Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Идеал женщины в православии

Письма к другу

Бьется жилка у виска,

Я не знаю, что сказать,

Я не знаю, что решить.

То ли детство хоронить,

То ли к милому спешить,

То ли голубя поймать,

К сердцу перышко прижать.

Л. Тумашова

Дорогой друг!

Книга, которую ты держишь в руках, необычна. Во-первых, тема может показаться тебе очень уж заумной и далекой от твоей реальной жизни. Уверяем тебя, это вовсе не так. Ты же хотя бы наедине с собой размышляешь о том, как строить свою жизнь, какой должна быть твоя семья и чего хотелось бы ждать от избранника или избранницы (конечно же, не неприятных сюрпризов, а любви и понимания).

Мы обратились к сложной проблеме, нам хотелось разобраться в том, как понимается идеал женщины в православии и насколько близка или далека христианская концепция любви, семьи, брака от представлений современной молодежи. Сегодня столько самой разнообразной информации поступает в головы подростков, что им трудно в ней разобраться. Родителям вечно некогда, а жизнь так изменилась за последние годы. Вот и попробуй тут прими правильное решение: стоит ли влюбляться, если ты еще школьник, и как быть, если это уже случилось. А особенно сложно девочкам, и именно им нам хотелось бы посвятить эту книгу. Но, дорогой друг, если ты юноша, нам будет очень приятно, коль ты обратишься к этим страницам. Думаем, и тебя волнуют проблемы относительно того, как строить отношения с любимой девушкой, какой должна быть твоя семья, когда и сколько в ней появится детей. Знаешь, как в православной культуре называют подростка? Отрок! А совсем юная девушка - отроковица! Так вот, дорогие наши сверстники, отроки и отроковицы, приглашаем вас к сложному и откровенному разговору.

Да, друзья, вы не ошиблись - именно к разговору, потому что вторая особенность нашей книги в том и заключается, что ее авторы - самые обыкновенные российские старшеклассники. Нам кажется, что этот факт еще одно свидетельство искренности авторов, ведь, чего греха таить, нынешние подростки далеко не всегда доверяют взрослым, потому как многие из них за время так называемых реформ не раз и не два меняли свои убеждения.

Кроме того, книга наша - это собрание писем, писем к другу, так мы именуем тебя, наш дорогой читатель. Сейчас принято общаться с помощью Интернета или посылать короткие отрывочные 8М8 - сообщения, а вот о таком жанре, как эпистолярный, многие просто забыли. Между тем, давай подумаем, может ли состояться серьезный разговор, если собеседники будут использовать какие-то отрывочные фразы вместо нормальных предложений? Так что, не обессудь, решили мы возродить старинный жанр, столь любимый прежде отечественной словесностью. Итак.

Письмо первое. Как все начиналось

Здравствуй, дорогой друг!

Вот интересно, в какой части нашей великой страны ты живешь? А может, ты житель какой-либо из стран СНГ или Прибалтики, нам кажется, что это тоже наша родина, там тоже говорят по-русски, там тоже молодые люди проводят бессонные ночи в поисках ответов на мучительные вопросы, там тоже читают Пушкина и Достоевского. А знаешь, почему зашел разговор о географии? Да просто потому, что сейчас, когда мы пишем это письмо, в том городе, где мы живем, самая настоящая зима: мороз, сугробы, удивительно ясно различимые звезды на ночном небе. А ты, наш читатель, может быть, живешь на берегу моря? Или ты, наоборот, хорошо знаешь, что такое Север? Очень хочется познакомиться ближе, понять твою жизнь.

Если говорить о нас, то, как ты, наверное, уже понял, мы жители центральной России, наша родина - город Старый Оскол Белгородской области. Когда-то это был маленький уездный городок Курской губернии, где проживали в основном купцы, а ныне это один из центров черной металлургии нашей страны, где действуют такие промышленные гиганты, как Стойленский горно-обогатительный комбинат и Оскольский электрометаллургический комбинат.

