Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«ЗЕЛЁНЫЕ ОСТРОВА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА»

«Человек и зелёный росток – визитная карточка Земли.

Будучи вместе они окружают царство жизни на нашей планете – это уникальное, может быть единственное для всего звездного мира явление.

Подчеркиваю будучи вместе!

И в этом единении вся суть. »

К. Сытник

Мы много говорим о сохранении природы нашей планеты. Но иногда не замечаем, что творится рядом с нами в повседневной жизни.

Человек! Обернись! Обрати внимание на природу, окружающую тебя! Что ты с ней сделал?

Я часто бываю в Парке Культуры и Отдыха и наблюдаю, как, сами того не замечая, мы засоряем его. Во что превратился пруд. В скопище грязных бумаг, бутылок.

Именно эти причины побудили меня к написанию реферата. В своём реферате я хочу показать важность «Зелёных остравов», их охраны.

Пользуясь данными по мониторингу микрорайона школы, полученными юными исследователями экологического клуба «Муравей», членом которого являюсь и я, показать важность зелёных насаждений для человека, то огромное значение, выполняемое ими.

Поэтому очень важно:

- научиться распознавать различные виды деревьев и кустарников;

- научиться сажать деревья и ухаживать за ними;

- понять значение зелёных насаждений в населённом пункте;

- способствовать развитию социальной активности детей, предоставить им возможность повысить значимость своей деятельности.

Подумай хорошенько, человек!

Уж много раз твердили людям:

Не мусорить и ветки не ломать.

Но через час, а может, через два

Мешки, бутылки кинуты опять.

О, люди! Вы плохой пример

Для всех: семьи, друзей, детей.

Наступит час, когда природа

Против всех восстанет,

И на земле звериный мир настанет,

И этот мир доступен будет тем,

Кто нёс зверью тепло и доброту.

Но тех, кто ранил зверя,

Кто нёс обиду и мученья,

Кто убивал,

Тех мир отвергнет от себя.

Вот люди вы увидели картину,

Которую создал сам человек.

Она страшна,

Но так устроен век.

Подумай хорошенько, человек!

Дмитриева Виктория. 10 «А».

Зелёные зоны города включают рощи, скверы, парки, лесопарки. Многие из них существуют десятки и даже более сотни лет и являются весьма популярными у жителей. Наибольшей известностью пользуются старые зелёные насаждения города Смоленска им. М. И. Глинки (Блонье), городской парк культуры и

Отдыха (Лопатинский сад), сквер Героев Отечественных войн (Кутузовсий сад). Гордостью смолян в течение многих десяти- летий был лесопарк Красный Бор. Своевременно были созданы и удачно размещены лесопарки в Реадовке и Тихвинке.

Многие парки, лесопарки и другие зелёные зоны, используемые для отдыха горожан, являются памятниками природы:

- «Парк 1100 – я г. Смоленска»;

- «Зона отдыха Вязовенька»;

- «Озеро Дубровенское с массивом Красноборского лесопарка»;

- «Лесопитомник «Тихвинка» и др..

Городские зелёные насаждение смягчают климат. Влияют на чистоту и качества атмосферного воздуха. Термином «зеленые насаждения» обозначают растительный компонент территорий лесных массивов, находящихся в черте города, лесопарков, парков и т. д. Именно такие зелёные оазисы, наиболее благоприятные для отдыха горожан, оказывают на них оздоровляющее воздействие. Среди зелени легче дышится, здесь не досаждают зной и пыль, не утомляет резкий шум. В летний жаркий день температура в районах города, где нет деревьев, на 10 – 15 (С выше, чем в городском парке.

Зелёные насаждения на площади 1га примерно в 10 раз больше увлажняют и освежают воздух, чем водный бассейн той же площади.

Зелёные насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благопрятные микроклиматические и санитарно – гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Для разделения зелёных зон нашего города я использую классификацию Пономаревой О. Н. – доктора педагогических наук Пензинского Педуниверстета.

1. Зелёные насаждения общего пользования:

- общегородские парки культуры;

- районные парки;

- городские сады;

- бульвары;

- лесопарки.

2. Зелёные зоны ограниченного пользования:

- зелёные насаждения жилых территорий, микрорайонов, детских садов, яслей, ВУЗов, колледжей и т. д.

3. Зелёные зоны специального назначения:

- насаждения на городских улицах и магистралях;

- насаждения санитарно – защитных и водоохранных зон;

- ботанические и зоологические сады;

- насаждение на территории питомников, цветочных хозяйств, кладбищ и т. д.

«Живые индикаторы имеют существенные преимущества перед дорогостоящими и трудоёмкими физико – химическими методами, которые применяются сейчас для определения степени загрязнённости окружающей среды. Растения - индикаторы как бы суммируют в себе без исключения важные данные о загрязняющих веществах, позволяющих судить о степени вредности тех или иных веществах для живой природы и человека. »

(В. Е. Соколов)

Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжёлыми металлами, обнажённость почв способствует водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен «культурными насаждениями» - парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зелёных насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.

