Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Берестяная ураса народа саха - музей под открытым небом

Берестяная ураса народа саха

Я вместе с родителями часто езжу к родственникам в с. Черкех Таттинского улуса. Черкех находится за 30 км. от центра улуса. Черкех интересен тем, что здесь над речкой Таттой расположен историко-этнографический музей. Я много раз посещала музей с интересом.

Главной особенностью музея под открытым небом является показ памятников материальной и духовной культуры в условиях естественной природной среды.

Мне особенно понравилась берестяная ураса- традиционное летнее жилище наших предков. Войдешь в урасу и хочется там сидеть и отдохнуть, спрятавшись от жары.

Ураса имеет конусообразную форму. Во внутрь установлены 10 столбов по кругу. Эти столбы имеют высоту до 200 метров. Столбы– коновязи украшены сходным образом. На столбах урасы закрепляются нижняя из трех опоясок. Опояска представляет собой согнутые жерди. Эти жерди установлены так, чтобы их верхушки скрещивались. На расстоянии примерно 20 – 25 см. друг от друга устанавливались остальные жерди, так образовывался каркас стены урасы. Вся ураса должна была покрыта берестой.

Обработка бересты, шитье и украшение берестяных покрышек было исключительно женским делом. Бересту специально сдирали после дождя в июне месяце. Для прочности бересту вываривали в воде, а иногда в молоке для эластичности, затем соскабливали ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Береста внутреннего покрова окрашивалась в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры при помощи мочала и их стружек, после этого поверхность слегка смазывалась сливками или топленым маслом. Окрашенная таким образом покрышка урасы украшалась нашивкой из узких, выкрашенных в черный цвет полосок тонкой расщепленной бересты с прорезными узорами. Черную краску приготавливали из черных березовых наростов. Наросты эти предварительно прожигали, затем, превратив в мелкий порошок, смешивали с маслом или со сливками. Для шитья пользовались нитками, ссученными из конских волос. Швы служили украшением, окаймляя с боков черные полоски. Покрытие берестяными полосами начиналось снизу. Во избежание попадания в жилище дождевой воды эти полотнища располагались так, чтобы верхний край нижнего закрывался нижним краем верхнего.

Эта ураса называется могол ураса, что означает большой. В урасе 11 нар-оронов, расположенных вдоль. Каждые нары имели свое название:

1. Аан орон (нары у входа);

2. Атах орон ( для бедных гостей);

3. Ортоку орон (для гостей из средних сословий);

4. Бастын орон (для почетных гостей);

5. Биллирик орон (для хозяев);

6. Хаппахчи орон (для девушки);

7. Кэтэ5ириин орон (для детей хозяев);

8. Кэтэ5ириин орон (для родственников);

9. Исит ороно (для посуды).

Вход в урасу всегда обращался на восток. Посередине урасы находится очаг в виде шестка(хомултан). В шестиугольный ящик высотой около 50 см. засыпали землю и туго утрамбовывали. К противоположным сторонам прикрепляли две стойки с поперечной перекладиной для подвешивания котлов и чайников. Пол в урасе земляной. Высота урасы 9 м. , ширина 10 м.

Берестяная ураса- яркий пример самобытности строительного искусства народа саха, отражение его национальных эстетических взглядов. Ураса со своим светлым берестяным шатром – это легкое, поистине летнее, солнечное сооружение.

Когда я вырасту возможно стану архитектором или дизайнером, в будущем буду изучать историю своего улуса еще глубже.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)