Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Большая жизнь маленького озера

Я родилась в городе Норильске. Норильск – мой самый любимый город, несмотря на то, что он находится за Полярным кругом, и как говорят у нас - это город, где «двенадцать месяцев зима – остальное лето».

Рядом с нашим городом находится озеро Долгое. О нём я слышала с детства много интересных историй и легенд, но какие из них настоящие, а какие выдумка? К сожалению, сейчас берега озера выглядят достаточно неприглядно (сказывается плохое отношение горожан к вопросам охраны природы). Убедить взрослого человека не мусорить, бережно относиться к природе трудно, если он с детства к этому не привык. Поэтому любить и беречь природу, по моему убеждению, нужно учить ребят с садика. Только тогда они будут правильно к ней относиться, а в дальнейшем такое правильное отношение будут воспитывать в своих детях. И как результат – в город «вернутся» изгнанные из него растения и животные!!!

Всё вышеизложенное определило выбор темы работы. Следовательно, актуальность темы не вызывает сомнения.

Исходя из задач, применялись следующие методы исследования: опрос жителей города (интервьюирование), обработка литературных источников по данному вопросу, обследование территории предполагаемого маршрута тропинки с определением объектов, наблюдение за состоянием исследуемой местности.

Практическая направленность работы состоит в использовании полученных данных для проведения экскурсий в рамках изучения окружающего мира, географии и краеведения, а также для проведения внеклассных мероприятий.

Анализ источников литературы

В 2005 году я решила приступить к разработке экологической тропинки для нашей школы. На протяжении трёх лет я изучала растения сумевшие выжить рядом с человеком, экологию участка бывшего городского пляжа, воздействие человека на природу.

Прежде, чем приступить в разработке маршрута тропинки, я изучила литературные источники по данной теме и выяснила, что экологические тропинки являются неотъемлемой частью работы, проводимой в детских учреждениях на «материке». Начальным этапом в изучении биологии растений, животных и экологических факторов является организация экологических тропинок в детских садах. В местностях с более тёплым, чем у нас, климатом тропинки устраивают на участках детских садов, а также в парках, прилегающих к детским учреждениям. «Рекомендуется для рассмотрения включать разноплановые объекты изучаемой экосистемы: растения, насекомых, птиц, мелких животных и др. Для малышей путешествие не должно быть утомительным и быть интересным».

«Для старших школьников предлагается при разработке тропинки комплексно обследовать состояние экосистемы, определить влияние деятельности на неё человека. Включить в текст экскурсии вопросы экологии».

При подготовке текста для экскурсий по тропинке я решила включить материал об озере Долгом, собственно на берегу которого, и предполагалось изучать растения, животных, вопросы экологии. Меня заинтересовала история с детства знакомого природного объекта, являющегося неотъемлемой частью нашего города, и я решила не только узнать интересные события с ним связанные, но и поделиться своими знаниями со сверстниками.

Работая над темой исследования, я столкнулась с рядом проблем. По данному вопросу в городе Норильске сведения либо отсутствуют, либо не систематизированы.

Музей истории развития и освоения НПР, к сожалению, не располагает никакими сведениями по изучаемой проблеме.

В фондах городских библиотек также не оказалось достаточно литературы по нашему вопросу.

Источниками информации для написания работы послужили лишь немногие книжные издания местных авторов и помощь тех людей, которые располагают какой-либо информацией.

Большая жизнь маленького озера

Окрестности города Норильска утопают в огромном количестве озёр, ручьёв, рек и мелких речушек. В каждой впадине образуется водоём. Это характерная черта гидрографии районов Крайнего Севера. Особенно интересной мне показалась история озера Долгого, она привлекла моё внимание не случайно. Озеро использовалось жителями города в полной мере, какую только службу оно не несло. Вначале озеро назвали Стрихнинным. Как пишет Урванцев, «причина такого топонима в том, что охотники в окрестностях озера травили зайцев стрихнином». Было время, когда озеро выручало первых строителей комбината как аэродромом и зимой, и летом. Пришло время, когда оно стало основным водохранилищем комбината и прудом для охлаждения вод с ТЭЦ. Озеро Долгое – с давних лет излюбленное место отдыха горожан. Оно было городским пляжем с лодочной станцией. По Долгому ходили даже под парусом. В настоящее время члены «Клуба моржей» с огромным удовольствием отдыхают здесь в зимний период времени. А зима в Норильске длинная.

Как образовалось озеро

В 1946-1949 годах были оперативно решены задачи, связанные с «большой водой» для комбината и Большой обогатительной фабрики. По воспоминаниям В. Н. Всесвятского озеро Долгое представляло собой небольшую лужицу, где стояла насосная, которая питала ТЭЦ оборотной водой. Но воды явно не хватало. Появилась острая необходимость в пополнении водой озера Долгое. Чтобы поднять его уровень, решили соединить цепь озёр, взорвав между ними перемычки, затем построить плотину и создать водохранилище. Таким образом, то озеро, которое мы видим в настоящее время, частично было создано и стараниями самих норильчан.

