Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Храм Василия Блаженного - архитектурный символ России

С моста над Москвою -рекою

Нам виден Васильевский спуск.

Там храм, возвышаясь горою,

Стоит, не стряхнув снежный груз.

Тот груз пусть совсем символичен -

Украсил зимой купола.

Ведь храм красотою отличен,

Зря снег мать зима намела.

Вам скажет любой очевидец,

Что время не властно над ним.

Василий Блаженный - провидец,

Хранит его светом своим.

Гаврюшкин А. Е.

В результате всенародного голосования по итогам конкурса <<Семь чудес России>> в 2008 году одним из победителей был признан храм Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве. Почему именно он?

В русской архитектуре нет ничего удивительнее собора Василия Блаженного. Он поражал путешественников в XVI веке, а со временем и для иностранцев, и для нас самих стал символом отечественной истории и национального характера. Какое же послание хотели передать потомкам создатели этого храма? Собор Василия Блаженного не похож ни на одну русскую постройку предыдущих эпох. Подобного храма нет и в тысячелетней византийской строительной традиции. Он характерен именно для Московского царства середины XVI столетия, когда стремление к монументальности, усложнению и повествовательности проявилось не только в архитектуре, но и в литературе, иконописи, ювелирном искусстве. Храм Василия Блаженного - свидетельство победоносного и наиболее благополучного периода правления Ивана Грозного. Внешняя политика молодого царя также была успешной; ее главным событием стало взятие Казани в 1552 году. Как отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев, "значительность события присоединения Казанского царства к России определялась всей предшествующей историей Казани (являвшейся в глазах русских преемницей великой Монгольской империи. )". Подобный шаг был очень важен для развития Российского государства на Восток, что осознавали и писатели XVI века, в частности, автор торжественной повести "Казанская история". Лихачев подчеркивал, что это произведение, прославляющее победу молодого царя, стало частью грандиозной "церемонии присоединения Казанского государства к Москве". С той же целью был построен столь необычный храм на Красной площади.

Через два дня после победы русских войск, на особой религиозной церемонии Казань была провозглашена христианским городом. Как гласит летопись, ее освятили "во имя святой живоначальной Троицы". В 1553 году по обету, данному Иваном Грозным во время войны, на месте будущего собора Василия Блаженного возвели небольшой храм, который также был посвящен Святой Троице. В 1554 году государь велел построить здесь собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. По словам летописца, "тоя же осени (1554 года), месяца Октября, благоверный и христолюбивый царь, и великий князь Иван Васильевич. повеле поставити храм пречистей Царицы Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова с приделы о Казанской победе. ".

В грандиозном сооружении планировалось отразить ход войны, значение победы и покровительство, оказываемое небесными силами царю и государству. Иван Грозный хотел необычайно подробно и ярко воплотить свой замысел в архитектуре. Поэтому появился храм с более сложной структурой, чем у какой-либо другой религиозной постройки на Руси. Он состоит из девяти церквей, выполненных наподобие башен и объединенных с помощью галерей, которые проходят по нижнему ярусу. В соответствии с замыслом царя каждая церковь посвящена тому или иному святому или христианскому празднику. Из летописных текстов становится очевидным, что в представлении русского монарха существовало несколько образов. Первый - Покров Богородицы над Московским царством, чему посвящена церковь, помещенная в центре композиции. Второй - прославление самой христианской веры, которую Русь распространяет на новые земли, принадлежавшие казанским ханам. Поэтому на втором по значению месте - на востоке комплекса, за алтарем главной церкви, расположен придел Святой Троицы. Общая концепция должна была выражать благодарность Богу за помощь в покорении Казани. Так, северный придел посвящен Святым Киприану и Устинье, поскольку их праздник приходится на 2 октября - день взятия Казани. Северо-западный придел освятили в честь епископа Григория, просветителя Армении, в день памяти которого русскими была взорвана Арская башня Казанской крепости. Еще два придела были тематически связаны с этой войной. Один из важнейших приделов - западный - посвящен празднику Входа Христа в Иерусалим. В память об этом событии в 1550-х годах была возрождена древняя церемония, которую обычно называют "шествием на осляти". Процессия проходила от Успенского собора Кремля к приделу Входа в Иерусалим собора Василия Блаженного. В ходе шествия царь вел под узды коня, на котором восседал глава православной церкви, символизирующий Христа. Характер этого церковного ритуала исследователи переносили непосредственно на архитектуру собора Василия Блаженного, считая его символическим изображением Иерусалима. Для замыслов Ивана Грозного была характерна многозначность - в данном случае прославление побед и обращение к образам священного града. Еще два придела посвящались канонизированным в то время русским святым Варлааму Хутынскому и Николаю Великорецкому, что подчеркивало значимость русской церкви. Этот выбор был неслучаен: отец Ивана Грозного Василий III перед смертью постригся в монахи под именем Варлаама, а митрополит Макарий столь почитал Святого Николая Великорецкого, что, по преданию, лично поновил его чудотворную икону.

