Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Духовный мир современного общества

Для меня эта работа стала своеобразным откровением. Чем больше я погружаюсь в проблемы духовности общества, тем больше понимаю, что каждый человек должен жить в ладу со своей совестью, быть чутким к чужой беде и состраданиям.

Быть полезным людям - вот высшее предназначение каждого в мире. А это не трудно, нужно лишь помнить, что ты Человек.

Красота спасет мир! Ведь действительно, красота делает человека лучше, чище, она дарит ему все самое ценное, все самое привлекательное, но если бы человек не был духовно богатым, то наш мир был бы серым и скучным.

Культурный человек это?

Тема «Духовный мир современного человека», на мой взгляд, и взгляд многих моих сверстников актуальна в наши дни. Нам очень хочется, чтобы общество, в котором мы живем, было чище, благороднее, культурнее, чтобы каждый из нас задумывался о своей жизни, которая принесет радость не только нам, но и нашим близким, друзьям, соседям. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадлежит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим. Я думаю, что духовно богатым человеком может быть только культурный человек.

Слова Н. Островского произнесенные почти сто лет назад, не утратили своей сущности и значимости.

Итак, культурный человек это?

«Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы». «Нужно в мире жить, так чтобы не было больно за невыполненное предназначение, за неиспользованную мудрость, за нереализованность всех частей счастья, к которому должен стремиться человек».

Первая часть счастья - это удовлетворение в материальном мире от использования своих умственных способностей, опыта, воли, целеустремленности для создания комфортных условии своего бытия и разнообразного питания. К этому стремиться весь мир, потому что каждый хочет выжить, создать для себя более благоприятные условия. Это цель для спасения самого себя.

Вторая часть счастья - это удовлетворение в духовном мире от создания добрых деяний с использованием знаний. Результатом этих деяний являются откровения, благодать и слава от Создателя. Такой человек - создатель движется в бытии, спрашивая у людей на каждом перекрестке: «Куда идти, направо или налево?», получив ответ, он спасается от неверных шагов, что также проявляется на более высоком уровне комфорта и питания, чем тот, которым удовлетворяется остальной живой мир.

Третья часть счастья - это удовлетворение от осуществленных творений, когда человек в процессе творчества может полностью реализовать всю мудрость своего разума, наполненные в прошлых воплощениях таланты, а главное, что осуществляется это с помощью совета Отца.

Культурный человек - существо любознательное. Его поведение сначала определяется ориентировочным рефлексом: «Что такое?» Постепенно любознательность в нем не затухает, а, напротив, приобретает устойчивое стремление к познанию. Тем более мир вокруг столь разнообразен, интересен и привлекателен. Познавательные возможности «культурного» человека весьма велики. Иногда «культурный» человек мнит себя интеллигентным и утонченным ценителем искусства. Человеку, чтобы по - настоящему стать культурным, нужно понимать ценности, многое узнать и оценить.

Ценности моих современников:

Изучив результаты анкеты, я призадумалась. На первое место мои современники поставили такую ценность, как семья, далее друзья. С большим разрывом идут следующие ценности: здоровье, любовь, доброта, деньги, школа, и что меня очень взволновало - это что на последнем месте указана такая ценность как жизнь. Согласиться с этим не могу, так как жизнь – это самая великая ценность, которая вбирает в себя все ценности, которые перечислены выше. Причины этого, на мой взгляд, заключаются в следующем:

*жизнь моих сверстников делится на две части: семью, и друзей, и поэтому «жизнь» как понятие для них утрачивает первостепенное значение или подразумевают как естественный процесс;

* ценности, которые указали респонденты, свидетельствуют об их духовности и нравственности, материальные ценности тоже прозвучали, но ни так весомо.

В опросе были следующие обозначены проблемы: Какого человека можно назвать духовно богатым? Какой смысл мы вкладываем в духовность? Обязательно ли быть духовно богатой личностью в такое непростое время?

Результаты моего исследования свидетельствуют о том, что мои современники считают, что духовно богатым человеком нужно быть, так как богатство души составляет основу человека, и оценивают духовность по его делам, поступкам, словам.

По – настоящему духовно богатый, культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться в узкие рамки специальных знаний. Ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков. В основе человека лежит культура чувств. Она выражается в душевной открытости, доброжелательном расположении к другим людям, готовности принять участие в их судьбе и в то же время не мириться с проявлением зла и несправедливости. Подлинно культурного человека отличают скромность, доброта, тактичность.

Культурный, интеллигентный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Его отличает глубокая человечность.

