Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Карта Православных Святынь

Свое исследование по истории православных центров Пудожского района - я продолжаю с 2003 года. Эта тема очень интересна мне потому, что я узнаю не только о погостах, а об истории своего края. О людях, которые жили очень давно, во что они верили, что было важно для них, чем они занимались.

К большому удивлению многие старые люди не знают о своем крае. А ведь у нашего района очень богатая история. Очень обидно за то, что не удалось району сохранить почти никаких православных центров и ужасаешься тому, что совсем недавно эти храмы специально уничтожались. А ведь с ними уничтожалась и связь времен и поколений.

Цель моей работы составить перечень православных культовых строений, когда-либо существовавших на территории Пудожского района, используя найденные данные, составить примерную карту с их расположением.

Задачи:

• Найти места строений православного культа в Пудожском районе;

• Составить перечень культовых строений, используя исторические источники, воспоминания старожилов, специалистов краеведческого музея, местных краеведов, служителей церкви;

• Составить их краткое описание;

• Внести данные на карту района, с помощью компьютера;

Методы:

1. наблюдение, походы, экскурсии;

2. изучение архивных материалов, краеведческой литературы библиотеки; 3. поиск информации в Интернете, подшивках газет ;

4. беседы с людьми;

5. составление карты с помощью компьютерных технологий.

В работе основными документами являлись карты «Пудожскаго уезда»конца 19 века и начала 20 века, а также историческая карта – схема, любезно предоставленные А. Г. Костиным. Историческими источниками стали книги по истории Карелии из краеведческого музея им. А. Ф. Кораблева и ресурсы Интернет, (к примеру, сайты деревень Водла и Колодозеро). За помощью и консультациями я обращалась к сотрудникам музея - Фоминой С. Н. , краеведам района Костину А. Г. и Грибковой Т. И. , служителям подворья Муромского монастыря в г. Пудоже отцу Матвею и отцу Тарасию. Я побывала в Муромском монастыре, у Онежского озера, посетила церкви города Пудожа, была на Ильинском погосте на озере Водлозеро, на Кижском погосте. Видела часовни Водлозерья, в д. Каршево. Беседовала со старожилами нашего района.

Из литературных источников мне помогли книги местных краеведов: Шайжин Н. С. «Старая Пудога от 14 до 18 века», 1906 г. ; Костин А. Г. «Православная Пудога», 1994; Е. Нилов «Муромский монастырь»1993г; А В. Камкин, «Православная церковь на Севере России», - 1992г. Мне пришлось работать с архивами краеведческого музея и архивами на сайтах краеведческих республиканских музеев, православной епархии, на сайтах районных деревень в сети Интернет.

В своей работе я перечисляю погосты (церкви, часовни) в Пудожском районе, описываю их местоположение, дату основания (если она известна), название и часть истории. Я рассматриваю в работе понятие погоста, церкви, часовни. Мне стало интересно, почему православные храмы часто назывались одинаковыми именами, об этом я тоже рассказываю. Я нарисовала собственную карту. На ней указаны места, где когда-то находились погосты (церкви, часовни), о которых было известно к началу XIX – XX веков.

В дальнейшем я продолжу свои исследования о православии в нашем районе, так как это мне очень интересно.

Когда я готовила работу, мне пришлось работать с компьютером и сканером. И теперь мне еще интересно узнать компьютерные программы и совершенствовать свои навыки работы на компьютере и в сети Интернет, чтобы с его помощью еще больше узнать об истории своего района.

