Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Язычество в жизни славян: прошлое и настоящее

«Человеческая жизнь: от смерти к рождению»

Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия появилась у нас только после принятия христианства. А до этого были варварские, примитивные культуры. Одним словом, «мрак язычества». Духовная первобытность.

Иногда говорят, что о славянском язычестве ничего неизвестно, но так говорят те, кому лень прочитать книги специалистов по верованиям древних славян и смежных с ними народов. Язычество – целый необозримый мир. Древняя религия наших предков до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно. Чтобы привести доказательства, мы исследовали обряды, которые используются в жизни человека: рождение, крещение, сватовство, свадьба, похороны. Чтобы провести сравнительную параллель между прошлым и настоящим, мы использовали рассказы жителей нашего села: Гагариной В. В, Кистень Е. А. , Медведь Н. А.

Цель: выяснить языческое происхождение обрядов, провести сравнительную характеристику совершаемых обрядов на современном этапе.

Задачи:

1) Изучение истории язычества.

2) Сравнить совершение обрядов в настоящее время.

Методы.

наблюдение; (присутствие во время совершения обрядов) научный; (работа с литературой) исследовательский; (беседы с жителями села, сравнение с фактами научной литературы)

Мы и теперь говорим «дети», «подростки», «молодежь», «взрослые», «старики». И это непростые слова. За каждым стоит вполне определенная группа людей со своими обязанностями и правами, особенностями поведения и спецификой одежды. По мысли древних людей, человек двигался по своему жизненному пути не так, как движешься, например, по горной дороге, постепенно приближаясь к вершине. Для них все выглядело иначе: человек «исчезал» на одном уровне и вновь «появлялся» уже на другом, уже в новом качестве; он «умирал» и «снова рождался».

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веку славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, в том числе и сверхъестественных. Поэтому о наступившей беременности и о сроке рождения ребенка никто из посторонних не должен был знать.

Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. В России покровительницами рожениц считались святая Анастасия - узоразрешительница и святая Анна, в день памяти которой 22 декабря беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой либо работой. Как – нибудь постараться, чтобы ребенок не родился в день архангела Гавриила 18 апреля, иначе будет уродлив. Женщинам не рекомендовалось глядеть на огонь – у ребенка будет родимое пятно; находиться на кладбище и перекрестке; выходить из дома после захода солнца; подходить к строящемуся дому; расчесывать волосы по пятницам; сидеть на пороге дома и. т. д.

И вот дитя появилось! Если это был мальчик, то пуповину перерезали на топорище, чтобы рос мастеровым, и первой пеленкой служила рубаха отца. После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Если рождалась девочка, то пуповину перерезали на веретене, чтобы росла рукодельницей, а первой пеленкой была рубашка матери. Воду первого купания часто выливали в малинник, т. к. малина у славян символизировала красоту.

Затем ребенка приобщали к христианской вере: совершали обряд крещения.

Священник в полном облачении совершает все таинства: от огласительной молитвы и благословения воды до одевания младенца в «ризу правды» - крестильную рубашку (распашонку), вручения нательного креста, который носится под одеждой и бережется всю жизнь, миропамазания и крещения. В купель опускали воск с волосинками младенца.

Выбор крестных родителей был очень серьёзен, потому что в случае болезни или смерти родителей, на них возлагалась ответственность за воспитание ребенка, поэтому выбирали самых близких людей.

Крестный отец – кум, крестная мать – кума.

После свершения обряда накрывались крестные столы

После свершения обряда поздравляли отца и мать – с сыном или дочкой, кума и куму – с крестником, бабку повитуху – с внуком или внучкой.

В крестные матери не брали беременную: считалось, что тогда крестник умрет. Крестные не могли вступать в брак друг с другом.

Чтобы братья и сестры были дружны и любили друг друга, рубашечку в которой крестили первое дитя, рекомендовали надевать на всех последующих детей.

