Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лики святых в Ростовской финифти Древней Руси

Наряду с золотом и серебром в Древней Руси наиболее дорогим и красивым декоративным материалом считалась цветная эмаль, техника изготовления которой была заимствована из Византии и получила название "финипт", или "финифть", от греческого слова "фингитис", что означает "светлый, блестящий камень". Русские люди, обладая тонким вкусом и любовью к декоративному "узорочью", умели украсить свой быт предметами художественного ремесла.

Этот вид ювелирного искусства был известен на Востоке еще в древности. Как и в самоцветах, в ярких красках эмали видели отражение и воплощение божественного света. Вещи, украшенные эмалью, приносили особую радость в жизнь человека. Мастера, владевшие ею, имели безупречный вкус. Они умело сочетали функциональное назначение предмета с его зрительной красотой, достигая полнейшей гармонии, цельности и образности.

Во все времена существования государства Российского, народ шёл рука об руку с крепкой верой. Церковный уклад жизни и традиции стали неотъемлемой частью нашей истории и культуры. Глубоким светом драгоценных камней искрится яркая стекловидная поверхность ростовской финифти, украшавшей с давних времен предметы культового назначения - потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.

Образы святых занимают особое место в русском искусстве. В ликах праведников видели небесных покровителей, заступников, молитвенников за русскую землю.

Данная работа посвящена образам святых в ростовской финифти. Специальной литературы по вышеназванной теме не существует, поэтому автор работы обратился к публикации Гаршиной Е. М., познакомившей с историей возникновения «финифтяного дела».

Ростовская финифть как вид искусства рассматривается в трудах Борисовой В. И., Зайцева А. Е., Пак В. В., отметивших декоративные возможности промысла. Большую помощь при подборке материала оказало исследование, подчеркивающее культурно-историческое значение ростовской финифти. Автору работы важно было увидеть, как православная тематика нашла отражение в ростовской финифти, поэтому мы обратились к трудам Вахриной В. И. и Федоровой М. М..

Ценную помощь оказала нам публикация В. Пак, поведавшая о том, что в искусстве ростовской финифти особенно ярко подчеркнута внутренняя гармония человека, примиренного с Богом, с самим собой и миром, воплотившаяся в образах святых.

Исходя из вышеизложенного, возникают следующие задачи:

1. Рассмотреть ростовскую финифть как вид декоративно-прикладного искусства.

2. Выявить иконописные традиции в ростовской финифти.

3. Рассмотреть образы святых в ростовской финифти.

4. Показать культурологическую роль ростовской финифти в православном искусстве России.

Мы считаем данную тему актуальной, так как ростовская финифть ярче всего выразила духовную глубину прекрасных святых образов торжественной красотой живописи, богатством цветовых отношений и драгоценной гармонией цвета.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения, прилагаются иллюстрации, каталог художников – создателей православных образов в ростовской финифти, составленный автором работы.

«Финифть есть род стекла ж, краской напоенного»

В России финифтяное дело стало известно со времени принятия христианства. Первые русские упоминания об эмали связаны с правлением суздальского князя Андрея Боголюбского. В Ипатьевской летописи (1174-1175) говорится, что по Великому Указу князя строится церковь Рождества Богородицы в селе Боголюбском. Летописец сообщает, что церковь была «златом и финиптом и всякой добродетелью и церковным устроением украшена».

К северо-востоку от Москвы, на берегу живописного озера Неро одиннадцать веков стоит город Ростов Великий. Издавна славился он творениями выдающихся зодчих и народных умельцев.

Ростовская финифть — эти слова воссоздают в нашей памяти драгоценные живописные миниатюры на эмали, яркие светоносные краски которой оживляли картины библейской и русской истории, передавали многообразие реальной жизни и красоту родной природы. Эти сокровища и по сей день создаются великолепными мастерами города Ростова Великого, в котором более двух столетий существует уникальный финифтяной промысел.

В древности мастера Ростовского архиерейского дома и монастырей создавали по заказу церкви финифтяные пластины с росписью для украшения предметов культа — икон, потиров, дарохранительниц. От отца к сыну, из поколения в поколение передавали они тайны финифтяного дела.

