Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Кленковский храм Казанской Божией Матери

Земля Подмосковья богата древними храмами и монастырями. Православные храмы являются свидетелями и памятниками судьбы и истории народа. Много таких памятников и на Клинской земле. Наши предки во все времена с верой и упованием возводили святые обители. Какие бы испытания ни посещали наше Отечество, будь то Смутное время или Отечественная война 1812 года, православные стремились в первую очередь защитить свои святыни. Как только наступало мирное время, сразу приступали к восстановлению разрушенных или оскверненных храмов и строительству новых. Наш проект посвящен истории Храма Казанской Божией Матери в деревне Кленково. В истории этого храма во многом отразилась история нашей страны и нашего народа.

История Храма Казанской Божией Матери в д. Кленково до революции

Кленковский Храм Казанской Божией Матери расположен в пятнадцати километрах от Клина, на пути из деревни Золино в деревню Кленково. Он был построен в 1814 году в память о победе русского воинства в Отечественной войне 1812 года. До строительства сохранившейся до наших дней каменной церкви в селе стояла деревянная церковь в честь Архангела Михаила, ему посвящен и один из приделов нового каменного храма. Второй придел освящен в честь святителя Николая чудотворца, а основной престол – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Храм воздвигнут на средства помещиц, владелиц села, М. Высоцкой и П. Вишневецкой. Для его строительства и росписи были приглашены лучшие мастера. По словам нынешнего настоятеля храма игумена Иоанна (Королькова), храм построен в стиле позднего классицизма по типовому проекту известного архитектора Матфея Федоровича Казакова. Внешний его вид скромен и даже скуп. Однако внутренняя организация церкви, в противоположность внешней, сложна и уникальна. В частности, внутренняя архитектура здания храма в центральной части воспроизведена не по классической схеме, а приближена к византийской эпохе. В своем роде это уникальное архитектурное решение. А о высоком уровне художников, расписавших Казанскую церковь, свидетельствовала красота и одухотворенность ее фресок.

Усадьба Кленково и герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант В. Г. Пяткин

С историей храма в Кленково связаны судьбы многих известных людей. Казанский храм расположен на возвышенности, в очень живописном месте, и виден со всей округи. С восточной его стороны сохранился запущенный усадебный парк, который простирается до западной окраины села Кленково. В парке, ближе к деревне, находился когда-то помещичий дом, одноэтажный, деревянный и сравнительно небольшой.

Последним владельцем усадьбы в Кленково был в 1890–1911 гг. московский промышленник, коммерции советник Сергей Дмитриевич Ширяев. Но более известен другой владелец усадьбы – герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Василий Гаврилович Пяткин (1780–1847 гг. )

У алтаря храма в полуразрушенном состоянии сохранилась его часовня-усыпальница. В. Г. Пяткин поступил на службу в 1798 г. , принимал участие в русско-шведской войне 1808–1809 гг. Был награжден орденом св. Анны IV степени с мечами и орденом св. Владимира IV степени с бантом. В 1809 г. за атаку при Ратанской гавани ему была вручена золотая шпага с надписью «За храбрость». Принимал участие в войне с Турцией (1806–1812 гг. ). Во время Отечественной войны 1812 года Василий Гаврилович участвовал в битве при с. Салтановке. При Бородино он состоял дежурным офицером 26-го егерского полка 7-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского. Позже ему было пожаловано дворянство и его заслуги отметили орденом св. Георгия Победоносца IV степени. Василий Гаврилович был первым военным губернатором Астрахани. С 1839 по 1846 гг. уже в чине генерал-лейтенанта он был комендантом Брест-Литовской крепости и города.

