Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Круг жизни

Каждый человек – это личность. Поэтому у каждого человека и жизнь особая, не похожая на другие. Человек – кузнец своего счастья. Человек – кузнец своей жизни. Так считают одни люди, а другие думают, что всё дело рук Бога. У всех разная жизнь. Но в одном я уверена точно, что абсолютно у каждого она представляет круг событий сменяющих друг друга. Почему именно круг, легко объяснить. После рождения ребёнка, родители его всячески опекают, оберегают и заботятся о нём. Некоторые, считая, что Бог сбережёт от недугов, ведут его в храм Божий – в церковь для совершения обряда крещения. Тем самым они как будто приближают дитя к Богу.

Следующая стадия жизни человека – молодость. Впереди семейная жизнь и узы брака. И опять же есть возможность укрепить отношения с любимым с помощью церкви – венчание.

Рождение детей, их воспитание ещё один этап человеческой жизни.

А когда приходит смерть, человек находится совсем близко к Богу – он поднимается на небеса. Но оговорюсь, это с точки зрения глубоко верующего человека. Таким образом, получается как будто замкнутый круг событий жизни.

Но ведь люди есть верующие, а есть и не верующие. И, следовательно, не каждый захочет креститься или крестить своих детей, либо венчаться, считая это способом сближения с Богом.

Про себя же я могу сказать, что я человек верующий и крещённый. Крестили меня ещё в шесть месяцев. Может быть громко сказано, что я верю в Бога, но моё мнение таково: если глубоко верить в помощь «свыше», то она действительно снизойдет к тебе. А если считать, что Бог – это лишь суеверие, то никакой помощи и ждать не стоит. Может быть, я не до конца верующая, так как все мы грешные, не следуем всем религиозным заповедям и законам, да и просто не понимаем понятия «верующий». Может быть, мне сначала стоит разобраться, что значит быть верующим, и применить эти знания к себе - выявить, действительно ли я верующая.

Мне интересно узнать больше о таинстве крещения, ведь меня крестили в раннем детстве и я ничего не помню. Да и впереди у меня долгая жизнь, множество дорог, свой круг жизни. Всё это и подтолкнуло меня выбрать именно эту тему работы.

Мне стало интересно разобраться в церковных законах и заповедях, ведущих человека по кругу жизни, найти ответ на вопрос: «Чем руководствуются люди, идя в церковь?» И вообще, какую роль играет религия на каждом этапе жизни человека? И больше всего меня заинтересовало то, какую роль играют религиозные обряды, заповеди в жизни людей. Почему одни связывают жизнь с церковью, с религией, а другие отвергают это? Именно эти вопросы стали ключевыми в социологическом опросе, который я проводила среди людей разного возраста.

Вопросы, касающиеся круга жизни рассматриваются и в светской, и в религиозной литературе. При работе над темой своего исследования я использовала энциклопедический материал, рассказывающий о религиозных обрядах и традициях, в исследовании Терещенко А. В. рассматриваются вопросы, касающиеся культуры русского народа, а также в сборнике работ исследователей разных эпох, представляющий весь круг жизни человека через обряды и традиции. Основным источником при работе над данной темой для меня был Законъ Божiй.

Кроме письменных источников и литературы в работе использованы не печатаные источники: интервью с настоятелем храма Св. Преподобного Алексия Человека Божьего отцом Сергием Ханкайского прихода и интервью с прихожанами. А также мной проведён социологический опрос, который показывает отношение людей к религии, к церковным обрядам.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и источников, а также содержит приложение, в котором представлен анализ социологического опроса. К работе прилагается компьютерная презентация.

Начало пути: рождение, крещение

«Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту». Вот так описал рождение человека Л. Н. Толстой в своём знаменитом романе «Война и мир».

Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Ещё задолго от разрешения роженицы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца. Сегодня практически ничего не изменилось. В большинстве семей рождение ребёнка – долгожданное событие. И задолго до поступления женщины в роддом, и во время нахождения её там все близкие, родные, даже если не являются верующими людьми, просят Бога помочь. За время работы над исследованием в нашем районе родилось 120 детей. Мне посчастливилось разговаривать с четырьмя счастливыми отцами. И на вопрос, обращались ли вы к Богу с просьбой помочь вашей жене родить ребёнка, все они отвечали положительно. А также добавили, что не только они в этот момент молили Бога о помощи, но и все близкие.

