Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Древнеегипетские боги.

Я интересуюсь историей. Сейчас я увлёкся древним Египтом. Моя цель- побольше узнать об этой стране, изучить историю древнего Египта. Меня очень интересует, каким богам поклонялись древние египтяне. Читать и узнавать о древнеегипетских богах – очень увлекательное занятие. И я поставил себе задачу – научиться пользоваться различными источниками информации.

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные существа – боги. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молились о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища – храмы. Они вытесывали из камня большие статуи богов или делали маленькие фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в его изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки.

При храмах находились жрецы – служители бога. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Верховный жрец входил во внутреннее помещение храма, где жил бог. Он совершал священные обряды – натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.

Египтяне – политеисты.

Египтяне были политеистами, поклонялись многочисленным (2000) богам

У каждой провинции Египта было своё божество, в честь которого в главном городе непременно строился храм. Этот бог со своей женой и сыном составлял триаду.

Египетские божества четко различались по внешнему виду и поведению. Большинство из них были гетерогенны, то есть имели тело человека и голову какого-либо животного. Существовали и зооморфные божества, представавшие в облике животного, как, на-пример, священный бык Апис. Анубис, хранитель загробного мира который взвешивал души умерших, изображался с головой шакала.

Священный город Гелиополь был центром культа Атума-Ра, который из своего семени или слюны породил двух близнецов: сына Шу, бога воздуха, и дочь Тефнут, богиню воды. А они родили Нут, богиню неба, и бога Геба, символизировавшего землю.

У Нут и Геба было четверо детей - Исида, Осирис, Нефтида и Сет, все они имели человеческий облик. От Осириса и Исиды родился Гор.

Египтяне верили, что Ра, Шу, Геб, Осирис и Гор были первыми царями, и что после них Тот, бог мудрости, правил страной более 3200 лет.

Амон-Ра.

Известным предметом культового поклонения был Бенбен, священный камень конической формы, возможно, часть метеорита. В Гелиополе ему поклонялись как космической святыне, поскольку считалось, что именно там, на холмах, появилась первая заря. В этом месте, по традиции, была установлена священная колонна, а на её вершине поместили Бенбен, символ солнца, бога Амон-Ра. Точнее, монолит сначала символизировал древо, которое после соз-дания мира росло на острове Сотворения, участке земли, от которого отступила вода после потопа и на котором родился Амон-Ра.

Самым главным, прекрасным богом египтяне считали Солн-це. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон – Ра. Каждое утро появлялся на востоке Амон – Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной лодке. На голове бога осле-пительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амона-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь бог света Амон – Ра вступает в смертный бой с бо-гом тьмы, свирепым змеем, имя которого Апоп. Сражение продолжалось всю ночь. Когда повержен змеей, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Сына-первенца Амона-Ра звали Хека. Он олицетворял магию и, будучи рождённым из «всего», имел власть над всеми богами.

Осирис. Исида. Гор. Сет.

Из девяти богов гелиопольской эннеады три представляют особый интерес, потому что они связаны с великой пирамидой. Это Осирис, царь вечности и бог бессмертия, его сестра и жена Исида и их сын Гор.

История Исиды и Осириса прославляет наиболее ценные для египтян чувства: супружескую и сыновнюю любовь, верность до гробовой доски. Этот миф даёт надежду любящим сердцам: он на-полнен безмерной радостью возрождения и показывает, что суще-ствует возможность победить смерть.

В далёкие времена Осирис, первенец бога земли Геба и боги-ни неба Нут, женился на своей сестре. Правили они вместе по спра-ведливости и во благо. Осирис ведал науками, в том числе медици-ной, и сельским хозяйством; его жена покровительствовала искус-ствам и домашнему труду. Осирис, символизировавший жизнь и добро, был убит из ревности и зависти своим братом Сетом, символом зла, измены и хаоса. Однажды Сет, притворившись, буд-то хочет отпраздновать возвращение своего брата из путешествия, устроил пир. Во время пира он приказал внести в зал дорогой сундук и пообещал подарить его тому, кому он будет в пору, а чтобы это узнать, нужно в него лечь. Многие безуспешно пытались это сделать. Дошла очередь и до Осириса. Как только Осирис лёг в саркофаг, крышку закрыли, а саркофаг бросили в Нил. Сундук проплыл дельту Нила, а потом его прибило к берегу, где саркофаг зацепился за ветки тамарикса. Пока Сет незаконно правил Египтом, отчаявшаяся Исида упорно продолжала искать тело своего мужа. Найдя, она спрятала его среди зарослей папируса в болотной местности дельты реки. Много ночей провела Исида рядом с умершим мужем Осирисом и чудесным образом забеременела от него.

Но Сет нашёл тело брата, разрубил его на четырнадцать час-тей и разбросал по обширной территории Египта.

