Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции христианства

Возникновение христианства на Руси

Владимир – Красное Солнышко

По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

В конце IХ - начале Х в. в. в Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В 969 -м году в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в конце Х века при великом князе Владимире Святославиче.

В истории Отечества великий князь Владимир именуется Владимир - Красное Солнышко. Это имя дал ему русский народ. Русская церковь прославляет его как святого и равноапостольного князя. Такое почитание князь Владимир заслужил как просветитель Руси. Именно князь Владимир сделал выбор в пользу православной веры и привел Русь к крещению.

Князь Владимир был сыном воинственного Святослава и рабыни Малуши (ключницы княгини Ольги), внуком Игоря и Ольги. В Древней Руси княжеские заботы на наследников великих князей ложились из - за безвременной кончины отцов очень и очень рано. Из - за малолетства князей управлять княжеством помогали бояре. Не без помощи воевод и бояр между сыновьями Святослава возникла усобица. Ярополк правил в Киеве, Олег - в древлянской земле, Владимир в Новгороде. Ярополк решил захватить древлянскую землю (правый берег Днепра и Полесье), пошел против Олега. При бегстве со своей дружиной Олег упал с моста и погиб, задавленный падавшими на него пешими и конными воинами. Узнав о смерти Олега, Владимир решил отомстить Ярополку и отправился за помощью к варягам. Собрав большую воинскую силу, Владимир пошел на Киев. Ярополк не решился вступить в битву. Обманом и коварством с помощью предателей Владимир выманил брата, и варяги мечами поразили его. Покончив с братом, Владимир занял княжеский стол в Киеве.

В это время в Киеве уже были христиане, в православных храмах совершались церковные службы, частыми гостями были греки - христиане.

Князь Владимир был язычником, поклонялся идолам, стал усиливать языческое кумирослужение. В "Повести временных лет" сказано: "И поставил Владимир кумиров на холме". Владимир велел поставить деревянные изображения шести языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. (Постаменты, на которых стояли идолы, были обнаружены археологами в Киеве и Новгороде в начале ХХ века). Назревало открытое столкновение язычества с христианством.

По случаю военных побед у славян - язычников всегда совершались торжественные жертвоприношения перед кумирами. В 983 году бояре и старцы потребовали человеческой жертвы. Жребий пал на христианского юношу - варяга Иоанна, прекрасного лицом и душой. Когда княжеские люди пришли за Иоанном и стали требовать обреченного юношу на смерть, то услышали ответ его отца Федора: "У вас не боги, а дерево. Сегодня стоят, а завтра сгниют ". (1. стр. 69). И стал отец - христианин рассказывать о Боге, который сотворил гром, молнию, ветер. Рассвирепевшая толпа продолжала требовать Иоанна. Когда же они услышали ответ, что если у них есть боги, то пусть придет один из них и заберет Иоанна сам, а язычникам он его не отдаст. После этого язычники убили и Федора, и Иоанна. Громко прозвучала в день убийства в Киеве проповедь христианства. Федор и Иоанн приняли мученическую смерть. А как свидетельствует история христианства, мученическая смерть христиан может сильно изменить жизнь того, кто становится свидетелем их подвига. Призадумались русские. Стал раздумывать и князь Владимир и понял, что вера в идолов неправая. На месте убиения отрока Иоанна и отца его Федора князь Владимир позднее велел соорудить церковь. Это была знаменитая Десятинная церковь в честь Богородицы. В 1908 году археологи, делавшие раскопки у алтарной части храма, нашли остатки деревянного сруба дома варягов - христиан. Некоторые историки высказывают догадку, что именно здесь киевские первомученники приняли свою смерть, которая сильно подействовала на князя Владимира и заставила его сомневаться в истинности языческой культуры.

Крещение Руси

Исторические исследования, конечно, не в силах полностью раскрыть нам тему обращения Владимира в христианство. Но свидетельства древнерусских писателей помогли нам хотя бы немного прикоснуться к этой теме. "Повесть временных лет " рассказывает, что к Владимиру приходили различные веропроповедники. Приходили они из разных стран, и каждый из них старался склонить великого князя в свою веру. В Х веке язычество на Руси отмирало. А душа требовала веры. Сначала с князем беседовали мусульмане, потом его убеждали посланцы римского папы, а затем иудеи.

Пришел как - то к Владимиру греческий миссионер из Византии и рассказал ему о православии - христианской вере. После этого послал Владимир своих в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в "греческую веру" крестилась его бабка княгиня Ольга. В 988 году Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь). Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе (по другим источникам, Киев и Васильев), а город вернул византийцам в качестве свадебного подарка за невесту. Вернувшись в Киев Владимир уничтожил языческих идолов (одних изрубил, других сжег, а самого главного Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано привязать к хвосту лошади и стащить в Днепр).

