Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции и обряды русского народа как объект этнографического исследования

Сейчас очень мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, поэтому бытовая сторона нашего народа в своём прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы и остатки обычаев, обрядов и образа жизни народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передаётся весь народный характер века, с его обычаями и понятиями. Архивы наши, монастырские библиотеки, сообщили нам многое и обогатили нашу историю тем, что сохранили документы, письменные очерки и рукописи, знакомство с бытом и нравами русского народа.

Цель моей работы - приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков. Я считаю важным дальнейшее изучение этой темы, так как она дает возможность правильно понять и осмыслить традиции и обычаи своего народа. Не хочется быть «Иванами, не помнящими родства». Человек, который не стремиться к изучению истории своего народа не сможет правильно воспитать своих детей.

Семейная обрядность

Семейная обрядность является интереснейшим комплексом традиционной культуры. В родильно - крестильных, свадебных и похоронно–поминальных обрядах переплетаются напластования различных исторических эпох, отражающие социально- правовые отношения, верования, морально- этические взгляды, находят место в произведениях устного народного творчества элементы материальной культуры (в первую очередь одежда и пища). Обращение к этой теме, на мой взгляд, позволяет приблизиться к пониманию системы мышления русского сельского населения в прошлом столетии, проследить эволюцию правовых, религиозных, этических, педагогических представлениях крестьян на фоне быстро меняющееся исторической деятельности.

Источниками для раскрытия данной темы послужили опубликованные материалы, появившиеся на страницах «Этнографического обозрения», «Живой старины», а также местной периодической печати. Анализ этих источников позволяет говорить о широком распространении таких обрядов, как осыпание новобрачных зерном, рассыпание на брачном ложе зерен пшеницы или овса, усаживание на колени к невесте мальчика во время свадьбы, что, по народным представлениям стимулировало чадородие молодых. Приемы подражательной магии нашли место в запретах дородового периода. Так, почти повсеместно в губерниях Верхневолжья во второй половине 19- первой трети 20 в. верили, что беременной нельзя смотреть на уродов и слепых, так как эти недостатки может унаследовать ребенок.

Представление о нечистоте роженицы, боязнь сглазить, тщательное скрывание времени родов зафиксированы в источниках как повсеместно бытующие у крестьян Верхневолжье. Выбору повитухи, как правило, придавалось особое значение.

После рождения детей крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостолов. Ребенка погружали в воду в три погружения и крестили по священным правилам, как написано в писании «О крещении младенцев». Священник, погружая ребенка три раза в воду, произносил: «Крещается раб божий имярек. Во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне, и присно, и вовеки веков аминь». Так по 49 апостольским правилам священник трижды опускал ребенка в воду и повторял эти же слова. Затем крещаемого передавали на руки приемнику (куму, крестному), мазали великим миром и одевали во все новое. Священник вместе с людьми поел: «Блажени, им же опустишася беззакония, и им же прикрышася гресси» и далее по уставу. Кум (крестный) был один – либо мужского рода, либо женского. Нельзя было иметь два или более кумов. В наше же время практикуется двое крестных – крестный и крестная.

Составной частью традиционных обрядов семейного цикла был институт восприемников в русской крестьянской семье. Выбор крестных («божат», «божатка», «кум», «кума», «кока») определялся местными обычаями, но всегда ставил крестных в особое положение, определяемое нормами искусственного родства.

Непременной принадлежностью родильно - крестильных обрядов был крестильный обед, во время которого особая роль отводилась крестным и повивательной бабке. Крестинный обед включал в себя непременно хлебные изделия и «бабину кашу», то есть имел сохраняющийся по традиции ритуальный смысл.

Система питания русского крестьянства

В последнее время интерес к национальным системам питания, и в частности к системе питания русского народа, резко повысился, о чем свидетельствует появление множества брошюр на эту тему. Однако, хотя часть из них и содержит некоторые этнографические сведения, в основном они посвящены приготовлению отдельных народных блюд и носят, если не прикладной, то чисто популярный характер. Я думаю, что исследование системы народного питания может дать много нового материала для понимания взаимосвязей различных сторон жизни народа, и в то же время позволит выработать практические рекомендации, применимые сегодня.

