Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История страны в истории моей семьи

Cемья элемент общества

Более или менее общепризнано, что семья представляет собой исходный элемент общества. Не все осознают значимость и необходимость изучения истории отдельно взятой семьи. Между тем история семьи отражает историю страны в целом. Ведь следует учитывать то, о чём мало кто задумывается: количество прямых предков каждого из нас возрастает по мере углубления в прошлое. Вот какие цифры приводит В. Кожинов в исследовании истории своей семьи: « В первом от нас поколении прямых предков всего двое – отец и мать, но уже в пятом – прапрапрадедовском – их 32. В каждом предшествующем поколении количество прямых предков увеличивается в два раза, в десятом поколении у каждого из нас их окажется 1024, а в двадцатом – уже 1048576!» Отсюда следует, что наши предки могли принимать участие почти во всех исторических событиях. Но из-за несохранившихся документальных свидетельств большинство людей такой информацией не обладают, хотя имеют богатое историческое прошлое, но оно остаётся невостребованным.

По этой причине темой своей исследовательской работы я выбрал «Историю семьи», собрал воедино семейные архивы, используя воспоминания родственников, которые рассказали об основных событиях моей семьи. Её корни, как и любой другой, уходят в глубь веков, но я при изучении её истории отталкивался от того момента, когда мои предки приехали в Сибирь в конце 19 века, так как именно с этого времени сохранились достаточно достоверные данные о моих предках.

Все воспоминания моих родственников представляются мне достоверными, так как в основном подтверждаются историческими данными по истории России, которые были изучены мною в ходе исследовательской работы по истории семьи.

Подписанием Александром II «Манифеста об отмене крепостного права» в России начался новый этап истории, который сопровождался крестьянскими выступлениями и надеждой крестьян выбиться в «хозяева».

Некоторые крестьяне стали переселяться за Урал в поисках лучшей доли, где было много пустующей земли.

Среди множества крестьян, бежавших от произвола помещиков на свободные земли Сибири, были и мои предки:

Поповы по линии отца поселились в селе Большеугренёво возможно приехав из Белоруссии, а по материнской линии - родоначальник рода Щербаковых – Кирилл – в Енисейском. Приехал Кирилл Щербаков с Тамбовщины с большим семейством. Четверо его сыновей - Семён, Филипп, Фёдор и Максим - дали начало разным ветвям большого древа Щербаковых, живущих ныне как в Енисейском, так и далеко от родного села.

По воспоминаниям Муратовой Евдокии Лукьяновны (внучки Семёна Кирилловича), семьи были многодетными, так было легче выжить в трудные времена. У Семёна было двенадцать детей - восемь дочерей и четыре сына. Их потомки живут сейчас по всей России и даже за её пределами. Старшим из сыновей был Лукьян Семёнович Щербаков. Труд был основой выживания семьи, главным принципом воспитания того времени, и поэтому все дети в семье были трудолюбивыми.

Несмотря на проблемы, Россия крепла, богатела. К началу XX века крепли и крестьянские хозяйства моих предков. Но державы мира сцепились в борьбе за господство, и в 1914 году началась Первая Мировая война, миллионы человеческих судеб были ею сломаны. Прадед моей мамы Лукьян Семёнович воевал за царя-батюшку и получил два георгиевских креста. Нелёгкая ему досталась судьба, вернулся домой с тяжёлым ранением. Но другая беда обрушилась неожиданно - умерла от тяжёлой болезни жена, оставив пятерых ребятишек - мал-мала-меньше (младшему ещё и года не было). Из соседнего села сосватал он молодую вдову Василису Филипповну, которая потеряла мужа в той же Первой Мировой. У неё тоже от первого мужа осталась маленькая дочь.

Побоявшись, что испугается Василиса пойти на пятерых детей, решил Лукьян скрыть о существовании самого маленького. Узнав об этом, не укорила его молодая жена, а лишь посмеялась над его страхами. Всех шестерых детей растила Василиса, поровну деля между ними свою любовь и заботу. А потом в дружной, трудолюбивой семье Щербаковых появились на свет один за одним ещё шестеро детей.

В трудные времена жили мои прапрапрадеды: долгая война, революция, а затем страшная для любого народа – гражданская война. Но всё это они смогли пережить благодаря своему труду и семейной поддержке. По воспоминаниям моей бабушки Поповой Раисы Ивановны прадед моего отца Гаврил Зимин был пимокатом, и благодаря его ремеслу семья не голодала даже в самые трудные военные годы.

А вот бабушка отца (Попова Пелагея Фёдоровна) в эти страшные годы умирает от холеры, эпидемии тогда были не редкость.

В 30 годы XX века в Советском Союзе началась коллективизация сельского хозяйства, 5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В стране были созданы сотни тысяч колхозов. Появились они и в селе Енисейском. Жили бедно. Колхозникам не выдавали паспортов.

Многодетная семья Щербаковых жила в двух комнатах большого крестьянского дома. Спали на полатях, на полу да на лавках.

