Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Край родной – Подмосковье

Всякий народ есть нечто целое, особенное частное и индивидуальное; у всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд, своя манера понимать и действовать.

В. Г. Белинский.

Отечество одно на всех, и слагается оно из наших родин. Родина у каждого своя. И начинается наша Родина вот с этого ручейка, от этого камня, от извилистых лесных тропинок, с этого домика в резных наличниках, у этой деревянной лодочки, еще с детства лежавшей на берегу и укрывавшей тебя от ненастья Я живу в России. Моя Родина очень огромна, многообразна. Каждый ее уголок прекрасен. Широкие долины рек, горы и плоскогорья, зеленые леса поражают своей красотой и неповторимостью. Наша страна – самая большая по охвату территории, к ней примыкают острова и полуострова. Климат нашей Родины разнообразен. Прожив всю жизнь в солнечном Красноярском крае у моря, ты никогда не сможешь привыкнуть к пронизанному ветрами, дождями мрачному Мурманску. В Европейской части России много полноводных рек и крупных городов, а в Азиатской много красивых гор. А сколько природных памятников у нас на Родине!

Зарайский край

Чисто глубочайшее озеро Байкал, далеко простирающиеся Уральские горы, живописные острова Шпицберген чудесны и неповторимы. Путешественники, изъездившие нашу страну от края до края, были удивлены ее многообразием: зеленая, лесистая Карелия с удивительными Кижами, холодная, просторная Чукотка, живописная широкая Волга

Красоту нашей местности можно перечислять до бесконечности. Славится испокон веков Россия красивейшими городами. Столица нашей Родины—Москва—известна музеями и великим Кремлем, Тула—пряниками и самоварами, Санкт-Петербург—прекрасной Невой и Эрмитажем.

Я родилась в России и люблю свою страну больше других. Но хочу рассказать о своей малой родине – Подмосковье. Подмосковье - одно из любопытных местностей в России. Оно поражает многообразием памятников: действующих монастырей, усадеб, хранящих секреты ранее живших там людей, оставивших незабвенный след в истории и унесших с собой свои тайны может "позавидовать" любой город в России. Каждый район Московской области, а их всего 39, неповторим с точки зрения уникальности мест представляющих историческую и культурную ценность достопримечательностей.

Для примера, в Волоколамском районе Подмосковья - это Кремль c строениями 14-15 веков и Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, в Истринском районе Подмосковья - Новоиерусалимский монастырь, в Луховицком районе Подмосковья - Казанская церковь(1754 г. ), Церковь Рождества Богородицы (17 век), Троицкая церковь (XVI век), в Подольском районе - Церковь Знамения Святой Богородицы. Богат церквями Рузский район Подмосковья. На его территории находятся Церковь Святого Димитрия Солунского, Воскресенский собор, Борисо-Глебская церковь, Покровская церковь, Преображенская церковь. В Дмитровском районе Московской области более 200 объектов исторического наследия, среди них Николо-Пешношский монастырь и Медведева пустынь, исторические усадьбы Ольгово, Никольское-Обольяниново, Горки, Даниловское, Удино, Храброво, дом-музей Васнецова. В районе большое количество незапамятных церквей. К старейшим причисляются Никольская(1666 г. ), Успенская и Покровская (1720-е) церкви. В Подмосковье не менее 300 исторических усадеб, множество монастырей, не менее 2000 распрекрасных церквей (наиболее известные и старейшие - белокаменная Никольская церковь в селе Каменское Наро-Фоминского района Московской области(14 век), Успенский собор в городке Звенигород(XV век)). В Московской области 22 древних исторических города, каждый из которых неповторим своим обличьем и исключительно уникален своими достопримечательностями. Такие старинные города как Дмитров, Сергиев Посад, Коломна, Серпухов, Можайск, Волоколамск, Клин, Звенигород относятся к туристским центрам. Древние города ,имеющие свою особенную историю, культуру, экономическое значение привлекают к себе внимание туристов, как нашей страны, так и других стран. Особенно пользуются такие повышенным вниманием города, имеющие высокую культуру зодчества, художественного искусства, богатую историю всевозможными легендами, сказаниями. Но особенно конечно притягивают эти сокровищницы древнего зодчества, искусства своей неповторимой, насыщенной веянием старины природой. Живописные места, открывающиеся взору каждого туриста, запечатлеваются в памяти надолго, и дают глубокий отдых. Древние города Подмосковья имеют свою самобытную историю, живописнейшие уголки природы, что очень сильно притягивает туристов как нашей страны, так и со всего мира.