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик. Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать, чтобы утром богатый или бедный, нищий, или раб пришли к Днепру. В летописи говорится, что люди с радостью шли на реку. На берегу стоял великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии, совершали таинство крещения. Недаром еще при жизни великая княгиня Ольга день и ночь молилась об обращении в христианскую веру своего сына, своих внуков и всего русского народа. И если Святослав, сын ее, не сумел последовать ее примеру, то при Владимире исполнилось желание сердца мудрейшей из людей.

В Киеве во Владимирском соборе, на одной из стен есть удивительная икона "Крещение Руси", написанная художником В. Васнецовым. Князь Владимир как восприемник своего народа поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещенных. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют божественные лучи. После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры. В жизни князя Владимира после крещения наступила перемена. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: "Боюсь греха!". После Киева крещение стало совершаться и по другим русским городам. Русь приняла крещение, и жизнь русского народа стала устраиваться на новых христианских началах. Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного.

Главный обряд на Руси.

От истоков до наших дней

Конец XIX – начало XX века – время активного переселения из европейской части России в Сибирь поляков, украинцев, белорусов. На барабинской земле были целые поселения мусульман, католиков, православных. Католики и мусульмане держались особняком: от своей веры они не отказывались. Православные же быстро смешивались с русскими и скоро стали неотличимы от них. Основной религией осталось христианство.

На основании архивных данных, до Октябрьской революции 1917г. , в городе Барабинске действовал железнодорожный приход, с построенной в 1897г. деревянной церковью во имя святого мученика Стратилата и великомученицы Екатерины. Церковь была построена на суммы императора Александра III. Приход относился к 22 благочинанию Томской епархии. По штату причт церкви состоял из священника и псаломщика. В 1902г. ими были: священник Сергей Александрович Белоусов, псаломщик Иларион Алексеевич Вознесенский. При церкви имелась открытая в 1897г. в собственном здании двухклассная церковно – приходская школа имени протоиерея Иоана Сергиева и церковная библиотека.

Правда, тогдашнее территориальное деление несколько отличалось от современного, и вотчина благочинания не точно ложится на карту Барабинского района. Вплоть до своего закрытия в тридцатые годы ХХ века церкви вели метрические книги и затем передали их учреждениям советской власти. Книги хранились в отделах ЗАГС, а затем их передали в архив области.

Любая страница - история. Например, 1 апреля 1893 года в Новогутовской церкви состоялось крещение младенцев. Христианство приняла новорожденная Мария, дочь "села Новогутовского крестьянина Алексея Николаева Захваткина и законной жены его Евдокии Ивановой". Восприемниками стали "того же села крестьянин Степан Федоров Сергиев и крестьянская дочь девица Параскева Николаева Климентова". [4. стр. 22] Честь на крестинах восприемникам оказывалась большая: церковью и людским миром они признавались вторыми родителями и воспитателями ребенка. От крестных ждали подарка к празднику, у крестных гостили. Останься кто сиротой, ответственность за его судьбу полностью ложится, если нет близких родственников, на крестных мать и отца. Церковные книги не хранят отметки, который по счету родился в той или иной семье ребенок. Но в Барабе редко кто говорил о ребенке: лишний рот. Напротив, считалось, чем больше детей, тем крепче семья. Для детей открывались церковно - приходские школы. Число обучающихся было небольшим. Даже в самых лучших школах за партами сидели около 30 человек. Церковно - приходские школы были одноклассными и двухклассными (учились два и четыре года). Основные предметы - закон божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика, история. Преподаватели священники, дьяконы, а также учителя и учительницы. Обучение хорошо продвигалось там, где преподаватели были кровно заинтересованы "сеять разумное, доброе, вечное". Среди священнослужителей было немало достойных людей и уважаемых людей. Это псаломщик Круглоозерской церкви Степан Иванович Слонов, который принимал участие в русско – японской войне 1904г. и награжден знаками отличия военного ордена IV и III степени. Награжден камилавкой (высокий головной убор фиолетового цвета – почетная награда православных священников) священник Зюзинской церкви Иоанн Шепелев. Набедренником – молодой священник Кожевниковской церкви – Иоанн Рождественский.

После революции 1917 года церковь была отделена от государства. В одной из церквей у нас находился рабочий клуб. Началось массовое закрытие церквей. На основании архивных данных, только в 1936 году были закрыты церкви в селах: Таскаево, Зюзя, Новочерново, Чистоозерка. Здание церквей передавали для использования культурно – просветительской цели.