В школу бегали в опорках, сшитых из старых шубных лоскутов, по очереди. Фёдор, Семён, Николай, Александр, Алексей по 7 классов окончили. Из девочек только самая младшая - Дуся - училась в школе. Прасковья, Анна, Акулина не учились совсем. Все работали в колхозе да на собственном огороде - засаживали 60 соток картошкой. Этот-то огород, который копали весной лопатами, немудреное хозяйство — корова, несколько овец, куры - позволяли большому семейству прокормиться.

В 1939 году Михаила Лукьяновича Щербакова, брата моего прадеда, забрали в армию. Шесть месяцев срочной службы оставалось отслужить красноармейцу Михаилу Щербакову, когда на родную землю напал фашист. «В бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, был убит 20. 02. 42 г. , похоронен в д. Пинашино Износковского района Смоленской области. » - пришла домой «похоронка» на Михаила Лукьяновича Щербакова. Было ему тогда всего 23 года.

О судьбах людей во время войны написано множество романов, повестей, мемуаров. Более 26 миллионов погибли во время Великой Отечественной войны, разрушено 11 тысяч городов и деревень.

Всего на войне было шестеро сыновей Луки Семёновича. Привычный уклад жизни в одночасье был нарушен.

Один за другим в первые дни войны ушли на фронт из родного села братья Михаила: Иван, Фёдор, Семён, Емельян.

Из воспоминаний моего деда Щербакова Виктора Ивановича: «Старшему из них, моему отцу - Ивану - было 32 года. Уходя, оставил он дома жену Матрёну и двоих ребятишек: мне было 6 лет и сестре Тоне 12 лет. Другие же братья семьями обзавестись не успели. Емельян 1917 года рождения воевал на Дальнем Востоке с японскими захватчиками. После окончания войны он сначала продолжал службу на Дальнем Востоке, а потом женился, да так и остался в Хабаровске. Там сейчас и живут его четверо детей, внуки, правнуки.

Девятнадцатилетним юношей ушёл воевать Федор, едва-едва исполнилось восемнадцать Семёну. Они навсегда остались молодыми. Пропал без вести в мае 1942 года Фёдор. Отчаянный, весёлый гармонист Семён как тракторист имел бронь, но выпросился на фронт, где ему пришлось осваивать другую технику - танк. Сколько километров родной земли взбороздил он гусеницами своего танка! А потом и через всю Европу до самого Берлина дошёл. Он дожил до победного мая, ему посчастливилось увидеть салют Победы. Но вернуться домой с фронта было не суждено. Почти год залечивал он раны в госпиталях. Наконец, решил, что дома его родная земля лучше заврачует. Отослал на родину письмо с просьбой прислать ему денег на дорогу и отправился домой. В мае 1946 года красноармеец Семён Лукьянович Щербаков умер от ран, был снят с поезда в городе Чкалове, там он и похоронен. Его сестра бережно хранит фотографию, где Семён запечатлён в военной форме, с орденом на груди. А сделан этот снимок в марте сорок пятого года в городе Кезлин в Германии».

Щербаков Пётр Григорьевич – двоюродный брат Ивана Лукьяновича, вспоминал: «Не вернулся к родным, к жене и детям и Иван Лукьянович. Долго отказывалась верить в его смерть жена Матрёна Ивановна. Все казалось ей, что жив её Ваня, вернётся он. В 1946 году пришло ей извещение, в котором говорилось: «Военнослужащий красноармеец Щербаков Иван Лукьянович. 1909 г. рождения, находясь на фронте, погиб в феврале 1943 года». Но и после этого продолжала она ждать мужа. Навсегда осталась она верна своему единственному, так и не выйдя больше замуж. Жила для детей - обоим дала образование. Долгую жизнь прожила Матрёна Ивановна - 96 лет, будто бы и за себя, и за него, за своего Ивана.

В 1943 году ушёл на фронт Николай Лукьянович Щербаков. Он отважно воевал, не опозорил фамилию. Встретил победу и вернулся домой».

Четырёх сыновей не дождались родные домой, четыре «кровиночки» оплакивали всю оставшуюся жизнь Лука Семёнович и Василиса Филипповна. Лука Семёнович умер в 1956 году, а бабушка Василиса прожила долгую жизнь - 92 года, оставаясь едва ли не до самой смерти опорой и подмогой для своих детей и внуков. Даже её правнуки помнят тихий, добрый нрав бабушки Василисы, её тёмные, морщинистые руки.

Только Миша, Федя, Сёма так и остались молодыми. Не суждено им было стать мужьями, отцами.

Сейчас из 12 детей Василисы Филипповны и Луки Семёновича в живых осталась лишь одна дочь - Евдокия 1931 года рождения. Живёт она в родительском доме, в котором долгое время жила и её сестра - Анна. А стену дома украшает мемориальная доска с надписью: «Улица названа в честь братьев Щербаковых: Ивана Лукьяновича, Михаила Лукьяновича, Фёдора Лукьяновича, Семёна Лукьяновича, погибших на фронтах Великой Отечественной войны». Улица имени братьев Щербаковых - одна из самых красивых улиц села Енисейского - тянется через всё село вдоль реки Бии. Глядят своими окнами дома на неспешное и ровное течение реки. Вместе с нею течет и река времени.

