Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Игнатий Брянчанинов. Стихотворение «Кладбище» как произведение духовной поэзии I половины XIX века

Содержание

I. Введение4-13

II. Игнатий Брянчанинов. Стихотворение в прозе «Кладбище» как произведение духовной литературы 19 века.

1. Глава 1. Анализ словесной структуры текста стихотворения

И. Брянчанинова «Кладбище». 5-23

2. Глава 2. Анализ образной структуры. Предметный мир стихотворения Брянчанинова «Кладбище». 24-29

3. Глава 1. Стихотворение «Кладбище» как произведение духовной поэзии I половины 19 века. 30-34

III. Заключение. 35

. IV. Библиографический список. 36-38

КЛАДБИЩЕ

После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. Там — величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. Под широкими развесами дерев лежат прахи тех, которые их насадили. Я пришел на кладбище. Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной панихиды. Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих священнослужителей.

Услышал я имена почивших — живых для моего сердца. Перечислялись имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отшедших. Какое уединение на кладбище! Какая чудная, священная тишина! Сколько воспоминаний! Какая странная, многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание об умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.

Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сенью покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! Сменяются на поверхности твоеи поколения человеческие, как на деревьях листья. Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и также — только в течение краткой чреды своей, также увянут, исчезнут.

Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!

Общие характеристики

Игнатий Брянчанинов (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов; 1807-1867) свои художественные произведения не отделял от аскетических (духовных) писаний, поместив их вместе в первом и втором томах собрания сочинений («Аскетических опытов»). Но святитель Игнатий сознавал их качественное отличие и объединил их в особую рукописную тетрадь, которую назвал «Поэтические сочинения». До 1998 года этот рукописный сборник не издавался и произведения, в него входящие, не рассматривались как художественные творения, тем более тексты не подвергались структурному анализу.

В 1998 году этот сборник стал основой тома «Странник» (русская духовная проза, «Лествица»). Был напечатан и сопровождён вступительной статьёй «Поэтические опыты» Аскета» духовного редактора серии священника Геннадия Беловолова. Но всё равно художественные произведения святителя Игнатия не заинтересовали современных литературоведов. По крайней мере, в каталогах областной библиотеки им. Бабушкина нами не обнаружено ни одной исследовательской работы на эту тему, кроме работы Г. Беловолова.

В научной библиотеке Вологодского государственного педагогического университета мы познакомились с диссертацией кандидата филологических наук Ипатовой С. Н. Некоторые материалы главы 3. 3. 1 «Символическое содержание слова «дерево» были использованы в качестве доказательств положений, выдвигаемых мною при исследовании текста стихотворения «Кладбище». Сноски на источник даны.

В библиотеке филологического факультета ВГПУ при кабинете русского языка, мы познакомились с дипломной работой выпускницы. Структура дипломной работы привела к мысли включить в содержание главы «Введение» подраздел «Характеристика источника».

В 2005году на городскую, а затем и областную краеведческие научно-практические конференции «Мир через культуру» мною была представлена научно-исследовательская работа «Игнатий Брянчанинов. Стихотворение «Кладбище как произведение духовной поэзии I половины XIX века». В работе были рассмотрены и сделаны выводы по вопросам:

1) культурно-биографический контекст произведения;

2) жанровая, тематическая, композиционная организация текста произведения Игнатия Брянчанинова.

В работе 2006 года были продолжены исследования текста произведения и сделаны следующие выводы:

1)стихотворение тематически вписывается в литературно-художественный контекст эпохи

2)по своему наполнению (на уровне пространственно-временной структуры) являет образец духовной поэзии

3)в произведении четко обозначена позиция христианского автора и христианского пастыря.

Данная работа является продолжением двух предыдущих.

На современном этапе нас интересует следующее:

1. Развитие главной темы «Преображение» и возможность её видоизменения и углубления.

2. Определение и описание идеи произведения

3. Связь содержания стихотворения с текстами Священного Писания.

4. Возможность структурного анализа стихотворения в прозе в словесном ярусе (грамматика, лексика), в образном ярусе - предметный мир произведения.

Какими методами воспользовались в ходе исследования произведения?

I Мы не отказались от метода, названного нами методом аналогии или умозаключения по аналогии. Что мы имеем в виду?

1)прочитала статью В. В. Николаенко «Что можно выпытать у зеркала?»(Газета «Литература» №15 1996год),в которой показан путь филологического анализа стихотворения М. Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть »

2)поняла, как это делается, провела аналогичную работу с произведением Брянчанинова и получила некоторые выводы.

II Как и в предыдущей работе, воспользовалась методом научного описания предмета. Имею в виду использование ранее наработанного литературоведами материала о духовных стихах.

III Также в работе представлена попытка структурного анализа стихотворения. Исследованию подвергся словесный и образный ярус произведения.

В ходе исследовательской работы продолжала знакомиться с литературой, расширяющей знания о жизни святителя Игнатия, со справочниками по теории и истории литературы, с работами Ю. Лотмана, раскрывающими механизм анализа художественного текста.

Почему продолжена работа над темой, заявленной ещё в 2005 году?

Во-первых, это заключительная часть исследования обращается к духовному наполнению стихотворения святителя, а тем самым становится возможный полнота раскрытия темы «Стихотворение «Кладбище» как произведение духовной поэзии первой половины ХIХ века».

Во-вторых, интерес к жизни и духовным деяниям Игнатия Брянчанинова, возникший на занятиях гуманитарного курса, не иссяк, а поэтому он должен выливаться в самостоятельно разрабатываемой теме.

В-третьих,18 февраля 2007года исполняется 200лет со дня рождения святителя. Русская Православная церковь, безусловно, торжественно отметит это событие. Но оно касается не только священнослужителей, воцерковленных, верующих. Имя Игнатия Брянчанинова принадлежит русской национальной культуре. Вологодская земля гордится, что святитель родился здесь, и отсюда начался путь его духовного служения. И эта исследовательская работа пусть будет посвящена юбилею святителя. Поэтому считаю необходимым включить в главу «Введение» раздел «Характеристика источника».

Наиболее значимым выводом работы этого года считаю следующий:

Произведения Игнатия Брянчанинова продолжают традиции древнерусской литературы, черпавшей сюжеты из Священного Писания, представляют из себя по форме высокохудожественную литературу.

Исследовательская работа построена так:

1. вначале обращаюсь к вопросу о связи с текстами Священного Писания. Для этого исследую словесный ярус стихотворения.

