Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Был ли Иисус человеком

Задумывались ли люди над тем, кто же такой Иисус Христос

Посетите сейчас любое место мира. Побеседуйте с людьми разных вероисповеданий. И если они хоть немного знакомы с историей, то, независимо от того, насколько они преданы своей религии, они обязательно отметят, что нигде и никогда не было ни одного человека, подобного Иисусу. Он – единственная личность такого рода во все времена. Иисус полностью изменил ход истории.

Проведя опрос среди своих сверстников, учащихся 11 классов, мы были удивлены. В результате тестирования 50 человек были получены не радующие нас сведения. Кто-то вообще не знал, кто такой Иисус, кто-то не верил в его существование, считая его личность выдумкой; небольшая часть учащихся ответила, что Христос – Бог. Но, самое невероятное, что лишь маленький процент от всего числа опрашиваемых считал Иисуса и Человеком и Богом.

Надеясь на более конкретный результат, мы решили провести подобный опрос среди ребят других возрастов. Учащиеся 8 классов отвечали следующее: «Это легенда», «Это кто-то «крутой» у христиан», «Не знаю», «Мне это неинтересно». Здесь процент учеников, считающих, что Иисус – Бог, и Иисус – Человек и Бог, был еще меньше. Неужели это результат того, что церковь в нашей стране на протяжении многих лет была отделена от государства?! Но отделение от государства церкви не могло значить «отделение» в человеке веры от души!

Удрученные результатами чудовищного незнания, мы все же рискнули опросить ребят из 5 классов. Результаты порадовали, но не потому, что здесь все 100% анкетируемых дали тот ответ, что нам хотелось бы услышать, а потому, что количество циничных ответов здесь было нулевым, многие честно признались, что не знают или затрудняются ответить на этот вопрос, а потому, что для многих фраза: «Иисус Христос – это Бог (Боженька)» была чем-то священным, заслуживающим уважения. Может быть, дело здесь в детской непосредственности? А вот по поводу того, можно ли считать Христа Человеком, вообще ответов не было.

Результаты разочаровали нас. Неужели с возрастом мы теряем уважительное отношение к традиционным святыням, а громкое незнание и вызывающий цинизм являются нормой для нашего подросшего почти поколения? Неужели неинтересно узнать: существовал ли вообще Иисус Христос? Ведь невозможно равнодушно пройти мимо тех фактов, что столетия Его имя – во всем, даже не связанным с верой и религией, Его имя – часть нашей с вами реальной, протекающей, проносящейся мимо «жизни живой»? И не важно, верим мы в Его существование или нет. Все, что было до Него во всех летоисчислениях «до нашей эры»; появление Его – наше время. Разве может нечто, которое никогда не существовало, не жило и не считалось человеком, так повлиять на жизнь людскую, душу, остаться в памяти навсегда и даже изменить отсчет времени? Думаем, что это вопрос риторический. В своей знаменитой книге «Просто христианство», Клайв С. Льюис высказывает следующую мысль: «Простой смертный, который утверждал бы то, что говорил Иисус, был бы не великим учителем нравственности, а либо сумасшедшим – на уровне с теми, кто считает себя Наполеоном или чайником, – либо самим дьяволом из преисподней. Другой альтернативы здесь быть не может: либо этот человек был и есть Сын Божий, либо это сумасшедший или что-то еще похуже. И вы должны сделать свой выбор: вы можете отвернуться от Него как от ненормального, и не обращать на Него никакого внимания; вы можете убить Его, как дьявола; либо вам остается упасть пред Ним и признать Его Господом и Богом. Только отрешитесь, пожалуйста, от этой произносимой в покровительственном тоне бессмыслицы, будто Он был великим учителем-гуманистом. Он не оставил нам возможности думать так». [4] Сказано слишком откровенно и смело, но правдиво для нашего с вами времени. Но мы все же склонны видеть личность Христа в несколько другом свете, для нас он еще и великий учитель нравственности. О роли Иисуса в жизни всего человечества потрясающе сказал Б. Л. Пастернак:

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворы.