Искусство огненного письма известно в Ростове с 17 века. Появление в Ростове такого промысла неслучайно. Здесь существовали с 12 века иконописные мастерские. Многочисленные городские храмы расписывались фресками, украшались иконами, произведениями лицевого шитья, золотого и серебряного дела. Финифтяные дробницы на темы священной истории не только дополняли декоративное убранство церковной утвари, но и несли в себе глубокий смысл христианской идеи.

Ростовская финифть имеет свою историю. Многие исследователи пытались раскрыть тайну зарождения ростовской финифти. Одни связывали ее с деятельностью митрополита Ионы Сысоевича, большого знатока и покровителя искусств, занимавшегося в конце XVII века обустройством Ростовского архиерейского дома. Другие — с правлением архиепископа Иоакима, учредившего здесь по указу Анны Иоанновны греко-латинскую школу.

Именно к этому времени относится легенда о ссыльном итальянском мастере, обучавшем ростовских иконописцев финифтяному промыслу. Но сведений, подтверждающих эти версии, не найдено, а редкие упоминания в документах XVII—начала XVIII веков о предметах, украшенных «финифтом», не позволяют предположить, что в городе в это время существовал финифтяной промысел.

Но уже с 1760-х годов в описях Ростовского архиерейского дома встречаются первые упоминания о финифтяной мастерской. Согласно Указу Синода, ростовский митрополичий дом и монастыри стали привлекать талантливых людей для обучения не только иконописному, но и финифтяному ремеслу. Они выполняли финифтяные пластины для икон с изображением ростовских и других особо почитаемых русских святых.

Наиболее древними, достоверно ростовскими вещами, выполненными в технике финифти, являются произведения мастера Амфилохия, для работ которого характерны экспрессивная манера живописи, яркие сочные краски. Поэтому его образы «живут» и «дышат», как принято говорить у ростовских финифтяников. Император Александр I, посетив Ростовский Яковлевский монастырь в 1823 году, принял благословение от Амфилохия, неоднократно беседовал с ним и в знак почтения прислал ему наперсный крест с бриллиантами.

Большая роль в создании финифтяных православных миниатюр принадлежит потомственному иконописцу и служителю церкви А. И. Всесвятскому, который в своих работах использует иконописные приемы: резко очерченный контур, расцвеченный ярко и контрастно, лики святых «благозрачны» и «умилённы взором». Художник тонко чувствует эмаль, что сказывается в особой цветности его образов. Лик святого Евангелиста Марка выражает лучшие черты русского характера – доброту и открытость.

В документах Спасо-Яковлевского монастыря часто встречается имя Александра Григорьевича Мощанского. Художник писал по заказу живописные портреты Дмитрия Ростовского и картины на темы священной истории, изготавливал финифтяные дробницы для предметов культа и образки. Образы святых в миниатюрах художника несколько схематичны, но озарены огнем человеческих эмоций. Благодаря торжественности и благообразию ликов, создается настроение величественного и вечного праздника, в котором пребывают они – заступники и молитвенники за Русскую землю.

Творчество Алексея Гавриловича Тарасова связано с общерусской живописной традицией и искусством ростовской земли. Иконы на эмали А. Г. Тарасова отличает особая мягкость живописных приемов и образов. Лики святых на его миниатюрах озарены божественным светом, от которого ярче загораются краски одежд. Очертания фигур словно тают в серой дымке. С особой тонкостью и мягкостью выписаны лики, где нет резких контуров и явных красочных оттенков. Серый цвет фона словно успокаивает другие краски, даже более насыщенные.

Ростовские финифтяники почитали свое ремесло как искусство. В поисках более лаконичного решения и подчиняясь собственному вкусу, мастера разнообразили колорит. Так, на финифтяной иконе из мастерской Ивана Завьялова, фигуры святых четко читаются на ровном фоне, который за счет послойного наложения прозрачных голубоватых стеклообразных масс, имел некоторую глубину, в которую и погружались изображенные фигуры.

Расширение рынка и конкуренция промышленного производства икон вызывали необходимость ускорения трудового процесса, что приводило к выхолащиванию стиля, превращению образа святого в схематичный знак. Высокое искусство превращалось в грубое ремесло.