Распространение православия в Пудожском районе

Впервые православие на Пудожской земле появилось в 11-12 веках, с приходом новгородцев. Но широкого распространения не получило среди местных жителей. Основание первых монастырей история относит к 14-15 векам. Первый известный истории христианский миссионер, прибывший в Пудожский край - Преподобный Лазарь Муромский, от роду грек, родом из Константинополя. Во второй половине 14 века он поселяется на острове (ныне - полуострове) "Мучь" (Муромский) на Онежском озере. Преподобный Лазарь испытывает гонения со стороны недоброжелательного местного населения, переживает пожар, уничтоживший его жилище, и на месте пепелища обретает чудом уцелевшую икону Успения пресвятой Богородицы. По велению Божией Матери начинается возведение храма, получившего название в честь Успения Богородицы. Впоследствии к преподобному Лазарю присоединяются его соотечественники - иноки Елеазар, Евмений и Назарий. Сейчас на о. Кижи находится, перевезенная из монастыря, деревянная церковь во имя Воскрешения Лазаря, вероятно построенная еще при жизни преподобного Лазаря Муромского.

В 1391 году 25 августа, впервые упоминаются Спасский Шальский и Никольский Пудожский погосты в «Обводной книге Юрьева монастыря», одной из древнейших юридических грамот. С 1505 года известно упоминание о Шальском Спасском мужском монастыре. А в 1582 году монастырь упоминается как мужско – женский. Здесь находилась Спасобреображенская церковь 1537г, церковь Преображения Господня и церковь Успения Святой Богородицы. *

В Пудожском погосте была церковь Николы Чудотворца, древняя и деревянная; церковь Живоначальной Троицы, кладбищенская церковь Михаила архангела и Казанская часовня. Позднее на месте деревянной церкви был построен каменный храм Александра Невского. Территория Пудожского погоста была довольно большая и крестьянам было сложно добираться для православных служб. Поэтому в деревнях строились приходские церкви и часовни. В 1628 году упоминаются церкви Георгия Победоносца у Купецкого озера с часовней и в д. Нигижма, тоже с часовней. По писцовым книгам известны Ильинская церковь в Отовозере, 1628г. , и Никольская церковь в д. Колодозеро, 1583г.

Пудожский уезд подвергся литовскому нашествию в 1612году. Именно в этот период были утрачены многие документы: писцовые книги и грамоты из которых можно было бы восстановить историю края.

В наши края на протяжении многих лет будут бежать раскольники, создавая скиты и пустыни, легендарную Выгорецию, которая представляет особый интерес для изучения. Именно на территории Пудожского района находилось большинство старообрядческих скитов. Два центра находились в Ругозерской и Курженской пустынях. *

Погосты, церкви, часовни

Что обозначают эти слова?

В различных источниках я нашла такие определения:

Погосты

1. Погост – это места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги. (Данилов А. А. Косулина Л. Г. «История России 6 класс»).

2. Погост – Так в старину называли довольно крупную административно - территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей с множеством сел, деревень, выставок и починок. Само слово «погост» говорит о значительности поселения.

3. Погост – служил центром округи, являясь её главным поселением. (Ополовников А. Е. Ополовникова Е. А. «Дерево и гармония»).

4. Погост – это кладбище, обычно сельское (в старину – церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). (Ожегов С. И. Словарь Русского Языка).

Самое полное, на мой взгляд, определение предлагает Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. (CD-диск):

Погост – первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище

Церковь

1. Церковь – дом молитвы, сообщество христиан, народ Божий, Тело Христово, Царство Божий, орудие спасения, общественная организация — это лишь небольшая часть из нескончаемого ряда определений. (А. В. Камкин «Православная церковь на Севере России»)

2. Церковь – Православный храм. Каменная церковь с колокольней.

3. Церковь – специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

4. Церковь – Христианский храм.

Церкви, как православные храмы строились рядом с жильем, чтобы люди могли ощущать помощь Божью в своих трудах и помыслах. Северные церкви, сплошь деревянные и лишь в городах или при богатых деревнях - каменные. Храм был виден издалека, был очень красивым, так как строили церкви по правилам сложившимся веками. А на Руси всегда ценилось мастерство строителей, умеющих строить «плотно и крепко, дельно и хитро».