Одним из таких уголков Подмосковья является – древний город Зарайск. Это моя малая родина – здесь я родилась, здесь прошло мое детство, здесь я живу и учусь сейчас. Наши далекие предки обладали удивительным даром строить города красиво, используя при этом природные укрепления. Вот и Зарайск, воздвигнутый на высоком овражистом берегу Осетра, стал крепостью-заслоном от набегов кочевников на южных рубежах Московского княжества. За полтора-два десятка километров видны золоченые кресты на куполах зарайских храмов, кремлевские башни. А какие живописные дали левобережья Осетра открываются взору со стен Кремля!

Любовь к «малой родине» — самое сильное и самое возвышенное человеческое чувство, причем с годами эти переживания заметно обостряются и утончаются. Кажется, с чего бы? В Зарайске так же, как и всюду, текут реки, шумят леса и такое же над головой небо; так же, как и везде, восходит и заходит солнце, весну сменяет лето, а осень — зима. Вроде бы так, и в то же время не так. И это понятно только тебе одному. И не случайно долгая разлука с отчиной вызывает неодолимые страдания, чувство щемящей тоски. О ностальгии — тоске по родине — много говорят и пишут, но покуда она не коснется твоей души и сердца, ты не поймешь смысл этого странного переживания, его страшную разрушительную силу.

Вот тогда-то физически ощущаешь необходимость вновь свидеться с родным городом, родной деревней и родным домом, чтобы оценить роль, красоту и величие седой зарайской древности, почувствовать важность личной причастности к удивительной истории края и его современности. Более того, эта встреча с прошлым пробудит в тебе и глубокое чувство патриотизма, любви и уважения ко всей Российской Отчизне. Ведь патриотизм — часть национальной культуры, а без национальной культуры нет государства.

Земляки-зарайцы беззаветно и беспредельно любят свой край — их патриотизм в крови, он не знает границ. Беседу с любым туристом — гостем Зарайска — наш соотечественник обычно начинает со слов: «А вы знаете, что. ». И слышатся горячие объяснения по поводу открытой на территории города стоянки древнего человека, легенды и были о первых жертвах Батыева нашествия зарайских князьях Федоре, Евпраксии и их сыне Иване, о былинном богатыре Евпатии Коловрате; он обязательно поделится сведениями о Волжской битве Дмитрия Донского и о подвиге доблестного зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

