Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Легенды седого Урала

Урал – огромный край. На 200 километров тянется он с севера на юг и на 1000 километров – с запада на восток. Из трех уральских областей – Челябинской, Пермской и Свердловской – наша, Свердловская, самая большая.

На севере области лежат приполярные тундры и горы в вечном снегу, на юге – теплые степи, светлые леса. Удивительные у нас леса – кедры, лиственницы, сосны, разные ягоды, грибы, цветы, синие реки, ясные озера, много рыбы, зверей, птиц

Уральская земля очень богата. Железо, медь , золото, каменный уголь, нефть, асбест, каменная соль, никель, марганец, свинец, графит, поделочные и драгоценные камни Более шестисот названий в полной описи уральских ископаемых.

Я живу в городе Новоуральске Свердловской области. Он расположен на границе Европы и Азии в центре Каменного пояса на берегу Верх-Нейвинского пруда. Город находится в неширокой долине рек Бунарки и Ольховки, зажатой с запада вершинами гор Висячий Камень, Кирпичная и Бакушная, с востока – массивом горы Трубной. Все вместе горы представляют Бунарский хребет, начинающийся горой Бунар, самой высокой из них.

На территории города представляют интерес: гора Кирпичная (месторождение глины), раньше был кирпичный завод – 411 м, гора Осиновая – жерло древнего вулкана, гора Шамшура (старообрядческий женский головной убор), гора Трубная – 421 м. Скальные выходы на восточном склоне - гора Зины Королевой. Существует легенда по сказам Бажова, по которой, школьницу-отличницу Зину Королеву забрала в свое царство Хозяйка Медной горы, а ручей, стекающий по склону горы – это слезы Зины.

Много легенд связано с географическими названиями и с теми, кто охраняет богатства Уральских гор: это и Хозяйка Медной горы, и Огневушка-поскакушка и Полоз.

Как образовались Уральские горы

Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубины земли, из степей прикаспийских Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильцем Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных земель до полуночных холодных морей

Остывать начал полоз. Огненная кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами. Ребра – камнями. Позвонки, хребты стали склонами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос огромный великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не приходит в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

Земля Урал

Давным-давно в краях наших жило могучее племя первых людей. Среди них жила, кажется, ничем не приметная пастушка. Но вот однажды родила она сына, которого назвала Ур. Крепкий был малыш, смышленый, рос не по годам сильный.

Подрос Ур и стал пасти коз и баранов. В один из солнечных дней отправился он со стадом на пастбище. Но вдруг из-за горы черной стрелой вылетел орел, бросился вниз, выкрал белого ягненка у матери и понес его к своему гнезду. Увидел Ур летящего орла с ягненком, жаль стало ему мать-овцу, кричащую о беде, натянул тетиву лука и выстрелил вслед птице-хищнице. Кинулся юноша вслед за орлом на высокую гору, чтобы отобрать у врага добычу. Добравшись до места, где лежал на камнях убитый орел, увидел плачущую девушку по имени Ал. Одета она была, как солнышко, во все желтое, блестящее, и волосы были у нее из золота.

Пригласила девушка Ура в дом к себе, а жила она далеко, среди скал, и глубоко в горах, под землей. И увидел он там дворцы прекрасные, реки, выложенные драгоценными камнями-самородками. Медленно шла Ал, следы ее освещались камнями-самоцветами, дорожка же была выложена золотом. Когда-то в этом месте прополз отец девушки – Великий Полоз.

Захотел Ур послать весточку своей матери в стойбище, чтобы догадалась она, где ее сын находится. Взял он кусочек золота, насадил на копье и бросил в сторону поселения. Удивились люди красоте камушка, догадались они, что где-то в горах есть несметные богатства, которые в будущей жизни великую службу им сослужат. Стали они звать Ура к себе обратно, да не отпустила его девушка к людям, сказала, что рано им знать о ее богатствах.

Пропал с тех пор юноша. Никто больше о нем ничего не слышал, никто его больше не видел. Но люди по сию пору ищут его, и нет-нет, да и нападут на след: то здесь, то там золотой камушек, брошенный стрелой, на поверхности земли окажется. Назвали тогда они эти горы по имени Ур, добавив к ним другое имя, Ал, - «Урал» получается.

Верх-Нейвинский пруд

В 1759 году Григорий Махотин предложил место строительства верхнейвинской плотины на реке Нейва и завода между Трубной, Сухой и Минихиной горами. Пруд связан с озером Таватуй протокой. Значение Верх-Нейвинского пруда было велико, потому что от него зависела работа нижележащих по реке заводов. Все делалось вручную, и единственной помощницей и механизмом была лошадь.

Начальство очень торопило постройку плотины, и работы велись днем и ночью, летом и зимой. Поэтому особенно трудным было «нижним» рабочим, забивающим сваи и делающим основание плотины.

Много жизней унесла работа по постройке плотины. Длина плотины 960 м, высота 9 м, ширина по низу 85м, по верху 36 м. Объем насыпи более 530 кубических метров. Площадь пруда около 17 кв. км.