Город наш очень интересен в том плане, что в нем как бы соединились разные эпохи. В центральной части - здания еще XIX века, это бывшие купеческие особняки, училища, гимназии, здесь же «хрущевки» - немые свидетели бурных 50-60-х ; к центру прилегают районы, застроенные одноэтажными частными домами, - слободы Дамская, Ездоцкая, Стрелецкая, Ямская, а еще дальше -суперсовременные микрорайоны. Знаешь, мы надеемся, что ты когда-нибудь сам приедешь к нам в гости и все увидишь собственными глазами.

Хотим только тебя предупредить, что живем мы в одном из старых районов города - в районе железнодорожного вокзала, здесь в основном о дно-двухэтажные дома, рядом с нами - слободы Дамская и Стрелецкая. Нашей школе, представь себе, сто лет. Правда, здание построено в 50-е годы, этакий шедевр сталинского ампира.

Так вот, сидим мы как-то на уроке в прошлом году, зима такая же морозная, немножко скучаем, потому что учительница задерживается, но сильно хулиганить себе не позволяем. Видишь ли, стены родных пенатов не позволяют. Болынущие окна, просторные классы, высокие потолки - все это обязывает, чувствуешь себя почти что гимназистом. Да и честь семьи уронить нельзя, знаешь ли, школа имеет давнюю историю, здесь мамы с папами учились. И тут заходит в класс учительница, да не одна, с ней человек в рясе, мы так понимаем, священник. Оказывается, у нашей школы есть духовный наставник - это священник Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой отец Андрей. Надо тебе сказать, читатель, в самом центре нашего города в первые годы советской власти почти все церкви были разрушены, а вот в слободах сохранились. Их там не тронули, решили: «Все равно окраина!» Да не могли, видно, предугадать, что эта окраина когда-нибудь центром станет.

В классе у нас воцарилась необыкновенная тишина, мы как будто ощутили, что священник - это не то что учитель, это неизмеримо выше(не у обиду учителям будет сказано). Отец Андрей - еще молодой человек, у него удивительно проницательные голубые глаза, низкий голос. Он рассказывал нам о Рождестве, отвечал на наши вопросы, а потом вдруг спросил нас: «Ну а вы-то как свою жизнь представляете? К чему стремитесь? Какой видите свою будущую семью?»Мы то ли от неожиданности вопроса, то ли от предвкушения новой информации промолчали. И тогда стал говорить священник. Отец Андрей представил нам книгу прибалтийских авторов Романа Янушкявичуса и Ольги

Янушкявичене «Основы нравственности», адресованную старшеклассникам, и привел оттуда такие факты.

Оказывается, в 1897 году в Российской империи была проведена перепись населения. В стране тогда насчитывалось 129 миллионов 211 тысяч жителей. По прогнозам, в 1985 году в России должно было проживать 400 миллионов жителей. Однако численность населения страны в 1997 году - всего около 147 миллионов человек. Из-за большой смертности и малой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 миллиона человек. Ученые считают, что если численность населения и в дальнейшем будем уменьшаться такими темпами, то через 60-80 лет наша страна может просто исчезнуть.

За последние 10 лет - время реформ - рождаемость уменьшилась почти в два раза: с 17,2 младенца на 1000 человек в 1986 году до 9 младенцев в 1996 году.

Отец Андрей привел нам слова из обращения к молодежи патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от мира того, в котором я прошел всю свою жизнь - за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка. Общество, в котором будете жить вы, будет более жестоким. Я надеюсь, в нем будем меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, выбору, непрестанной активности, к борьбе за выживание и успех. А бремя свободы всегда жестко, всегда трудно. Общество, в которое вы войдете(или в которое введут вас), будет небывалым в истории. Это не похвала ему. Это - предостережение к вам.

Дело в том, что впервые общество конкурентной экономики будет создаваться в условиях духовной разрухи.

Я - монах, и у меня нет семьи и нет детей. Но я знаю, ради чего я отказался от этой величайшей земной радости. Можно отказаться от любви к одному человеку и к тем, кто появляется на свет как плод этой любви, ради другой, большей любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению людям. Но мне чрезвычайно горько видеть, как много молодых людей отказываются от детей ради совсем иных, абсолютно несоизмеримых целей - ради житейского благополучия. И не просто отказываются от них, а убивают их, не дают им даже родиться. Мир, в который вы вступите, может стать миром нераскаянных убийц, которые даже не поняли, что они совершили, на что они дали согласие. Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир. »В классе стояла, что называется, громкая тишина. А отец Андрей, упрощавшись, оставил нам видеокассету с записью фильма производства православного канала «Радонеж», чтобы продолжить разговор.