В церквях службы служили священники. При церквях велись церковные книги, в которых записывались все новорожденные, умершие и браки. Также велись писцовые книги, где отражались яркие события местности, урожайные и неурожайные годы и многое другое. К примеру, в летописи Нигижемско-Георгиевской церкви есть записи о начале войны России с Германией.

Часовня

1. Часовня - Маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.

Часовня являлась особенностью северных русских селений. Строились часовни на средства крестьян и ими же и содержались. Священника иметь при часовнях не полагалось и службу, позволительную для мирянина проводили сами крестьяне.

Православные храмы Пудожского края

Границы Пудожского края за долгую более чем 600-летнюю историю менялись не раз. Раньше территория Пудожского уезда охватывала часть Каргопольских и Вытегорских земель. И наоборот часть территории входила в состав Повенецкого уезда (Пяльма, Римское). В своем исследовании я ограничилась границами Пудожского района, какие они сейчас.

Православные храмы освящались во имя священного лица или события. От этого получала название церковь. Названия православных храмов можно разделить на пять групп *:

1)Господские — напоминают о важнейших событиях в жизни. Среди Господских храмов особое место отводилось храмам Троицким. А потому церкви во имя Животворящей Троицы редко возводились на второстепенном месте. Вот и в городе Пудоже Троицкая церковь находилась на стыке основных улиц К. Маркса и Горького. И была видна далеко в округе. В Шальском погосте, в деревне Теребовская была церковь Преображения Господня (1647г).

2)Архангельские, т. е. освященные во имя ангельских чинов, чаще всего во имя архангела Михаила;

3)Богородичные. В Пудожском районе: Покровская церковь в д. Гакугса, 18в. , Введенская церковь п. Подпорожье 1905г. , Благовещенская церковь, 1870г, в Песчанском погосте, 17в.

4)Из пророческих и апостольских храмов особенно многочисленными были храмы во имя пророка Илии. На территории нашего района: Водлозерский Ильинский погост, 18в. ; в д. Пяльма часовня пророка Ильи, 18в. ; не сохранились - Ильинская церковь, 1895г. в Оттовозерском погосте; на острове Лукостров была Ильинская Уножская церковь, 18в.

5)Много церквей было освящено во имя святых: общерусских, местных. В Пудожском крае также чтили православных святых: В Корбозерском погосте - Никольская церковь, 1862г; Нигижемско-Геогиевская церковь - известна с 1650г. в д. Нигижме; Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в г. Пудоже, 1903г. ; д. Римское – Георгиевская церковь, 1819г. , церковь Варлаама Хутынского, 1903г. , церковь Воскрешения Лазаря 14 – 15в. Храмы, освященные во имя различных святынь тоже были в Пудожском районе: Крестовоздвиженская часовня в д. Канзанаволок.

Я сравнила количество погостов и церквей в разное время и выяснила, что больше всего православных строений было создано в 17 - 18 веке. Далее уже либо перестраивались строения или строились каменные на месте старых церквей. К началу 20 века на территории района было много церквей. Но за годы СССР большинство, практически все церкви были закрыты и разрушены.

Погосты на территории Пудожского края в разное время:

1. Гакугский погост имел деревянную, построенную и 1776 году и позднее несколько раз перестроенную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, дом двухэтажный для причта, библиотеку, две часовни, церковно-приходскую школу, в которой училось 10 мальчиков и 6 девочек.

2. Нигижемско-Пречистенский погост, по клиросным книгам, существовал с 1728 года (по другим данным с 1623 года). Церковь Рождества Пречистой Богородицы трехпрестольная построена в 1728 году, перестроена в 1873 году, здание высокое, с колокольней, библиотека, две часовни, две школы — министерская и церковно-приходская, 24 лавки.