Озеро – аэродром

При изучении документов в Норильском музее, чтении очерков, воспоминаний я выяснила, что когда-то озеро выручало первых строителей сооружений комбината, а конкретно оно использовалось, как аэродром. Причём самолёты с грузами садились на озеро не только в зимнее время, когда его покрывал лёд, но и летом они приземлялись на водную гладь на гидролыжах. Самым первым лётчиком, решившимся на этот отчаянный шаг был Евгений Николаев. Вот как это было:

«Когда-то Долгое озеро почему-то называлось Стрихнинным. Это был самый ближний аэродром. Впервые здесь приводнились в 1935-м. Начальник Норильскстроя В. З. Матвеев наградил молодого пилота Евгения Николаева часами: раньше-то садили на реку за 12 - 15 километров и оттуда добирались пешком (ни дорог, ни транспорта), а тут - два километра от стройки.

Когда-то Долгое замерзало. На лёд тоже совершали посадку. Легендарный норильский лётчик Степан Веребрюсов, человек чкаловского склада, доставил сюда в зимнюю непогоду детали, без которых нельзя было пустить ТЭЦ. Летел он из Красноярска и сначала сел на реке. Но пурга была такая, что отряд лыжников не пробился к Вальку. И тогда Веребрюсов снова поднялся в воздух».

В 1935 году О. Ю. Шмидт летел самолетом в Норильск, который пилотировал В. М. Махоткин. Со слов О. Ю. Шмидта следует подтверждение об использовании озера как аэродром в те далёкие годы: «Полет мой в Норильск был не вполне удачным. Как раз на Стрихнинном (сейчас оно называется Долгим) озере не удалось сесть. Махоткин прилетает и видит, что обстановка неблагополучная. Тем не менее Махоткин рискнул, и хорошо сделал. В это время налетает ветер, и самолет моментально скатывается, и я вылетаю из самолета, меня уже схватили и удержали за хлястик. После этого я сел рядом с Махоткиным, и мы привязались».

Заградительные щиты

Старый город и новый Норильск соединён дорогой, которая проходит по дамбе озера Долгого. Вдоль дороги со стороны озера поставлены заградительные щиты. Меня с детства интересовал вопрос их появления, но взрослые давали разные ответы. Так и не получив исчерпывающей информации, я решила сама найти ответы. И вот, что я нашла в городской библиотеке.

«Первым хранителем северных дорог был знаменитый Дед Снегодуй. Это прозвище зеки - первостроители Норильска дали Михаилу Георгиевичу Потапову - потомственному железнодорожнику. В 1937 году 45-летнего инженера-путейца "загребли", как и многих других в те годы, "за связь с военно-фашистским заговором". Попал он на каторгу в Норильск в 1939. В тот год пурга полностью отрезала от Норильска порт Дудинку, встала железная дорога. Как бороться со снежными заносами никто не знал. И тогда сердце старого железнодорожника не выдержало - Потапов предложил руководству комбината помочь в борьбе со снегом. Вместе с несколькими коллегами он прошел пешком зимой стокилометровую трассу, рисовал сугробы, изучал особенности возникновения снежных заносов на холмах и в низинах, думал и считал. Заключенные много раз видели его на обочинах дорог - он смешно вытягивал губы, раздувал щеки, что-то считал на логарифмической линейке и писал в блокнот. За это его и прозвали - Дед Снегодуй. Даже шутка такая гуляла: "Снегодуя встретил - быть пурге!". Еще в 40-х Потапов рассчитал форму, размер и углы наклона защитных деревянных щитов, которые стали устанавливать вдоль дорог и железнодорожных веток. Они дали поразительный эффект, проблема снежных заносов на дорогах города была решена.

Конструкция щитов Потапова гениально проста: ветер ударяется в большие наклонные плоскости, сколоченные из планок, направляется вниз, и вырывается из-под щитов, как из брандспойта. Он попадает на рельсовый путь и, подхватывая снег, уносит его. Результаты оказались поразительными - до линии щитов двухметровый снег, за дорогой тоже, а сама дорога чистая!

За это открытие заключенный Михаил Потапов в 1947 году был награжден медалью "За трудовое отличие", срок ему скостили на 3 года».

К сожалению, сейчас щиты находятся в плачевном состоянии. Город закупил мощную снегоочистительную технику, и щиты утратили свою значимость. Скоро они совсем разрушатся, и новое поколение горожан забудет о деде Снегодуе.

Заземление предприятий

Когда я заинтересовалась историей озера, то мои родители порекомендовали мне поговорить со старожилами города. К сожалению, сейчас их осталось немного, но даже те, кто родились в Норильске, мне рассказали историю о паровозе, который утопили в Долгом озере. Это было нужно, чтобы обеспечить "заземление" всех объектов комбината, ведь если не обеспечить заземление, то из строя могли бы выйти главные объекты, главным из которых являлась и является до сих пор ТЭЦ. Мне стало интересно, а правда ли могло такое произойти?