То что В. Г. Пяткин был известной для своего времени личностью подтверждает, в частности, А. С. Пушкин. В «Шуточном поминании», стихотворении написанном в 1833 г. , находим такие строки:

Надо помянуть:

Господ: Чулкова,

Носкова,

Башмакова,

Сапожкова

Да при них и генерала Пяткина

Скончался Василий Гаврилович Пяткин 13 января 1847 года. Отпевали его в Храме Казанской Божией Матери , в украшение и содержание которой вложила огромные средства и силы семья Пяткиных. Проводить в последний путь героя России пришло много народа, в том числе все дворяне уезда и городничий Клина, тоже участник Отечественной войны 1812 года, Константин Иванович Рек. Позднее над могилой Василия Гавриловича жена Евгения Александровна и дети установили памятник, частично сохранившийся до наших дней. Он представлял собою железокаменную конструкцию, увенчанную православным крестом, примерно повторявшую верхнюю часть стоявшего рядом Казанского храма. Стены усыпальницы напоминали красный кирпичный фрагмент Брестской крепости, первым комендантом которой был В. Г. Пяткин. Семья Пяткиных полагала, что памятник будет символизировать храм, в котором навечно почил Василий Гаврилович на пути от земной к небесной славе.

Усадьба Золино и ее владелец Д. А. Чернядев

В XVIII-XIX вв. недалеко от Казанского храма находилась известная в прошлом усадьба Золино. Одна из ее владелиц, Елизавета Александровна Алмазова, гвардии штабс-капитанша, ее дочь и некоторые другие именитые люди прошлого века были похоронены у стен Кленковской церкви. В XIX веке владельцем усадьбы Золино был известный золотопромышленник Дмитрий Алексеевич Чернядев, потомственный почетный гражданин, знаток промышленного производства, археолог, крупный делец. Усадьба служила ему летней резиденцией для приема гостей, охоты, отдыха. Она была построена в лучших традициях русской классической архитектуры XVIII века.

Постройки составляли единый архитектурно-художественный ансамбль с парком и лесом. Парк украшали статуи, отлитые из каслинского чугуна, копии работ скульптора Ф. Ф. Каменского. Среди них скульптура «Девочка-грибница», за которую автор в 1900 году был удостоен Большой серебряной медали на Всемирной выставке в Париже. Позже, в 1935 году, скульптуру установили в сквере у Торговых рядов, где она стоит и поныне. «Девочка-грибница» стала одним из символов, горожане любовно называют ее клинской «Аленушкой». По данным клинского краеведа В. Юдина, основанных на воспоминаниях деревенских старожилов, за год до революции, в 1916 году, Д. А. Чернядев выехал за границу. Его семья осталась на попечении местных крестьян. Младший его сын Михаил стал прислужником в Казанской церкви.

Визит в Кленково святого праведного Иоанна Кронштадского

Один из ярчайших моментов истории Казанского храма в Кленково – это то, что в нем совершил Божественную Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский*. Это уникальный факт в истории Клинского района, для местного населения того времени, да и нынешних прихожан. А посетил Кленково Иоанн Кронштадский как раз по приглашению Д. А. Чернядева. Вот как вспоминает об этом некий С. Д. , сопровождавший отца Иоанна во время этого визита.

«28 декабря 1894 года мне привелось видеть отца Иоанна (Кронштадтского) в Клину, куда его приглашал здешний помещик Д. А. Чернядев. Я сопровождал Батюшку в этот день и ехал с ним в одном вагоне до Москвы. Предполагалось, что отец Иоанн будет служить обедню в сельской церкви (в 8-ми верстах от Клина**), посетит Чернядева и с 5-часовым пассажирским поездом выедет в Москву, куда его экстренно приглашали.

В 8 часов 50 минут подошел поезд – масса ожидающей публики бросилась к последнему вагону, откуда быстро вышел отец Иоанн, как и всегда бодрый и веселый. Первыми его словами было, что служить обедню он не будет, ибо торопится в Москву. Всех это очень опечалило, но я, по какому-то предчувствию, ожидал, что служба непременно состоится. Предположения мои оправдались.