2. затем рассматриваю образный (предметный) мир стихотворения.

3. сводим воедино выводы, сделанные в работах, предыдущих лет и нынешней, для утверждения полного раскрытия заявленной темы.

Характеристика источника

Святитель Игнатий родился 5 февраля 1807года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии в старинной дворянской семье Брянчаниновых. Отец его - вельможа павловских времен – Александр Семенович Брянчанинов, мать – Софья Афанасьевна – происходила из того же рода.

В семье Брянчаниновых было восемь детей. Старшим был Димитрий (будущий святитель Игнатий). Его родной брат, вспоминая о детских годах, рассказывал, что у них в детстве была любимая игра, где Димитрий, будучи старшим, никогда не показывал своего превосходства, а напротив, всегда поощрял к сопротивлению, говоря: «Не поддавайся. Сопротивляйся. Борись до конца». Этому он учил и в деле духовной борьбы со страстями и пороками всю свою жизнь. Учил он не только словом, но в первую очередь своим примером.

С ранних лет будущий епископ очень любил природу и в общении с нею находил удовольствие и отраду. В детские годы обнаружилась и его исключительная религиозность.

Дмитрий получил прекрасное домашнее воспитание и образование. В 1822 году (когда ему исполнилось 15 лет) он, по настоянию отца, поступил в Петербургское главное инженерное училище, хотя уже в то время запросы души его были совсем другие. В училище Димитрий проявил незаурядные способности. Из-за его успехов в учебе и прилежности на него обратил внимание великий князь Николай Павлович, будущий император. Перед молодым человеком открывались блестящие перспективы, но желание иноческой жизни не оставляло его. В 1826 году он окончил училище, получил чин поручика и сразу же подал рапорт об отставке, которая не была принята. И лишь через год, когда молодой офицер служил в крепости Динабург, его прошение было удовлетворено.

В этом же году Димитрий уехал к своему духовнику о. Леониду в Александро - Свирский монастырь, где был принят послушником. Началась новая страница в жизни будущего епископа. В течение нескольких лет ему пришлось странствовать из одного монастыря в другой вслед за своим старцем о. Леонидом. 28 июня 1831 года в Вологодском Воскресенском соборе состоялся постриг Димитрия в монахи с наречением его именем Игнатий;4 июля рукоположен во иеродиакона, а 25 июля - в иеромонаха и вскоре был назначен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. Этот монастырь находился в очень запущенном состоянии, и молодому настоятелю предстояла большая и трудная работа по восстановлению хозяйства монастыря и поднятию подвижнического духа в среде братии.

С ревностью взялся Игнатий за порученное дело и вскоре добился больших успехов.

28 мая 1833 г. он был возведен в сан игумена. Вскоре он заболел изнурительной лихорадкой. Для восстановления здоровья требовалась перемена климата.

6 ноября 1833 г. он был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря под Москвой (по ходатайству митр. Московского Филарета). Но это назначение осталось только на бумаге. В то время о. Игнатий уже приобрел известность как настоятель. Хорошо знавший его и прежде император вызвал Игнатия в Петербург.

25 декабря 1833 г. он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга. 1января 1834 г. возведен в сан архимандрита.

В должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни он трудился в течение 24 лет. А трудиться было над чем. Троице-Сергиева пустынь находилась в очень грустном состоянии; нравственный уровень братии служил соблазнам для посетителей и соседей монастыря. Этому духовному запустению соответствовал и внешний вид обители, многие здания которой пришли в такую ветхость, что в них опасно было войти.

Новый настоятель с большим старанием и терпением взялся за капитальную перестройку монастырских зданий, благоустроение монашеского общежития и восстановление благолепия в богослужении. Все эти задачи были с большим успехом выполнены архимандритом Игнатием. Обитель обстраивалась и украшалась. Богослужение, совершавшееся здесь, сделалось образцовым. Монастырские напевы были предметом особых попечений архим. Игнатия. Он заботился о сохранении старинных церковных мелодий. Известный церковный композитор прот. П. Турчанинов, проживавший с 1836 по 1841 гг. в Стрельне, рядом с Троице-Сергиевой пустынью, проводил, по просьбе о. Игнатия, занятия с монастырским хором и написал для него несколько лучших своих произведений. М. И. Глинка также написал для этого хора несколько песнопений.

Монастырское братство благодаря неусыпным трудам и попечениям своего настоятеля сделалось настоящей духовной семьей. Дверь в настоятельские келии была всегда открыта для всех, начиная от старшей монастырской братии и кончая самым юным послушником: каждый мог прийти к своему архимандриту, обратиться к нему с любым вопросом и получить от него отеческий совет, назидание и утешение. "Вы знаете, - писал о. Игнатий в одном из своих многочисленных писем, - как я живу в монастыре: не как отшельник, а как глава семейства".

В это время значительно возрос круг знакомств (личных и письменных) о. Игнатия. Уже многие видели в нем опытного и авторитетного духовного наставника. Духовное просвещение от о. Игнатия получали и монахи и миряне, люди самого высокого культурного уровня и простецы. Для каждого он находил тот ключ, которым открываются двери сердца. О. Игнатий в совершенстве обладал искусством принимать исповедь помыслов, здесь сказывалась его всесторонняя духовная опытность. Плоды его многолетнего внимательного наблюдения над собой составляли его огромное духовное богатство: он научился распознавать и различать все страстные движения человеческой природы. В это время им написаны многие из его лучших аскетических произведений. В этих произведениях с особой отчетливостью выступают те отличительные черты, которыми характеризуется духовный облик их автора. Особенностью его жизни и миросозерцания явилось полное самоотвержение ради точного исполнения Евангельских заповедей в скрытом от любопытствующих взоров иноческом подвиге.

К многопопечительной деятельности настоятеля архим. Игнатия добавилось еще одно ответственное и трудное послушание. 22 июня 1838 г. он был назначен благочинным монастырей С. -Петербургской епархии. На этом поприще ему пришлось, в частности, потратить много энергии для наведения порядков среди братии Валаамской обители.