По степени чувствительности к действию вредных газов можно выстроить древесные породы в ряд, начиная с более чувствительных.

Среди хвойных – это ель, сосна, лиственница, можжевельник казацкий, туя западная.

Среди лиственных – бук, дуб, клён, липа, ясень, груша, вяз, берёза, рябина, снежноягодник, бузина красная, тополь канадский, акация жёлтая.

Последние являются наиболее стойкими и поэтому могут расти в самых задымленных районах крупных городов.

Взрослый здоровый лес на площади в 1га поглощает 220 – 280 кг кислорода. В среднем гектар зелёных насаждений поглощает за один час приблизительно 8 л углекислоты (столько же выделяет за это время двести человек). Дерево средней величины может обеспечить дыхание трех человек.

Растения в городе можно назвать и своеобразными «пылесосами». Лучше задерживают пыль растения с шершавыми, морщинистыми, складчатыми, покрытыми волосками и липкими листьями.

По данным специалистов, запылённость воздуха под деревьями меньше, чем на открытой площадке:

- в мае – на 20%,

- в июне – на 22%,

- в июле – на 34%,

- в августе – на 28%.

Растительность городских парков и скверов площадью 1 га за вегетационный период очищает от пыли 10 – 20 млн. м² воздуха. Одним из лучших пылеуловителей считается вяз.

Одним из широко распространённых в городской среде тяжёлых металлов является свинец. Он активно накапливается придорожными растениями. Поглощают свинец древовидная карагана (жёлтая акация), липа, берёза.

Среди видов растений, наиболее выносливых к загрязнению: тополь (канадский, бальзамический, берлинский), ива белая, клён американский, белая акация, лох узколистный, сирень, кизильник, берёза бородавчатая, барбарис обыкновенный, вяз, ель колючая, жимолость обыкновенная, ирга канадская, калина грановитая, кизильник блестящий, облепиха обыкновенная, лиственница даурская, роза иглистая, смородина золотистая, спирея средняя, снежноягодник белый, черёмуха пенсильванская и некоторые виды яблонь.

Оздоровительная роль растений в городе проявляется, прежде всего, о том, что они выделяют специфические вещества – фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Летом воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. Среди них – дуб, можжевельник обыкновенный и казацкий, виды сосны, ель обыкновенная, черёмуха, рябина, туя, акация белая, барбарис обыкновенный, ива плакучая, каштан конский, лиственница сибирская, липа мелколистная, осина, тополь серебристый, чубушник, райграс пастбищный и ряд других видов. Например, туя уменьшает загрязнённость воздуха болезнетворными микроорганизмами на 67%.

Растения в городе могут создавать и более благоприятные для человека микроклиматические условия. Считается, что оптимальная влажность воздуха для проживания человека составляет 30 – 70%. Зелёные насаждения как бы регулируют влажность воздуха, с повышением которой почти всегда воспринимается человеком как некоторое уменьшение температуры. Один гектар их в течение вегетационного периода испаряет до 3000 т влаги. За этот же период взрослая липа испаряет 0,2 т влаги, а зелёные насаждения в целом – 20-30% атмосферных осадков, выпавших на занятую ими территорию. Один гектар полноценных растений значительно лучше (почти в 10 раз) увлажняет, освежает воздух по сравнению с водоёмом такой же площади. Лучше снижает температуру деревья с крупными листьями (каштан, липа крупнолистная, клён остролистный, тополь).

Важным фактором, влияющим на микроклимат города, является ветровой режим. Наиболее благоприятный для человека считается скорость ветра от 0,5 до 3 м/сек. (когда легко колышутся ветки и шелестит листва). Ветрозащитное влияние неширокой плотной зелёной полосы из восьми рядов деревьев высотой 15-17 м, кустарников отмечается на расстоянии, равном 30-40 м таких деревьев.

Как известно, шум оказывает неблагоприятное влияние на здоровье горожан, вызывая сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства, он нарушает обмен веществ, воздействует на органы слуха, повышает артериальное давление. Одним из способов снижения шума является посадка деревьев. Зелёные насаждения регулируют шумовой фон города. Так лиственные породы деревьев поглощают 25% шума, а отражают и рассеивают до 75%.

На участке от тротуара до магистрали и до жилых домов должно быть не менее 15-20 м² озеленённой территории. К сожалению, в нашем городе озеленение многих магистралей с интенсивным движением явно недостаточно. По степени шумозащитной эффективности растения располагаются в следующем порядке: сосновые, еловые, кустарниковые (лиственные разных видов) и лиственные древесные. Очень хорошо задерживают шум многоярусные посадки деревьев с густыми кронами. Хорошо уменьшает воздействие шума шахматная посадка деревьев.