Отец Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев, 1829–1908 гг. ) проповедник, духовный писатель, святитель, чудотворец. В сознании народа Иоанн Кронштадтский был олицетворением народного представления о русской святости, заслужил любовь народа своей службой, примером, благотворительностью, справедливостью. В русскую литературу Иоанн Кронштадтский вошел как великий духовный писатель. Его беседы, проповеди, поучения, слова сыграли большую роль в воспитании русского народа. Умер 20 декабря 1908 года (по старому стилю). Похоронен в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге (который был им основан). Был канонизирован Русской Православной Церковью в 1990 году.

Старая дорога, которая вела через лес, шла напрямик. Новая, шоссейная, построена в объезд, по ней от Клина до Кленкова 15 км.

Отец Иоанн, приехав в дом Чернядева*, был обступлен такими убедительнейшими просьбами, что тут же громко сказал: «Едем в церковь!» Надо знать, что для Батюшки не служить обедни – величайшее лишение. Принятие Святых Тайн – поистине его духовная пища, после службы он всегда чувствует в себе удивительную энергию, которая придает его молитвам всем известную силу! Храм Казанской иконы Божией Матери, где предполагалось служение, отстоял в 150-ти саженях** от дома, поэтому через каких-нибудь две-три минуты мы были уже там.

Масса народа стояла около церкви и за оградой. Все ждали с самого утра приезда отца Иоанна, но слух о том, что службы не будет, уже стал известен, поэтому многие разошлись.

Надо было видеть радостные и изумленные лица, когда завидели подъезжающий экипаж с отцом Иоанном. Все, как один человек, сняли шапки и громким голосом приветствовали дорогого Батюшку.

– Здравствуйте, православные, отцы, братья, сестры! Народ Божий, здравствуйте! – отвечал отец Иоанн и, увидев, что многие упали на колена, сказал: – Богу кланяйтесь, а не мне, недостойному пастырю, – я приехал помолиться с вами. Тут все бросились под благословение: кто хватал руку, кто целовал одежду, кто плакал; ребятишки с криком протягивали свои ручонки, всякий спешил чем-нибудь выразить свою радость и восторг. Отец Иоанн находил каждому слово утешения. Мы подошли к церкви; я видел все лица, слышал все, что говорилось кругом, глубоко запечатлел в себе эту чудную картину встречи и привета дорогого пастыря, которого чтит вся Россия, любит и уважает весь православный народ!

* Построен прежними владельцами в 1738 г. После 1917 г. национализирован. С 1936 по 1941 гг. там находился дом отдыха рабочих фабрики «Клинволокно». Во время Великой Отечественной войны – военный госпиталь. После окончания войны в бывшей усадьбе организована неврологическая, впоследствии – психиатрическая больница № 13. Просуществовала до 1987 г. В настоящее время дом не сохранился.

Сажень – мера длины, равная 2,13 м.

При колокольном звоне отец Иоанн вошел в церковь. Как и всегда, утреню он начал петь, а канон читал своим чудным, звучным голосом, делая ударения на особо знаменательных местах. Обращаясь ко всем, он просил слушать с полным вниманием чтение канона, молиться и отнюдь не нарушать шумом благоговения в храме. С Батюшкой служили два священника, а на клиросе пел хор наскоро собранных певчих и сельские дьячки. С полным усердием молилась вся церковь; изредка тишина нарушалась от необыкновенной тесноты массою прибывающего народа. По окончании службы отец Иоанн, сопровождаемый массою народа, отбыл на дом к Чернядеву, где отслужил молебен с водосвятием, затем вышел благословлять народ, сбежавшийся со всей окружающей местности. Много больных и увечных было среди массы жаждущих получить благословение от отца Иоанна. Особенное внимание обратила на себя крестьянка по имени Иулитта, которую подвели к Батюшке силою. Она неистово кричала; отец Иоанн обласкал ее и спросил, как зовут; затем приподнял ее за голову и заставил сказать свое христианское имя. Женщина имени своего не говорила, а, опустив голову вниз, продолжала кричать. Отец Иоанн сказал мне: «Бесноватая!» И с этим словом стал крестить ее, потом, как ребенка, гладил и уговаривал сказать свое имя. Женщина, неестественно вскрикнув, подняла голову и медленно стала произносить свое имя: «У-л-и-т-а!» Отец Иоанн заставил ее повторить это три раза и, помолясь, отпустил. Иулитта, крестясь, молча пошла за ним. Случай этот навел страх на всех, на меня же произвел глубокое впечатление.