И вот, что я нашла, изучая материалы по этому вопросу:

«В 1939 году в одном из этапов прибыл в Норильск крупный физик, любимец академика Иоффе Владимир Николаевич Глазанов. Прибыл и сразу же шумно возмутился: что это за безобразие, и электростанция пущена, и машин полно - настоящее энергохозяйство - а защитного электрозаземления машин и сооружений в Норильске не существует. Собственно, формально оно существовало, но, по сути, было лишь технической показухой, грандиозной инженерной туфтой. О том, что без заземления энергомашины не должны работать, а высокие здания нельзя строить без громоотводов, знают все строители и электрики. Но ведь нет ничего проще, чем устроить заземление: вбить в землю металлическую трубу или рельс - и готово - можно закорачивать на такую трубу и механизмы, и здания.

Так и поступали в Норильске - вбивали в вечную мерзлоту трубы, прокладывали в ледяной почве металлические рельсы, присоединяли к ним агрегаты - и рапортовали, что электрическая безопасность везде обеспечена. Однако вечная мерзлота - изолятор, а не проводник электричества. Так что ледяные заземлители практически ничего не заземляют. Разумеется, Глазанов не мог этого не понимать. Он промерил электрическое сопротивление этих "заземлителей" - и стало ясно, что все энергохозяйство нового промышленного района страны создается с чудовищными нарушениями техники безопасности.

Глазанов не ограничился тем, что поднял шум. Установив, что заземления нет, ученый стал искать его и, конечно, нашел. Идея была поразительно проста. На огромном пространстве планеты, где царствует вечная мерзлота, почва - изолятор, заземлять на нее машины и здания бессмысленно. Но есть в этом мире почв-непроводников и глубокодонные озера, которые даже в свирепые морозы не промерзают насквозь, а значит, их дно - обыкновенная почва. И, он предложил устраивать заземлители на дне таких озер. Из ученого Глазанов переквалифицировался в прораба. В дно Долгого, самого глубоководного озера в окрестностях Норильска, уложили массивную свинцовую сетку. Свинец надежно предохранял ее от коррозии. На эту сетку и заземлили тогда все энергоустановки комбината. Так в мире электротехники появился новый тип заземления, Глазанов назвал его озерным заземлителем.

Конечно, Глазанова наградили - выдали денежную премию - пару десятирублевок, а также несколько банок консервов дополнительно к пайку. А когда подошло время ходатайствовать перед Москвой о досрочном освобождении наиболее отличившихся заключенных, его фамилия стояла в списке одной из первых».

Обменник воды для ТЭЦ

Озеро Долгое используется как обменник воды для ТЭЦ. По водозабору вода поступает на ТЭЦ, где нагревается, а затем фонтанами сбрасывается в озеро для охлаждения, поэтому даже в лютые морозы оно не замерзает. Пар, поднимающийся при этом над озером, образует густой туман, нарушающий видимость вдоль дороги при определенном направлении ветра.

ПРИРОДА РЯДОМ (растения и животные)

Долгое озеро является неотъемлемой частью нашего города. На его берегах можно встретить растения, которые не захотели «покидать» его берега и смогли приспособиться к соседству с человеком. Мы изучили видовой состав растительности местности, некогда являющейся излюбленным местом отдыха норильчан (бывший городской пляж). Когда-то, по воспоминаниям старожилов, здесь росли грибы и ягоды, карликовая берёзка, присутствовали растения, присущие лесотундровой зоне. Но какие из них смогли приспособиться к жизни рядом с человеком, а какие не смогли вынести такого соседства?

Растительные объекты

На растения, как правило, мало кто из детей и из взрослых обращает внимание. Для них это просто трава без названия и своих особенностей. А ведь каждое растение необычно и интересно. Я решила показать уникальность каждого, чтобы побудить наших горожан быть более внимательными к миру природы. Я решила продумать материал экскурсии на берег долгого и создать для учащихся школ и воспитанников детских дошкольных учреждений экологическую тропинку для того, чтобы научить детей различать и называть растения, по возможности уметь рассказывать об интересных их особенностях.

Чтобы малыши лучше запоминали материал экскурсии, я использовала игры, сказки и др. Можно для каждого растения проводить игры: «Найди по описанию», «Разыщи по фотографии», «Посмотри на иллюстрацию и найди такое же растение» и др. Ведь в игре дети лучше запоминают даже очень сложную информацию. Мы уже ввели в некоторые сказки сказочного героя Тундровичка, с ним можно путешествовать по маршруту, указанному на специальной карте, составленной для экскурсии.

Для старших школьников даётся название семейства, к которому принадлежит растение. Подробная его характеристика. Этот материал можно использовать на уроках ботаники. Даётся информация об использовании этого растения, есть раздел «Занимательная информация», что вызывает интерес у слушателей.

Пример описания одного из растений, представленных на тропинке приведён.

Серебристая чайка

Верными спутницами озера являются серебристые чайки, и они постоянно нам встречаются и в городе. Поэтому я посчитала целесообразным включить этот объект в экскурсию. Ошибочно норильчане называют серебристую чайку, которую можно встретить повсеместно в городе в летний период, бакланом. Это неверно. Баклан и серебристая чайка - совсем разные птицы.