Но в конце XIX века были мастера, которые сохраняли ценный художественный опыт многих поколений, передавая его молодым. Поэтому в городской ремесленной школе был открыт класс финифтяной живописи, чтобы сохранить «художественное своеобразие промысла».

После революции 1917 года мастера, объединившиеся в артель, создавали изделия, разнообразные по ассортименту: шкатулки, коробочки, броши, запонки. Блестящую поверхность эмали они заполняли цветочной росписью, портретами общественных и политических деятелей, а также агитационной символикой. Живопись строилась на контрасте белого и цветного фона с яркими красками росписи. Стремление подогнать ростовскую финифть к нормам единого стиля, навязать чужеродные традиции лишало ее самобытности.

С этого времени и начинается история современного промысла, преемницей которого стала в 1960 году фабрика «Ростовская финифть», но система промышленного производства не располагала к творчеству, жесткие фарфоровые краски не давали возможности вернуть ростовской финифти былую звучность цвета.

Финифть, переживая вынужденный семидесятилетний период отступления от своего первоначального призвания, продолжает развиваться в ХХ веке в иных жанрах, свойственных светскому искусству: историческом, пейзаже, портрете, и особенно активно - в цветочной росписи. Образок с изображением святого сменяет брошь с цветочной росписью.

И снова, как и в прошлом столетии, благодаря энтузиазму местных художников была возрождена древняя традиция ростовской финифти, восстановлена техника росписи. Одним из первых, овладевших древней живописной традицией, был опытный мастер фабрики Н. А. Куландин. Его работы отличает любовь к иконописному мастерству, к Ростову Великому, история и культура которого питает его творчество. В образе Ростовского князя Василько художнику удалось воплотить героическое настроение в высокий идеал.

Современные ростовские живописцы - эмальеры обладают высоким профессиональным мастерством, а многие глубоким жизненным, религиозным опытом, что способствует более глубокому постижению смысла иконы. Художник С. О. Минько показал Сергия Радонежского как идеального подвижника («земного ангела, небесного человека»). Отрешенная сосредоточенность и в то же время характерная конкретность черт святого передана в работе мастера.

В русле народного искусства финифть развивается и в настоящее время, ведь «всякий просвещенный народ оберегает свое достояние, а тем более он должен беречь достояние духовное – религиозное, созданное и оставленное ему предками», - писал в начале ХХ века известный художник и иконописец Виктор Васнецов.

Ростовская финифть, как и Ростовский Кремль, - памятник культуры. И поэтому промысел должен охраняться государством как заповедник.

Образы святых в ростовской финифти

История Церкви - это история её святости, Господь никогда не оставляет нас без заступничества святых угодников Божиих. Жития святых - это величайший пример того, что вся наша жизнь должна быть пронизана жертвенным служением Богу и людям.

Святой - это избранник Божий, человек с чистой душой и высоким стремлением к милосердию, человек, являющийся носителем и воплощением высшей идеи - Божественной мудрости.

Святого Георгия не просто почитали в Древней Руси, это почитание стало неотъемлемой частью древнерусской культуры. В его честь создавались древнейшие храмы и монастыри, его именем великие князья называли своих сыновей. На финифтяной иконе Георгий изображен в виде воина. Поражает великолепным исполнением лик святого, контрастирующий с плоскостно-решенной фигурой. Георгий, согласно его житию, был военачальником при римском императоре Диоклетиане и за исповедание христианства был подвержен пыткам и обезглавлен. Мастер делает акцент на жертвенной, искупительной миссии святого, спасающего не только царевну Елисавету от дракона, но и наше общество от бездуховности и безнравственности.

Апостол Андрей Первозванный, проповедовавший слово Божие в восточных странах, дошел до тех мест, где ныне находится город Киев, в котором, по его словам, воссияет Благодать Божия. Образ святого апостола Андрея связал церковь Константинопольскую с Русской православной церковью. Его незабываемый образ нашел воплощение в ростовской финифти. В особой певучей ритмике линий и цветовых пятен, в четкой плановости композиции и своеобразной разработке фигуры ощущается влияние древнерусской традиции.

Образ Николая Чудотворца, высокочтимого святого на Руси, любим и почитаем мастерами ростовской финифти. Мастер передал облик святого, как символ доброты и милосердия.