Письмо второе Голос за кадром

Здравствуй ,дорогой друг!

Надеемся, что первое письмо заинтересовало тебя и ты с нетерпением ждешь рассказа о фильме. Ну что ж, читай дальше, только настройся на серьезный разговор, пожалуйста. Вот представь себе. Огромная аудитория, но людей нет, пустота. Вот такое ощущение, будто осознаешь, что такое пустота. На самом деле, впечатление, видимо, потому что первое, обманчивое. Камера выхватывает из этой пустоты лицо человека, о чем-то размышляющего. Понятно, это, скорее всего, лектор готовится к выступлению. И голос за кадром. Молодой человек рассказывает о том, что в его жизнь вошла ненависть и он не знает, как должен поступать. А потом голос преподавателя, заинтересованный, понимающий. Евгений Андреевич (позднее мы выясним, что его так зовут) спрашивает, как давно это продолжается.

Так, может быть, это рефлексия? И вовсе не будущую беседу с молодыми людьми, а уже состоявшуюся, успешную, заставившую многих размышлять о собственной жизни обдумывает православный лектор? Тогда можно только восхититься красотой его души: все прошло благополучно, а он все думает, в чем-то сомневается. Но вот звонок, и мы оказываемся на занятии.

В зале -такие же подростки, как и мы. Кто-то не по годам серьезен, а кто-то на первых порах нарочито равнодушен, жует жевательную резинку, переговаривается с соседом. Но это только поначалу, потом мы увидим, как будут сжиматься от духовного напряжения чьи-то кулаки, как наполнятся светом глаза. Разговор идет о том, что такое любовь, семья.

Мы с подругой смотрим фильм «Начало» осознанно, поскольку после встречи с отцом Андреем решили изучить вопрос об идеале женщины в православной культуре, и естественно, обращаем внимание на те моменты лекции, которые касаются этой проблемы. Прежде всего вспоминается жуткая история, дающая представление, однако, о нашем поколении. Евгений Андреевич начал свое выступление с нее. Он рассказал, как однажды во время его лекции одна девушка демонстративно сидела на коленях у молодого человека и доказывала, что в сексе ничего позорного, а тем более опасного нет, если предохраняться. Не правда ли, знакомая картина? Согласись, что многие наши сверстники так думают, считая, что современные средства контрацепции позволяют вести интимную жизнь уже подростком, еще до брака: получаешь наслаждение и только.

Знаешь, что ответил на это Евгений Андреевич? Он очень искренне рассказал историю своего 40-летнего друга, влюбившегося в 18-летнюю девушку, настолько искренне, что аудитория замерла и навсегда забыла о своих жевательных резинках. Оказывается, Евгений Андреевич был кришнаитом, а потом пришел к православию. Его друг -высокого класса йог, Евгений Андреевич с ним много спорил по вопросам религии, но это не мешало им дружить.

Однажды ночью йог вошел в транс и на духовном уровне соединился с объектом своих мечтаний. Представь, два эти человека находились в разных концах Москвы, а утром наш герой ощутил страшные боли в спине. Врачи поставили диагноз-защемление нерва, недуг, который приобретается не сразу. Оказывается, девушка , в которую был влюблен друг Евгения Андреевича, его вовсе не любила, а любила другого, и этот другой страдал защемлением нерва. Евгений Андреевич говорил о том, что проститутки древности денег за свои услуги не брали, их цель -уловлять в свои сети, а значит, и в сети своего культа, мужчин, ведь они жрицы любви. , потом лектор начертил на доске весьма интересную схему. Две точки-молодые супруги. Допустим, у девушки до брака было десять любовников, и со всеми из них теперь связан ее муж. А если у каждого тоже было по десять любовниц? Сколько человек опутано этой паутиной? «Вот почему люди не могут себе позволить спариваться, как собаки» -подытожил лектор.

