Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тропинками в Святую Русь. Воспоминания об экспедиции «Святыни родного края»

Определение жизненной позиции каждого человека очень важно в современной жизни. Мировоззрение, убеждение, вера – самые главные составляющие духовного мира человека. Они – плод напряженного поиска, порой на протяжении всей жизни. И только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами.

К сожалению, многие поколения русских людей - наши прадеды, деды и даже наши родители были, долгое время, практически лишены возможности прикосновения к высокому духовному миру Святой Руси, ее главному богатству – православной вере. Ведь именно в ней и заключается секрет могучей внутренней силы русского народа, секрет его непобедимости в многочисленных войнах, секрет его стойкости и несломленности в самых сложных и трудных обстоятельствах.

О русском благочестии писали многие отечественные и иностранные писатели и путешественники. Известный немецкий писатель Эрнст Мориц Арндт так отзывался в 1812 г. о жителях Петербурга: «Я поистине дивился лицам молящихся в церквах и на улицах, когда раздавался утренний или вечерний звон. Как все останавливалось и складывало руки, как все смотрело глубоко, словно заглядывало в небо и в самого себя, словно внезапно переносилось из веселости предыдущей минуты, из суеты житейской в иной мир, словно ударил гром и приковал всех к месту, где только что все беззаботно двигались и шумели! Ты чувствуешь, что в этом народе есть нутро, есть твердая неразрушимая сущность».

Русский взгляд на мир веками основывался на православной идее добра, правды, любви к Богу. Россия испокон веков держалась и строилась памятью о Боге.

Однако настал XX век – век материализма, век отрицания и гонений на веру, век многочисленных ошибок и заблуждений человека в его неуемном стремлении возомнить себя хозяином вселенной. Свидетельства этому – тысячи разрушенных и разграбленных храмов, исчезнувшие с лица земли святыни. Годы советской власти стали трагической страницей в истории Русской Православной церкви: объявив войну религии только в 60-е гг было закрыто по разным оценкам от 10 до 15 тысяч храмов, а ведь до этого были еще и 20-е; 30-е гг. В закрытых храмах устраивали зернохранилища, клубы, мастерские, а потом обветшавшие здания взрывали.

Церкви - то наши – мученицы! – так сказал Василий Ефимович Бесчастнов, старожил с. Хрущево, ветеран Великой Отечественной войны, рассказывая нам о судьбе хрущевского храма в 30-е гг.

К чему приводит такое отношение к главному в жизни, мы прекрасно видим сегодня. Современное общество живет в эпохе воинствующего зла, вражды, непослушания и непримиримости.

«С потерей прежних ценностей русский человек полегчал, а войти в Вечную Россию, где курс на истину не меняется, часто недостает еще ни духа, ни воли, ни зрения. Вечная Россия, в которой неугасимой свечой теплится Святая Русь, не может, подобно власти, вздымать свой призывный голос с помощью технических и материальных средств. Она лишь указывает на тихие могилы наших великих предков, повторяет в поучение их знаменитые слова и сладостно тревожит колокольным звоном» - так пишет Валентин Распутин в одной из своих статей.

Понять и войти в Вечную Россию можно, но лишь глубоко проникнув в ее сердце, а оно, несомненно, связано с православной верой. Стать достойными Вечной России, можно, но, лишь глубоко соприкоснувшись с ее главными святынями, а это, несомненно, святыни и святые православного мира.

Вот именно с этой целью прикосновения и приобщения школьников и молодежи к духовному миру России, ее истории, традициям, сохранения и постепенного возвращения их в сегодняшнюю жизнь уже второй год в нашем районе реализуется проект «Святыни родного края». Походы, летние и зимние краеведческие лагеря, экспедиции, однодневные поездки помогают его участникам всей душой прочувствовать то, что еще сохранила Русская земля, пройти по ее дорогам, руками прикоснуться к безмолвным свидетелям ее истории, воочию увидеть следы прошлого в настоящем. Один из самых интересных моментов нашего проекта учебно-исследовательская краеведческая экспедиция, цель которой, прежде всего сбор материалов, изучение и воссоздание истории разрушенных в советское время храмов и поиск сохранившихся на территории нашего района помещичьих усадеб. Воспоминаниями об участии в этой экспедиции я и хочу с вами поделиться.

