Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2017-04-28

Воля как свойство личности в подростковом возрасте. Часть 1

Проявление воли по отношению к себе обычно даёт удовлетворение не во время действия, а после.

В. Е. Михальцев

Воля — способность преодолевать чувство в пользу разума.

В. Е. Михальцев

Большая воля – это не только умение чего-то пожелать, добиться, но и умение заставить себя отказываться от чего-то, когда это нужно.

А. С. Макаренко

В жизни человека существуют такие моменты, когда перед ним встают проблемы, для решения которых необходимо приложение большого количества интеллектуальной и психической энергии. Одни люди перед подобными ситуациями отступают, другие – находят всевозможные способы, пути решения жизненной задачи.

При планировании способов достижения цели используется весь потенциал человека. Но не всегда личность способна завершить все этапы достижения цели. Это зависит от того, насколько у данного субъекта развита такая сторона психики, как воля. Она позволяет преодолеть как внешние, так и внутренние факторы, препятствующие выполнению задачи.

А теперь зададимся вопросом – какие люди необходимы современному обществу? Люди, которые дисциплинированны, инициативны, целеустремленны, решительны, самостоятельны. Все эти качества очень тесно переплетены с силой воли.

На минуту представим, что силы воли нет и никогда не было у человека.

Уже с ранних этапов развития цивилизации стало бы невозможным существование государства, так как не было бы сильных личностей, способных удержать в своих руках огромную власть над народом, да и попросту человек как вид homo sapiens перестал существовать, точнее, он бы и не появился на нашей планете. Известно, что сила воли отсутствует у животных, ими движут лишь врожденные инстинкты и рефлексы.

Таким образом, не будь у человечества столь важного свойства, оно бы просто не выделилось из царства животных.

Вообразим, что на современном этапе развития общества воля также исчезла бы. Тогда бы технология, науки остановились в своем развитии и человечество деградировало бы, вернулось к первобытному существованию, большинство же погибло бы.

На учителях, в особенности преподавателях литературы, лежит большая ответственность за воспитание гармоничной личности. В художественной литературе можно найти множество примеров волевых и слабовольных личностей: Обломов и Штольц Гончарова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин Толстого, Василий Теркин Твардовского, Данко и Ларра у Горького Этот список можно продолжать очень и очень долго.

Таким образом, актуальность нашей темы обусловливается тем, что, уровень развития волевой сферы является залогом успешности личности в различных сферах жизни: семья, спорт, межличностные отношения, неординарные ситуации. Также в последнее время возрастает интерес к педагогическим технологиям, способствующим развитию волевых качеств личности ребенка в учебно-воспитательном процессе. И, безусловно, высока роль художественной литературы как основного института воспитания подрастающего поколения.

Объектом нашей статьи является воля как свойство личности.

Предметом статьи – особенности проявления волевой сферы в подростковом возрасте.

Цель работы заключается во всестороннем изучении особенностей волевой сферы в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать понятия ведущих специалистов в области изучения воли как свойства личности; рассмотреть историю изучения волевой сферы и описать психофизиологические механизмы волевых действий

2. Проследить генез волевой сферы у человека;найти связь волевых действий с другими сторонами психики и выявить особенности волевой сферы у подростков

3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня развития волевой сферы личности; смоделировать серию уроков литературы и внеклассных мероприятий, способствующих развитию нравственно-волевых качеств личности.

Гипотеза – если уроки и внеклассные мероприятие преподаватель будет проводить с нравстенно-волевым уклоном, то это будет способствовать развитию волевых качеств личности.

В ходе работы мы пользовались следующими методами:

← Теоретическими: изучение специальной психолого-педагогической литературы, метод сравнения;

← Практическими: моделирование уроков и внеклассных мероприятий.

Во время преддипломной практики мы планируем использовать имеющуюся диагностику для выявления уровня развития волевых качеств подростков, а также провести серию уроков и внеклассных мероприятий, затрагивающих тему волевого воспитания личности.

Природа волевой сферы в психологическом ракурсе личности

История изучения волевой сферы

Прежде чем начать говорить о волевой сфере человека, нам необходимо разобраться в том, что же она собой представляет.

Так, в «Словаре психолога-практика» С. Ю. Головина, дается такое определение: Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно; способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая с самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов». (29;101)

Интересный и необычный взгляд на волю принадлежит И. Б. Котовой. Она рассматривала волю с нескольких разных сторон:

• Воля — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека;

• Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением;

• Воля — это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека; волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять по своему желанию;

• Воля — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать поставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.

• Воля — это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения;

• Воля — это то, чем отличается поведение человека от поведения других живых существ. (16;259)

Несколько иное мнение у российского психолога В. И. Селиванова. В его понимании воля — это сознательное регулирование своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

Для более наглядной демонстрации эволюции взглядов на волю, мы приведем определение, данное Августином Блаженным. Воля это «стремление ничем не принуждаемой души чего-то не лишиться или что-то приобрести»

Итак, сопоставив имеющиеся у нас понятия, мы пришли к выводу, что наиболее полно и обстоятельственно раскрывает сущность воли определение, данное В. И. Селивановым. Его мнение, что воля — это сознательное регулирование своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий, мы и возьмем за основу нашей работы и на которое будем опираться в нашем исследовании.

Теперь, когда мы проанализировали сущность предмета нашего исследования, можно приступить к непосредственному рассмотрению воли в историческом аспекте.

К настоящему времени сложились несколько научных подходов в исследовании воли. К ним относятся трактовки воли: 1) как мотивации; 2) как «свободы выбора»; 3) как произвольного управления поведением; 4) как волюнтаризм; 5) как волевой регуляции и т. д. Дифференциация этих направлений достаточно условна, так как в концептуальных позициях представителей каждого из них в той или иной мере представлены элементы альтернативных подходов.