Между тем, о. Игнатий тосковал по уединению, по аскетическим подвигам. Постоянно отвлекаемый от своего идеала множеством служебных обязанностей и приемом многочисленных посетителей, он вел самый суровый образ жизни. Но человеческая зависть и злоречие распространяли об архим. Игнатии разные нелепые слухи. Однажды в гости к архим. Игнатию приехал его давний друг о. Софония. До последнего не раз доходили слухи о том, что о. Игнатий живет в "роскошном" монастыре, в придворном великолепии. Увидев обстановку парадных настоятельских келий в Троице-Сергиевой пустыни, о. Софоний с грустью подумал, что слышанное им вдали от Петербурга подтверждается фактами на месте. И он спросил друга: "Что же о. Игнатий? Где наши мечты о пустыни, о строгих подвигах и лишениях?". О. Игнатий молча повел гостя в самую дальнюю комнату своих настоятельских келий, и там о. Софония увидел одни пустые стены, икону с лампадой и рогожу на полу.

Много пришлось пережить и вытерпеть Игнатию в годы настоятельства в столичном монастыре. В сыром приморском климате усилились его болезни. Но тяжелее болезней было переносить обыденную клевету и людское злоречие, вызванные завистью человеческой. Этот период сам еп. Игнатий вспоминал в статье "Плач мой".

Изнуряемый тяжелыми недугами, архим. Игнатий просился на покой, но его просьбы остались неисполненными. За все 24 года настоятельства в Троице-Сергиевой пустыни он только три раза получил отпуск для поправки здоровья. Самым продолжительным и благотворным был отпуск, полученный им в 1847 г. и продолжавшийся в течение года. Все это время он провел на берегу Волги в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Здесь он и лечился и трудился над своими аскетическими произведениями, вел переписку с братией Троице-Сергиевой пустыни.

Возвращение из тихой Бабаевской обители в шумный Петербург представлялось о. Игнатию "отвратительнейшею микстурою", но ему еще долго пришлось нести это тяжелое послушание.

Среди многих и тяжких испытаний и переживаний приходили к нему и новые утешения: все более ширился круг лиц, настроение которых гармонично сочеталось с высокой духовностью архимандрита Игнатия. Они видели в нем истинного духовного отца, а он радовался сердцем и усматривал в этом общении с духовными детьми исполнение своего жизненного призвания.

Такое понимание о. Игнатием его жизненного призвания соединялось с его постоянной мечтой об уединении. Он стал задумываться о том, где же ему жить, когда, наконец, он получит желанное увольнение на покой. Но этим мечтам о. Игнатия еще не суждено было осуществиться.

27 октября 1857 г. архим. Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. Это назначение было столь неожиданным для Игнатия, что он был потрясен им, но принял его за послушание, как принимал все предыдущие назначения.

4 января 1858 г. прибыл епископ Игнатий на место своего нового назначения в г. Ставрополь. Епархия, во главе которой был поставлен еп. Игнатий, потребовала от него крайнего напряжения сил. Учреждена она была сравнительно недавно (еп. Игнатий был третьим архиереем на этой кафедре).

В тот период еще не закончена была Кавказская война, продолжалось заселение этого обширного края. Население края было многонациональным и разноверным. Духовенство по своему развитию часто мало соответствовало своему назначению. Много затруднений возникало из-за того, что в казачьих станицах духовенство было изъято из ведения епархиального архиерея и подчинялось военному "обер-священнику". Однако, несмотря на все трудности, Владыка ревностно приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей. Он заботился об устроении богослужения и о нормальных отношениях духовенства и мирян. Когда в состоянии его здоровья наступало временное, хотя и очень относительное улучшение, он совершал объезды своей обширной епархии.

Несмотря на множество дел, связанных с управлением епархией, преосвящ. Игнатий и на Кавказе продолжал свои духовно-литературные труды и вел обширную переписку.

Но здоровье его все ухудшалось. В июле 1861 г. он почувствовал полное изнеможение и невозможность продолжать управление епархией и подал прошение об увольнении на покой с определением ему места жительства в Николо-Бабаевском монастыре. Прошение это было удовлетворено 5 августа 1861 г. , а в октябре того же года он приехал в избранную им пустынную обитель, которую получил в управление. Этой же обители суждено было стать его последним земным пристанищем.

Еп. Игнатий быстро привел обитель в образцовый порядок и, наконец, получил возможность полностью отдаться своему любимому делу - заняться духовно-аскетическими писаниями. В этих трудах и провел он свои последние годы; дух его был постоянно бодр, но плоть, сокрушаемая болезнями, часто изнемогала.

Жизнь его в Николо-Бабаевском монастыре была жизнью затворника. Он только один раз (в 1862 г. ) выезжал из обители. Все свободное время его было наполнено молитвой и занятиями, связанными с подготовкой к изданию его творений. В первые три года Владыка принимал посетителей. Но силы его все более оскудевали, и он решительно готовился к переходу в иной мир и говорил об этом окружающим. Он молился, чтобы ему был открыт день кончины и получил просимое.

В 1867 г. Владыка (с большим трудом) совершал последнюю литургию в Св. Пасху. Уклоняясь от общения с людьми, он жил еще телом на земле, но душой уже был в другом мире.

Наступил воскресный день 30 апреля - неделя святых жен-мироносиц. Владыка рано утром причастился Святых Таин в своей келии и с Канонником в руках лег - по причине крайнего изнеможения - на постель. Войдя к Владыке перед благовестом к поздней литургии, келейник Василий нашел его уснувшим смертным сном. Лицо его сияло светлой радостью.

Погребение Владыки Игнатия было совершено по пасхальному чину 5 мая 1867 г. в Николо-Бабаевском монастыре епископом Костромской епархии.

Характеристика источника составлена по:

1)Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. Издательство Имени святого Игнатия Ставропольского. Москва,2002год.

2) Андрей Пылев. Житие Святителя Игнатия Брянчанинова. Издательство «Технологическая Школа Бизнеса», Вологда,2000год.

3)Выдающиеся вологжане. Ред. совет «Вологодская энциклопедия». Издательство «Русь», Вологда, 2005год.

Приложение№4 иллюстрирует раздел «Характеристика источника».

О сокращениях в тексте

Справочник сокращений:

Свт. – святитель

И. Б. - Игнатий Брянчанинов свп - стихотворение в прозе с«К» - стихотворение «Кладбище»

УНТ - устное народное творчество

НИР – научно-исследовательская работа

Анализ словесной структуры текста стихотворения И. Брянчанинова «Кладбище»

В работах 2005 и 2006 годов мы прибегали к возможности делать выводы по «лексическим цепочкам».