На мой взгляд, изучение системы питания может быть интересно по целому ряду аспектов:

1. Состав продуктов питания, его вариации в различных регионах, изменения в нем, связанные с развитием товарно-денежных отношений и сельскохозяйственного производства.

2. Калорийность и химический состав пищи русского народа. Выявление соотношения потребления тех или иных продуктов питания с энергозатратами. Определение когда, в каких количествах и каким образом крестьянин получал необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы и витамины. Половозрастные различия в употреблении продуктов питания.

3. Режим питания. Изменение рациона и ежедневного графика приема пищи в зависимости от времени года. Чередование постов и мясоедов и соотношение их с сельскохозяйственным календарем.

4. Ежедневные и праздничные блюда. Приготовление пищи, традиционная трапеза и связанное с ними половозрастное разделение.

5. Обрядовая пища. Какие продукты питания и блюда чаще всего использовать в обрядах, как и когда.

Так с Пасхи в мясоед к столу подавали: лебедей, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых, куриный бульон, крутую кашу, студень из рябчиков, заливную зайчатину и т. п. На Петровский пост подавали: сельдь на пару, осетрину, спинки стерляжьи, уху щучью с шафраном, запеченных окуней, уху из пескарей, из лещей, из карасей, грибы вареные, печеные и сушеные и др.

Можно с уверенностью предполагать, что система питания русского крестьянства складывалась под влиянием множества различных факторов, и всякое изменение в ней было далеко не случайным. Традиционный ассортимент продуктов, прочно установившийся в быту ритм чередования обильного питания с очень умеренным были оправданы с экономической точки зрения и, видимо, оптимально отвечали требованиям питания при занятиях сельскохозяйственным трудом в определенных климатических условиях. Нельзя также отрицать тесной связи системы питания с традиционной обрядовой жизнью народа, отражения в ней многих сторон быта и семейных отношений.

В 1662 году деревня Кирилловка стала именоваться селом, так как здесь была открыта деревянная церковь во имя Дмитрия Солунского. На богослужение приезжали семьями крестьяне Морозовки и Саблукова. Церковь несколько раз сгорала, и тогда ездили в Морозовку, в их приход.

Как рассказали старожилы, каменную церковь, которую сейчас возрождают, начали строить после пожара 1799 года. В 1824 году Троицкая церковь была построена, а затем расписана художниками школы А. В. Ступина.

Священником был иерей Никифор Алексеев, дьякон – Павел Афанасьев, дьячок – Увар Егоров, пономарь – Иван Иванов. Последним священником был Иаков Александрович Лебедев, дьякон-псаломщик – Мантуров Алексей Николаевич. Священник Лебедев с приходом Советской власти отказался от сана и ушел работать на карьер, где добывали камень на строительство Горьковского автозавода.

В 1934 году сняли колокола, а после 1935 года церковь закрыли (точные данные о дате закрытия церкви в архивах отсутствуют). В здании разместили склад, в котором хранили зерно и удобрения.

Разговор об открытии церкви вновь в селе возникал не однажды. И только в 1997году был создан сход жителей с. Кирилловка и микрорайона «Кирилловский», где был принят план действий по открытию церкви.

С июня 1998 года начали очищать помещение от мусора и удобрений, а через год, в день праздника Пресвятой Троицы состоялось первое Богослужение. Ныне церковь действует, в ней проходят все службы, совершаются обряды. Настоятелем является отец Евгений Котриков.

Престольные праздники с. Кирилловка

Так как я живу в селе Кирилловка, мне хочется рассказать о престольных праздниках в моем селе. Село празднует три престольных праздника: в честь Живоначальной Троицы, в честь Святого Великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября) и в честь Собора Божей Матери. Более подробно я расскажу о Троице.

Празднование Троицы (Пятидесятницы) у славян, как и в случае с Пасхой, сочетает христианские и языческие начала. Поэтому актуальной остается библейская символика Троицы, восходящая к известному повествованию из Ветхого Завета о встрече Авраама с тремя ангелами у его дома, о совершении здесь трапезы хлебами, приготовленными женой Авраама Сарой, что позволило бесплодной супруге патриарха родить, по произволению Божию, сына. Эта трапеза у праотца Авраама стала прообразом евангельской Тайной вечери и установленным на ней таинством евхаристии (благой жертвы). Образ евхаристии отразился и в рублевской «Троице», циклическая композиция которой есть воплощение единства божества в трех лицах.