Итак, если эта личность действительно существовала, ходила по земле, радовалась небу, солнцу, приветливой улыбке людской, сострадала кому-то, ради кого-то совершала чудеса и немыслимые подвиги, согревала кого-то добрым словом, то есть, жила, значит, мы должны увидеть, каким же был облик Иисуса? Какими были его лицо, руки, голос, привычки?

Нельзя без трепета и должного уважения подходить к этой теме. Попытаемся сделать это очень осторожно, с соответствующим почтением, не оскорбив чувства людей. Наша цель – найти в Иисусе черты человеческого.

Начнем с самого главного и основного. Для того, чтобы иметь полную уверенность в том, что мы на правильном пути, тщательно изучим тексты Священных Писаний разных религиозных концессий, Ветхого Завета – священной книги иудеев, Корана – основной книги мусульман, и самое главное – тексты всех Евангелий. Во всех этих источниках не раз упоминается имя Иисуса Христа. Также мы решили изучить сведения историков и обратить внимание на то, как изображали Иисуса, но это был для нас материал дополнительный, спорный, порою, неправдоподобный. Любой материал, который касался свидетельств земной жизни Иисуса, привлекал наше внимание. Итак, был ли человеком Иисус Христос?

За сотни лет до рождения Христа в Писании были записаны слова пророков Израиля, предвещающих Его пришествие. В Ветхом Завете, который писался многими людьми на протяжении более 1500 лет, содержится 300 с лишним пророчеств, описывающих Его пришествие. Все эти пророчества, включая Его чудесное рождение, Его безгрешную жизнь, множество сотворенных Им чудес, Его смерть и воскресение исполнились. Так, Тертуллиан, описывая внешний облик Иисуса, ссылается на знаменитый отрывок из пророчества Исаии: «Ибо он взошел пред ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лице свое; он был презираем, и мы ни во что ставили его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражен, наказуем и уничижен богом» (глава 53). Исходя из вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что для иудеев Иисус – человек, и только человек.

В Коране имя Иисуса (Исы) упоминается в 15 стихах 93 раза. О нем повествуется как об ал-Масихе (Мессии). Ему было ниспослано Инжиль (откровение), то есть Евангелие. Для ислама Иисус – один из пророков, предшествовавший Мохаммеду. Если для христиан Иисус – Человек и Бог в одном лице, то для мусульман он является только человеком (пророком), который получает от Бога великий дар, чтобы нести истинное слово Божье людям. В исламе Иса очень почитаем, по значимости он второй пророк после Мухаммеда – основателя ислама. Иса живым был вознесен на небо (4:57) , этим он отличается от остальных людей, но Божественное происхождение Исы не признается. Ни один смертный до Исы бен Мариама (Иисуса – сына Марии) не удостаивался такой чести, даже сам Мухаммед. Таким образом, нелепо отрицать в Спасителе черты человеческого. Значит, мы на верном пути. Изучим подробнее тексты Священных Писаний.

Так у Марка Сыном Божьим Иисус назван 5 раз, а Человеческим – 12. в Евангелие от Луки он (Иисус) 6 раз упоминается как Божий Сын и 23 раза как Сын Человеческий. Матфей16 раз говорит, что Иисус – Сын Человеческий и 5 раз, что Он – Божий Сын. Иоанново Евангелие упоминает о Христе как Божьем Сыне 10 раз и 12 раз Он именуется как Сын Человеческий. Здесь самый небольшой разрыв между определениями Христовыми. Но не стоит забывать того, что у Иоанна понимание Христа отлично от синоптического, для него последний менее всего Человек, но более всего Слово (именно Божественное Слово, идея, не материальное, а абстрактное воплощение Божественной сути). Иисус у Иоанна именует себя чаще всего так: «Я свет миру», «Я дверь овцам», «Я есмь истинная виноградная лоза». Стоит заметить, что Левий Матфей - единственный из всех четырех авторов имел возможность видеть и слышать Иисуса лично, в то время как остальные записывали свидетельства других. Матфей – единственный евангелист - Христовый ученик. А вот Евангелие Иоанна писалось уже для эллинских христиан, предположительно в Эфесе. Иоанн никогда не видел Иисуса, он собирал о нем сведения из вторых, третьих уст. Его Евангелие было ориентировано прежде всего на первых христиан – греков и римлян, автор не ставил задачу убедить верующих во Христа в его земной жизни. Иоанну нужно было показать значимость его учения и Слова Божьего вообще.