Художник Сальников Н. А. воплотил образ Архангела Михаила – полководца ангелов, заступника благочестивых душ, как идеал нравственности, «возвышающий и украшающий дух народный».

Композиции финифтяных икон «Преподобный Алексий Человек Божий» и «Мария Египетская» присущи строгость и сдержанная сила, их образы передают главную цель жизни святых – соединение с Богом.

Почитание святых началось с поклонения мощам мучеников. К ним обращались с молитвой первые христиане, потому что святые мученики имели дерзновение перед Богом. На финифтяных иконах представлены святые жены, составляющие небесный мир, который открывается с детства каждому православному. Церковь Христова – это Церковь Креста и Воскресения. Их жизнь - подвиг – неотъемлемая часть веры. Христос сказал: «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16,24). Художники - финифтяники наделили святых мучениц особым светом, духовной силой, а эмоциональность созданных образов, подчеркнутая жестами рук, в молении прижатых к груди, сближает ростовскую эмаль с иконописными традициями.

Святые, в Земле Российской просиявшие

Почитание святых пришло на Русь из Византии в X веке — одновременно с принятием христианства. Описание жизни святых — жития, переведенные с греческого языка, были самыми читаемыми книгами. Образы святых праведников прочно вошли в народное сознание как идеал нравственной силы и чистоты, справедливости и милосердия.

Со времени принятия Русью христианства к лику святых было причислено немало русских людей — мучеников, пострадавших за веру в период установления христианства и во время татаро-монгольского ига, праведников, просветителей, религиозно-культурных деятелей.

Для ростовцев особенно значимы имена троих русских святых: Сергия Радонежского, Димитрия Ростовского и Серафима Саровского. Ростов Великий - родина Сергия Радонежского (см. Ил. 11) и последняя обитель митрополита Димитрия Ростовского, потому-то изображения святых встречаются не только в финифти XVIII – начала XX веков, но и в современной.

Димитрий Ростовский - духовный писатель, проповедник, автор житий святых. "Имя сего Пастыря славилось не одними заслугами в Церковной нашей словесности, но притом еще и Христианскими высокими добродетелями. Кроме всеобщего попечения о пастве своей, кроме многих личных его добрых качеств, он особенно сострадателен был к больным, нищим, сирым и беззащитным и на них употреблял все избытки своего имения. По сему-то после его, кроме библиотеки, ничего из имения не осталось".

В ранней ростовской финифти сложилась иконография Димитрия Ростовского, опираясь на которую, художник Николай Александрович Куландин представляет святителя Димитрия в своей келии с иконой "Богоматерь Ватопедская" и двумя зажженными перед ней лампадками. Святой изображен в полном архиерейском облачении с крестом и панагией, правой рукой он касается книги, лежащей на столе. Мастерство Н. Куландина проявляется в колористическом богатстве, чистоте и сочности эмалевых соединений.

Художник Борис Михайленко чтит память святых Сергия и Серафима. Под впечатлением двух событий: перенесения мощей святого Серафима Саровского в 1991году и юбилея Святого Сергия Радонежского в 1992 году он изображает святых вместе на одной миниатюре.

Слева изображен Сергий Радонежский, справа - Серафим Саровский, между ними на втором плане деревянная часовенка - символ церковного строительства святителей. Большую часть пространства иконы занимает серебристо-сероватое облачное небо. В облаках изображена Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Мягкий свет, исходящий от Троицы, освещает фигуры святых, и от них струится то незримое сияние, которое передается смотрящему на икону духовным трепетом, озарением.

Художница Тамара Пантелеева с особым трепетом относится к образу Серафима Саровского. Святой Серафим изображен в рост, идущим по лесу. Он одет он в черную мантию, на голове его клобук, в правой руке посох, в левой - четки. Т. Пантелеева передает характерные черты внешности святого: невысокий рост, согбенные плечи, широкое лицо, обрамленное седыми волосами и бородой, добрые и проницательные карие глаза. Даже одежды его пронизаны неземной весомостью. Художница мастерски передала ощущение акварели - легки и прозрачны краски, а черные цвета одежд святого не черны и непроницаемы, а воздушны и сотканы из различных оттенков зеленого, фиолетового и черного.