Если женщина мучилась родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен. После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем. Ребенка первого передавали отцу, который сам клал его в люльку и как бы прилюдно признавал своим детищем. Роль повивальных бабок сегодня заменили медицинские работники. Из интервью с Отцом Сергием я узнала, что просьб отслужить молебен за женщин, находящихся в роддоме, к нему не поступало. Во всём остальном и сегодня мы можем увидеть обычаи наших предков, поддерживаемые православной церковью: при выписке из роддома ребёнка передают чаще всего отцу, в некоторых семьях сохранился и обряд первого купания.

С самого момента рождения и до крещения ребенка, ни новорожденного, ни его мать не оставляли в комнате одних, а тем более на ночь: у некрещеного младенца нет Ангела-Хранителя, и злые духи стараются завладеть его душою, причем приносят вред и родильнице.

На другой день после родов к родильнице начинают приходить соседки и знакомые женщины, поздравляют отца и мать ребенка с «новорожденным»; они приносят родильнице «на зубок» пирог или какого-нибудь лакомства. В наше время сложились новые традиции приветствовать появление на свет человечка. Узнав о рождении малыша, новоиспеченный отец посылает в больницу записку с благодарностью, фрукты, а разрешат – цветы. При рождении девочки принято дарить розовые и красные цветы. При рождении мальчика – синие или фиолетовые цветы, а при рождении близнецов – два одинаковых букета. А задавая вопрос, следует ли приходить посмотреть на новорожденного с подарком, все, кого я спросила (12 человек) говорили, что подарок обязательно нужен, чтобы уберечь ребёнка от сглаза.

Во многих местах новорожденное, но ещё не крещеное дитя избегают показывать посторонним лицам, боясь, чтобы его не «сглазили», так как не крещеное дитя легче поддаётся «сглазу», нежели дитя, принявшее крещение. Беседуя на улице с молодыми мамами, я узнала, что все они долгое время после роддома старались не показывать новорожденного чужим людям.

Если желают крестить ребенка в церкви, то приносят его туда в ближайший воскресный или праздничный день. В интервью с Отцом Сергием я узнала, что в Ханкайском приходе крещение проводится в основном в субботу, но, идя на встречу прихожанам, Отец Сергий совершает обряд крещения и в другие дни.

По мнению народа, вслед за крещением ребенка, к последнему приставляется Ангел-Хранитель Господом Богом, а сатана приставляет дьявола: когда ребенок смеется во сне – значит, он видит Ангела-Хранителя, когда плачет – видит дьявола. Но, несмотря на то, что у ребенка находится Ангел-Хранитель, это не спасает его от «дурного глазу», или «сглазу», и «оговору», и к тому и другому маленькие дети бывают весьма чувствительны.

Крещение – одно из главных таинств, означающее принятие человека в лоно Христианской Церкви, и первое таинство в жизни христианина, когда «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием «Отца, Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».

Ритуальные омовения в воде характерны для многих религий и существовали задолго до христианства, т. к. культ воды — источника жизни — существовал у многих народов мира. Считалось, что, окунаясь в воду, человек очищается от своих грехов и возвращается к чистой, новой жизни.

В России крещение происходило чаще всего на восьмой, а иногда – и на сороковой день, т. к. эти числа напоминали о событиях в младенческой жизни Иисуса – обрезании и сретении.

Крещение происходило у всех сословий в церквах; таинство в домах допускалось лишь в случаях болезни или крайней слабости новорожденного и обязательно не в той комнате, в которой он рожден, т. к. эта комната долгое время считалась оскверненной.

Обряд крещения достаточно подробно описан в исследовании Терещенко А. В. И в беседе с Отцом Сергием был описан обряд, такой же, как в книге. Я сама присутствовала на крещении нескольких прихожан Ханкайского прихода.

Обряд совершения Таинства Крещения, заимствованный нами от греков, отправляется ныне так, как и прежде. Священник читает заклинательные молитвы. Затем следует отречение оглашенного, или, в случае его малолетства, его восприемников (крестные отец и мать), от сатаны. Причем они, говоря «отрицаюся», дуют и плюют три раза, обратясь назад; а после, обратясь на восток, уверяют в единении с Христом и читаю «Символ веры». Потом иерей, помазав елеем, трижды погружает оглашенного в тепловатую, как бы летнюю воду, произнося: «Крещается» раб Божий (имя) во имя Отца, аминь; Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; ныне и присно и во веки веков, аминь», - надевает на крещеного белую одежду и крест.