Рудеральные растения – спутники человека, синантропные виды. В любом городе много таких растений, они заселяют любой клочок земли, внедряются в травостой газонов, так как растения газонов без полива – очень слабые конкуренты. Конечно, некоторые рудеральные растения могут приносить вред человеку, например, амброзия, но большинство таких растений – полезнейшие спутники человека, «лёгкая кавалерия природы», «ремонтная бригада», которая активно покрывает зелёным ковром места, нарушенные человеком. Они выделяют кислород в атмосферу, поглощают из неё загрязнения.

Одуванчик, к примеру – рекордсмен по накоплению свинца, который попадают в городскую среду от автомобилей. Скашивая одуванчик и вывозя биомассу, почва в городе очищается от этого вредного металла.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения на одного жителя должно приходится на менее 50 м² зелёных насаждений.

На 1 га должно размещаться 90-150 деревьев.

Дерево средней величины за 24 часа выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек.

Запыленность на озеленённых участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают до 70-80% пыли.

Почему надо озеленять города?

Чем больше в городе зелени, тем приятнее в нём жить. Деревья дарят прохладу в жаркие и пыльные дни, под их сенью можно отдохнуть. Листва выдыхает кислород и очищает воздух от пыли и других загрязнений.

Тополя, берёзы, рябины ограждают детские площадки и лужайки в парках от выхлопных газов, шума двигателей. Липы, дубы, клёны, конские каштаны красиво обрамляют улицы, образуют тенистые зелёные туннели на аллеях парков и садов. Распространены в южных городах белая акация, благоухающая тонким ароматом в период цветения, и платаны, которых легко узнать по пятнистой коре и колючим плодам. Платаны быстро растут и доживают при сильном загрязнении воздуха.

Друзья «Зелёных островов»

Человек не может жить без природы, а в нашем городе её осталось не так уж много! Каждый сохранившийся участок леса, каждое дерево, небольшой пруд – помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Все, кому дорога родная природа, у кого есть энтузиазм и энергия, включайтесь в Движение заповедных островов России!

Наша цель: помочь людям осознать ценность уникальных островов заповедной природы; объединить усилия для сохранения природного наследия нашей страны.

Движение друзей заповедных островов объединяет специалистов охраны природы, общественность, промышленные предприятия и природоохранные организации, деловых людей, детей и взрослых, которым не безразлична российская природа. В авангарде Движения – дети.

Движение активно развивается при заповедниках, национальных и природных парках. В него включаются городские жители, помогающие спасти живую природу. Они окружают вниманием и заботой уцелевшие зелёные островки города Смоленска и других городов России.

По итогам опроса учащихся была составлена карта «Зелёных островов» города Смоленска, куда были помещены парки, скверы, луга, аллеи, дворы, которые ребята отметили.

Среди учащихся средней школы №8 в 2002 – 2003 годах был проведён опрос «Кто лучше знает «Зелёные острова» города Смоленска». В опросе приняли участие 194 человека, проживающих в разных районах нашего города.

Для этого была роздана каждому анкета, которая затронула следующие аспекты:

1. Назови себя.

2. Что из себя представляет этот «Зелёный остров»?

3. Точный его адрес.

4. В каком состоянии он находится?

5. Если Ваш «Зелёный остров» гибнет, то почему?

6. Что необходимо сделать, чтобы его сохранить?

7. Что Вы сами делаете, чтобы помочь Вашему «Зелёному острову»?

8. Укажите ярким зелёным цветом приблизительное место расположение Вашего «Зелёного острова».

Опрос проводился для того, чтобы определить, какие территории города Смоленска дети считают своими «Зелёными островами», хорошо ли эти «острова» себя чувствуют, нужна ли им помощь?

Оказалось, что почти всем названным «островам» нужна помощь. На вопрос: «В каком состоянии находится Ваш «Зелёный остров»?» - только 17% детей, участвовавших в опросе, ответили, что их «Зелёный остров» находится в хорошем состоянии, 65% ответили в «среднем», а 18% школьников считают, что их «Зелёный остров» гибнет.

В наибольшей степени такие грустные ответы можно было слышать в тех районах, где много промышленных предприятий, или идёт строительство, или близко расположены автодороги.

Как оказалось, под «Зелёными островами» 77% школьников подразумевают большие лесопарковые территории, 15% считают своими «Зелёными островами» пруд, озеро, или реку. Дети называют ими и свою деревню, и двор, и овраг, и даже клумбу около дома (7%). «Зелёный остров» для маленького горожанина – эта часть природы, которая находится около его дома или школы. Это и большой парк, и маленький зелёный дворик. В районах, где нет больших парков, дети «Зелёными островами» считают скверы, дворы, пруды и т. д.

В районе Ковалёвки ребята назвали «Зелёным островом» лесопарк Реадовка. В центре города они чаще называют Лопатинский сад и Городской парк культуры и отдыха.

В районе Королёвки – дубовая роща между ул. Госпитальной и ул. Королёва. Ребята назвали «зелёным островом Александровское озеро в районе д. Александровка и д. Михновка. ; озеро в районе ул. 25 Сентября и ул. Соколовского.