3. Нигижемско-Георгиевский погост (д. Каршево, д. Великодворская) имел деревянную трехпрестольную церковь, построенную в 1650 году, перестроенную в 1877 году. Здание церкви высокое, при ней имелось восемь лавок, одна часовня (упоминается в 1850 г. ), две земских и одна церковно-приходская школы. Имелась библиотека, 132 десятины земли, 1850 прихожан.

4. Погост Отовозерский. Ильинская церковь, 1895г; Лобегская Успенская церковь, 1902 г. (не сохранилась)

5. Кулгальский погост имел 17 деревень, приходскую церковь Петра и Павла при деревне Федотовской и приписную Параскево-Пятницкую в деревне Сума, восемь часовен и кладбищенскую приписную однопрестольную церковь постройки 1666 года. В приходе имелась библиотека, дом для священника, 119 десятин земли, земское училище.

6. Коловскнй погост имел деревянную двухпрестольную церковь Николы Чудотворца, преобразованную из часовни, построенной в 1693 году, а также три часовни. Церковь имела теплую и холодную половины. Усилиями прихожан для причта был построен двухэтажный дом. В церковно-приходской школе училось 16 мальчиков и 9 девочек.

7. Росляковский погост состоял из церкви, к которой было пристроено позднее помещенее для зимних богослужений возле кладбища: зимняя – Тихвинская, летняя – Казанской Божьей матери и колокольни; в центре кладбища стояла часовня, где было много красивых икон. Вокруг церквей была чугунная ограда. Шатровая церковь имела очень красивый трехрядный иконостас. Справа от иконостаса были иконы с изображением мужских святых, слева – иконы о житие Божьей Матери. В церкви с одной стороны был клирос, с другой стороны стояли церковные служки. По праздникам пел хор из четырех человек. Запомнился вход в церковь – широкое красивое крыльцо с фигурными перилами. Столбы внутри церкви были резные окрашены в белый цвет с красной каймой. Колокольня была очень высокой, шесть лестничных пролетов. С колокольни был виден Пудож и вся близлежащая округа. По праздникам разрешали подниматься на колокольню ребятам и звонить в колокола. Погост стали разрушать еще до войны, после того как был арестован священник. Утварь была растащена, книги и иконы сожжены. [1]

Оставшаяся церковь в Рослякове была обмерена в 1947 году. С тех пор прошло немало времени, но памятник не привлекал к себе внимания ни реставраторов, ни искусствоведов. Сейчас церковь разрушена. Деревня Росляково перестала существовать в шестидесятые годы 20-го века.

8. Погост Пудожский. В Пудоже в разное время были: Троицкая церковь, Николая Чудотворца (упоминание в 1600г), Казанская церковь, 1788г. В 1903 году построили Церковь Святого благоверного князя Александра Невского (Пудож, Пионерская улица,38) на месте старинного погоста, где в XVII веке стоял деревянный храм. Причем гражданам Пудожа купцом Базегским было предложено на выбор: либо мост через р. Водла, либо каменная церковь. Пудожане выбрали церковь. Во времена советской власти в церкви был маслозавод, сейчас церковь медленно восстанавливают и она принадлежит подворью Муромского монастыря. В Пудоже есть перестроенная из простого дома приходская церковь преподобного Серафима Соровского.

9. Шальский Преображенский погост Вероятно, первоначально наиболее крупным был Шальский погост. В «Обводной книге Юрьева монастыря 1381 года 25 августа» записано: «Из Великого Новгорода Юрьева монастыря вотчина возле Онега озера Спасской погост Шальский да Никольский Пудожский выставок. ». Погост распологался при деревне Теребовской имел 24 деревни, две церкви. Главная церковь трехпрестольная. Спасо-Преображенская 1537г, расположилась в деревне Теребовская, и церковь Успения Святой Богородицы 1647г. , не сохранились. В приходе насчитывалось 1600 прихожан, был хор певчих из мальчиков и девочек, 5 часовен, библиотека, двухэтажный дом для причта.