А у восточных славян этот обряд именовался как «как проводы русалки». Он занимает одно из центральных мест в весенне-летних играх. Суть обряда «проводы русалки»была очень точно описана писателем С. В. Максимовым в рассказе: «Где русалки бегали и резвились там трава растет гуще и зеленее там хлеб родится обильнее». Именно с такими бытовыми представлениями среди русского и части мордовского населения Юга Нижегородской области были связаны обычаи хранить «соловушку», «кукушку», «Кострому», «колоска» , «куста», «кобылы».

До сих пор в некоторых деревнях нашего района проводят похороны «русалки» в виде куклы. Ее кладут в импровизированный гроб и несут на берег реки или на центральную площадь деревни. При этом ее несли девушки наряженные дьячками или попами. Они плакали, а другая часть девушек смеялась. Во время процессии не применялись настоящие предметы культа. Кадила делались из яичной скорлупы , а свечи из стеблей конопли. Когда процессия пришла к конечному пункту берегу реки, озера, центральной площади гроб с «русалкой» бросали в воду или поджигали при этом пели веселые песни или частушки.

В Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Пензенской и некоторых других областях «русалку» делали в виде коня и хоронили ее под звуки трещоток , заслонов, свирелей и других подручных звуковых средств. При любом проведении этих обрядов независимо от расселения славян смех сопровождался и перекликался с плачем. Основная канва независимо от места проведения обряда остается постоянной.

Для разрешения этого очень запутанного обряда и его изучение нужно обратиться к истокам дохристианской религии. Во многом для разрешения этой проблемы нам помогает античная мифология. У многих античных и римских авторов бытует такой сюжет : в горной пещере около Аркадского города Фигалии была обнаружена «Черная Деметра» - статуя с телом женщины в длиннополой одежде, но с лошадиной головой и гривой. Местные предания говорят о том, что во время своих поисков Персефоны, Деметра обратилась в лошадь. А если прочитать или вспомнить миф о бое Персея с Медузой Горгоной, то можно понять для чего из тела Горгоны Медузы вылетает крылатый Пегас. В славянских, как и в античных и римских обрядовых действах жертва понималась как медиатор , то есть посредник между миром живых и предков. В самом ритуале воспроизводился акт первотворения, тогда из тела Богини создавалась Вселенная, Космос. Так, например, известный специалист в области славянской мифологии В. Н. Топоров отмечает : «Чтобы воспроизвести акт творения в ритуале необходимо найти центр мира в тот момент, когда профаническая деятельность бездуховного и благодатного времени разрывается, время останавливается и возникает то что «было в начале» в творящий первый раз. Таким поворотным пунктом в славянском календаре стал близкий по срокам к дню Ивана Купалы день Св. Троицы. Это обусловлено тем, что в эти сроки созревает рожь. Именно в это время лето достигает апогея, то есть совершается летний солнцеворот. Это время создания гармонии благополучия, для которого нужна жертва.

В начале это была человеческая жертва, поскольку отсюда пошла столь распространенная версия в мировом эпосе легенда о Кентавре Змее, которые поедали молодых девушек и о спасении героем этих девушек. В славянских ритуалах девушка заменялась ветками или куклой, что обманывало бога. Это известно из записок многих авторов под названием «обман бога».

В свете всего выше перечисленного обряд «вождение русалки» и праздник

Святой Троицы в своей основе содержит миф о Великой богини, матери всего сущего переделанной в последствии в игру , развлечение, пародию на церковные похороны христиан. Но, несмотря на свою архаичность, этот обряд не утратил своего семантической основы.

Св. Троица. Игры и забавы

Церковь празднует день св. Пятидесятницы в честь Св. Троицы и трактует это следующим образом: Бог Отец Небесный по любви к нам послал Сына Своего на землю. Бог Сын, живя среди людей, научил их любви к Богу и ближним, пострадал на кресте за грехи людей, воскрес и вознесся на небо. И теперь, обещанный Христом Утешителем, подающий всему живому силу жизни и наполняющий жизнь церкви богатством благодати. Поэтому праздник этот тоже называется Троицыным Днем.

