Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Малая Родина

К городам, в которых мы росли

Вед. : Есть устойчивое выражение - «родной край». Что-то в нем странное, противоречивое: ведь «край»- это место, где все кончается; а «родной край»- место, где все начинается. «Родной край» на самом деле вовсе не край, а середина; это центр вселенной и точка отсчета

Родной, родители, Родина - слова одного корня. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела. И чувство Родины произрастает, как все большое, из малого зернышка. Пусть нашим зернышком будет эта виртуальная экскурсия.

Вед. :Детский оздоровительный лагерь «Сосна» - подарен нефтяниками детям в 1962 год. Находится в 9-ти км. от трассы и расположен в живописном сосновом бору. Сосняки эти - рукотворное чудо. «Воропаевская сосна» под таким названием занесены они в список памятников природы. Насаждения занимают многие километры вокруг и растут на огромных песчаных пространствах. Многие и многие километры здесь тянутся пески. Ученые полагают, что раньше здесь пролегала древняя долина Дона. Это был Палео-Дон, который начинался в верховьях Оки и Медведицы. Около 15 млн. лет назад эта река была самой самой водной на юге Русской равнины. Около полумиллиона лет назад древние речные долины были затерты ледником, который затем, по мере таяния, вынес в долину Дона, Хопра, Медведицы массу песков. А уже по иссушению климата они были взбугрены, и образовались Кумылженские, Арчединские, Голубинские и Цимлянские пески, которые уникальны по своей природе. У них есть красивое описание - солнечные, текучие, зыбкие, но при ветре они – злые и колючие.

Вот и хутор Зимовской, в стороне от него с правой и с левой сторон остались ещё два поселения донских казаков хутора: Зимовская Паника и Летовский

Чтец. : Ст. « Донские станицы»

Донские станицы-

Как в книге страницы,

Что пишет история вновь.

В них корни и сила

Казачьих традиций,

К земле и свободе любовь

Ночные зарницы

И даль без границы

И волны в море ковыля

Степные просторы

Родимой землицы

Тужить казаку не велят.

Дорога пылится-

Станицыстаницы

Вед. :. К сожалению от когда-то населенных ,богатых хуторов остались лишь практически одни названия, да некоторые данные в документах. Так например ; в хуторе Летовском в 1874 году была построена деревянная церковь Пайтелеймона. А в 1877 открылось приходское училище. В начале 20 века здесь проводилась ярмарка.

А в хуторе Зимовская Паника был установлен памятник воинам, погибшим в ВОВ. Время оказалось безжалостным к этим хуторам, они просто скоро исчезнут.

За хутором Зимовским протекает Дон.

Стих. «Дон»

Чтец: Дон могучий, Дон глубокий

Темно-синею волной

По степи бежит широкой

Блещет яркою струей

И журча катятся волны

Да валы о берег бьют

И о днях былой свободы

Песни смелые поют

Вед. : И уже с левого берега реки видны купола монастыря и часовень.

Предание гласит: Сауш с братиями, увидев красоту здешних мест, решил основать в этих краях святую обитель. Но разбойники узнав это, позарились на мошну и порубали братьев ятаганами,а тела сбросили в урвище. Сауш же, найдя их тела, помутился разумом, стал юродивым да блаженным. Сам он того не ведал. Ибо на его лице сквозь седую поросль теплилась улыбка человека, не отягченного земными бедами. Глаза многие лета лучились добротою и и молодостью. Поселился он недалеко от того места, где упокоились братья, хранил их последнее прибежище. Питался травами, корешками, ягодами из поймы, скудным подаянием. Денно и ношно молился о спасении душ убиенных. На здешних жильцов при встрече смотрел умиленно и ласково. Он им нравился. И со временем они в нем признали праведника. В его бессвязном бормотании многим чудились пророчества. Сауша стали оберегать от собак и докучливых мальчишек.

Считается, что в 16-17 веках,когда на Руси повсюду бродили разбойничьи шайки, а на юге России дикие орды татаро-монголов и калмыков творили бесчинства, убийства отшельников были обычным делом. Но даже они не могли уничтожить пустынножительства, чему, по всей вероятности, мы и обязаны сохранением сказания о семи убиенных братиях - отшельниках. На месте их погребения подвизались так называемые трудники (люди, работающие на монастырь по обету, бесплатно). Образовали пустынь около 1693 года на земле, выделенной жителями Кременской станицы.

