Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Альбом "Наш земляк"

Задача любой школы состоит в воспитании всесторонне развитой личности, способной самостоятельно добывать знания, самоопределяться в любых жизненных ситуациях; воспитание человека с большой буквы, соответствующего всем моральным качествам.

В нашей школе в 1985 году создан «Музей боевой и трудовой славы». Веду классное руководство 22 года, одним из направлений в воспитательной работе классов считаю сотрудничество со школьным музеем.

Музей работает по 3 направлениям:

1. Документы по истории с. Новое Серёжкино.

2. Быт чувашей с конца 19 века.

3. Великая Отечественная война.

Совет музея разрабатывает план работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками сельского хозяйства, деятелями науки и культуры, искусства; осуществляет подготовку лекторов и экскурсоводов.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско–патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащихся практическими навыками поисков, исследовательской деятельности.

Музей постоянно ведет поисково–исследовательскую деятельность с детьми и взрослыми, взаимодействует с музеями родного края. Собран богатый материал экспозиций и экспонатов учениками прошлых лет и советом музея в разделе «История с. Новое Сережкино» определены две серии: а) Серия «Документы по истории села»; б) Серия «Наши земляки». Разработаны и оформлены альбомы в ходе внеклассной воспитательной работы и на занятиях кружка «Краеведение».

Меня и мой класс заинтересовала экспозиция из серии «Наши земляки». Музей проводил встречи с выдающимися людьми, выходцами из нашего села. Встречи были полезны детям, интересны. Оформил альбом о 4-хкратном чемпионе Европы и 6-кратном чемпионе мира по спортивной радиопеленгации «Семенов Николай Михайлович» и была проведена с ним встреча на общешкольном классном часе.

Семёнов Н. М. - образец правильно сформированной личности, во главу угла ставящий здоровый образ жизни. Встреча с ним была незабываемой и полезной.

Таких альбомов много. Когда знакомишься с ними, узнаешь о наших земляках, которые в жизни многого добились, они и ныне живы, работают, добиваются высоких результатов в труде и в учебе. У учащихся воспитывается чувство гордости за свою малую родину и земляков.

Так уместны здесь стихи заместителя директора по внеклассной работе Саушкиной А. А. :

Должны мы знать свои истоки,

И пусть мы - маленький народ.

И в нас бегут живые соки

И сердце гордое живет.

Основную роль в создании альбомов о земляках играет наш зам. директора по ВВР и руководитель музея Саушкина А. А. Она сама личность незаурядная и неординарная. По профессии Антонида Александровна учитель русского языка и литературы, пишет прекрасные стихи, как на русском, так и на родном чувашском языке. Именно она и смогла своей работой, вкладом в жизнь музея заинтересовать мой класс серией «Наши земляки», и мой ученик Кондратьев Дима изъявил желание помочь в создании альбома «Наш земляк - Емельянов Алексей Николаевич».

Саушкина А. А. познакомила нас с ним, передала переписку «Емельяновым А. Н. ». Я как классный руководитель помогла ученику в исследовательской творческой работе.

Кириллова И. А. , классный руководитель 9 класса.

Предисловие

Меня зовут Дима, я учусь в 9 классе Ново -Серёжкинской средней школе. В школе действует музей боевой и трудовой славы. Наш класс - частый посетитель музея. Меня заинтересовали экспозиции и альбомы из серии: «Наши земляки». Оказалось, что у нас много знаменитых земляков: академик, доктор философских наук, житель города Москва Смольков В. Г. ; житель г. Москва Ильин Г. В. и многие другие.

При проведении одной из экскурсий в музее нашему классу поведали ещё об одном знаменитом уроженце нашего села, о кандидате технических наук, изобретателе Емельянове Алексее Николаевиче, жителе г. Салавата.

Оказалось, что альбома о нём ещё нет, но есть его переписка, документы и вся информация о его жизни, начиная с детства и до сих пор. Емельянов А. Н. , мне кажется, может служить примером для подражания в плане воспитания трудолюбия, целеустремленности, стремления к знаниям. У меня появилось огромное желание внести свою лепту в работу музея, и я решил досконально проанализировать эту документацию и обработать в компьютерном варианте, оформить для музея альбом, чтобы и другие учащиеся заинтересовались этим направлением работы. Материалы «Автобиография» и «Мои воспоминания» даны без изменения, от лица Емельянова А. Н.