Ношение крестов на шее – самый древний обычай. О нем говорится в Церковном Уставе. Оно известно еще со времен Владимира Мономаха. Современник его, новгородский епископ, крестя новгородцев, велел возлагать на них кресты для отличия от некрещеных, что делают и другие епископы.

При одевании «крещаемого» в белую одежду поется тропарь: « Ризу мне «подаждь» «светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве» Христе Боже наш». После крещения следует миропомазание при произнесении слов: «Печать Дара Духа Святого». Миром «помазуются» чело, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и подошвы ног.

Потом священник, трижды обойдя с «крещаемым» и его восприемниками вокруг купели, прочитав Евангелие и омыв члены тела, помазанные миром, остригает волосы крестообразно при чтении молитвы; залепив их в воск, отдает их восприемнику, а восприемник потом бросает их в купель, из которой выливают воду в непотираемое ногами место. Такое выливание воды из купели, бросание в нее воска и надевание креста на младенца освящены если не церковным постановлением, то древнейшим и общепринятым обычаем. Прежде было обязательным приносить младенцев для крещения в церковь, где их крестили погружательным крещением.

Единственное, что отличает обряд, увиденный мной в церкви от описанного в книге, это то, что состриженные волосы не бросали в купель, т. к. воду в купели не меняли после каждого обряда омовения. Состриженные волосы Отец Сергий либо отдавал проходящим обряд крещения людям, либо предлагал доверить ему закончить обряд (бросание волос в купель и выливание воды) после крещения всех. Погружательным крещением сегодня крестят только младенцев.

«Душа младенца, крещением очищенная, произвольными грехами не оскверненная, своей невинностью, простотой, незлобием представляет некоторую содружность естеству ангельскому, и потому не только не поставляет преград приближению Ангела хранителя, но, может быть, и привлекает его». По данным социологического опроса, проведенного мною среди жителей села Астраханка и учащихся МОУ СОШ №3, я установила, что из 140 опрошенных лишь 15 были крещены в младенчестве, в сознательном детском возрасте крестили 29 человек, 19 опрошенных крестились, будучи взрослыми, 77 вообще не крещеные. Но если школьники на вопрос: «Почему нужно крестить человека»?- чаще всего отвечают: «Не знаю» (из 140 ответили так 88 человек), то взрослые указывали, что детей нужно крестить, т. к. это убережет их от несчастий, беды, болезни; защитит от зла. Однако 15 человек считают, что креститься нужно в сознательном зрелом возрасте, объясняя это сформированностью жизненных принципов. Но были и ответы, в которых крещение, как необходимый церковный обряд отрицается вообще.

Справедливо возлагать на Бога надежду о себе и о детях, но это не должно исключать внимания к воспитанию детей, что является обязанностью родителей. Любовь родителей к детям и детей к родителям – это простое естественное чувство. Церковь считает отсутствие такой любви глубоким пороком; но любовь к родителям или детям не есть ещё высокая добродетель, кроме случаев, когда ее возвышает соединенное с ней самоотвержение и самопожертвование.

Родители должны «остерегаться, чтобы не прокралось пренебрежение» к детям при начальном воспитании их.

Мать, которая кормит и носит на руках своего младенца, отец, который в минуты отдыха от дел также берет его на руки и учит его первым наименованиям того, что священно и любезно, делают и прекрасное и важное дело: они наслаждаются самими занятиями, дитя также наслаждается; и в то же время любовь и доброта родительская непрестанно сеют в сердце дитяти семена детской любви и доброты, и ранним и обильным сеянием приготовляют многоплодную жатву. Государство в законах зафиксировало обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их. К сожалению, сегодня очень много детей оказываются выброшенными на улицу, оставленными без внимания родителей, что приводит к росту детской преступности. А по данным комиссии по делам несовершеннолетних, на учете в Ханкайском районе сегодня состоят 79 подростков. Основные причины такого роста социальное неблагополучие, невыполнение родителями своих обязанностей. И ведь не боятся эти родители ни государства, ни Бога!