А как же нужно строить отношения в браке? На началах любви, духовной близости. Девушка должна ощущать, что хочет выйти замуж за определенного человека, а не просто вообще выйти замуж все равно за кого. Много спорили ребята с Евгением Андреевичем о том, кто должен быть главой семьи, настаивая на равноправии. А он им ответил: «Где вы видели в природе равноправие? Везде царят иерархические отношения. Возьмите листок и корень. Где же здесь равноправие? Но оба важны. Главой семьи должен быть мужчина».

Не знаем, как ты, а мы открыли для себя много нового. Мы как-то привыкли к тому, что подростки -по одну сторону баррикад, а родители, учителя -по другую. Мы им говорим о независимости, самостоятельности, а они нам так плоско, глупо -все в духе «Как бы чего не вышло!»

Почему они не умеют разговаривать с нами, как Евгений Андреевич?

Письмо третье. Предостережение опального монаха

Милый друг!

Ты, наверное уже понял, что мы стали буквально жить одной темой. Знаешь, оказалось, что многим ребятам в нашем классе это интересно. Они стали приходить в библиотеку, читать и обсуждать книгу «Основы нравственности». Некоторые на этом не остановились и ознакомились с интереснейшим учебником А. В. Бородиной «Основы православной культуры». На переменах даже самые хулиганистые мальчишки спорили о фильме «Начало».

Когда мы узнали, что с помощью отца Андрея в библиотеке будет организован для нас урок информационной культуры в форме презентации книги о воспитании девушек в христианском духе, сам понимаешь, мы заинтересовались, и тема нас нисколько не смутила. Светлана Павловна нас только просила узнать об истории феминизма и подумать над этой проблемой.

И вот побежали первые ручьи, а наш класс отправился не на улицу праздновать наступление весны, а в библиотеку слушать сообщение о книге православного писателя XIX века иеромонаха Порфирия (Левашова) «О воспитании девиц в духе истинно христианском» и спорить о том, что дал миру феминизм.

Сейчас в нашей стране широко известно такое изречение: «Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум; слово Истины будет в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». Однако далеко не все знают, кем сказаны эти воистину пророческие слова. Принадлежат они подвижнику XIX века, который никогда не стремился к мирской славе, претерпел множество лишений и окончил свою земную жизнь смиренным иноком. Имя его -иеромонах Порфирий, в миру Петр Левашов.

Иеромонаху Порфирию было присуще чувство справедливости и любви к ближним, к родному Отечеству. Он глубоко переживал любое отступление от христианских нравственных начал в жизни общества. Отец Порфирий не мог равнодушно смотреть на то, как торговцы-откупщики, пользуясь предоставленными им льготами, спаивали народ дешевой водкой. Он направил Императору Николаю I прошение, в котором настойчиво призывал монарха отменить откупную систему торговли спиртными напитками и указывал на другие непорядки в управлении страной.

Ответом была ссылка на Валаам, где отца Порфирия (тогда еще иерея Петра) несколько лет держали в строгой изоляции. Но сломить его не удалось. К священнику стали приходить и приезжать лица разных званий. Одни хотели его видеть, другие получить совет, третьи - утешение. Отказывать богомольцам не желалось так же, как и нарушать распоряжение высшей власти о недопуске посетителей к отцу Петру.

В мае 1957 года отца Петра перевели в Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды. Но северный болотный климат разрушительно действовал на здоровье священника. Он просил перевести его в Глинскую пустынь, которая известна была ему по строгости иноческой жизни.

После вступления на престол Александра II отец Петр послал на высочайшее имя новое прошение об отмене откупной торговли спиртными. На сей раз его просьбу приняли во внимание. Откупная система была отменена. Государь распорядился освободить отца Петра из-под надзора.

Остаток дней священник провел в Глинской пустыни, здесь отец Петр Левашов принял монашеский постриг с именем Порфирий. Одаренный талантом слова, иеромонах Порфирий писал стихи и статьи на богословские и религиозно-нравственные темы. В духовном журнале «Странник», который выходил в Санкт-Петербурге, было опубликовано множество его сочинений, среди них-«О воспитании девиц в духе истинно христианском».

«Ничто так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет, а страх Божий облекает жену в красоту неувядаемую. Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница»,-так начинает свой труд иеромонах Порфирий.