Ребята нашей школы отмечают так же более известные им, недалеко расположенные «Зелёные острова». Это Природный комплекс, расположенный между улицами Вяземская, 2-ая Вяземская, Нахимова и Дзержинского; Чуриловский овраг и речка Чуриловка; ручьи Сосновый, Родниковый, Нахимовский: сквер по ул. Нахимова напротив школы.

Неподалёку от школы находится ОАО «Айсбарг», но там ребята находят свои маленькие «Зелёные острова» - это сквер по ул. Нарвской.

По данным анкет, основной проблемой для большинства «Зелёных островов» является «замусоривание людьми» (так считают 74% всех опрошенных детей). В целом, проблемы «Зелёных островов» распределились следующим образом:

- замусоривание людьми – 74%;

- вытаптывание – 28,7%;

- загрязнение от транспорта – 23%;

- свалка – 18,4%;

- въезд на машинах, мойка машин – 11,6%;

- ведётся строительство – 11,6%;

- загрязнение от промышленности – 11,6%;

- другое – 8,8%;

- эрозия (разрушение почвы) – 8,2%;

- палы (пожары) – 2,7.

Среди причин гибели «Зелёного острова» ребята назвали ещё наличие сливов отходов в неположенном месте, отсутствие ухода за «Зелёными островами», загрязнение озёр, отсутствие уборки старых погибших деревьев, потеря ценности красоты природы у людей.

Что же предлагают наши учащиеся, чтобы помочь «Зелёным островам»?

Ответы на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы его сохранить?»

- распределились следующим образом:

- не мусорить – 70%;

- не ломать деревья и не топтать траву – 11%;

- посадка деревьев и цветов – 12%;

- уменьшить выбросы жидких и газообразных продуктов отхода – 9%;

- не разводить костры – 7,5%;

- использование экологических знаков для разъяснения поведения в местах отдыха: парках, лесопарковых зонах, на водоёмах – 4%;

- другое (уменьшение строительства, очистка водоёмов, установка очистительных сооружений, наличие мусорных баков) – 9%.

Вопрос «Что Вы сами делаете, чтобы помочь «Зелёному острову»?» вызвал менее разнообразные отклики. В основном ответы можно подразделить на 4 категории:

- активная позиция («сажаю деревья», «собираю мусор», кормлю птиц» и т. п. ) – 34%;

- сознательная («выбрасываю мусор только в урны», «не ломаю деревья» и т. п. ) – 56%;

- пассивная («ничего не делаю», отсутствие ответа) – 7%;

- пессимистическая («я бессилен против строителей») – 2%.

Понимание и любовь к природе закладываются ещё в детстве, поэтому так важно, чтобы именно в раннем возрасте экологическому воспитанию уделялось значительное внимание. То, как ведётся это воспитание, в некоторой степени показывают анкеты проведённого опроса.

Человек не может жить без природы, а в нашем родном городе-герое Смоленске она ещё есть! Каждый сохранившийся участок леса, каждое дерево, небольшой пруд – помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Составление экологического паспорта пришкольного участка.

В настоящее время накопилось много факторов, требующих самого пристального внимания с точки зрения непосредственной защиты природной среды. Эта комплексная проблема исключительна сложна и связана со всеми областями человеческой деятельности, часто приводящей к нарушению равновесия в природных системах. Особенно большой экологический ущерб биосфере наносит строительство магистралей, сведение лесов, увеличение промышленных отходов.

Одной из ведущих задач экологического образования учащихся является формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Основными направлениями в формировании экологической культуры школьников на пришкольном участке являются углубление их теоретических знаний, а также практическая деятельность, в ходе которой учащиеся овладевают умением оценивать состояние окружающей среды и навыками правильного поведения в природе.

Экологический паспорт пришкольного участка поможет накопить и систематизировать материал по его экологическому состоянию, разобрать комплекс мероприятий для выявления каждого уровня загрязнения и применять методы его устранения.

Практические задания учащимся по изучению экологического состояния пришкольного участка:

1. Описать расположение пришкольного участка в микрорайоне. Определить на каком расстоянии участок находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады, железной дороги и т. д. (по санитерно- гигиеническим нормам промышленные предприятия, магазины и т. д. должны отстоять от границ школы и пришкольного участка не менее, чем на 50 м, жилые дома не менее, чем на 10 м, автострада, не менее, чем на 25 м).

2. Подсчитать, какое количество автомобилей проходит по ближайшей автостраде за час, за сутки. Определить, какое количество выхлопных газов автомашин поступает в атмосферу за сутки (задание выполняется в том случае, если автострада расположена не далее 100 м от пришкольного участка).

Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до килограмма выхлопных газов, а это:

- 30 г угарного газа;

- 6 г оксида азота;

- соединения свинца;

- соединения серы;

- другие загрязняющие вещества.

3. Изучить растительность, окружающую пришкольный участок. Подсчитать количество и описать видовой состав деревьев и кустарников, указать наличие газонов.

