Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дрезденская картинная галерея - Библия для <<неграмотных>>

Со времен возникновения христианства умы художников и живописцев интересовали библейские сюжеты. Образы Пресвятой Девы Марии, младенца Иисуса, святых Великомучеников вдохновляли поэтов, художников и музыкантов разных эпох и народов на создание великих произведений искусства всех времен и народов. Евангельские сюжеты нашли отражение и древнерусской иконе, и в живописи, и в культуре эпохи Возрождения, и в музыке 18-19 вв.

Самой читабельной книгой и по сей день по статистике является Библия. Она переведена на 1907 языков. В Библии - в переводе с греческого <<Живая книга>> - передается вся палитра человеческих чувств: доброта - злоба, милосердие - равнодушие, щедрость - жадность, в ней можно найти ответы на разные жизненные вопросы. Именно поэтому великие мастера обращались к этой книге и черпали из нее сюжеты. Самые необычные картины на темы священных историй были написаны как раз теми художниками, которые читали Библию с наибольшим вниманием и благоговением. Лучшие художники (Тициан, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие) создали свои шедевры, вдохновленные идеей донести до мирян тему материнства, любви, страданий во имя человечества, самопожертвования, жертвенности. Иконы и росписи должны были в наглядной форме доносить до верующих содержание основных христианских догматов и подробно знакомить их с историей земного существования и обстоятельствами гибели Христа, Богоматери и Святых. В условиях, когда людей, владеющих грамотой и способных самостоятельно читать церковную литературу, было очень немного, все большую актуальность приобретали устная проповедь и визуальное изображение (во всех 3 видах изобразительного искусства - архитектуре, скульптуре и живописи).

В Дрезденской галерее старых мастеров представлены монументальные по размеру полотна с простыми величественными композициями, большей частью на библейские сюжеты. Эти залы, щедро украшенные изображениями, раскрывающими различные формы духовной деятельности человека и его стремление познать добро, истину, красоту - некое подобие <<Библии для мирян>>. Собрание работ старых мастеров (Джорджоне, Рафаэля, Каналетто, Дюрера и других) поражают своей торжественной величественностью. Шедевры дрезденского собрания всегда находили отклик в душе русского зрителя. Герцен признавался, что в них восхищает <<великое оконченное изящество, перед которым человек останавливается с благословением, со слезою, тронутый, потрясённый до глубины души, очищенный тем, что видел>>.

Главной целью мастеров был показ евангельских эпизодов именно как событий, т. е. того, что было на самом деле.

Многие картины посвящены важнейшим эпизодам из жизни Богоматери, <<семи радостям Марии>>: Введению во храм, Благовещению, Рождеству, Поклонению Волхвов, Воскресению, Сошествию Святого Духа.

Созерцая эти картины мы оказываемся в незнакомой стране Иудее, в древнем городе Вифлееме, где больше 2000 лет назад произошли те события, которые радуют и волнуют нас и сегодня. Очень трогательно в картине Джованни Батиста Чима да Конельяно <<Введение Девы Марии во храм>> выглядит фигурка девочки, решительная и целеустремленная. Глядя на картину всплывает сюжет из Библии: <<Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию, которой предназначалось стать матерью сына Божьего, который откроет людям вход в царство небесное, на 1 ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела 15 больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. Трехлетняя Мария сама, без посторонней помощи взошла по высоким ступеням, словно она уже была совсем взрослая. Там первосвященник встретил и благословил ее, как он это делал со всеми посвященными Богу>>.

Внизу в толпе прихожан мы видим потрясенных Анну и Иоакима, родителей Марии. И не зря на первом плане изображена символическая корзинка с горлицами для жертвоприношений, как символ предстоящих жертв, которые Мария принесет человечеству в виде своего сына.

В Библии мало что рассказывается о детстве Марии, но мы знаем, что она была глубоко благочестивою, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.

Монументальное <<Видение Святой Анны>>, сюжетом которого стала увиденная матерью девы Марии картина вознесения ее дочери, написано Джованни Батистой Тьеполо (1696-1770). Выразительные жесты ангелов, поддерживающих Марию, взгляды Анны, Иоакима и Марии, устремленные с упованием к Создателю, величественная поза Всевышнего, опирающегося на земной шар, придают картине смысловую законченность.

Трудно найти в мировом искусстве сюжет более распространенный, чем Рождение Христа. Слишком велико и значительно было событие в жизни людей, поэтому не случайно, что человечество именно от него ведет отсчет новой эры летоисчисления. Эпизоды священной истории предстали под кистью Франческо дель Косса в картине <<Благовещение>> с монументальной торжественностью. Мария, смиренно внемлющая ангелу, принесшему ей благую весть о ее Божественном предназначении, много молилась, держала строгий пост и читала священное писание, о чем в картине свидетельствует книга на столе и красное покрывало за спиной Марии. С неба благословляет свою избранницу Бог. В ее кротком повиновении отчетливо ощущается предчувствие грядущих страданий.