В наши дни, желая приобщить новорожденного к христианской религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой, при этом нарекается имя. Об этом обряде нам рассказала Гагарина Валентина Васильевна:

« Выбирают крестных отца и мать. Они везут ребенка в церковь, там, держа его на руках, ходят вокруг купели с водой. В это время священник читает молитвы. Затем у ребенка отрезают немного волос и кладут в купель. Если волос тонул, значит, ребенку суждено было умереть. Если волос не тонул, значит, все будет хорошо. Священник опускал ребенка в воду или брызгал на него намоченным в купели крестом. Надевали на младенца крестик, нарекали именем, заворачивали в пеленку и везли домой».

Родятся дети – как грибы, растут – как «пшеничное тесто на опаре».

Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка – девушкой, им приходила пора, перейти из разряда «детей», в разряд «молодежи» - будущих женихов и невест. Вручали и новую взрослую одежду: юношам – мужские штаны, девушкам – поневы.

С этого момента девушку можно было сватать. Сватовство не полагалось затевать в среду и пятницу. Нельзя было, идя со сватовством в дом, вступать в разговоры, а, подойдя к дому, следовало незаметно прикоснуться рукой или плечом к косяку и только затем стучать. Во время разговора сваха или сват должны были незаметно дотронуться до ножки стола, «чтоб дело не сбежало».

Как совершался этот обряд, мы узнали от Кистень Екатерины Андреевны:

«Засылаются сваты со стороны жениха: сват, сваха, жених и еще один человек, сваты перевязаны рушниками. В доме невесты встречают сватов: родители невесты, невеста. Начинается торг в шутливой форме. Если невеста не согласна, то мать или отец выносят тыкву и кладут ее на стол безо всяких слов. Если невеста давала согласие, то вот этот третий человек шел за родителями жениха. После этого начиналось застолье. На второй день отец невесты и отец жениха обговаривали день свадьбы, начиналась подготовка к свадьбе».

В России браки заключались в определенную пору года. Самыми популярными были осенние и зимние месяцы. Осенний начинался с Успения 28 августа продолжался до Рождественского поста 28 ноября. Зимний начинался с Рождества 7 января и продолжался до Масленицы. Этот период именовался свадебник и начинался после Крещения, т. к. в Великие праздничные дни венчания в церкви не совершались.

В весенне – летнюю пору свадьбы начинались справлять с Красной горки и до Троицы.

Избегали назначать свадьбы в постные дни – среда и пятница. Никогда не играли свадьбы во время постов, исключалась и Масленичная неделя.

Неблагоприятным полагался и май. Венчания не совершались – вторник, четверг, суббота, в течение года.

- во время постов и Святок;

- в течение Масленицы;

- в течение Пасхальной седмицы;

- в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвиженского

Креста Господнего 27 сентября.

Девушка, выходя замуж, должна «умереть» в прежнем роду, т. е. в своей семье, и «снова родиться» в роду мужа, т. е. в семье мужа. Поэтому существует обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия – знак рода. Жених должен внести невесту через порог своего дома на руках, потому что порог – граница миров, и невесте надлежит превратиться из «чужой» в «свою».

Почему белое платье? Белый цвет – цвет траура, цвет Прошлого, Памяти, Забвения. Белый – это скорбное платье девушки, уходящей из своей семьи, своего рода.

Фата означала «платок», которым наглухо закрывали лицо невесты. Жених и невеста не должны были видеться, так как находились в разных мирах. Нарушение этого запрета приводило к различным несчастьям. В наше время фата – это прозрачная кисея и уже не выполняет своей функции.

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде.

Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась своя посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Затем брачные свечи слеплялись и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей. Там свечи оставались целый год. На самом свадебном пире молодым предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Демонстрировать свое единство, они могли пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога. После застолья молодые отправлялись в сенник - помещение, где надлежало спать молодым. Поутру члены свадьбы являлись в сенник, стрелой поднимали одеяло и определяли непорочность новобрачной. Если молодая не была целомудренна, то это сопровождалось общим поруганием и насмешками. После свахи вели молодых в баню, куда теща посылала платье зятю, а затем кормила кашей. Во время церемонии брачного торжества жених держал невесту за руку, в знак согласия в супружество.