4. Изучить степень запылённости воздуха с разных сторон пришкольного участка. Для этого необходимо собрать в указанных местах листья растений и приложить к их поверхности клеящуюся прозрачную плёнку, затем снять плёнку и той стороной, где отпечатался контур листа, вместе со слоем пыли, прикрепить её на лист белой бумаги.

Сравнить степень запылённости листьев из разных мест и сделать вывод об уровне запылённости.

5. Определить, какое количество пыли способны задержать зелёные насаждения пришкольного участка.

Справочный материал.

На листовой поверхности взрослого растения за летний риод осаждается пыли:

- на вязе – до 23 кг;

- на иве – до 33 кг;

- на клёне – до 33 кг;

- на тополе канадском – до 34 кг;

- на ясене – до 27 кг;

- на сирене – до 1,6 кг;

- на акации – до 0,2 кг.

Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 – 80% аэрозолей и пыли. С 1 м² газонной травы за один час испаряется до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух и задерживает заносимую ветром пыль.

6. Подсчитать количество деревьев и определить площадь кустарника (по примеру кроны), произрастающих на территории, окружающей пришкольный участок. Определить, сколько деревьев и какая площадь кустарников приходиться на одного учащегося.

Справочный материал.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться не менее

50 м² зелёных насаждений.

С исследуемого участка взять пробы почвы на содержание основных минеральных элементов, необходимых растениям: фосфора, калия, азота и тяжёлых металлов: кадмия, свинца, ртути, цинка, никеля, меди и серебра.

Справочный материал.

Перед взятием проб с исследуемого участка, необходимо разбить его на элементарные части – квадраты, размером от 0,1 га до 0,3 га. Затем каждый квадрат следует разбить ещё на пять равномерно расположенных частей и с каждой части взять почвенную пробу. Отобранные таким образом почвенные пробы будут называться индивидуальными, их будет пять с каждого квадрата. Пробы следует высыпать на фанеру, хорошо перемешать и составить один смешанный образец весом 300 – 500 г. После просушки образец готов к анализу. Анализы на содержание основных минеральных элементов (фосфор, калий, азот) можно проводить самим при наличии специалиста агрохимлаборатории. Анализы образцов на наличие тяжёлых металлов проводят городские и областные станции химизации.

7. Составить картограмму пришкольного участка.

После окончания всех исследований, на основании полученных результатов, учащиеся под руководительством учителя, заполняют экологический паспорт.

По итогам работы экологического исследования пришкольного участка провести конференцию и дать экологическую оценку окружающей среды.

Экологический паспорт.

1. Год организации пришкольного участка.

2. Площадь пришкольного участка.

3. Планирование территории (план – чертёж размещения отделов, полей, производственных, коммунальных предприятий, жилых домов, автострады и т. д. ).

4. Количество выхлопных газов автомашин, поступающих в

1. Газета «Первое Сентября», «Биология». – М. : 1995г. №45 – 46, 1996г. №7 – 14.

-20- атмосферу за сутки с ближайшей автострады.

5. Видовой состав растительности, окружающий пришкольный участок.

6. Степень запылённости воздуха с разных сторон пришкольного участка.

7. Количество деревьев и площадь кустарников, окружающие пришкольный участок.

8. Картограмма пришкольного участка.

Наша школа №8 находиться в западной части города Смоленска в пределах Ленинского района между перекрестком улиц Багратиона и Нахимова, и Чуриловским оврагом.

В формировании рельефа значительная роль принадлежит древним (четвертичным) олединениям и их талым водам. Чуриловский овраг видимо образовался именно таким образом.

Издавно из природных объектов Смоленска был заметен Чуриловский ручей, устье которого располагалось возле переправы через Днепр. В названии ручья присутствует корень – чур – со смысловым значением «черта», «граница». Есть и другое объяснение – от бывшей церкви святого Кирилла (древне – русский вариант этого имени – Чурило).

На карте Смоленска 1911 года видно, что именно река Чуриловка ограничивала территорию города на юго – западе. Далее на запад простиралась выгонная земля. Даже название башни «Копытенская», которая смотрит в эту сторону, подтверждает о наличии выгона на юго – западе Смоленска. Через боковые ворота большой четырёхугольной башни Копытенской, стуча копытами по мостовой, выгоняемый ранним утром на пастбище и возращался поздним вечером домашний скот.

Улица Багратиона (бывшая Большая Чернышевская) сформировалась в 60 – 70 – е годы. А когда – то на этом месте располагалась деревня Чернушки. Существует две версии такого названия. Во – первых, от названия грибов «чернушки», во – вторых, в

-21- следствии того, что когда – то печи топили по чёрному. Отсюда и название. Постепенно на месте деревни появились улицы, дома.

В 50-70-е годы ХХ века через узкую глубокую долину реки Чуриловка была построена высокая дамба с трубой для пропуска вод.

А в 1961 году появилась наша школа №8.

Экологический паспорт.

МОУ СОШ №8 с углублённым изучением иностранных языков.