Измученные тиранией Ирода (царя Иудеи) люди жили в ожидании посланника Божьего, т. е. Мессии (спасителя по-еврейски). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который спасет Старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. И, о чудо, люди дождались, Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа. Во время рождения Христа великие чудеса происходили во Вселенной: забил из камня источник воды, источник благовонного масла забил в Риме и стал стекать в реку Тибр. В Испании показалось сверкающее облако, и на небе появилось3 солнца. В Иерусалиме во время зимы зацвели виноградники. Но самым чудесным событием было появление ангелов.

На всех полотнах Иисус не грозный воин, а беззащитный ребенок, т. к. его цель не завоевание, а спасение людей. Первыми узнали о рождении долгожданного спасителя пастухи. Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и Человек. Золото они принесли ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употреблялся при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому, что умерших помазывали тогда благовонными маслами).

История евангельских волхвов принадлежала к числу излюбленных тем тогдашних мастеров. Торжество поклонения волхвов разворачивается на переднем плане картины Антонио Аллегри Корреджо <<Поклонение пастухов, или Рождество>>. Корреджо следует традициям наглядного воспроизведения основ христианского вероучения: пастух только что вошел в полуразрушенный хлев и остановился, пораженный чудом - новорожденный Младенец буквально излучает яркое, озаряющее все пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Рождественским светом озарена и счастливая Мария. Пастух снимает шапку, собираясь поклониться Младенцу. Одна из служанок заслоняется от слепящего света, другая обратила радостное лицо к пастуху. В глубине, окруженный мраком, Святой Иосиф управляется с ослом. Яркое свечение не случайно выделяет Марию и ее Дитя и мы вместе с пастухом созерцаем чудо света - евангельского света, сияющего в темноте. Картина очень символична: свечение, исходящее от Иисуса как путеводитель для заблудших в мире мрака людей. Своды заполнил Корреджо клубящимися облаками и витающими в них ангелам, несущими благую весть. Смиренный Иосиф, группа ангелов, пришедшие поклониться Младенцу, пастухи словно оживают под кистью искусного мастера и повествуют о событиях давно ушедших дней.

В <<Мадонне со Святым Георгием>> трон, на котором восседает Мария с Иисусом, символизирует владычество Иисуса над Вселенной. Святой Георгий преподносит им в своих руках храм.

Никола Пуссен тоже часто использовал в своих картинах библейские мотивы. Он ориентировался на высокие духовные идеалы. Самой значимой стала его картина <<Поклонение волхвов>>, повествующей о событиях рождественской ночи. На фоне полуразрушенного храма, превращенного в хлев, Пресвятая Дева Мария склонилась перед волхвами и, заботливо уложив младенца на колени, творит над ним тихую молитву. Благоговейно склонили голову три восточных царя - мудреца: Мельхиор, Бальтазар и чернокожий Каспар.

Все поклоняются ему: любопытные поселяне, грозные воины и нищие скитальцы, любопытно глядящие на Богоматерь.

Святую Марию, женщину, мать воспели в своих произведениях многие художники. Образ Богоматери очень многогранен. На ее долю выпало трудное испытание - быть матерью сына Божьего. В нем ее счастье и горе. Ей довелось испытать и радость материнства, и чувство глубокой скорби из-за потери собственного Дитя: уже на 40 день после рождения Иисуса Христа она узнает, что переживет своего сына, увидит муки своего дитя и осознает, что не в силах что-либо изменить. Дрезденская картинная галерея располагает представительной коллекцией полотен, посвященных именно этому одухотворенному прекрасному образу: <<Святое семейство с Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем>> (Андреа Мантенья), <<Мария с Младенцем и Иоанном>> (Сандро Ботичелли), <<Мадонна во славе между Святым Стефаном с донатором и Святым Иоанном Крестителем>>, <<Мадонна с розой>> (Маццола Пармиджанино). Основная тема этих картин - образы, согретые теплыми и кристально чистыми человеческими чувствами: Мадонна с едва уловимой улыбкой смотрящая на своего маленького сына, младенец Христос, доверчиво прижавшийся к матери, и благоговейно склонившийся перед ним юный Иоанн Креститель, Святые, Симеон , пророчивший о грядущей его крестной смерти, и о неминуемых страданиях для нее. Вот как описывается этот эпизод в Библии - Симеон, обратившись к Марии, предсказал ей о младенце: <<Вот, из-за него будут спорить в народе: одни спасутся, другие погибнут. А тебе самой оружие пройдет душу>>, т. е. она будет переживать великое горе за сына своего. Очень трогает безупречная красота Мадонны с ее нежным ртом, тонким овалом лица и нежным румянцем. Лик Богоматери выражает и глубокую нежность и ту божественную любовь, которую проповедал Иисус, и печаль, и скорбь, и тревогу, и умиление.