Мотивационный подход в исследовании психологии воли сложился исторически первым. Его начало было положено работами Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н. э. ) в трактатах «О душе» и «Никомахова этика», стремясь интегрировать достижения античной мысли, не упускал из вида волю, считая ее значимой силой, способной инициировать действия, основанные не на желаниях, а на разумном решении осуществлять их. Именно ему принадлежат слова, что «. не знание, а другая сила вызывает действие, согласно разуму».

Действия, касающиеся воли, Аристотель называл намеренными и произвольными. Согласно его взглядам, «. и добродетель в нашей власти точно так же как и порочность, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, в которых властны воздержаться от действий, и везде, где мы властны сказать «нет», там мы властны сказать и «да».

Начиная с Аристотеля, делались попытки различать поступки человека, совершаемые на основе разумного решения, от поступков, вызванных его желаниями. Воля, по Аристотелю, управляет посредством разума побудительной силой желаний человека. Он считал, что воля может придать исходному желанию дополнительное побуждение, либо посредством торможения побуждения помогает избежать стремления к тому или иному объекту.

Аристотель ввел понятия «произвольных» и «непроизвольных» действий. Действия и поступки, совершаемые по решению самого человека, он назвал произвольными. Согласно его подходу, воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Аристотель считал, что воля позволяет человеку владеть собой.

Представители этого подхода предлагали различные варианты объяснения природы воли:

♦ воля как начальный момент мотивации действия;

♦ воля как самостоятельная сила, определяющая все психические процессы;

♦ воля как преодоление препятствий.

Наиболее часто воля рассматривается в контексте проблем мотивации, объясняющей причины активности человека. Такой подход закономерен, ибо психология воли и психология мотивации направлены на выявление механизмов сознательного, целесообразного поведения.

Стремление объяснить взаимосвязь воли и мотивации мы находим в работах Е. П. Ильина, который рассматривает мотивацию как волевую (произвольную), интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного поведения.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию, к постановке тех или других целей, а цель - то, чего человек стремится достигнуть в результате действия. Мотивы позволяют понять стремление человека к одним целям и избегание других. А. Н. Леонтьев считал, что за иерархией мотивов всегда стоит иерархия потребностей. Потребности вызывают стремление к их удовлетворению. Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы поведения и деятельности человека.

В рамках мотивационного подхода воля характеризуется как способность к инициации или к усилению побуждений к действию. Потребность в волевых действиях возникает при отсутствии актуально переживаемого желания к действию или при наличии внешних или внутренних препятствий. Речь идет о наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов. Различные представители мотивационного подхода по-разному трактуют не только само понятие воли, но и объясняют ее психологические механизмы. Диапазон этих представлений функционирует от объяснения воли как самостоятельного психического образования до ее понимания как мотивационного или эмоционального образования (желания, аффекты, потребности), либо воля рассматривается как механизм регуляции.

По сути дела, все разнообразные взгляды представителей данного научного течения провозглашают преувеличенное главенство отдельных, хотя и существенных, потребностей как источник внутренних противоречий человека. Возражения вызывают не столько сами эти преувеличения, сколько общее объяснение движущих сил, направленных, по мнению психоаналитиков, на «самосохранение» и «поддержание целостности» личности. Однако человек может поступать вопреки интересам своей биологической целостности и сохранности, о чем свидетельствуют примеры героизма людей в экстремальных ситуациях.

В действительности мотивы волевых поступков складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Детерминированность (причинная обусловленность) воли не означает принуждения человека к той или иной форме поведения, Просто без необходимых внешних условий человек не сможет ни поддерживать, ни продолжать свою жизнь.

Рассмотрение воли как волюнтаризма берет свое начало с работ Ф. Тенниса, который ввел это понятие в 1883 году, наделив волю особой, надприродной силой. Согласно его представлениям, волевые акты ничем не обусловлены, однако они определяют ход психических процессов.

Теннис Фердинанд (1855-1933) - немецкий социолог. В своей основной работе «Общность и общество» (1887) он рассматривал общественные отношения как волевые. Он подразделял их в зависимости от выраженного в них типа воли. Согласно его взглядам, естественно-инстинктивная воля направляет поведение человека как бы «сзади». Рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой для него служит материнская любовь, а примером второй — торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная — общество.

Точка зрения Ф. Тенниса не была новой, так как еще Эпикур поднимал вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения.

Эпикур (341—270 до н. э. ) — древнегреческий философ, основавший в 306 году до н. э. в Афинах философскую школу «Сад Эпикура». Эпикур в «Письме к Геродоту» писал, что душа состоит из атомов — особо тонких и рассеянных по всему телу — и похожа на ветер.

Воле неоднократно отдавали первенство перед интеллектом. Ее объявляли и космической силой, бессознательным первопринципом, от которого берут начало все психические проявления человека (А. Шопенгауэр, Э. Гартман).

Представители крайнего волюнтаризма противопоставляли волю объективным законам природы и общества и утверждали ее независимость от окружающего мира. Волюнтаризм достаточно быстро покорил не только западную Европу, но и Россию. Это подтверждается тем, что многие видные психологи конца XIX - начала XX века были приверженцами этого направления. (16;358)

Представители понимания беспричинности поведения имели серьезную оппозицию. Так, Б. Спиноза отрицал существование беспричинного поведения и считал, что «воля, как и все остальное, нуждается в причине». Согласно Б. Спинозе, воля - это способность, благодаря которой душа утверждает или отрицает, определяет, что истинно, а что ложно, а желание - способность, благодаря которой душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) отвергал идею «свободы воли»: воля у него совпадает с разумом. Он пытался доказать необходимость всех без исключения действий человека и обосновал идею совместимости необходимости и свободы, то есть «свободной необходимости».