Герб Зарайска

Зарайск – один из древнейших российский городов. Название его остается загадкой для ученых. Первое летописное упоминание о городе относится к 1146 году: «Князь же Святослав Ольгович приде в Рязань на Оку и поиде вверх по Оке и пребыв во граде Осетре». Археологические исследования дают весомые основания сопоставить Зарайск с упомянутым в летописи « градом Осетр». На протяжении столетий город не раз менял свое имя, в котором отражались исторические события, связанные с его жизнью. В «Повести о разорении Рязани Батыем» оно связывается с принесением на рязанскую землю чудотворного образа Святителя Николая, Батыевым нашествием на Русь в 1237 году и гибелью княгини Евпраксии, которая предпочла смерть судьбе наложницы хана. Узнав о гибели своего мужа, князя Федора, в ханской ставке, она с маленьким сыном на руках выбросилась из высокого терема и «заразилась»– разбилась. «И по той причине зовется великого Чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила». И город (прежде – Красный) стал называться Заразеск, Николы Заразеского Посад, и, наконец, с XVIIвека –Зарайск. Правда, некоторые ученые считают, что название города произошло от древнего слова «заразы», которое означает непроходимые кручи, овраги, характерные для местного рельефа. Археологи считают, что «Зарайск располагается в центре сгустка средневековых поселений, существовавших на протяжении XI –XVIвеков». Их исследования позволяют сделать вывод, что территория современного Зарайска была заселена уже несколько столетий до татаро-моногольского нашествия: рядом с северо-западной башней кремля обнаружено городище дьяковской культуры. Всего на территории Зарайского района обнаружено 115 археологических памятников, относящихся к различным эпохам. Особая страница в истории Зарайска –принесение иконы св. Николая чудотворца из Корсуни книжником Евстафием –в 1225 году. Для хранения ее был выстроен сначала деревянный Никольский храм, а затем каменный, до настоящего времени – главный собор города, его духовный центр. Здесь, при церкви Николы, летописцы Евстафий и его потомки в течение трех столетий создавали «Цикл Повестей о Николе Заразском», -«выдающееся явление древней русской литературы», по мнению академика Д. С. Лихачева. Город – хранитель чудотворной иконы становится не только мощным оборонительным укреплением на пересечении сухопутных дорог на Коломну, Москву, Тулу и Рязань, но и центром паломничества. Поклониться иконе Николы Чудотворца приходили великие князья Московские Иван III, Василий III,Иван IV Грозный, наследник российского престола, будущий император АлександрII,простые русские люди всех сословий.

В начале XVI столетия Зарайск вошел в число «украинных» городов, предназначенных для охраны южных и юго-восточных границ Московского государства. И в 1531году по указу Василия III и по проекту итальянского инженера и архитектора Алевиза Фрязина был построен каменный кремль. До его строительства Зарайск был обнесен острогом из рубленных бревенчатых стен, засыпанных землей, с несколькими башнями. Состояние каменной крепости, острога и двух монастырей соответствовало стратегическому значению Зарайска в защите государства.

Находясь на перекрестке сухопутных дорог на Коломну и Москву, на Тулу и Рязань, он надежно закрывал крымцам путь к русской столице. Зарайские укрепления достойно выдержали испытания, и попытки крымских татар в 1535 и 1541 годах штурмом овладеть городом, успеха не имели. Надежным было и состояние Зарайского участка Большой засечной черты. Сторожевая служба во главе с витязем Митей Калининым крепко оберегала многоверстный рубеж, располагавшийся в окрестностях д. Бортники и с. Большие Белыничи (до наших дней деревня Мити Калинина не сохранилась, но топонимика и памятники русской письменности сберегли рядом с подлинным именем витязя и название бывшего поселения (теперь это урочище Калинине, Калининский лес или Калин-Бугор). Выгодное географическое положение Зарайска - на перекрестке дорог в Москву, Рязань и Тулу - выдвинуло его в разряд крупных торговых городов. Из "Описи" 1625 г. видно, что уже тогда торг в Зарайске занимал большую площадь. Там имелись ряды: иконный, суконный, москательный, горшечный, сапожный, мясной, калашный, масляной, "избы и шедаши харчевые", "ряд житной". В той же "Описи" подведен итог: "а ныне по книгам 506 мест". То есть почти каждый городской двор имел в торге свою лавку или место; большая часть жителей посада занималась ремеслами по более чем 30 специальностям.

Со временем здесь развивается хлебопашество, и Зарайск превращается в крупный рынок, нацеленный на снабжение хлебом Москвы; во второй половине XVII в. зарайские предприниматели закрепляют устойчивые рыночные связи с Серпуховом, Тулой, Рязанью, Ростовом, Суздалем, Москвой, а к XVIII-XIX вв. коммерческие контакты города распространились и на другие регионы России и даже на Украину. Правда, в то время преобладает транзитная торговля - перегон из южных районов в столицу гуртов скота, поставка мяса, выделка кож. К началу XIX в. в Зарайске, насчитывавшем 4828 жителей, было 572 купца и 1400 мещан; в гостином дворе имелось 136 лавок, не считая мясного и рыбного рядов.