Автобиография

Я, Емельянов Алексей Николаевич, сын чувашского народа , родился 28 марта 1931 года в деревне Ново – Серёжкино , Лениногорского района Татарской АССР в семье крестьянина.

В 1939 – 47 гг. учился в Ново – Серёжкинской неполной средней школе, то есть в семилетке.

В 1947 – 50 гг. учился в Туарминской средней школе Шенталинского района Самарской области.

В 1950 – 55 гг. учился в Уфимском нефтяном институте на технологическом факультете, получил специальность инженера– технолога по переработке нефти и газа.

В 1955 – 60 гг. работал на ордена Ленина Уфимском нефтеперерабатывающем заводе установки каталитического крекинга старшим инженером цеха и начальником очистных сооружений. Одновременно с работой в 1958 – 60 гг. учился в вечернем Университете Марксизма – Ленинизма при Уфимском комитете партии на экономическом отделении и закончил с отличием.

В 1960 – 66 гг. работал на Уфимском заводе синтетического спирта сменным начальником производства группы спиртов первой очереди, куда входили : парк хранения жидких углеводородных газов, установка сероочистки газов и серополучения, пиролиз, компрессия, КТФ, газоразделение на этан – этиленовый и пропан – пропиленовый фракции, тонкая очистка этилена, гидратации ( где получается спирт из газа ) и ректификации ; начальник лаборатории по научной организации труда – НОТ.

В 1966 – 69 гг. учился в очной аспирантуре при Уфимском нефтяном институте, причём последние два года аспирантуры одновременно с учёбой работал на полставке младшим научным сотрудником, принимал участие в подготовке инженеров, то есть руководил дипломным проектированием студентов. Одна работа, выполненная под моим руководством, была послана на Всесоюзный конкурс на лучшую научную студенческую работу, и студент получил серебряную медаль, а меня наградили, как руководителя, грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Свою диссертационную работу представил к защите раньше срока окончания, защитил ее 5 февраля 1970 г. , получил ученую степень кандидата технических наук.

С 1 марта 1970 г. по 1988 г. работал на Салаватском вечернем факультете Уфимского нефтяного института (затем он стал филиалом УНИ), ст. преподавателем, и. о. доцентом кафедры «Химическая технология переработки нефти и газа».

18 – го марта 1976 г. Ученый Совет Уфимского нефтяного института присвоил мне звание доцента и в этом звании ВАК утвердил 29 – го июня 1976 года.

С октября месяца 1988 года и до выхода на пенсию работал начальником института стекла.

Мои вспоминания

В Серёжкинской школе, как уже сказано, учился в 1939 – 47 гг. В первый класс тогда ходили с восьмилетнего возраста. Учился я до четвёртого класса хорошо, а в пятом классе кое- как, часто на занятия не ходил, даже по некоторым предметам не выставлялись четвертные отметки, так как по ним не был ни одного опроса. После зимних каникул совсем бросил учиться. Следующий учебный год вовсе не ходил в школу. Своё нежелание учиться мотивировал тем, что «хочу быть плотником или столяром». Я действительно прикладывал свои силы в этом направлении. Призвание плотника во мне наследственное, так как отец всю свою жизнь занимался плотничеством. Оконные рамы старой деревянной школы (где размещалась правление колхоза) были сделаны мною. В то время мне было 14 лет. Будучи ещё мальчиком, я научился делать деревянные колёса для телег. После приезда отца из армии его научил этому ремеслу. Это было большое событие не только в нашей семейной жизни, но и в колхозной, так как к моменту окончания войны в первой бригаде (их было четыре) остались всего четыре колеса, то есть на одну телегу. Эту телегу использовали в основном конюхи , а члены бригады могли пользоваться им только в свободное время от них. По-видимому, и в остальных трёх бригадах состояние колёс было ненамного лучше, чем в первой. Мой отец Емельянов Николай Иванович с бригадиром Матвеевым Василием при поддержке председателя колхоза организовали строительную бригаду. В её функцию входили: обеспечение колесами, санями и ремонты хозяйственных помещений, как в бригадах, так и на ферме колхоза.