1. Место нахождения школы:

- карта – схема школы прилагается;

- расстояние от школы до организации АО «Айсберг» - жилых домов – 37,5 м. ;

- дороги – 26 м.

2. Количество автомобилей, проходящих по дороге у школы за сутки – 1204 штук.

Количество выхлопных газов, выпускаемых машинами за

- угарный газ – 36 кг 120 г. ;

- оксиды азота – 7 кг 224 г.

3. Видовой состав растительности, окружающей школу:

- каштан конский – 4 особи;

- берёза повислая – 38 особей;

- акация жёлтая – 1 особь;

- ясень платановидный – 9 особей;

- сирень обыкновенная – 6 особей;

- клён восточноевропейский – 3 особи;

- спирея – 25 особей;

- шиповник коричный – 20 особей;

- боярышник – 4 особи;

- осина – 10 особей.

4. Определить количество пыли, которое могут задержать растения вокруг школы:

- клён – 99 кг;

- ясень – 243 кг;

- сирень – 9,6 кг;

- акация – 0,2 кг.

Всего: 351,8 кг.

5. Определить площадь кустарников и деревьев, приходящих- на одного ученика:

- 120 кустарников и деревьев – 2617,5 м²;

- количество учащихся – 958 человек;

- на одного учащегося – 2,7 м².

Экологический мониторинг

Аттестация пришкольного участка МОУ сош №8 с углублённым изучением иностранных языков.

Экологическое состояние пришкольного участка может быть определено суммой баллов, которая характеризует следующие параметры: расположение школы в микрорайоне, площадь пришкольного участка, размещение зелёных насаждений, уровень шума.

Оборудование: рулетка, шумомер.

Ход работы:

1. Заполнить аттестационный лист пришкольного участка.

2. Сделать вывод об экологическом состоянии пришкольного участка.

Если сумма менее 7-8 баллов, то экологическое состояние пришкольного участка неудовлетворительное.

№ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКА ОЦЕНКА

1. Расположение школы в микрорайоне:

-промышленные предприятия и предприятия бытового обслужива-

ния, которые стоят от границ школы не менее, чем на 50 м;

-жилые дома не менее, чем на 10м;

-автострада не менее, чем на 25 м. +

2. Площадь пришкольного участка +

соответствует нормам: +

-0,5 га при 40-160 учащихся;

-1,2-1,7 га при 192-320 уч-ся;

-2,0 га при 392-640 уч-ся;

-2,2 га при 784-804 уч-ся;

-3,0 га при 884-958 уч-ся;

-4,0 га при 1280 уч-ся.

3. Расположение зелёных насаждений: +

-площадь кроны деревьев, газонов и кустарников на территории школы составляет не менее 50 м на одного учащегося;

-на границе участка есть защитная полоса из деревьев и кустарников +

не менее 6 м шириной со стороны улицы;

-не менее 1,5 м шириной по периметру; +

-расстояние между защитной полосой и школой не менее 5 м;

-расстояние между деревьями 8-10 м;

-в пересчёте на 1 га располагается +

деревьев.

4. Уровень шума на участке не более

45 ДБ. +

Вывод: экологическое состояние пришкольного участка – неудовлетворительное.

Посадка школьного сада.

В сентябре 2002 года ученики нашей школы посадили в микрорайоне 400 берёз, из них – 39 в нашем сквере.

Экологическая обстановка в районе расположения школы оставляет желать лучшего. В нескольких десятков метров от школьного крыльца расположен перекрёсток, на котором ежедневно останавливаются сотни машин. Такая интенсивность дорожного движения в значительной мере способствует загрязнению окружающей среды на школьной территории, ухудшение состояния здоровья учителей и учеников.

Конечно, сложно говорить о полном устранении источника этой проблемы, однако мы можем, по крайней мере пытаться защитить территорию школы от неблагоприятного воздействия факторов загрязнения. В рамках подготовки празднования 40-летия школы выпускниками было предложено провести благотворительную экологическую акцию «Зелёная страна Смоленска». Каждый выпускник нового тысячелетия посадит дерево или кустарник, внося таким образом посильную лепту в улучшение экологической обстановке в районе родной школы. Так цветниками можно украсить крыльцо школы, зелёный бордюр из молодых деревьев расположить вокруг школьного стадиона, вдоль дороги и по периметру школы посадить берёзы.

С призывом о поддержки этого мероприятия можно было бы обратиться к администрации города, постараться привлечь внимание общественности. Этот форум должен носить, прежде всего, информационный характер. Многие ученики на уроках экологии проводят независимые исследования, пишут научные работы, с которыми выступят перед остальными учениками и родителями школы. Достойным заключением этой акции станет открытие школьного фонда в поддержку дикой природы, с возможностью всех желающих помочь школе в посадке сада.

Учащимся школы был задан вопрос:

Как Вы относитесь к своему городу по степени озеленения?

- отлично;

- хорошо;

- удовлетворительно;

- плохо.