Духовная жизнь современного общества

Духовная культура — аспект восточной философии, пронизывающий всю жизнь людей востока. Крайне сложно дать доступное для западных умов определение и толкование этого термина. В нескольких словах, духовная культура — это стремление и процесс становления образцовой личности, подобной Конфуцию. Чтобы стать подобной личностью, необходимо, прежде всего, найти себя, приобрести уважаемый всеми характер. Этого можно достичь, только постоянно работая над дисциплиной ума. Если время потребует, человек с дисциплинированным умом сможет внести вклад в построение идеального общества мудрыми советами правительству, а после смерти — своим непреходящим примером. Конфуций говорил: "Чтобы познать моральный дух, нужно относиться к людям с основанными на праведности верой и искренностью, совершенно избавиться от грешных мыслей"1. Каждый из нас, как существо социальное, желает жить в мирном и свободном обществе. Наш долг — построить такое общество для людей. На уроках обществознания знакомились с философскими учениями и собрали цитаты древних пророков и философов, касающиеся создания идеального общества. Обращаясь к доброму природному началу своего народа, который, просто исполняя свои обязанности, может жить в мире без страха и волнений. Я понимаю, что каждый народ, каждый человек своего общества является носителем всего доброго и злого, справедливого, законного и противозаконного. В добродетельном обществе народ хвалит своего правителя, восхищается им в благодарность за его любовь и расположение. В режимных обществах правитель, поскольку ему не хватает моральных качеств, для управления народом обращается к различным законам, а народ, в свою очередь, возражает, так как боится возмездия, которое проистекает из жестокости этих законов. При таких обстоятельствах правитель теряет контакт со своим народом. Худший тип общества — это общество, где правитель путем обмана и хитрости, использует свое положение для удовлетворения личных амбиций, насаждает власть над народом, как ему вздумается. В таком обществе правитель презираем и ненавидим народом. Зачастую это приводит не только к его свержению, но и к упадку страны и народа. Философия жизни, история развития страны и нашего общества свидетельствует о том, что мы сами творим себя, выбираем себе кумиров и правителей, но при этом мы не всегда реально взвешиваем и оцениваем все, что в нас и вокруг. Духовная жизнь общества любого периода истории основывается на общей культуре, культуре ума и души. Современная духовная жизнь имеет свои отличительные черты развития и это понятно, так как сменились идеалы, политические кумиры, появились новые ценностные ориентиры. Молодым людям очень сложно в информационном обилие найти свое неповторимое «Я», определить главные жизненно важные цели и не погибнуть в культурном многообразии и динамично развивающемся мире.

Культурная динамика

Культура никогда не останется неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений с будущим. Культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры, и каковы, механизмы такого изменения?

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ, это еще и срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. С ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Первыми кирпичиками культурной динамики выступают культурные открытия и изобретения. В 30-х гг. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) «Социальная и культурная динамика». Широкое использование понятия «динамика культуры», приходится на вторую половину XX в. , когда в область научного исследования активно вторгаются проблемы развития, изменения и распространения культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций. Деградации, застой и кризисы культуры, типология культурного развития культуры, приводит к взаимодействию разных культур, чтобы спасти себя же. Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности. Так, крупномасштабными изменениями в культуре, ученые считают, интервалы времени в 100—1000 лет (цивилизационные сдвиги), микромасштабными — периоды от 25—30 лет (время активной жизни в культуре одного поколения) до 100 лет, быстропроходящими — от одного месяца до нескольких лет (напр. , сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), они не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни.

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее сама широкая аудитория, и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает любое новое событие и реагирует на него. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп – культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность.

Музыка отражает духовный мир человека

В те давние времена существовали музыкальные инструменты, развивалась музыка. Ее возникновение с именем Иувала - одного из потомков Каина. Существует и много других источников, где упоминается о музыке как инструменте красоты. Музыка, как, впрочем, и любое искусство, во все века отражает мир человека, показывая добродетель и совершенство или, напротив пороки. Мелодичными звуками можно передать то, что ему ближе. Но чему подчиняется музыка? Воспеванию пороков и извращенной любви, доходящей до безумия, или добра, Любви Христовой, жертвенной, бесконечно происходит проблема, так как через грех вошли в мир зло и смерть, и люди подчас не пытаются с этим бороться - они погибают как физически, так и духовно. Современная молодежь так и рвется на дискотеку, концерты, где ликует ложь, провозглашая себя истиной. Обманутые перестают понимать, где есть добро и зло. К счастью, не вся современная музыкальная культура пропитана этим духом, и мы знаем прекрасных исполнителей, таких как К. Никольский («Воскресение»), А. Иванов и другие, кто в своих песнях отразили путь к добру или поведали о коварных песнях, мы найдем любовь к России, несмотря на то, что в ней тяжело живется. Для многих музыка сейчас стала кричащим голосом в пустом, что так больше жить нельзя, необходимо выбираться из этого состояния, в котором находимся. В настоящее время обращаются к вере в Христа, люди разного толка и занятий.

Впервые в Угличе состоялся вечер, где горожане услышали замечательные песни высокого духовного содержания. И что особенно хотелось отметить, так это то, что люди понимают о смысле и значении человеческой жизни, о России - матушке на языке жесткой рок - музыки. Как оказалось, и это жанр может служить для цели - помогать проводе христианства в молодежной среде. В песне Стаса (в крещении - Вячеслава) Бартенева - стремление ищу отчему дому. Здесь казаки, идущие на смерть за свои святыни читали Блока, а старушка, потерявшая самых дорогих людей, вставала на защиту Креста.

Молитвы

Вспомним главную библейскую молитву «Отче наш». В ней мы просим дать нам в этом бытии - в сей день воспользоваться нашей мудростью: « хлеб наш насущный дай нам на сей день», то есть на наше нынешнее бытие. А Господь не дает. Почему? Да потому, что мы не решили, какова цель нашего бытия, для которой нам нужна эта наша мудрость.