Резкая критика волюнтаристских взглядов была дана И. Кантом, который пытался доказать, что воля всегда детерминирована не внешне, а находится под давлением нравственного закона. Он считал, что, только следуя долгу, человек свободен в своих поступках, ибо долг как нравственный закон имеет свой источник в самой личности.

Резкую критику волюнтаризма развернул И. М. Сеченов на страницах работы «Рефлексы головного мозга». Волюнтаризм лишь частично прижился в российской психологии. Ведущие отечественные исследователи отстаивали трактовку воли как качественно своеобразного психического явления, несводимого к ассоциации представлений и движений, характерных для теории воли В. Вундта, Н. Аха.

Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др. ) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Существование такого как бы «заброшенного в мир» человека рассматривается как «индивидуальное приключение», лишенное смысла, а сам человек — как «бесполезная страсть». Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. В результате он не только безнравствен и бессовестен, но своеволен и безответствен. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление личной свободы. Согласно Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный, немотивируемый протест против всякой «социальности», причем протест разовый, никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д. Абсолютизирование свободной воли лишило экзистенциализм возможности найти общее основание человеческого бытия и увело в тупик стихийных, агрессивных, иррациональных начал, противопоставляющих человека культуре, истории и обществу, лишающих его существование смысла, цели и ответственности.

Экзистенциалисты не хотели понять, что человек, совершающий поступок, отвергающий сложившиеся нормы и ценности, непременно утверждает другие. Если он и отрицает при этом определенную культуру, то только ради другой, менее определенной. Как ни парадоксально, но культурно и антиобщественное поведение: пьянство, наркомания и т. д. — все они определенным образом организованы, имеют свои свободы, нормы, правила, ценности и ритуалы. Поэтому точно так же, как интеллигент неприязненно относится к хулигану, и алкоголику не нравится трезвенник.

В связи с этим определенный интерес представляет оригинальное объяснение воли известным русским физиологом И. П. Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал И. П. Павлов, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее движение, но и содержание его собственного сознания, интересы, привычки, убеждения и т. д. В этом своем качестве воля как инстинкт свободы проявляется, по мнению Г. Л. Тульчинского, на всех уровнях личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности — от умения постоять за себя до самопожертвования.

Еще один подход к объяснению природы воли мы находим у представителей психоанализа. В рамках психоаналитического подхода, на всех этапах его эволюции от З. Фрейда до Э. Фромма, неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков, т. е. для психоаналитиков источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Для самого З. Фрейда это бессознательное и иррациональное либидо — энергия полового влечения. Фрейд объяснял человеческое поведение сначала «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы (эрос), а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти (танатос).

Интересна и в то же время показательна эволюция этих представлений во взглядах учеников и последователей Фрейда. Так, К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность никак не включается в разрешенные обществом формы активности, то она становится опасной для окружающих людей, поскольку может вылиться, разрядиться в преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для К. Г. Юнга это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для А. Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для К. Хорни и Э. Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

Изучение воли, более чем за 2000-летнюю свою историю, претерпело кардинальные изменения, о чем и было сказано в этом параграфе. Мы проследили, как менялось представление о волевых действиях с времен Аристотеля до современных концепций психоанализа и рефлексологии.

В истории человечества существовали и такие периоды, когда воля считалась некой высшей и божественной силой, не зависящей от самого человека.

Другие исследователи видели Мировую Волю, которая едина, но в то же время находится в каждом.

Третьи же источник воли видели в сексуальной энергии и в энергии агрессии.

Но все-таки современные ученые выяснили, что в воле, этой стороне человеческой психики, нет никаких сверхъестественных сил, а является результатом деятельности нашего головного мозга.

В следующей главе мы рассмотрим, каким же образом протекают процессы, которые и порождают волевые действия.

Психофизиологическое описание механизмов волевого акта

Современное понимание природы воли не означает поиск причин действий и поступков только во внешней среде. Воля, как и другие стороны психики, имеет свою внутреннюю, материальную основу в виде нервных мозговых процессов.

Материальной основой произвольных движений, как считает Е. П. Ильин, является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. Именно здесь зарождаются импульсы к движению. Отсюда берут начало нервные волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает наконец мышц противоположной стороны тела (пирамидный путь). При поражении тех или иных из этих клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения. Однако произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленных действий. Большую роль здесь играют отделы мозга, обеспечивающие двигательную чувствительность. При поражении участков, находящихся сзади передней центральной извилины, этот вид чувствительности исчезает и человек перестает ощущать собственные движения. В результате он оказывается не в состоянии совершать даже относительно несложные действия: например, взять какой-либо предмет, лежащий возле него. Затруднения, возникающие в этих случаях, приводят к тому, что человек выполняет не те движения, которые ему нужны. Плавность, непрерывность действий обеспечиваются отделами мозга, лежащими впереди передней центральной извилины. При поражении этой части коры у человека появляется значительная неловкость движений, теряются имеющиеся навыки.

Помимо указанных участков мозга следует отметить структуры, поддерживающие целенаправленность волевого действия.

Особое значение в выполнении волевого действия имеет речь. Именно вторая сигнальная система осуществляет всю сознательную и целесообразную регуляцию человеческого поведения. Слово активизирует не только наши движения, оно является пусковым сигналом для многих психических процессов: мышления, воображения, памяти, регулирует внимание, вызывает чувства. Академик И. П. Павлов подчеркивал, что произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головного мозга.