10. Александро-Невский погост при деревне Семеново возник в конце 19 века, выделившись из состава Шальско-Преображенского погоста. Александро – Невская церковь, 1890г. (не сохранилась)

11. Подпорожская приходская церковь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1905 году. Вновь отстроена в 2005 г.

12. Купецкий погост состоял из жителей 29 деревень, имел приходскую Покровскую церковь 1876 г. , в деревне Бураково, Церковь Георгия Победоносца с часовней. (не сохранилась)

13. Погост Лукостровский. Находится на острове в Онежском озере, недалеко от п. Онежский. Известен остров тем, что из-за него спорили два больших монастыря: Палеостровский и Муромский в 1538 – 1539 г. г. На погосте была Ильинская Уножская церковь, 18 века. Архитектурный ансамбль погоста был обнаружен в 70 годах 20 века, но из – за отсутствия должного внимания и средств для реставрации постепенно разрушался и сейчас находится в очень плохом состоянии.

14. Песчанский погост (старое название Песщанский) имел в составе 15 деревень приходскую Георгиевскую церковь 1865 г. , Благовещенская церковь, 1870 г. в деревне Костинской, приписную церковь Рождества Богородицы и церковь Ильинскую на острове Лукострове, в Онежском озере, недалеко от п. Онежский. Известен остров тем, что из-за него спорили два больших монастыря: Палеостровский и Муромский в 1538 – 1539 г. г. На погосте была Ильинская Уножская церковь, 18 века. Архитектурный ансамбль погоста был обнаружен в 70 годах 20 века, но из – за отсутствия должного внимания и средств для реставрации постепенно разрушался и сейчас находится в очень плохом состоянии. В деревне Римское – Георгиевская церковь, 1819г. , церковь Варлаама Хутынского, 1903г. (не сохранилась). Название д. Римское пошло от названия храма, когда-то стоявшего здесь. Храм был освящен именем Антония Римлянина, святого, очень почитаемого в те времена на Севере России.

15. д. Тубозеро Церковь Рождества Пресвятой Богородицы,1865г. (не сохранилась)

16. д. Пяльма Часовня Пророка Ильи.

17. -18. Водлозерские погосты. На озере было два погоста: Ильинский погост (на фото) на Водлозере и наиболее древний - Пречистенский, названный так по главному приходскому храму Рождества Святой Пречистой Богородицы. Писцовая книга Обонежской пятины Великого Новгорода за 1563 год упоминает только про этот погост, добавляя, что рядом с летней Рождественской стояла и теплая церковь «Святые апостолы Петр и Павел». Располагался Пречистенский погост недалеко от Куганаволока на Погоострове. И еще один монастырь был в этих краях – Троицкий Юрьегорский. в 40 км севернее Водлозера на Юрьевой горе. Озеро, рядом с которым стоял монастырь до сих пор носит название Монастырское. Известны часовни Водлозерья:д. Кугановалок, д. Рагуново, д. Пелгостров, д. Варишпельда, д. Кевасалма, д. Выгостров.

19. д. Водла. Троицкая церковь деревни Водлы, 1903г (на фото) (не сохранилась). Часовня Иоанна Предтечи XIX века, д. Падун (слева) , часовня д. Усть – река (в центре).

20. Погост Корбозерский известен с 1582 г. Никольская церковь, 1862 г. , церковь деревни Усть – колода, д. Стешевская – Никольская церковь, 1865г. , д. Салмозеро – Георгиевская церковь, 1881г. (не сохранились). В Колодозеро строится приходская церковь Рождества Богородицы.

21. Кривцы Кривцы – Успенская церковь, 1912 г. (не сохранилась).

22. д. Кубовская Смоленско – Богородицкая церковь, 1888г.

23. Сумский погост располагал одной двухпрестольной церковью Параскевы Пятницы, 1680 г; построенной санктпетербургским купцом Юсуповым, пятью часовнями, двумя школами — церковно-приходской на 10 мальчиков и 10 девочек и земской — 10 мальчиков и 4 девочки. В приходе имелась библиотека и дом для священника.