Для создания себе жилища, приобретения пищи, воспитания детей, накопления богатства достаточно большого профессионального опыта, подспорьем будут и воспитанные системой образования, литературой, телевидением и другими средствами информации многочисленные пороки: обольщение, обман, жадность, насилие, похоть и другие извращения. Именно эти пороки смакуются в сюжетах кино и телефильмах, журналах и детективной литературе, - и все под благопристойной вывеской борьбы добра со злом. Но как бороться, если не знаем, что такое добро и зло, не знаем основных моральных основ нравственного общества? А как можно использовать разум и мудрость, если также точно не знаем, что это такое? Какой смысл говорить о любви и совести, если не понимаем, в чем их суть?

В этой молитве мы тысячи раз произносим слова, не вдумываясь в их смысл: «Да будет Царствие Твое на Земле, как на Небе», а чаще всего, хотим только получить помощь деньгами, исцелением, надеемся на возвращение в дом собственных детей, нами же обруганных и униженных.

Оказывается, что построение Царствия Небесного на Земле - это и есть главная высокая цель для человека, ее еще можно назвать - «светлое будущее». Теперь остается только разобраться с терминологией, что такое Царствие Небесное, и о каком «светлом будущем» идет речь? Удивительно, но в Библии все это детально описано.

Царствие Небесное находится в духовном мире, в невидимом месте или на Небе, куда физически не может попасть материальный человек. Только Небо надо рассматривать не как место нахождения Царства, а как образ недосягаемости, непознаваемости его материальными органами чувств. Фактически, духовный мир находится вокруг нас - это среда для пребывания наших душ, точно также как атмосфера - это среда для пребывания наших материальных тел. В этом духовном мире обитает Господь, являясь его Царем. Там же обитает Премудрость или Высший Разум, который назван светом, Царь и Его Премудрость знают о Земле и о Вселенной все: прошлое, настоящее и будущее, ибо Они Творцы и Создатели всего - Вселенной, Земли, Неба и всего живого, на них. Этот духовный мир и есть «светлое будущее», о котором постоянно мечтает человек!

В этом Царстве Господь рождает души своих сыновей и дочерей, которые, как и их вечно живой Отец, обретают вечную жизнь - существование в духовном мире.

На православных иконах душа изображена с личиком, глазами, ушами, ротиком, челом и тремя парами крыльев. Наши святые отцы знали, что душа имеет средства общения с Господом и средства перемещения в духовном мире. Там же Отец учил, испытывал, искушал и экзаменовал своих детей, как и мы, воспитываем своих детей.

Так как Отец Создатель и Творец, Его цель - научить своих детей тоже создавать и творить, но только в материальном мире. Именно для этого Он отправляет наши души побыть в этот материальный мир, поселив в материальное тело или, одев душу материей, здесь мы и должны попробовать свои силы в создании и творении. Отец отправляет душу, как бы в «командировку» и дает ей задание - предназначение, определяя область, в которой у нее могут получаться создания и творения. На это отпускается определенная мера бытия. Если человек узнает и осуществляет свое предназначение, получает полную меру бытия, если же не узнает и не исполняет, Отец сокращает его меру бытия, поселяя в тело болезни, страсть к алкоголю, наркотикам, устраивает человеку «несчастные случаи». По завершении бытия, тело у отпущенной меры умирает, а душа возвращается в духовный мир и отчитывается перед Отцом. Не отказалась ли от Него, не стала ли блудной, безродной, выполнила ли предназначение, удалось ли что-нибудь создать и сотворить, соблюдала ли Его законы, (соблюдение гражданских законов Его не интересует), не убивала ли брата или сестру, не опустошала ли, не грабила ли вдов?

По результатам отчета, душа либо остается живой для того, чтобы еще раз, в другом теле, в теле одного из потомков, то есть, воплотившись потом, попытаться творить и создавать в материальном мире, либо, как безнадежно порочной, обрести смерть - навечно попасть в адские условия.

Теперь можно сформулировать цель бытия человека:

Не забывать в материальном мире своего Отца, верить Ему, хотя Он и невидим, соблюдать Его вечные законы и заповеди, определить свое предназначение и осуществить его. Тогда можем рассчитывать на Его наследство - Разум - светлое будущее, на Его помощь при осуществлении созданий и творений, на Его благодать, славу и материальное богатство и «пропуск» в Царствие Небесное после завершения бытия.

Нам необходимо понять, что тело, как сказал Иисус своим ученикам, это то, что на нас. Душа с разумом - драгоценность, а тело - футляр для хранения драгоценностей. Никогда футляры не сделают дороже или равными по стоимости хранимого в них содержимого.

Именно поэтому в Евангелии человек назван домостраивателем, так как он должен строить все три свои сущности в одно: тело - это дом, а душа и разум - хозяева этого дома.

Не поставив перед собой таких целей в бытии, как можно увидеть цель в духовном мире - вечную жизнь? А не имея этой высокой цели, все наши деяния и суета ведут к провалу экзамена в этом бытии, в этой командировке. Слово «суета» означает «суть Я та» - в духовном мире. Частные молитвы: перед едой, перед выходом из дома, от исцеления, перед сном и т. д. верны, но также уводят от главной человеческой цели, сформулированной в «Отче наш»: построения Царства Небесного на Земле и обретения вечной жизни в духовном мире, а потому опять толкают нас в суету материального мира. Образ суетной жизни - это полет воробья, который быстро машет крыльями, быстро устает, а пролететь может лишь от куста до куста, человек же должен быть орлом, свободно парящим в небе, способным летать без остановки целый день, не тратя на это сил.