В целом, согласно мнению К. Н. Корнилова, воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временных нервных связей складываются и закрепляются различные ассоциации. Получаемая информация о действиях сличается с уже имеющейся программой. Если поступившие сведения не соответствуют созданной в коре мозга программе, то изменяется либо деятельность, либо программа. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который выступает в качестве носителя цели действия. Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости нуждается в постоянной энергетической подпитке. Задачу энергетического снабжения коры выполняет ретикулярная формация, являющаяся своеобразным аккумулятором. Человек может проявить большую энергию при выполнении какого-либо дела, упорно стремиться к достижению цели именно благодаря тому, что ретикулярная формация поддерживает своей энергией очаг оптимальной возбудимости.

Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевая сфера осуществляет многочисленные функции, которые делают личность и ее деятельность более регулируемой, целенаправленной, стабильной и адаптивной. С помощью волевых усилий управление поведением и деятельностью человека приводится в соответствии с теми целями, которые являются для личности значимыми и приоритетными.

Позитивный опыт приложения волевых усилий во многих ситуациях оборачивается для личности способностью отдавать предпочтение должному, необходимому, а не желанному и импульсивному. Выбор этих ориентиров осуществляется личностью на основе ее убеждений, идеалов, мировоззрения, эталонов» установок, оценок и т. д. Именно эти параметры позволяют личности тормозить побуждения, которые не соответствуют ее направленности. Отдельные волевые элементы объединяются в сложный конструкт, осуществляющий регулирующую, тормозящую, контролирующую и активирующую функции.

Имеющиеся в психологии представления о функциях воли свидетельствуют о том, что до настоящего времени они продолжают трактоваться неоднозначно. Так, В. А. Иванников выделил следующие функции воли:

♦ инициация и осуществление волевых действий;

♦ выбор действий при конфликте целей и мотивов;

♦ регуляция действий;

♦ регуляция состояний и организация психических процессов.

На всех этапах жизни человек стоит перед необходимостью осуществлять определенные намерения и цели. Однако опыт показывает, что многие из намерений либо не осуществляются вообще, либо осуществляются частично. Это значит, что у человека не хватило волевых усилий, способных организовать его целенаправленное поведение и деятельность. Решение о начале действий принимает сам человек. Первой функцией воли является инициирование действий путем формирования намерений. Однако не все инициированные человеком действия достигают цели.

В процессе реализации поведения и деятельности продолжают конкурировать и оставаться активными многие намерения и мотивы. Временно они могут быть подчинены доминирующему мотиву. Но в любой момент альтернативные намерения и мотивы готовы вытеснить первоначальные тенденции. Благодаря одновременному инициированию многих тенденций создаются возможности для быстрого изменения мотивационной и волевой регуляции поведения в тот или иной конкретный момент времени.

Вторая функция воли заключается в том, чтобы поддержать инициированные намерения или действия в активном состоянии, вплоть до достижения цели. Для многих людей эта функция воли может стать самоцелью. Это подтверждает феномен «трудоголизма», когда человек видит смысл не в результате, а в процессе работы.

Третья функция воли состоит в преодолении препятствий, имеющих место на пути реализации цели. Эта функция в значительной мере определяется сложившимся опытом личности, имеющим в своем арсенале успех и неуспех. Эффект влияния неудач на регуляцию действия общеизвестен. Неудачи задерживают инициирование действия и «отбивают» желание действовать. Особенно это заметно у депрессивных и эмоционально нестабильных личностей. Однако многие люди остаются деятельными, несмотря на многочисленные стрессогенные воздействия.

Иной подход к определению функций воли у академика Петровского. Согласно его мнению, воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций— побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д. ), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д. ).

В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков «риск ради риска», творческий порыв и т. д. ).

Одним из проявлений социальной активности советского человека, того, что может быть названо его активной гражданской позицией, является «сверхнормативная активность», т. е. такая его деятельность, выполнение которой не является строго обязательным для деятеля (ему никто не может поставить в упрек, если он ее не выполняет), но осуществление которой отвечает социальным ожиданиям.

Может быть указана еще одна особенность волевых процессов, выступающая в качестве проявления ее побудительной функции. Если у человека отсутствует актуальная («здесь и теперь») потребность осуществить действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия. В состоянии утомления школьнику, случается, трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что от того, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий ее успех и поддержание спортивной славы школы, мобилизует его волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.

Согласно Л. А. Первину, тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Говоря о стиле и тоне взаимоотношений в коллективе, А. С. Макаренко особо подчеркивал задачу выработки «привычки торможения». Он писал: «Руководство детского учреждения постоянно должно развивать у воспитанников умение быть сдержанными в движении, в слове, в крике. Это торможение не должно иметь характера муштры; оно должно быть логически оправдано прямой пользой для организма своего воспитанника, эстетическими представлениями и удобствами для всего коллектива. Особую форму торможения представляет вежливость, которую нужно настойчиво рекомендовать при каждом удобном случае и требовать ее соблюдения».

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов — от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе жизненно важные, это происходит за счет проявлений воли. Великая Отечественная война советского народа с фашистскими захватчиками породила неисчислимое количество примеров героизма на фронте и в тылу. Воины и партизаны, попавшие во вражеский плен, презирали посулы врагов и выдерживали жесточайшие пытки, ни словом не выдавая того, что у них пытались выведать. И в повседневной жизни сдержать проявление своих чувств, довести до конца начатое дело несмотря на любые трудности, устоять против соблазна все бросить и заняться чем-либо более привлекательным — возможно при наличии достаточно сильной воли.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Глубоко и обстоятельственно занимался исследованиями механизмов воли Ю. Куль под руководством X. Хекхаузена. Именно им была предложена трактовка воли как контроля за действиями. Его работы оказали большое влияние и определили направление исследования воли в западной психологии. Волевую сферу личности Ю. Куль представляет как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем.

Согласно Ю. Кулю, с помощью воли человек на основе единого принципа управления (он называет его намерением или целью) координирует большое число отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, моторика и т. д. Реализация намерения обеспечивается различными механизмами осознаваемого и неосознанного уровней.