Должности в отношении к родителям предписывает и пятая заповедь под общим наименованием почитания их: Чти отца твоего и матерь твою, да благо будет и да долголетен будеши на земли. Сила этой заповеди особенно раскрывается из сравнения ее с другой: возлюбиши Господа Бога твоего.

Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почтения к Богу. Нет, говорит Божественный закон: чти отца; возлюбиши Бога. Как бы так сказано: отца любить тебе свойственно и без заповеди, также и чтить Великого Бога; «заповедь учит тебя тому, что трудно было бы тебе разуметь без нее; итак, отца не только люби по естеству, но и чти по воле Отца Небесного; Бога не только чти по внушению естества и совести, но и дерзай приступить к Нему ближе, чего не дерзнул бы ты сделать без благодатной заповеди; возлюби Бога, яко отца; нареки твоим Богом, Богом сердца твоего и частию твоею во век».

Пятая заповедь предписывает следующие особенные должности в отношении к родителям:

- почтительно обходиться с ними

- повиноваться им

- дети должны «питать и покоить родителей во время болезни и старости

- после их смерти, так же как и при жизни, «молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому».

«Из преподавателей заимствованного благословения родители суть некоторым образом естественные посредники между творческим Словом и своими детьми, поелику некоторым образом довершили над ними дело создания, произведя их на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение родительское, особенно же, если благочестием возвышается до силы благодатной».

Итак, родители должны «благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу своего естественного благословения, привлекая благочестием и верой в силу благодатную. Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, «ибо через оное по вере можете получить благословение Отца, из Негоже всяко отечество на небесах и на земли именуется. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад».

Таким образом, рассмотрев первый этап жизни человека: его рождение, крещение, взросление, мы видим, что и сегодня сильны религиозные традиции, которые выполняются даже людьми, не причастными к религии. И в нашем районе неслучайно, когда возросло желание людей прийти к Богу в церковь был построен свой храм Св. Преподобного алексия Человека Божьего. За два года в Ханкайском приходе было крещено более 1000 человек.

Таинство брака

Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

(Бытие, 2, 24)

Брак имеет древнюю историю. Он был установлен самим Богом, сотворившим мужчину и женщину друг для друга. По слову Иоанна Златоуста, брак – «дело честное и у нас, и у язычников». Начиная с XIII века, брак в России мог быть заключен только в церкви. Прочие формы совместной жизни мужчины и женщины считалась сожительством, любовной связью.

При совершении таинства брака в православной церкви требуется, чтобы вступающие в брак были христианами православной веры, чтобы жених был не моложе восемнадцати лет, а невеста – не моложе шестнадцати, чтобы они не были близкими родственниками; чтобы в брак они вступали добровольно, а не по принуждению. Свобода выбора, основанного на взаимной любви, всегда высоко чтилась церковью. В христианстве брак наполняется глубоким духовным смыслом.

Церковный брак – это таинство, союз по образу единства Христа и Церкви.

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.

Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни. У Пушкина А. С. мы читаем: «. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет».

Браки убегом, «самокруткой», заключенные без одобрения родителей, случались крайне редко вплоть до ХХ в. Распоряжаться по собственному усмотрению мог только тот, кто вступал в брак в зрелом возрасте, у кого это был второй брак или кто вовсе не имел родителей. Женщина проявлять инициативу не могла. Исключение составляли только вдовы, проживающие в городе, да и то их действия подвергались неодобрению, особо негодовали женщины: ведь испокон веку предложение делал мужчина.

Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирали им невест, а царицы подыскивали женихов для девушек, живущих в царицыном окружении.

Немного о беглых свадьбах, которые случались на Руси редко. В этих «скоропетых» браках священник венчал пару с нарушением каких-нибудь правил. Подобные свадьбы свершались чаще по тайной любви и соглашению молодых людей, когда нет и не может быть родительского благословения: то ли из-за неравенства сословий и состояний, коварства жениха, желавшего завладеть приданным, ослушания воле родителей.

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство.

Вот как происходили старинные свадьбы. Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой). Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданного, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир. К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.

Брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно - каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье. Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания.