Молодежная субкультура

Обобщая, можно сказать, что почувствовать радость свободы действия, можно лишь сохранив истинную природу, став неподверженным соблазнам власти, денег и секса. Человека, достигшего такого уровня развития, иногда называют "Святым".

С точки зрения обычной морали такой результат может показаться невероятным. Однако покорение горной вершины начинается с первого шага, а океан — с маленького ручейка. Древняя мудрость гласит: — "Не заглядывай далеко, если перед тобой лежит верная дорога"; "Даже небеса можно сдвинуть, если ты предан своему делу". Эта высокая цель достижима для каждого, кто готов сделать усилие, обладает сильной волей и настойчивостью.

Культура духа является неотъемлемым элементом таэквон-до не только из-за того, что связана с достижением высших целей занятий таэквон-до, развитием силы, совершенствованием техники и приобретением веры в себя, но и в связи с тем, что воспитывает характер.

Вина инструктора, не уделяющего должного внимания культуре духа в том, что он наделяет сокрушающей силой тех, кто вооружившись приобретенной техникой, может стать хулиганом, хвастуном или начнет использовать полученные знания для удовлетворения личных амбиций.

В отличие от некоторых, любящих сенсации мастеров, бегающих по скалистому побережью, стучащих кулаками по камням, ныряющих в кипяток, останавливающих птицу на лету и т. п. , большинство мастеров и инструкторов таэквон-до склонны прилагать свои усилия именно в сфере обучения этому боевому искусству.

Существует ряд обязательных правил, которые для поддержания высокого уровня инструкторов и учеников должны выполнять все серьезно занимающиеся таэквон-до, а также каждая входящая в IТF школа.

1. Перед тем, как принять кого-то в школу, необходимо близко познакомиться со складом ума кандидата и его прошлым.

2. Необходимо ориентироваться на патриотизм, послушание, хорошее поведение, привычки, дисциплинированность и скромность.

3. При присуждении более высокой квалификации должны приниматься во внимание не только техника, но и душевные качества аттестуемого, его чистосердечность.

4. Обладатели высших даров, уличенные в применении таэквон-до в драках, должны быть наказаны местными федерациями.

5. Все обладатели черных поясов должны быть зарегистрированы в местной федерации таэквон-до.

Во время обучения учащийся должен постоянно совершенствовать дисциплину тела и духа. Обязательной частью тренировок должны стать перечисленные ниже виды деятельности.

1. Путешествия

Патриотизм можно воспитывать, посещая исторические места. Один американский студент после посещения места знаменитой атаки генерала Пикетта заметил: — "Боевой дух и мужество, которыми они обладали, пытаясь захватить эти неприступные позиции, должно быть, родились из преданности, которую хотели бы видеть все офицеры. " Занимающиеся должны разыскивать, изучать подобные памятники, стараться учиться у них.

2. Путешествия по горам

Эта форма занятий развивает не только мышцы ног, но и укрепляет дух, рождает ощущение победы и триумфа. Сказанное иллюстрирует знаменитое корейское стихотворение: "Независимо от того, как высока гора, ее можно сравнить с маленькой кочкой под небесами. Не существует причины, чтобы помешать, человеку покорить ее, если он страстно желает этого. Увы, слишком часто, однако, мы решаем, что гора слишком высока для нас, даже не попытавшись покорить ее".

3. Холодный душ и ванны

Принимая холодный душ и ванны, или же гуляя босиком по снегу, приобретается упорство и гордость.

4. Общественные работы

Отдавая труд обществу, особенно бедным и неимущим, занимающиеся таэквон-до учатся милосердию, жалости, товариществу, терпимости и щедрости.

5. Этикет

Высокий уровень этикета должен соблюдаться как внутри, так и за пределами спортивного зала. Спортсмены более высокой квалификации должны внедрять этикет во время тренировок среди новичков, за пределами тренировочного зала и во время посещений других спортивных залов. Во всех случаях особое внимание следует уделять правильному приветствию. Это способ выражения уважения и хорошего воспитания как на Востоке, так и на Западе.

Воистину, дурным тоном со стороны обладателя черного пояса является высокомерие по отношению к начинающим и обладателям цветных поясов, которые могут оказаться младшими по возрасту и положению. Посещая другие спортзалы, независимо от того занимаются там таэквон-до или другими боевыми искусствами, следует проявлять должное уважение, держаться скромно и вежливо.

Духовность общества – показатель высокой нравственности каждого человека

Исторические и духовные истоки христианства

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

Идеи Христианства

Христианство - (Christos - помазанник, греч. ) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте. В этом и есть отличие христианства от всех других учений: оно зиждется не просто на системе взглядов или заветах своего Основателя, а на опыте постоянного живого общения с Ним Самим. Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Его приход в мир - высшая точка диалога между Богом и людьми, встреча, которая стала непреходящей реальностью, ибо путь к ней открыт для каждого. 1

Господь обращается к душе человека как ее божественный Учитель, ее Друг и Возлюбленный. Его призыв и наш ответ есть тайна, зарождающаяся в сокровенных глубинах сердца.

