникает определенная иерархия. Продолжается прикрепление крестьян к земле, в свою очередь они становятся неоднородными. Возникают две категории крестьян: старожильцы и новонриходцы. Первые вели хозяйство и в полном объеме несли обязанности, составляя основу феодального хозяйства, вторые - как вновь прибывшие, пользовались определенными льготами и кредитами. Кроме того, существует институт холопства, полной экономической зависимости от хозяина.

4. В 1547 г. Иван IV вводит титул царя, передаваемый по наследству. Таким образом, к 16 веку в России складывается государственный строй сословно-представительской монархии.

Система управления в России в этот период: Система правления на Руси в этот период носит приказной характер, и управление осуществляется с помощью отраслевых приказов: “Разбойный приказ”, “Посольский приказ”, “Земский приказ”, “Судебный приказ” и т. д. Возникали территориальные приказы “Сибирский”, “Казанский” и т. д. Царь в это время при управлении Россией опирался на Боярскую Думу, в состав которой входили только бояре. Это вызывало недовольство других сословий. В 1549 году в её составе была учреждена “Избранная Дума” из доверенных царю лиц. Подготовку материалов для думы осуществляли уже не только бояре, но и чиновники, связанные с приказами. В этом же году состоялся “Собор Примирения”, который положил начало “Земским Соборам” (Светские Соборы). Однако, как такового закона или законодательства о Земских Соборах, никогда и не было.

Земские Соборы: Никто не знает, сколько было Соборов за всю их историю. Однако, известно, что право созыва Земского Собора принадлежало царю, который издавал Указ о созыве Собора. Однако, в отсутствие царя, инициатива созыва Собора могла принадлежать и самому Собору. Так, например, Земский Собор избрал Бориса Годунова на царствие. Однако, предполагают, что не все созывы Соборы были достоверны, например один из них был имитирован Василием Шуйским. На Земском Соборе всегда представительствовали только правящие сословия: бояре и дети боярские, и дворяне. Все эти группы людей приносили основной доход казне, потому они в той или иной степени привлекались к государственному управлению и решению вопросов. В истории был только один Собор, когда достоверно известно, что на нем присутствовали крестьяне и казаки - это был 1613 год, избрание на царствие Михаила Романова.

При Михаиле Романове Земские соборы собирались ежегодно. На них решались основные вопросы внешней и внутренней политики России, некоторые вопросы законодательства, финансов. Вопросы обсуждались по сословным палатам, но принимались решения всем Собором. Например, в 1648 году Земским Собором “по палатам” обсуждался проект Соборного Уложения, который был принят им в 1649 году. Однако, состав Земских Соборов 16 и 17 веков сильно различался: в 16 веке Земские Соборы формировались преимущественно по должностному принципу, и только отчасти по назначению Царя. В Собор в это время входили все высшие сановники и дворяне московские, кто был в этот момент в столице, верхушка церкви. Цель этого Собора была укрепление самодержавия. Для всех создавалась видимость всенародного признания царских решений. В 17 веке к участию в Земских Соборах стали привлекаться выборные элементы из уездов - уездные боярские дети и верхушка посадских людей отдельных городов. Они составляли как бы “нижнюю” палату Собора. Появилось право высказывать пожелания по государственным решениям. Однако, в “верхней палате” по-прежнему принимали участие только члены Боярской думы и высшие иерархи церкви. Решения принимали они, а все остальные участники Собора их подписывали. Решения Соборов проводились в жизнь с помощью земских и губных изб на местах. Земские избы занимались в основном финансовыми и налоговыми вопросами. Частый созыв Земских Соборов показал их неудобство для практического осуществления. Люди, опасаясь дальней дороги и неудобств, связанных с этим, стали избегать участия в Земских Соборах. Не следует забывать, что параллельно с Земскими Соборами продолжала существовать и Боярская дума, которая играла роль постоянного Совета при Царе. Сложилась система, когда царь издавал указ, а дума приговаривала. Однако Царь мог издать Указ и потребовать его исполнения и без мнения Думы.

Последний Земский Собор был в 1653 году, а в 1654 году последовала Переяславская рада, на которой был поставлен вопрос о присоединении Украины к России.

Манифест 1905 г.

17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, в котором «даровал» населению гражданские права, свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к З голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

Стремясь создать противовес думе, император реорганизовал Государственный совет, наделив его также законодательными функциями. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись к царю. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Он по-прежнему определял внешнюю политику, руководил армией и флотом. Монарх мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать думу до истечения срока ее полномочий.

Появление в России первого парламентского учреждения — Думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом вперед в деле превращения самодержавной монархии в монархию ограниченную, конституционную.

Манифест 17 октября стал переломным моментом первой русской революции. Для всех сил, втянутых в революцию, возникла необходимость определить свое отношение к Манифесту. Это ускорило процесс организационного оформления политических партий

Государственная дума 1905 года.