В синоптических Евангелиях Иисус не называет себя «сыном Божьим», а часто акцентирует внимание окружающих на то, что он сын человеческий! И чем ближе автор к личности самого Иисуса Христа, тем чаще звучит в тексте мысль о том, что Иисус прежде всего для всех и него самого человек. «Иисус синоптических Евангелий – личность вполне реальная, наделенная всеми чертами живого человека. Он редко, и, пожалуй, неохотно говорит о себе, и, собственно, никогда не высказывается до конца, Мессия ли он», - говорит по этому поводу. Косидовский. Мы с этим утверждением полностью согласны.

Существенным подспорьем в нашем поиске являются сведения историков. У еврейского историка Иосифа Флавия (1 в. н. э. ) мы нашли свидетельства, что человек по имени Иисус Христос существовал. Его (Флавия) труд, сохранившийся в арабском переводе, содержит следующее сообщение: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Образ жизни его был достойным, и он был известен своей добродетелью; и многие люди из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти, но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения; они рассказали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Полагали, что он был Мессия, о котором пророки предсказывали чудесное». Думаем, что данному свидетельству можно доверять, Исследователь Зенон Косидовский считает Флавия честным историком. Курсивом мы выделили то, что доказывает правомерность нашего исследования. Иосиф Флавий утверждает, и мы нисколько в этом не сомневаемся, что Иисус – человек, конечно, не в полной мере, скорее, в исключительной, так как для нас он Человек и Бог. В конце же он (Флавий) очень осторожно и мягко говорит, о том, что многие полагали, что он Мессия. Не имея возможности и знания языка первоисточника, полагаясь на точный словесный перевод, обратим внимание на разницу в определениях. Полагать (книжн. ) – считать, думать. То есть Флавий не говорит о мессианстве Иисуса утвердительно, тем более, что для самого историка Христос никогда не был Мессией. «Полагать» и «утверждать» – различные понятия. Полагать» - значит «предполагать», «утверждать» - настойчиво доказывать, или же как вариант «утверждать» («утвердить») – окончательно убедить, уверить.

Следует также отметить: Иисус в этом свидетельстве имеет реальные человеческие проявления, это не абстракция, не невидимый дух, лишенный плоти, это человек, который жил, был распят, следовательно, умер. Не может же умереть то, что не существует в материальном проявлении своем! Не может умереть и то, что считается нематериальной субстанцией. Бог не может быть мертвым, он за пределами всех измерений. Крупный раннехристианский богослов и писатель Ориген, живший в 185- 254 годах, упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса мессией. Судя по переводу, Флавий так не считал, но правдиво свидетельствовал о том, что иные именно так и полагали. Напомним, что Иосиф Флавий - фарисей и правоверный последователь иудаизма, потомок Маккавеев, член известного рода первосвященников. Для него Иисус не может быть Богом. На первом месте для историка стоит факт существования Христа: был такой человек. Но ни слова нет о его облике. Подчеркиваются лишь его добродетели. Может, Флавий считал это малозначащим и неинтересным? Вряд ли историк боялся писать о том, кто в последующие века считался уже гораздо большей величиной, чем просто добродетельный человек. А может, не было во внешности Спасителя чего-то особенного и примечательного?

Встречались и такие описания облика Христова: «Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение» (произведение Оригена. Почему появлялись подобного рода описания? Потому что большинство словесных портретов было составлено противниками учения Иисуса, стремившимися доказать всем: при такой неказистой внешности и малом росте, он не мог быть сыном самого Бога. Нам кажется, что Ориген явно кривил душой, описывая достоверный облик Спасителя.