Православный мыслитель хочет привести своего читателя прежде всего к идее о назначении женщины. По замыслу Божию первая жена предназначалась быть помощницею своего мужа. Творец хотел, чтобы человек, образ и подобие Его, развивал свои внутренние силы и постепенно восходил по лествице совершенств. В этом великом деле первая жена должна стать сотрудницею своего мужа.

Из-за утраты невинности праматерью, судьба женщины подверглась новому назначению - скорбному, трудному и грозному.

«. В болезни родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет»(Быт. ,3,16). Теперь на женщину ложится обязанность разделять многочисленные труды и заботы мужа, благодушно переносить суровость и все странности его характера, содействовать просвещению ума и сердца детей.

Иеромонах Порфирий говорит: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу. Когда пала праматерь, не устоял и праотец -и все подверглось крушению».

Далее начинается спор с новыми идеями воспитания девушек, мы бы сейчас сказали, с идеями феминизма. «По образу нынешнего воспитания девиц можно подумать, что они принадлежат не семейному кругу, а свету, ибо принято за правило учить их искусству нравиться. » Такая девушка, став супругой, отяготит своего мужа, она будет искать лишь развлечений. Что полезного она может дать детям? Главная и настоящая цель воспитания -благочестие.

Иеромонах Порфирий размышляет о том, нужна ли женщине ученость и как могут повлиять на нравственный облик женщины иноземные обычаи. По мнению религиозного философа, путем учености женщина уклоняется от своего назначения, привязывается к таким занятиям, которые несообразны с ее положением. Если же говорить об иноземном влиянии, то нужно положить такое правило: «Охраняй собственность твоего народа». Иеромонах Порфирий так заканчивает свой труд, обращаясь к родителям: «. Дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию. »

Мы потом говорили о Жорж Санд, об истории феминизма, спорили о том, совместимы ли такие понятия, как женщина и наука, женщина и свобода, независимость, но к единому мнению так и не пришли. Была ли счастлива советская женщина, узнавшая не только независимость, но и тяжесть труда, порой мужского, заменившая семейное воспитание детсадовским и массово-школьным?. Если феминизм привел западные страны к демографическому кризису, так ли необходимы его идеи? Может, опальный монах вовсе не консервативен? А как думаешь ты? письмо четвертое

О целомудрии

Здравствуй, наш дорогой друг!

Вот представь: осень, мы стали на год взрослей, перешли в 11, выпускной 3^ класс. Еще не успели осознать, что это такое, но в школу ходим гордые, счастливые. Рядом с нашей школой находится парк, там много старых деревьев, их осенняя красота доступна нам и утром, когда идем на занятия, и днем, когда на переменках засматриваемся в школьные окна, и вечером, когда гуляем по парку с друзьями.

Этой долгой осенью мы решили продолжить наше небольшое исследование и обратились теперь уже к работам современных христианских мыслителей об идеале женщины в православии. Прежде всего хочется рассказать тебе о книге православного священника Бориса (Ничипорова) «Введение в христианскую психологию»(М. ,1994), которую мы отыскали в библиотеке храма Александра Невского.

Борис Ничипоров -сельский батюшка, настоятель Ильинской церкви села Селихово, что близ города Конаково в Тверской области. Молодой ученый, преподаватель столичного университета, блестяще защитивший диссертацию на степень кандидата психологический наук, переехал из Москвы в глубинную российскую провинцию, решил принять сан. В начале 80-х годов, период далеко не благополучный для Русской Православной Церкви, это был мужественный поступок.

В книге отца Бориса есть глава «Воспитание девочки-христианки». Священник в ней размышляет о духовном просвещении и воспитании будущих жен и матерей. Православный мыслитель считает, что у современных девочек так же, как и у мальчиков, есть общий нравственный порок-праздность души. Механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему праздности, то есть некоей пустоты души.

В наше время чрезвычайно важным является восстановление подлинных идеалов русской девушки. Сегодня эта сфера смещена и доведена до абсурда. Идеалы, которые культивирует ныне общественное сознание, следующие. Первый расхожий идеал-девушка как фотомодель. Исходной точкой является не сердце или ум, а бедро. Все должно быть от бедра и не выше бедра; и мысли, и желания, и чувства.

