Авто  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тюнинг автомобиля как проявление личности водителя

Зачем тюнингуют машины? Хороший вопрос, скажете вы. Каждый человек стремится к красоте, к неподражаемому стилю во всем - в повседневной жизни, на работе, в общении. Желание отличаться порой настолько велико, что это желание, даже заставляет менять облик собственного автомобиля. Именно это изменение внешнего вида автомобиля, индивидуализация, создание абсолютно уникального аппарата из серийной модели получило название тюнинг.

Тюнинг (англ. "tuning") - в переводе с английского, означает "настройка", "регулировка". Другое название креативного изменения внешнего вида автомобиля это стайлинг. Тюнинг может включать в себя достаточно серьезные изменения в конструкции двигателя, подвески и других системах автомобиля.

Тюнинг автомобиля в полной мере отражает стремление человека к собственной неповторимости, он многолик и индивидуален. В этом его прелесть и притягательность в наш век конвейерного производства. Тюнинг всегда оставляет место для самовыражения и творчества владельца и желание отличаться порой настолько велико, что даже заставляет полностью менять облик собственного автомобиля.

Автомобильный тюнинг, подразумевает серьезную доводку автомобиля: это и двигатель и тормоза и подвеска и много других узлов. Это техническое, внутреннее усовершенствование и внешнее оформление автомобиля.

Тюнинг, как направление условно можно поделить на несколько категорий. Первое – стайлинг интерьера. Это зона коробки передач и центральной части салона, приборная панель и консоль – лицо автомобиля. Вариантов превеликое множество: сотни различных дизайнерских решений от «классики» до «high-tech», многообразие используемых материалов – алюминий, кожа, карбон, акрил, нейлон. Второе – это отдельное направление стайлинга – неоновая и светодиодная подсветка, ставшая безумно популярной после выхода фильма «Форсаж». Следующее направление это - экстерьер. И здесь при помощи аксессуаров для стайлинга мы сможем вдохнуть новую жизнь в давно знакомые и привычные элементы. Это например, самоклеющаяся пленка различных цветов и фактуры (с ее помощью можно придать оригинальный вид зеркалам бокового обозрения, решетки радиатора, дверным ручкам, стеклоочистителям и т. д. Накладки на лючок бензобака и имитация воздухозаборников, спойлеры на зеркала бокового обозрения. Это позволяет сделать автомобиль «единственным и неповторимым», придать ему элегантность и неповторимый стиль.

Но, такое направление в тюнинге как аэрография («аirbrush», «аirbrushing» или «сustom painting» - техника нанесения рисунка краской при помощи сжатого воздуха через аэрограф на поверхность автомобиля) - это целое направление живописного искусства, позволяющего в полной мере отразить индивидуальность человека.

Аэрография как способ самовыражения личности.

Изобретена аэрография больше ста лет назад, но ставшая по-настоящему популярной в конце 60-х годов ХХ века. Применение аэрографа позволяет добиться фотографического, реального эффекта изображения.

Первый в мире аэрограф, изобретен Абнером Пилером в 1879 году (который к слову изобрел пишушую машинку и пневматическое ружьё). Аэрограф быстро усовершенствовали в 1893 году. В 20-х годах его применяли в первую очередь для ретуши фотографий. Потом началась эра рекламы, хромированных автомобилей, кинематографа — и устройством пользовались уже где только можно. Тогда же на него обратили внимание художники-авангардисты немецкой группы «Баухаус», так появилась первая аэрографическая живопись.

Во время Второй мировой войны, когда наши летчики отмечали количество сбитых самолетов скромными звездочками, немцы, японцы и американцы уже вовсю разрисовывали свои фюзеляжи акулами, орлами, тиграми и драконами.

Аэрография продолжала развиваться: Уолт Дисней использовал эту технику в мультфильме “Пиноккио”— и этот мультфильм, вышедший в 1940 году, стал одним из лучших, благодаря выразительной светотени и объемности картинок. В 60-х годах наступила эпоха рок-н-ролла, научной фантастики и гигантских реклам. Аэрография стала буквально незаменима, и ее начали преподавать во всех художественных колледжах США.

Хорошо расписанный автомобиль — самая лучшая реклама фирмы. Все видели такие машины. Некоторые нравятся, другие удивляют, третьи восхищают, четвертые раздражают. Одни расписаны со вкусом, другие без вкуса, одни очень качественно, другие не очень.

Чем, прежде всего, удивляет аэрография? Невероятной точностью деталей и фантастической гладкостью цвета. Рисунок — будто не рисунок, а цветная фотография на металле.