Ю. Кулем были выделены семь волевых механизмов: мотивационный контроль, контроль внимания, перцептивный контроль, эмоциональный контроль, контроль активизации усилий, контроль кодирования и оперативной памяти, поведенческий контроль.

Мотивационный контроль он характеризует как стратегию, которая усиливает мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения. С помощью этого механизма субъект удерживает в поле внимания позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности. Данный механизм «поддерживает» мотивационную систему, усиливая актуальное намерение.

Механизм «контроль внимания» обеспечивает направленность внимания на информацию, которая связана с реализацией намерения. Без этой функции может возникнуть ситуация потери целевого объекта.

Механизм перцептивного контроля является своеобразным фильтром поступающей информации, позволяющей держать в ситуации готовности те перцептивные сигналы, которые связаны с намерением и блокированием информации, которая не соответствует намерению.

Механизм эмоционального контроля предоставляет человеку возможность получить информацию об эмоциональных состояниях, которые препятствуют или способствуют реализации намерения. С помощью данной функции человек изменяет эмоциональный фон, ослабляя или усиливая его.

Механизм контроля активизации усилий способствует мобилизации дополнительных усилий, либо снижению усилий, вплоть до отказа от достижения цели в связи с неблагоприятными обстоятельствами.

С помощью механизма контроля кодирования и оперативной памяти происходит обработка информации по экономной стратегии, что открывает наиболее короткий путь к инициированию действий, связанных с намерением. Если действие откладывается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом «активированном» виде. Даже неосознаваемая информация остается доступной субъекту и при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действий, оказывается легко доступной.

И. Б. Котова заметила, что механизм поведенческого контроля охраняет человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности предметов, которые провоцируют нежелательные действия. (16;366)

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что волевая регуляция опосредуется множественными процессами. Ссылаясь на это, Ю. Куль предлагает отказаться от понятия «воля» и заменить его понятием «контроль за действием». В качестве аргументов он выдвигает представление о том, что с помощью предлагаемого им понятия можно описать всю совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.

Наряду с понятием «самоконтроль» Ю. Куль предлагает использовать другой тип волевой регуляции, названный им «саморегуляция». Он считает, что при саморегуляции система функционирует по демократическому принципу: эффект регуляции складывается из совместной работы всех компонентов системы, из взаимодействия индивидуальных «воль» и не нуждается в постоянных контролирующих влияниях «Я». Переработка воздействий происходит на локальном уровне и лишь после этого происходит задействование контролирующих функций «Я», то есть произвольной регуляции. Он считает, что такой принцип регуляции в ресурсном отношении более экономичен.

В этом параграфе мы познакомились с несколькими точками зрения по поводу функции волевых действий: одни психологи отмечают четыре функции, другие — всего две. Еще мы узнали, что волевые механизмы бывают различных уровней: от неосознаваемых до поддающихся разумному контролю.

Также нами было отмечено, что, как и любой психический процесс, воля имеет свою физиологическую основу. В моменты произвольных действий в мозгу возникает целый ряд последовательных нервных импульсов, побуждающих к дальнейшей активной деятельности.

В следующем параграфе мы рассмотрим структуру волевых актов различной сложности.

Структура волевого акта

Основу воли, как и активности субъекта в целом, составляют его потребности, порождающие разветвленную и разнообразную мотивацию действий и поступков.

Под мотивацией Л. И. Рувинский понимает три относительно самостоятельных вида психологических явлении, тесно между собой связанных, но не полностью совпадающих. Это, во-первых, мотивация как мотив, выступающий в качестве побуждения к деятельности, связанного с удовлетворением потребностей индивида. В этом случае мотивация поясняет, почему вообще возникает состояние активности, какие потребности побуждают субъекта к деятельности.

Во-вторых, мотивация объясняет, на что направлена активность, ради чего выбрано именно такое, а не какое-либо другое поведение. Мотивы здесь — это причины, определяющие выбор направленности поведения, в своей совокупности они образуют направленность личности человека.

Наконец, в-третьих, мотивация является средством саморегуляции поведения и деятельности человека. К этим средствам относятся эмоции, желания, влечения и т. п. Так, в эмоции оценивается личностный смысл того или иного акта поведения и в случае несоответствия его конечной цели деятельности эмоции изменяют ее общую направленность, перестраивают поведение, привносят дополнительные побуждения, усиливающие исходное, и т. д.

В волевом акте (волевом действии) представлены все три стороны его мотивации: источник активности, ее направленность и средства саморегуляции.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда человек ясно видит свою цель, сразу, непосредственно переходит к действиям и ему не надо выходить за пределы сложившейся ситуации, говорят о простом волевом акте. Так, например, когда вы просыпаетесь, то обычно сразу встаете с кровати. Даже если вставать очень не хочется, вам не потребуется предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы достичь цели.

Стремление определить фазы волевого действия предпринял С. Л. Рубинштейн. Им были выделены следующие стадии волевого действия:

۞ актуализация побуждения и постановка цели;

۞ обсуждение и борьба мотивов;

۞ решение о действии;

۞ исполнение действия.

Он характеризовал волевое действие как избирательный акт, включающий сознательный выбор и решение.

По наблюдениям Е. И. Рогова, на первой ступени развития сложного волевого действия у человека возникает побуждение, которое ведет его к пониманию того, что он хочет, к осознанию цели. Конечно, не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание. Если мы осознаем лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией, а сама потребность осознается недостаточно четко, т. е. мы не осознаем пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Влечение обычно смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно».

Влечение — наиболее примитивная биологическая форма активизации личности, так как в данном случае потребность не осознана. Влечение непостоянно, изменчиво.