Общим ритуалом, характерным для всех религий, является молитва. Ей придается особое значение, так как без нее не может быть и веры в Бога. Человек, творящий ее, верит, что каждое его слово доходит до престола Божьего, и что только Бог решает, как ответить на просьбу верующего: помочь или отказать. В исполнении христианской молитвы главными являются крестное знамение - изображение креста рукой - и поклоны. Крестное знамение - это молитвенный символ, знак. Верующий складывает пальцы правой руки (у православных - большой, указательный и средний, у католиков - вся ладонь, у старообрядцев - указательный и средний) и касается ими лба, груди, правого и левого плеча и склоняет голову. Молятся обычно перед иконами и адресуют молитву тому образу, который на ней изображен: Богородице, Николаю-угоднику, Иисусу Христу. Обязательны молитвы утром, перед едой и после еды, особенно усердно молятся на ночь.

Христианские храмы являются жилищем богов. В каждом храме свой хозяин: Иисус, Богородица, апостол Петр, евангелисты Матфей, Лука, Марк, Иоанн, святые угодники Обыкновение называть церковь в честь какого-нибудь святого ведет свое начало с эпохи гонений, когда под алтарем находился саркофаг мученика. Войдя в любую церковь, легко узнать, кому она посвящена, поскольку «храмовая» икона обычно помещается в особом киоте справа. Позднее храмы строились не только во имя святого, но и во имя Христа Спасителя или в воспоминание праздников. Христианские храмы повторяют конструкцию античных греческих театров, где вместо сцены - алтарь, а хоры, амвон, клиросы играют ту же роль, что и в театре. С очень ранних времен стало принято молиться, обратившись к востоку. Обычай этот усвоен и христианами. Когда же возникли первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку. Такое правило сохранилось и поныне.

В каждой религии есть свой свод главных догматов, называемый символом веры. Он составляет основы вероучения какого-либо религиозного течения или церкви и принимается слепо, без доказательств.

Христианский (православный) символ веры провозглашает веру в триединого Бога: Бога-отца, сотворившего мир; Бога-сына, сошедшего на землю, родившегося от девы Марии, распятого на кресте, воскресшего после смерти и вознесшегося на небо, чтобы прийти вторично на землю и судить всех живых и мертвых; Бога - духа Святого, исходящего от Бога-отца, а по учению католицизма - и от Бога-сына. Символ веры требует признания вечной загробной жизни.

Церковь не только организация или союз единоверцев, а - чудо, многообразное воплощение Духа Христова в человеческом роде. Его благодатной силой она живет и крепнет. Поэтому никакие соблазны и разделения, никакие периоды упадка не могли остановить потока подлинно христианской жизни. Как в Ветхом Завете всегда сохранялся некий «остаток» тех, кто берег и умножал дары Божии, так и в новозаветной Церкви Господь не дает угаснуть светильнику, горящему во тьме. 2

Верующий человек смотрит на свою жизнь, свои поступки на свой недуг совершенно по - другому нежели неверующий. Если первый считает, что любая болезнь - это плата за плохие слова, за неразумные поступки, за определенные пороки и платить придется своим здоровьем, своим благополучием. То второй неверующий ссылается на судьбу, на не удачи и он ищет виноватых на стороне, но не в себе.

Верующие говорят: 1. «Ребенку 2 года. Он говорит, что не будет старым и у него не будет детей, это пугает. Неужели ребенок может видеть свое будущее? Как относится к таким словам?».

Комментарии школьного психолога Даниловой Е. В. : «Ничего страшного в этом нет. Если взять слова о старости, то это, скорее всего, связанно с кем-то из пожилых людей, которых ребенок знает и которых боится или недолюбливает. Образ пожилого человека, хорошо ему знакомого, вызывает у него неприятие, поэтому свое нежелание быть в старости таким же, как он, интерпретируется у ребенка в заявления о том, что он не будет старым, хотя на самом деле ему просто нужно объяснить, что такое старость и обрисовать наиболее радужную картину старости, чтобы она не вызывала у него страха или отторжения, а вот утверждения по поводу детей связанно со скрытой глубоко внутри ревностью родителей к другому ребенку. »

«Скорее всего, вы чаще, чем нужно ставите ему в пример других детей, что породило в нем чувство ущербности, результатом которого является ревность, выражаемая в словах об отсутствии детей. Проговорите с ним эту ситуацию и больше говорите ему ласковых и приятных слов, повышающих его самооценку. »

2. «Говорят, что и мысль, и произнесенное слово - материальны»

Если я правильно понимаю, здесь идет речь о степени порочности того или иного действия. Например, если человек осудил другого только в душе - это одно, а если еще и высказал свое осуждение - это другое. Действительно, перед Господом эти действия различны, т. к. если что-то касается только тебя - это менее серьезный порок, а вот если что-то высказано и ты «испортил» настроение, а может быть, и жизнь еще и другому - то это уже более значительный грех. Вот поэтому между мыслью и словом такая разница.

3. «Почему болеют дети?»