Народ во все времена хранил память о митрополите Арсении. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года причислил к лику святых Арсения Ростовского как священномученика, «ревностного святителя Церкви, принявшего мученическую смерть за Христа и Его Церковь».

Художественный промысел живописи по эмали был привезен в Ростов митрополитом Арсением. Первая финифтяная мастерская была создана именно Арсением при его Архиерейском доме. Значительно, что первая житийная икона священномученика Арсения написана в технике, которая появилась в городе стараниями митрополита. Первая икона написана для Никольского храма, где почивают святые мощи священномученика Арсения.

Иконописный образ священномученика Арсения, выполненный в технике живописи по эмали иконописцем Л. В. Смирновой в 2001 году, был одной из первых икон ростовского святителя. В создании образа святителя использованы особенности его прижизненного портрета. При всей условности иконописного языка хорошо переданы портретные особенности священномученика Арсения: продолговатое лицо, некрупные глаза, тонкий, несколько удлиненный нос, небольшая седая борода, на правом плече – прядь седых волос. Образ суров и аскетичен.

Позади святителя Арсения слева изображен ростовский кафедральный Успенский собор, основанный в Х веке. Над ним, над Успенским собором, на небесах – изображение чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – святыни ростовского Успенского собора.

На полях иконы, вверху, представлен образ Троицы Ветхозаветной, олицетворяющей собой Бога – Творца всего сущего на земле. В создании образа Троицы Ветхозаветной иконописец использовал особенности знаменитой иконы Троицы преподобного Андрея Рублева.

Своеобразной отраслью русского эмальерного производства были орденские знаки. Орден Святой Равноапостольной Ольги учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия крещения Руси, имеющий 3 степени.

Святая Ольга — первая из русских жен, просиявших своим благочестием на Руси. Церковь почитает ее как равноапостольную и именует в своих песнопениях богомудрой. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный греческий крест. Ветви креста покрыты белой эмалью. В центре расположен медальон с образом святой Ольги, в правой руке которой — восьмиконечный крест.

Первые русские национальные святые Борис и Глеб также нашли воплощение в ростовской финифти. На иконе изображены два всадника в доспехах, олицетворяющие собой «воинский покров над Русью».

Тема совершенного праведного жития, монашеских подвигов и идеального образа подвижника становится одной из ведущих тем в ростовской финифти. На иконе представлены святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский, держащие в руках икону Владимирской Богоматери. Вверху изображен Святой Дух в виде голубя на фоне сияния в окружении облаков. Великолепный колорит, выверенные пропорции, умиротворенность и гармоничность облика святых подчеркивают их значительную роль в русской истории.

Ростовские святители и чудотворцы снискали всеобщее почитание и любовь. Подобно столпам, поддерживающим все здание Русской Церкви, возвышаются они на финифтяной иконе. Именно они освящали русскую землю с начала её возникновения до обретения высочайшего духовного подъема.

История русских святых - это история терпения и красоты, так как православие всегда сочетает веру с красотой, добрую жизнь с прекрасным, и история добрых дел русских святых – это история, которая обогащает сердце и душу человека.

Ростовская финифть – промысел, имеющий огромное культурно-историческое значение не только для Ростова, но и для всей России и всего мира.

«. Народный промысел - это как храм, он возникает не где придется, а только в особом месте, там, где на то есть воля Божья, Божья благодать. Божье благословение. В этом все дело. И это - реальная истина, подтвержденная всей историей народных художественных промыслов, множеством человеческих судеб. Ничем иным этот «феномен места» объяснить невозможно. Поэтому и произведения народных мастеров несут в себе огромный заряд духовной энергии».

Мы считаем, что ростовская финифть останется ярким, самобытным явлением современного русского искусства, имеющего глубокие национальные истоки. Роспись по финифти делает иконы вечными, краски со временем не тускнеют, сохраняют свою яркость и свежесть. Всматриваясь в миниатюрные эмали с изображением святых, мы возвращаемся к своим истокам и вечным жизненным ценностям, которые несут нам то трепетное и чистое, что именуется душой и мечтой народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)