В исламской Сунне тоже имеется упоминание о росте Иисуса: «Как только его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. ». Скорее всего, Иисус не был слишком малого роста, но и не отличался высотой, если вспомнить, при распятии Его одежду делили воины, следовательно, она смогла бы подойти любому из них. Христос, действительно, имел средний рост.

История сохранила для нас и «Послание Лентулла», представляющее собою будто бы отчет проконсула Палестины римскому сенату. Вот что сообщает в нем автор своему начальству об Иисусе: "Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом. Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих». Такой вот панегирик якобы прислал в сенат высокий римский чиновник. Личость, лишенная склонности к романтике и призванная исполнять лишь букву закона выглядит в данном опусе слишком чувствительным ценителем прекрасного, который совсем забыл о своем проконсульстве. И самое странное то, что даже образованные люди в течение целых столетий верили в подлинность «Послания», которое без конца переиздавалось и распространялось. Сегодня доподлинно известно, что этот апокриф или, вернее, шитая белыми нитками фальшивка была создана в тринадцатом веке и впервые опубликована в 1474 году. В этой связи стоит вспомнить одну чрезвычайно интересную фигуру - итальянского гуманиста Лоренцо Балла, секретаря при дворе папы Николая пятого. Лоренцо Валла одним из первых применил в изучении Библии метод исторической критики текстов и обнаружил в ней массу несоответствий. Валла понял истинную цену «Послания Лентулла» и публично объявил его досужим вымыслом, плодом чьего-то пылкого воображения. Однако люди не поверили этому смелому и знающему человеку: уж очень приятно и удобно было верить, что Иисус был таким, каким его изображает «беспристрастный свидетель» - высокий чиновник Римской империи. Вместе с тем, однако, не погасла среди христиан и древнейшая традиция портретирования Иисуса. Живописцы и скульпторы изображали (и изображают) Иисуса так, как им подсказывала их фантазия и дух эпохи. Отсюда вывод: даже на заре христианства ничего достоверного об основоположнике этой религии известно не было. Уже тогда Христос был загадкой.

Иконописные изображения Христа впервые появились в Греции, отсюда они попали на землю русскую. Никогда еще любому иконописцу не приходила в голову идея что-то поменять в облике Спасителя, никогда его каноническое изображение не было разрушено чьим-либо личностным восприятием. Каким предстает перед нами иконописный Иисус? Он смугл, темноволос и темноглаз. Конечно, большинство израильтян именно такие, но есть среди них рыжеволосые, русые люди с зелеными и синими (но редко) глазами. Иисус смотрит с икон огромными прекрасными, полными тихой скорби, или грусти, но любви, очами; у него правильный нос с тонкой изящной переносицей, высокий лоб, во всем облике никогда не бывает проявлено чего-то грубого, нарушающего каноны красоты и гармонии, выступающих скул, например. Словом, Иисус на иконах прекрасен, как Бог. Но стоит ли доверять этим изображениям, правдивы ли они и Христос выглядел в своей короткой человеческой жизни подобным образом? Наверное, и «да», и «нет». И даже более «нет». Напомним, что, по мнению греков, любой бог (в том числе и античный) прекрасен всегда, ибо это его истинное предназначение, быть абсолютом, эталоном красоты, к которому простые смертные лишь пытаются приблизиться. Поэтому традиционное мнение греков (а именно они были одними из первых последователей новой веры, то есть христианства) о том, что бог – это красота, повлияло на то, что Иисус не мог для них быть просто обычным, или даже некрасивым, ибо таким бог просто не может быть! Правда, стоить отметить тот факт, что большинство прекрасных греческих богов, за исключением черноволосого, да к тому же еще хромого Гефеста, золотоволосы и голубоглазы. Например, Афродита. Поэтому стоит заметить, то обстоятельство, что Спаситель на иконах изображен смуглым и кареглазым, свидетельствует о том, что первые иконописцы изображали его именно таким, какой он был на самом деле, собирая свидетельства людей, что либо знавших об истинном облике Христа. Но не стоит забывать, что сами греки в большинстве своем, тоже загорелы и темноволосы. Может быть, это также повлияло на портретные изображения Христовы? Но был ли столь прекрасен Иисус? Скажем лишь, что Иисус не был красив, он был прекрасен, но прекрасен тем светом истинной любви к человечеству, который исходил из сердца его.