До поезда оставалось с лишком три часа. Мы обошли весь парк и прилегающие стройки. Батюшка любовался каждым пригорком, деревцем; всякий кустик оглядит и похвалит, прославляя в видимой природе творение Божие.

Осмотрели оранжереи и питомник. Яркая зелень тепличных растений произвела приятное впечатление и вызвала восторженные замечания отца Иоанна в похвалу тому, кто насадил и выходил их. «Трудящийся достоин награды за труд свой», – сказал он. Одинаковый к богатому и бедному, отец Иоанн снискал себе от всех искреннюю любовь, и всякий, кто только немного побудет с ним и послушает бесед его, очаровывается этим поистине чудным человеком!

В четыре часа дня, благословив народ, собравшийся около дома, отец Иоанн отбыл в Клин. При въезде в город и по всему пути его жители выходили из домов и, кланяясь отцу Иоанну, просили его благословения. У вокзала собралась такая масса народа, что пришлось объехать окружным путем, и тогда только удалось пройти в приготовленные Батюшке комнаты. Весь зал и платформы были сплошь заняты публикой, а кто не умещался, становился на окна и карнизы.

Администрация города и станционное начальство просили отца Иоанна отслужить общий молебен. В зале I и II классов для этого было все приготовлено. С полным умилением молился весь народ, некоторые вслух высказывали свое горе, многие плакали, иные громко просили Батюшку помянуть их в своих молитвах.

Глубокое впечатление дня, проведенного в обществе такого чудного, дорогого пастыря, навеки сохранится в моей памяти; оно понудило меня написать эти несколько строк на память себе и знающим его. Без преувеличения скажу, что я провел лучший день в моей жизни».

Кленковский храм в советское время

Вскоре после закрытия началось запустение святыни. В 1949–1950 гг. летом в церкви и здании бывшей церковно-приходской школы разместили лагерь. А с 1958 г. началось разграбление храма. Кампанию по уничтожению книг и икон возглавил председатель местного колхоза. Позже неблагочестивые люди дерзали брать кирпич и плитку из храма, а вскоре он стал местом игр и озорства местных подростков. От возникшего пожара полностью сгорела крыша, стены и потолок покрылись копотью, были утрачены прекрасные фрески. Реставрация не проводилась, и храм постепенно превращался в руины. Пострадала и усыпальница В. Г. Пяткина, а ограда вокруг церкви полностью была разрушена. О том, что здесь когда-то был некрополь, напоминало лишь несколько чудом уцелевших, вразброс стоящих надгробий. Вид поруганной святыни был настолько удручающим, что восстановление ее казалось невозможным. Но изменились времена, и в 1991 г. Казанский храм был передан Православной Церкви. В нем начались восстановительные работы, стало проводиться богослужение. Возродилась духовная жизнь, люди получили возможность молиться здесь и приносить покаяние, – открылась новая страница в истории Казанского храма. После революции богослужения в храме не прекращались. Храм не закрывался даже во время Великой Отечественной войны, хотя в ноябре 1941 г. в Кленкове и окрестностях шли кровопролитные бои. Но в 1948 г. церковь все же закрыли. Последний настоятель кленковского храма протоиерей Николай Дмитриевич Соколов (1870–1949 гг. ) продолжал исполнять требы в небольшой баньке рядом с храмом. Там он и жил, там же и скончался. Похоронен отец Николай вместе с матушкой Елизаветой у алтаря церкви. Началось разграбление и запустение святыни. Кампанию по уничтожению книг и икон возглавил председатель местного колхоза. Позже разворовали кирпичи, плитку из храма. От пожара полностью выгорела крыша, стены и потолок покрылись копотью, были утрачены прекрасные фрески. Вид поруганной святыни был настолько удручающим, что восстановление ее казалось невозможным.