И как в любом виде искусства у аэрографии есть своя специфика. Чтобы создать не банальность и безвкусицу, а красиво расписанный автомобиль, художник должен четко представлять, что его холст находится в постоянном движении, что кроме хозяина его видят тысячи других людей, что цветовая гамма росписи не должна противоречить самому автомобилю и т. д. Начинается все с беседы художника и клиента. Выбирается тема и делается несколько набросков, учитывая пожелания заказчика. Затем клиент просматривает наброски и на основании его замечаний вырабатываются окончательные эскизы. Работа это длительная и сложная, этапов переделки может быть много, но только так можно добиться нужного результата.

Машина становится действительно узнаваемой и кроме того изображение выражает внутреннюю сущность владельца, несет эмоциональный заряд и просто впечатляюще выглядит.

Такая индивидуализация автомобиля сродни изготовлению произведения декоративно-прикладного искусства, в котором есть и декоративно-художественный образ и безукоризненная техника.

Один художник любит изображать на автомобилях различную технику, механизмы, предметы, искусно прорисованные в игре света и тени. У другого художника Силы Зла царствуют безраздельно, а вот у другого - наглый кот на глазах превращается в хромированную телефонную трубку: из него уже торчат кнопки с цифрами, а он и ухом не ведет. Можно увидеть на капотах и сюжеты из передачи “В мире животных”: волк-оборотень, анаконда вот с впечатляющими зубами (причем ядовитыми), механический спрут с выдвижными щупальцами, леопарды на поваленном дереве

Сюжеты варьируются, темы меняются, случаются вещи оригинальные, забавные и очень красивые. Символизм сюжетов и цвета отражает глубины человеческого сознания и подсознания: простые идеи сложного талантливого рисунка на капоте автомобиля, приобретают новую силу, расширяя смысл от частного случая выбора дизайна к случаю демонстрации личности водителя, хозяина автомобиля.

Психологические основы символики образов и цвета.

Рассматривая внешний тюнинг автомобиля как проявление индивидуальных особенностей личности водителя. нужно сказать о том, что символизм образов и цветовой гаммы используемой в художественном дизайне автомобиля – это тайный язык говорящий о хозяине автомобиля. Многие образы используемые художниками при выборе сюжета рисунка вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе и мире, о своем месте в нем, о своих поступках, о том чем должны гордиться и уважать.

С древнейших времен человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои жизненные идеи, мысли, Символы образов и цветовой гаммы могут нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми, яркими и запоминающимися.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Изучением символизма в психологии занимался Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг и многие другие психологи и ученые-историки, в наше же время такие психотерапевты как Яков Обухов, Ленор Штейнгхарт и многие другие ученые изучают символизм и его влияние на психику человека.

Понятие «символ» включает в себя множество значений: это и «аллегория» и «знак», и «опознавательная примета». Документы свидетельствуют, Что в немецком языке это слово появилось начиная с 16 в. , куда оно пришло и латинского языка («symbolum»), который в свою очередь заимствовал его из древнегреческого («symbolon»). В словарях это понятие сегодня определяется как «имеющий смысл образ» (обладающий некоторой силой), имеющий определенный смысл знак для обозначения определенного (сверхчувственного понятия). Символ это и также, сокращенное обозначение, и знак для выполнения математических операций, также и как средство общения в социальных контактах (буква – это символ, изображение на национальных флагах это символ). Понятие символа, таким образом, изначально намного шире, чем нам известно из глубинной психологии.

Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись, но он проявляется и политике и в рекламеи как показывает наблюдение в таком креативном направлении как аэрография автомобиля, символизм присутствует тоже в полной мере.

Значение отдельных символов или символизм изображенного существа, предмета, сюжета временами неожиданно, но чаще значение очевидно, так как основано не качестве, которое этому предмету или существу присуще: например «лев» - храбрость, «скала»-стойкость, «сталь»-символ власти, а «покрывало, плащ»-символ тайны. Содержание многих символов описывается в специальных словарях символов, где подробно излагается суть того или иного символа.

Символы напрямую связаны с цветом. А цвет в свою очередь несет самостоятельную психологическую интерпретацию. Сочетание символа и цвета, в котором выполнен сюжет – дает богатейшую информацию о том, кто изображал данный символ, или о том человеке, который предпочел его выбрать.

Психологическая характеристика цвета и типов темперамента.