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная”.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

Выборы в Государственную Думу

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая “Основными государственными законами” 23 апреля 1906 года. По первоначальному проекту (6 августа 1905 года) Государственная дума предполагалась как “законосовещательное установление”, избираемое на основе цензового представительства от трёх курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 года принимается “Манифест об усовершенствовании государственного порядка”, провозгласивший: дарование свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоёв населения; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, С-Р, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно — прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правопорядка, Монархистов — конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила — архангела и другие.

В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 октября 1905 года, после разгрома вооружённого восстания в Москве, издаётся указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу”, которым значительно расширяется круг избирателей. Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, подённых рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выбора не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом , 150 десятин, непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехступенными: сначала выбирали представителей в волостной сход, затем — на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

Полномочия Думы и депутатов

20 февраля 1906 года вышло “Учреждение Государственной думы”, в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и дума. Все законопроекты, принятые думой, должны были, затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице — председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 года были изданы “Основные государственные законы”, изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не думы или Совета.

Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть, власть управления также принадлежала императору во всём её объеме, но законодательную власть император осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора. Однако статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение думы, иначе он автоматически прекращал своё действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Первая Государственная дума

Весной 1906 года дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы. В своём адресе царю, депутаты первой думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др. Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.

Наиболее острым был конфликт между думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.

Правительство, усмотрев в действиях думы признаки “незаконности” , 8 июня распустило думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная Дума

Выборы во вторую думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем это было в первой думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности думы прекращают свою террористическую деятельность.

Премьер — министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со статьей 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно – полевых судах в августе 1906 года (он не был представлен на утверждение думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около 700 человек ), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию, и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной думы (по действующему закону состав думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), пошло на шаг, который был оценен как “государственный переворот”. Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП”, которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года. Вместе с Манифестом о роспуске думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что “никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой”.

Третья Государственная дума

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин — Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена думы, Азиатская — 15.

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50 %, сократилось от крестьянской с 42 % до 22 %. Городская курия была разделена на две: в первую входили “цензовые элементы”, то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату Государственной думы от каждой курии. Кроме того, в 6 наиболее промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату думы следовало избирать от рабочих.

Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство в думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении”, а 29 мая 1911 года было издано “Положение о землеустройстве”, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались больничные кассы”, взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной I9IIгода. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект “О преобразовании суда в сельских местностях”. Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь с правыми депутатами думы, правительство проводит в июне 1910 года закон “О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения”, открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.

В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей “столыпинской” Думы. Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную думу четвёртого созыва. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства, и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер — министров. В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв.

В августе 1915 года в думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти её депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии.

25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске Государственной думы, её депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной Думы, на основе которого будет впоследствии создано Временное правительство.

Краткая биография председателей Дум

Головин Федор Алексеевич (1867 — 1937) — с 1893 г. участвует в земском движении, в 1904 — 1907 гг. председатель Московской губернской земской управы. Один из основателей партии кадетов, член ЦК партии. Выбран во II Государственную Думу от Московской губернии, был избран ее председателем. Избирался в iii Думу, в 1910 г. сложил полномочия депутата. В 1914 — 1917 гг. работал в Союзе городов, в марте 1917 г. был назначен комиссаром временного правительства. Расстрелян НКВД.

Муромцев Сергей Андреевич (1850 — 1910) — юрист, возглавлял кафедру римского права в Московском университете, был проректором МГУ. Либерал, в 1884 г. лишен кафедры из-за политической неблагонадежности, стал адвокатом. С конца 90-х гг. активно участвует в земском движении. В 1905 г. вошел в ЦК партии кадетов, в 1906 г. избран депутатом думы от Москвы, занял пост председателя Думы. После роспуска думы председательствовал на Выборгском совещании. Как и все участники совещания, был осужден на трехмесячный тюремный срок, лишен права участвовать в выборах в Государственную думу. Продолжил адвокатскую практику, работал в университете Шанявского.

Хомяков Николай Алексеевич (1850 — 1925). Сын славянофила Хомякова А. С. Юрист, владелец поместья в смоленской губернии. Был мировым судьей, уездным предводителем дворянства, в 1886

— 1896 гг. — смоленским губернским предводителем дворянства. Избирался депутатом I, II, IV Государственных дум, председательствовал в III Думе.

Изменения, на фоне военных неудач, отношения фракций IV Государственной Думы к войне и нарастающей оппозиции к царю и его правительству.