Важную роль в создании собора сыграли Иван Грозный, а также митрополит Макарий, в то время имевший значительное влияние на царя. Однако летопись подчеркивает, что архитекторам храма удалось отстоять собственную творческую позицию. История называет имена двоих из них: "дарова ему (царю. ) Бог двух мастеров русских. Постника и Барму". В другой летописи упоминается "мастер Барма со товарищи". До сих пор идут споры о происхождении зодчих; неясно также, шла речь об одном человеке - Барме (или, возможно, Варфоломее) по прозвищу Постник (то есть державший строгий пост) или о двоих. Кстати, имя Постник встречается в летописях в другой связи несколько лет спустя, что полностью опровергает легенду о приказе царя ослепить зодчих удивительного храма. Нужно отметить необычно активную для тех времен роль архитекторов в создании новой структуры собора. Им даже удалось изменить его первоначальный облик, утвержденный митрополитом, который предполагал составить храм из восьми частей. Летопись гласит, что мастера сделали девять, поскольку эту мысль "разум даровал им в размерении основания". Как видно, особенности архитектуры определялись не только идеологией, но и "размерением". В данном случае речь шла о гармонии плана - важнейшей особенности собора Василия Блаженного.

Зодчие отвергли традиционный для Руси план церкви с четырьмя столбами, поддерживающими центральную главу. Общая схема храма стала очень сложной, но регулярной, даже рационалистической. Вокруг центрального, самого массивного и высокого объема, точно по сторонам света были поставлены еще четыре башни восьмигранной формы. Если соединить их прямыми линиями, то получится ромб. Вокруг того же центра воздвигли еще четыре церкви, образующие квадрат, середины сторон которого пересекают диагонали ромба. Подобные геометрические схемы встречались в произведениях мастеров итальянского Ренессанса в середине XV - начале XVI веков, например, в проектах собора Св. Петра Донато Браманте и Антонио да Сангалло Младшего. Особенно часто русские исследователи проводили параллели между собором и планами церквей в рукописях Леонардо да Винчи. Увы, они вряд ли были известны московским зодчим. Зато в кремлевской библиотеке наверняка имелся трактат Филарете, близкого друга создателя Успенского собора Кремля Аристотеля Фьораванти. Дело в том, что планы церквей Филарете очень схожи с планом храма Василия Блаженного.

Многие части собора не имеют аналогов ни в русской, ни в западной храмовой архитектуре; они связаны с традицией возведения укреплений. Речь идет о средних по высоте церквях, поставленных по сторонам света, которые напоминают пышно украшенные крепостные башни. Их прообразом служили итальянские фортификационные сооружения рубежа XV - XVI веков, вдохновившие зодчих Московского Кремля. Кроме рациональной ренессансной композиции и вертикальных объемов, напоминающих башни, храм отличает небывалое для Москвы богатство архитектурного декора. Постройкам владимирской романики также свойственна декоративность, но она основывается на изобразительных мотивах. Однако в храме Василия Блаженного нет украшений в виде фигур животных и людей, символических знаков или аллегорических изображений.