Цвет Психологическая характеристика цвета Характеристика темперамента

Красный Тёплый, стимулирующий, ассоциируется с кровью, жизнью, Стремится к превосходству, доминированию над

(предпочитает силой, возбуждением, радостью и любовью. В то же время партнёром. Собеседника подчиняет своим требованиям, холерик) символизирует чувственную страсть, гнев и насилие. непреклонен, властен. Наивысшая самооценка, открыто

Оказывает стимулирующее воздействие на двигательные стремится к первенству. Самоуверен игнорирует свои функции и процесс принятия решений, а так же неудачи, скрывает слабости. Подчиняется если провоцирует импульсивное поведение. соучаствует в руководстве, стремится общаться со старшими «на равных», вызывающее сопротивление воле старших. Оберегает достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение и невнимание. Решения принимает быстро, самостоятельно, непреклонно, не гибко.

Оранжевый Этот цвет содержит в себе экстравертированность и импульсивность красного цвета с интуитивностью желтого.

Этот цвет указывает на и склонность к лёгкому, но несколько поверхностному, установления контактов с окружающими.

Желтый Золотой желтый цвет символизирует солнечного бога, Общается радостно-инициативно, со всеми «на равных»,

(предпочитает сангвиник) мудрость, понимание, интуицию, и радость. Данный цвет стремится к общению с незнакомыми. В общении ассоциируется с процессом принятия решения и развлекает, стремится рассмешить собеседников.

различными аксессуарами. Предпочтение желтого цвета Неустойчивая повешенная самооценка, рассказывает об указывает на склонность к недостаточной способности успехах всегда на виду. Самоуверенности нет, выполнения намеченных планов надеется на удачу. Обычно подчиняется авторитету в реальную жизнь. сверстника или старшего, допускает шалости. Не оберегает себя от насмешек, негордый, необидчивый, негневливый. Решения поспешные, несамостоятельный (по подражанию), неустойчивые.

Зелёный Зеленый цвет тесно связан с растительной жизнью, В общении пассивный. В общении спокойно созидает.

(предпочитает флегматик) ростом, устойчивостью, надёжностью и прямолинейностью. Самооценка несколько занижена, в группе не на виду,

Он обозначает умиротворение, покой, статику и скромен. Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, исцеление. Предпочитающие зелёный цвет лица противятся ценит себя объективно, не унывает. Подчиняется изменениям и не склонны к фантазиям. Желто-зелёный цветавторитетным сверстникам и старшим, не нарушает может ассоциироваться с началом новой жизни, запретов, неисполнителен, по причине инерции. Не активностью, ростом радостью. Некоторые оттенки оберегается от насмешек нечувствителен к насмешкам, зелёного могут обозначать зависть, леность, эгоизм и необидчив, негневлив. Решения принимает депрессию. самостоятельно, незамедлительно

Синий Синий цвет ассоциируется с бесконечной далью или Зависим в общении, зависит от расположения партнёра.

(предпочитает меланхолик) глубиной. Этот цвет, означающий небо, истину, В общении подопечен, беззащитен. Самооценка надёжность, гармонию, покой и надежду. Он оказывает устойчиво низкая, в группе держится в тени, успокаивающие действия, однако в слишком больших стеснителен. В себе не уверен, не верит в удачу, количествах может вызвать депрессию. Тёмно-синий цвет преувеличивает свои недостатки. Легко подчиняется даже ассоциируется с неподвижностью и смертью. авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям. Остро раним, достоинства оберегает пассивно, не давая отпора. Решения несамостоятельные (любит посовещаться), небыстрые, устойчивые.

Фиолетовый Фиолетовый цвет ассоциируется с царственностью, духовностью, вдохновением, загадочностью, мистикой и магией. В то же время он обозначает самообольщение.

Тёмно-фиолетовый также указывает на уход от реальности в мир фантазии.

Белый Белый цвет символизирует единство и гармонию всех цветов, невинность, веру в истину. Кандинский связывает белый цвет с молчанием и многообразием возможностей. Он также считает, что белый цвет способен нейтрализовать все другие цвета (Kandinsky. 1977. р. 39).

Черный Черный цвет символизирует пустоту, отсутствие света и цвета. Он ассоциируется с силой, загадочностью, и тьмой, из которой появляется жизнь, а так же обозначает скорбь, печаль, зло, колдовство, бездуховность и ад.

Кандинский рассматривает черный цвет как символ полной тишины, отсутствием возможностей и обездвиженности

(Kandinsky. 1977. р. 39); в то же время черный цвет способен подчеркивать яркость других цветов.