Вернемся вновь к упоминаемому ранее свидетельству Исаии: «И не было в нем вида, который привлекал к нему»; Тут же встречаем сравнение Христа с ростком из земли сухой. Что это, если не явный намек на то, что внешность Иисуса нельзя было назвать красивой? И можно ли покрыть плевками прекрасное лицо? У Матфея встречаем: «И плевали на него,били по голове». Остальные евангелисты говорят о том же. Кроме того, не стоит забывать, что для того, чтобы римские солдаты узнали Христа, Иуда поцеловал его. Нужен ли был тот предательский поцелуй, когда человек с лицом исключительной красоты хорошо заметен в любой толпе. Скорее всего, Спаситель ничем не отличался от других людей, окружавших его в тот момент.

Если говорить о росте Иисуса и его телосложении («росток из сухой земли»), то стоит заметить, что он вряд ли отличался атлетическим телосложением. Мнение о том, что сын плотника, который тоже в определенный период своей жизни плотничал, не мог быть хилым и тщедушным. Но мы мало что знаем периоде обучения Его плотничеству; Иисус предстает перед нами уже тридцатилетним, странствующим врачом и учителем. Скорее всего, занятия плотницким ремеслом мало увлекали его, он не мог посвятить этому занятию столько времени, чтобы заработать могучий, полученный в результате ежедневного физического труда, торс мускулистого плотника. Его увлекало иное: философия и странствия, известно, что он побывал во многих местах. Скорее всего, Иисус выглядел как человек «не от мира сего», невысокий, худощавый, иногда несколько отстраненный от реальной действительности, кстати, именно так он самоопределяет себя в Евангелие от Иоанна: «Я не от сего мира».

Обратившись к Евангельским текстам, мы находим, что Иисус умер на кресте раньше других, следовательно, наши догадки о том, что он не отличался могучим телосложением, могут быть верны. Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в легких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание.

Возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ несколько облегчала дыхание, но в целом лишь затягивала процесс смерти.

В некоторых случаях, чтобы продлить мучения, распятому подносили в губке воду или уксус

Во всех евангельских текстах находим одно и то же обстоятельство: Иисус умер на кресте раньше других распятых, когда, для продления мучений, воины поднесли к его устам губку, смоченную уксусом, он уже испустил дух, в то время как другие разбойники еще были живы и даже ругали Спасителя! «И распятые с Ним поносили Его».

У Иоанна находим следующее: дабы не оставлять распятых находиться на кресте в субботу (особый для всех иудеев день), «ибо та суббота была день великий», «просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их», напомним, что распятие – это не только самый позорный в те времена вид казни, но и очень мучительный, часто страдания несчастных прерывают именно таким образом. «Итак пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; Но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже мертвым, не перебили у Него голеней, Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». То есть к тому моменту, когда другие распятые были еще живы, Иисус уже умер. Но данное свидетельство есть только у Иоанна. У остальных мы встречаем лишь временные указатели того, сколько Господь провел на кресте: «Распятие произошло в 3-ем часу, в 6-ом над Голгофой сгустилась мгла, в 9-ом часу Иисус испустил дух, следовательно, муки и страдания Христовы длились около 6-ти часов. Распятый на кресте погибал долго и мучительно, иногда муки несчастного длились до 72 часов. Но у Марка есть фраза, произнесенная Пилатом, которая тоже свидетельствует о том, что Иисус ранее других принял смерть на кресте, следовательно, не мог отличаться отменным здоровьем и могучим телосложением. На просьбу Иосифа из Аримафеи о том, чтобы забрать тело Иисусово «Пилат удивился, что Он уже умер; и, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И узнав от сотника отдал Тело Иосифу». Но вот у Матфея и Луки Пилат без вопросов отдает тело Христово для погребения. У трех евангелистов находим следующие факты, подтверждающие наши предположения: крест на Голгофу Спасителю нес Симон Киринеянин, об этом факте упоминают все, кроме Иоанна. Почему? Говорится также, что это заставили его сделать римляне, сопровождающие осужденных на казнь. Уж не потому ли, что Иисус не мог уже нести столь тяжкую для него ношу, а крест донести было нужно? У Иоанна, напротив, говорится о том, что «И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное». То есть, Иисус сам нес свой крест. Но не стоит забывать, что именно Иоанново Евангелие наполнено абстрактным пониманием, символами и аллегориями. Может быть, стоит воспринимать данные строки не в прямом, а в переносном смысле: «неся тяжкий крест своей доли - отдать жизнь за все человечество, чтобы дать ему шанс научиться жить, любить и сострадать ближнему»? Иоанн старался не акцентировать внимание на человеческом аспекте в личности Мессии. Так, например, только в его тексте нет сцены искушения Иисуса дьяволом в пустыне, ибо искушению подвергается плоть человеческая, для Иоанна Христос, повторимся, прежде всего Слово Божье, Свет миру.