Родив Гора, чьё имя означает «мститель за отца», Исида не могла успокоиться, пока не собрала части тела своего мужа, не хва- тало только фаллоса, съеденного рыбой. И повсюду, где Исида на-ходила части тела своего супруга, она приказывала возвести храм.

Тайно вскормленный матерью, повзрослевший Гор пожелал отомстить за отцовскую смерть, убив Сета. Сражение было тяжёлым, Сет бился жестоко, и Гор потерял один глаз, но вышел победителем и попросил у богов восстановить своё наследственное право на управление египетским царством. Те выслушали его только тогда, когда Осирис дал понять, что, если просьба его сына не будет удовлетворена, он перенесёт всех богов в ад.

Исида, прозванная «великой волшебницей» за то, что она прибегла к магическим практикам как для того, чтобы собрать ос-танки своего мужа, так и для того, чтобы защитить Гора, забальза-мировала тело Осириса, превратилась в коршуна и, взмахнув кры-льями, вдохнула в него жизнь.

Исида считалась также покровительницей мёртвых, её часто изображали кормящей ребёнка, на многих саркофагах присутствует символ Исиды – крылья. Считалось, что её крылья могут принести новую жизнь усопшим. Осирис оставался богом Дуата, царства умерших, получивших искупление благодаря доброму поведению в земной жизни и заслуживших жизнь вечную.

Египтяне считали, что при жизни фараон являлся воплоще-нием Гора, а после смерти становился «Осирисом».

Как и другие народы, египтяне обращались к символике цве-та. Они изображали Осириса с зелёным лицом. Зелёный цвет встречается в растительном мире (жизнь) и на лицах умерших лю- дей (смерть). Одежды окрашивали в белый цвет – цвет потусторон-него мира в его позитивном, духовном аспекте. При изображении Исиды египтяне использовали голубой цвет и его оттенки, морской лазури и небесно-голубой (море и небо - оттуда пришла жизнь).

Геб и Нут

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатёр неба. Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. Богиню неба Нут представляли огромной коровой; её тёмное тело усеяно звёздами. Но египтяне поэтично изображали небесный свод и в виде изогнутого аркой женского тела, опирающегося на землю лишь руками и ногами; солнце и луна перемещаются по небосводу.

(Однако подобные фантазии нужны были не для того, чтобы ввести в заблуждение; египтяне хорошо знали астрономию, науку, считавшуюся священной всеми великими цивилизациями. )

Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем. Их объединяла любовь. Но вмешалась богиня (бог) воздуха Шу и разлучила (разлучил) влюблённых. Шу повелела (по-велел) богине неба опереться о землю руками и ногами, выгнув те- ло. Каждый вечер Нут рожала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Ра, Нут прогла-тывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты – как свинья, пожирающая собственных поросят. » Дело кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.

Особым уважением пользовался бог мудрости Тот- у него го-лова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Его считали богом-строителем. Он своим голосом, силой слова мог излечить.

Царство мёртвых. Анубис. Маат.

Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мёртвых. Там тоже есть свет и тепло, в каналах течёт голу-бая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить там после смерти.

В царстве мёртвых распоряжался бог Анубис, которого изо-бражали с телом человека и чёрной головой шакала. Он приводит умерших на суд справедливости бога Осириса. Осирис сидит на троне, а перед ним в белых одеждах стоит покойный. Он клянётся, что не совершал дурных дел. Правдивость клятвы проверяют: серд-це человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини Правды Маат. Равновесие означало, что покойный был добрым и праведным человеком. Рядом с весами сидит свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло. А доброго человека пропустят на чудесные поля царства мёртвых.

Но для существования в царстве мёртвых человеку нужны те-ло, жильё и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохране-нии тела умершего, в которое могла бы вселиться его душа. Тело высушивали и обматывали тонкими бинтами – изготавливали му-мию. Мумию клали в гроб – саркофаг, на котором писали заклина-ния и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем

Обожествление фараона.

Древние египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а могущественный бог, и называли его сыном Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, - царь среди людей, населяющих Египет.

По их представлениям, без фараона, так же как без солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне просили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, коровы рожали телят, а овцы ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно было подчиняться воле фа-раона – не только люди, но и сама природа.

Священные животные.

Египтяне поклонялись священным животным. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой от- метиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа.

Себек, изображавшийся в виде крокодила бог Воды, который сотворил Нил из своего пота, особо почитался в плодородных рай-онах Египта. В искусственном озере содержали ручного крокодила по имени Себек. Его кормили отборной пищей, вешали золотые серьги, а на передние лапы надевали кольца.

Таурт была богиней-гиппопотамом, покровительницей роже- ниц.

Хатор – богиня любви – являлась в виде коровы.

Почитали Египтяне богиню Бастет – гибкую чёрную кошку – покровительницу женщин и их красоты.

Археологи находят в песках Египта целые кладбища священ-ных кошек, крокодилов, быков, похороненных по особым прави-лам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)