Перед приходом молодых от венца, снаружи кладут на порог незапертые замки, а когда молодые их перешагнут – защелкивают.

Екатерина Андреевна продолжает:

« Свадьба длилась три дня. В первый день жених со своими друзьями, сватами ехал к дому невесты, на наряженных лошадях, до 12 пар. Первая шла тройка, остальные по паре лошадей. Лошадей украшали лентами,

- 6 - бубенцами, колокольчиками, блестящими шлеями. С гармошкой, песнями, шумом подъезжали к запертым воротам дома невесты. Подруги требовали выкуп, либо заставляли выполнять какие – нибудь задания. В доме встречали родители, родственники, приглашенные и, конечно, невеста, одетая в свадебный наряд. Белое платье и фату шили из тюля и марли, на голове обязательно должен быть восковой венок.

Жених должен быть в белой расшитой рубахе, обязательно пояс или ремень. Этот день гуляют у невесты. На второй день жених забирает невесту, приданое, приглашает гостей и едут в дом жениха. Их встречают родители жениха с караваем и солью. Молодые едут венчаться в церковь вместе с подружкой и другом и другими гостями. Затем вновь застолье.

Дарили материал, деньги, родители дарили что-нибудь из хозяйства. Что дарили, записывали угольками на печке. На третий день молодым устраивали различные испытания, катали сватов».

Выделяли несколько циклов:

Сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане.

Сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданного, обряды после первой брачной ночи.

«Отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.

Традиционные русские похороны содержат огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань, изгнать подальше ненавистную Смерть, ушедшему пообещать воскрешение, новую жизнь. Все эти обряды, сохранившиеся до сего, дня имеют языческое происхождение. Очень подробно об этом обряде рассказала Медведь Наталья Андреевна:

«Смерть близкого человека – всегда потрясение, печаль, трагедия для членов его семьи, для друзей.

Если тело покойного готовят к похоронам дома, то необходимо знать, о таких действиях, как омовение, одевание и т. д. Омывают тело на полу, у порога, три раза водой с мылом. Воду после этого выливают в отдаленное место, где никто не ходит; посуду, в которой была вода, выбрасывают или оставляют на перекрестке дорог. Солому, на которой лежал покойник во время омовения, стараются сжечь. Почему это все делали и делают? Считается, что все эти вещи вбирают в себя мертвую силу.

Стариков обычно одевают в темные одежды и обувают тапочки. Женщин среднего возраста одевают в светлые одежды. Если умирала девушка, то её одевали в свадебное платье.

Когда омовение и одевание покойного завершены, его кладут в гроб, который может быть изготовлен из любого дерева, кроме осины. Почему гроб напоминает постель – в нем есть подушка и покрывало? Потому что он рассматривается как дом усопшего. По этой же причине в некоторых местностях остался древний обычай: класть в гроб некоторые предметы: монеты, очки, иногда белье или блин. Свечи, иконка, венчик на лбу и отпускающая грехи молитва в руках – непременные атрибуты, которые

- 7 - должны быть у умершего православного. Почему покойного надо выносить из дома ногами вперед? Чтобы он видел, куда его несут, но не видел - откуда, и не мог запомнить дорогу назад. По этой причине стараются при выносе гроба ни к чему не прикасаться.

Раньше полудня и после заката покойного из дома не выносят. Это связано с древним культом Солнца, которое должно увести душу покойного вместе со своим светом на Тот Свет.

Как только гроб вынесен, на лавку, на которой он стоял, тут же садятся, чтобы покойник знал, что место занято, и возвращаться ему некуда.

Во время похоронной процессии близким родственникам, особенно детям, нести гроб не разрешается. Этот же запрет распространяется и на закапывание могилы. Нередко вместе с горстью земли бросают и деньги, чтобы покойник смог «выкупить себе место» на Том Свете и чтобы его «не выгнали из могилы».