Мое участие в ней началось еще задолго до начала самой поездки, когда мне пришлось помогать маме Ефимушкиной Марине Евгеньевне, автору проекта «Святыни родного края» вести поиск объектов для экспедиции, подробно изучая труд П. И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» и не выпуская из рук карту Тульской области. Надо сказать, что труд этот совсем нелегкий, поскольку Ленинский район правоприемник Тульского уезда, а он в свою очередь занимал площадь современных Ленинского, части Ясногорского, Веневского, Дубенского районов, и выделить населенные пункты именно нашего района было довольно сложно, кроме того, многих сел и деревень уже попросту не существует. Результатом этой кропотливой, но увлекательной работы был полный перечень всех населенных пунктов нашего района, в которых когда-то были православные храмы. Тульский край действительно земля православная и подтверждением этому служит число храмов, действовавших когда-то на территории только нашего района. Как оказалось, их было более пятидесяти. Больше всего среди них было храмов, посвященных Святителю Николаю Чудотворцу. Все храмы мы разделили на три части, ведь объехать за 4 – 8 дней все объекты так, чтобы иметь возможность их подробно изучить и собрать как можно больше интересующих нас сведений просто невозможно. Мы решили, что будем осуществлять наш проект в течение 3-х лет. Подготовительный этап экспедиции включал также занятия по православной культуре, краеведению, занятия с сотрудником музейного комплекса «Тульский некрополь» Р. Кляниным. Они необходимы были чтобы в ходе экспедиции выполнить исследования по мини-проекту «Красный угол в избе русского крестьянина» и изучить сельские погосты, почти всегда расположенные рядом с храмами.

Началось наше первое путешествие 19 августа 2006 г. в с. Богучарово в великий двунадесятый праздник Преображения Господня. И, наверное, неслучайно, ведь практическая часть экспедиции пришлась как раз на вторую половину Успенского поста. Именно в это время русские люди трудились над воспитанием, деланием, преображением своей души, совершали паломнические поездки, читали духовную литературу, посещали больных, старых, немощных людей, помогали им. Наша деятельность была близка к этому. Как и паломники, когда-то на Руси мы совершали наше путешествие с котомками за плечами, посохом, ночуя зачастую в степи под открытым небом и удивляясь мириадам звезд, рассыпанным ночью по небосводу, этому поистине сказочному творению Божьему.

В течение недели с 19 по 27 августа шла кропотливая, насыщенная работа. Каждый из участников попробовал себя в роли историка, археолога, искусствоведа, журналиста. Ребята, особенно мы мальчишки, с увлечением работали, расчищая территорию храмов, вырубая деревья. Девочкам больше нравилось собирать сведения по истории храмов беседовать с местными жителями, составлять схемы, делать зарисовки зданий разрушенных храмов, уцелевших фрагментов настенной росписи. Незабываемые впечатления у участников нашей поездки оставило посещение действующих храмов в селах Богучарово и Алешня, беседы с настоятелем Свято-Сретенского храма о. Сергием Дульневым и настоятелем Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы о. Александром. Все мы присутствовали на праздничном богослужении Преображения Господня (19 августа), в этот день освящают фрукты и яблоки, побывали на колокольне, где звонари Константин, Павел и Арсений рассказали нам о колоколах и колокольном звоне, даже предоставили возможность попробовать самим звонить. В Алешне (храму во имя Покрова Пресвятой Богородицы исполнилось 250 лет) все мы после беседы с О. Александром сами стали непосредственными участниками малого церковного богослужения – Молебна о путешествующих, чтения Акафиста иконе Покрова Пресвятой Богородицы, панихиды о храмоздателях и благоукрасителях тех храмов нашего района, которые мы посетили.