По экологической тропинке сейчас проводятся экскурсии педагогами и учащимися СЮТ, учителями школ и воспитателями детских садов. Материал экскурсии представлен в виде папки. Поэтому экскурсовод может выбирать объекты самостоятельно, в зависимости от цели экскурсии. Для изучения предлагаются следующие объекты:

Экскурсионные объекты на экологической тропе

№ остановки и её название Объекты экскурсии Наблюдения.

Интересная информация

1. Растение – враг насекомых! ПОЛЫНЬ Массовое заселение антропогенно загруженного участка

Пригорок около телецентра (северная сторона). полынью, вытеснение других растений.

2. Гроза мышей. РОМАШКА Исчезновение цветущих растений из городского ландшафта

Пригорок около телецентра (южная сторона, у подножья (сбор для букетов).

лестницы)

3. Вкусно и полезно. ШИПОВНИК Низкорослость. Значение колючек для защиты растения.

Территория городского пляжа (справа от моста через трубопровод)

4. Самое большое в городе. Озеро ДОЛГОЕ История озера, расположение, биоценоз

Берег озера Долгое.

5. Полезная птица. СЕРЕБРИСТАЯ ЧАЙКА Биологические особенности, зимовка, выведение потомства,

Берег озера Долгое. питание, польза.

6. Растение - вестник весны. ИВА Ярусность. Отличительные особенности кустарников. Типичный

Западная (конечная) часть городского пляжа. представитель лесотундры.

7. Ручеёк. ЭРОЗИЯ ПОЧВЫ Причины, меры борьбы.

Западная (конечная) часть городского пляжа.

8. Растение с цветком – «бабочкой». АСТРАГАЛ Строение цветка, кормовое значение, симбиоз с

Рядом с береговой линией в дальней части пляжа. азотфиксирующими клубеньковыми бактериями.

9. Природа и мы. Осмотр территории Вопросы охраны природы, источники загрязнения территории,

Центральная часть пляжа. меры борьбы.

10. Последние могикане. ХВОЩ История развития растений, образование угля, способность

Территория городского пляжа (слева от моста через окрашивать ткани.

трубопровод)

11. Друг аптекарей. ГОРЕЦ ПТИЧИЙ Особенность стеблей, лекарственные свойства.

Пригорок около телецентра (южная сторона, напротив верхнего края лестницы, у дороги)

12. Интеллектуальная. Викторина или практическая Проверка знаний учащихся в игровой форме.

В любом месте на тропинке по желанию педагога. работа в) Рыбы.

На берегах озера давно уже не встретишь рыбаков. А ведь когда-то здесь по воспоминаниям норильчан водились щуки, окуни и гольяны.

«Что мальчишек интересовало на Долгом? Прежде всего, совершенно житейский вопрос — «отборные гольяны, как ингредиент высокофосфорной яичницы». Этих небольших глупых рыбок дети ловили повсеместно, но особенно популярна была их ловля именно в Долгом озере. Мы ловили этих микрорыб замотанными марлей банками, на уложенный внутрь белый хлеб. Но если брали с собой особо вкусную, сдобную булку из магазина «Москва» – рыбалка безнадежно срывалась. Были более взрослые энтузиасты с бамбуковыми удочками, пытающиеся поймать более солидную добычу — небольших окуней. Наловленных гольянов дети к вечеру приносили домой, но. далеко не все родители приветствовали это. Взрослые часто не разрешали есть нам эту мелочь».

Я решила расспросить взрослых. Что это за приспособление для ловли гольянов, о котором раньше знали все норильские ребятишки. А я его даже не представляю. Оказывается принцип «работы самодельной удочки» такой на горлышко литровой, банки надевалась марля (широкий бинт), которая приматывалась к горлышку нитками. В марле проделывалось отверстие, через которое внутрь банки помещался хлеб. Банку привязывали за горлышко к толстой верёвке, наливали в неё воды и забрасывали подальше от берега (на длину верёвки). Через 20-30 минут её доставали, и она была полна маленьких рыбёшек – гольянчиков. О способе ловли гольянов рассказал Лосик Геннадий Иванович, когда-то мальчишка, живущий на окраине Норильска, а сейчас научный сотрудник ГНУ НИИ Сельского хозяйства Крайнего Севера.

Я попыталась повторить этот способ ловли осенью, но, к сожалению, банка оказалась пуста. Хотя гольяны «продержались» дольше других рыб (щук и окуней). Но видимо, и они не смогли жить рядом с городом.

Животные

Ещё до строительства города Норильска молодые строители с семьями жили в посёлке, теперь эта часть города именуется «Старый город» и там находятся только учреждения. Тогда нагрузка на экологию территории была незначительная, поэтому на берегу и в окрестностях озера можно было встретить зайцев, леммингов, куропаток, ондатр, в весенне–осенний период на воду садились перелётные птицы (гуси, лебеди, утки, кулики, поморники). Теперь над озером можно встретить только серебристых чаек.