В настоящую пору свадьба, как сложный многоступенчатый комплекс обрядов, практически не сохранилась. Время и мода диктуют свои условия, но некоторые элементы живы и сегодня, например знакомство с родителями жениха или невесты, свадебный пир. Появились и новые обряды, заимствованные у других стран, например бросание невестой свадебного букета. По словам Отца Сергия, церковь относится к тому, как совершаются свадьбы, спокойно, но вот венчание проходит и сегодня строго по церковным канонам.

Как же осуществляется обряд венчания?

Оформляя документы перед венчанием, священник выясняет, нет ли препятствий к совершению церковного брака. Если человек уже трижды состоял в браке, его не венчают. До венчания брак должен быть зарегистрирован гражданскими властями.

До венчания родители благословляют: свою дочь – иконой Божьей Матери, своего сына – иконой Спасителя.

Таинство брака состоит из обручения и венчания.

Обручение начинается «каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою». Вслед за обычным началом: «Благословен Бог наш. » произносится Великая Ектенья, которая содержит прошения о спасении брачующихся; даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им совершенной, мирной любви помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; благословении их в непорочную жизнь. Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу.

Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу – обоих нераздельным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке, жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха и священника.

В венчании отражена традиция церковного осмысления основ семейной жизни.

Жених и невеста с зажженными свечами, изображающими духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Священник с кадильницей указывает, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу белый или розовый плат перед аналоем, на котором лежат крест и Евангелие. Им предлагается перед лицом всей Церкви подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу. Священник задает вопрос жениху:

- Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?

- Имею, честный отче.

- Не связан ли ты обещанием другой невесте?

- Нет, не связан.

Затем то же самое спрашивает у невесты. После этого брак считается заключенным.

После заключения брака, следует таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания.

Когда наступает главный момент таинства, священник, взяв венец, знаменует им жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней стороне венца.

Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя отца, и Сына, и Святого Духа».

Благословив невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник возглашает: «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Слова священника и возложение венцов запечатлевают Таинство Брака. В церковном благословении венчающиеся провозглашаются родоначальниками новой христианской семьи, малой домашней церкви. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Супружество – это преодоление эгоизма и самодостаточности. Божие присутствие в супружестве означает, что брачный обет вечен. В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.

Приносится общая чаша с вином, над которой священник читает молитву. Осенив чашу крестным знаменем, дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно в три приема испивают вино.

У мужа и жены одна судьба, одни мысли, одни желания, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений. Вкушение от общей чаши предвозвещает, что, старея в этом мире, мы все молодеем для жизни, которой неведом вечер. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их навеки.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв их епитрахилью, а поверх ее – своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Круговое хождение означает при этом, что начавшееся ныне для этой четы супружество будет их вечным шествием. Помня об общем кресте, возложенном сегодня, они исполнятся благодатной радости этого дня.

После торжественного шествия священник снимает венцы с супругов.

У царских ворот жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются: жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к образу Спасителя. Священник дает им Крест для целования и вручает иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – Пресвятой Богородицы. Затем провозглашается многолетие новобрачным. Они сходят с солеи (возвышение перед иконостасом). И присутствующие поздравляют их.

Остается последняя молитва и последнее напоминание церкви о драгоценности и живительности брачного союза.

Венчание закончено. Новобрачные направляются в свой дом, где их встречают родители, подносят хлеб-соль и благословляют детей перед иконами Спасителя и Божией Матери.

Поцеловав иконы и руки родителей, муж и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол «благословенные образа», затеплить перед ними лампаду и ощутить в доме молитвенную атмосферу храма, теперь уже «домашнего храма». В совместной супружеской жизни им предстоит обрести искусство отцовства и материнства.

Девятнадцать веков христианский мир верил в брак, как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев разводов между супругами, а о браке, так называемом, гражданском и вообще не говорили.

Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и личности, его допускавшие, подвергались укорам и презрению со стороны общества. Сегодня очень часто встречаются пары, которые живут вместе не один месяц и даже не один год, но при этом их отношения не оформлены ни юридически, ни церковью. Вообщем-то государство не признает церковный брак законным. А церковь не проводит обряд венчания без юридического оформления брака через органы ЗАГСа. За два года существования храма в нашем районе ни одного обряда венчания совершено не было.

Неужели гражданские браки счастливее браков, освященных Церковью? Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо, чтобы вступившие в брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком.