Что же еще мы знаем о Иисусе? Достоверного материала мало, в основном, только предположения, доказать которые очень и очень сложно. Но одно из приятных открытий, которое заставило нас улыбнуться, еще больше приблизило нас к пониманию человеческого в Иисусе; мы заметили одну маленькую особенность, которая настойчиво повторялась во всех четырех Евангелиях: Иисус любил хорошую, добротную одежду. «Распявшие же Его делили одежды Его, Бросая жребий», - свидетельствует Матфей. У Марка: «Распявшие Его делили одежду Его, бросая жребий, кому что взять». Лука говорит о том же: «Иисус говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий». Напрашивается вопрос: зачем злодеям одежда, напоминающая рубище, очевидно то, что Иисус был одет хорошо. Иоанн подтверждает наше предположение, очень подробно описывая Христово одеяние: «Воины же распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет». [1] Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. В энциклопедии Библейских ценностей архимандрита Никифора есть подробное определение для хитона: «Хитон иначе одежда, риза - нижняя одежда у Евреев, как у мужчин, так и у женщин; она составляла также нижнюю одежду у священников и левитов (Исх 28:40). Надевалась она на голое тело как рубашка и была с рукавами. Впрочем, слово хитон в Священном Писании употребляется и о верхней одежде и вообще об одежде. Хитон Господа Иисуса Христа, о котором бросили жребий воины при Его распятии, был не сшитый, а весь тканый сверху и, как говорит предание, руками Богоматери».

Особого внимания в вопросе о том, как мог выглядеть Иисус Христос, занимает реликвия, Туринская Плащаница. Первоначально, мы тоже сомневались в том, что на ней чудесным образом сохранился, отпечаток тела Христова. Не смутило нас даже то известие, что по времени Плащаница соотносится приблизительно с 1 веком н. э. и что завернутый в нее мужчина имеет раны, подобные Христовым, тем, что описываются в Библейских текстах. В средневековье таких «Плащаниц» насчитывались десятки! То, что рост человека, завернутого в кусок холста, предположительно указывался 180(?) см. Для Иисуса, посчитали мы, это слишком высокий рост. Однако ученые не пришли к мнению, что так как точно определить высоту человека, лежавшего в Плащанице, нельзя, и рост указывался от 153 см до названного ранее. Естественно, что мы заинтересовались Плащаницей, и к радости нашей, узнали о ней много удивительного. А что, если человек, кем -то бережно завернутый в ткань, на самом деле Мессия?

В конце прошлого века, чуть больше ста лет назад, профессиональному фотографу и благочестивому христианину Секундо Пиа впервые было разрешено сделать фотографии Туринской Плащаницы. В своих воспоминаниях об этом событии он писал, что во время обработки полученных фотографий во мраке фотолаборатории он вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие. Все обстояло именно так: на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы.