И только в 1945 году стали рассматривать заявления об открытии церквей в области. В январе 1945 года отклонено было 8 ходатайств и удовлетворено 1. Ходатайства верующих были отклонены ввиду невозможности освобождения бывших церковных зданий, занятых кинотеатрами, школами, клубами, воинскими складами и мастерскими. На 1 января 1945г. в г. Новосибирске было 2 церкви, в областных и районных городах церквей нет. Церковь постоянно оказывала помощь государству, занималась патриотической работой. Это мы видим из доклада уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по НСО П. Созоненка. Всего в течение 1944 года в фонд Красной Армии приходскими советами из церковных сумм и частично духовенством собрано и внесено 826500 рублей. .

Славные традиции христианства

Из разговора с настоятелем Покровской церкви протоиереем Сергием Государкиным мы узнали, что до 1978 года христиане нашего города собирались у кого - нибудь на дому. В 1979 году был открыт молебный дом, который возглавлял староста. На основании решения городского совета от 30 сентября 1981 г. , было зарегистрировано общество русской православной церкви. И только в 1984 году совершать службу был прислан настоятель Сергий Государкин.

Началось строительство церкви по улице Новой. Пятнадцать лет назад она была реконструирована.

Благодаря ходатайству настоятеля Покровской церкви протоиерея Сергия Государкина в 2001 году у нас построен храм – часовня в честь великомученика Святого Георгия Победоносца в память о парнях, погибших в Афганистане. Профинансировал строительство храма наш земляк, ныне московский бизнесмен Юрий Леонтьевич Алексеев. Белоснежный храм сливается лазурными куполами с синевой неба, божественным светом сияют позолоченные кресты. Увидев его и стар, и мал любуются величественным видом. На открытии храма присутствовал бывший министр обороны Павел Грачев. Когда началось строительство храма, мало кто верил в его открытие. Прошло немного времени и люди впервые услышали первый молебен (читал его отец Дмитрий из Куйбышевской церкви Иоанна Предтечи). Отец Сергий отслужил панихиду в память всех погибших воинов в годы Великой Отечественной войне, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, не вернувшихся из Чечни.

Храм Святого Георгия – это олицетворение мира, всего доброго, чистого. В 2004 году освещение часовни в честь великомученика Георгия Победоносца провел архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон.

В настоящее время в городе строится новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И хотя она не достроена, проповедует там службу настоятель Покровской церкви протоиерей Сергий Государкин, помогает ему священник Олег. При встрече с ними мы узнали, что каждое воскресенье обряд Крещения принимают около 20 человек, которым выдается свидетельство о крещении. Все записывают в церковные книги, которые должны храниться вечно. В настоящее время церковь нуждается в помощи. Строительство церкви то останавливается, то возобновляется в связи с нестабильностью финансирования. Для полной сдачи этого объекта требуется еще не мало средств. Церковь обратилась к администрации города и района, к населению оказать помощь в возведении храма. Для этого открыт специальный счет.

При посещении церкви мы видели хоругви с изображением Иисуса Христа и великомученицы Варвары, много икон, в центре церкви на специальных подставках стоит «Икона – Праздник», справа «Икона – Спаситель», слева «Икона – Богородицы». За свою проповедь среди населения настоятель Покровской церкви протоиерей Сергий Государкин награжден камилавкой, палицей и наперстным крестом, имеет звание протоиерей.

Сейчас у нас зарегистрировано пять религиозных организаций, общин и сект. Кроме них у нас с 2001 года образован еврейский фонд «Энвер - Эзер». Для проведения собраний, сходов религиозные организации снимают частные квартиры. Основными направлениями деятельности религиозных организаций города являются:

Принятие христианства приобщило Русь к европейской культуре, закрепило и привило культурное общение Руси с самой передовой страной того времени – Византией- хранительницей культурных традиций античности: Рима и Греции.

После принятия крещения Русь была одной из самых передовых европейских стран. В ней были высоко развиты письменность, литература, зодчество, живопись, ремесла, торговля. На Руси были созданы неповторимые произведения, которыми гордится человечество.

Результатом моей работы стало усвоение определенной суммы знаний, сведений по данной теме. Изучая историю возникновения христианства и Крещения Руси, в частности нашего края, были изучены ряд документов, научно – познавательной литературы, проведены беседы со старожилами города, настоятелем Покровской церкви протоиереем Сергием Государкиным, священником Олегом и сделан для себя вывод: нужно знать все то лучшее, что создано русским народом, - создано в неимоверно тяжелых условиях. Уважать и любить – не только обязанность русского человека, но и великое счастье. Знание истории своего народа открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величествен сам по себе, но который позволяет по – новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)