Чтобы потребность воплотилась в действие, человек должен каким-то образом ощутить, узнать ее. Это не всегда просто. Иногда острейшая потребность остается «не узнанной», хотя и легко достижимой при желании.

Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, чего ему нужно достичь и как это сделать. Поэтому же влечение — преходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т. д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая потребность, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия, помогающие и мешающие ее достижению. Для желания как мотива деятельности характерна четкая осознанность тех причин, которые его породили. Имея высокую побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия, заставляет строить планы ее достижения. Кроме того, при этом также осознаются возможные пути и средства достижения цели. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т. е. становятся стремлением. Это еще один осознанный компонент побуждений.

В своих работах Л. С. Выготский отмечал, что стремление тесно связано с волевым компонентом. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют о том, достигнута ли цель, вызывая у человека чувство удовольствия или неудовольствия. Тем самым присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) оказывается неразрывно связанным с внутренне испытываемыми чувствами.

На данном этапе выполнения волевого действия личность соотносит поставленные цели со своими возможностями и с уровнем притязаний.

Второй структурный компонент волевого действия — это осознание и борьба мотивов, то есть понимание смысла совершаемых действий, их ценности и обязательности выполнения. В традиционной психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривались как основное звено, ядро волевого акта. При этом и внутренняя борьба, и конфликт, который как бы переживает человек со своей собственной, раздвоенной душой, и выход из него в виде внутреннего решения противопоставлялись исполнению, т. е. сама деятельность, само достижение цели выступало как второстепенная составляющая волевого акта. Справедливости ради отметим и противоположную тенденцию, когда ученые стремятся вообще выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумыванием и оценкой. Отрывая мотивацию от самого волевого акта, они превращают его в чистую импульсивность, лишают сознательного контроля.

В действительности борьба мотивов как звено, составляющее волевой акт, не может быть отброшена, как не может считаться и самым главным. Подлинно волевое действие является самостоятельным, избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Задержка действий для того, чтобы обдумать и обсудить последствия принятого решения, так же существенна для волевого акта, как и побуждение к нему. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, мыслительный. Мысленное моделирование ситуаций обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, может осуществиться лишь за счет другого желания.

Третьим компонентом волевого действия является осмысление и выбор способов решения намеченных целей. Данный этап ценен тем, что позволяет еще раз вернуться к анализу выбранных целей и их достижимости. Этот этап является достаточно сложной интеллектуальной задачей, которая вплетается в волевой акт.

На данном этапе у человека может вновь возникнуть борьба мотивов, побуждающих совершить взаимоисключающие действия. Чем острее борьба мотивов, тем более напряженные психические состояния испытывает человек перед принятием решения. Зачастую эти эмоциональные состояния бывают ярко выраженными, вносящими напряженность, дискомфорт и даже стресс.

Чем труднее происходит выбор варианта решения проблемы, тем острее переживание внутреннего конфликта, который зачастую остается непроявленным, но от этого еще более сильным и длительным. Когда борьба мотивов заканчивается, и человек принимает определенное решение, он начинает испытывать облегчение от того, что внутренний или внешний конфликт разрешился.

Как и другие структурные компоненты волевого действия, принятие решения не является одномоментным. Оно может быть растянуто во времени, либо произойти моментально, если личность проявляет решительность и смелость, став в позицию деятеля, созидателя, творца.

Принятие решения как фаза волевого акта, распадается на ряд стадий: идентификация (определение проблемы и ее анализ); оценка возможных альтернатив (путей выполнения действия); осуществление решения.

На первой стадии процесса принятия решения происходит осмысление проблемы, ее формулирование, выявление причины, времени появления, обдумывание этапов решения. Завершающим моментом первой стадии является признание факта существования проблемы.

На второй стадии человек решает задачу выбора наиболее конструктивного решения из числа альтернативных. Именно на этой стадии происходит определение стратегий и тактик принятия решения, выдвижение аргументов «за» и «против» избранного варианта. Далее проводится анализ имеющейся информации, ее оценка, прогнозируются результаты, обдумываются варианты оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию.

На третьей стадии идет апробирование выбранных стратегий и тактик, формирование убежденности в правильности сделанного выбора, сопоставление полученных результатов с планированными, формулирование выводов и анализ накопленного опыта решения проблемы. Заключительным моментом этой стадии является обдумывание возможностей использования полученного опыта в других ситуациях или в других видах деятельности. Из этого следует, что способность принятия и осуществления решения не возникает сама собой, а требует специального развития.

Е. И. Ильин считает принятие решения одним из наиболее значимых структурных элементов волевого действия, так как оно требует разработки стратегий и тактик его реализации и в большой мере зависит от исполнительской активности субъекта деятельности. Многие социально и личностно значимые начинания остаются «благими порывами», потому что после принятия решения от личности требуется еще большая мобилизация и организация активности, чем на предыдущих этапах.

У. Джеймс, описывая сложность процесса принятия решения, отмечал, что задержка действия из-за нерешительности может длиться недели, даже месяцы: «Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни завтра действие не совершается нами. Что-то подсказывает нам, что все это не играет решающей роли. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебания маятника. пока плотина не будет прорвана и решение не будет принято»

Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Тут нередко мы говорим себе: «Сделаю так, а там будь, что будет». Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход зависит от него, и это порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Рассматривая процесс принятия решения, У. Джеймс выделил несколько типов решимости:

۞ Разумная решимость появляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу стушевываться, оставляя место какому-то одному решению, которое воспринимается спокойно, без всякого усилия.

۞ Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неудачное решение, чем не принимать никакого.

۞ В некоторых случаях, при отсутствии реальных решений выхода из сложной ситуации, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать автоматически, просто стремясь к движению вперед.