24. Муромский Свято-Успенский мужской монастырь.

С ХV века по 1786 год монастырь назывался Рождества Иоанна Предтечи. С 1786 г. по 1788г. монастырь был женским, при игуменье Неониле. С 1788г. по 1867г. – это приходской храм Рождества Иоанна Предтечи. Позднее монастырь стал известен как Муромский.

На территории монастыря первой была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1360 году, по имени первой иконы привезенной в эти края Лазарем Муромским. Эта церковь сгорела в 1612 году во время нашествия шведов. В конце 14 века была возведена Церковь Лазаря Муромского. В начале 15 века по руководством Феодосия Муромского построен храм Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя). В 1770 году игумен Тарасий строит Богоявленский храм. В 1850 году возводится белый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы на деньги местных купцов. Храм имел еще два престола: Иоанна Рыльского и Иоанна Предтечи.

В 1884 году строится еще один храм из красного кирпича – Храм Всех Святых. В 1890 году в жилом здании для инвалидов и престарелых отводится помещение под Никольскую церковь на 2 этаже.

Храм Всех Святых

Церковь – реликварий, футляр знаменитой церкви - прабабушки всех церквей Русского Севера, которая теперь находится в Кижах;

25. Выгорецкая пустынь (старообрядческая) представляет особый интерес для изучения. По мнению известного Пудожского краеведа А. Г. Костина именно на территории Пудожского района находилось большинство старообрядческих скитов. Два центра находились в Ругозерской и Курженской пустынях. *

26. Колодозерский погост объединил 27 деревень, имел двухпрестольную деревянную Никольскую церковь в деревне Погостская и еще одну приписную церковь Ильинскую, шесть часовен, библиотеку, две школы-училища Министерства образования на 43 учащихся и женскую церковно-приходскую школу. В приходе насчитывалось 1138 человек.

Полной информации в одном источнике по Пудожскому району о православных строениях мне не удалось найти. И мне пришлось провести исследовательскую работу по сбору информации о православных культовых строений Пудожского района. Используя найденные данные, я составила примерную карту с их расположением. На ней указаны места, где когда-то находились погосты, монастыри, церкви, часовни о которых было известно к началу XIX – XX веков. Поняла одну простую мудрость: «Не надо забывать старое, ведь без прошлого нет будущего». В ходе исследования обнаружила информацию о пудожских церквях, погостах, часовнях. Очень помогли данные книг «Старая Пудога от 14 до 18 века» Шайжин Н. С. Автор книги родом из Пудожского района, очень образованный человек. , много времени уделил изучению родного края в конце 19 в. Также интересные исследования провели краеведы А. Костин в книге «Православная Пудога» и Е. Нилов «Муромский монастырь». Также информацию о церквях я нашла в подшивке газет «Пудожский уезд» у автора Перегуда А. Часть информации я нашла в Интернет, на сайтах музейных архивов Карелии.

В Православной Пудоге в наследство от предков остался один Ильинский Погост, одиноко возвышающийся над заповедным Водлозером, одна церковь Смоленская Богородицкая в д. Кубовская и одна часовня Ильи Пророка в д. Пяльма. Да еще остались руины каменных церквей в Бураково, на Мысе Муромский и в городе Пудоже. Время уничтожает приходские церкви в Суме (1599), Песчаном (1650), Колодозере (1784), Корбозере. Остатки деревянных строений можно встретить на о. Лукостров и в давно заброшенных деревнях.

Сейчас в районе ведутся работы по восстановлению и возведению новых церквей, конечно, это не те величественные храмы, но я думаю, что это хорошо, что их строят. Значит, в душах людей становится больше добра и милосердия и возможно желания приобщится к истории своих предков. Ведь православная религия это наша история.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)