Второй идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную его безнравственность, - девушка как блудница. Само это занятие все меньше и меньше порицается в обществе. Отец Борис пишет: «Основополагающим и положительным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери. В связи с этим главным охранительным нравственным чувством, которое всегда формировало облик русской девушки, было (и есть сегодня и будет всегда)-целомудрие». Что такое целомудрие? Целомудрие - это хранение своего тела и души в чистоте и целости для Бога и мужа. Кроме этого главного и фундаментального нравственного чувства у девочек, можно говорить и о других. Это - терпеливость, жалость и милосердие. Это и хозяйственность, то есть особая домашность девушки - будущей жены и хозяйки.

О целомудрии размышляет и протоирей Артемий Владимиров в книге «Учебник жизни»: «Есть такое явление - «телегония»». Специалисты считают, что породистая сука, которую не уберегли хозяева для законной случки, возымев знакомство с деревенским одноухим Бобиком, уже считается испорченной. И не просто считается: ее потомство не будет носить признаков породы».

По мнению отца Артемия Владимирова (а его труд мы тоже отыскали в библиотеке), разврат прежде всего отражается на складе человеческой души. Детская душа лишается природных добродетелей: ясности ума, умения схватывать на лету, проницательности, радости сердца и ощущения жизни как полноты бытия.

В наши дни распространились пробные браки. Чтобы брак был счастливым, он не должен быть пробным. В церкви над головами брачующихся носят венцы - символ мученичества. Ведь человек решается жить для другого, перешагнув через свой эгоизм и отказавшись от жизни лишь для себя. И не на один день или на два года, а на всю жизнь. И это действительно мученичество, подвиг. Мы решили поподробнее познакомиться с таким понятием, как телегония, и обратились к отцу Андрею, но об этом уже другое письмо.

Письмо пятое. Неувядаемые цветы

Дорогой друг!

Как ты помнишь, мы задумали пригласить отца Андрея, чтобы он разъяснил значение таинственного понятия, но прежде решили побывать в том храме, где служит священник. Мы взяли с собой еще и пятиклассников и отправились в путь. В храме нас встретили отец Андрей и одна из служительниц Светлана Ивановна, вместе они провели для нас небольшую экскурсию. Отец Андрей рассказал о храме, а Светлана Ивановна об его иконах, среди которых много старинных, а еще и чудотворная. Свято-Троицкая церковь построена в 1730 году в центре слободы Стрелецкая, при рукаве реки Оскол.

Кирпичный храм выполнен в архитектурном стиле барокко, участок церкви огорожен забором с ажурными коваными решетками и воротами.

На восьмерик храма поставлен невысокий барабан с нишами-экседрами, с поставленными в них скульптурами 12 апостолов. Северный и южный приделы подчеркнуты портиками с четырьмя тосканскими полуколоннами, завершены приделы треугольными полуфронтонами с полуциркульными окнами по их осям. По продольной оси храма поставлена столпообразная колокольня с шатровым верхом. Все помещения имеют сводчатые перекрытия и сообщаются через арочные проемы.

Главный придел освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1823 году освящен правый придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1826 году левый во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В храме три алтаря, они полукруглой формы, отделены стенками с пролетами, своды круглые и лежат на стенах. Окна узкие, продолговатые, сведены вверху дугообразно. В центральном алтаре - три окна, в остальных -по два. Иконостас в церкви 3-х ярусный, деревянный, замечательный по архитектуре и исполнению - один из немногих сохранившихся иконостасов 18-го века. Резного дерева, позолоченный, выполнен в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром.

Нас поразили храмовые иконы. Среди них есть созданные в 19 веке на горе Афон -иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Ктиторская». Мы были в храме в ясный зимний день и заметили, как высвечивает солнце тончайшие золотые нити на иконах -таково филигранное афонское письмо. Пятиклассников заинтересовала икона святого Харлампия: уж очень она необычна. В центре - крест, а по краям уже еле различимые фрагменты жития.