На только что насыпанный холмик крошат хлеб или другую еду, если поминовение совершается прямо на кладбище, т. е. скармливается птицам. Или же после погребения члены семьи устраивают поминальный обед. Поминки начинаются и завершаются кутьей и блинами. Кутью обычно готовят из зерен пшеницы или риса с медом и изюмом. Блины на поминках обязательны, так как это обрядовое блюдо связано с представлением о потустороннем мире, о Солнце, свете. Первый блин обычно кладут на окно – для покойника. Блин должен быть горячим, чтобы паром смогла питаться душа. Говорят: кто печет поминальные блины, тот печется об умершем. Во время поминок существует обычай: оставлять для умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд – его донесло до нас церковное предание. Поминать усопших, молиться в храме можно только за крещенных.

Свечи на могиле рекомендуется жечь перед крестом, а не перед памятником. Церковь вообще не одобряет установку памятников, тем более с фотографиями.

Совершив обряды погребения и поминовения, приступают к обустройству могилы. Могила православного христианина должна быть увенчана крестом, поставленным в ногах похороненного. Если крест с распятием, то оно должно быть обращено к голове погребенного. Могила должна содержаться в порядке. Посещая её, рекомендуется зажечь свечу и совершить литию.

Вдова обычно носит траур до года. Он называется глубоким. В это время на ней только черная одежда, отсутствуют какие бы-то ни были украшения, она не посещает увеселительных заведений. Вдовец носит траур полгода. Дети: полгода – глубокий, по родителям, и три месяца, полутраур, - по бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям.

На похоронах незамужней девушки надо раздавать подарки. В данном случае с похоронами совмещается и один из свадебных обрядов. По этой же причине нередко девушек хоронят в свадебном платье, поскольку они не успели выйти замуж на этом свете.

Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой. Считается, что душа покойного вылетает через окно, и ей тоже прежде чем отправиться на Тот

Свет, надо обмыться. Эту воду так и называют – «на обмывку души».

Поверья и приметы о смерти и похоронах.

Говорят: собака в землю воет – к покойнику, в небо – к пожару. Что касается пожара, то это пояснить достаточно трудно, разве только если уже горит что-то. Тогда собака поднимает голову как можно выше, чтобы её лай был хорошо и далеко слышен, как сигнал тревоги. А что касается покойника – действительно так. Лошадь и собака предчувствуют смерть в доме (речь идет о естественной, природной смерти, а не насильственной, внезапной).

Вероятно, это связано с их развитым обонянием. Человеческий организм за недолгое время до смерти по-иному функционирует: замедляется процесс обмена веществ, убывает энергия, изменяется запах и т. д. Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдает за больными и умирающими, сами научились почти безошибочно определять: будет человек жить или нет. Собака же в землю воет не потому, что туда будут покойника зарывать, а потому что запах земли перебивает тот, улавливаемый ею, который её отпугивает. Воет она при этом негромко и жалобно, в отличии от воя «в небо», скорее - скулит.

Проанализировав совершения обрядов в наше время, мя выяснили, что больше всего претерпел изменения обряд рождения и свадьбы. Это связано с изменением условий жизненного уровня людей. Эти обряды относятся к радостным событиям в жизни людей, что, возможно, привело к их изменениям. Что касается обряда похорон, то в наше время он практически совершается так же, как и в старину. Крещение тоже почти не выходит за принятые рамки.

Вера славян в вечное возвращение Жизни выводит на календарный цикл верований, обрядов, праздников. Но это тема второй части нашего исследования.

Обрядовый словарь

Венец – корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.

Венчание – вступление в брак по церковному обряду.

Венчик – сплетенные в кольцо листья, цветы.

Купель – сосуд, в котором служители культа совершают обряд крещения.

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Рушник – вышитое полотенце.

Сват – тот, кто сватает.

Свадьба – брачный обряд.

Пословицы и поговорки на тему «Муж и жена»

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

Девушка тогда родится, когда в невесты родится.

Гляди семью, откуда берешь жену.

Мир в семье женой держится.

Честным пирком да за свадебку.

Невеста родится, а жених на конь садится.

Муж – голова, жена – душа.

Жена не рукавица: с руки не сбросишь.

Жена – по мужу честна.

Большое приданое мужа не сделает.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)