Так, например, говоря:

1) о возможной теме преображения, мы обратили внимание на то, что лексика нейтральная (низкая) сопоставляется в паре со словами «высокого стиля» (церковно-славянский): услышал – внимал

(песни) плачевные – (песни) панихиды песни – песнопения

(по главе №2 «Жанровая, тематическая и композиционная организация текста», стр. 9-13, 2005 г. );

2) об описании кладбища в первой и второй частях произведения, обратили внимание на некий контраст, просматривающийся на уровне лексики: величественное кладбище – могилы осеняемое – образовали сень древами – вековых дерев

(по главе №2 «Пространственно-временная структура», 2006 г. ).

Готовясь к работе этого года, разбила текст на «группы по уровням синтагматических1 сегментов2» (Лотман, гл. «Механизм внутритекстового семантического анализа», стр. 119), а именно «слово», «предложение». А затем последовательно осуществила все рекомендуемые ученым операции.

Что получилось?

Грамматический строй стихотворения

В тексте стихотворения, состоящего из 27 предложений, отсутствуют глагольные сказуемые в следующих случаях:

№3 Там – величественное кладбище, осеняемое вековыми деревьями.

№10 Какое уединение на кладбище!

№11 Какая чудная священная тишина!

№12 Сколько воспоминаний!

№13 Какая странная многолетняя жизнь!

В предложении №19 «Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев» - сказуемое составное именное (без гл. связки), но именная часть – краткое причастие (гл. форма).

В предложении №22 «Земля, земля!» состав сказуемого отсутствует.

В предложении №26 и №27 «Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на дереве» – сказуемое именное, выражено местоимением относительным и указательным, глагол-связка отсутствует.

В остальных предложениях сказуемые простые, выраженные глаголами. В этих случаях все глаголы обозначают собственно действие в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Выводы сделанные на выявленных оппозициях:

1) Отсутствуют глагольные сказуемые при описании кладбища (предложения 3, 10, 11, 12, 13, 19).

По моему мнению, на уровне словесного яруса (грамматика) доказывается наличие границы, которая «делит все пространство текста на два взаимно не пересекающихся пространства. Основное ее свойство – непроницаемость. То, каким образом делится текст границей, составляет одну из существенных характеристик. Это может быть деление на живых и мертвых» (Ю. Лотман, стр. 278).

Подобный вывод был сделан и при анализе пространственно-временной структуры произведения (см. работу 2006 г. , гл. 2, стр. 20).

2) Предложение 22 «Земля, земля!» – назывное, где возможно только подлежащее. Состава сказуемого быть не может. «Грамматическим значением подлежащего является понятие о предмете известном, данном, исходном для говорящего» (А. К. Федоров «Трудные вопросы синтаксиса», стр. 35, Москва, «Просвещение», 1972).

Что известно говорящему (я – повествователю и автору – христианскому художнику и пастырю) о земле?

Обратимся к тексту Библии.

А) «В начале сотворил Бог небо и землю» (кн. Бытие, гл. 1,1).

Б) Понятие «земля» на языке Библии часто обнимает собой весь земной шар, со включением сюда и видимого неба, как его наружной атмосферной оболочки (Толковая Библия).

В) «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, (по роду и по подобию ея и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Бытие, гл. 1, 11).

Г) «В этих немногих словах космогонического видения отображается картина постепенного возникновения на земле органической жизни, произведенных землею не в силу самопроизвольного зарождения, но по данным ей Творцом особым законам и силам» (Толковая Библия, Петербург, 1904-1907, под редакцией профессора богословия А. П. Лопухина, стр. 3, 8).

3) В предложениях: «Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на дереве», - сказуемые именные, глаголы-связки отсутствуют. В них заключено размышления о жизни человека, который по замыслу Творца вписан в органическую природу земли.

Обратимся к тексту Библии.

А) Бытие, гл. 1: 25, 26, 27 (с сокращениями).

«И создал Бог зверей земных по роду их».

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над всею землею».

«И создал Бог человека».

Б) Толковая Библия, стр. 12:

«по образу Нашему, (и) по подобию Нашему».

Здесь употребляют родственные по значению слова, но заключающие некоторые оттенки мысли: одно обозначает идеал, образец совершенства; другое – реализацию этого идеала, копию с указанного образца. Образ Божий в человеке составляет в человеке неотъемлемое свойство его природы, «богоподобие есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать высоких степеней развития в человеке, но может иногда отсутствовать совершенно» (Бытие VI, 3, 23).

Общий вывод по части I.

Мне думается, что интерпретировать слова Священного Писания и толкователя Библии профессора богословия А. П. Лопухина не корректно. Но, я ясно вижу, что грамматический строй произведения Брянчанинова в очередной раз доказывает духовную суть его произведения, связь с текстами Священного Писания и авторскую позицию художника-христианина.

Лексический строй стихотворения

Здесь отмечаем наличие 3 переплетающихся цепочек:

I. Слова со значением «человек»: я – фамилия – семейство (многочисленное) – священнослужители – имена матери, братьев, сестер, дедов, прадедов (отшедших) – праотцы (могилы) – поколения человеческие.

Имеющая место пространственная граница – кладбище – делит эту группу « на живых и мертвых».

II. Слова со значением «дерево с листьями»: древа – развесы (дерев) – вершины (дерев) – листья (их) – круг (дерев) – ветви – сень – листочки на ветвях – листок на древе.

Наблюдение в тексте.

Первая и вторая лексические цепочки переплетаются в предложении (№23): «Сменяются на поверхности твоей (земля) поколения человеческие, как на деревьях листья».

Предполагаемый вывод: образ дерева и листка несут в тексте произведения символическое содержание.

Доказательство:

А) Обратимся к работе «Церковно-проповеднический стиль русского языка» Ипатовой С. Н. гл. 3. 31 «Символическое содержание слова «древо» (стр. 135).

Исследователь замечает, что « в языке Святого Игнатия слово древо имеет множество значений, чаще заимствованных из Библии и основанных на метонимическом3 мышлении».

В свою очередь слово древо в Библии имеет несколько значений:

1) «собственно дерево»,

2) «крест»,

3) «плодовитое дерево»,

4) «дерево познания добра и зла»,

5) «древо жизни».

Далее автор работы пишет:

«Слово «древо» не всегда [в работах свт. ] выполняет символическую функцию, оно может содержать только прямое значение» (стр. 136).

В нашем случае символическое содержание слово «древо» имеет только в последнем предложении текста (№27) «Почти то же, что жизнь листка на древе».

Здесь слово «древо» имеет стилистическую оппозицию всем предшествующим вариантам: «дерев», «дерево».

Б) Какое же символическое значение имеет слово «древо» в данном случае?