Во время войны в летнее время в колхозе каждый год организовывали сенокосную бригаду, куда включали и меня отбивать косы и налаживать косовище.

Я справлялся с этой задачей хорошо, косари хвалили мою работу. Весной ходил бороновать, а в период уборки возил снопы к молотилке, иногда подавал их в машину. Эта работа была не из легких, особенно 13 – 14 летним мальчикам. Наши труды были оценены правительством не сразу, а гораздо позже подростки того времени (1930 – 31 гг. рождения) отнесены к труженикам трудового фронта в период войны. Я отношусь к этой категории людей. Имею правительственные награды: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941 – 45 гг. », «50 лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. ».

Шла Великая Отечественная война, по болезни демобилизовался Илья Васильевич Афанасьев, и он стал директором школы. Мы с ним часто встречались в бане.

Иногда речь заходила и обо мне. Он уговаривал меня снова пойти в школу, но мне не хотелось идти в 5 класс, попросился в 6 –ой. Меня приняли в 6 –ой класс с условиями, что за первую же четверть не будет ни одной плохой отметки. Конечно, я старался, плохих отметок не было не только за четверть, но и текущих. Меня окончательно оставили в 6-ом классе. 6 и 7 классы окончил хорошо, из четвертных не было ни одной удовлетворительной оценки. Хорошую основу в понимании предметов заложили наши учителя Львов Пётр Константинович (по математике, физике, черчению), Николай Яковлевич Васильев (по химии).

Я благодарен всем моим учителям за их труд и терпение.

Мой отец хотел, чтобы я продолжал учёбу, и в этом я находил моральную поддержку в Николае Яковлевиче.

Учёба могла продолжаться только в селе Туарма Шенталинского района, там была единственная средняя школа в нашей округе. Тогда ходила молва, что там очень жёсткие требования, и серёжкинские ученики не выдерживали этих требований, потому что они имели слабые знания. Действительно, некоторые ребята устраивались учиться в Туарме, но через некоторое время бросали. Эти факты и молва, конечно, пугали и меня, но, несмотря на это, я поступил в Туарминскую среднюю школу. Там преподавали только на русском языке, и нам, чувашам, было действительно трудно. Понимать я понимал, но отвечать было тяжело, особенно где нужно было говорить много (литература, история, география), особую трудность представляли сочинения, изложения и диктанты.

В 8-ом классе бывали случаи, когда я говорил учителям: «Понимать понимаю, но ответить правильно не могу». Тогда учителя говорили: «Расскажи на своем языке». Отвечали на поставленные вопросы как понимали. Таким образом избегали плохой отметки в журнале. В 9-10 классах было гораздо легче, чем в 8-ом. Однако я страдал по сочинению, допускал ошибки. Предметы: алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия - поддавались легко. Так что я не был особенно одаренным мальчиком, но трудолюбивым. Село Туарма находится в 12 км. от Серёжкино, напрямую добираться было нелегко. В неделю один раз приходили домой в субботний день после занятий, а в воскресенье уходили с котомкой продуктов. Продукты на еду брали ровно на неделю, жили на квартире. Особенно трудно было в период паводковых вод. Через реку Черемшан большого моста не было, переходили иногда в лодке (если работал частник) за определённую плату, а иногда босиком по малому летнему мосту, поверх которого шла холодная паводковая вода. Кроме холода ещё была опасность снесения, струя воды была достаточно сильной. Тогда резиновых сапог не было, ходили в лаптях даже в школу. Учителя ходили в туфлях.

Первый год я ходил в Туарминскую школу один, перешёл в 9-ый класс благополучно. После перехода в 9 класс, глядя на меня, и по моей агитации на следующий год пошли учиться со мной Саушкин Д. П. , Ильина О. П. , Ванюкова Е. Е. , а в дальнейшем пошли многие другие. Учёба в средней школе была платной- 150 руб. в год. Тогда эти деньги были большими, по крайней мере, для нас.