До революции 1917 г. Зарайск, как захолустье Рязанской губернии, служил местом ссылки "политически неблагонадежных". Однако царская охранка и не подозревала, что эта "глухомань" сама воспитывала революционеров. Сколько прошло через "зарайское захолустье". Поэт-революционер А. И. Полежаев, народник М. Ф. Фроленко, марксист Н. Л. Мещеряков, писатель-народник Г. А. Мачтет, подпольщик-большевик П. И. Баранов.

Широкое общение крестьян-отходников с городским пролетариатом, знакомство с нелегальной литературой делали их своего рода проводниками революционных настроений. В полицейских документах того времени часто встречаются донесения, в которых говорится, что революционную литературу в зарайские села привозят не только студенты, но и отходники. У крестьянина Василия Петрова, четыре года работавшего в Петербурге, при обыске обнаружен текст знаменитой речи рабочего Петра Алексеева, произнесенной им на суде 10 марта 1877 г. Крестьянин-отходник из д. Титово, Федор Кулагин вошел в "Московский рабочий союз" и позже возглавил забастовку рабочих красильной фабрики Грессар в Москве. Работница зарайской булочной А. Д. Михеева распространяет революционные прокламации и брошюры, а затем становится хозяйкой нелегальной квартиры в Москве с подпольной типографией Центрального бюро Всероссийского железнодорожного союза. В марте 1907 г. в типографию нагрянула полиция, арестовала наборщиков и печатников; под стражей оказалась и сама хозяйка квартиры.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945годов в жизни зарайцев переплелось героическое и трагическое, они мужественно преодолевали первые неудачи на фронте, неимоверно страдали от бесчисленных жертв и вместе со всем народом страны на протяжении 1418 дней и ночей мужественно шли к Великой победе. За боевые заслуги в борьбе с фашизмом 2500 воинов-земляков награждены орденами и медалями. Ратные подвиги Н. И. Власова, Ф. И. Каменева, В. И. Хряева, В. Н. Леонова, К. А. Мерецкова остались в светлой памяти поколений. Таково историческое прошлое городка на Осетре.

С далекого прошлого Зарайск является духовным и светским центром. В начале 18 века создаются приходские училища, уездное училище, духовное училище, частное женское воспитательное заведение, реальное училище, действуют многочисленные земские школы. Совершенствование учебно-воспитательного процесса, строительство новых школ и укрепление их материальной базы продолжалось на протяжении последующих десятилетий и по сей день. Сейчас в нашем городе имеется лицей, гимназия, средние школы, училища, колледж, филиалы институтов, Центр детского творчества, спортивная школа, бассейн. Подрастающему поколению создаются все условия для развития и становления личности.

Я учусь в старейшей школе зарайского района – средней школе №1. В этом году ей исполнилось 135 лет. На праздновании дня рождения собрались выпускники разных лет. Они приехали из разных городов, чтобы еще раз вспомнить свои незабываемые школьные годы и одноклассников. Встречи и беседы остались в памяти не только у выпускников, но и у учащихся школы, которые готовили день рождение школы. Я очень горжусь тем, что учусь в первой школе. Именно сюда я приведу учиться своих детей. Школа славится своими выпускниками, среди них и академики, и доктора наук, и ученые, и инженеры, и учителя, и врачи, и деятели искусства, и просто люди. А они в свою очередь гордятся, что учились в первой школе. Из окон школы мы видим красивую церковь – Ильинская церковь. Это еще одно из выдающихся строений города.

Древний город украшают красивейшие храмы: Никольский собор, собор Иоанна-Предтечи, Благовещенская церковь, Ильинская церковь, Казанская церковь. История каждой церкви исключительна и необыкновенна. Она пронизана загадочностью, человеческими страданиями и радостями. Мною была проведена исследовательская работа по сбору материала о Ильинской церкви. Эта деятельность меня очень увлекла, я даже смогла заинтересовать своих одноклассников. Был найден материал об образовании церкви, ее названии, первых священниках, их страданиях за право действования прихода, о разрушении храма и осквернении. Тяжело и трагично становление Ильинской церкви, годы построения, время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в годы советской власти, разрушение, утрата святынь и убранства, росписей. И вот опять долгожданное восстановление, по крупинкам, по частичкам, день за днем, год за годом храм обретает новую жизнь и прихожан. Отец Сергий прикладывает огромные усилия для воссоздания храма, некогда построенного в 1818 году. Работы, трудов, усилий еще очень много, но с «Божией помощью», как говорит отец Сергий «все приобретет свой величавый вид».