۞ Прекратить колебания способно и изменение внутренней ценности побуждения. К этому типу решимости относятся все случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т. д. У человека как бы происходит внутренний перелом и сразу появляется решимость действовать в известном направлении. Такие перерождения достаточно подробно описаны в литературе. Вспомните хотя бы мучительные мысли Андрея Болконского из «Войны и мира».

۞ Иногда, не имея рациональных оснований, человек считает более предпочтительным какой-то определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

Таким образом, становится ясно, что процесс принятия решения достаточно сложен и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может постепенно нарастать. В результате человек будет целыми днями ходить погруженным в себя, думать о том, как поступить лучше, какой путь избрать. Но после того, как принимается какое-либо решение, он испытывает облегчение. Это связано с тем, что мышление переключается на другое — на мысли о том, как выполнить задуманное; борьба мотивов прекращается, и внутренняя напряженность, вызванная этой борьбой, начинает снижаться.

После принятия решения необходимо выбрать средства для его осуществления. Однако цели, как известно, можно достичь разными путями. Вряд ли следует придерживаться такого девиза, пришедшего к нам из средних веков: «Цель оправдывает средства». Есть пути легкие, но не совсем честные, а есть трудные, но достойные, гуманные. Поэтому можно сказать, что человека характеризуют не только его цели сами по себе, но и средства, которые он использует для их достижения. Представим себе, что кто-то решил стать отличником. И здесь можно искать как легкие пути (списывать, готовить шпаргалки, «болеть» во время контрольных и пр. ), так и более сложные (прочесть много специальной литературы, ходить на дополнительные занятия, консультироваться с учителем и т. д. ).

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение не может быть реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит, конечно, не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в исполнении принятого решения. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Действительно, как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, мы не будем считать его человеком с сильной волей до тех пор, пока это решение не будет выполнено. И, наоборот, тех, кто, выполняя даже чужое решение и зачастую жертвуя собой, стремится к цели, мы называем волевыми людьми.

Исполнение волевого действия, как верно отметил Ильин Е. П. в своих работах, также имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иным временным отрезком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, говорят о намерении. Намерение — это внутренняя подготовка будущего действия и представляет собой стремление к осуществлению цели. Так, например, ученик может принять решение (намерение) учиться со следующего года только на «отлично». Однако только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Это потребует и введения жесткого распорядка дня, и постоянного приготовления домашних заданий, и дополнительных занятий и пр.

Как и в любом другом действии, на этапе исполнения также можно выделить этап планирования достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность. Во время нее мы ищем наиболее рациональные способы и доступные средства, позволяющие быстрее достичь принятого решения. План может быть представлен с разной степенью детализации, с разными подробностями. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг, в то время как другие довольствуются самой общей схемой или неясными представлениями. Обычно детальнее разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечается исполнение действий отдаленных.

Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо заставить себя это сделать, т. е. предпринять волевое усилие.

А. В. Петровский определяет волевое усилие форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др. ), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия и удержание от нежелательных поступков. Так, одному очень просто удержаться и не съесть лишнее пирожное на вечеринке, в то время как другому очень трудно удержаться от подобного искушения и он затрачивает много энергии, чтобы сдержать себя. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения. В исполнительном звене, когда человек преодолевает не только внутренние, но и внешние трудности, оно становится доступнее для наблюдения.

Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Так, боец, остающийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел со стороны неприятеля, может испытать сильное нервное потрясение. Конечно, нельзя утверждать, что мышечное усилие отсутствует абсолютно — человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки и т. д. , однако качественно оно отличается от содержания волевого усилия.

Исследованиями П. П. Зимина установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности (так, например, совершенно различное отношение к смерти будет обусловливать различное поведение в бою японского самурая, русского гусара и воина, исповедующего ислам); моральной устойчивости личности (ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время как безответственный человек обычно не способен к напряжению воли); степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень усилий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях); установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы «они материал только прочитали» или чтобы «хорошенько подготовились к сочинению» — усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны); уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли, например спортсмены, профессиональные военные, летчики-космонавты, полярники, путешественники и т. д. , гораздо легче преодолевают препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием).

Однако одного лишь понимания значимости выполняемого действия или его соответствия моральным принципам недостаточно, чтобы заставить человека бороться с трудностями. Чтобы понимание породило стремление, подавляющее и подчиняющее себе многие другие желания, оно должно подкрепляться острыми переживаниями, внутренней необходимостью так поступить. Это хорошо видно на примере чувства долга. Чувство долга является выражением того, что требования морали были усвоены, приняты и стали достоянием личности. После этого чувство долга становится внутренним побуждением, внутренним стремлением человека к нравственному поведению в любой ситуации, когда возникает борьба между эгоистическими устремлениями и общественными интересами.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять свои непроизвольные действия, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы.

Избавиться от этого можно только самостоятельно, и только если вы сами заинтересованы в этом. Если кто-то другой будет подталкивать вас, то, кроме вашего сопротивления, желания всем отомстить, конфликтов, вряд ли чего-нибудь добьется. Даже если вы понимаете, что о вас заботятся, это может вызвать у вас страх потери свободы. При этом проявления непроизвольной активности нередко носят противоположную направленность по отношению к избранному волевому действию.

Особенно остро чувство усилия над собой осознается при необходимости осуществления каких-нибудь редких, идеальных мотивов, когда надо преодолеть мотивы более привычные или действия импульсивного характера. Представьте, что вы схватились за что-то очень горячее. Одно дело, когда вы находитесь одни, и совсем другое, когда рядом присутствует любимый человек. Наверняка вы постараетесь не подать виду, хотя вам будет очень больно и неприятно. Или вспомните последнее посещение зубного врача. Наверное, вам также пришлось сдерживаться, показывать себя хорошим пациентом.