26 июля 1914 г. состоялось чрезвычайной заседание Думы, на котором И. Л. Горемыкин – председатель совета Министров, С. Д. Сазонов - министр иностранных дел и председатель Думы М. А. Родзянко призвали к войне до победного конца. Их поддержали все фракции, кроме большевиков, которые покинули зал заседаний, отказавшись утверждать военный бюджет. После обнародования ленинских лозунгов (о поражении своего правительства в войне и превращении войны империалистической в войну гражданскую) у правительственных сил появилась возможность расправиться большевистской фракцией. Во время совещания большевиков Петрограда, проходившего в Озерках, наряду со всеми его участниками были арестованы и члены Государственной думы: в прифронтовой зоне не действовала депутатская неприкосновенность. Суд приговорил их к пожизненной ссылке в Туруханский край.

Хотя в начале войны все действия самодержавия были поддержаны думой, отношение к царской власти не оставалось неизменным. После заседания 26 июля Государственная дума и Государственный Совет не собирались вплоть до января 1915 г. В эти полгода Совет министров получил чрезвычайные полномочия. Законы военного времени оживили самодержавные начала в управлении государством. Вместе с тем активизировалась «внедумская» политическая деятельность представителей буржуазных партий. Созданные в 1914 г. Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы заметно расширили свою компетенцию. Теперь в их ведении оказалась не только организация военно-санитарного дела, но и снабжение армии. Неудачи на фронтах, проблемы, возникшие во внутриполитической жизни, рост экономического и политического влияния буржуазии сказались на отношении части членов думы к самодержавию. Прогрессивный блок, сформированный в 1915 г. (236 из 422), потребует создания правительства общественного доверия. Критическое отношение к царскому правительству ярче всего проявилось в речи П. Н. Милюкова на заседании думы 1 ноября 1916 г. :

« Мы потеряли веру в то, что власть может нас привести к победе. еще 13 июля 1916 г. с этой кафедры я предупреждал, что ядовитое семя подозрения уже дает обильные плоды, что из края в край земли русской расползаются темные слухи о предательстве и измене. Когда со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть. предпочитает хаос и дезорганизацию, что это — глупость или измена?. когда намеренно вызываются волнения и беспорядки путем провокации и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны. - это глупость или измена? Мы имеем много, очень много отдельных причин быть недовольными правительством. Но все частные причины сводятся к одной: неспособности и злонамеренности данного состава правительства. Это наше главное зло, победа над которым будет равносильна выигрышу всей кампании. »

I Дума II Дума III Дума IV Дума

Избирательный закон, на «Положение о выборах в Избирательный закон от 3 июня 1907 г.

основании Государственную Думу» от 6 августа 1905 г. и дополнительный Избирательные права крестьян и рабочих дополнительно урезаны в которого избирательный закон от 11 декабря 1905 г. пользу помещиков.

избрана Дума Многоступенчатая сословно-куриальная система, избирательное право не всеобщее, не равное, не прямое.

Время работы Апрель — июль Февраль — июнь Ноябрь 1907 г. — июнь 1912г. Ноябрь 1912 г.

1906г. 1907г. — февраль 1917

Распущена. Распущена. г.

Распущена.

Председатель Думы Муромцев С. А. , кадет. Головин Ф. А. , Кадет. Октябристы Родзянко М. А. , Октябрист.

. Хомяков Н. А.

(до 02. 1910 г. )

Гучков А. И.

(доОЗ. 1911г. );

Родзянко М. А.

Думское Кадеты (161), трудовая группа Трудовая группа Октябристы(154), Правые (147), Правые (85), октябристы (98), большинство (97) (104), кадеты(54) кадеты (59), прогрессисты

Кадеты (98) Возможны были два большинства (48).

— право - октябристское и Возможны были два большинства:

октябристско- кадетское. правооктябристское и октябристско-кадетское.

Проблемы, Аграрный Аграрный вопрос. Проекты кадетов иОппозиция преобразованиям Особая активность буржуазных вызвавшие вопрос. трудовиков предусматривали Столыпина, особенно реформам фракций, предложивших либеральные наиболее Земельная комиссия отчуждение частных земель в местного управления, спор по законопроекты.

острые одобрила противовес аграрной реформе поводу введения бессословных Левые фракции критиковали противоречия в самой Думе и принцип Столыпина. Предлог для роспуска земств в западных губерниях. аграрную, экономическую, между Думой и принудительного отчуждения Думы — обвинение Национальный вопрос. национальную, рабочую политику.

правительством. частных земель, правительство социал-демократической фракции в Рабочий вопрос. Остро стоял вопрос о бюджете. С

отказалось нарушить право подготовке военного мятежа и 1915 г. растет оппозиция к собственности помещиков на требование лишить ее членов землю. Дума выступила с прямымдепутатской неприкосновенности.

обращением к народу, что стало предлогом для ее роспуска. царю, его окружению из- за неудач в войне и распутинщины. Идея создания правительства с опорой на думское большинство.