Свою исследовательскую работу я озвучила на конференции, посвященной святым местам города Зарайска. Мною было написано стихотворение:

Ильинская церковь

Стоит прекрасный белоснежный храм,

Твердыня нашей веры.

Со всех сторон он виден нам,

Как лучик света и надежды.

Здесь, под могучими сводами,

Лики святые смотрят на нас

Строгими вечными взорами.

От красоты не отводим мы глаз.

И каждый, кто был здесь,

Всегда восхищался.

И храм тот прекрасный

В душе их остался.

Улицы города Зарайска

Почитаемым и святым местом в Зарайске считается Белый Колодец. По народному преданию, на месте встречи и передачи чудотворной иконы Николы в Красный (Зарайск), принял святыню с благоговением удельный князь Федор Юрьевич, пробился источник, получивший название Белый Колодец. Его целебные воды дают исцеление для всех, приходящих сюда.

Для чудотворной иконы князь выстроил в Остроге Никольский храм. Сюда, чтобы спросить помощи и утешения, спешили великие князья и державные монархи, известные полководцы и рядовые паломники. Всех, кого привлекал наш край, сопровождала удача, для них Зарайская земля оказывалась счастливой.

В душе остаются не только увиденные храмы, но и окрестности города, зеленые массивы. Природа Зарайского района необыкновенна и загадочна. Она притягивает любопытного, манит искушенного. Ты хочешь снова и снова возвращаться на те места у лесочка, на полянку с клубничкой, в ту просеку, в тот березняк, на тот бережок у речки, в те липы Этих мест не перечислить, не обойти все сразу. Нельзя выделить среди них лучшее и прекрасное. Может это не самое идеальное место на Земном шаре, но я ценю свой родной край и готова отдать за него жизнь. В каждом облачке, в каждой речке и в каждом лесу я вижу нечто прекрасное, такое, чего нет больше нигде.

Где еще найдешь такие чудесные березки, широкие поля, стройные рябинки? Разве можно все это не любить и не ценить? Каждый человек не мыслит своей жизни без местечка, родного местечка, которое его приветливо встретит голубым безоблачным небом, тенистыми рощами, прохладными ручейками, а вечером румяный мячик как бы тонет в порозовевшей траве, освещая все алым светом.

Увиденное задевает самые тонкие струны души, и душа поет в моем стихотворении:

Вот бабочка порхает

С цветочка на цветок.

И каждый расцветает

Мне дорогой росток.

А я страну родную

Люблю и уважаю.

Не надо мне другую,

Я жить лишь здесь желаю.

Широкое ли поле

Иль узкая река,

И ветер на просторе

Гоняет облака.

Ах, нива золотая!

А степь так широка!

Ах, Русь моя родная,

Любовь моя крепка!

Я очень люблю свою Родину, и ничего лучшего мне не нужно. Ведь я считаю ее самой лучшей не свете.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу : «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

С. А. Есенин

Наш Зарайск является маленькой частичкой огромной и необъятной Российской Федерации. А Подмосковье – это хоть и небольшая доля России, но является неотъемлемым связующим звеном. Зарайск тесно связан узами дружбы, союза и братства с другими городами, областями, как российскими, так и зарубежными. Эту тесную связь можно наблюдать на примере различных межрегиональных конференций, спортивных состязаний, которые проводятся довольно часто на территории нашего района.