А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Могут, если людьми движет ни только страсть, ни только одно влечение, ни только одна чувственная любовь, а нечто большее – духовное. Минуты страстной любви слишком коротки и мимолетны, вот и распадается союз, лишенный главной, скрепляющей его силы.

На наших глазах то муж оставляет жену, то жена уходит от мужа. Как часто слушаются в суде дела о разводе, а сколько еще бывает распадов супружеских союзов, не доходящих до официальных разводов, так что невольно приходишь в ужас. И, к величайшему сожалению, подобные явления проявляются ведь сегодня в среде общества, пользующегося всеми удобствами жизни, почитающего себя образованным и благородным. За период с сентября 2008 по январь 2009 года в Ханкайском районе было зарегистрировано 48 браков. И за это же время произошло 31 развод. Что приводит людей к разрыву семейных уз? Причины у всех разные. На мой взгляд, основная причина разводов – это низкая духовность у современных людей, большинство приоритетным считают сегодня бытовые удобства, нежели духовную близость, почитание, уважение, как раз все то, что на первое место ставит церковь.

Повзрослев, каждый человек задумывается о создании своей семьи, о продолжении рода. Современная молодежь подходит к этому вопросу не совсем серьёзно. Браки часто совершаются либо слишком рано, либо их отрицают совсем, боясь обязанностей, которые будут возложены на брачующихся. От подобного отношения к браку и семье прежде всего страдают дети. Именно поэтому церковь так строго относится к обряду венчание. Церковь не признаёт разводов супругов, соединенных Богом. Очень редкий случай, когда такие разводы происходят. Церковь предписывает почитать, уважать, ценить друг друга, заботиться друг о друге и обо всех домочадцах. Наверное, это и страшит вступающих в брак молодых людей и они не идут в церковь.

Из 95 опрошенных мною старшеклассников, 89 ответили, что никогда не будут венчаться. И только 6 человек обязательно хотят соединиться узами церковного брака со своим избранником. Причём эти ответы дали девушки.

Среди людей взрослого поколения, опрошенных мной, никто не венчался в церкви. Вот так, например, ответила учитель Рыжих О. Ф. : «Если человек создал семью, хочет её сохранить, чувствовать себя достойно, совсем не обязательно венчаться. Если нет взаимопонимания, поддержки, венчание не поможет их приобрести». С её мнением согласны почти все опрошенные.

Похороны

Погребальный и поминальный обряд в России несложен и в общих чертах везде одинаков.

По смерти человека, его «обряжают», т. е. омывают и одевают в чистую одежду, чаще всего только в белую, и в саван, который шьется из новины или коленкора в виде мешка с башлыком на голову. Затем умершего кладут под образа в передний угол или на стол. Ближайшие родственницы и знакомые женщины громко выражают свою скорбь плачем и причитаниями. «Выть» считается обязательным почти повсеместно на всяких похоронах. Через сутки по смерти устраивают вынос в церковь. В церковь берут обычно чашку меда и пирог или связку кренделей – поминать на паперти усопшего. Отпевание обычно совершается вслед за службой. По народному представлению, пока не отпоют в церкви,- все, что вокруг покойника делается, он слышит. Пред спуском гроба в могилу крышку гроба заколачивают гвоздями. После похорон устраивают поминки – трапезу на дому. Таков основной порядок народных похорон, существовавший в дореволюционное время в России.

Сегодня мало, что изменилось в данном обряде, пожалуй только в церковь покойного не везде несут, но многие сегодня приглашают священника домой, для того чтобы совершить обряд отпевания. По словам Отца Сергия настоятеля храма Св. Преподобного Алексия Человека Божьего, совершить обряд отпевания и помолиться за душу усопшего можно и после похорон. Отец Сергий часто совершает такой обряд над могилами давно похороненных людей, ведь ещё совсем недавно в нашей стране существовали религиозные преследования и свершение таких обрядов было невозможно.

По народному понятию, смерть заранее бывает предсказана или вещей птицей или другими предзнаменованиями, в основе которых большею частью лежат мифические воззрения. Эти недобрые приметы, указывающие на близость в доме покойника очень разнообразны, и особенно крепко держится древнее верование в вещую силу птицы и, вообще, чутье животных.