На войне погиб и старший брат дедушки Всеволода по отцовской линии. Звали его Алексеем, в его честь назвали моего отца и меня Алексеями.

Война вместе с тем вызвала оживление национального движения, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала сильный протест местного населения. Активизация национальных движений не могла не вызвать ещё большего ужесточения политики руководства страны. В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов. Летом 1941 года «диверсантами и шпионами» было объявлено всё немецкое население страны (почти 1,5 миллиона человек), подлежащее выселению в Сибирь.

Моя бабушка Фрида Давыдовна Щербакова рассказала мне о своём трудном детстве. Родилась она в Поволжье перед самой войной. А когда началась война (бабушке было тогда всего несколько месяцев), ее маму с маленькими детьми, как и всех поволжских немцев, выслали в Сибирь, на Алтай. Так бабушка оказалась в селе Енисейском. Не было у них своего жилья, даже русский язык прабабушка Оля знала очень плохо. Чтобы прокормить детей, ей нужно было работать с утра до ночи. И дети, как только чуть подросли, вынуждены были помогать маме зарабатывать на хлеб: они нанимались копать огороды, топтать кизяки, пасти скот. Конечно же, на учебу не хватало ни времени, ни сил. Поэтому моя бабушка и ее брат окончили только по семь классов, а потом пошли работать в колхоз. Так уже в четырнадцать лет Фрида Давыдовна начала свой трудовой стаж. Отца своего Фрида Давыдовна видела только на фотографиях - его забрали в трудармию еще до ее рождения, и вернуться оттуда ему было не суждено.

Закончилась война, страна начала восстановление разрушенного войной хозяйства и промышленности, привыкали к мирной жизни солдаты, вдовы. Жизнь продолжалась – строились дома, выращивали урожай, распахивали целину, создавали семьи.

Мой папа родился в селе Большеугренево. Там же родились и его родители. По его рассказам: дедушка Всеволод (родственники называли его Володей для простоты произношения) рано остался без матери и ему рано пришлось узнать всю тяжесть крестьянского труда. Большую часть жизни он работал с лошадьми, очень любил животных и был очень добрым человеком. К сожалению, он умер задолго до моего рождения, и я его даже не видел.

Бабушка Рая с ранней юности трудилась в лесничестве, приходилось ей работать на валке леса. Позднее она окончила лесной техникум и поработала в том же лесничестве, но уже мастером. После выхода на пенсию была активистом ветеранского движения. Вообще бабушка Рая была человеком общительным, в Большеугренево, наверное, нет такого человека, который не знал ее.

Потомки старшего из братьев Щербаковых, погибших в годы Великой Отечественной, героически защищавших свою Родину, - Ивана Лукьяновича - живут сейчас в родном Енисейском. Его сын, мой дедушка - Виктор Иванович Щербаков (тот самый маленький Витя - шестилетний мальчик, в памяти которого навсегда остался день, когда провожали они отца на фронт, и нёс тот сынишку на своих сильных плечах Лица своего отца он не помнил, только сильные плечи) всю жизнь трудился в родном селе, был заведующим автопарком колхоза имени Ленина почти до самой пенсии. Честно трудился, на совесть, чем и заслужил уважение своих односельчан.

Бабушка Фрида долгое время работала дояркой, потом трудилась в овощеводческой бригаде. На пенсию по инвалидности (сказалось трудное детство и тяжёлый послевоенный труд) бабушка ушла с почтового отделения, где она больше десяти лет отработала почтальоном.

Троих детей вырастили бабушка Фрида и дедушка Витя - двух сыновей и дочь, мою маму. Все они сейчас живут в родном селе.

Мама, Попова Надежда Викторовна, в 1990 году окончила Бийский педагогический институт, и приехала по распределению работать учителем русского языка и литературы в Большеугренёво. Здесь она и познакомилась с папой, Поповым Алексеем Всеволодовичем, который работал в Большеугренёвском лесничестве, окончив Бийский сельскохозяйственный техникум. После женитьбы они переехали в Зональное, где родились мы с сестрой. Мама работала сначала в школе, потом перевелась в редакцию районной газеты Занального района, в которой работает и сейчас, хотя 5 лет мы живём в Енисейском. Папа в Зональном работал водителем в милиции, в прокуратуре, трудится за рулём автомобиля и в Енисейском. Сестра Женя начальную школу закончила в Зональном, а я пошёл в первый класс уже в Енисейском. Продолжается жизнь, продолжается фамилия, продолжается история семьи.

Мне всегда было интересно слушать рассказы мамы, папы, бабушки о родственниках, об истории нашей семьи. Когда я узнал, что есть такая наука - генеалогия, которая изучает родственные отношения и учит составлять родословные, мне захотелось составить родословную нашей семьи. Я знал, что в нашей родословной есть герои Великой Отечественной, но даже не предполагал, что наше древо жизни получится такое большое. Мама предложила мне свою помощь, посоветовала, к кому можно обратиться с расспросами, нашла кое-какие документы, касающиеся наших родственников.

В результате в течение четырёх лет моего исследования была составлена история моей семьи и генеалогическое древо.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)