В своей работе мне бы хотелось затронуть и тему нравственных ценностей зарайцев. В последнее время в общественном сознании возрос интерес к проблемам духовности, которые корнями уходят в глубину истории народной культуры. Много пишут и говорят о сохранении русского языка, что является также одной не из последних проблем, памятников исторического прошлого, лучших народных обычаев и традиций. У каждого народа есть свои опорные пункты духовности, нравственности. Одним из них у зарайского народа является устное поэтическое творчество. Оно зафиксировано в пословицах, поговорках, колыбельных песнях, сказаниях, преданиях. Собранное устно-поэтическое творчество, безусловно, является важнейшим вкладом в развитие духовной культуры зарайского народа, которое представляет ценность и для других народов. Так, зарайское устное поэтическое творчество богато колыбельными песнями, былинами и легендами сказками и загадками. В них отражены народная мудрость, внушение через напев и слово красоты, уважения к труду, простому, элементарному, без чего не может быть ни самой жизни, ни радости, ни удовлетворенности.

В памятниках народного музыкального искусства есть колыбельная. Вчитаемся в эти строки:

Баю, баю, моя доченька,

Дольше спит – побольше вырастет

Доченька моя, яркие узоры вышивающая,

Длинные нити прядущая,

Белые холсты ткущая.

Перед нами пример органической взаимосвязи музыкальных возможностей зарайского языка с нравственным содержанием, нравственным смыслом, заложенным в тексте. К сожалению, наше отношение к фольклору и сохранению его богатств порой характеризуется лишь этнографическим уровнем понимания проблем, заложенных в этой бесценной народной мудрости. А ведь это прежде всего богатейшая нива воспитания, те духовные корни, которые необходимо укреплять. Игнорирование всего этого бесценного национального богатства, его забвение ведет к утрате самобытных народных корней, общечеловеческих ценностей. Отчужденный от собственных истоков человек обречен на духовное вымирание.

И здесь необходимо заметить, что неотъемлемой частью каждого народа является его язык. Он является духовной ценностью и моего народа, и всего человечества, это орудие мышления, инструмент познания, живая связь поколений, мерило нравственности.

Каждый из нас должен быть благодарен своему народу за родной язык. Ведь на нем, родном, каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мать, отец. Видимо, поэтому его называют еще языком, впитанным с молоком матери. Отношение к родному языку закладывается еще в детстве, оно должно воспитывать уважение и любовь, гордость и духовность. Не любить свой язык , осквернять – это, значит, оторваться от накопленного за столетия духовного наследия народа, не воспитывать с детства чувство национального достоинства, способствовать отчуждению, созданию ненормальной языковой обстановки. Так в наше время не должно быть Не должно У любого человека, по словам казахского писателя Мухтара Шаханова:

Должны быть обязательно,

Кроме родителей,

Четыре корня, как четыре матери:

Родная земля,

Родной язык,

Родная культура,

Родная история

Нельзя не сказать и о людях, проживавших и проживающих на территории нашего края. Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Зарайска. Примером являются: Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, академик В. В. Виноградов, художник Ф. Д. Константинов, актриса В. А. Сперантова, скульптор А. С. Голубкина, писатель Ф. М. Достоевский, радиоконструктор Н. Н. Пальмов, дважды герой Советского Союза В. Н. Леонов и многие другие.

Наши потомки будут вечно помнить и гордиться своими земляками, теми, кто внес большой вклад как в победу над врагами в Великой Отечественной войне, так и в тылу, достижениями культуры, искусства, величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами, каждый из которых по-своему замечателен и неповторим. А скольким нашим землякам еще предстоит покорить вершин и прославить тем самым Зарайский район!

Зарайск – моя малая родина, она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И я, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась. Зарайск, несмотря на свой почетный возраст, гостеприимен и привлекателен в любое время года. Приезжайте к нам, полюбуйтесь красотами Зарайского края, его памятниками и историческими местами, познакомьтесь с его историей и его людьми. Не сомневаемся, что вы полюбите этот прекрасный уголок Подмосковья и еще не раз захотите вернуться сюда вместе со своими близкими и друзьями. Свой реферат мне хотелось бы закончить такими строками:

Живи, Зарайский край,

Храни небесный свет,

Твои прекрасные поля

Осыпал лунный свет

Живи, Зарайский край,

Не зная горьких бед,

Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)