Дети до 14 лет болеют за грехи своих родителей. Но многие ошибочно думают, что наказывать детей за родителей - это слишком жестоко. Болезнь ребенка - это, так сказать, крайняя мера, к которой прибегает Господь, чтобы спасти нашу душу. Перед этим Он неоднократно указывает человеку на порок в его разуме - дает знаки, подсказки, интуитивное ощущение или даже болезнь. Но мы привыкли несерьезно относится к нашему здоровью, и уж тем более, к каким-то там знакам. Поэтому, чтобы «достучаться» до нас, Господь поселяет болезнь в нашего ребенка, и тут мы уже начинаем суетиться, переживать и искать исцеления, а значит, обращаем-таки внимание на Божественный знак и, при соответствующих условиях, можем разобраться с причиной - пороком в нашем разуме. Если же возникшее заболевание осталось у ребенка и после 14 лет, то это говорит не только о том, что родители не поняли и не устранили своего порока, но и ребенка воспитали с этим же пороком, вызывающим заболевание.

Образ жизни верующего человека, связан с христианскими канонами, обрядами, празднествами. Исключительная важная роль для верующего человека, обладающий свойством превращать литургию в оперу. Т. е. через церковную музыку, песнопение, божья слова, человек погружается в мир духовной музыки, которой делает человека чище, значимей, справедливей.

Молитве такой человек придает особое значение, так как без нее не может быть и веры в Бога. Человек, творящий ее, верит, что каждое его слово доходит до престола Божьего, и что только Бог решает, как ответить на просьбу верующего: помочь или отказать. Молятся обычно перед иконами и адресуют молитву тому образу, который на ней изображен: Богородице, Николаю-угоднику, Иисусу Христу. Обязательны молитвы утром, перед едой и после еды, особенно усердно молятся на ночь. Любой храм или церковь является для верующих людей, непросто местом поклонением Богу, но и как культурой, духовным центром, единомышленником или единоверцем.

Мы приближаемся к храму. Еще издали слышны звуки благовеста. Воздух как бы наполнен голосом большого колокола, к которому вскоре присоединяется перезвон других колоколов. Это не просто «гонг», созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней. Большой смысл заключен в названии «благовест», ибо колокольный звон - своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви; он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть.

Народная педагогика - неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Ученые Волков Г. Н. , Измайлов А. Э. , Виноградов Г. С. , Кукушин В. С. , Столяренко Л. Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций

Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось, прежде всего, для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторической судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашли своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия. Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П. И. Новгорородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истин святой народный дух». Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гимнастическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка, белая черемуха в девичьем наряде Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагогики по- разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Что касается системы воспитания В. А. Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни».

В работе «Этика» П. А. Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа».

Культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный советский философ Г. Н. Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью?

Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.

Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И. Я. Яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.

Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все - более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.

Уже в древне русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры - наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в целом.

Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.

Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта - трудолюбие».

Религия - важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль - этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.

Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействием среды. Сложившиеся концепции народной педагогике.

Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях» Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н. К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.

- Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В. И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е. А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г. С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г. С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г. С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А. Ф. Хинтибидзе, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н. э. ) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве - в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.

Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека.

Все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

народом - для народа.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная

Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно - педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

От души к разуму

На протяжении всей истории человечества ученые поднимали проблему: «Познай себя, человек». Были периоды, когда наука приближалась к этому познанию, но затем отступала по разным причинам. Человек постоянно ищет истину, ибо только она может открыть ему цель и смысл жизни, суть и возможности самой личности, кем она является и как раскрывается. Весь опыт, достигнутый человеком в научных исследованиях, подтверждает, что он способен прийти к истине. Сегодня необходима метафизическая (тайная, духовная) философия, способная выйти за рамки знаний, полученных опытным или экспериментальным путем, чтобы в поисках истины открыть нечто начальное, конечное и фундаментальное. Настало время перейти от изучения явлений или проявлений сущностей и процессов в природе к изучению основания или начала всего. Чтобы изучить внутренний мир человека и его духовность, необходимо изучить основание человека — его душу. Каждый же, кто попытается познать Божественный мир разумом, а не умом, должен придерживаться трех основных принципов:

• человек должен пройти путь, которого он не может избежать — это путь к собственному совершенству, чтобы не уйти в обратную сторону — в ничтожество;

• на этот путь нельзя даже вступать, а тем более идти по нему с гордыней, полагая, что цель может быть достигнута собственными силами, собственным размышлением, собственным трудом в поиске открытия;

• необходимо воспитать в себе страх Божий, который помогает нашему разуму воспитать глубокую веру, признать достоверность существования Бога и одновременно Его безграничную Любовь ко всему живому и неживому, тогда возникает страх остаться без Него.

Чтобы познать суть человека сначала нужно познать Божественную систему мироздания и только тогда возможно познать гармоничную с ним подсистему — человека. На пути познания этой системы в первую очередь необходимо сформулировать точное значение терминологии, относящейся к описанию духовного мира: Бог, Господь Бог, Святой Дух, жизнь, бытие, вера, любовь, знание, мудрость, ум, разум, совесть, друг, добро, зло, создание, творение и другие.

Неразумие человека порождает в нашей среде обольщение и обман, войны, страдания, неправду, убийства, жадность, безнравственность, Отец за это наказывает стихийными бедствиями, болезнями, страданиями, разорением, однако всегда готов принять блудного сына и простить его грехи.