Предполагаем значение (3): «плодовитое древо».

Ход рассуждения:

1) Исследователь (Ипатова С. Н. ) данное значение слова соотносит со словами евангелиста Матфея (3, 10):

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

2) Аргумент, найденный нами, о древе, приносящем плоды:

Книга Бытия (1, 29). «И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу».

3) В тексте стихотворения Брянчанинова говорится не о плоде древесном, а о листе.

В моей работе 2005 года, в главе 2 «Жанровая и композиционная организация текста» (стр. 11) уже упоминалась статья «Бытие. Естество» К. Красухина (газета «Литература», №15, 1995 г. , стр. 7), где дается этимология4 слова «лист» (pbullon от др. греческий pbuo), имеющий значение «рожденное» от «рождать», а также родственное «pbysis» (природа), т. е. «постоянно рождаемая и рождающаяся».

Исходя из сказанного, получается:

Лист – «рожденный» «постоянно рождаемый», т. е. природой.

Обратимся к тексту стихотворения.

В произведении И. Брянчанинова слово «листок» имеет выше прописанное значение.

«Мило зеленеют шумят эти листочкиПридет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев истлеют. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях».

4) Возникает оппозиция с библейским «древом, у которого есть плод древесный, сеющий семя».

Имеющийся контраст дает возможность

А) выйти на евангельский сюжет о смоковнице, не приносящей плода, но имеющей листья, и на притчу о сеятеле;

Б) подчеркнуть уже сформулированную ранее (в работах 2005-2006 гг. ) авторскую позицию.

Сюжет о смоковнице встречаем в евангелиях от Матфея 21:18-22 и от Иоанна 11:12-14, 20-24. Он относится к последним дням жизни Господа Иисуса Христа.

В Великий Понедельник Господь проклял бесплодную смоковницу за то, что «она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было». (Архиепископ Аверкий. «Четвероевангелие. Апостол», Москва, Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2002, стр. 258).

В Великий Вторник, когда Господь вновь шел тою же дорогой, а ученики обратили внимание на засохшую смоковницу, Он поучал их о силе веры, о том, «что для веры свободной от сомнений, нет ничего невозможного. Поэтому в молитве надо обо всем просить с верою, чтобы получить». (Аверкий, там же, стр. 261).

Возможно символическое значение сочетания слов «дерево с плодом» – это «человек с верою».

Доказательство:

А) Символизируемое явление «дерево – человек» в своей научной работе доказала кандидат наук , говоря, что «в проповедях свт. Игнатия слово «древо» символизирует как добродетельного, так и недобродетельного человека».

Б) Символизируемое явление «плод – вера» мне видится в контексте стиха 29, гл. 1, книги «Бытия», нами приводимого выше.

«Плод» (древесный) сеет «семя», и «сие» – пища «вам (человекам) будет». Конечно же, здесь есть «древнейшее известие о первобытной (до потопа) пище человека и животных». («Толковая Библия», стр. 13). Но евангельские притчи о сеятеле (Мф 13:1-23; Ин 4:1-20; Лк 8:4-15), о невидимо растущем семени (Ин 4:26-29), о зерне горчичном (Мф 13:31-32; Ин 4:30-32; Лк13:18-19) укрепили в сознании многих и иное – духовное – значение слова «семя» плода. Это «Слово Божие», «Царство Небесное», «Церковь Христова» – все те понятия, с которыми вера человека связана. «Семя плода» – пища духовная, вера в Бога, свободная от сомнения.

5) Оппозицией «древу с плодом» служит имеющий место в стихотворении И. Брянчанинова образ листка на древе.

Доказательство:

А) Символизируемое явление «листок – вера, не свободная от сомнений», как нам кажется, может быть доказано, если обратиться к текстам

1) евангельского сюжета о смоковнице;

2) Библии «Книга Бытия»;

3) Толковой Библии.

(Смотрите примеры далее, связано со словом «праотцы»).

Б) Но научный филологический текст, как у исследователя (фам), мне не создать в силу объективных причин: я ученица 11 класса, специальных знаний не имею.

В) Поэтому буду далее пользоваться не доказанным, а предполагаемым символизируемым явлением «листок – вера, не свободная от сомнений».

III. Слова со значением «жизнь»: прахи (которые в иной ипостаси насадили дерева) – умершие – жизнь (странная, многолетняя) – воскресение (умерших) – жизнь умерших (в блаженстве) – могилы праотцев – поколения (сменяющие друг друга) – осень – весна краткая чреда – жизнь листа на древе.

Ход работы:

1) Все перечисленные выше слова могут быть разделены на две группы по смысловым оттенкам:

А) «Какая странная многолетняя жизнь!»: рождение – смерть – воскресение – жизнь в блаженстве.

Б) «Почти то же, что жизнь листа на древе»: краткая чреда – весна – осень – прах – могилы праотцев.

2) Возможные выводы из оппозиции:

А) Странная жизнь:

Это жизнь, «ожидающая умерших», именно к этой жизни «привлечено блаженство».

Это жизнь с Верой в воскресенье: «Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресенье мертвых» (I послание апостола Павла коринфянам, 15, 21).

Б) В данной лексической цепочке стоит обратить внимание на слово «праотцев».

В контексте произведения, сочетаясь с существительным могилы, оно выступает в «прямом» значении: «родоначальники рода, фамилии нашей», которым в давние времена отошло село, которые насадили дерева на родовом кладбище.

Но слово «праотцы» имеет и иное значение – «первые человеки» (Адам и Ева). Именно с ними связан сюжет грехопадения человека, чья вера не была «свободна от сомнения».

Отойдя от Бога в момент грехопадения, праотцы

1. «сшили смоковные листья и сделали себе опоясания» (Бытие, 1, 37).

2. «Страх больной совести падших людей, утративших свою невинность и чистоту, на столько помрачил их умственные способности, что они думали было скрыться от Всевидящего и Вездесущего, ища в своем наивном ослеплении убежища от Него под листьями деревьев рая» (Толковая Библия, I т. , стр. 26).

Праотцы за содеянное имели от Бога наказание – смерть: « ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3, 19).

У апостола Павла (I послание коринфянам, 15:22-23): «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».

Свт. Игнатий в произведении «Кладбище» развивает следующие мысли (идеи):

I. Вера, свободная от сомнения, вера в Христа, в его воскресение из мертвых, -

1) Это жизнь, к которой

«привлечено» «блаженство»;

«многолетняя» (вечная); в «чудной, священной тишине».

