Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Взаимоотношение старших и младших в детских общественных организациях, их роли

Взаимоотношение старших и младших в детских общественных организациях, их роли.

К. Д. Ушинский отмечал, что в воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, без его непосредственного влияния на ребёнка истинное воспитание не возможно.

Обратимся к истории: взрослый (старший пионерский вожатый, классный руководитель, вожатый-производственник) всегда был важнейшим звеном в детском движении. Какова же роль взрослых сегодня? И вообще, хотят ли современные подростки видеть их подле себя? Вот результаты опроса:

Вопрос: «Нужны ли взрослые в детских объединениях?» Учащиеся школы(%) Члены объединений(%)

Да 55,7 77,1

Нет 22,7 16,1

Не знаю 12,2 6,6

Варианты мнений подростков о роли взрослых в детском объединении:

❖ «Организовывать интересные акции»;

❖ «Помогать, если кому-то трудно»;

❖ «Направлять деятельность организации»;

❖ «Есть вещи, которыми по юридическим соображениям могут заниматься только взрослые»;

❖ «Нам нужно с кого-то брать пример». Совершенно ясно, что ребятам нужен взрослые»;

❖ «Нам нужно с кого-то брать пример».

Совершенно ясно, что ребятам нужен взрослый лидер, в нём они хотят видеть: организатора; надёжного товарища; человека, на которого надо равняться, можно поговорить с ним о проблемах и получить совет и, если надо, помощь.

Кого же из взрослых хотели бы видеть ребята в своих объединениях?

В 1993, 1996, 1999 гг. этот вариант вопроса не задавался.

Снизился процент детей, которые хотели бы видеть в своих объединениях учителей (таб. 2). Это можно объяснить тем, что учителя нередко используют авторитарный стиль руководства. Поставив цель перед коллективом, они, как правило, стремятся к тому, чтобы она обязательно была принята всеми, а затем они выдвигают свой вариант её достижения. Подросток же диктаторскую позицию педагога часто воспринимает «в штыки», хотя и не всегда отваживается на открытый протест

Важность совместного обсуждения целей деятельности, а также путей их достижения для ребят неоспорима. Недаром каждый четвёртый подросток (член объединения) считает более привлекательными именно те дела, которые «ребята сами организовали» (25%), «сами придумали» (23,1%). Большинство подростков (32,6% школьников и 41,6% членов объединений) предпочитают, чтобы взрослые были специалистами того дела, которым занимаются ребята; 28,8% учащихся школ и 39,7% воспитанников объединений хотят, чтобы в организациях вместе с ними работали просто интересные люди, а также молодые вожатые и организаторы (соответственно 20,4% и 48,8%).

Только 11,1% членов объединений хотели бы видеть рядом с собой родителей. Интересно, что сами родители по этому поводу ответили на соответствующий вопрос анкеты так: 59,5% пап и мам считают, что они непременно должны участвовать в деятельности общественных объединений, у 27,8% ответ вызвал затруднения, а 12,7% дали отрицательный ответ.

В результате опроса подростков выяснилось, что определяющее положение взрослых ребята видят в руководстве объединениями. Но основное предпочтение члены объединений отдают демократической форме руководства, когда ребята лидируют наравне со взрослыми. Заслуживает пристального внимание стабильное желание учащихся школ самим руководить деятельностью объединений без участия взрослых. Среди членов объединений такое желание выразили только 8,7% опрошенных. Кто же, по мнению подростков, реально руководит их организациями? При ведущей роли взрослого лидера отношения в общественных объединениях всё же строятся, как партнерские.

Вопрос: «Какие взрослые нужны в 1993г. (%) 1996г. (%) 1999г. (%) 2002г. , школьники (%) 2002г. , члены объединений объединениях» (%)

Родители 16,6 6 12,3 9,4 11,1

Учителя 8,5 4,1 10,5 12,9 4,5

Политические деятели 2,1 0,9 2 3,9 2,1

Специалисты в деле, которым 9,6 23 27,9 32,6 41,6

занимаешься

Молодые вожатые, организаторы - - - 20,4 48,8

Просто интересные люди 14,2 26,7 27,9 22,8 39,7

Кто-то ещё - - - 1,6 0,5

Вопрос: «Кто руководит твоей организацией?» 2002 г. (%)

Взрослые 26,7

Старшие ребята 16,2

Взрослые и ребята вместе 49,1

Выборный орган 8

Среди руководителей детских организаций немало людей среднего и старшего возраста. Нельзя не учитывать связанные с этим проблемы. Во-первых, начиная с 90-х годов, росло отчуждение между родителями и детьми. Родители стали уделять меньше внимания семье, целиком уйдя в зарабатывание денег. Кроме того, выросла стена непонимания между новым и старым поколением, воспитанным на героике военных лет и трудовых подвигах пятилеток.

Взрослый лидер, избирающий стиль и тон отношений в коллективе, должен знать изнутри мир современного подростка. Главное для него – не просто приятно провести время с ребятами. Руководитель общественного объединения должен создать условия для гармоничного развития личности подростка, для воспитания гражданских качеств и активной позиции в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.

А теперь посмотрим, каким хотят видеть руководителя общественного объединения сами юные реципиенты:

❖ лидером, который увлекает положительным примером;

❖ организатором и участником коллективной деятельности детей и подростков;

❖ носителем культуры, включающим детей и подростков в разнообразные виды деятельности.

Лидер объединения должен уметь:

❖ в равной мере участвовать в обсуждении и принятии решений по проблемам организации деятельности объединения;

❖ устанавливать в коллективе отношения доверия, тогда когда появится возможность полноценного общения;

❖ помочь подростку осознать себя гражданином, полноправным членом общества;

❖ помочь подростку в оценке своих возможностей, выборе интересов, осознании личностных качеств.

Лидер должен обладать:

❖ нестандартным стилем мышления;

❖ широким диапазоном практических навыков;

❖ профессиональной компетентностью;

❖ чувством ответственности.

Завершая разговор о личных качествах лидера, хотелось бы процитировать одну из детских анкет: «Наш руководитель – это человек доброжелательный и требовательный, внимательный и весёлый, умный и инициативный. Он умеет слушать и слышать. По-моему он умеет всё и всегда улыбается».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)