Есть в храме и древняя особенно чтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Существуют разные версии появления иконы в церкви: по одной она была обретена на месте самого древнего поселения людей в городе, по другой -возле целебного источника. А возможно, икона находится в храме еще с той поры, когда в нем размещался мужской монастырь во главе со старцем Ефимом, было это в 18 столетии, Екатерина II монастырь упразднила.

Известен случай, когда в 19 веке пришедший пешком в храм из села Орлик со своей сестрой слепорожденный мальчик возле этой иконы исцелился. Чудеса происходят и в наши дни. Однажды в храме появилась новая прихожанка, молодая красивая женщина. Она довольно часто посещала богослужения, а когда подходила к иконе Божией Матери, какая-то сила отталкивала женщину и не давала ей приблизиться к иконе, новая прихожанка падала ниц и неистово молилась.

Но вот наступил момент, когда женщина посетила церковь в последний раз: она объяснила служителям, которые были тогда в храме, что жизнь ее наладилась, она уезжает навсегда в деревню, кроме того, она исцелилась, а от чего, уточнять не стала. Женщина оставила в дар иконе свой золотой перстень. Еще один случай, который произошел недавно, запомнился прихожанам и служителям. В последние годы установлен праздник Белгородских новомучеников, в этот июньский день в Белгороде обычно проходит крестный ход, в нем обязательно принимают участие прихожане одного из старейших в области храмов, привозят они с собой и чудотворную икону. Светлана Ивановна плетет для иконы венок из живых цветов. Но вот несколько лет назад праздничный день в Белгороде выдался очень жаркий, устройство для опрыскивания цветов сломалось, и прихожане приуныли, но ненадолго. К их удивлению, ни один цветок не увял, а когда икона вернулась в храм, венок был невредим еще целый месяц. Нам подумалось, что эта история тоже имеет отношение к нашей теме. Для верующих девушек именно Богородица-воплощение нравственной чистоты. Цветы, которые не вянут -это знак того, что кое - что сдвинулось в жизни нашей страны, люди наконец-то обрели веру, вспомнили о страдавших за нее в 20 веке и Богородица это заметила. Но достойны ли мы ее любви?

Письмо шестое Что такое телегония?

Мой дорогой друг, во время встречи в храме отец Андрей подарил нам книгу «Целомудрие и телегония. Православная церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий» и пообещал сам провести духовную беседу в нашем классе на эту тему.

Недавно встреча с пастырем состоялась. Так что же такое телегония? К сожалению, в словарях и энциклопедиях ты не найдешь расшифровки этого термина. «Теле»-обозначает «вдали, далеко». «Гония»-обозначает половые железы, гормоны. Телегония -далекие половые гормоны. Это понятие в наш сексуально просвещенный век необходимо тщательно рассмотреть, потому что половые контакты в конечном итоге направлены на продление рода, а не на сиюминутное удовлетворение греховного соблазна.

Однажды на лечение к доктору Николаю Рассказову поступила молодая женщина, которая пыталась покончить жизнь самоубийством. Все попытки выяснить причину суицида не приводили к результату. Удивляло и то, что к жене в больницу не приходил муж.

Помогло психологическое обследование матери пациентки. Удалось выяснить, что во время одного из международных молодежных мероприятий мать больной увлеклась симпатичным чернокожим молодым человеком, вступила с ним в интимную связь. В тот момент она была девственницей и планировала выйти за него замуж, однако юноша этого не желал. Мать пациентки не забеременела, быстро забыла этот неудачный опыт и скоро вышла замуж. У нее трое детей, все они белокожие, но неожиданно старшая дочь, счастливая в браке, рожает чернокожего ребенка.

Примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия. Опыты прекратили и постарались забыть о них, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов! Ошеломленный научный мир дал определение этому явлению - телегония. Можно назвать двух исследователей телегония -это современники Ч. Дарвина профессор Флинт и Феликс Ледантек. Последний оставил после себя книгу «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты», где есть глава «Телегония, или влияние первого самца».

Специалисты-собаководы давно знают, что первая вязка с непородистым псом, даже если сучка не забеременеет, имеет большое значение. В будущем от нее породистых щенков не будет. А помните такое часто слышимое выражение: «Замечательные родители. В кого же сын (дочь) таким уродился?»