2) Это семя плода древа жизни – райского древа.

II. Вера, не свободная от сомнений – это

1) жизнь листа на древе

«краткая чреда», это «шум ветра в листьях»;

2) это «прах» праха земного.

Анализ образной структуры. Предметный мир стихотворения Брянчанинова «Кладбище»

Решение данного вопроса представим в виде схем с последующими комментариями и выводами.

Примечание:

Схема «Предметный мир стихотворения Брянчанинова» вычерчена с учетом ранее исследованной структуры пространства произведения (работа 2006года), где кладбище-граница пространства живых и мертвых I пространства.

II Комментарии.

1. Предметный мир произведения Брянчанинова достаточно многочисленен, но поддается определенной систематизации:

Предмет одушевленный Предмет неодушевленный

Я (повествователь и лицо действия) село «Земля, священнослужители кладбище земля!»

2. «Священнослужители» проявлены в «голосах», которые сливаются с «шумом» листвы дерев. Тем самым одушевленный предметный мир сведен до «Я».

3. Село. Предмет дан в отношении к «Я», фамилии, «кладбищу» - ДОМ.

4. Кладбище-представлено как 1)пространство для мертвых и для живых, как 2)место, где «Я» совершает действия.

5. Выявилась оппозиция предмета одушевленного «Я» и неодушевленного «кладбища», которое в тексте (на уровне пространственной структуры) является границей как I и II подпространства, так и внутри I подпространства.

И мы предполагаем в этом случае увидеть символическое значение слова «кладбище».

6. «Я» на «земле» - гость «живописного села». «Я» на кладбище(погост) поставлен в позицию выбора услышать в шуме(«шум листьев», «голоса поющих», «имена почивших») НЕЧТО.

7. Выбор сделан (это главное действие): Я внемлет (сравнить: слышать-внимать) божественному песнопению, т. е. словам молитвы.

В «молитве душа, соединяясь с Богом, одновременно соединяется с духовным миром». (Энциклопедический словарь русской цивилизации, М. , Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации»,2000год, стр. 534).

I Возникает пространство «Истинно-Существа» (смотрите работу 2006года, глава2)

IIДумается, что именно в этом моменте есть возможность увидеть проявление сюжета Евангелия о преображении Господа. Имею в виду, ту часть сюжета, где описывается «особое дивное благоприятное состояние охватившее души апостолов, и которое выразил Петр своим восклицанием: «Господи, хорошо нам здесь быть»-и предложил построить три кущи» (Епископ Аверкий, стрю182).

Приведем пример из текста. В тексте стихотворения Брянчанинова (см. предложения № 10-18) исчезают слова, со значением «материального», «конкретного», «предметно-реального», а используются слова, обозначающие «состояние»: «тишина», «уединение», «утешение», «Услаждение».

3. «Тишина» - значение образа мною рассматривалось в работе 2005года, глава 2, стр. 11.

«уединение» - с «единый» и «единение» (З. А. Потиха, «словарь», стр. 71;Ожегов С. И. ,стр. 180):тесная связь, приводимая к единству, сплоченности.

«утешение» - с «утешить», т. Е. успокоить чем-нибудь радостным(Ожегов С. И. , «Толковый словарь, стр. 829). Этимологически связано с «тихий», «Тишь» (Шанский Н. М. , «Этимологический словарь русского языка», стр. 443).

«услаждение» - с «сладкий». Развитие значения шло таким образом: «соленый» >«вкусный»>«пряный»>«сладкий» (стр. 414;Шанский Н. М. , «Словарь»). Ожегов С. И. (стрю717):2(перен. ): приятный, доставляющий удовольствие.

4. Вернемся к пункту 5 данного комментария, где высказывается предположение о символическом значении слова «кладбище».

Ход рассуждения:

А) Преображение Господа и удивительное душевное состояние апостолов случилось на «горе Фавор в Галилее, на юг от Назарета» (Аверкий, стр. 182).

Б) В произведении Брянчанинова место «преображения»- кладбище. Обратимся к словарям:

Ожегов: «Кладбище-место погребения умерших», стр. 2,6,9

З. А. Потиха: исторически от «класс //ть», клад/У. здесь же, стр. 104 слово «кладовая» с тем же история отклад//у)

Ожегова С. И. кладовка место для хранения (стр. 2,6,9)

У слова «кладбище» есть синоним – «погост» (Ожегов: «сельское кладбище», стр. 521. Н. М. Шанский: от «погостити», гость; развитие от «постоялый двор» (начальное значение) до кладбище при церкви >кладбище (окончательное значение).

В) Почему у Брянчанинова выбор на слове «кладбище» (в тексте с «величественное»)? Еще ранние в тексте: «Там (в селе) - величественное кладбище. Логично употребить - «погост».

Значит для автора место погребения «дедов и прадедов»- кладбище:

1 или «место для хранения» («во Христе все оживают, каждый в своем порядке», ап. Павел 15:23).

2 или место, где можно, как листку с древа, «истлеть на могилах», «увянуть, исчезнуть». («Как в Адаме все умирают», ап. Павел ,15:22).

Для свт. Игнатия кладбище (для большинства последнее - земное пристанище человека) - кульминация, наивысшая точка проверки Веры на свободу от сомнений.

Приведем примеры из текста:

Даны приметы последнего земного пристанища:

прахи в могилах, имена почивших, воспоминания, чувство печали

Предложение, имеющее смысл сомнения: «Что наша жизнь?»

Предложение, содержащее результат совершенного выбора: «Почти то же, что жизнь листка на дереве!»

Наблюдение:

Обращаем внимание на первое слово предложения: «Почти»

Почти (обратимся к Ожегову С. , стр. 565) ,наречие.

Значение: без малого; так; (что) немного недостает до чего-нибудь.

10. Для святителя Игнатия Брянчанинова, для «Я» в стихотворении «Кладбище»- жизнь человека не сводится к жизни листа на древе. Вера: в Бога, вера в воскресение Христа, вера в воскресение мертвых преображает:

1) одушевленный предмет «Я» в «сосуд, Храм для другого Истинно-Существа» (смотри работу 2006г. , стр. 21)

2) кладбище – в кущи (дом).

«При сем Петр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть: сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии».

Куща –русский язык: «сень», то, что покрывает; покров

- старославянский ( к т )- угол

-болгарский (к ща) –дом

Приведем пример из текста:

А) «Осеняемое древами, под развесами дерев, вершины дерев, ограждены кругом дерев, широко раскинувшиеся ветки образовали сень. , под сенью

Б) «Какая чудная священная тишина!»