Коричневый Коричневый цвет ассоциируется с землёй, ростом, поддержкой жизни и плодородием, а так же с могилой и смертью, со стремлением воле группы и отказом от индивидуальности.

Серый ассоциируется с отречением, смирением, меланхолией, и в современной терминологии, сравнение для скучной рассудительности - возможно, несмотря на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто означает бесцветность.

На выбор сюжета в творческой деятельности, и конкретно в использовании аэрографии при тюнинге автомобиля, влияние оказывает, конечно же и такая особенность личности человека как темперамент.

Теория темперамента И. П. Павлова.

Темперамент – (от лат. «temperamentum» – надлежащее соотношение частей, соразмерность), это соотношение активности нервной системы индивидуума и его эмоциональности, характеристика индивида со стороны его нейродинамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, и ритма психических процессов.

Со времен Гиппократа изучались особенности нервной системы человека. В настоящее время существует множество теорий о типах темперамента. Тем не менее, несмотря на то, что разные авторы использовали разные критерии деления типов темперамента, и говоря о том , что «чистых» типов темперамента нет, в типологии все-таки сохраняется разделение на четыре группы.

В данной научной работе за основу проверки гипотезы взята теория темперамента отечественного психофизиолога И. П. Павлова. Он выделил три основных свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность) и четыре основных сочетания этих свойств: сильный, неуравновешенный, подвижный – «безудержный» тип; сильный, уравновешенный, подвижный – «живой» тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный – «спокойный» тип; «слабый» тип.

«Безудержный» тип лежит основе холерического темперамента, «живой» тип – сангвинического, «спокойный» тип - флегматического, а «слабый» тип – меланхолического.

Описание психологического исследования.

При проведении психологического исследования внимание было акцентировано на символизме образов и цвета, выбираемых при нанесении аэрографией на автомобиль; прослежена зависимость выбора мотива рисунка и сюжета от особенностей личности, характера и темперамента владельца автомобиля.

Испытуемым в возрасте от 12 до 37 лет был предложен специально разработанный стимульный материал состоящий из 30 изображений тюнингованых легковых автомобилей с аэрографией, каждое изображение было именовано кодом (см. Приложение).

В процессе индивидуального исследования участникам, необходимо было просмотреть все изображения, и выбрать три понравившихся автомобиля. Затем, выбранные изображения и коды были зафиксированы в таблице исследования, после чего символизм изображения и цвета на выбранных автомобилях, был изучен и интерпретирован.

Для подтверждения взаимосвязи выбора мотива рисунка и сюжета от нейродинамических особенностей личности, т. е. от темперамента, испытуемым было предложено ответить на опросник Айзенга, по определению типа темперамента, экстра и интроверсии и нейротизма.

По результату теста, из всех испытуемых, участвующих в исследовании: холериков – 45%, меланхоликов – 27%, флегматиков – 18%, сангвиников – 10%.

Это исследование необходимо было для подтверждения взаимосвязи выбора мотива рисунка и сюжета от нейродинамических особенностей личности, т. е. от темперамента.

Все данные были занесены в сводную таблицу результатов исследования и сравнительного анализа интерпретации символического содержания образов и цвета с типом темперамента испытуемых (см. приложение: Таб. 2).

Результаты исследования показали интереснейшую картину. Холерики выбирают автомобили в красно-оранжевой гамме с изображением огня, динамические, агрессивные сюжеты; сангвиники выбирают желто-красную гамму, зеленую, черную (такая разносторонность выбора в цвете очень типична для сангвиников); меланхолики предпочитают сине-зеленую цветовую гамму автомобиля, сюжет при этом, говорящий о размышлении над смыслом жизни («паук, плетущий паутину», «ледяная пустыня»); флегматики отдают предпочтение бело-голубой и стальной окраске автомобиля, при этом сюжеты выбирают говорящие о возрождении, о душевных переживаниях («смерть», «меч, рассекающий пламя»).

Завершающий этап исследования дал возможность определить процент испытуемых с совпадениями в соотношении темперамента и символизма выбранного сюжета в тюнинге автомобиля. А именно, из 100% испытуемых у 77,27% подтвердилась гипотеза: тип темперамента по опроснику, совпадает с символизмом цвета и сюжета выбранного автомобиля.

В заключение, хотелось бы отметить, что изучая особенности личности, её темперамент, установки, ценностные ориентации, идеалы, направленность личности, т. е. то что личность хочет, что для неё привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание потребностей, мотивов деятельности, её интересы и желания, позицию, которую эта личность занимает в жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)