На том самом месте у Дона, на правом берегу, возник поначалу пещерный, а затем и выстроенный Вознесенский мужской монастырь. При нем, как водится, населился хутор , прозванный в память о монахе - Саушенским. На месте убиения братьев, на берегу, воздвиглась часовенька

Впервые у могил семи братий деревянная часовенка построена в 1830 году. Приходящие на могилы семи братий люди, страдающие лихорадкой (малярией) и другими тяжелыми болезнями, помолившись здесь, считалось, получали « по своей к ним вере исцеление». Праведные мученики пользовались в народе любовью и почитанием

24 октября 2002 года начато вновь строительство часовни, разрушенной временем и безверием. Часовня - она как маяк, указывающий путь к монастырю.

Согласно тем же преданиям, донская обитель Межигорская была основана примерно в середине 17 века. К этому времени и относится начало монашества в Донской области.

Вед. : Кременско-Вознесенская обитель находится на правом, несколько покатном берегу Дона между Кременскою и Новогригорьевскою станицами. С западной и южной сторон монастыря возвышаются покрытые можжевельником горы с которых открывается превосходный вид на задонскую сторону. С восточной стороны от монастыря находится лес, а с северной протекает река Дон. Новая обитель была названа по храму Вознесенской, а по юрту – Кременскою. В 1741 году владения монастыря расширяются и хозяйство обители пополняется мельницей на реке Иловля. Так было положено начало мукомольному и прочим промыслам, которыми на протяжении последующих ста шестидесяти шести лет будут славны монастырь, его скиты и пустыни. Положение монастыря, его благосостояние улучшилось, и уже в 1763 году братия ходатайствует о строительстве каменой церкви – «настоящей во имя Вознесения Господня, а приделы – по праву сторону во имя Благовещения Пресвятыя Богоматере, а по левую – архидиакона Стефана». Для такого непростого строительства в монастыре уже и материалы имеются, пожертвованные «доброхотными дателями».

Одним из главных жертвователей стал сын легендарного казачьего героя Данилы Ефремовича Ефремова - войсковой атаман Степан Данилович Ефремов. И еще один «доброхотный датель» казачий полковник В. П. Перфильев. Он на свои средства приобрел для Вознесенского придела иконостас, пакадило, серебряные лампады, ризы и др. принадлежности храма. Портрет Перфильева находился в монастырской столовой, а могила на месте сгоревшей деревянной церкви, близ Дона.

Строительство каменного храма длилось 19 лет и закончилось в 1782 году. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Стих. « Колокола»

Колокола!

Ваш звучный звон-

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей.

Той, что не стаяла как дым

В кострах высоких Чингизхана,

Не гибла

Под пятою пана,

Не стлалась

Ковылем седым.

Колокола-

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий.

Ваш звон-

Связующая нить

Меж будующим

И настоящим.

( Колокольный звон) Вед. под фон тихого звона :

В 1788 году монастырь был упразднен. Монашествующие переведены в разные монастыри.

По преданию, часть монахов, оставив обитель, поселилась в балке под горой в километре от монастыря. И по их усердной молитве в день «Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани» забил святой источник. Он сотни лет поил своей водой тысячи и тысячи паломников с многих хуторов и станиц Придонья. Он и теперь жив, исцеляя своей водой людей. В монастыре свято хранят традицию; в течение трех дней перед престольным праздником Вознесения к могилам семи братьев и далее к источнику устраиваются крестные ходы.

Вед. : Через десять лет «опалы» по настойчивым просьбам казаков Кременско-Вознесенский монастырь вновь открывают и восстанавливают. Благодаря бывшему иеромонаху Варлааму имущество монастыря и храма с приделами оказалось в целости и сохранности. Конечно, это говорит еще и о трепетно-уважительном отношении казаков, как именитых, так и простых, к обители, обустроенной на их добросердечные пожертвования. В обители была хорошая библиотека с большим количеством старинных и современных церковных книг.

За сто лет бедная обитель превратились в авторитетный монастырь с процветающим храмом и крепким хозяйством. Таким Кременско-Вознесенскому монастырю было суждено оставаться до самого Октябрьского переворота 1917 года

Вед. : Осень 1992 года. Десятки лет простоявший в разрухе и забвении Кременско-Вознесенский монастырь. В сопровождении протоиерея Федора, посещает монастырь Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман. Уже через несколько дней силами прихожан храма Рождества Богородицы города Фролово территория монастыря и храм начинают очищаться от мусора. Трудно занималась заря возрождения старой обители Но уже в 1993-94 годах было совершено несколько постригов.