После окончания Туарминской средней школы поехал в Уфу поступать в Уфимский нефтяной институт.

Выбор обосновался не тем, чем ты хотел бы заниматься, а тем, где платят стипендию даже при наличии «3» по результатам сдачи экзаменов, сессии. Конкурс был большой- 4-5 человек на одно место.

Экзамены выдержал, количество баллов набрал в достаточном количестве, меня приняли в институт, стал студентом.

Далее напишу более кратко. Учился в институте не плохо, хотя были и «3». Стипендию платили на 1 и 2 курсах 380 руб. , 3, 4 курсах – 400 руб. , а на 5 курсе 420 руб. в месяц. Этих денег было достаточно, чтобы жить без помощи родителей. При институте была военная кафедра, то есть учились, как бы, и в военном училище на 4-ом курсе. Военную учёбу закончили, сдали экзамен, и нас выпустили младшими лейтенантами по снабжению горюче-смазочных материалами. Через каждые 5 лет присваивали очередное звание, считались офицерами запаса.

С военного запаса я снят в чине капитана, выше этого звания не присваивали, если не служил и не служишь непосредственно в армии.

После окончания института меня (по распределению) направили работать на Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Там я работал оператором, ст. оператором каталитического крекинга, ст. инженером цеха и начальником очистных сооружений. В трудовой книжке записано 5 благодарностей от дирекции этого завода. Как уже было сказано в автобиографии, одновременно в 1958-60 гг. учился в вечернем университете Марксизма – Ленинизма на экономическом отделении и закончил с отличием. Однако дальнейшая моя карьера на производстве была завершена, то есть дорога к дальнейшему профессиональному росту закрыта, так как я не был коммунистом, а в партию не приняли из-за того, что я выходец из семьи раскулаченных.

В институте на 4-5 курсах одновременно с учёбой занимался научной работой в кружках. За одну работу я получил вторую премию конференции студенческого научного общества. Награда подписана ректором, профессором института поставлена гербовая печать.

Диплом защитил на «отлично» в1955 г. и получил специальность инженера- технолога по переработке нефти и газа.

В 1960 г. перешёл работать на Уфимский завод синтетического спирта (по переводу). Работал сменным начальником производства спиртов 1-ой очереди, куда входили: парк хранения жидких углеводородных газов, установка сероочистки газов и серополучения, пиролиз, компрессия, колонны тяжелых фракций – КТФ, газоразделения на этан – этиленовый и пропан-пропиленовый фракции, тонкая очистка этилена, гидратации (где из газа получают спирт) и ректификации спирта. Далее был назначен начальником лаборатории по научной организации труда (НОТ). По-видимому, работой справлялся неплохо, так как в трудовой книжке также записаны 4 благодарности от дирекции завода.

Материальная сторона в жизни имеет большое значение. В то время учёные (даже КТН) получали зарплату на уровне директоров больших заводов. Поэтому я решился продолжить учёбу. К этому времени у меня было двое детей, причём мой возраст был на грани ограничительного срока по возрасту на приём в аспирантуру. Однако я решился на этот шаг. На год раньше до поступления в аспирантуру разыскал будущего руководителя. Он мне поручил руководить дипломной работой одного студента.

Она выполнялась с экспериментом. Работу выполнили, оформили и поехали на Всесоюзный конкурс лучших студенческих научных работ, заняли 2 место. Студент получил серебряную медаль, а меня наградили грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР как руководителя.

В октябре 1966 г. сдали вступительные экзамены в аспирантуру по 3 предметам: марксизм – ленинизм, технология переработки нефти и газа, английский язык. По первым двум предметам получил «5», а по третьему «3», но, тем не менее, я был принят в аспирантуру, и в ноябре 1966 г. вышел приказ по институту об этом. Срок обучения в аспирантуре 3 года, стипендия была

100 руб. в месяц. Первый год обучения не разрешалось работать нигде, а последующие два года одновременно с учёбой работал на полставки младшим научным сотрудником и получал дополнительно к стипендии 50 руб. в месяц. Перед началом экспериментальных работ по диссертации стажировался в Ленинграде во Всесоюзном алюминиево - магниевом институте – ВАМИ сроком один месяц.