Зодчие использовали три типа декора. Первый - классический, восходящий к наследию Ренессанса: типичные для той эпохи карнизы, разнообразные типы пилястр и колонн, правда, без капителей. Почти все они были заимствованы из декора построенных итальянскими мастерами кремлевских соборов и дворца. Второй тип декора можно назвать готическим. Его составляют кирпичные украшения остроконечных очертаний: большие накладные треугольники, такие же, как в церкви Вознесения в Коломенском; ниши и различные по форме обрамления окон с вытянутыми треугольными завершениями. Эти элементы принято связывать с прибалтийской кирпичной архитектурой XV - начала XVI веков. И наконец, третий тип - традиционный московский декор церквей, возведенных русскими мастерами: кокошники в три ряда, близкие к ним по стилю украшения центральной церкви и боковых башен. Подобные элементы составляют единую художественную систему, образуя насыщенный, не оставляющий пустых мест декоративный ковер, который покрывает все части собора. Но основную роль в декоре играют мотивы кремлевских построек, возведенных при отце и деде Ивана Грозного. Также использовались элементы готики, ранее очень редко встречавшиеся в русской архитектуре. Невероятно сложные, очень богатые, по-восточному декоративные формы храма Василия Блаженного являются выражением русского художественного вкуса середины XVI столетия. Тем не менее, многие из знакомых нам внешних черт собор приобрел в ходе переделок конца XVI - начала XVII веков, а также реставраций XVIII и XIX столетий. В середине 1550-х годов Иван Грозный представлял себе совсем другой храм - не столь яркий и без витых глав. Сооружение было построено из кирпича и под кирпич же раскрашено. Изначально проектировались сравнительно небольшие купола, шлемовидные, а не луковичные, которые появились в Москве лишь через несколько десятилетий.

Храм не сразу получил имя Василия Блаженного - в XVI веке его называли то Троицкой церковью, то собором Покрова на Рву, в соответствии с посвящением одной из девяти церквей. Лишь в XVII столетии за собором закрепилось имя московского святого, над захоронением которого был возведен дополнительный придел. Создатели храма стремились удивить современников необычностью, сложностью, переплетением разнообразных деталей. Постройка должна была поражать зрителя, раскрывая в подробном архитектурном повествовании заложенное в нее содержание. Собор Василия Блаженного продолжал развивать архитектурный язык Московского царства, основы которого были заложены в кремлевских постройках итальянских мастеров и в церкви Вознесения в Коломенском. Один из первых исследователей древнерусского искусства Дмитрий Айналов назвал собор "прототипом русского зодчества XVII века". Мастера, построившие храм Василия Блаженного, предсказали особенности отечественной художественной культуры на многие годы вперед.

<<А площадь в сумраке ночном

Стоит полна вчерашней казни;

Мучений свежих след кругом:

Где труп, разрубленный с размаха,

Где столб, где вилы; там котлы

Остывшей полные смолы;

Здесь опрокинутая плаха:

Торчат железные зубцы,

С костями груды пепла тлеют,

На кольях, скорчась, мертвецы

Оцепенелые чернеют.>>

(описание Красной площади после массовой казни по повелению Ивана Грозного. А. С. Пушкин. Опричник)

Символика храма

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. Замысел Покровского собора основан на апокалипсической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалипсическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова. Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора - главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия. Престолы в трех храмах на главной оси "запад-восток" освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М. П. Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало "красивая".

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим. Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалипсического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы - уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима. При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а "есть только Престол Его"). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо. В пользу этой теории, предложенной М. П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь - в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери - Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор - образ Церкви Воинствующей к Лобному месту - московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору - в Небесный Иерусалим. Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий. "Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества" ("Черты самобытности в древнерусском зодчестве").

Историческая судьба храма

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Устинии - во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом. Храма сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв. В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз!. " - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!. " Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П. Д. Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения. А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей.