Вадим Денисов в своих очерках писал: «Когда - то в озере Долгом были даже здоровенные щуки (и речку-то назвали «Щучьей»), а гусей, садившихся на озере, ходили стрелять окрестные охотники, выглядывающие их в бинокль прямо из окон ближайших домов на Комсомольской. Увидел гуся, схватил ружье, крикнул жене, - и на охоту. Красота! Но гуси стремительно умнели, и вскоре вообще перестали садиться в черте города. А ведь сам Урванцев, «во времена великих начал», бил гуся на Долгом обыкновенной палкой, заготавливая мясо на зиму. ».

Я стала расспрашивать взрослых о том, не встречали ли они раньше на берегах Долгого каких-либо животных, и услышала вот такой рассказ Филипповой Елены Геннадьевны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Станции юных техников: «Раньше на дальнем конце озера, недалеко от улицы 50 лет Октября, норильчане любили гулять со своими питомцами. Рядом находилась площадка для тренировки собак. После занятий четвероногие друзья со своими хозяевами отправлялись плескаться в озеро. И однажды, на тихой глади воды Елена Геннадьевна увидела зверька, лежащего на спинке, на поверхности воды. Лапки животного были сложены на животике. Конечно, людям захотелось рассмотреть его повнимательнее, но зверёк испугался, ударил громко хвостом о воду и скрылся под водой». По описанию зверёк похож на ондатру, которых раньше водилось большое количество в маленьких озерках. Это событие было в 90-х годах. К сожалению, нынешние мальчишки не смогли со мной поделиться такими интересными рассказами.

ОЗЕРО И ГОРОЖАНЕ

Городской пляж

Когда-то Долгое озеро было одним из излюбленных мест отдыха норильчан. На место, отведённое для пляжа, был привезён песок, оборудованы места для переодевания купающихся, грибки – навесы от солнца, спортивная площадка для игры в волейбол. Берег Долгого напоминал пляж модного морского курорта.

«На другой стороне озера стояла лодочная станция. Мы отчаянно завидовали катающимся счастливчикам. Малолетним такие плавсредства были недоступны, а родители большинства из нас и мысли не допускали о возможности сходить всей семьей на выходных на Долгое и взять лодку. А когда–то на этом озере катались даже яхты!. » (29) б) Клуб моржей «Умка»

Зимой на берегу Долгого уже много лет существует «Клуб моржей». Построена баня, которая помогает норильчанам согреться после купания в ледяной воде. Три раза в неделю (вторник, четверг, суббота) c октября по май можно вместе с членами клуба искупаться и поправить своё здоровье.

В 2006 году клубу «Умка» исполнилось 20 лет. Основателем его стал слесарь Медного завода Анатолий Вершинин. «А возник клуб благодаря перестройке, президенту Горбачёву, объявившему в стране «сухой закон», и журналистам городской газеты. Анатолий Вершинин пришёл в редакцию на Комсомольскую 33 «А», с неожиданным вопросом: «Я совсем употреблять спиртное перестал. Общаться с прежними друзьями теперь не могу. Как найти круг общения с трезвыми интересами?» - «А чем вы увлекаетесь в свободное время?» - «Плавать люблю в озере Долгое. Причём круглый год». – «Так создайте клуб зимнего плавания. »

Так возник клуб «Умка». Сейчас председателем клуба является Геннадий Аксенов и плавают в нём круглый год ежедневно с октября по май 40 - 50 человек.

Для купальщиков построена мужская и женская парилки, отдельно стоящие мужская и женская раздевалки, комната для чаепития и тренажёрный зал.

В настоящее время в городе постоянно ведутся споры о пользе такого плавания, ведь внешне озеро выглядит плачевно. Члены клуба твердят о пользе зимнего плавания, но городские власти сомневаются в его пользе из-за сомнительного качества озёрной воды. Хотя воду никто не берётся исследовать, так как озеро не относится к разрешённым для купания.

Экология сейчас

К сожалению, на городском пляже сейчас мы видим негативное влияние антропогенных факторов на природу.

Но с годами всё изменилось. Был период, когда загазованность в районе озера от заводов Медный, Никелевый и «Надежда», превышала все допустимые нормы. Теперь обстановка немного улучшилась.

Причины, которые привели городской пляж в плачевное состояние:

- недобросовестные отдыхающие ленились выбрасывать мусор в специально отведённые контейнеры. За много лет дно озера покрылось слоем битого стекла и различного мусора, не исключением является и территория пляжа (хотя его так назвать вряд ли сейчас можно);

- вместо того чтобы загорать и купаться, горожане теперь выгуливают на пляже собак, что усугубляет проблему;

- городскими службами неоднократно предпринимались попытки восстановления пляжной зоны. Ежегодно на эти цели выделяются средства из городского бюджета. Так, в 2004 году было выделено 570 тысяч рублей, в 2005 году – 720 тысяч рублей, в 2006 году – 630 тысяч рублей. Проводится очистка прибрежной зоны, но все старания оказываются напрасными, так как сами жители города буквально в течение следующей недели приводят пляж в прежнее состояние.