Параллельно с плотиной строился железоделательный завод и дома, которые принадлежали заводчику, хотя и были построены бесплатно рабочими. Завод был поставлен в 1762 году Демидовым, существует и сейчас.

Пруд очень красивый, огибает большой мыс, покрытый темной шапкой леса – Черный мыс. Он глубокий, длинный, извилистый, берега изрезаны заливами, протоками. Есть и несколько островков – остатков бывших сопок, не залитых водой. Таковы острова Присталой (в народе называемый Шапкой) в центральной части и Ельничный – в южной части пруда. Немало и «гуляющих» островков, образование которых связано с заболоченной северной частью пруда. Черный мыс, как острый нож вонзается в самую середину пруда отсекая от него западный залив. Мыс густо зарос лесом от вершины до самой воды: когда набежит облако, он темнеет, резко оттеняясь от окружающей светлой зелени лесов и гор, и тогда становится понятно, почему его назвали Черным. Но есть и легенда, которая гласит, что лес почернел от горя. Так много народа погибло при постройке плотины, много было забито людей и на заводе жестокими управляющими Демидовых.

В Верх-Нейвинский пруд впадают реки Бунарка и Ольховка, протекающие через Новоуральск.

Озеро Таватуй и река Нейва

Глубина озера около берега 2,5 – 3 метра, в центральной части 10 метров. Длина озера 9 км, ширина 3 км, площадь 2100 га. Вода удивительно прозрачна, богата кислородом. Горное озеро имеет одну интересную особенность. Температура воды у берега ниже, чем в центральной части.

Это объясняется тем, что многочисленные ручьи и речки, впадающие в озеро, берут начало из ключей и родников.

Возраст озера около 10 тысяч лет. Преданиями и легендами овеяна история озера.

Давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. Жило тогда здесь племя, что имело тамгу с изображением филина, и такое же мудрое и зоркое, как эта ночная птица. Сильны и смелы были молодые охотники племени, старики мудры, а девушки красивы. Но всех краше была дочь старейшины Тошема – красавица Нейва. Было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, когда ушел добывать белку. И остался Тошем с дочкой Нейвой. Незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок.

Хороша же была она! Тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она всем глаза – старым и молодым.

Лучшим охотником племени считался Таватуй. Еще только 20 зим видели его глаза, а был он могуч и силен, как лось, один на один выходил на медведя. Копье, брошенное его рукой, летело на 40 локтей дальше, чем мог забросить самый сильный охотник племени, и стрела не знала промаха. Сердцем был прост Таватуй, как ребенок, но слушали его советы старики, и был он опытен в бою и охоте.

Таватуй и Нейва полюбили друг друга, и старейшина, мудрый старый охотник, был рад, что дочь приведет в дом достойного человека.

Шло время. Ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. Появились с востока в озерной долине воинственные люди. Смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли они и сметали на своем пути легкие жилища охотников. Детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство.

Страх и тревога овладели пламенем. День и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. А когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал приказ шаман уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.

Гордо и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. Горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда.

Звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие, стали готовиться к бою.

Напрасно пытался шаман убедить их, что только в бегстве спасение, все только с презрением отвернулись от него. И только тут понял злобный старик, что призрачна его власть над людьми. Вскочив на оленя, ринулся он в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь.

Грозно пропела тетива в руках Таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул сраженный предатель.

Быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие.

Долго шел бой: то охотники брали верх, то пришельцы. Но все меньше и меньше стрел оставалось у врагов. В первых рядах сражавшихся, конечно, был Таватуй. Его стрелы догоняли врагов, как бы далеко те не убегали.

Не выдержали нападавшие. Дрогнули, бросились вон с поля боя. С воинственными криками преследовали их охотники.

И вот уже только двое бойцов остались в долине: ожесточенный пришелец, натянувший тетиву с железной стрелой, и славный сын племени охотников юноша Таватуй. Но у Таватуя, оказалось, опустел колчан, а вражья стрела летит навстречу! Не успел уклониться юноша. Вонзилась она ему в грудь и задела сердце. Напряг Таватуй все силы, выдернул стрелу, вставил ее в лук, натянул тетиву

Настигла стрела пришельца. А Таватуй покачнулся и упал замертво.

Прогнали охотники чужеземцев. Похоронили погибших воинов, заново стали отстраивать дома. Понемногу налаживалась жизнь в селении.

Но неутешной оставалась красавица Нейва. Каждый день поднималась она на высокие скалы, со всех сторон окружавшие долину, где погиб Таватуй. Добиралась девушка до каменных вершин, печально смотрела вниз и горько плакала. Слезы струились из прекрасных глаз, их бесконечные потоки стекали по скалистым склонам в долину.

Двадцать девять раз поднялась Нейва на вершины скал, чтобы оплакать своего любимого.

И вот наступил тридцатый поминальный день. Как всегда, Нейва с утра отправилась в дорогу. Путь в этот день предстоял ей особенно трудный. На всех вершинах гор, окружавших долину, девушка уже побывала. Осталась одна, самая малодоступная – высокая и крутая.