Христианский смысл праздника - в искупительной возрождающей жертве Сына Божия. Но Троицкая обрядовость обращает нас и к древнейшим языческим жертвенным культурам- культурам растительности. У русских это вылилось в культ березки, за которой угадывается растительное божество с тотемическим прошлым. Девушки в семик при завивании березок кумились, а когда развивали их, раскумлялись. Кумились между собой только девушки. Известен обряд кумовства и у европейских народов, но там он приурочивался обычно к Иванову дню, и кумились женщины с мужчинами. Ивановское братание и кумовство- отзвук древнего обряда принятия в род и родового праздника заключения браков. Позднее на этой почве развился культ умирающего и воскресающего бога Адониса.

По рассказам старейших жительниц села Кирилловка, праздник Троицы начинался с четверга (его называли - семик). Но сам праздник отмечался в воскресение.

В четверг девушки шли в лес завивать березку.

Благослови, Троица,

Богородица.

Нам в лес идти,

Нам венки завивать.

Ой, дидо, ладо. (2 раза)

Нам венки завивать и цветы сорывать.

Ой, дидо, ладо. (2 раза)

Нам венки завивать и цветы сорывать.

А мы в лес пойдем

И цветов нарвем.

Мы цветов нарвем

И венок совьем.

Ой, дидо, ладо. (2 раза)

Мы цветов нарвем

И венок совьем.

Девушке кланялись и клали под березку яичницу, пироги, дрочену, полотенце.

Ты не радуйся, дуб с голькою рябиною,

Ты не радуйся, белая береза,

К тебе девки идут, к тебе красные идут.

С пирогами, со яичницей, со драченою.

На поляне, на лугу гнулася березка.

Завивали девушки, лентой украшали,

Песни распевали.

Девушки водили хоровод вокруг березки и пели.

Ай, ию, ию, березка, белая, кудрявая,

Склони мужу голову

На правую сторону.

С правой-то на леву,

Степану Малееву,

Семик- честной, семиградусный.

Семикола-то жена нам племянница была,

Раба божия купальница.

Девушки кланялись березе и украшали ее лентами.

Береза моя, березонька,

Береза моя, белая,

Береза моя, кудрявая,

Стоишь ты, березонька.

Осередь долинушки.

На тебе, березонька,

Листья бумажные,

Под тобой, березка,

Трава шелковая.

Близ тебя, березка, красны девки

В семик поют,

Под тобой березка, красны девки

Венок плетут.

Что не белая березка к земле клонится,

Не шелковая трава под ней расстилается,

Не бумажные листочки от ветру раздуваются.

К нам сюда! Скорее! Просим!

Приходи, честной народ.

Нынче русские березки

Затевают хоровод.

Девушки вставали в хоровод и пели песню «Во поле береза стояла». После хоровода все вставали парами

Покумимся, кума, покумимся,

Полюбимся, кума, полюбимся,

Чтобы век нам с тобой не браниться,

Чтобы век нам с тобою родниться.

Все обменивались друг с другом колечками, платочками, ленточками.

Завивали веночки, завивали кудрявые

На годы добрые, на жито густое.

На ячмень колосистый,

На овес ресистый,

На гречиху черную, на капусту белую.

Белая березка, ходи с нами гулять.

Пойдем песни играть,

Птиц зазывать.

Скворушка, прилетай,

Себе домик выбирай!

На дереве высоком,

С крылечком широким.

Да почаще свищи,

Да погромче дуди.

Звонки песни выводи.

Завивайся, березка,

Завивайся, кудрявая!

Мы пришли к тебе, приехали,

С варенцами, со яичницей,

С пирогами со пшеничными.

После песен все начинали играть. Одна из игр называлась «Бояр».

Поют «Бояре, а мы к вам пришли».

Юноши: Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Девушки: Бояре, а зачем вы к нам пришли,

Молодые, а зачем вы к нам пришли?

Юноши: Бояре, мы невесту выбирать!

Девушки: Бояре, а какая вам мила?

Юноши: Бояре, а вот эта нам мила

Девушки: Бояре, она дурочка у нас.

Юноши: Бояре, мы ей пряничка дадим.