Впоследствии ещё ездил туда же два раза. Получил два авторских свидетельства на изобретение. Защитил диссертацию, представив раньше срока окончания. Мой портрет, как портрет лучшего аспиранта, висел на доске почёта.

Предварительную защиту диссертации провёл в Ленинградском институте ВАМИ, а окончательную – в Уфимском нефтяном институте 5 февраля 1970 г. Защита прошла успешно, получил учёную степень кандидата технических наук.

После окончания аспирантуры меня направили работать в Салаватский вечерний факультет УНИ старшим преподавателем. Этот факультет со временем стал филиалом. В 1976 г. 18-го марта Учёный Совет Уфимского нефтяного института присвоил мне звание доцента, и 29-го июня 1976 г. ВАК утвердил в этом звании.

Заведовал кафедрой «Химическая технология переработки нефти и газа», работал заместителем директора по науке Салаватского филиала УНИ. Под моим руководством подготовлено более 100 инженеров и один кандидат технических наук. Написал и опубликовал 28 научных статей в разных журналах, 12 научных отчётов, которые считаются рукописью. 3 раза был на факультете повышения квалификации в Ленинграде в химико - технологическом институте имени Д. И. Менделеева, 2 раза в МИНХ и ГП имени Губкина.

Награждён почетной грамотой Уфимского нефтяного института, почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР за многолетнюю плодотворную научную и педагогическую деятельность, почетной грамотой Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих химической и нефтехимической промышленности за активную работу по подготовке специалистов с высшим образованием.

Послесловие.

Вот вы и ознакомились с описанием жизни моего знаменитого земляка, уроженца с. Новое Сережкино Лениногорского района Республики Татарстан, Емельянова Алексея Николаевича. Наверняка, вы согласны с тем, что мой земляк достиг таких профессиональных высот благодаря своему упорству, тяге к знаниям, способности преодолевать жизненные трудности, и его труд по достоинству оценен Родиной. Я горжусь тем, что такого профессионала вырастила моя малая родина, богатая на добрые дела и имена. Повествование закончу стихами учителя русского языка Саушкиной А. А. , потому что она сумела точно передать те чувства, переполняющие мое сердце.

Ода родному селу.

Гостям в Сережкино все рады:

Приветствуем мы вас с отрадой-

И песней русской, если надо,

И на чувашском языке.

Стихи прочтем от сердца, спляшем,

И угостим не только кашей:

Сегодня жизнь подобна наша

Широкой, радостной реке.

Сегодня мы не лыком шиты,

Заботы не слезой политы,

И крыши не трухою крыты-

Преобразился вид села.

Не в лапти ноженьки обуты,

И спины тяжестью не гнуты,

Теперь мы сами «фу ты, ну ты»-

Другая жизнь в село пришла.

Дома не избы- а хоромы,

Забыт коровой вкус соломы,

Куда не глянешь- возле дома

Иль мотоцикл, иль авто.

Мечтал ли кто назад в полвека,

Что так- то будет с человеком-

Пойдет деревня в ногу с веком,

Из дедушек мечтал ли кто?

С чего глядеть на жизнь нам хмуро,

Кто скажет нам «деревня- дура» ?

Есть магазин и дом культуры,

И проведен в деревне газ.

Медпункт, детсад, еще в придачу

Решаем в школе мы задачу.

Идут сельчане, лиц не пряча,

Струится добрый свет из глаз.

Свои художники, поэты-

Стихами шлем друзьям приветы,

И не смущаемся при этом,

Что жизнь не в городе прошла.

А голоса услышав наши,

И соловьи смолкают в чаще.

Что нам Лолиты и Наташи-

У нас своих их полсела!

Живем –не век свой проживаем,

Родные корни сохраняем,

И снова в гости приглашаем

Мы именитых земляков.

Вы к нам по чаще приезжайте,

Родных сторон не забывайте,

Своею славой умножайте

Вы славу дедов и отцов!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)