Долго поднималась по крутому склону Нейва. Камни срывались из-под ног и шумно скатывались вниз. Колючие кусты, за которые она цеплялась, больно ранили руки.

Только к полудню добралась Нейва до вершины Присела она отдохнуть на отлогий склон каменного утеса. Глянула вниз и застыла в изумлении.

Далеко внизу лежало перед ней огромное голубое озеро.

Его спокойные гладкие воды были так прозрачны, что даже с такой большой высоты Нейва видела каждый валун, каждый камешек, лежащий на дне.

По берегам озера то тут, то там били из-под земли прозрачные роднички.

Поняла Нейва, что прекрасное озеро образовалось из потоков слез, которые она пролила, оплакивая свою любовь. Еще горше заплакала она, и полились прозрачные слезы с вершины скалы в озеро.

Однако вскоре почувствовала девушка, что сухими стали ее глаза. Все свои слезы выплакала Нейва.

Но не ушла со слезами ее тоска, бросилась неутешная с утеса в озеро, чтобы навсегда остаться в долине, где погиб Таватуй.

Превратилась Нейва в полноводную красавицу реку. Тридцать горных речек втекает в озеро, и только река Нейва вытекает из него. Течет река широко и вольно между берегов, заросших пахучими травами и цветами. Расселились вдоль по этим берегам люди, построили деревни и села.

А озеро, образовавшееся из слез Нейвы, люди назвали в память о ее любимом Таватуем.

Скалы Семь братьев

В 5 км на восток от Верх-Нейвинского пруда находятся скалы Семь братьев. В путеводителе Свердловской экскурсии второго Уральского Петрографического совещания (Свердловск, 1966 г. , стр. 44-45) дается следующее описание этого памятника.

«Гора Семь братьев, сложенная гранитами, увенчивается живописной скалистой вершиной, состоящей из семи крупных столбообразных скал-останцев (братьев), соединяющихся у основания и образующих единый зубчатый гребень, который в плане имеет слабо изогнутую дугообразную форму. На северо-западном продолжении его стоит отдельная скала «сестра» С геологической точки зрения формирование этой горы связано с процессом выветривания».

В 34 томе «Записок Русского географического общества» напечатано о склонах семь братьев. Высота отдельных скал – около 30 метров. Высота центрального столба 42 метра. Вокруг много каменных глыб. Склоны гор покрыты густым сосновым лесом, местами со значительной примесью липы. Здесь можно встретить все переходы этого растения от кустарников до 20-метрового дерева (это в Свердловской области не частое явление). В глубокой древности здесь жили люди.

По поверьям скалы Семь братьев являются естественными природными идолами, на которые молились древние аборигены. Места считались святыми. Не всякий Памирский или Гималайский пик о себе столько легенд имеет. Вокруг Семибратских скал тоже горы. Кажется, что тесно им, что они наступают друг на друга, так их много.

Множество легенд сложено о скалах Семь братьев: «Народ говорит Ермак шел тут, ну семь братьев на дороге ему горы навалили. Только пройдет одну – они ему сейчас другую, одолеет эту – третья растет на четвертой шибко устал Ермак. А они, братья-то, выбежали и смеются все над ним. Тут Ермак взмолился: «Не дай Господи, посмеяться колдунам, невежным над честным животворящим крестом твоим!. » Поднял крест и пошел на них. Хотят уйти волшебные люди, да не могут: ноги к земле приросли – камнем к камню, хотят руки опустить – руки не шелохнутся, камнем к каменным бокам прирастают, а как дошел он к ним до верху, так они совсем в утесы обратились. Только эти утесы не простые. Иной раз ночью слышно, как сердца в них колотятся. Так они до окончания века стоять будут за то, что над крестом посмеялись. Ермак их до страшного суда самого заклял».

Места вокруг Верх-Нейвинска стоят на золоте. Отсюда пошла еще легенда: «Напали на семь братьев-золотоискателей разбойники. Целый день они сражались с братьями, но одолеть их не смогли. Под вечер один из разбойников крикнул: «Да что они каменные что ли?» Темнота не позволила им разглядеть противников, и когда взошла луна, разбойники с ужасом увидели, что перед ними каменные столбы».

«В глубокой древности жили здесь люди. Властелином у них был жестокий Монг, и было у него семь сыновей, не уступающих ему по жестокости. Не в радость стала жизнь у людей, взмолились они своим языческим богам. И за жестокость свою Монг и сыновья были превращены в скалы».

Другая легенда гласит, что в скалах есть потайная пещера, где спит девушка-красавица Джуидзе и сторожит огромные богатства, спрятанные в пещере. Когда-нибудь придет молодой парень, который отыщет вход в пещеру, спасет Джуидзе и завладеет богатствами.

Во время революции скалы Семь братьев были местом тайных сходок рабочих.

Лишь немногие люди с высоты могут увидеть редкие по красоте необъятные уральские дали.

«Урал – область большого прошедшего и великого будущего, щедро одаренная удивительным разнообразием природных богатств». А. П. Карпинский

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)