Девушки: Бояре, у ней зубки болят.

Юноши: Бояре, мы ей плеточки дадим.

Девушки: Бояре, она плеточки боится.

Юноши: Бояре, мы вам выкуп дадим.

Девушки: Бояре, забирайте ее тогда.

Вместе: Бояре, мы теперь родня.

Все вставали в два ручейка.

Пошел колос на ниву.

Уродилась рожь густа,

Колосиста, умолиста,

Из ста зерен по четыреста.

Из колоса осьмина, из зерен-то коврига,

Из полузерна-то пирог.

Две девушки ходили под руками и из решета бросали в разные стороны зерна.

Рядом с белою березкою

Встанем дружно мы опять

И кадриль родную, Мстерскую,

Будем дружно танцевать.

Затем все танцевали «Кадриль» и пели частушки.

Так же в Троицкую субботу по селам и по погостам сходились мужи и жены на жальниках(1) и плакались по гробам(2) с великим кричанием. А когда начинали играть скоморохи, гудци и прегудницы, они же, переставали плакать, начинали скакать и плясать, и в долони (3) бить и песни сатанинские петь, на тех же жальниках обманщики и мошенники. И о том ответ. Всем священникам по всем градам и по селам, чтобы детей своих духовных наказывали и поучали: в кое время родителей своих поминают, и они бы нищих поили и кормили по своей силе, а скоморохам и гудцам и всяким глумцам запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли родителей поминают, православных хрестьян не смущали и не прельщали теми бесовскими своими играми.

Из книги В. А. Панкова я узнала о том, в какие игры и забавы играли раньше ребята моего села. Осенью мальчишки катались по льду на деревянных коньках с подрезами из проволоки. С наступлением холодов ловили синичек. В избах было величайшее множество тараканов. Летом их травили, но отрава мало на них действовала. Старушки просили ребятишек пустить в дом синичку, а за это одаривали их пирогами из ржаной муки с начинкой из картошки, грибов или пшенной кашей. Бывало, что праздник « Синички» растягивался недели две. Бывало, что и это не помогало избавиться от назойливых насекомых, тогда в рождественские морозы открывали двери и промораживали избу один-два дня, укрыв в подполе картофель.

Зимой катались на самодельных лыжах, на старых лукошках, решетах, лыжинах из-под плуга, на которые намораживали снег, смешанный с соломой или навозом, чтобы скользить по снегу на Синильной горе у церкви.

Перед Рождеством и Крещением юноши ходили с девушками ряжеными с шутками, песнями, а также гадали.

Весной для детей пекли жаворонки, а потом кресты, в один из которых запекали денежку на счастье. На первых проталинах играли в чиж, бабки, а когда сходил снег, в салки, чехарду. Устраивали во дворах качели, на улице делали карусели, катались на колесе. Это были детские повседневные игры.

На детский праздник Ярила дети обливали друг друга водой из кружек, чайников, кувшинов, сикалок и даже ведер.

В этот праздник не прочь принять участие были и юноши. Они подстерегали девушек, хватали и несли к водоему, раскачивали и бросали в воду.

Мальчишки катались летом в барабанах, в которых отминали зайчину и выбивали со шкур мучную пыль. Барабанов в селе было 8; ребята делали это украдкой от взрослых.

Еще летом катались с горы на обмолоченных снопах, как на салазках. Расширяли верхнюю часть снопа, где колосья, садились на них верхом, обнимали руками основание снопа, прижимали к груди и катились вниз по травянистой поверхности горы.

В ветреные дни запускали разных видов змеев. Да еще много других игр было.

Взрослые не очень бранили детей за пустяшные шалости и игры. В половодье взрослые не прочь пустить на глазах детей горящий сноп по воде. Взрослые знали, что игры развивают силу, ловкость, смекалку, находчивость, терпенье, честность – все те качества, которые так нужны человеку в жизни.

Изучая эту тему, я узнала много интересных традиций, обрядов, игр, забав и рецептов приготовления пищи жителями своего села. Мне было очень интересно работать с литературой выходящей за школьный курс изучения истории и краеведения. Во время написания этой работы я обращалась к историческим книгам, материалам нашего школьного музея, беседовала с пожилыми жителями села Кирилловка.