Впечатления, наблюдения, переживания, информация, полученные в ходе поездки, стали основой для дальнейшей деятельности на третьем, исследовательском этапе экспедиции, содержанием которого стали обобщение, систематизация и оформление материалов. По итогам первого года экспедиции были написаны интересные исследовательские работы по истории Свято-Покровского храма в с. Алешня, Свято-Рождественского храма в с. Обидимо, усадьбы Александрова в с. Пятницкое. Материалы экспедиции были использованы при написании исследовательских работ по истории храмов Преображения Господня в с. Юрьево и Рождества Пресвятой Богородицы в с. Кишкино, о которых вы еще сегодня услышите. Вот она живая история, и я очень рад, что являюсь непосредственным участником воссоздания истории своей малой Родины.

Почему именно с храмов мы говорим о любви к Родине? Наверное, потому, что это самое главное. Это наша вера, это подлинные ценности, это духовный стержень русского человека, основа всех его нравственных ориентиров и это то Вечное, что не меняется, оставаясь опорой всей нашей жизни. Если вы посмотрите на изображения, символизирующие Россию, создаваемые иностранцами, везде увидите храм, практически нет картин или фотографий без храма.

Кстати о вечном. В селе Беломутово нашего района стоит церквушка во имя Успения Божией Матери, памятник архитектуры конца XVII в. , а может быть и более раннего времени. Стоит вот уже 300 с лишним лет. В середине XIX в. по ветхости храма приход закрыли и люди ходили на службы в церковь соседнего села Расино, но затем по просьбе жителей приход вновь открылся, храм был укреплен и вот до сих пор стоит, как часовой на посту. А вот многоквартирный дом, в котором я живу, построенный в 70 е гг. , уже сейчас признан аварийным. Это к вопросу о Вечном.

«Многочисленные церкви являлись не только местом молитвы наших благочестивых предков, но и своего рода историческими вехами – ориентирами всей культурно-исторической жизни », - так пишет в своей книге «Страницы минувшего» протоиерей Р. Р. Лозинский.

Архитектурные памятники прошлого требуют особого подхода к себе и бережного, внимательного изучения и сохранения. Это не только здания, стоящие на балансе местной администрации, или даже попросту брошенные. Кроме видимой материальной ценности храмы несут иное содержание.

Храм – обитель Духа Святого, там человек приобщается к святому и вечному.

А знаете ли вы, что каждому храму с момента его освящения, как и человеку с момента его Крещения дается Господом Ангел-Хранитель, который остается в храме навечно и даже если не идут в церкви богослужения, даже если осталась груда кирпичей от здания церкви Ангел-Хранитель всегда в храме или в том месте, где он когда-то стоял. А посему обидно и больно было видеть то, что сотворили и продолжают творить со многими разрушенными недействующими храмами люди по своему недомыслию, неразумию, не знанию. Ведь Храм – дом Божий и он продолжает им оставаться всегда. Как можно поднять руку на святое? Впрочем, мы видели следы таких поступков: это и пулевые отверстия в стенах на иконописных ликах святых, и различные надписи и многое другое, о чем даже говорить не хочется. Правда, судьба этих людей страшная, как нам рассказывали мало, кто из них умер своей смертью, или же были наказаны болезнями.

Когда в Свято-Преображенском храме в с. Кобелево нам рассказали об Ангеле-Хранителе храма, мы захотели прочесть краткие молитвы – Серафимово правило. Ведь в храме должны звучать молитвы. Он для этого создан, для общей молитвы. Решили, что будем в каждом уцелевшем храме так делать. Иногда это было осуществить довольно непросто. В одном из храмов в п. Ленинский, что рядом с пожарной частью настолько постарались надругаться над святыней, те, кто там побывал, что мы стояли молча с ребятами и думали, а можно ли в таком окружении читать молитву.

Однако там, где нам удалось выполнить задуманное наши старания нашли яркий замечательный отклик. В с. Барыково после того, как храм был исследован, описан и сфотографирован мы тоже прочитали Серафимово правило. После этого сразу в автобус и дольше в путь, но не успели мы отъехать от храма, как в автобусе поднялся радостный гомон - РАДУГА, да не простая - тройная! Вот и думайте, когда она появилась. Радуга, или как ее еще в деревнях называли крестьяне РАЙДУГА, встречала и провожала нас возле храмов трижды. Особенно запомнился Свято-Успенский храм в с. Беломутово, о котором я уже говорил. Радуга перекинулась через храм прямо на наших глазах. Это было незабываемое торжественное зрелище. А еще в этом храме в сохранившемся каркасе от иконостаса живет голубь – птица Божия. Наш художник Орловская В. С. так и изобразила Свято-Успенскую церковь, а над ней радугу и летящего голубка.