Какое уединение на кладбище.

11. Предметный мир стихотворения:

III Выводы по таблице и главе:

1)предполагаемая тема « Преображение» при анализе уровня предметного мира стихотворения Брянчанинова преображается в тему «Возвращение в Эдем»

2)четко просматривается проблема выбора человека.

3) Жизнь человека (Я) - «за Христом» «Иисус сказал ему1: Я есть путь и истина и жизнь; Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14,6) (1 ап. Филипп). Верующий в Меня, дела которые Я творю, и он сотворит (там же, 10)

4) Стихотворение по результатам исследования предметно образной структуры относятся к произведения духовным.

Стихотворение «Кладбище» как произведение духовной поэзии I половины 19 века

Данная глава по своему значению и содержанию является итоговой: в ней сведены воедино все выводы, полученные при исследовании текста произведения Брянчанинова «Кладбище».

Работа по исследованию продолжалась в течение трех лет.

Промежуточные выводы зафиксированы в научно-исследовательских работах 2005, 2006 года, представленные и защищенные на городских и областных краеведческих научно-практических конференциях «Мир через культуру».

Понимание термина «духовная поэзия»

1) Для уяснения этого понятия мною были прочитаны следующие работы:

1. «Народная поэзия», составитель А. Аксенов;

2. «Устное народное творчество», составитель С. Ю. Баранов;

3. «Современная духовная поэзия», Бараков В. Н. ;

4. «Духовные стихи. Канты», составитель Е. А. Бучилина;

5. статья «Духовные стихи» в Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Описание данных работ дано в Приложении 1.

2) Я разделила два понятия «духовные стихи» и «духовная поэзия»

Духовные стихи Духовная поэзия

1. произведения устного народного творчества (УТН) 1. авторские произведения

2. эпические произведения, имеющие повествование о событиях

2. лирические, лиро-эпические

3. жанр

4. ритмически организованные, предназначенные для пения 3. предполагает разнообразие жанров

4. как ритмически организованные, так и представленные стихотворением в

5. социальное бытование: репертуар бродячих певцов для исполнения на прозе публике

5. книжная литература; индивидуальное и публичное чтение

6. время распространения 15-16 век

6. послепетровская литература (с 18 века)

3) Выявила общие признаки:

А) произведения религиозного характера;

Б) восходят к сюжетам и образам Священного Писания.

Духовная поэзия, лирическая (лиро-эпическая) литература, разнообразная по жанрам, но однозначная по содержанию – носит религиозный характер, обнаруживает связь с сюжетами и образами Священного Писания. Духовная поэзия выросла из жанра устного народного творчества – духовных стихов.

Произведение И. Брянчанинова «Кладбище» - явление духовной поэзии

1. НИР 2005 года, глава 2 «Жанровая, тематическая организация текста» (стр. 9-13):

1. Жанр произведения – стихотворение в прозе.

2. Родовая принадлежность – лиро-эпическая литература:

А) Выявлены элементы сюжета:

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация.

Б) Определены три сюжетные линии: линия «земли» - действий человека; линия чувств – состояний человека; линия веры – сущности человека.

В) Кульминация лежит в линии Духа, веры.

Г) «Я» (повествователь) – человек действующий, имеет биографические характеристики, выражает авторскую позицию (христианского пастыря).

Д) Выявлены лирические образы Тишина, Услаждение; поэтический образ «листка на древе».

1. 3. Композиция произведения – двухчастная; осложненная. Выявлена при исследовании организации поэтического текста.

А) Принцип организации текста – поворотная симметрия, дающая форму роста.

Б) Возможен график функции логарифмической спирали.

В) Осложненность – наличие кольца и контраста одновременно.

Считаем обнаруженный при исследовании композиции произведения принцип организации текста (поворотная симметрия) исключительной характеристикой произведений духовной литературы.

3. Выявили особенность темы стихотворения:

А) по сюжету – посещение родового кладбища;

Б) по духовному содержанию – возможно, преображение человека через чудо веры в контексте преображению природы по сезонам.

2. НИР 2006 года, глава 2 «Пространственно-временная структура произведения» (стр. 17-27):

1. Выявленная первая картина «Земля, земля!» – ограниченное трехмерное пространство, имеющее временные характеристики, – пространство, где раскрывается первая тема: посещение родового кладбища «Я», разворачивается картина преображения природы.

2. Выявленная вторая картина «Я» – «существо-страдательное», «сосуд для другого Истинно-Существа» – пространство, где время – некое одновременное явление трех времен (вечности).

Именно в этом пространстве разворачивается картина преображения человека через чудо Веры.

Событие, чудесно совершенное в прошлом, совершается в настоящем, будущем одновременно. На этом принципе построено таинство Евхаристии5 (причащения Святых Даров).

Считаем выявленное в структуре текста второе пространство Истинно-Существо и время как одновременное явление трех времен исключительной характеристикой произведений духовной литературы.

5. НИР 2007 года, глава 1 «Анализ словесной структуры текста» (стр. ):

1. Работа на грамматическом уровне выявила связь с текстами Священного Писания (книга Бытие, евангельские сюжеты и притчи).

2. Работа на лексическом уровне выявила авторскую идею произведения. Вера в Бога истинная – это вера во Христа, его путь через воскресение. Вера, «не свободная от сомнений» – это вера ветхозаветного Адама.

Считаем выявленную на уровне анализа идею характеристикой произведения духовной литературы.

6. НИР 2007 года, глава 2 «Предметный мир стихотворения» (стр. ):

1. Работа на образном ярусе – предметный мир произведения – расширила тему стихотворения до «вечной», с точки зрения литературоведения, – «Возвращение в Эдем».

2. Выявилась проблематика произведения: человек в состоянии выбора.

Считаем выявленные на уровне анализа предметной структуры темы и проблемы характеристиками не только духовной, но и светской литературы, что дает возможность вписать стихотворение Брянчанинова в общий ряд литературы начала 19 века.

7. В НИР 2005, 2006 годов проводился сравнительный анализ произведения Брянчанинова с произведениями светской литературы с целью подчеркнуть художественную природу стихотворения, не случайно свт. Игнатий поместил его в рукописную тетрадь «Поэтические сочинения».