В наше время, когда собрано слишком достаточно разных сведений о нашей старине для пояснения жизни и характера наших предков, эти новые исторические открытия, уясняют многое для всех, кому нужны бытовые сведения, например: историческим художникам, драматическим, историческим писателям, реставраторам и многим другим¸ особенно со смешанным населением (русские, мордва, татары ) поскольку разные культурные обычаи отображались на повседневной жизни населения.

Очень жаль, что в последнее время много традиций утратили свою значимость, потерялись во времени. Но сейчас интерес к ним начинает возрождаться. Очень хочется, чтобы все это не стало модой, не потеряло свою историческую духовную важность, а стало частью нашей жизни. Именно с этой целью я обратилась к этой теме, чтобы более глубоко изучить, понять ее и донести важность этих традиций своим сверстникам. Тем более что в нашем селе традиции связанные со многими праздниками и христианскими и языческими, которые слились воедино с течением времени, до сих пор бытуют и развиваются. Особенно в нашем селе преобладает почитание христианского праздника Святой Троицы. Хотя у нас в селе есть много национальностей, но они этот праздник отмечают все.

Что приготовить к обрядовому столу?

С незапамятных времен на Руси ни одна трапеза не обходилась без пирогов. Слово «пирог» произошло от древнерусского «пир» - пиршество, и на всех языках мира это слово звучит одинаково- по-русски- «пирог».

Чрезвычайно богат и разнообразен веками складывающийся ассортимент пирогов. Их готовили с мясом, рыбой, мозгами, яйцами, кашей, горохом, репой, луком, картофелем, капустой, морковью, солеными огурцами, грибами, маком, яблоками, ягодами (малиной, брусникой, черникой, черемухой), курагой, творогом, щавелем, ревенем. Выпекали пироги с дикорастущими травами (заячьей капустой), с использованием пряной зелени, укропа. В качестве начинок применяли зайчатину, пернатую дичь, куриное мясо. Пословица гласит: «В хлеб да в пирог все завернешь».

Разнообразны пироги не только по вкусу, но и по форме: открытые, закрытые, кулебяки, расстегаи, курники, калачи, колобки, шанежки, саечки, ватрушки и т. д.

Незабываем с детства ни с чем не сравнимый аромат домашних пирожков, создающий в доме уют, праздничное настроение, ожидание чуда. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Поэтому мечта каждой хозяйки- овладеть искусством приготовления пирогов.

Приготовление теста

Пироги можно приготовить из дрожжевого, кислого, пресного, слоеного или песочного теста. Общепризнано, что самым вкусными являются пироги из дрожжевого теста.

Рецептура дрожжевого теста:

Дрожжи свежие-30-50 г.

Молоко-0,5 л.

Маргарин-250 г.

Сахар-2-3 ст. л.

Соль по вкусу( на кончике ножа)

Растительное масло-1-1,5 ст. л.

Мука пшеничная высшего сорта-700-800 г.

Замес теста.

В небольшое количестве жидкости( молоко или вода), взятой для приготовления теста, развести дрожжи, добавить 1- 1,5 ч. л. сахара и поставить в теплое место. Маргарин нарезать кусочками и растопить в большой кастрюле (на 4-5 л). В маргарин добавить 2 ст. л. Сахара, немного соли и помешать круговыми движениями, слегка охладить, добавляя оставшееся молоко. В кастрюлю через сито просеять муку, осторожно вылить дрожжи, аккуратно перемешать их с мукой, не давая соприкасаться с растопленным жиром, замесить тесто.

Замешанное тесто должно быть легким, пышным, «живым», его едва можно удержать в руках, оно почти течет и имеет консистенцию густой сметаны. За время брожения и обминки вследствие механического воздействия продолжается набухание белков, упрочение клейковинных связей, и тесто из текучего постепенно превращается в эластичное, упругое, мягкое и не липнущее к рукам.

Брожение теста

Размешанное тесто посыпать сверху мукой, прикрыть холщовой салфеткой или полотенцем и поставить в теплом помещении для брожения. Если в помещении прохладно, то кастрюлю с тестом надо укрыть чем-либо теплым.