В экспедиции было много моментов, которые заставляли нас удивляться.

Еще планируя экспедицию и составляя маршрут мы старались учитывать посвящение храмов, чтобы иметь возможность быть в них в престольный праздник, но как то за массой рутинных дел это намерение ушло, отступило на второй план.

Первый день экспедиции, как я думаю и начало любого дела, был трудным, суетным, масса впечатлений, информации. Усталость, гроза и проливной дождь не дали возможности как следует осмотреть и познакомиться с храмом в с. Кобелево, да и поздно уже было, поэтому всю работу по изучению храма и остатков сохранившейся усадьбы генерала Кокошкина мы отложили до утра. Каково же было наше удивление, когда по дороге в деревню Липки, куда мы направлялись из Кобелево чтобы опросить местных жителей и знакомясь с историей храма по книге Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» мы обнаружили, что приехали к храму во имя Преображения Господня в престольный праздник. Поистине неисповедимы пути Господни!

А какая же экспедиция без открытий?

Мы уезжали из Ленинского и накануне долго пытались найти на карте с. Семеновское, упоминаемое в книге П. Малицкого с каменною церковью, но так и не удалось обнаружить его. А вот уже в экспедиции, беседуя с жителями д. Ионино, с. Пятницкое, пос. Ленинский выяснили местоположение кладбища – все что осталось от когда-то большого села Семеновское с каменною церковью, почти также было обнаружено и село Николо-Зарытово, что именуется теперь пос. Вечерняя Заря.

А в селе Медведки ребята, взобравшись на верхнюю часть разрушенного храма, заметили интересный памятник, совсем недалеко от церкви, почти полностью засыпанный землей. Так удалось обнаружить нам и очистить от земли саркофаг титулованного советника Федора Андреевича Прохорова, скончавшегося в 1849 г. Позже, знакомясь в библиотеке с материалами по истории сел и деревень нашего района мне удалось обнаружить, что с. Медведки было одним из самых известных и крупных поместий Алексинского уезда в XIX в и связано оно с именем героев Отечественной войны 1812 г. генералов Вельяминовых.

Открытием для нас была и усадьба помещика А. А. Александрова, которая по своим масштабам, как нам показалось, намного больше имения гр. Л. Н. Толстого. Интересно было обходить сохранившиеся хозяйственные постройки (скотные дворы, пекарню, конюшни, каретные и т. д. ) Сам барский дом, сохранившийся в центре усадьбы, представляет собой замечательный образец провинциальной архитектуры, украшенный интереснейшим орнаментом. Владелец усадьбы был в свое время депутатом Тульской городской Думы. Много об истории этого села, усадьбы, храма во имя св. мч. Параскевы поведали нам местные жители. От них узнали мы многое и о традициях празднования в нашей местности престольных праздников, Пасхи, Рождества Христова, Троицы и др.

Обнаружили мы и остатки барской усадьбы в с. Варфоломеево с маленьким живописным уголком, недалеко от барского дома. Как нам рассказал местный житель маленький искусственный прудик абсолютно правильной круглой формы с островком посередине, где сейчас растут три огромные лозины, был когда-то излюбленным местом отдыха хозяев дома, чьи имена и фамилию нам еще предстоит узнать, работая с архивными материалами. Известно пока лишь, что жила там семья помещиков – супруги, детей они не имели и пожертвовали значительную сумму денег на строительство храма во имя святого пророка Илии.