Политические итоги В революционной стране монархияПравящим кругам стало ясно, Правое большинство Представители деятельности Думы. не смогла сформировать что крестьянство перестало заблокировало процесс буржуазии в

«послушную» Думу. В свою быть надежной опорой власти. реформирования страны, борясьДуме внесли очередь, Дума не смогла Левые продолжали борьбу за с любыми прогрессивными свой вклад в инициировать радикальную решение аграрного вопроса в начинаниями. ослабление аграрную реформу. Первый опыт пользу крестьянства. Выход монархии.

российского был найден в изменении Однако дума не парламентаризма. избирательного закона. смогла возглавить общество в период политического кризиса.

Система высших органов власти и управления в российской империи (февраль 1906 – февраль 1917 гг. )

Верховный Совет СССР

Несмотря на массовые репрессии, официальная советская пропаганда продолжала называть СССР самым демократическим государством в мире. Огромное значение имело принятие 5 декабря 1936 г. на VII Всесоюзном чрезвычайном съезде советов новой Конституции СССР.

Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фразой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности и создание двух форм собственности — государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от пола и национальности основные демократические права и свободы — свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности, а также прямое равное избирательное право.

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть должен был осуществлять Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Армянская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Туркменская, Узбекская, таджикская, казахская, киргизская Советские Социалистические Республики.

Новая советская конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные, прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права: право на труд, на бесплатное здравоохранение и т. д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов большинства его граждан. Функции по распоряжению 2социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточилась в руках Сталина и партийно-государственного аппарата, и оказались отчужденными от народа. Тем не менее, демократизм содержания Конституции оказал большое воздействие на общество.

Таким образом, в 30-е гг. ХХ в. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийных деятелей во главе с И. в. Сталиным, в стране утвердился жесточайший режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

Конституция РФ

Первые попытки создать конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Крепостная Россия в начале ХIХ в. Не была еще готова к переходу от господства царского самодержавия к власти права и закона. Примером может служить один трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «да здравствует Константин и его жена Конституция!» не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция — это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата — умершего императора Александра 1.

Но с середины ХIХ в. в России все же начинается медленный, трудный процесс вызревания первых ростков конституционного строя.

Особенно активно он пошел в период правления Александра II — царя-реформатора. Годы его правления не случайно принято называть эпохой великих реформ. В это время Россия сделала три великих шага на пути установления конституционного порядка: в результате крестьянской реформы, отменившей крепостное право, было осуществлено правовое закрепление свободы крестьян; в результате земской реформ сложилось автономное муниципальное самоуправление (земство); и наконец, в результате судебной реформы сложилась бессословная, относительно независимая, демократическая судебная система.

Уже в наши дни, оценивая эти шаги с высоты исторического опыта, специалисты приходят к выводу, что развитие системы правосудия в России в условиях сохранившегося монархического строя даже при отсутствии парламента резко ускорило демократические процессы. Причем именно так, как требовалось по высоким меркам цивилизации, - через право, закон, суд. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис-Меликова был разработан конституционный проект, направленный на продолжение реформ. Умный, дальновидный император своей властью намерен был создать частично выборное учреждение для обсуждения проектов законов. Однако намерениям этим не суждено было сбыться.

Бомба революционеров — политических экстремистов (сторонников крайних, насильственных мер) — не только оборвала жизнь великого русского реформатора за несколько дней до подписания им указа о введении выборных представителей сословий (что было бы еще одним шагом на пути к ограниченной монархии), но и резко затормозила правовые преобразования. Многие демократические реформы были сведена на нет престолонаследником Александром III, вставшим на путь реакции, - такова трагическая цена политического экстремизма.

Следующий крупный шаг на пути к конституции и конституционному строю в России был сделан уже в ХХ в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест « Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал» своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа — Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а думу — первым русским парламентом.

Потом были четыре советские Конституции — 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. — факт сам по себе отнюдь не свидетельствующий о правовом расцвете и благополучии советского общества. По мнению современных ученых-правоведов, эти конституции выполняли в основном политико-пропагандистские функции, но не работали.

За годы советской власти вся система права, законов, правосудия нашей страны была деформирована, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.

Положение стало меняться только со второй половины 80-х годов и особенно после поражения августовского путча 1991 г. , когда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации — первая демократическая Конституция в истории России.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(парламент РФ)

Федеральное собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Депутаты Государственной думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент может созвать заседание Государственной думы раннее этого срока.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей.

Государственная дума избирает из своего состава Председателя

Государственной думы и его заместителей.

Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение президента РФ; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров РФ;

- статуса и защиты государственной границы РФ;

- войны и мира.

Русская революция породила Государственную думу, и она же вынесла ей смертный вердикт. Между тем историческая роль думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил — она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.

История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Нетерпеливость, страстность ожиданий в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой — столь же нетерпеливое ожидание правительства, что дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали думу перекрестьем этих упований. 1 дума возникла как дума надежд, по сути, полярных и поэтому иллюзорных.

Время деятельности I и особенно II Думы, - эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IУ думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития — в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила в России все ХХ столетие.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)