Из 110 учащихся опрошенных получился следующий результат:

80 человек – 73% - отлично;

16 человек – 24% - хорошо;

4 человека – 3% - удовлетворительно.

Это говорит о том, что наш город имеет полное право называться зелёным, а значит и с отдыхом на природе у нас нет проблем.

Мой сквер.

Мой сквер маленький, но я его люблю, особенно весной, когда пробуждается природа о то сна, набухают и прорастают почки, когда даже запах другой на улице и весело щебечут птицы.

Этот сквер находится через дорогу от нашей школы. Бывает, что мы ходим туда с девчонками погладить ребристые или гладенькие листочки, очень красивые, если к ним присмотреться. А иногда мы приходим просто постоять, отдохнуть после трудного дня.

Наверное, не все любят природу одинаково. Но я знаю, что даже маленький сквер приносит большую пользу.

И мы все должны заботиться о нашем сквере, а то он может погибнуть. Я не представляю, что когда – нибудь вместо него появится площадка для выгула собак или ещё одна пятиэтажка.

Пусть он будет всегда, а мы с ребятами поможем стать ему ещё краше.

Скверик маленький, уютный возле школы нашей,

Прибегут сюда девчонки: Машенькой с Наташей,

И примчаться, аж, вприпрыжку

Сашка, Вовка, Димка, Гришка!

И забудут все невзгоды, неудачи всякие

Огорченья и печали, как однажды плакали.

Порезвятся, покричат, поиграют в прятки,

Бросив на скамеечку книжки и тетрадки.

Что же всех так привлекает?

Что так манит? Что пленит?

В этом островке чудесном, полном жизни, интересном,

Радостью отмеченным, с красотой повенчанным.

Посмотрите вот сюда:

Ах, какие деревца – стройные, зелёные,

В солнышко весеннее все они влюблённые.

Ночью спят, а днём работа – фотосинтез их забота!

Чистый воздух – кислород – вот!

Он повсюду вокруг нас – это раз!

А зелёная трава – это два,

Мягкая, пушистая, нежная, душистая!

Не топчи её, дружок, помни:

Больно будет ей, будет сухо – ты, полей!

Вот кустарники вдали – это три,

Можно трогать их руками, но нельзя их бить ногами,

Прутики из них срезать и листочки обрывать!

Ты открой глаза пошире и увидишь ты – четыре!

В сквере нашем чудеса, волшебство и красота!

Сколько тайн у муравьишек, у жучков, у паучков!

Удивляйся, восхищайся, наслаждайся, изучай!

Их законы постигай!

Трели птиц раздались вдруг,

Посмотри скорей вокруг.

На берёзах, на соснах

Видим мы скворечники!

Разве это чудесно, птицы гнезда вьют свои,

Как заботятся они о своих малютках – крошках,

Как несут им в клювах мошек! Помоги им, помоги!

Сохрани их, сохрани!

Домик им сооруди, чтобы было в нём тепло,

Сухо, сытно и светло!

Как чудесно жить на свете

Знают взрослые и дети!

Береги природу друг, и тогда Земля вокруг станет краше и богаче,

Разве может быть иначе!

Будет лес с листвой зелёной,

А вода в реке студёной,

Воздух чист и небо ясно,

Разве это не прекрасно!

На противоположенной стороне дороги по отношению к школе, по улице Нахимова, находится сквер, небольшой по размеру, вроде не привлекательный. Но это единственный оазис на нашей улице, так как в основном территория находится под эксплуатацией жилых домов. Мы, учащиеся 8-ой средней школы с углублённым изучением иностранных языков, весной и осенью убираем территорию сквера, но никто из нас никогда не обращал внимание и не задумывался над тем, какое значение имеет для нас сквер. Ведь именно листва этих деревьев, кустарников и трав забирает на себя большое количество пыли от дороги, выхлопные газы, содержащие тяжёлые металлы.

Выйдешь в сквер и кажется, что ты попал в совершенно иной мир. Но это пейзаж очень часто нарушался шумом машин, наличием мусора, которой валялся под деревьями и в ямах, сломанными ветками кустарников и деревьев.

И вот мы, учащиеся школы, под руководством учителей решили обследовать этот сквер и помочь ему выжить.

Экологический мониторинг.

Комплексное исследование сквера по ул. Нахимова, расположеного в микрорайоне МОУ СОШ №8 с углублённым изучением иностранных языков.

- определить количественный состав растительности;

- выявить признаки загрязнения;

- сделать вывод о состоянии исследуемой территории на основании подсчёта общего количества баллов.

Было проведено комплексное обследование сквера.

Определён состав флоры:

- деревья – 188 особей;

- кустарников – 56 особей;

- травянистых растений – 22 особи.

Выявлены признаки загрязнения. В основном это:

1. Поломанные деревья – 1 балл (5%).

2. Поломанные кустарники – 1 балл (5%).

3. Сухие деревья и кустарники – 1 балл (3%).

4. Трутовики и расщеплены (искусственные) – 2 балла (10%).