Паоло Веронезе <<Мадонна семейства Куччина>> (или <<Представление семейства Куччина Деве Марии>>). Эпизоды священной истории представали под кистью Веронезе так, словно они разыгрывались в среде богачей, среди его современников. Вероятно, делал он это для того, чтобы приблизить евангельские сюжеты к своим современникам, помочь им почувствовать себя участниками истории: Мадонна с Младенцем и со Святыми находится на некотором возвышении. У их ног ягненок - жертвенный Агнец, символ будущих мучений спасителя, знак его мученической смерти. Вереница людей, пришедшая посмотреть на обещанного Спасителя, ветхозаветные пророки, возвещавшие явление Мессии, мальчик, прильнув к колонне, даже встал на носочки от напряженного желания приникнуть к священному миру. Иисус простирает руки к людям, как бы готовясь принять за них на себя удары судьбы.

Но одно из самых совершенных творений, изображающих юную мать и младенца, принадлежит кисти великого Рафаэля, который считается мастером ясноликих Мадонн. Рафаэль - оставивший всем образ Матери любящей и страдающей, чудесной и незабываемой - рано остался без матери, поэтому в картинах он с откровенной чистотой души выплескивает тоску по рано умершей матери, преклоняется перед чудом материнства, перед загадочной сутью бытия.

<<Сикстинская Мадонна>> - названная так по имени монастыря, для которого она была написана - самая знаменитая картина из всех когда-либо написанных, величайшее творение руки человеческой. Фигура Девы Марии выглядит величественно и прекрасно. Это единственный случай, когда Мадонна изображена в полный рост и почти в натуральную величину. Мадонна идет по облакам, дарующая миру своего сына, покорная неизбежному, на миг остановилась в раздумье, в растерянности и смятении чувств, питая надежду найти спасение своему ребенку. Чтобы наиболее приблизить ее к народу, Рафаэль изображает ее босой. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, облаченный в парчу папа Сикст. Он призывает Марию пожертвовать сыном во имя спасения человечества, просит внять его мольбам. Об этом говорит красноречивый жест папы - рука, направленная на зрителя, как напоминание нам о жертве ради человечества. Справа от Марии стоит коленопреклоненная Варвара (покровительница умерших) отводит в сторону взгляд, не смея взглянуть в глаза Марии, поглощенной материнской любовью и сознанием необходимости жертвы во имя человечества. Образ Марии олицетворяет высокую нравственную силу, идеал прекрасного и совершенного человека. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в душе. Младенец прижимается к матери, он немного удивленно и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что же ждет его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий. В глазах Марии можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Взгляд Христа полон недетской серьезности.

Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства.

Иисус совершает добрые дела во благо человечества, рассказывает притчи, в которых заключена мудрость человечества, наставления человечеству. Обо всех его благих поступках рассказали посредством кисти великие мастера прошлого. В Евангелии от Иоанна (2:1 - 12) повествуется о первом, ставшим широко известным чуде - как во время пира в Кане Христос по просьбе матери превратил воду в вино, тем самым спас праздник. Это действо Паоло Веронезе изобразил пиршественно, пышно и богато. Пир в разгаре и только Иисусу и Марии ведомо, что совсем скоро настанут для всех тяжелые дни. В картине об этом предупреждает небо, затянутое грозовыми тучами. Тучи уже полны громового разряда, развязка не за горами.

<<Динарий кесаря>> Тициана - пример живописного мастерства и глубоких размышлений мастера о человеческой личности. Этот эпизод Священного писания он показал как психологическое и духовное противостояние двух персонажей - Христа и Фарисея. Для Христа, изображенного на холсте, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести. Тициан не просто проиллюстрировал Евангелие. Он показал нравственный поединок между Добром и Злом - вечное противостояние. Разницу между ними он подчеркивает всячески: мягко светится ничем не возмущенный, благородный лик спасителя, спокоен его добрый взгляд и нежна кожа его тонкой руки; обветрена и загорела кожа фарисея, узловата рука, протягивающая динарий красноречивым жестом, и резки черты его лица, изображенного в профиль. Автор пересказывает сюжет священной истории ради утешения и наставления верующих: <<Кесарю кесарево, Богу богово>>.

Картина с изображениями <<Моления о чаше и пленения Христа>> Эрколе деи Роберти повествует о событиях, связанных с поцелуем Иуды и взятием Христа под стражу. Головокружительная стремительность и неистовство происходящего позволяют воображению зрителя слышать звуки, сопровождающие трагические действия. Распятие и смерть Христа на кресте - одна из самых трагических страниц Священной истории. Воспоминания об этих днях сохранились до сих пор. Не зря пятницу перед Пасхой называют не только Великой и Страстной, но и Страшной. Тинторетто в картине <<Крестный путь>> передал весь драматизм эпохи. Картина рассказала о самом трагическом моменте Библии - распятии Христа, хотя для самого Христа куда страшнее было предательство его ученика - Иуды за 30 серебренников. Муки Иисуса кажутся непереносимыми, однако твердость в вере позволяет ему мужественно переносить страдания и тем самым восторжествовать над мучителями. Такие образы впечатывались в сознание людей с большей силой, чем слова пастырских проповедей.

Влияние на его сердце от одного прикосновения к прекрасному неизгладимо. Вот почему род человеческий бережно хранит имена тех, что в своих творениях воспели добро и свет, и заставляли человека гордиться тем, что он человек.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)