- я неоднократно встречала на берегу озера женщину, которая, гуляя, собирала мусор. Я решила с ней познакомиться, и выяснила, что она всё это делает не только для жителей города, но и для себя, помогая озеру «дышать свободнее». Назвать своё имя она отказалась, но если бы каждый норильчанин хотя бы убирал свой мусор, то озеро и сейчас бы радовало нас своей первозданной красотой. Крупный мусор с территории пляжа самостоятельно не в состоянии вывезти энтузиасты, старающиеся сохранить город для потомков. Вот так выглядит пляжная зона озера Долгое в настоящее время.

Сейчас только совместными усилиями можно очистить и восстановить прибрежную территорию.

«Экологический десант»

Мы с ребятами творческого объединения Станции юных техников решили внести свой вклад в охрану прибрежной зоны, начав работу с малышами и со школьниками, ведь если научить ребёнка видеть прекрасное в маленьком растеньице, в камушке, прозрачной воде ручейка или озера, то в будущем они никогда не нанесут вред природе.

Когда мы разработали экологическую тропинку, подарили её в школы и детские сады, то решили, что мы не только будем знакомить детей с историей и природой озера Долгое. Но и в конце экскурсии будем предлагать на добровольных началах помочь озеру. У нас были сомнения, что ребята согласятся на это, но наши опасения оказались напрасными. Все дети с удовольствием включались в уборку прибрежной зоны. Одни ребята спасали от мусора ручеёк, другие – ивушки, третьи – кусочек пляжа и т. д.

Весной на склонах овражка мы посеяли семена мятлика, заготовленные предыдущей осенью. Нынешней осенью мы снова заготовили семена трав, и постараемся их посеять на проблемных участках.

А ещё мы приступили к проведению исследовательской работы с учащимися младших классов по укоренению черенков ивы и карликовой берёзки в комнатных условиях с дальнейшей их высадкой в прибрежной зоне озера.

Когда мя проанализировала собранный материал и оформила работу о Долгом озере, то пришла к следующим выводам:

1. Озеро Долгое является естественным водоёмом, но объём воды в нём увеличен искусственно человеком для нужд производства;

2. Ранее озеро имело другое малозвучное название Стрихнинное, позже оно переименовано в Долгое.

3. С озером связаны интересные исторические события рождения города.

4. Некогда богатая флора и фауна окрестностей озера в настоящее время представлена небольшим количеством видов, что связано с высокой антропогенной нагрузкой на территорию.

5. Нами разработана экологическая тропинка на территорию городского пляжа и оформлен теоретический материал для экскурсий. В содержании экскурсии рассматриваются вопросы истории озера, включены растительные и животные объекты.

К сожалению, за время подготовки работы 2005 – 2009 годы исчезли некоторые растения из ландшафта озера: молодило и кипрей (иван – чай)

6. За изучаемый период продолжается разрастание оврага на берегу озера из-за вмешательства человека (проведение работ на берегу озера бульдозером). Мы засеяли склоны оврага семенами мятлика, заготовленными предыдущей осенью. Часть семян взошло, что способствовало началу задернения склонов. Этой осенью мы заготовили семена разных злаковых, чтобы досеять их следующей весной.

7. Я приступила к проведению исследовательской работы с учащимися младших классов по укоренению черенков ивы и карликовой берёзки в комнатных условиях с дальнейшей их высадкой в прибрежной зоне озера.

Ожидаемый результат

1) рассказ об истории озера Долгое должен заинтересовать школьников и подвигнуть их на изучение истории родного города, региона, края;

2) познакомить учащихся с растениями лесотундровой зоны, приспособившимися к жизни в условиях города;

3) привлечь внимание воспитанников детских садов и учащихся школ к проблемам экологии (загрязнение воздуха, эрозия почвы, антропогенные воздействия);

4) после экскурсии учащиеся будут знать, что на побережье Долгого озера и в городе в летний период обитают не бакланы, как это принято считать населением, а серебристые чайки. Ребята будут об этом рассказывать знакомым, родным, чтобы горожане знали о такой необыкновенно интересной птице;

5) учащиеся станут более внимательными к проблемам экологии и смогут внести свой вклад в охрану природы, не оставляя мусора, не разводя костров и т. д.

6) Весной и осенью 2010 года мы с учащимися творческого объединения планируем продолжить задернение склонов овражка, появившегося в результате хозяйственной деятельности человека и высадить черенки ивы и карликовой берёзки, укоренившихся в комнатных условиях, на участке прибрежной зоны северо-восточного части озера Долгое (территория городского пляжа).

В дальнейшем я планирую продолжить свои изыскания, связанные с историей озера, хоть информацию добывать оказалось сложно, но я рассчитываю, что смогу восстановить полностью историческую картину взаимодействия озера Долгого и человека. После этого возможно расширить зону прохождения тропинки, если встретятся интересные объекты.