По мнению У. Джеймса, в этих случаях человеку кажется, что действие совершается по линии наибольшего сопротивления, хотя он мог направить его и по линии наименьшего сопротивления. Поэтому нравственные люди нередко гордятся победами над своей природой. С другой стороны, тот, кто отдается чувственным наслаждениям или природным склонностям, никогда не говорит, что победил в себе идеальные стремления. Так, лентяи не говорят, что противодействовали своему трудолюбию, пьяницы не утверждают, что боролись с трезвостью, и т. д. Здесь, вероятно, легко обнаружить и влияние личностной направленности и значимости ценностей, потому что интеллигентному человеку так же трудно оскорбить кого-нибудь, как невеже — не сделать этого.

С помощью волевого усилия человек не уничтожает свои привычки или другие формы непроизвольной активности, а только изменяет их форму или подавляет внешнее проявление. Поэтому воля — это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность.

А. В. Веденов писал, что в ходе стремления к цели, т. е. в процессе волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка действий может даваться с разных точек зрения. Чаще всего встречаются социально-политические, моральные, эстетические оценки. Но нередко оценка может заключать в себе обобщенное, интегрированное отношение к поступку. В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к данному поступку наиболее близких и значимых для личности людей. Психологи называют их референтной группой. Действительно, совершая какое-нибудь действие, мы всегда внутренне оцениваем, как к нему отнесутся близкие нам люди — друзья, родители, учителя и т. д. Именно такая оценка в наибольшей степени способна повлиять на наше поведение. Поэтому групповую оценку или отношение группы к человеку считают сильным средством для изменения его поведения. Оценка действия представляет собой суждения одобряющие, оправдывающие или порицающие, осуждающие принятие решения и совершенные действия. Оценка сопровождается особыми эмоциональными переживаниями удовлетворения или неудовлетворения совершенным действием. Отрицательное отношение к выполненному действию часто сопровождается переживанием, сожалением о совершенном действии, переживанием стыда, раскаяния. Вспомните свои ощущения, когда вы, однажды не выучив урок, получили плохую оценку. Возможно, после этого вы решили улучшить свою учебу и исправить оценки до конца четверти. В данном случае оценка выступает как мотив для исправления и улучшения последующей деятельности.

Волевое действие каждого человека несет свою особую неповторимость, так как является отражением его индивидуальности и относительно устойчивой структуры личности. Именно воля как сознательная организация и саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательным процессом. В рамках индивидуальных различий волевой сферы можно выделить качества, характеризующие как волевую сферу человека в целом, так и отдельные звенья волевого акта.

Совершая то или иное волевое действие, личность несет ответственность за все последствия. Социально значимый результат деятельности, выходящий за рамки первоначальных намерений, рассматривают как деяние. Персональная ответственность человека за деяние определяется на основании конкретных общественно-исторических критериев. Если деяние положительно отразилось на обществе, то его называют благодеянием, если отрицательно — злодеянием.

Люди различаются между собой не только в зависимости от направленности производимых деяний, но также по тому, чему они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американский психолог Дж. Роттер ввел понятие «локус контроля» (от лат. locus — место и фр. controle — проверка) как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям.

Внешняя или внутренняя локализация контроля волевой деятельности, как считает А. В. Петровский, имеет как положительные, так и отрицательные социальные последствия и является устойчивым качеством личности, формирующимся в процессе воспитания.

В ходе исследования природы воли мы сделали несколько умозаключений.

В первом параграфе мы рассмотрели несколько определений понятия «воля». После нами было решено, что наиболее полным, емким и точным является определение, данное В. И. Селивановым. Его мнение, что воля — это сознательное регулирование своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий, мы и возьмем за основу нашей работы и на которое будем опираться в нашем исследовании.

Здесь же было выяснено, что изучение воли, более чем за 2000-летнюю свою историю, претерпело кардинальные изменения. Мы проследили, как менялось представление о волевых действиях с времен Аристотеля до современных концепций психоанализа и рефлексологии.

В истории человечества существовали и такие периоды, когда воля считалась некой высшей и божественной силой, не зависящей от самого человека.

Другие исследователи видели Мировую Волю, которая едина, но в то же время находится в каждом.

Третьи же источник воли видели в сексуальной энергии и в энергии агрессии.

Но все-таки современные ученые выяснили, что в воле, этой стороне человеческой психики, нет никаких сверхъестественных сил, а является результатом деятельности нашего головного мозга.

Во втором параграфе произошло знакомство с несколькими точками зрения по поводу функций волевых действий: одни психологи отмечают четыре функции, другие — всего две. Еще мы узнали, что волевые механизмы бывают различных уровней: от неосознаваемых до поддающихся разумному контролю.

Также нами было отмечено, что, как и любой психический процесс, воля имеет свою физиологическую основу. В моменты произвольных действий в мозгу возникает целый ряд последовательных нервных импульсов, побуждающих к дальнейшей активной деятельности.

В третьем параграфе нами была изучена и рассмотрена структура волевого акта, был сделан вывод, что он представляет собой целую цепь более мелких, но не менее важных, действий. Эти действия приближают человека к намеченной цели: постановка цели, осознание и борьба мотивов, решение о действии, исполнение действия и оценка действия со своей стороны, а также со стороны окружающих людей.

Одним из центральных понятий волевой сферы является волевое усилие. Волевое усилие качественно отличается от усилия мышечного: внешне оно может практически не проявляются, но вот внутри при этом возникает высокое нервное напряжение. На интенсивность волевого усилия влияет множество факторов: мировоззрение личности, моральная устойчивость личности, уровень самоуправления и самоорганизации личности и др.

Во второй главе мы будем прослеживать генез волевой сферы у человека, рассмотрим её связь с другими сторонами психики, охарактеризуем волю в подростковом возрасте, обратим внимание на некоторые волевые дефекты.

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)