9 июня 1994 года - престольный праздник, в этот день монастырь, вновь обрел свою святыню — икону Августовской Божией Матери. Явление Царицы Небесной российским воинам накануне битвы в августовских лесах состоялось в сентябре 1914 года.

Вед. : Район канала был ареной жесточайших битв, он постоянно переходил из рук в руки противника. В 11 часов вечера воины русской армии увидели в небе четкий образ Божьей Матери с младенцем Христом, указывающей одной рукой на запад. Они не только различили светлые черты Богородицы , но и встав на колени долго молились ему. Позже это видение преобразилось в огромный крест и растаяло в ночном небе. В этом сражении ни один из свидетелей явления ни погиб, а по некоторым утверждениям, уцелели они и в других битвах этой войны. По свидетельству этого чуда было написано много икон.

В 1915 году казачки хутора Клетско-Почтовского, чьи мужья воевали на фронтах первой мировой, заказали эту икону в Усть-Медведецком монастыре, ниже иконы 52 имени казаков-свидетелей явления.

Стих. «. Дорог мне» (Майков)

Дорог мне перед иконой

В светлой ризе золотой

Этот ярый воск, возжженный

Чьей неведомой рукой.

Знаю я: свеча пылает,

Клир торжественно поет-

Чье-то горе утихает,

Кто-то слёзы тихо льёт,

Светлый ангел упованья

Пролетает над толпой

Этих свеч знаменованье

Чую трепетной душой:

Это - медный грош вдовицы,

Это - лепта бедняка,

Этоможет быть убийцы

Покаянная тоска

Это светлое мгновенье

В диком мраке и глуши,

Память слез и умиленья

В вечность глянувшей души

Вед. : В мае 1996 года, после более чем семидесятилетнего молчания, снова зазвонили к службе колокола. (Звон колоколов)

В июле 2001 года в обители начато строительство новой часовни во имя святителя Николая. Часовня построена на месте расположения пустыни — прообраза будущего Кременско-Вознесенского монастыря в XVII веке. В этом же году начато строительство (возрождение) Пятницкого скита. (Строгая жизнь в скиту: ограничения в пище, сне, особое длительное молитвенное правило с тысячами поясных и земных поклонов - способствует возбуждению высокого монашеского духа. ) Учреждение же Пятницкого скита было в начале 20 века. К сожалению, точная дата основания скита неизвестна, нет сведений и том кто был первым насельником, где точно он располагался.

Вед. : В 2008 году исполнилось 315 лет как монахи образовали пустынь на месте нынешнего Кременско-Вознесенского монастыря. Обитель подвергалась многим превратностям и случайностям судьбы, она два раза закрывалась. Но сейчас монастырь все отчетливей принимает былые формы старинной казачьей обители.

Идея отца Руфина - паломнический путь от святого источника через монастырскую церковь и часовни к могилам семи братьев замкнуть полукольцом.

Монастырь всегда играл большую роль в распространении грамотности и благочестия среди донского населения. В праздничные и воскресные дни в храм для молитвы стекались все насельники обители и паломники из близлежащих станиц и хуторов, а также прибывшие издалека. В него отдавали детей поучиться порядочности, пению, грамоте и работам. С момента своего основания монастырь нес ещё одно определенное назначение - давал приют и покой старым, больным и израненным донцам, а также находили в нем приют люди немощные и сироты. Назначение это осуществлялось всегда с большим усердием, для чего в монастыре имелась небольшая богадельня.

Вед. : Кременско – Вознесенский монастырь был неотьемлимой частью жизни народа, живущего с ним бок о бок. Их судьбы неразрывно связаны.

Родина и Отечество слиты воедино в нашем сознании. Родина - это где ты родился, Отечество - это место где жили наши отцы, деды, прадеды. И нужно не забывать, что слово Отчество произошло от слова «Отче»

Возродить Россию – не значит вернуть ей величие сверхдержавы. Вернуть нужно прежде всего: чистоту души и отзывчивость сердца, опомнится от равнодушия, бесчувствия, ощутить нынешние беды и боль своих ближних, народа, Отечества.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)