Ученым несколько раз было позволено приступить к Плащанице и исследовать ее современными научными методами. Для физиков, биохимиков, криминалистов, медицинских научных экспертов Плащаница стала неким свитком, написанным на языке, понятном только для специалистов и повествующем о казни Иисуса Христа. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи были с металлическими окончаниями, как это было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ уничижения, а продолжение пыток, мы также "узнаем" от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь сильны, что они прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях, - заушение Спасителя, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения.

Но самое главное, о чем хотелось бы нам рассказать в связи с этой чудесной реликвией, это тот факт, что человек, лежавший внутри нее, был первоначально мертв, а затем куда то странным образом исчез!

Во всех ранее предлагаемых гипотезах предполагалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был естественной природы. При этом одни ученые считали, что и его источник также естественной природы. Другие же, напротив, считали, что этот естественный фактор был следствием другого сверхъестественного события - Воскресения Иисуса Христа. Проведенные исследования недвусмысленно подводят нас к мысли о том, что и сам этот неизвестный фактор не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики - законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некой энергией прямого действия Бога. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружило Его тело, повторяя его форму. Эта энергия Божьего действия, возможно, была подобной той, в которой являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог выводил народ израильский из плена египетского, Он шел пред ним в столпе огненном. Когда Илия был вознесен на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Плащаница «говорит"» нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа, распятого и умершего на кресте, но Его Тело по Воскресении. А ведь в Библейских текстах также встречаются упоминания о ярком источнике света (вспышке), которыми сопровождалось Воскресение Господне! Самая впечатляющая картина происходящего у Матфея: «И вот сделалось великое землетрясение: Ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». Именно этой вспышкой белого света, сопровождающей момент воскрешения, были ошеломлены римские стражники. А если это так, то перед ними действительно совершилось чудо, свидетелями которого они стали. В Сунне тоже есть описание внешнего вида Исы (Иисуса), который должен вернуться накануне Страшного суда, спустившись к белому минарету: «Как только вы его увидите, сразу узнаетеу него белое и доброе лицо. На нем будет белая одежда». А пока весь мир, казалось, замер в ожидании, ведь если Господь до сих пор не провозгласил день Страшного Суда, значит, он по-прежнему любит нас и надеется, что мы еще можем все исправить

Христос пришел в мир неузнанным. «Внешние» просто не заметили Его в свое время, - отсюда скудость внехристианских древних свидетельств о Нем. Его образ запомнили и сохранили те, кого озарила Его Божественная Личность. Его проповедь и дела. И свое видение они закрепили в слове, - это первое историческое свидетельство о Нем, обвеянное всей живостью непосредственного личного общения

Евангелие есть история земной жизни Человека, который не был только человеком. И эта история развертывается в живой земной и исторической рамке, которую для евангельских иконописцев не было надобности выписывать с особенной тщательностью и подробностью, но которая всегда реальна и реалистична, ибо писана с натуры и по памяти. В сущности, это более чем рамка, ибо живой образ Христа неотделим от нее: на этом фоне Его видели, и от Его богочеловеческого лика раз навсегда упал благодатный отсвет на ту землю, по которой Он ходил, на тех людей, которые к нему приближались. Так было. Во множественности отдельных воспоминаний оживает незабываемый образ Иисуса Христа. Земной план евангельской истории не раз прорезывается и пронизывается небесным. Точнее сказать, он всегда таинственно прозрачен, сквозь историческую очевидность всегда просвечивает Божественная действительность. Правда, не всем это видно, как не видели этого и тогда. Разве не потому, что Иисус был среди нас Человеком, мы помним и любим Его? Приняв смерть на кресте, Он действительно умирал: «Отче, отче! Почему ты покинул меня?» Разве мог Богочеловек, уверенный в собственном бессмертии, страшиться смерти? Конечно же, нет. Его гибель была настоящей, Он знал, на что идет, знал, ради кого это делает Ценим ли мы сейчас Его великую жертву? Способны ли мы любить по настоящему, так же как Он? Ведь больше и сильнее любви, чем та, которую Спаситель продемонстрировал миру, не будет

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)