Современная жизнь прихода. Интервью с настоятелем

Но времена изменились, в 1991 году руины Казанского храма были переданы Русской Православной Церкви. Начались восстановительные работы, стало проводиться богослужение. Вот что рассказывает о возрождении церковной жизни в Кленково нынешний настоятель Храма Казанской Божией Матери Отец Иоанн.

– Отец Иоанн, какое было у Вас впечатление, когда Вы впервые увидели этот храм?

– Положительное. По промыслу Божию наше поколение получило в наследство от безбожной власти разрушенные и поруганные православные святыни – храмы и монастыри. И мне с первых шагов своего духовного становления приходилось принимать участие в возрождении, восстановлении и реставрации святынь. Поэтому настроение было нормальное, рабочее. Еще нужно отметить и тот факт, что храм был не совсем в плачевном состоянии. Большей частью он пострадал от стихии и разрушения души и духа современного человека.

– Как идет восстановление храма? Что удалось сделать за последние годы?

– Я прибыл сюда в 2003 году. Было лето, и меня пугала только нехватка времени, невозможность вовремя подготовиться к зиме. Сейчас мы отреставрировали, отштукатурили внутреннюю часть четверика, провели тепло. Восстановление идет в основном силами прихожан, попечителей, жертвователей. Отрадно, что последнее время мы чувствуем помощь и поддержку со стороны власти. Невзирая на все экономические трудности храмы восстают из руин. Мы все говорим: чудо, чудо. А это разве не чудо? И дело даже не в храмах, не в зданиях. Не во внешнем, а во внутреннем находится суть жизни Церкви: в людях, в сердцах, в душах. А что касается Кленково, здесь возродилась духовная жизнь, люди получили возможность молиться и приносить покаяние, – открылась новая страница в истории Казанского храма.

Богу угодное дело—строение вновь святых храмов

О пользе сей Сама Матерь Божия, явившись, известила некоему угоднику, что если кто на созидание Церкви Божией и един кирпич подаст, то не только не погубит мзды своей, но и Её соделает Молитвенницею о себе.

Преподобный Антоний Оптинский

Возрождение России неразрывно связано с укреплением православного мировоззрения, с возвращением к Православию как истоку нравственной силы и чистоты. На земле нет творения, равного православному храму, в котором столь гармонично и цельно было бы отражено единство Веры и культуры, человеческого верования и представления о красоте земной и небесной. Православный Храм всегда был и остается местом и способом высокого просвещения русского и других народов России. Работая над проектом, мне хотелось бы не просто увидеть храм , каким он до нас дошел. Мне было интересно понять, как он смотрелся тогда, для кого он был сделан, кто жил рядом с ним в то время. В связи с одним зданием неожиданно приходит огромное число вопросов. Становится небезразлично все, что было когда-то, что происходило со страной и народом в тот период. Я поняла и осознала, что возрождение храмов и памятников - это общее возрождение России. И я полностью согласна со словами генерального директора реставрационной фирмы "Камерань" Вадима Пластинина: « За нами Родина. Мы - не безликая масса, потребляющая гамбургеры и пепси-колу, а мы - народ с удивительными традициями. Государство не может быть сильным без традиций. Если мы не будем смотреть в свою историю, то как мы будем создавать свое будущее? Удивительное свойство русского народа - все время восставать из пепла. Возрождаться после пожара, после потопа. После достижения нижней точки падения всегда начинается подъем. Да еще какой! Это, наверное, заложено в русской душе. Мы можем терпеть очень многое, но до какой-то черты а потом сбросим любые оковы!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)