Так как душу человека создал Господь Бог и оживил ее, родил, то душа — это Его сын и стала жить вечно, как и Отец. Пребывание души в духовном мире есть жизнь и она действительно одна, там Отец учит своих сыновей знаниям, после обучения отправляет побыть на Землю, чтобы пройти «практику» и попробовать свои силы в создании и творении и стать в этом похожим на своего Отца. Для этой «практики» Отцом отводится срок бытия и определяется предназначение, в котором наиболее эффективно душа может потрудиться. Если душа выявляет свое предназначение и успешно трудится, она получает полную меру бытия, если не исполняет предназначение, мера бытия может быть сокращена путем поселения болезней, страсти к алкоголю и наркотикам, путем несчастных случаев, чтобы вернуть душу в духовный мир, как не выполнившую «задание на командировку».

Главной целью бытия становится совершенствование разума и души и накопление в разуме главного богатства — мудрости. Регулярное возвращение души в бытие материального мира подобно ежегодному возрождению деревьев и плодоношению их каждое лето. Именно Библия открывает нам то, что бытием живых существ и осуществлением их предназначения управляет Премудрость, а управлением бытия человека и осуществлением его предназначения управляет Господь и Премудрость. За нарушение замыслов, намерения Господа в разум человека поселяются болезни, отражение которых видим в душах и материальных телах. Болезни всех живых существ похожи на болезни человека, но принципиально различны причины этих болезней. У существ живого мира одни, у человека другие. Все живые существа не наделены Премудростью способностью размышлять, человек как сын Божий имея разум, образованный из разума Отца, наделен способностью мыслить, размышлять и рассуждать.

Человек, согласно существующей терминологии, имеет два органа, способных мыслить и размышлять — это ум и разум, благодаря им он может накапливать знания и мудрость. В уме копим знания, а в разуме мудрость, которая есть сумма знаний, полученных за многие воплощения. Существует три режима накопления знаний человеком:

• выучивать и запоминать прочитанное, услышанное и увиденное;

• размышлять, обрабатывая накопленные с помощью логики знания и синтезировать относительно новые;

• мыслить за счет вразумления, то есть обращаться к Отцу, сливаться с Ним мыслью — вопросом по сплетению разума (мысль — «мы слились») и получить мыслеобраз — ответ, получив «мысли шление» — мышление, абсолютно новые для всего человечества странные знания, как открытия неведомого.

В настоящее время человечество в основном использует только первые два режима накопления и использования знаний.

Поиск духовных ценностей моими современниками

Духовные ценности – характеристика определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества. Окружающий человека мир не обладает сам по себе ценностями, ими его наделяет только человеческое сознание, рассматривая их с точки зрения значения для блага человека.

4 ноября празднование Казанской иконе совершается в память об избавлении Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери был прислан в народное ополчение, возглавлявшееся князем Пожарским и по призыву священному – ученика Патриарха Ермогена выступившее на защиту Родины. С этой иконой, милостью Господа и Его Пречистой Матери, русские войска и ополчение 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 гола освободили Москву от польских захватчиков.

Величайшая святыня Православия – Казанская икона Божьей Матери – была чудесным образом обретена в 1579 году в Казани, незадолго до этого завоеванной войсками царя Иоанна Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне и повелела обрести на пепелище Ее икону. Многие люди, собравшиеся к пепелищу, стали свидетелями чудесного обретения иконы на пожарище и чудотворений, подаваемых от этого образа. 1

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ – ЧУДОТВОРЕЦ.

19 декабря – день памяти о Святители Николае архиепископе Мир Ликийских, чудотворце.

Святитель Николай родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне – территория Турции) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Ноны. С детских лет он преуспевал в чтении Божественного Писания и молитве, став впоследствии священником, а затем – и епископом города Мир Ликийских.

Житие святителя Николая сохранило множество описаний не только его чудес, совершаемых благодатной силой Божьей, но и его необычайного милосердия к людям, стремления помочь им. Чудесным образом он спасал утопающих в море, избавлял невинно осужденных от смерти, помогал нуждающимся и скорбящим.

После его праведной кончины (около 345 – 351 годов по Рождестве Христовом) святые мощи угодники Божья сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого множество людей получало исцеление. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи святителя Николая были перенесены в город Бар (Бари) в Южной Италии, где они почивают и поныне.

Опыт православного благочестия свидетельствует о том, что и в наши дни святитель Николай предстательством своим совершает множество чудес в помощь молящимся ему; не случайно он – любименьший святой русского народа. 2

1. Газета «Голос глубинки» 30 ноября 2006 № 141 (9962)

2. Газета «Голос глубинки» 19 декабря 2006 № 149 (9970)

В современном информационном потоке я выделила несколько периодических изданий, но газета «Веста» вызывает у меня интерес.

«Веста» - эта газета, которая рассчитана для молодежи, но неслучайно в этой газете появилась страничка под №17 – «Православная». На этой странице задаются такие вопросы: «Что мешает в церкви молиться»?; «Почему курение – это грех, а пить чай или кофе, которые тоже считаются наркотиками, дозволяется»?; «Что делать человеку, у которого несчастная любовь»?

Не так давно в нашей районной газете «Голос Глубинки» появилась рублика «Наши духовные ценности». Интервью давал иеромонах Никодим. Ему задавали следующие вопросы: «Как складывалась Ваша жизнь после окончания духовной семинарии»?; «Вы стали свидетелем известной всему миру бесланской трагедии»? Такая серия вопросов вызвана интересом людей разного возраста к жизни, быту, образованию, канонам жизни деятельности священников.