Все религии в один голос говорят о необходимости нравственности, у всех духовно развитых народов блудниц презирали.

Многие ребята начали спорить с отцом Андреем, защищая «свободную любовь», а он прочитал им слова Артемия Владимирова: «То, что духовный мир существует, признается уже и наукой». Тогда спорщики умолкли.

Письмо седьмое Новое поколение выбирает.

Здравствуй, мой дорогой сверстник!

А что думаешь ты по поводу создания семьи? Кто является для тебя идеалом женщины? Насколько твой взгляд на супружеские отношенения согласуется с православной практикой? Далеки ли сегодня молодежь и церковь?

Мы решили провести микроисследование среди школьников 9-х и 11-х классов, в опросе принимали участие 37 девятиклассников и 50 одиннадцатиклассников (2 класса).

Вот какими были вопросы анкеты:

1. В каком возрасте, по-твоему, можно создавать семью?

2. Какими чертами характера должна обладать твоя избранница (избранник)?

3. Допустимы ли, по-твоему, добрачные интимные отношения?

4. Хотел (а) бы ты иметь детей?

5. Сколько бы ты хотел(а) иметь детей?

6. Кто в семье должен быть лидером?

7. Кто для тебя является идеалом женщины? Анкетирование проводилось анонимно.

49% девятиклассников считают, что семью можно заводить после 20 лет, 30,7% называют возраст 18 лет. У шестнадцати - семнадцатилетних подростков картина несколько иная: 63% считают допустимым возраст после 20 лет, 5% определяет возрастную границу для брака в 25 лет.

Рейтинг качеств избранника или избранницы для девятиклассников таков:

1. честность - 57,6%

2. красота-50%

3. доброта - 26,9%

4. мужество, смелость - 23%

5. ум-22,1%

Для одиннадцатиклассников:

1. честность - 77,2%

2. доброта-50%

3. красота - 27,2% мужество не называют, один опрошенный упоминает смелость,

4. ум-21%.

Подростки младшего возраста, как видим, в большей степени учитывают внешнюю красоту, для них важно мужество, потому что они, скорее всего, чувствуют себя незащищенными. Интересно, что и те, и другие во главу угла ставят честность, а значит, ,преданность, верность.

65,3% девятиклассников, отвечая на вопрос о допустимости интимных отношений, отвечают «да», 54,5% одиннадцатиклассников думают так же, при этом около 10% из них делают приписки: «если любовь большая», «после 18 лет», «но лучше после свадьбы» (4% девятиклассников).

Только по одному опрошенному из каждой группы не желают иметь детей, большинство хотело бы двух (81% одиннадцатиклассников и 53,8% девятиклассников).

18% одиннадцатиклассников хотели бы иметь 3 детей, девятиклассники такую цифру вообще не называют.

76,9% девятиклассников считают мужчину лидером в семье, а также

68% одиннадцатиклассников. (равноправие 15% и 26%)

46,1% девятиклассников не имеют женского идеала, для 19,2%-это кинозвезды, причем половина называют Памелу Андерсон, по 11% называют маму или учителей.

31,8% одиннадцатиклассников идеалом считают маму, 27,2% - звезду кинематографа (здесь лидер Анжелина Джоли, 9,1%), удивительно, но один опрошенный назвал Богородицу.

Подростки хотели бы создать семью, хотели бы иметь детей, но они не выбирают многодетную семью, приветствуют добрачные отношения. Ответы на вопрос об идеале говорят о размытости нравственных ориентиров, потере чувства патриотизма, засилье массовой культуры. К сожалению, школьники младшего возраста менее консервативны (кроме вопроса о лидерстве), хотят иметь меньше детей, чем их старшие сверстники, затрудняются определить свой идеал. Видимо, пропаганда вседозволенности дала свои плоды.

Вместо заключения

Ты спросишь: зачем вообще этот опус? Православный писатель Андрей Кураев написал книгу «Все ли равно, как верить?», где есть такие слова: «Духовное пространство-это пространство войны. Здесь легко не заметить ловушки, легко подставить себя под удар, думая, что ты попал в чьи-то ласковые объятия. Как на всякой войне, здесь есть свои раненые». Ответь: все ли равно, как жить?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)