А в деревне Георгиево (Егорьево) еще накануне экспедиции мы тоже обнаружили хорошо сохранившиеся остатки барской усадьбы (господский дом, пруд, часть хозяйственных построек). Однако отправляясь в поездку мы не знали кому принадлежало поместье. Баба Нюра, жительница деревни, поведала нам что барин, а может сын его, приезжал в родное поместье уже в советское время после войны. Обошел усадьбу, постоял возле родного дома, на месте где когда-то стояла замечательная красивая церковь во имя Св. вмч. Георгия Победоносца с особо чтимой иконой Божией Матери, поклонился расстроенный и ушел. Секрет фамилии его раскрыла нам 80-летняя жительница с. Коптево Сама она родом из деревеньки Янчерево, что относилась к приходу Георгиевского храма. Она то и сказала нам, что помещиками в Георгиево были Мясоедовы, а уж имена владельцев можно будет найти только в архиве.

Совсем недалеко от г. Тулы, на границе Ленинского и Киреевского районов находится с. Сергиевское, что на р. Упе. Известно оно нашим тульским краеведам как родовое имение Языковых, чей дом, сохранившийся с тех далеких времен относится к охраняемым государством памятникам архитектуры. Однако речь не о нем. Мало кто теперь знает, что когда-то рядом с барским домом был храм во имя Св. Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, построенный еще в середине XVIII в. От него, как мы предполагали, на сегодняшний день практически ничего не сохранилось. Однако беседуя с одним из местных жителей – учителем географии Дорогановым Олегом Александровичем, об истории и судьбе храма в советское время, мы увидели перед собой закладную доску. На ней сказано, что сей храм, построен в 1735 г. и указано на чьи средства осуществлялось строительство. Оказывается, Олег Александрович постоянно ведет раскопки вокруг усадьбы и храма, собирает по крупицам историю этих мест, запоминает и записывает все, что рассказывают ему знакомые односельчане и все что имеет отношение к истории нашей малой Родины.

За время нашей экспедиции нам удалось встретиться со многими интересными людьми. Устали конечно и взрослые и мы ребята, и может быть даже не столько физически, сколько от избытка интересной информации. Нас как будто бы ждали, чтобы передать главное сокровище, то, что является основой духовной силы русского человека. Увлеченность была такая, что даже художник наш Орловская Валентина Степановна, рисуя вид барского дома и пруда в с. Георгиево не заметила, как ногу облепили муравьи.

Невероятно увлекательно было и нам, особенно мальчишкам, раскапывать интересные памятники, обнаруженные нами на сельских погостах, взбираться на уцелевшие колокольни и верхние ярусы храмов, чтобы сделать замечательные снимки и обследовать территорию, за что не раз попадало от наших руководителей, интересно было расчищать и обнаруженную уцелевшей под 50см. слоем удобрений солею с амвоном с полностью сохранившимся напольным покрытием – декоративной плиткой производства Харьков – товарищество Берменгейм в Свято-Вознесенском храме с. Медведки, расчищать территорию храмов, вырубая деревья и убирая мусор. А самое главное по крупицам воссоздавать нашу историю, свои корни, себя самих. Ведь как сказал наш великий земляк Алексей Степанович Хомяков «Человек находит в ЦЕРКВИ самого себя».

Завершилось наше первое путешествие паломнической поездкой участников экспедиции в село Архангельское Ленинского района на источник во имя Св. Архистратига Михаила. Рассказ о святых источниках России и Тульского края, чтение Акафиста Святому Архистратигу Михаилу, омовение в источнике помогли участникам экспедиции сбросить усталость, накопившуюся за время поездки, восстановить душевное равновесие, поскольку прикосновение к живой истории всегда волнующе.

Русский философ Иван Ильин писал в начале XX в. :

«Мы должны восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия ее не воссоздать. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него».

Нас последнее время так активно приглашают осваивать окружающий мир, изучать культуру соседних народов. Но как возможно открывать для себя незнакомое внешнее, если ты не знаешь кто ты, откуда и зачем ты в этом мире, не знаешь своих корней?

Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего, или из ничего невозможно. Такой крепкой опорой может быть только родная земля, ее история, традиции предков.

Поэтому сегодня настало время познакомиться с родной культурой, заглянуть и окунуться в свою историю, познать себя самих. Приглашаем и вас, всех кто пожелает, принять участие в наших экспедициях. Мы будем очень рады, если вы примите наше приглашение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)