5. Вытаптывание - 4 балла (35%).

Мы видим, что самый большой процент загрязнения падает на человека, который ни о чём не задумываясь, становится виновником исчезновения многих видов растений.

Степень загрязнения определяется по следующим критериям:

1. Очень слабая: 1-5% от общего количества объектов (1 балл)

2. Слабая : 6-20% (2 балла)

3. Средняя : 21-30% (3 балла)

4. Сильная : 31-50% (4 балла)

5. Очень сильная: 50% (5 баллов)

Признаки загрязнения и разрушения Степень загрязнения

Поломанные деревья. 3

Поломанные кустарники. 3

Сухие деревья. 2

Сухие кустарники. 3

Суховершинные деревья. 0

Трутовики на стволах. 3

Гниль на древесной растительности, а также дупла, расщепление ствола. 1

Отсутствие растительности на почве, вытаптывание. 4

Итого: 19 баллов.

Исходя из комплексного исследования сквера, на основании подсчёта общего количества баллов, можно сделать вывод о сильной загрязнённости территории сквера.

Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека, для снятия стрессов городской жизни.

Оттого и усиливается тяга людей к живым обитателям лесов, полей и рек. Мы стремимся уехать далеко от города не замечая, что вокруг столько красивых мест, где можно отдохнуть. В своём реферате я постаралась показать, насколько важно знать значение зелёных насаждений в городской черте и как важно бережно относиться к ним.

Современный человек образован, много знает об окружающем мире, умеет применять свои знания для создания разнообразной техники, помогающей ему пользоваться ресурсами природы. Ему известно, что знания – сила.

Но я уверена, что эта сила – слепая. Зрячей её делает шум. Только душевный человек, чувствующий красоту природы и испытывающий боль от наносимого ей вреда, будет беречь природу, думать о предотвращении негативных экологических пос-

-30- ледствий, когда он планирует конкретные производственные процессы. Так что мы должны стать культурными и душевными людьми, любящими свою родную землю, заботящимися о нём.

И, конечно, есть другая возможность установления контакта с природой:

- сохранение «Зелёных островов»;

- их дальнейшее изучение;

- привлечение к охране «Зелёных островов» взрослых;

- создание живых уголков как в домашних условиях, так и в школе;

- подкормка птиц зимой;

Очень важными в сохранении зелёных насаждений являются мероприятия по охране и восстановлению:

- санитарные рубки;

- новые посадки;

- искусственные гнездовья для птиц;

- установление лесопарковой мебели (скамьи, пикниковые, столики);

- укрытие от дождя (навесы);

- спортивные и игровые площадки, поляны;

- искусственные кострища;

- дорожно – тропирочная сеть;

- мусоросборники;

- аншлаги – указатели.

Глоссарий.

Агроэкология – раздел прикладной экологии, изучающий влияние факторов среды (абиотических и биотических) на продуктивность культурных растений.

Атмосфера – газообразная оболочка планеты на Земле, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли. Атмосферу делят на тропосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу.

Вредное (загрязняющее) вещество – вещество либо смесь таких веществ, содержание которых в окружающей среде превышает установленные для них нормативы.

Загрязнение – привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физико – химических и биологических веществ, оказывающих вредные воздействия на природные экосистемы и человека.

Мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных факторов.

Растения – индикаторы – растения или растительные ассоциации, характеризующие условия внешней среды (состав почвы, степень загрязнения воздуха, месторождение различных ископаемых).

Растительность – совокупность растительности сообществ (фитоценозов) Земли и отдельных её регионов.

Аннотация.

Т. К. Горышина. Растения в городе. - М. : Изд-во ЛГУ, 1991г.

Это очень интересная книга о том, какую роль играют в городских экосистемах растения и как им живётся в городе.

В ней можно прочесть о городских древесных насаждениях, газонах и о рудеральных растениях города. И даже о комнатных растениях, используемых для озеленения квартир и промышленных помещений.

В. Н. Костюченко, А. М. Гордеев, В. В. Лебедько. Краткий экологический словарь. – Смоленск, 2002г.

В данной книге авторы использовали литературные данные и свой профессиональный опыт рассмотрения экологических, природоохранных и медико-биологических вопросов. Словарь широкому кругу читателей.

Н. Ф. Реймерс. Природопользование. Словарь – справочник. М. : Мысль, 1990г.

Н. Ф. Реймерс. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. – М. : Просвещение, 1992г.

В этих справочниках чёткое определение и объяснение практически любого экологического термина.

С. А. Хлатин. Я иду по лесу.

В этой книге автор рассказывает, как деревья изменяют качественные условия среды в результате выделения ими различных химических веществ.

Растения в процессе жизнедеятельности выделяют в окружающую среду углеводороды, спирты, альдегиды, органические кислоты и эфиры. По своему физиологическому воздействию эти вещества являются ферментами, витаминами и ядами. А так же даётся перечень деревьев, обладающих высокими фитонцидами свойствами.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)