Легенды и предания, связанные с храмом

О том, какое место занимает Покровский собор в национальном самосознании русского народа, ярче всего говорят предания и легенды, которые живут в народе веками. Сам факт их появления говорит о многом. Первая из них относится даже не к самому храму, а к тому событию, которое призван был собор увековечить: взятию Казани войсками русского царя. Старинная московская легенда гласит, что, когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или ещё лучший, тот с вызовом ответил: <<Могу!>> - и разгневал царя. <<Ты лжешь!>> - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли,

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

1938г. Д. Кедрин.

Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили".

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый, самый высокий, храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. Согласно одной из легенд, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей и велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, якобы несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон. Стены оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись века, церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов - потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 году Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах. А Покровский собор не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

Другие легенды относятся к 30-м годам XX века. Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Будто бы он приказал изготовить макет красной площади со съемным собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: "Лазарь, поставь на место!" А известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Историк И. Е. Забелин говорил о соборе Василия Блаженного так: "В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка".

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом. Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная). Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. "В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон - амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади [. ]. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей",- писал И. Я. Стеллецкий. Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя. Десятая церковь - храм святого Василия - была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного. Василий Христа ради юродивый. Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм. Василий родился в 1469 г. , в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Летом 1547 года Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года. С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. С 1934 года собор Василия Блаженного является филиалом Государственного Исторического музея.

Жизнь Святого Василия

Покровский собор, что на рву, теперь уже навсегда история и народ связали с именем Блаженного Василия. Почему так случилось? Может быть, разгадка в биографии святого. Он родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых людей и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1552 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Что-то мистическое есть в том, что этот самый русский по духу храм <<вырос>> на месте упокоения одного из самых почитаемых святых Василия Блаженного, в житии которого рассказывается о двадцати четырех чудесах явленных им миру. Но может быть самое великое и самое зримое чудо это и есть сам этот собор, который вознесся над его могилой. Может быть, в архитектурных формах храма и отразилась светлая его душа.

В русской архитектуре нет ничего удивительнее собора Василия Блаженного. И для иностранцев, и для нас самих стал символом отечественной истории и национального характера. Может быть, поэтому он стал в 2008 году победителем конкурса <<Семь чудес России>>. И верно если этот храм не чудо, то что тогда чудо? Его знают все, и очень немногие знают по-настоящему глубоко.

<<Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества". Он сегодня живёт своей жизнью. Не только жизнью реального, архитектурного объекта, но иной жизнью, жизнью духовного символа народа. Стоит только посмотреть сводку новостей, и найдем тому немало подтверждений. Пройдут века, а этот храм будет также стоять в центре русской земли, удивлять, вдохновлять, вселять веру в Бога и Человека, способной также по примеру своего создателя сотворить чудо такое, как храм Василия Блаженного.

Удивительно, но никто не смог повторить оный и создать что-то не просто напоминающее храм Покрова, что на Рву, и столь, же значимое в духовной жизни народа. Хотя бесспорно многие строители последующих эпох испытали на себе энергию его эстетики. И с этой точки зрения интересна судьба храма Воскресения Христова созданного в Петербурге на месте убийства Александра ll народовольцами. Среди каменных громад Петербурга, словно луч из прошлого, словно возвращение к истокам, корням - Спас на Крови. О том, что в эстетике этой новой постройки отразился храм Василия Блаженного прямо сказал сам архитектор. И даже в силуэте Свято-Никольского собора, построенного во Франции на лазурном берегу ощущается влияние храма Василия Блаженного. Спустя годы в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей.

Храм Василия Блаженного своими формами и красками вызывал и вызывает вдохновение у поэтов и художников.

<<У меня в Москве купола горят. У меня в Москве колокола звонят.>> - пишет Марина Цветаева. А Аристарх Лентулов мощными мазками бросает на холст краски, создающие знаменитую цветовую симфонию торжества жизни, <<Василий Блаженный>>. Так было и так будет!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)