1. В результате сравнительного анализа с элегией Жуковского «Сельское кладбище» выявили:

А) обращение к популярной в пишущем и читающем европейском и русском обществе теме – посещение сельского кладбища;

Б) изображение сложного и противоречивого душевного состояния

5. 2. В результате сравнительного анализа со стихотворением Пушкина А. С. «Вновь я посетил» выявили:

А) наличие в художественном произведении популярного мотива «возращения героя» в дом после какой-то разлуки;

Б) реалистический метод создания стихотворения, близость к пушкинскому стилю – «поэзии мысли»;

В) те же уровни для исследования текста, что и в собственно художественном тексте.

8. Данные результаты подтвердили предполагаемые выводы, что художественные произведения Игнатия Брянчанинова продолжают традиции древнерусской литературы, черпавшей сюжеты из Священного Писания, и представляют из себя по форме произведения «изящной» литературы начала 19 века и тематически вписываются в литературно-художественный контекст эпохи.

В ходе статьи по стихотворению в прозе И. Брянчанинова «Кладбище» я поняла:

1)как глубоко, многомерно слово;

2)сколько тайн хранит в себе художественный текст;

3)что такое азарт исследователя;

4)как много нужно ещё прочитать, узнать, чтобы не оказаться в ситуациях «тупиковых».

За три года работы я приобрела некоторые навыки научного исследования, которые, безусловно, пригодятся во время учебы в высшей школе.

КЛАДБИЩЕ

1)После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. 2) Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. 3)Там — величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. 4) Под широкими развесами дерев лежат прахи тех, которые их насадили. 5) Я пришел на кладбище. 6) Раздались над могилами песни плачевные, песни утешительные священной панихиды. 7) Ветер ходил по вершинам дерев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих священнослужителей.

8)Услышал я имена почивших — живых для моего сердца. 9)Перечислялись имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отшедших. 10) Какое уединение на кладбище!11)Какая чудная, священная тишина!11)Сколько воспоминаний!12)Какая странная, многолетняя жизнь!13)Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды. 14)Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. 15) К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание об умерших духовным услаждением. 16)Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! 17)Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.

18)Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев. 19) Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сенью покоится многочисленное семейство. 20) Лежат тут прахи многих поколений. 21)Земля, земля!22) Сменяются на поверхности твоеи поколения человеческие, как на деревьях листья. 23)Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. 24)Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. 25) При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и также — только в течение краткой чреды своей, также увянут, исчезнут.

26)Что наша жизнь?27) Почти то же, что жизнь листка на древе!

«Народная поэзия», составитель А. Аксенов.

Духовные стихи:

1)они слагались под влиянием Священного писания, церковных песнопений и, главным образом, апокрифических сочинений, переходивших к нам из Византии и славянских земель;

2)духовные стихи пелись слепыми старцами («калики»);

3)апокрифы - полународные, полукнижные произведения, содержание которых бралось из Священного писания, но дополнялось вымыслами, созданными народным воображением;

4)краткость сведений Библии возбуждала народное любопытство, и воображение дополняло библейский рассказ подробностями;

5)так возникли апокрифы об Адаме и Еве, о царе Давиде, о страшном суде и др. ;

6)духовные стихи очень разнообразны по содержанию;

7)языческим, баснословным характером отличаются стихи о Голубиной книге и о Егории храбром;

8)переходным стихом от былин к собственно духовной народной поэзии можно назвать стих о сорока каликах со каликою.

«Устное народное творчество Вологодского края», раздел подготовленный С. Ю. Барановым

1)духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще эпические, на религиозные сюжеты, исполняемые обыкновенно на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей;

2)с тематической точки зрения духовные стихи- произведения религиозного характера;

3)с точки зрения родовой принадлежности - это произведения эпические, в которых повествуется о каких-то событиях;

4)с точки зрения социального бытования - они входят в репертуар бродячих певцов и исполняются чаще всего при значительном стечении публики;

5)духовные стихи - явление так называемого «народного православия»;

6)особенно значительную роль в становлении духовных стихов сыграли житейские легенды, предания и апокрифы – не канонизированные церковью произведения раннехристианской и средневековой словесности;

7)духовные стихи – явление УНТ, но в них сильнее, чем в других фольклорных жанрах ощущается связь с произведениями письменности;

8)связь с книжной культурой давала повод считать исполнителей духовных стихов «народными интеллигентами», популяризаторами знаний особого рода, недоступных широкой массе;

9)Голубиная книга – это Библия в народно-поэтическом представлении;

10)ориентируясь на книжную премудрость, духовные стихи в то же время явственно обнаруживают свою принадлежность к фольклору (порождаются коллективным сознанием, прочная связь с традиционной культурой, устное исполнение, не имеют стабильного текста и существуют в вариантах, характерен тонический принцип ритмической организации;

11)поскольку современный духовный стих – это прежде всего молитва, в нем заметно усилено лирическое начало.

«Современная духовная поэзия», В. Н. Бараков

1)истинная поэзия всегда духовна;

2)но в последнее время этот термин все чаще употребляется применительно к стихотворениям с религиозной тематикой, с не в меру широкой ее трактовкой;

3)русские духовные стихи получили наибольшее распространение в 15-16 вв. ;

4)в основе своей они имели религиозное содержание; наиболее популярными были стихотворения о Страстях Господних и страданиях Лазаря, о Богоматери и т. д. ;

5)духовная поэзия – необычайно сложная и деликатная область русской литературы;

6)вступающему в нее необходимо преодолеть три препятствия (филологическое, религиозное, личностное).

«духовные стихи. Канты», составитель Е. А. Бучилина

1)возникнув в глубине веков и являясь частью христианской культуры, духовные стихи впитали в себя народный дух, а подчас и народные представления о мире, человеке и Боге;

2)они ввели славянскую мифологию в систему христианского мировоззрения;

3)богатством своей поэтической системы и разнообразием сюжетов и тем духовные стихи привлекали к себе многих исследователей XIX-нач. XX в.

Материал, взятый из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия

ДУХОВНЫЕ СТИХИ, жанр древних народных (русских, украинских, белорусских) песнопений религиозного содержания. По материалу (сюжету) восходят к книжным источникам (Библия, жития святых, легенды, апокрифы). Отражают народное понимание добра и зла, греха и искупления, справедливости, происхождения мира, исторических событий (духовные стихи о Лазаре). Исполнялись странствующими нищими-слепцами. Существуют также духовные стихи письменной традиции (покаянные), распространившиеся с кон. 15 в. и записывавшиеся крюками. Соединили интонации знаменного распева и народных песен. В богослужении не использовались.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)