Церковь к таким приметам, как и ко всем приметам, относится негативно.

«Похоронная процессия следует в таком порядке: впереди несут распятие или икону, на котором надет рушник – полотенце, иногда кусок холста, затем кто-либо из близких с крышкой гроба на голове, далее пред гробом следует духовенство и за гробом близкие родственники, шествие замыкает толпа знакомых и любопытных. От дома до церкви иногда разбрасывают лапотник – еловую зелень».

Сегодня похоронная процессия напоминает описанный выше обряд, только впереди несут венки, а очень редко икону. По дороге от дома почти до самого кладбища разбрасывают цветы.

До могилы провожают не только родственники, но и соседи, «чтобы умерший встретил их также на том свете».

Хоронят чаще всего рядом с могилой родного: «в сыру землю под бок к дедушке», как говорится в причитании. Каждый считает своим долгом, после того как гроб опущен, бросить в могилу горсть земли.

На могиле делается небольшая продолговатая насыпь в длину могилы, ставится деревянный или железный крест. В конце XIX века стали привозить железные кресты из города с надписями на жести или железном листе годов рождения и смерти и со стихами. Часто могилу обносят решеткой и сажают деревья.

И сегодня всё осталось точно также, только на могилу чаще ставят не крест, а памятник.

Провожая человека в последний путь, люди и сегодня чтят обряды, сложившиеся и устоявшиеся веками и всё чаще идут в церковь. Может быть, потому что каждый человек задумывается, что его ждет впереди.

Но, покинув земной мир, человек не ушел бесследно. Жива его душа. Жива память о нём в сердцах близких и родных людей. И, возможно, в тот день, когда умер один человек, на свет появился другой. И жизнь продолжает свой круг.

Человеческая жизнь В этом слове есть что-то таинственное, загадочное. Но жизнь любого человека – это круг сменяющих друг друга событий, это цепочка, состоящая из звеньев, которые называются этапами жизни. И эта цепочка всегда замыкается в круг, значит жизнь – это круг событий.

В своей работе я попыталась разобраться, что включает в себя круг жизни человека с точки зрения православной веры. Думаю, у меня это получилось.

Работая над темой своего исследования, я узнала, как рассматривает церковь жизнь человека. Выявила тонкости религиозных обрядов, которые помогают ему пройти жизненный круг. Так как жизнь каждого отдельного человека неповторима и является некой загадкой для других, то и обряды все церковь называет «таинствами» (таинство крещения, таинство брака). И, пожалуй, только последний свой путь человек проходит открыто для всех – обряд отпевания и прощания с умершим.

Проводя социологический опрос, я обратила внимание на то, что многие зрелые люди до сих пор не крещёные, но это совершенно не говорит о том, что они не верующие. Живая вера всегда присутствует в их душах. Каждый человек способен верить, просто все это делают по-разному, по-своему. Одни прилюдно заявляют об этом, а другие таят эту веру в самом дальнем уголочке сердца. Все мы попадаем в такие жизненные ситуации, когда просто необходима вера в лучшее, во что-то высшее, благородное.

Я думаю, что неслучайно сегодня по всей стране строятся и открываются новые храмы. Ведь церковь (храм) – это такое чистое и светлое место, где человек может не только попросить Бога о помощи, но и просто побыть наедине с самим собой.

Я рассмотрела в своей работе только православные обряды и традиции, связанные с жизненным кругом человека, но ведь наша страна многоконфессиональная. Разные народы живут бок о бок, и неважно, в какого Бога они верят. Гораздо важнее, что эта вера помогает становиться лучше, чище, добрее, даёт возможность человеку пройти достойно свой круг жизни.

Начиная работу над данной темой, я задала себе вопрос: «Могу ли я себя считать верующим человеком?». И лишь, дописав последнюю страничку, я могу твердо ответить: «Я – верующий человек». Я следую религиозным заповедям; я верю в то, что мечты исполнятся, а желания непременно сбудутся! Я верю, что наш мир изменится к лучшему. Я верю, что мир станет добрее, ведь тогда и жизнь каждого из нас будет ещё счастливее и благополучнее. И, хотя в отношении ряда церковных обрядов, я разделяю точку зрения большинства моих сверстников, считаю, что церковь играет немаловажную роль в формировании нравственных ценностей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)