Уже готовый материал экскурсии оформлен в папку. Информация размещается в файлах для удобства использования (не испачкается, не помнётся, удобно хранить). Растения располагаются в порядке следования по маршруту. Папка с текстом экскурсий является универсальной, так как предполагает возможность добавления объектов, при этом не нарушается её целостность.

Мы надеемся, что наша работа окажется полезной и востребованной среди педагогов школ города и детских садов. Работа выполнена так, чтобы воспитатель или учитель мог без особой подготовки провести интересную экскурсию.

Для привлечения внимания учащихся самостоятельно написана легенда об озере, которая в занимательной форме даст некоторые знания воспитанникам детских садов и учащимся школ (приложение 2).

Передать собранные материалы в Музей истории развития и освоения НПР мы планируем, когда соберём максимально возможное количество информации по данному вопросу. Промежуточные материалы работы будут переданы нами в музей весной 2010 года.

По итогам работы подготовлена презентация в Power Point, которой можно воспользоваться на занятиях по экологии и краеведению.

Мы думаем, что такой подход к изучению истории родного города, позволит вызвать интерес ребят к вопросам биологии, почвоведения, зоологии, экологии, истории и краеведения.

(Rosa L. )

Семейство. Розоцветные - довольно крупное семейство, включающее около 3000 видов деревьев, кустарников и трав из 100 родов, распространённых главным образом во внетропических областях Северного полушария. Листья обычно очередные, часто с прилистниками. Цветки, как правило, правильные, пятичленные, одиночные или в различного рода соцветиях. В Арктике розоцветные играют заметную, часто существенную роль в растительном покрове и достигают северных пределов распространения цветковых растений. В отечественной Арктике встречается 110 видов и подвидов, относящихся к 21 роду.

Характеристика. Широко распространённый колючий кустарник с непарноперистыми листьями, розовыми приятно пахнущими цветками. Цветки имеют 5 чашелистиков и 5 лепестков, с многочисленными тычинками и пестиками. Плоды 1,1 – 1,5 см в поперечнике, гладкие шаровидные, иногда сплюснутые, эллиптические, оранжевые или красные. Плод у шиповника – это разросшееся бокаловидное цветоложе, внутри которого сидят многочисленные настоящие плодики – волосистые орешки (семянки). Отсюда и название – ложная многосемянка.

Шиповник – ценнейшее витаминоносное растение. Его плоды являются основным сырьём для производства витаминов. Шиповник – абсолютный чемпион мира среди дикорастущих витаминоносов земли по содержанию витамина С (от 3 до 11% на абсолютно сухую мякоть). Кроме того в плодах есть витамины В1, В2, К, РР, Е. Благодаря тому, что в шиповнике витаминов в 10 раз больше, чем в апельсинах и лимонах, его плоды служат прекрасным поливитаминным средством.

Использование. В народной медицине шиповник находит многообразное применение: ягоды – от простуды и гипертонии, корни – при отложении солей в суставах. Листья и корни используют при желудочных заболеваниях, плоды – как ранозаживляющее. Маслом из семян лечат ожоги и простудные заболевания. Весьма полезен при малокровии и простудных заболеваниях.

Занимательная информация. Цветёт шиповник с июня по июль, плоды созревают в августе – сентябре. Зацвёл шиповник – встречай лето, зарделись плоды яркими бусинами на ветвях – провожай лето. Шиповник – сигнализатор и времени суток: цветок открывается от 4 до 4часов 30 минут утра, хоть часы сверяй по нему.

В семенах шиповника накапливается до 10 % масла, в котором много витамина Е.

Очень полезно есть свежие плоды шиповника; используется только мякоть, а волосистые орешки (настоящие плоды шиповника, которые находятся внутри) в пищу не пригодны. Поэтому нужно разрезать плод шиповника пополам, очистить полость от волосков и орешков. Варенье варят также из очищенных плодов.

Сушат плоды целиком, не разрезая. Зимой заваривают из них витаминный чай.

Из мякоти шиповника готовят препарат «Каротолин» для лечения кожных заболеваний.

Плоды шиповника применяют в кулинарных и кондитерских изделиях. Настой шиповника добавляют в тесто для обогащения хлеба аскорбиновой кислотой, фолацином, минеральными солями, улучшения органолептических свойств выпеченного хлеба. Благодаря шиповнику увеличивается пористость хлеба, эластичность, качество корочки, улучшается вкус и аромат, хлеб медленнее черствеет.

Пюре и паста, повидло и мармелад, джем и варенье, компот и кисель, морс и квас, сироп и маринад, драже и конфеты – таков ассортимент изделий из шиповника.

В лепестках шиповника содержится розовое масло и из них можно готовить ароматный чайный напиток, приготовить варенье очень тонкого вкуса.