На уроках обществознания мы проходили тему: «Духовный мир человека». 19 января был праздник Крещение Господня, в этот же день у нас была встреча с иеромонахом Никодимом. Мы задавали вопросы, которые волнуют нашу душу.

Беседа с иеромонахом Никодимом – священника церкви святого Сергия Радонежского поселка Новосергиевка. На мой взгляд, эта встреча была интересной и полезной. Были заданы следующие вопросы:

Вопрос: Каково было ваше светское имя?

Ответ: Светское имя мое Иван Петрович Шушмарченко.

Вопрос: Расскажите, как вы впервые пришли в храм?

Ответ: Первый раз я пришел в церковь в 12 лет. Меня очень увлекало пение церковного хора, я и сам любил петь, часто принимал участие в художественной самодеятельности. Через некоторое время меня заметил настоятель протоирей Петр, мои способности, и стал учить церковные службы. И сейчас я с радостью и благодарностью вспоминаю батюшку, который открыл мне новую дорогу.

Вопрос: Если человека не стало, и он был не крещен, что станет с его душой?

Ответ: Когда человек, не крещенный он конечно тоже человек, но это на все воля Божья, конечно нужно молиться за этого человека, чтобы Господь сам пришел к нему.

Вопрос: Есть такой день, когда молиться за людей, которые ушли по – собственному желанию?

Ответ: Есть такой день, когда молиться за таких людей, но для того, чтобы молиться, владыка должна дать письменное разрешение, что разрешается молиться.

Молодежь задает вопросы, которые не, сколько о религиозных традициях и обрядах, сколько направлены на понимание жизненно важных ценностей, и своего предназначения на земле.

Духовная свобода

Кому нужна духовная свобода?

Мы знаем, что духовный мир личности отнесен к частной сфере потому, что за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства.

Право человека на духовную свободу. В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 29 Конституции РФ одним из исходных является право на свободу убеждений. Почему?

Известно, что у человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире и свое собственное отношение (оценки) ко всему происходящему. На уроках и вне урочное время мы со своими сверстниками часто обсуждаем проблемы, которые касаются каждого из нас – это взаимоотношения между людьми, взаимопонимание, взаимоподдержка. Нам так всем не хватает этого.

Каждый человек замечает, что если высказанное кем-то мнение затрагивает ваши чувства, соответствует вашим потаенным, пусть мало еще осознанным, мыслям, если вы это мнение сами серьезно и всесторонне обдумали, то нередко оно становится вашим убеждением. А убеждение побуждает к действию, определенным поступкам. Сегодня мы свободно можем выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, тем самым в общем демонстрировать свое «Я», но при этом мы еще не научились выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим.

Смысл права на свободу убеждений состоит в том, что государство, иное лицо не навязывает человеку какого-либо одного взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждают действовать в соответствии с этим взглядом. Каждый гражданин должен иметь возможность познакомится с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он сам, по собственной воле, формирует свои убеждения и избирает согласно этим убеждениям линию поведения, конечно, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Возможность гражданина выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). Это право, имеющее широкий смысл, будет подробно рассмотрено в дальнейшем. А сейчас лишь отметим, что оно, конкретизируя и дополняя право на свободу убеждений, тесно связано с правом на свободу мысли и слова.

Вместе с тем любое право, не безгранично. Оно предлагает меру (предел) и ответственность за последствия его реализации: юридическую, нравственную, социальную. Мы требуем прав и свобод, при это мы часто не знаем, что делать с этой свободой. Помня о правах, мы почем – то забываем об обязанностях. Духовная свобода складывается из многих слагаемых, на мой взгляд, но она возможна лишь быть истиной, когда каждый из нас будет для себя строгим судьей и праведником.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два условия правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений: 1) на основе закона; 2) в целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц.

Подведем итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают возможность духовно самовыражаться (выявлять свое «Я») во всех сферах воспитания ли детей, занимаясь ли предпринимательством, создавая ли книги, фильмы, выступая ли на любые темы и прочие. Это и есть не что иное, как право человека на духовную свободу, свободу мыслей и чувств. В сегодняшнем мире все очень непросто, межличностные отношения строятся на личной выгоде, на договоренностях. Очень часто такие отношения порождают злость, зависть. Есть ли выход из всего этого? Есть. Человек, который может сострадать, быть милосердным, принимать чужую боль, приходить на помощь и не ждать не чего взамен. Такой человек есть духовно богатый и свободный. Но этому нужно учиться! И как любая наука – наука жизни, она трудна и важна.

Как прекрасней этот мир!

«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».

И. В. Гете

Мать человека – это природа! Из природы вышли и учимся у природы видеть прекрасное, ценить прекрасное, создавать прекрасное. Это мир удивителен не только своей палитрой красок, многозвучием и многообразием живых существ. Мы есть часть природы, и то, как мы относимся к ней, так мы относимся к себе.

Мерилом нашей духовности есть наше отношение к миру, который нас творит, питает и очаровывает. Времена года, как удивительно все продумано и создано природой, поэтому художники, музыканты, композиторы, посвящают ей свой талант, свои дар. Природа – это огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни.

Оренбург.

Оренбург.

Пусть жизнь клокочет и бурлит

В бегущих днях, в минуте каждой.

Я счастлив, что во мне горит

Не угасая жизни жажда

А. Куманев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)