Обминка теста

Первую обминку теста проводят через 1-1,5 часа брожения, вторую – через 1-1,5 часа после первой обминки и сразу выкладывают на стол для формирования.

Формирование теста

Использование разнообразных начинок в сочетании с различными способами формирования и оформления создает то обилие, которым всегда отличался хлебосольный русский стол. Форма зависит от его назначения.

Ватрушка

Из жгута теста нарезать куски равного размера, закатать шарики швом вниз, уложить на смазанный жиром противень и оставить для расстойки на 15- 20 минут, после чего в центре шарика сделать углубление стаканом. Углубление заполнить начинкой. Края ватрушки смазать яйцом или лучше желтком.

Закрытый пирог.

Раскатать тесто слоем 1 см. Навернув тесто на скалку, перенести его на противень, выровнять ножом края, положить ровным слоем начинку, покрыть верхним слоем теста, защипать края и аккуратно подогнуть шов вниз. Оставить на 15- 20 минут для расстойки, после чего смазать поверхность пирога желтком, наколоть вилкой и выпекать при температуре 210- 220 градусов.

Расстегаи.

Расстегаи имеют круглую форму с открытой серединой.

Начинка для пирогов.

Фарш мясной.

Говядина 1000 г. , лук репчатый- 1 шт. , яйца – 2 шт. , масло сливочное – 2 ст. ложки, соль. Перец и зелень по вкусу.

Мясо отварить до готовности, вынуть из бульона, охладить, пропустить через мясорубку или порубить на мелкие кусочки, добавить крутые рубленые яйца, пассированный лук, бульон, перец, соль, зелень петрушки и перемешать.

Фарш морковный.

Морковь -1 кг. , яйца – 3-4 шт. , маргарин или масло – 3-4 ст. ложки, соль и сахар по вкусу.

Очищенную морковь натереть на крупной терке, положить в сотейник или глубокую сковородку, добавить масла, немного воды, припустить. Готовую морковь перемешать с солью, сахаром и рублеными яйцами.

Начинка из яблок.

Яблоки – 1 кг. , сахар – 300 г. , корица молотая – 5 г.

Яблоки промыть, очистить, нарезать ломтиками. Положить яблоки в посуду, добавить сахар, сливочное масло, немного воды и припустить.

Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?

Пшеничная или гречневая мука – 2 стакана, яйцо – 1 шт. , молоко – 2 стакана, сахар – 1 ст. л. , сливочное масло или маргарин -20 г. , соль – 0, 5 чайной ложки, дрожжи – 20 г. Выход 10-12 шт. по 50 г. Муку пшеничную и гречневую можно брать в равных частях по 1 стакану.

Блины готовят из дрожжевого теста. В теплом молоке растворяют дрожжи, сахар и добавляют муку и яйца. Тесто перемешивают до однородной массы, вводят растопленный жир и снова перемешивают. После этого тесто оставляют на 3- 4 часа в теплом месте и, когда оно поднимется, солят и вливают оставшееся горячее молоко. Хорошо перемешивают и дают тесту вновь подняться.

При замесе в тесто можно добавить пюре из репы, моркови, яблок, вишен и др. Блины выпекают на хорошо нагретых сковородках, смазанных жиром, с двух сторон. Подают блины с маслом, сметаной, икрой, сельдью и др.

Словарь древнерусских слов

1. Жальники- кладбища

2. Гробы- могилы

3. Долони - ладони

4. Белец- священнослужитель

5. Волосник- женский головной убор

6. Глаголы- речи, слова

7. Говейно- пост

8. Дебри- ущелья

9. Ельцы- разного вида фигурное печенье

10. Жур- жидкая похлебка

11. Заспа- ячневая или овсяная крупа, служившая для заправки супа

12. Зобанец- жидкая гороховая похлебка

13. Котломы- сдобное печенье

14- Кроено- лакомства, которые раздавались на свадьбе

15. Кружок- рыба, нарезанная кусками

16. Кутья- ритуальное блюдо из зерен пшеницы и мака с медом

17. Скоромное- жирное

18. Сочиво- похлебка

19. Стапешки- жаренные в масле ломтики калача

20. Сыр- творог

21. Сыта- заведенный на солоде мед

22. Шишки- сладкие булочки или печенье круглой форм

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)