Младший школьный возраст (6 - 8 лет)

Ребята представляете, вчера ко мне приходил Тундровичок, и попросил передать вам очень важную информацию. С чего же начать? Ну ладно, слушайте. Наверняка все видели светофор, который предупреждает вас о том, можно ли выходить на дорогу. И может некоторые замечали, что светофор меняет сигналы строго по времени. Шиповник тоже пользуется часами, но не такими как мы пользуемся, а своими, «биологическими». Если посмотреть на цветок шиповника, можно заметить, что он открывается от 4 до 4:30 утра. Если однажды весной, вы пойдёте в школу, и увидите, что зацвёл шиповник, значит, пора встречать лето, а если плоды похожи на яркие бусины, то пора провожать лето. Если вы летом будете отдыхать у бабушки, и захотите попробовать шиповник, то сначала разломите плод, и очистите его от волосков и орешков. Только после этого кушайте. А если вы захотите зимой попить вкусный чай из ягод шиповника, то высушите ягоды целиком, не разрезая. Ребята, я думаю все любят сладкое? Тогда шиповник ваш самый-самый большой друг, потому что из шиповника модно приготовить: Пюре и пасту, повидло и мармелад, джем и варенье, компот и кисель, морс и квас, сироп и маринад, драже и конфеты.

А теперь ребята, посмотрим, хорошо ли вы меня слушали. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какими часами пользуется шиповник?

2. Что нужно сделать с ягодами, чтобы зимой попить вкусный чай?

3. А можно из шиповника приготовить варенье?

4. Шиповник это куст?

5. А если куст, то он колючий?

Молодцы!!!

Моё любимое Долгое (Стрихнинное) озеро

В истории Норильска есть много тайн и много легенд, необъяснимых, но прекрасных. На краю города расположено озеро. Сейчас оно называется Долгим, а раньше называлось Стрихнинным. Я придумала легенду, объясняющую это странное название.

- Наше племя должно уйти отсюда, Мала-Акан! Вода здесь горька, рыба отравлена, приозерная трава высохла, но не это самое страшное: вода продолжает прибывать, и скоро затопит всю землю до дальнего чума.

- Что произошло, шаман Алу? Что стало причиной этого наказания богов? Чем прогневал ты бога воды, великого Аширу?

- О, владыка! Не я стал причиной, но твоя дочь

- Как ты, ничтожный человек, смеешь осквернять своими речами мою любимую дочь?

- Мала-Акан! Выслушай то, что я тебе расскажу!

- Говори!

- Твоя дочь, вчера выйдя из чума, встретилась с духом воды. Он предлагал ей выйти за него замуж и уйти с ним жить в воды озера. В замен он угрожал отравить воды озера, чтобы все люди, которые живут вокруг него умерли. Но она предпочла остаться на земле, с тем, кто ей дорог и кого она любит. Но не с тобой, почитаемый Мала-Акан, а с юношей из другого рода. Подумав о себе, она не подумала о тех людях, которые окружали ее с рождения. Тогда бог воды, сиятельный Аширу страшно разгневался, ибо не терпел перечения своей воли. Он решил отомстить всему нашему роду за твою непокорную дочь, и отравил воды озера, которое нас поило и кормило много лет. Стоя на берегу, я слышал, как рыбы в воде поют про свою близкую кончину, и так жалобно, что я испытал страх, и некоторое время был без жизни, потому что бог смерти забрал ее на несколько мгновений. Теперь ты видишь, что не я причина всех несчастий.

- Да, теперь вижу. Прости меня, шаман! Затуманил мой разум бог безумия Малия, вот и не послушал тебя сначала. Уводи всех людей рода нашего из этих гиблых мест. А дочь моя должна будет исправить свою ошибку, и возродить озеро к жизни. А пока пусть наше прекрасное озеро называется Стрихнинным, чтобы каждый путник был внимательным и не использовал воды озера для питья и приготовления пищи.

Старинный род вместе с оленями покинул берега озера Стрихнинного. А вождь отправил свою дочь за чудо ягодой, которая росла лишь в одном месте в тундре. Ягода была необыкновенно красива и вкусна. Но идти до неё нужно было не один год. Но, только бросив в воды озера эту ягоду, девушка могла спасти его и соединиться со своим любимым. Изнемогая от холода и нужды, шла она по бескрайним просторам тундры. Долгим был её путь. Ни одни унтайки она сносила, но всё - же нашла чудо ягоду. Обратный путь был не таким трудным, ведь, как известно - дорога домой всегда короче, чем дорога из дома.

Уставшая, но счастливая добралась дочь Мала-Акана до безжизненного озера. Бросила девушка в его воды принесённые ягоды, и произошло чудо! Воды озера ожили, сразу заплескалась в его водах многочисленная рыба, зазеленели берега, прилетели серебристые чайки. Великий Аширу был бессилен против упорства девушки, и волшебства ягод. Отступил бог воды.

Вскоре вернулся весь род на брега всеми любимого озера. Девушка соединилась со своим любимым. Ведь издавна известно, что любовь, преданность и самопожертвование могут преодолеть любые преграды.

С тех пор прошло немало лет. Но после того, как озеро снова стало прежним, старейшины рода решили дать ему новое название – Долгое, точно таким был путь девушки, которая его спасла. »

Я хочу, чтобы наше Долгое озеро полюбили все взрослые и дети так, как люблю его я.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)